Женский журнал Ladyblue

Собрание подготовительной группе по фгос. Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года консультация (подготовительная группа) на тему

Составил воспитатель: Круглова Е.Е

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Форма проведения: встреча.

Подготовка : вырезанный портфель из ватмана, фломастеры,памятки «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

План собрания:

1. «Давайте познакомимся». Вступительная часть.

2.Поздравление родителей с началом учебного года, вручение благодарностей за участие в ремонтных работах.

3.Сообщение: «Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7лет».

4. Ознакомление с целями и задачами ДОУ.

5 .выступление родительского комитета.

6.Разное.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Мы очень рады, что вы нашли время, чтобы побеседовать с нами о ваших детях.

Игра «Хваставство».

Предлагаю похвастаться своим ребенком. Например «Мой Сережа лучше всех завязывает шнурки»

Тема нашего собрания -начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и наших детей.

Вручение благодарственных писем.

Хочется начать с приятного и поблагодарить всех родителей которые принимали участие в осенней ярмарке которая проводилась 15 сентября 16.00. и проведение ремонтных работ в группе к началу учебного года.

Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ и подготовке группы к началу учебного года.

Теперь можно приступить к обсуждению темы нашего собрания.

Вы все хорошо знаете своих детей, их привычки, особенности. Для каждого из вас ваш ребенок уникален и неповторим. Но наверняка, вы задумывались над тем, что далеко не все вы понимаете в его поведении, предпочтениях и капризах. Мы предлагаем вам прослушать консультацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7лет» .

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

6 – 7 ЛЕТ

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.

Направления развития Умения и особенности развития

1 Социальное развитие

умеют общаться со сверстниками и взрослыми;

знают основные правила общения;

хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)

стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;

тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

2 Организация деятельности

способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;

могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;

способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;

способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;

способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие

способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов

обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов)

грамматически правильно строят предложения

умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать

свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль

способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно

способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие

способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей

проявляют самостоятельный интерес к животным, кприродным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов

с удовольствием воспринимают любую новую информацию

имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни

Развитие внимания

способны к произвольному вниманию, одна¬ко устойчивость его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка

Развитие памяти и объема внимания

количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2)

преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии

дети способны к произвольному запоминанию

умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала

значительно легче запоминают нагляд-ные образы, чем словесные рассуждения

способны овладеть приемами логического запоминания

не способны быстро и четко переключать внимание с од-ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой

Развитие мышления

наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление

доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие

способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т. п)

способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.)

способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом

способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей

Зрительно-моторные координации

способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального:то, что удается одному ребенку, мо¬жет вызвать трудности у другого

Слухо-моторная координация

способны различать и воспроизводить несложный ритми¬ческий рисунок

способны выполнять под музыку ритмичные(танцеваль¬ные) движения

Развитие движений

дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений

способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей

способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.

способны выполнять сложнокоординированные гимнас¬тические упражнения

способны к координированным движениям пальцев,кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.

способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.)

способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах

Личностное развитие, самосознание, самооценка

способны осознавать свое положение в системе отноше¬ний со взрослыми и сверстниками

стремятся соответствовать требованиям взрослых,стремятся к достижениям в тех видах деятельности,которые они выполняют

¬самооценка в разных видах деятельности можетсуще-ственно отличаться

не способны к адекватной самооценке. Она в значитель¬ной степени зависит от оценки взрослых(педагога, воспитателей, родителей)

Мотивы поведения

интерес к новым видам деятельности

интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них

проявляют познавательные интересы

устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Произвольность

способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил)

способны проявить настойчивость, преодолевать трудности

Видно, что различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.

Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

Особенности образовательного процесса в группе.

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, видах детской деятельности .

А сейчас, уважаемые родители, мы попросим Вас собрать нам портфель.

Игра «Собери портфель» (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).

- Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут: юмор, доброта, внимание….)

Выступление родительского комитета с отчетом о проведении ремонтных работ в группе.

Разное .

ПЕРСПЕКРИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

на 2015-2016 учебный год Возрастная группа: подготовительная

Цель: совершенствование сотрудничества (партнерства) с родителями в процессе формирования готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Задачи: 1. Познакомить родителей с составляющими готовности детей 6-7 лет школьному обучению.

2. Организовать совместное с родителями изучение особенности формирования разных сторон готовности ребенка к школьному обучению.

3. Помочь родителям в создании условий в семье, способствующих гармоничному развитию старшего дошкольника и успешной подготовке его к школе.

4. Способствовать освоению родителями разнообразных методов и приемов формирования готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

5. Реализовать систему совместных мероприятий по воспитанию и обучению детей подготовительной группы.

Оформление информационного стенда

Ловецкова Т.Д. Красочное оформление информационного стенда в дошкольном учреждении, как инструмент работы с родителями/ Каримова Галия Фаниловна

Август

Индивидуальные беседы

Педагогические беседы и тематические консультации для родителей/ Лариса Котова

Август – сентябрь

Фотовыставка «Летние приключения»

Сентябрь

Анкетирования «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе

Тест «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу »/ А.Е. Хасанова

Сентябрь

Буклет «Что должен знать родитель будущего первоклассника?»

Буклет для родителей будущего первоклассника/Калиошко Г.И.

сентябрь

Первое родительское собрание

«Ребенок скоро идет в школу»

Родительское собрание на тему: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы»/Людмила Фомина

сентябрь

Последующая работа

Проект «Скоро в школу»

Проект «Скоро в школу»/ Татьяна Каск

Ноябрь

Фотовыставка «Быстрее, выше, сильнее!»

Ноябрь

Буклет «Способы предупреждения утомления у старших дошкольников»

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА/Алексеева Е.Е.

декабрь

Мастерская по изготовлению новогодних костюмов

Мастер - класс для родителей и детей подготовительной группы "Новогодняя мастерская"/Хлебникова О.Г.

январь

Предшествующая третьему собранию работа

Анкета «Как вы развиваете интеллект своего ребенка?»

Анкета для родителей подготовительных групп /Якупова Р.В.

Анкета «Интеллектуальное развитие детей»/Булгурян Е.А.

Январь

Буклет «Тренируем память»

Игры на тренировку памяти

февраль

Третье родительское собрание

«Самый умный первоклассник: интеллектуальная готовность к школьному обучению»

Родительское собрание в подготовительной группе "Подготовка детей к школе"./Ледяева Т.А.

февраль

Последующая работа

Экскурсия в школу (посещение урока)

Экскурсия в школу подготовительная группа./Сорочан Т.Ю.

февраль

Развлечение «Защитники Отечества»

Развлечение в подготовительной группе «День Защитника Отечества»/ Галина Фур

февраль

Сценарий праздничного концерта посвященному Дню 8 Марта/Динаева И.В.

Март

Тематическая выставка «Игры и упражнения для развития внимания, мышления, воображения»

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет/Лищенко В.Т.

Игры для детей 5-6 лет на развитие мышления/Иваницкая Л.В.

Коллекция дидактических игр на развитие воображения дошкольников/Захарова Е.В.

Март

Вечер вопросов и ответов с участие учителя начальных классов

РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ/Карлина Т.О.

Март

Предшествующая четвертому собранию работа

Тематическая папка «Кризис 7 лет: трудности взаимоотношений с взрослеющим ребенком»

Характеристика кризиса 7 лет./Пастухова О.А.

Март

Анкетирование «Развитие личности вашего ребенка»

Анкета для родителей./Каринэ Гладких

Апрель

Акция «Сделаем наш участок красивым!»

Апрель

Развлечение «Вместе весело шагать!»

Спортивное развлечение «Вместе весело шагать!»/Квитченко Н.А.

Апрель

Четвертое родительское собрание

«Ребенок в новом мире: личностная готовность к обучению в школе»

Родительское собрание в подготовительной группе

Цели : формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

План проведения

  • Приветствие «Перекличка».
  • Вступительное слово психолога (актуальность проблемы).
  • Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
  • Игры с родителями: «Запрещённое движение», «Зеркало»
  • Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению
  • Самодиагностика рисунков детей «Каким я вижу себя учеником?»
  • Решение проблемных ситуаций
  • «Открытое письмо родителям».
  • Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход собрания:

— Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.

Приветствие родителей «Перекличка».

Педагог-психолог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, …. Родители прослушивают рассказ о ребёнке и догадываются, о ком идёт речь.

Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках».

Примерные вопросы:

  • Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
  • Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
  • Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
  • Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • беременность и роды протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

«Открытое письмо родителям».

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

Письмо начинается так:

  • Больше всего в школе мне понравится…
  • Мне не понравится, если на уроках…
  • Когда я делаю домашние задания, мои родители…
  • Я очень хочу, чтобы мои родители…
  • Я думаю, что в 1-м классе…

В ывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

Правила детского общежития

  • Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
  • Не дерись без обиды
  • Не обижайся без дела
  • Сам ни к кому не приставай
  • Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
  • Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
  • И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Ответы на вопросы

Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-не получается. Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи,до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

Взрослые, помните!

Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Статья размещена в авторской редакции.

Надежда Зозуля
Первое родительское собрание в подготовительной группе

Родительское собрание в подготовительной группе

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями.

познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

обновить анкетные данные семей воспитанников;

моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;

повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Форма проведения: встреча, деловая игра.

Участники: воспитатель, родители.

Вступительная часть

Родители заходят в группу. Рассаживаются на стулья, которые расставлены полукругом.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе. Наши ребята стали совсем большие. Еще один год и они будут первоклассниками. Этот год будет для нас с вами самым сложным и трудным. Мы должны качественно подготовить наших деток к школе. Без вашей помощи мне никак не справится. И сегодня мы поговорим с вами о планах на предстоящий год, а так же выясним, как морально помочь ребенку и не сломить его в столь трудные дни.

Деловая игра.

Сейчас, я предлагаю вам вспомнить себя в возрасте 6-7 лет.

Чего вам больше всего хотелось?

Нравилось ли вам, когда на вас ругались родители?

И вашим детям это не нравится. И вашим детям хочется побегать и поиграть.

Для того, чтобы нам лучше с вами понять своих детей, понять их чувства, мы с вами обыграем самые распространенные ситуации из жизни каждой семьи, в которой есть ребенок первоклассник.

Я попрошу вас разделиться на пары и решить, кто из вас будет ребенком, а кто родителем. Пусть один человек из пары подойдет к цветку и выберет себе лепесток. На лепестке у каждого из вас написана своя ситуация, которая может произойти с ребёнком в школе. Ваша задача обыграть ее. Затем мы с вами решим, как лучше было поступить в этой ситуации.

Лепестки цветка (см. приложение 1).

Я очень надеюсь, что прорешав такие проблемы в группе со мной, вы будете решать их так же со своим ребенком.

Возрастные особенности:

А теперь следует сказать вам о возрастных особенностях ваших деток.

Вашему ребенку исполнилось 6 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидуют самые великие писатели. Ребенок готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались.

В 6 лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку.

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса.

Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству. 6-7 лет пик творческого развития ребенка Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В 6 лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Готовность ребенка к школе

Более подробно остановимся на психологической готовности,

которая включает:

Интеллектуальную готовность;

Мотивационную готовность;

Эмоционально-волевую готовность;

Коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

Свой адрес и название города, в котором он живет;

Название страны и ее столицы;

Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

Времена года, их последовательность и основные признаки;

Названия месяцев, дней недели;

Основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

Способностей ставить перед собой цель,

Принять решение о начале деятельности,

Наметить план действий,

Выполнить его, проявив определенные усилия,

Оценить результат своей деятельности,

А также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Коммуникативная готовность.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Родители, вы должны понять одно, если ваш ребенок умеет читать, писать, считать – это еще не значит, что он готов к школе!

Приложение 1

Ребёнок получил оценку «2»

Вас вызывают в школу

Ребёнок принёс замечание в дневнике

Ребёнок не выполнил домашнее задание

У ребёнка порвался портфель, пиджак, юбка.

Ребёнок потерял что-то в школе

Ребёнок не отзвонился, как дошёл до школы

Ваш ребёнок соврал вам.

Ваш ребёнок стал ругаться

Ваш ребёнок не хочет идти в школу

Ваш ребёнок плохо себя ведет в школе

Ваш ребёнок принёс чужую вещь из школы

Время проведения : конец августа - начало сентября.

Форма проведения : беседа - диалог воспитателей и представителя администрации дошкольного образовательного учреждения с родителями детей подготовительной к школе группы.

Цель : ознакомить родителей воспитанников: с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе; с возрастными особенностями детей 6-7 лет; с целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.

Подготовка к собранию:

Подготовка поздравительного детского номера;

Украшение группы;

Оформление выставки детских работ;

Подготовка благодарственных писем;

Приглашение представителя администрации дошкольного учреждения, узких специалистов.

Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

План проведения

1. Торжественное начало собрания: выступление детей, поздравление с началом учебного года, вручение благодарственных писем за помощь в подготовке группы к началу учебного года.

2. Выступление воспитателя:

Цели и задачи дошкольного образовательного учреждения на учебный год;

. «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» (приложение А) или «Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы» (приложение Б);

Режим дня, сетка занятий;

Организация дополнительного образования: платного и бесплатного (в форме кружковой работы).

3. Встреча с узкими специалистами.

4. Знакомство с родителями вновь пришедших детей.

5. Выборы родительского комитета группы.

6. Определение тематики групповых родительских собраний. Утверждение плана совместной работы на учебный год.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

Воспитатель обдумывает форму приглашения родителей воспитанников. Приглашение может быть выполнено в виде поздравительной открытки со следующим содержанием:

Уважаемые мама и папа воспитанника группы №... детского сада № ... (фамилия, имя)!

Приглашаем вас на встречу родителей с воспитателями группы (Ф.И.О.) и (Ф.И.О.) и представителями администрации дошкольного учреждения.

Встреча состоится (дата, время) в группе №... нашего детского сада.

Воспитатель (Ф.И.О.)

Приглашение-объявление о предстоящим родительском собрании может быть оформлено и на двери группы, которую посещают дети, и в родительском центре на видном месте. Приглашение на родительское собрание может быть сделано и по телефону.

Воспитатель оформляет приглашение на первое родительское собрание и узким специалистам, которые будут работать с воспитанниками группы в течение предстоящего учебного года. Это могут быть музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре и плаванию, преподаватель ИЗО, психолог дошкольного учреждения. Воспитатель обговаривает с каждым из них цель его прихода на данное родительское собрание и примерный текст выступления.

Воспитатель приглашает на родительское собрание также представителя администрации ДОУ (старшего воспитателя) и обговаривает с ним момент представления нового воспитателя, если он начинает работать в группе вновь.

Если в группе появились новенькие дети, то воспитатель обговаривает с родителями этих детей содержание речи, отражающей особенности ребенка, его занятий и увлечений, стиля воспитания в данной семье. По данной схеме будут рассказывать о своей семье вновь вливающиеся в родительский коллектив родители.

Воспитателям необходимо подготовить текст анкеты, включающей наличие определенных сведений, касающихся семьи ребенка. Данная анкета может быть использована воспитателями на протяжении всех лет посещения ребенком детского сада. Каждый год организационное собрание в группе начинается с этой, уже заполненной анкеты, в нее вносятся лишь произошедшие по истечении каждого года изменения (приложение В).

Воспитатели в период подготовки к родительскому собранию придумывают наглядное оформление в виде плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей. Плакаты могут быть следующего содержания:

. «Воспитание - лучший припас к старости». (Аристотель)

. «Терпение - пластырь на все раны».

. «Хороший пример - наилучшая проповедь».

. «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью».

(А. Чехов)

К данному родительскому собранию желательно оформить стенды, отражающие культурно-досуговую деятельность детей группы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении по сбережению и сохранению здоровья детей, в целом направления воспитательно-образовательной работы данного дошкольного образовательного учреждения.

II. Организационный этап

Родители, заходя в группу, рассаживаются произвольно. Если в группе появились новенькие дети, то на первом собрании воспитатель дает каждому приходящему на собрание родителю бейдж с полностью написанными фамилией, именем, отчеством. Цель - предоставить возможность познакомиться со вновь пришедшими родителями.

В группе звучит музыка, помогающая снять ощущение усталости от напряженного рабочего дня и настраивающая на совместную работу. У гостей должно быть время ознакомиться с содержанием подготовленных к собранию стендов. Воспитатель помогает освоиться новым представителям родительской группы, вовлекая их в просмотр подготовительных стендов. Родительское собрание начинает вести воспитатель.

Представитель администрации дошкольного учреждения представляет родителям нового воспитателя (если таковой имеется). Сообщает присутствующим родителям сведения о его образовании, стаже работы в качестве воспитателя, количестве выпусков, сделанных воспитателем, об основных отличительных особенностях выпускников данного воспитателя, о стиле, методах и формах работы, предпочитаемых воспитателем.

Затем присутствующим оглашаются вопросы, предлагаемые для рассматривания на родительском собрании, представляются присутствующие, оговаривается продолжительность проводимого собрания.

Выбирается председатель и секретарь родительского собрания сроком на 1 год.

Далее воспитатель информирует родителей воспитанников о режиме дня группы, содержании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой, о расписании развивающих занятий, дополнительных образовательных услугах (платных и бесплатных), сообщает номера контактных телефонов администрации дошкольного учреждения и воспитателей.

Родителям раздаются памятки «О возрастных особенностях детей подготовительной к школе группы» и «Правила поведения в дошкольном образовательном учреждении».

III. Этап ознакомления родителей с достижениями их детей

На организационном собрании данный этап проведения собрания будет заключаться в представлении присутствующих узких специалистов и их сообщения об особенностях работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников (музыкальное, речевое, физкультурно-оздоровительное, изобразительное) и основных требованиях, предъявляемых к воспитанникам при изучении данного предмета, а также обговариваются необходимые принадлежности для занятий. Узкие специалисты называют день, отведенный им для проведения консультаций с родителями воспитанников.

IV. Этан проведения педагогического всеобуча для родителей

На данном этапе предполагается ввести родителей воспитанников в круг целей и задач дошкольного образовательного учреждения на новый учебный год, в решении которых предстоит принять участие и родителям воспитанников данной группы. Главная задача воспитателей группы - увлечь родителей общей идеей дошкольного учреждения, чтобы родители стали единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития учреждения. Поэтому необходимо указать конкретную роль родителей группы на предстоящий учебный год.

V. Этап знакомства с новыми родителями

Проводится в устной форме. Цель - познакомить вновь пришедших родителей с коллективом родителей. Можно использовать игры в знакомства (приложение 3).

Раскрыть в краткой форме индивидуальные особенности семей. Первыми выступают представители родительского комитета, далее новые родители и все желающие. Выступления представителей семей должны содержать краткую, но интересную информацию о семье. После выступления всех желающих родителей предлагается внести свои изменения в предложенную воспитателями анкету. На работу по заполнению анкеты отводится 5 мин.

VI. Выборы родительского комитета группы

При выборе родительского комитета группы можно воспользоваться документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения» и обязательно ознакомить родителей с задачами родительского комитета, организацией и содержанием работы, правилами родительских комитетов. Воспитатель может также использовать и локальный акт своего дошкольного образовательного учреждения «Положение о родительском комитете группы». Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативной группе можно предписать те же задачи и права, что и родительскому комитету группы, указанные в «Положении о родительском комитете группы». Изменяется лишь организация и содержание работы инициативной группы.

1. Инициативные группы формируются на общем собрании родителей группы в составе 5-6 человек, количество групп - 4.

2. Комплектование инициативных групп происходит добровольно по желанию родителей.

3. Каждая инициативная группа отвечает в течение одного квартала:

За привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками;

Осуществление мероприятий по укреплению материально- технической и наглядно-дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно- гигиенических условий;

Развитие, укрепление связей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;

Проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.

4. Инициативная группа составляет план работы на квартал, учитывая условия и возрастные особенности воспитанников группы и их родителей.

5. Инициативная группа принимает решение при наличии на заседании не менее 4 ее членов.

6. Заседания индивидуальной группы проходят по необходимости, но не менее 2 раз в квартал.

7. Инициативная группа отчитывается о проделанной работе на родительском собрании группы.

8. Руководителем работы всех инициативных групп является председатель родительского коллектива группы, избираемый на родительском собрании и являющийся представителем от группы в родительский комитет дошкольного образовательного учреждения или Совет ДОУ.

VII. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы

Сначала следует познакомить родителей с мероприятиями, которые будут проводиться в рамках Годового плана работы дошкольного учреждения на новый учебный год (раздел «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»). Целесообразно выступление одного или нескольких родителей, присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения совместных мероприятий. Обговаривается количество планируемых мероприятий, цель их проведения, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение, определяется тематика групповых родительских собраний. Утверждается групповой план совместной работы на новый учебный год.

VIII. Подведение итогов родительского собрания

На этапе подведения итогов первого родительского собрания следует обговорить вопрос о проведении следующих родительских собраний, времени их проведения, продолжительности. В преддверии проведения следующего родительского собрания воспитателю желательно раздать родителям памятку-письмо по теме следующего родительского собрания.

Решение данного родительского собрания может быть следующим.

1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях - 1 раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания - 19.00.

2. Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий в течение первого квартала: (перечисляются имена, фамилии, отчества входящих в данную инициативную группу).

3. Назначить дату заседания инициативной группы по составлению плана групповой работы на первый квартал.

4. Председателем родительского коллектива группы избрать (фамилия, имя, отчество).

5. Принять к сведению содержание памятки «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» («Возрастные особенности развития детей подготовительной группы»),

6. Воспитателям планировать свой стиль взаимодействия с родителями группы, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для воспитания, обучения и развития детей в сложившемся коллективе.

Приложение А. Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Этот компонент государственного стандарта соответствует п. 1 ст. 7 закона Российской Федерации «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребенка на данном этапе развития.

Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.

Целевые ориентиры ступени дошкольного образования (возрастные характеристики ребенка на этане завершения дошкольного образования)

Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка. Эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка. Степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.

Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно:

Положительное отношение к себе;

Уверенность в своих силах;

Открытость внешнему миру.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.

Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.

Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости Устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание. Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

Приложение Б. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке.

Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В работе с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 - 7 лет:

* ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

* в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

* ведущее значение приобретает развитие воображения.

Приложение В. Анкета для родителей вновь пришедших в группу детей

Дорогие родители!

Ваш ребенок стал воспитанником нашего детского сада, в связи с этим мы просим вас заполнить анкету.

1. Ребенок:

фамилия, имя __________________

дата рождения __________________

страховой полис __________________

фамилия, имя, отчество __________________

год рождения __________________

образование, специальность __________________

место работы, телефон __________________

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) __________________

5. Домашний адрес, телефон __________________

6. Ребенка, кроме родителей, могут забирать: __________________

7. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________

8. Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для вашего ребенка? __________________

9. Кто из членов семьи больше всего времени уделяет ребенку? __________________

10. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения, игры? __________________

11. Назовите любимые ребенком игры, занятия и другие виды деятельности __________________

12. Существует ли у вашего ребенка любимое занятие, которым он может самостоятельно заниматься довольно продолжительное время? __________________

13. Назовите любимые игрушки вашего ребенка. Как вы думаете, почему ребенок их выделяет? __________________

14. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? Как часто? Кто проводит? __________________

15. Перечислите положительные качества вашего ребенка __________________

16. Какие черты характера вас настораживают в ребенке? __________________

17. Какие склонности, задатки вы заметили в вашем ребенке? __________________

18. Какими способами вы поощряете ребенка? __________________

19. Какая мера поощрения, на ваш взгляд, наиболее действенна? __________________

20. Наказываете ли вы своего ребенка? За что? Каким образом? __________________

21. Дайте краткую характеристику поведения ребенка в домашней обстановке

22. Дайте краткую характеристику поведения вашего ребенка вне дома:

со взрослыми __________________

с детьми на детской площадке __________________

в группе __________________

23. Какое участие вы бы хотели принять в жизни нашего детского сада? __________________

24. О каких семейных традициях вы хотели бы рассказать? __________________

25. Желаете ли вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка:

психолога

медицинского работника __________________

старшего воспитателя __________________

другого специалиста (укажите, какого) __________________

26. Другие замечания и пожелания __________________

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!