Женский журнал Ladyblue

Статьи по воспитанию. Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Казнить нельзя помиловать!

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Извечный вопрос воспитания детей знаком любому родителю. Иметь детей – это счастье, но это не значит, что ребёнок постоянно приносит только радость и ласку. Время от времени мамы и папы сталкиваются с плохими поступками своих отпрысков, с их грубостью и непослушанием.

У меня как у молодого родителя возникает вопрос: Как же правильно наказывать ребёнка, чтобы не причинить ему вреда, и в то же время суметь донести до него, в чем он виноват? А у вас возникала такая проблема?

Есть категория людей, которые считают, что ребёнка ни в коем случае наказывать нельзя. Как показывает практика, это приводит к тому, что ребенок уверен, что он может натворить, что угодно и ему за это ничего не будет, и он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо – в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Давайте разбираться по порядку. Всего лет сто назад считалось, что серьёзные физические наказания детей – это единственный вид наказаний ребенка, который обеспечит его правильное воспитание. Однако, сегодня уже все специалисты твердят, что наказывать ребенка физически просто нельзя. С другой стороны, речь идёт о серьёзных физических наказаниях, нельзя согласиться с тем, что стоит совсем исключить из видов наказаний детей все методы физического воздействия. Без них в воспитании ребенка, как ни крути, а не обойтись. Ни для кого не открытие, что регулярные физические наказания вызывают у детей лишь агрессию. С другой стороны однократное физическое воздействие применённое в какой – то критический момент может быть полезно и эффективно. Примеров тому много в жизни и в литературе. Например, в Педагогической поэмой Антона Макаренко.

В современном мире физическое наказание детей ушло на второй план. На смену ему приходит психологическое воздействие на ребенка. Но как же правильно воздействовать?

Самыми действенными способами считаются объяснение ребенку причин и возможных последствий после совершения им некоего проступка. К этому можно еще добавить исправление своих проступков, например, вытереть испачканную вещь, склеить порванную книгу, убрать разбросанные вещи и так далее. Дети должны четко усвоить, какие последствия их ждут, если они совершают недопустимые действия.

Уверена, что вы уже слышали, но я вам напомню ещё раз рассказ про маленькую девочку, которая срезала с маминого почти нового платья все цветы, тем самым испортив его. И сделала из этих цветов красивую открытку, что бы порадовать маму. В порыве гнева дочь была наказана как видно за свою попытку сделать приятное…. Обязательно необходимо выяснять мотив любого поступка. Помнить, что ребёнок плачет не от боли, а от обиды. Любое наказание должно быть справедливым, причём не только по вашему мнению, но и по мнению отпрыска!

Родителям всегда следует выполнять свои обещания. В противном случае дети перестают понимать и различать, что можно делать, а что нельзя и ложь и невыполнение обещаний будет нормой поведения вашего малыша. Следует всегда выполнять установленные правила в семье, с ними детям легче жить. Ни в коем случае не стоит напоминать ребенку о его недопустимом действии после того, как уже был наказан. После наказания всегда рекомендуется поощрить ребенка.

Антон Семёнович Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка». Я полностью разделяю его точку зрения.

В заключении мне бы хотелось вам рассказать одну притчу: «Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!»

Каждый выбирает сам, где ему поставить запятую….(Казнить < ? > нельзя < ? > помиловать!)

Воспитание детей является неотъемлемой функцией, обеспечивающей развитие и прогресс человеческого общества. За всю историю было много людей и теорий воспитания, на которых основывается современная педагогика или время от времени основывалась педагогика прошлого.Известны многие системы воспитания детей, которые объединяются на основе приоритетных целей, выделяющихся как задачи воспитания. Это физические, эмоциональные, умственные задачи. Разнообразие систем и подходов воспитания подчас ставят современных родителей если не в тупик, то в ситуацию сложного выбора.

Стоит ли следовать строго определенной системе воспитания ребенка

Если цели воспитания ребенка практически у всех здравомыслящих родителей совпадают, то с выбором системы воспитания дело обстоит сложнее. С рождением ребенка родители в некоторой степени лишаются своей личностной свободы, теперь их важнейшей задачей становится его воспитание. И не просто потому, что с самых первых дней закладывается характер, модель поведения и основы личности. Жизнь – это наш величайший дар от Творца, а чужая жизнь в наших руках связана с серьезной ответственностью перед Дарителем, перед будущим ребенка. «Наставь юношу на истинный путь, и он не свернет с него, даже когда состарится»,- говорится в Книге Книг.

Жизнь может внести коррективы, порой достаточно серьезные, в результат стараний родителей. Поэтому еще более важно максимально прикладывать эти старания. Ошибки недопустимы. Они очень дорого могут обойтись уже в детстве, юности, при общении со сверстниками, а также вылиться в серьезные проблемы взрослой жизни: в отношении к труду, умении строить взаимоотношения с супругом и собственными детьми, жизненные идеалы и позицию, проявлении личностных качеств.

Воспитательный процесс предполагает активное участие всех членов семьи в развитии умственных, интеллектуальных, духовно – нравственных и эмоциональных задатков личности.

Создатели известных систем воспитания отстаивают правильность своей системы. Многие родители задаются вопросом о том, какой системе отдать предпочтение и часто совершают ошибки. Не стоит всерьез воспринимать ни одну из систем воспитания и расценивать их лишь как полезные рекомендации. Ознакомиться с ведущими системами и выбрать для себя самое подходящее из них, конечно, стоит. Единственно верной и универсальной системы не существует, как не существует двух абсолютно одинаковых детей.

Различные системы преследуют различные цели воспитания


Помимо известных в мире систем воспитания существуют его отдельные типы, или модели, согласно которой родители относятся к процессу воспитания.

  • Авторитарный тип предполагает небольшое количество любви, зато много дисциплины. Интересы ребенка, его самостоятельность игнорируются. Имеет место жесткий контроль над поступками, выбором занятий, почти над каждым шагом ребенка. Родители создают свод незыблемых законов и правил. Результат таких подходов – неизбежные конфликты и отсутствие понимания, точек соприкосновения между родителями и детьми в подростковом возрасте. В другом случае ребенок бунтует, превращается в слабую личность и часто попадает под дурное влияние.
  • Либеральный тип, в противоположность первому, предполагает минимизацию правил и ограничений, в том числе по дисциплине. Ребенок не ощущает грани допустимого. В будущем это скажется на категоричности и избирательности в общении ребенка: он не приемлет тех, кто не подстраивается под него. Дети вырастают конфликтными и трудно адаптируются в коллективе.
  • Авторитетный тип основан на соблюдении дисциплины, рациональных подходах в отношениях. Такой тип предполагает разумную альтернативу, что позволяет ребенку быть ответственным, обязательным и дает уверенность в себе.
  • Хаотичный тип определяется отсутствием системы воспитания, беспорядочностью действий и решений родителей. Требования к дисциплине, поручениям, последовательность запретов и разрешений непостоянны и разрозненны. Такой ребенок вырастет нерешительным, безответственным и нерешительным.
  • Тип гиперопеки является также морально травматичным для ребенка, когда все решается и выполняется за него. Помимо завышенной самооценки, такой тип воспитания формирует беспомощность, безволие, эгоизм и повышенное чувство тревожности.

Чтобы не запутаться в системах и типах воспитания, всем родителям, особенно молодым, обязательно знать принципы и порядок реализации процесса воспитания. Это такие принципы:

  • Обязательность.
  • Комплексность.
  • Равнозначность.

Несмотря на высокий уровень развития общественного образования, как дошкольного, так и школьного, ведущая роль в воспитании личности ребенка принадлежит семье. Отпечаток особенностей личности родителей неизбежен.

Однако если в полноценной семье прикладывается максимум усилий, чтобы воспитать ребенка всесторонне развитой, полноценной и гармоничной личностью, важность такого семейного воспитания трудно переоценить.

  • Оно формирует качества, которые невозможно сформировать больше нигде.
  • Традиции семьи способствуют формированию личности.
  • Важнейшие задачи семейного воспитания – воспитание ответственного семьянина, хорошего человека, законопослушного и трудолюбивого гражданина общества.
  • Отвечает за социализацию ребенка, из семьи он выходит в мир, создает по ее типу собственную семью.

Все знают, что дети учатся на примерах. Поэтому не так важно, какой системы образования вы будете придерживаться, — важно, как вы себя ведете и что представляете собой. Семья обеспечивает психоэмоциональную поддержку, а также экономически обеспечивает ребенка. Ребенок, воспитанный в полноценной семье и окруженный любовью получает необходимые в жизни навыки, учится любить себя и окружающих, познает собственное «я».

Главный принцип воспитания в семье

Таким принципом является однозначно спокойное отношение к ребенку, что бы ни случилось. В любой, самой неоднозначной ситуации родители должны оставаться доброжелательными и добрыми к своему чаду. Это зависит от положительного настроя в семье, прежде всего самих мамы и папы.

Родители должны спокойно и положительно позволить ребенку сделать свои первые ошибки на площади, ограниченной теплыми стенами родительского дома. Родители должны помнить, что ребенок вовсе не хочет им досадить или насолить. Он просто хочет все знать, так он познает мир, и нужно относиться к нему с терпением.

Большинство взрослых с теплотой в сердце вспоминают свое детство и летние лагеря. Это время свободы, новых друзей, приобретения новых знаний и навыков. И вот теперь, когда у них самих есть дети, он не знают, стоит ли отправлять ребенка в лагерь? Безопасно ли там, будет ли ему там интересно да и как отпустить ребенка от себя. В этой статье мы рассмотрим 5 причин, почему все-таки стоит отпускать ребенка в детские лагеря.

Конечно, ребенку максимально хорошо, когда он растет в окружении любящих его мамы и папы, когда видит, как родители любят и ценят друг друга. Но не все семьи такие, случаются ситуации, в которых родители решают развестись, и, как правило, от этого страдают именно дети. Чаще всего дети остаются с мамой и тогда на ее плечи ложится огромный груз ответственности за то, чтобы ребенок рос в комфортной обстановке и не испытывал дефицита общения со вторым родителем.

Перед рождением своего первенца и женщины, и мужчины одинаково задаются вопросом: как изменится наша жизнь с рождением малыша? Некоторых эти размышления способны повергнуть в настоящий ужас. Порой начинает казаться, что уже ничто не будет таким, как прежде: прощай, свобода, здравствуйте, пелёнки и горшки! К счастью, всё не совсем так. Есть вещи, которыми не стоит жертвовать ради ребёнка, - и тогда ваша общая семейная жизнь будет яркой, насыщенной и полноценной.

Многие родители воспринимают купание в ванной исключительно в гигиенических целях, а ведь в ванной малыша можн закалять, учить держаться на воде, а также просто играть с ним, всесторонне развивая его и просто развлекая. Маленькие дети не любят мыть волосы, когда вода стекает по лицу, поэтому стоит об этом позаботиться заранее, купив специальный ободок для купания. Если купание у ребенка будет ассоуиироваться с игрой, то он всегда будет с радостью купаться.

Когда влюбленная пара становится семьей, чувствам и страстям нередко остается слишком мало места и времени. А если у молодых родителей к тому же появляются дети, то, как правило, именно они становятся центром внимания. Но как важно тут помнить: как раз в те часы, которые супруги проводят наедине друг с другом, образуется фундамент счастливого брака. Тем, кто хочет сохранить его именно таким, поможет ступенчатая тактика, предлагаемая психологами.

Приучить ребенка к чтению с малых лет - важная задача для многих родителей. Книги могут научить малыша видеть разницу между добром и злом, понимать дружбу и многому другому. Также чтение пополняет словарный запас ребенка, расширяет его кругозор и является отличным поводом для него проводить больше времени вместе с родителями. Чтобы вызвать у малыша интерес к чтению, достаточно воспользоваться приведенными ниже советами.

Как заставить ребенка учиться

Впервые попав в школу, первоклассник обычно уже умеет писать, считать и даже знает некоторые слоги, не так ли? Он умеет многое для своего возраста, но ему все равно хочется учиться новому, узнавать все больше увлекательного. Однако почему через несколько месяцев или лет ребенок перестает заниматься: читает еле-еле, пишет кое-как, а учить и вовсе ничего не желает? Большинство родителей мучаются со своими детьми, ведь даже не понимают, откуда взялось такое нежелание учиться.

С появлением в семье ребенка возникает много проблем, которые необходимо решать здесь и сейчас. Подобрать одежду, игрушки и другие аксессуары порой родителей сводят с ума, так как для приобретения всех товаров нужно оббегать не один магазин. Сегодня в интернет-магазине можно подобрать абсолютно любой товар, который подходит не только по предназначению, но и качеству.

Многие дети, особенно достигшие сознательного возраста, начинают просить у родителей «собачку, кошечку, черепашку». Что в таком случае делать родителям? Отказать ребенку или помочь выбрать подходящего питомца?

Все больше набирают популярность туристические образовательные туры. Это отличная возможность совместить приятное с полезным. На сегодняшний день многочисленные образовательные центры предлагают отдых на морском побережье с интеллектуальной программой. Дети набираются сил перед началом учебного года и одновременно с тем приобретают новые знания.

Современным детям довольно сложно угодить подарком. Они гораздо взрослее, чем были мы в их возрасте да и запросы у них не из дешевых. Здесь неуместны воспоминания и мечты из вашего детства, потому что времена меняются, прогресс – на лицо. Те игрушки, что были актуальны для вас, скорее всего, будут абсолютно неинтересным вашему современному чаду.

Вопрос дисциплины всегда стоит очень остро не только для родителей. Это необходимо для социализации и самому ребенку. Родители сталкиваются с трудностями, задумываясь о том, как же дисциплинировать ребенка, чтобы он вырос приспособленным к жизни в обществе, мог пользоваться своими правами и выполнял обязанности. Дисциплинированный ребенок понимает границы дозволенного и знает, что привилегии нужно заслужить.

Важность игрушек в развитии маленького ребенка трудно переоценить. С их помощью он моделирует жизненные ситуации, развивает воображение и свой внутренний мир. Но игрушки становятся проблемой тогда, когда игра закончена и их нужно расставлять по местам. Чаще всего это становится заботой родителей. Как же научить детей без напоминаний прибирать свою комнату?

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.

В наше время в педагогике общепринятым является тезис о том, что результативным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. Такие как В.А. Караковский, Л.Н. Новикова и Н.Л. Селиванова считают, что это понятие становится более распространённым, и в ближайшее время станет ключевым в нашей педагогике.

В.А. Караковский полагал, что школа представляет собой целый социальный организм, имеющий собственную логику и развитие. В этом «организме» происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

А.С. Макаренко утверждал, что в одиночку педагог, даже самый талантливый не может участвовать в организации учебно-воспитательного процесса. Должна быть организованная система, состоящая из коллектива единомышленников, которые создают эту систему и развивают ее.

Воспитательная система, которая была в свое время «запущена», стала ежедневно и ежечасно порождать в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание. Абсолютно, педагогическая деятельность воспитателя очень важна, но она не единственная.

Сделаем акцент на подростковом возрасте. Именно в этот период человек-подросток обретает способы грамотной адаптации во взрослом мире. Также в этот период формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет определять его жизненную позицию в будущем. Молодое поколение не имеет необходимых знаний понимать проблемы общества, не имеет психологической готовности, чтобы участвовать в них.

Большие запросы жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые педагогические подходы, чтобы соответствовать этим запросам. Воспитание подростка - это задача комплексная. В нее входят все сферы жизни ребенка.

Работая воспитателем с детьми подросткового возраста, а также являясь мамой двух детей данного возраста, была заинтересована в дальнейшем изучении проблемы воспитания детей подростков.

А чем же статья?

  • Во-первых, эта статья о воспитании, обеспечивающее личностный рост ребенка.
  • Во-вторых, это статья о воспитании и сотрудничестве педагогов и детей в сфере их совместного бытия, как школьного, так и вне школьного.
  • В-третьих, это статья о системном подходе к каждому ребенку.

Что же такое воспитание?

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него системы ценностей которые приняты в обществе. Воспитание можно поставить наравне с обучаемым процессом. Только в отличие от обучения воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношение к миру, к людям, к обществу, в конце концов, к самому себе. Результат обучения - это знания, умения и навыки.

Воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

Прежде чем требовать от ребенка усвоения норм поведения, педагог или родитель рассказывает ему об этих нормах и о необходимости придерживаться их, то есть передает ребенку знания об этих нормах. Потом следит за ребенком как он соблюдает эти нормы, время от времени напоминает о них. Нужно подавать пример собственным поведением, тем самым помогать выработать ребенком навыки поведения.

В качестве воспитуемого все время выступает ребенок, хотя воспитательный процесс осуществляется непрерывно, в течении всей жизни. Сенека Луций Анней еще в 4 в.до н.э. сказал «Век живи - век учись».

Воспитательный процесс затрагивает личностное развитие не только самого воспитанника, но и воспитателя, который обнаруживает и постепенно развивает у себя качества, необходимые для успешного осуществления воспитательного процесса. Можно сказать по другому, что родители чему-то обучаются у своих детей, а учителя чему - то учатся у своих учеников. Различные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться не только ребенка, но и воспитателя. Воспитывая своих детей, мы воспитываем самого себя.

Воспитание подростков в наше время является проблемой более чем актуальной. Это проблема, как для родителей, так и для педагогов. Подростки в таком возрасте стараются самовоспитаться без помощи взрослых. Из опыта своей работы можно сделать вывод, что подросток способен продолжать заниматься самовоспитанием, хотя далеко не все делают это сознательно и целенаправленно.

В процессе воспитания подростков можно выделить следующие этапы:

  • развитие у детей потребности в формировании того или иного качества;
  • усвоение детьми знаниями о личностных качествах;
  • воспитание умений, навыков и привычек поведения.

Эти этапы можно реализовать с помощью включение детей в различные формы и виды активной деятельности. На каждом этапе стоят различные задачи. И чтобы реализовать эти задачи, педагог организует какое-либо дело и прикладывает как можно больше усилий для включения в него воспитанников. Включив детей в их собственную деятельность, воспитатель может добиться благополучного решения этих задач, которые стоят перед ним.

И обучение осуществляется в различных социальных системах: в семье, в детских общественных, культурных, спортивных организациях. Например в семье детям надо дать возможность помочь родителям и не надо их отталкивать, если они сами вызываются на помощь. Неважно папе ребенок хочет помочь или маме.

Воспитание - это процесс целенаправленный.

Главные задачи воспитания - формирование и развитие ребенка как личность, владеющей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе.

Процессом воспитания является многофакторность. При его осуществлении этого процесса нужно учитывать и применять огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается различному влиянию и при этом накапливается не только положительный, но и отрицательный опыт.

В воспитательном процессе непозволительна противопоставление воспитателя с воспитанниками. Педагог должен бороться не с плохими качествами ребенка, которые у него есть, а за хорошие качества, которые у него будут.

Также непозволительно делать акцент на промахи и недостатки. Их надо поддерживать в любом случаи, необходимо выявлять положительные стороны, тем самым развивать ощущение успехов.

Личностные качества ребенка выражаются, прежде всего, в его общении и взаимодействии с окружающими людьми. Общение со сверстниками занимает равноправные позиции и тем самым подросток вырабатывает свой стиль поведения, формирует его.

Также личностные качества воспитываются в различных деятельностях. Деятельность может быть различной:

  • игровая деятельность включает ребенка в культуру его самореализации, приобретение им коммуникативных навыков (игры, соревнования);
  • творческая деятельность помогает воспитывать в ребенке способность к созданию чего - то нового;
  • трудовая деятельность включает совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражается и обогащается;
  • самоуправленческая деятельность включает в себя совместную деятельность ребенка с другими детьми и при этом создаются благоприятные возможности для личностного самоопределения.

В заключении можно сделать вывод, что воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили.

Не стоит пренебрегать использованием различной деятельности в обучении и воспитании подростков. Деятельность должна постоянно меняться. Различная деятельность формирует положительную атмосферу, и благоприятно влияет на физическое и психологическое состояние подростков.

Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности. С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье - домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей. Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.

    • 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
    • 1.2 Участие отца в жизни ребенка
    • 2.1 Принципы семейной педагогики
    • 2.2 Как развивать ребенка
  • 3 Советы родителям по воспитанию детей

1 Роль семьи в воспитании детей

Для ребенка дом - маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт - первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» - ребенок истолковывает фразы, так «чтение - малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть - всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта - ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание - как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

1.2 Участие отца в жизни ребенка

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра - тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

2 Современный взгляд на метод воспитания

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье - бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи - сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра - понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие - ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело - они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте - от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы. Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам - вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна - улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом - однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка - это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!