Женский журнал Ladyblue

Стили родительского воспитания (полезная информация для тех, у кого есть дети). Дефицит безусловной любви или все о несчастливом детстве

Появилось на свет дитя Божье, и мир стал светлее…
Как воспримут ребенка родители? Как воспитают его?

Любить и понимать свое дитя, сближаясь с ним в эмоциональном плане… Это чувство не дается самой природой родителям биологическим или приемным. Любовь к ребенку вырабатывается и созревает в процессе общения с ним. Состоявшееся успешное родительство озаряет дом счастьем и благоденствием, одаривает ребенка теплотой и заботой. Только самозавершенные родители могут полностью реализовать себя в семье. А родительское чувство "нелюбви" рождает у ребенка состояние вины и порождает депрессию, вызывает у него повышенную тревожность, страхи и наделяет пониженной самооценкой.

По мнению профессора Ю.Б. Гиппенрейтер, безусловно принять ребенка - это значит успешно наладить с ним отношения. Доктор психологических наук посвятила несколько своих книг теме общения с детьми, считая данную область очень важной для общества.

Техногенный ХХI век принес человечеству массу вопросов, связанных со здоровьем людей. Обострение проблем физического развития, появление соматических болезней, ухудшение психологического состояния детей во многом связаны с неблагоприятной экологией и постоянными стрессовыми ситуациями. А существующие эмоциональные проблемы отцов, матерей и детей усугубляют и без того сложные семейные взаимоотношения родителей и их отпрысков.

Эмоциональный уровень взаимосвязи родителей с детьми «окрашивается» в повседневной жизни от положительных до негативных тонов.

Типы эмоциональных отношений

- Наиболее благоприятный тип связи :
любить дитя несмотря ни на что, быть эмоционально привязанным к нему и значит безусловное эмоциональное принятие ребенка .
Правильно различать личность и поведение. Ведь определенные негативные поступки ребенка, отрицательно оцененные родителями, совершенно не влияют на его эмоциональные достоинства и не убавляют ценность его как личности для отца и матери.

Именно в семье, где господствуют любовь и забота, существует связь в отношениях между ребенком и родителями, формируется всесторонне развитая личность. Стремиться быть для общества полезным посредством доверительных, искренних и эмоционально ценных отношений с другими людьми. Воспитание такой потребности происходит с раннего детства в семье и с ровесниками и нарушается в ситуациях, сопровождающихся тревогой, нерешительностью, а также в случаях, сопряженных с одиночеством и бессилием.

Любить ребенка условно и есть условное эмоциональное принятие . Заслужило дитя у папы и мамы в награду положительные эмоции - получай, а нет - лишается всего, в том числе и эмоциональной поддержки. Вроде и верный ход. Но у малыша возникает неуверенность в себе, он живет в постоянной тревоге. Вот и старается родителям доказать своим безукоризненным поведением, достойными поступками и высокими достижениями в учебе, что он "годится" для родительской любви. А вдруг не вышло, пусть и частично, и все насмарку. В ответ наказание в виде лишения эмоциональной поддержки. Позитивные чувства ребенка сменяются негативными, а в маленькой душе вместо любви поселяется и живет враждебность. Не тут ли может развиться детское равнодушие к происходящему?! А несозревшие родители по-прежнему держат дистанцию по отношению к малышу и любят при условии.

Игнорировать дитя, иметь в душе к нему массу негативных чувств и есть скрытое эмоциональное отвержение .

С виду положительная семья, соседи и учителя ничего плохого не скажут в сторону таких “примерных” родителей. Но досмотренный, ухоженный ребенок совершенно обделен лаской и любовью. Показное, чрезмерно заботливое отношение к малышу ложное, а вдруг кто-нибудь осудит... Вот и прячут горе-родители в своей душе "нелюбовь", а ребенок растет сам по себе. В подростковом возрасте недостаток внимания и общения особенно пагубно влияет на формирование личности. Вроде и любят родители, но искусственно, вроде и заботятся, но для вида, а детская душа страдает от "нарисованного" тепла и фальшивой ласки. Растет ребенок, ощущая к себе родительскую неприязнь.

Вовсе бы не появилось это дитя на свет, вот и не было бы открытого эмоционального отвержения малыша ...
Ребенок, рожденный случайно или для сохранения брака, ребенок, появившийся для материальной выгоды так и останется всю жизнь без родительского тепла и материнской ласки. Малыш, пришедший на этот свет как средство для получения дополнительной жилой площади, ставший инструментом для положительного решения вопроса о наследстве, явившийся способом получения социальной выплаты и пособия, - так и останется всю жизнь нежеланной обузой для горе-родителей и матерей-кукушек. Маленький человечек не страдает от чрезмерных требований, но, по словам папы и мамы, "все выполняет не так". Только вот как надо, никто и никогда ему об этом не скажет, - не нужный он в этой семье.

А в ситуации, когда уже есть в семье сестры и братья "нужные" или сводные, а тут он “лишний”... Вот и показывает подросток свое "Я", выставляя требования материальные и моральные. В семье появляется подросток-оппозиционер с испорченной нервной системой. Он закрывается в себе и ищет спасения в собственных мыслях…А кто знает, что в этот момент придет в детскую голову - светлое или темное... Его воспитают дворовые ребята… А подобные компании весьма разношерстны. Не чувствуя материнского тепла и страдая от отсутствия родительской заботы, дети уходят из семьи, одни – душевно, другие - прямиком в компании.

Тяжело положение и ребят, лишившихся в одночасье одного или обоих родителей. Внезапное полное отсутствие эмоциональной поддержки приводит подростков к непредсказуемым поступкам. Такие дети пытаются обратить на свою личность внимание любым способом, прибегая к отчаянным шагам или выставляя себя в “особом свете”.

Психотерапевт А.С. Спиваковская видит родительскую любовь весьма оригинально, представляя чувственную основу любви тремя направлениями: симпатии, уважению и близости противопоставляет антиподы-чувства - антипатия, презрение и дальность.

Для более простого восприятия факторов, влияющих на нарушения любви к детям со стороны родителей, данная картина обычно представляется в форме таблицы, где характеризуется их поведение и кредо по отношению к ребенку.

- Действенная любовь родителей в виде симпатии, уважения, близости. Внимательное отношение к ребенку, уважение его интересов, всестороннее сотрудничество с ребенком и помощь. "Любить такое собственное дитя, какое Бог дал, ведь оно лучшее на свете ",- кредо таких пап и мам.

- Отстраненная любовь родителей в виде симпатии, уважения, дистантности. Принять ребенка при недостатке к нему внимания и заботы, с низкой степенью кооперации и помощи, при наличии гипопротекции. "Мой ребенок удивительный, но я сильно занят ", - кредо таких родителей.

- Действенная жалость родителей выражается в симпатии, неуважении, близости к ребенку. Принять ребенка с недоверием к нему при излишней опеке и потворствовании. "Пусть мой малыш недостаточно умён и развит, но он мой любимый ", - кредо этих пап и мам.

- Снисходительное отстранение родителей выражается в симпатии, неуважении, дистантности по отношению к ребенку. Отстраненное принятие ребенка с оправданием его неблагополучия болезненностью и плохой наследственностью, присутствие гипопротекции. "Ребенок мой такой по объективным причинам, в чем нельзя его винить ",- кредо этих родителей.

- Отвержение родителями ребенка в виде антипатии, неуважения, дистантности . Отвержение ребенка, выражаемое в ограничении общения с ним, в игнорировании, в безнадзорности и гипопротекции. Кредо таких отцов и матерей выражается восклицанием: "Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела! "

- Презрение родителей выражается в антипатии, неуважении и близости к ребенку. Отвержение ребенка совместно с тотальным контролем, применением наказания, отсутствием поощрения, с преобладанием запретов в системе воспитания. Такие родители страдают и мучаются от того, что ребенок такой плохой . Это и есть их кредо.

- Преследование ребенка, выражаемое в антипатии, уважении, близости к ребенку. Отвержение ребенка с доминирующей гиперпротекцией, жестоким обращением и тотальным контролем. Такие родители с удовольствием доказывают, что их ребенок – негодяй , в чем и заключается их кредо.

- Отказ родителей от ребенка выражается в антипатии, неуважении и дистантности к нему. Отвержение ребенка с проявлением гипопротекции и безнадзорности, с попустительством и игнорированием. Кредо таких отцов и матерей в том, что родители просто не хотят иметь дело с их ребенком-негодяем .

Сверхопека , иначе называемая гиперпротекцией , где родительская забота не имеет своих границ в отношении к ребенку . Обреченная на провал самостоятельность малыша с раннего детства заменена гиперопекой со стороны родителей-диктаторов. Ребенок, когда-то проявлявший хоть какую-то независимость, вынужден повиноваться во всем отцу и матери, следовать их советам. Конечно, старшие лучше знают, как вести себя малышу, что и когда делать, что и где говорить. Вот и растет у них очередной неуверенный в себе человечек-пескарь, не готовый вступить во взрослую жизнь. Все время он проведет, спрятавшись за плечами родных, как пескарь Салтыкова-Щедрина в песчаной норе... Как бы чего не вышло?! Вот откуда появляются ни на что не способные неудачники, не умеющие общаться с окружающим миром.

Часто гиперопека со стороны отца и матери тщательно маскирует чувство сильной враждебности к ребенку, подростку. Горе-родители очень боятся общественного порицания по поводу неприятия ими своего дитя, вот и пытаются вытеснить ненависть к ребенку чрезмерной любовью и заботой. Любовь и ненависть не могут существовать вместе в родительской душе, а результатом такого душевного противостояния и является гиперопека, калечащая детское сознание.

Гипоопека , как отвержение ребенка явное и скрытое , выражается в отсутствии душевной теплоты и недостатке родительской заботы. У детей отнята родительская поддержка и забрана их помощь. В этих случаях ребятам разрешено все. Их учит жизнь, а равнодушные "родители-демократы" молча наблюдают за происходящим. Набил малыш очередной синяк или заработал подросток шишку - это мелочи жизни. В таких семьях или асоциальные родители, или состоятельные папы и мамы. Ребенок живет сам по себе, а у пап и мам свой "мирок" или же насыщенная событиями жизнь.

Присутствие в семье алкоголя, наличие связи с наркотиками проявляется со стороны заблудших родителей в форме гипоопеки по отношению к детям. Однако и прекрасная материальная обеспеченность или высшая интеллигентность родителей может запросто забрать у ребенка нормальные эмоциональные связи с отцом и матерью. Одни родители не видят своих детей по причине алкоголя и наркотиков, а другие ведут беззаботную богатую жизнь или же все время отдают работе, не замечая свое дитя.

Не получая эмоционального одобрения в свой адрес, ребенок становится еще и объектом постоянных замечаний или упреков. Хорошие родители делают замечания плохому ребенку, толковые отцы воспитывают сыновей-разгильдяев, а сообразительные мамы наставляют на истинный путь бестолковых дочерей... Огромный эмоциональный разрыв формирует неуверенные в себе личности с проблемами интеллектуального и психологического плана. Ребенок должен с первых месяцев своего общения с родителями правильно воспринимать чувство радости и чувство огорчения. Малышу необходимо развивать сочувствие к родным и научиться сопереживать папе и маме. Только тогда он сможет правильно принять окружающий его мир.

Причины гипоопеки в незрелости родителей или же в их асоциальности. Неверные методы родительского воспитания и равнодушие к детской судьбе приводят к потере эмоциональной связи между родителями и детьми. Гипоопека забирает у детей их успешное будущее. Слишком занятые родители и утопающие во всемирной паутине дети ставят крест на нормальных отношениях. Замкнутые в своих проблемах родители и чрезмерно "свободные" дети растут стихийно, а потому, быстро повзрослев, и поступают непредсказуемо в жизни. Когда-то их поведение не оценил никто или оценил неверно с их точки зрения, вот и делают они все, что им заблагорассудится.

Гипоопека может выражаться в постоянных нравоучениях своего ребенка, даже с применением физических наказаний и с использованием моральных унижений. Иногда гипоопека используется как способ "улучшить" ребенка. Но неограниченная в своем поведении детская душа, особенно в подростковом возрасте, склонна к появлению вредных привычек.

Каждый ребенок гипоопеку воспринимает по-своему. Кто-то выражает протест, кто-то закрывается в себе или ищет поддержку у каждого человека. Такое поведение ребенка буквально раздражает родителей, и они все больше отвергают свое чадо в эмоциональном плане.

Виды гипоопеки

Нежеланный малыш в семье. Появление на свет ребенка незапланированного пола. Не сбылась мечта родителей о положительном во всех отношениях отпрыске. Вот и появляется неприятие ребенка.

- Беспрерывный воспитательный процесс в виде нравственных поучений , моральные проповеди часто дополняются моральными оскорблениями , телесными наказаниями . Холодные эмоциональные отношения сопутствуют такому воспитанию.

- Неконтролируемая со стороны родителей жизнь ребенка проявляется, когда этому методу воспитания в семье отдали предпочтение. Вседозволенность в поведении возникает и в случае развода родителей.

- Замена эмоциональной связи материальными благами также часто существует в семьях. Гонятся родители за огромными деньгами, пропадают все дни напролет на работе или "зависают" в интернете и не видят своего отвергнутого в эмоциональном плане малыша. На худой случай плохую семейную обстановку сгладит незапланированный, но необходимый и вынужденный на данный момент, поход сына с папой в кино или же дорогой подарок мамы для дочери. Не понять этим бездушным папам и мамам, что для ребенка не в деньгах и не в подарках счастье. Детям важно родительское внимание, общение, понимание. Как от сорной травы на грядке нет толка, так и отсутствие эмоциональной связи ведет к пропасти и полному разрыву отношений между родителями и потомками.

Гипоопека и ее последствия для ребенка

В семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом повседневно господствуют бездушье и холодность. Там родителям все равно, чем занимается их дитя. А ребенок, предоставленный сам себе, проводит время так, как ему удобно. Ведь никто не интересуется его оценками и достижениями. Какая кому разница, насколько успешно выполнена им контрольная работа! Нет никому дела, с кем он дружит и где проводит время!

Чрезмерная оторванность детей от родителей напоминает... детский дом. Но не совсем. В детдоме есть весь педагогический коллектив и обслуживающий персонал, создающие для отвергнутых и брошенных детишек, насколько это возможно, комфортные жизненные условия. А воспитатель выступает в роли общей мамы. Но одна мама не сможет одарить теплом и лаской каждую оставленную родителями детскую душу, наградить вниманием и заботой каждого маленького человечка, жаждущего простого человеческого чувства.

В удачной семье дитя верит маме и папе с младенчества. Загрустил малыш, его успокоит мама, а постигла неудача ребенка, ему поможет папа. В детском доме “общей” маме просто не хватит на это времени и сил. Заплакавший малыш успокоится сам, а взгрустнувший подросток понадеется только на собственные силы. Ведь так будет всю жизнь и всегда. Детское доверие к окружающим в детдоме постепенно тает, и зарождается в маленькой душе чувство страха и неуверенности в своем будущем.

Гипоопека в неудачной семье по эмоциональным отношениям все больше напоминает детский дом. Только в этом доме хоть иногда заметят заскучавшего малыша и пожалеют, ему посоветуют и помогут взрослые. А в плохой семье такого никогда не будет, и ребенок, как брошенный домашний зверек, останется без ласки, душевного тепла и сострадания.

Домашняя родительская черствость порождает обыденное человеческое бездушие. В детдоме до малыша не дошел черед и его не пожалели, а несчастные родители могли бы полюбить ребенка, да не считают нужным. Там он как лишний в семье, а в детдоме вроде и свой, да не совсем...

Результат гипоопеки в детском непослушании и грубости, в драчливости и замкнутости. Страшно, когда наказание в семье расценивается как внимание. Если родители - недруги, то вымышленные друзья намного лучше для брошенного малыша.

Отсутствие материнской любви и отцовского участия, разорванность в эмоциональных отношениях ведет к развитию неправильной личности, к искажению интеллекта и деформации детской психологии. Отверженная душа больше воспринимает отрицательного, а мир ей представляется бездушным. Очень трудно неокрепшей ребячьей душе справиться с психогенными проблемами. Дети с повышенной тревожностью тяжело вступают во взрослую жизнь. Кто-то из малышей гиперактивностью замещает недостаток общения в семье, а кому-то для душевного успокоения достаточно проявить вредные привычки - погрызть ногти или пососать палец. Плохой сон, энурез и заикание сопутствуют детям, воспитанным гипоопекой.

Приобретенная с детства беззащитность со временем отрицательно влияет на проявление у ребенка самостоятельности. Совершенно нелюбопытная личность, плывущая по течению судьбы, впитывает плохие привычки. Наркотическая зависимость и сумасбродный шопоголизм могут легко ворваться в искалеченную гипоопекой судьбу.

Израненная гипоопекой девичья «душа-прилипала» повзрослеет и недополученное ранее внимание восполнит своей чрезмерной собачьей преданностью к первому встречному человеку, пусть и совершенно неподходящему к семейной жизни. А потому и частые измены в такой семье со временем становятся нормой.

Страдающие от гипоопеки дети, депрессивные подростки становятся агрессивными, в жизни их навещают суицидальные мысли. Потемневшую от безысходности душу без проблем заманит к себе дурная компания, вовремя приберет под свое влияние и «дурным поступком» поможет “выделиться” из общей толпы.

Основная проблема

Детская душа, когда-то утонувшая в гипоопеке, всю жизнь испытывает тягостное состояние "выученной беспомощности". Эти люди плывут по течению судьбы и даже не пытаются внести коррективы в свое будущее. Основная трудность таких личностей в их постоянном депрессивном состоянии и равнодушии ко всему происходящему. Бездеятельность и страх перед новыми обстоятельствами заставляют их сторониться новых знакомств. Эти люди легко поддаются плохим привычкам и испытывают беспредельное воздействие "авторитетных" людей.

Ребенок с детства, как губка, жадно впитывает все семейные обычаи. А став взрослым, сам копирует родительскую манеру общения уже с собственными детьми. Вовремя признать родителям неверный путь воспитания своего ребенка важно для каждой семьи: дитя не станет жертвой гипоопеки, а отцы и матери примут малыша всей душой и полюбят его.

Ледяное молчание родителей - плохо это или хорошо

Мягкое с виду наказание ребенка методом его отвержения, путем молчания, пагубно влияет на нервную систему малыша, подростка. Кто-то станет сторонником данной воспитательной идеи, а кто-то отнесет подобную идею к разрушительному методу воспитания.

Детям свойственно совершать неверные поступки, а родителям свойственно воспитывать своих недорослей. В старину неслушей воспитывали лишением внимания со стороны родителей, и это считалось гуманным. А может и правильно: родные помолчат день-два, недельку, и ребенок сам разберется в своих ошибках. "Полезный" метод молчания, на первый взгляд безвредный и безупречный, на самом деле портит детскую психику.

Отстраненный в эмоциональном плане ребенок... Дитя глубоко в душе переживает временный эмоциональный разрыв с отцом и матерью. Несколько подобных приемов воспитания и слабая детская психика нарушается. Малыш с первых дней жизни требует к себе внимания родителей. По мере взросления ребенка степень эмоциональной привязанности с родными увеличивается. Ребенок - не пустое место, его нельзя эмоционально на время "выбросить", а затем "забрать" обратно. Молчание поселит в детской душе тревогу, а долгое или регулярное отвержение таким способом вызовет невротические расстройства и тогда проблем в физическом и умственном развитии не избежать.

Мама встретится с малышом нежным взглядом, обнимет и приласкает. Папа поговорит с ребенком, объяснит непонятное и окажет помощь. Родительское внимание создает комфортные условия для формирования гармоничной личности. Лишив ребенка эмоциональной комфортности, безграмотные родители рискуют забрать у малыша право на жизнь. Дитя полностью зависит от отца и матери, а потерянный, пусть и временно, эмоциональный контакт - это невосполнимый пробел в воспитании.

Изолированная детская душа чрезмерно страдает. А как часто ребенок просто начинает копировать свои неверные поступки в ответ на родительское ледяное молчание. Эмоциональный разрыв увеличивается, родительский гнев подавляет беспомощного ребенка, страдающая детская душа боится за свое будущее.

Нормальные эмоции в семье - основа удачного воспитания, отвергнутый же ребенок мучается, как страдает растение без воды, света и тепла. Растение оживает при восстановлении всех жизненных условий. Восполнить же эмоциональный пробел в общении родителей и ребенка намного сложнее. Упущенное преднамеренно наверстать невозможно. Вот почему нельзя игнорировать детскую душу ледяным молчанием.

Для более глубокого исследования отношений родителей и ребенка используют тесты . Так, А. Я. Варга и В. В. Столин предлагают анкеты с балловой оценкой, позволяющие установить тип родительского отношения . Полученные ответы раскрывают чувственную основу и глубину общения, уясняют, насколько родители познали ребенка как личность, насколько постигли его характер и разобрались в поступках, изучили поведение.

Опросники раскрывают пять аспектов отношений двух сторон:
- на уровне общих эмоций как противоположные чувства, выражающиеся в принятии или отвержении своего ребенка;
- степень искренности в стремлении стать партнером в сотрудничестве с ребенком, проявляющаяся в кооперации ;
- степень психологического симбиоза , проявляющаяся в единении и дистантности двух сторон;
- уровень родительского контроля над действиями ребенка, выражающийся в демократичности или же авторитарности;
- степень восприятия детских неудач , основанная на правильном видении преимуществ и несовершенств, удач и поражений.

Детская личность и стиль воспитания

Авторитарность в воспитательном процессе выражается в чрезмерной строгости, влекущей за собой непрерывное запрещение и беспрестанный отказ. Ребенок страдает от постоянной эмоциональной тяжести. Здесь призвали к порядку, там поставили на место, завтра дадут по рукам… А что произойдет дальше?! Дитя живет в постоянном страхе, ему непонятны необоснованные, на его взгляд, замечания агрессивных родителей. Детская душа в такой ситуации либо протестует, либо пассивна: ведь он ничего не значит для родных, его не любят. Вот и растет неконтактный человек - пассивная личность, ни на что неспособная, либо формируется прыткая натура, страдающая от невиданного накала страстей. Эти люди не годны к реальной оценке действительности.

Демократичность являет собой взаимоуважение родителей и детей. Ребенок - полноправный член семьи, выражающий собственный взгляд. Причем взрослые с его идеями считаются. Растет ответственная личность, формируется самостоятельный человек, способный на принятие верного решения. Гибкость воспитательного метода состоит в толковании родителями выдвигаемых к ребенку требований. Рациональность выражается в родительской власти, проявляемой в меру. Здравость присутствует в правильном соотношении детского послушания и самостоятельности ребенка. Разумность видна при определении и претворении в жизнь родителями собственных правил в процессе воспитания. Родительская осмысленность наблюдается в случае учета пожеланий ребенка.

Попустительство в воспитании сродни гипоопеке. Удивляющая родительская бесконтрольность приводит детей в асоциальные дворовые компании. Зашкаливающая родительская безнадзорность формирует недоверчивых личностей. Поражающая вседозволенность создает педагогическую запущенность, а одна школа в таком случае не в состоянии решить назревающие воспитательные проблемы.

Хаотичность проявляется в случае неимения у отца и матери единой идеи относительно воспитания ребенка. Наблюдается разноречивая родительская позиция к оценке поведения малыша, прослеживается нечеткое отношение к поступкам подростка, выражается непоследовательный подход к воспитательному процессу со стороны отца и матери. Ребенок теряется в догадках - папа требует одно, а мама в этой же ситуации настаивает на другом. Вот и формируется личность приспособленца, готового в жизни угодить "и нашим, и вашим".

Опека родственна гиперопеке. Дитя, выросшее под прессом чрезмерной родительской заботы, не готово вступить во взрослую самостоятельную жизнь. В детстве ребенку потворствовали во всем, подобная политика сохраняется всю жизнь. Инфантильные личности, этакие маменькины сынки, сформированные опекой, сложно адаптируются в обществе, лишены зрелых взглядов, обладают непостоянством эмоций.

Психолог Анн-Катрин Перно-Массон относится к проблеме родительского воспитания как к искусству , требующему постоянного усовершенствования. Пробелы воспитательного мастерства заинтересованным родителям можно устранить, регулярно изучая советы детского психолога. Психотерапевтом описывается проблема, выявленная посредством вопросов, и дается совет по ее устранению.

Авторитет

Поблажки в адрес ребенка переплетаются со строгостью, наказания безрезультатны, а семейный устав терпит крах. Другой перегиб: строгое взыскание за малейшую провинность, вызывающее обоюдное непонимание, и ребенок держится в ежовых рукавицах, отчитываясь перед отцом и матерью по малейшему поводу.

Попустительство - источник семейных конфликтных ситуаций и повышенной детской тревожности. Авторитаризм служит причиной пассивности и неуверенности ребенка.

Родительская ответственность перед ребенком рождает в его глазах ваш авторитет. Поступайте по отношению к нему правильно, объясняя свой выбор. Создайте справедливый семейный устав, и к вам снизойдет авторитет.

Зачем нужны родители-деспоты, не дающие ребенку совет, не вступающие с ним в разговор, не выслушивающие его мнения?!

Семейная иерархия

Проблема путаницы ролей в семье решается путем восстановления верной иерархии.

Панибратство между родителями и детьми, перенесенная родительская ответственность на хрупкие детские плечи влекут за собой безграничное потакание. Перепутанные роли отцов и детей рождают полнейшую неразбериху и потерянность.

Правильно установленная семейная иерархия создает благополучную семью, где каждый наделен определенной ролью. Ребенок становится настоящей личностью только в зрелой семье. Дети и послушание, родители и критика, ограничение, запрещение и наказание - это вполне нормальное, пусть и нелегкое, соотношение. Добренький папаша или безответственная мамаша никогда не воспитают гармоничную личность. Отец-товарищ, мама-подруга создадут прекрасные условия для формирования Человека. Пусть молодость и беззаботна с точки зрения несовершеннолетних, но зрелые родители обязаны установить нормальные границы этой свободе.

Родители выносят решение на семейном совете, учитывая мнение своего ребенка. Отец и мать советуются с подростком, не вмешивая его в принятие собственных решений.

Семья и роли - это вполне нормально!

Взаимодействие родителей

Проблема родителей-соперников в воспитательном процессе решается путем их сплоченного действия.

Сбалансированное действие родителей в процессе воспитания детей весьма важно. Слаженные взаимоотношения авторитетных родителей рождает послушных и бесконфликтных детей. Сплоченная пара - это здравые партнеры-воспитатели.

Любимое дитя всегда требует много родительского внимания. Матери и отцу необходимо это понимать. Взрослые воспитанные дети обязательно отблагодарят хороших родителей.

Правильно воспитывайте ребенка, создавая оптимальное соотношение свободы и ограничений.
Любите свое дитя и говорите ему об этом.
Создайте крепкую эмоциональную основу отношений с ребенком - защищенная детская душа всегда уверена в своем будущем.
Гарантируйте ребенку безопасность в доме.
Воспитывайте в ребенке чувство независимости. Посодействуйте в выполнении непосильной ему работы. Всячески поощряйте детскую самостоятельность при выполнении ребенком работы.
Цените в доме ребенка-помощника.

Только в благополучной семье вырастает настоящий Человек. Самое ценное в жизни родителей – прекрасно воспитанные дети.

Типы противостояний между родителями и подростками, пути решения семейных разладов.

Разногласия во взглядах отцов и детей были, есть и будут.

Опытные родители пытаются наставить на истинный путь своих легкомысленных детей. Подростки видят жизнь простой и легкой. На этой почве поколения начинают выяснять отношения. Серьезные родители волнуются за ветреных детей, совершенно забывая о собственных ошибках молодости.

Родителей не устраивают друзья подростка и избранная им профессия. Взрослые, воспитанные на других жизненных примерах, не понимают молодежную моду, возмущаются увлечениями подростков. Вызывающее поведение отпрысков раздражает "отсталых предков". Ситуация противостояния накаляется до предела, когда “немодные родичи” совсем достают, урезая границы свободы свих чад.

Родители-друзья намного ближе к подростку родителей-деспотов. Хрупкая душа ребенка жаждет быть понятой и услышанной о своих проблемах. Родителям всегда лучше вовремя проявить сочувствие к слабому и беспомощному подростку, чем выяснять отношения с уже наглой и бесчувственной личностью.

Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Сложный по характеру подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, задает в семье массу проблем. Несдержанный в общении, неусидчивый в школе, нецелеустремленный в учебе, несобранный в делах. Довольно непривлекательная натура и несформированная личность. Порой в его характере зарождаются взрослые черты: умение критиковать все происходящее, настаивать на уважении. Иногда проступают ребячьи особенности: оставляет свои вещи, раскидывает предметы.

Естественно, взрослые замечают несовершенства в характере подростка, а в сравнении с положительным младшим братиком или сестричкой, во всем аккуратных и исполнительных, эти недостатки выпячиваются еще сильнее. Разноречивость чувств захлестывает родителей и здесь надо бы им потушить возникшие негодование и возмущение.

Непредвзятая родительская оценка подростка, как личности, дает возможность правильно оценить обстановку.

Диктатура родителей

Порой родительская требовательность к подростку настолько зашкаливает, что они начинают выступать в роли диктаторов. Подавленная независимость и задушенная чувство собственного достоинства унижают личность ребенка.

За детей взрослые принимают решения, недоверие к подростку растет, в отношениях господствуют грубость и унижение. В ответ душа униженного подростка протестует: с его стороны проявляются неискренность и ложь. Дерзость и откровенная неприязнь поселяются в его неокрепшей душе.

Полное игнорирование подростка как личности формирует в его характере циничность, хамство и деспотичность. Душа подростка не должна подвергаться родительской проверке и не должна страдать от безграничного тщательного контроля. Отрицательный эффект такого воспитания будет в этом случае налицо.
У подростка должна быть своя пространственная и личная душевная территория. Выполнение в семье обыкновенных правил поможет сохранить бесконфликтные отношения между родителями и подростками.

Не проникайте без разрешения в комнату подростка, не прикасайтесь к его вещам, не вслушивайтесь в его разговоры по телефону. Подросток сам вправе выбирать друзей, иметь собственные музыкальные предпочтения и свой стиль одежды. Будьте искренними в общении с подростком, не ворошите прошлые проступки, толкуйте с ним о настоящем. Ведь унижение, физическое наказание и моральное давление только обострят ситуацию и ни к чему хорошему в воспитании личности не приведут.

Мирное сосуществование – скрытый конфликт

Благопристойный, с первого взгляда, нейтралитет родителей по отношению к подростку формирует у него отсутствие положительных качеств в характере. Подобным воспитанием родители хотят дать подростку волю, независимость, непринужденность. Тем самым они в полной мере исключают влияние семьи на своего ребенка. А раз не существует для подростка семьи, значит, уходят от него и душевное сочувствие, сострадание к родным и близким в тяжелые моменты.

Такой же воспитательный результат имеет и безграничная вседозволенность. Чрезмерно свободная не по годам жизнь подростка ведет к потере им нравственности и пристрастию к вредным привычкам. В общество приходит воспитанная без тормозов и не понимающая запретов молодежь. Вступив во взрослую жизнь, молодые люди для достижения личных целей начинают сметать на своем пути все, что кажется лишним.

Используйте другой подход при установлении контакта с подростком с обязательным наличием запретной системы, конечно, в разумных пределах. Организуйте семейный совет с целью решения всех спорных вопросов.

Конфликт опеки

Подростки, воспитанные опекой, окруженные заботой и защищенные от трудностей, вырастают бездеятельными и кроткими, сломленными и депрессивными. Когда-то отлученные взрослыми от семейных проблем, они страдают безжизненностью и бесчувственностью.

Иногда это явление "диктата младшего" и выглядит как командный стиль общения с родителями. Часто такую роль выполняет долгожданный ребенок.
Иногда это безотказное дитя, которого никто не видит и не слышит. Но став подростками, они из кротких превращаются в проблемных, способных срываться и бунтовать против родителей. Протест выражается в форме холодной деликатности и в форме активного сопротивления, - все зависит от характера подростка и ситуации.

В данном случае вырастают маменькины детки, не знающие ни забот, ни трудностей. Огражденные опекой от жизненных проблем, они несчастны и не имеют друзей. Позже горе-родителей и самих начинает нервировать пассивность и несамостоятельность своих отпрысков.

Ситуацию можно кардинально изменить путем преобразования своих действий. Опекая по минимуму, все же прибегайте и к контролю. Ваш ребенок - природная индивидуальность, а потому и не лишен возможности совершать неверные поступки. Примите подростка эмоционально, посодействуйте в решении вопросов, но не решайте его дела сами. Поддержите его контакты с ровесниками. Оказываемая опека и предоставляемая похвала, выделяемая свобода и высказываемое замечание для подростка – все важно и должно быть в меру. Тогда разрешится проблема.

Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”.

Желая вылепить из ребенка вундеркинда, родители настолько зацикливаются на своем стремлении его совершенствовать, что не видят результата собственного воспитания. Как бы ребенок хорошо не выполнял работу, родители на него не обращают внимание. Надо еще лучше...

У ребенка возникает неуверенность в правильности действий, в душе закрадывается обида и даже зарождается злость. Ничего не замечается родителями, ничего не поощряется. Зачем тогда стараться... От появившегося чувства безысходности собственная жизнь становится бессмысленной и это страшно...

Партнерство в семейных отношениях между старшим и младшим поколениями относится к оптимальному типу семьи. Опека делает подростка мягкотелым, диктатура подавляет все хорошее, сосуществование рождает приспособленчество.

Выводы

Дитя родителям дается Богом, а потому и принять его нужно всем сердцем.

Если естественные детские потребности количественны, то качественные формируют в ребенке развитую личность. Творите с ним, играйте, читайте, общайтесь, мечтайте.

Ребенок - это не только радость, но и огромная ответственность. Только подарив обществу настоящего Человека, родители полностью выполнят свою божественную миссию.

Эмоциональное отвержение ребенка («Было бы лучше, если бы тебя не было»)
Далеко не всегда родители любят ребенка. Он может быть нежеланным, случайно появившимся на свет.

Его рождение может быть связано с желанием быть как все («У всех дети, ну пусть и у нас будет»), желанием получить какие-то жизненные выгоды, закрепить брак, претендовать на расширение жилплощади, получить наследство, получить социальные пособия.

Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Они не задумываются и могут не представлять, как живет ребенок, как помочь ребенку, или же считают, что ребенок каким-то волшебным образом должен сам научиться решать свои проблемы.

Свое эмоциональное отвержение родители облачают в словесную форму: «Если бы тебя не было, мы бы выспались, ходили бы в кино, ездили бы в гости, путешествовали, в общем, вели бы яркую, полноценную жизнь, которой ты нас лишил».

Родители постоянно дают ребенку понять, открыто говорят ему о том, что он - лишний на этом празднике жизни, без него всем было бы спокойней и лучше.

«Ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее».

Недолюбленные в детстве

Огромное число людей недополучили в детстве той материнской любви, внимания и ласки, необходимой им для обычного нормального развития.

Эта ситуация со временем нанесла удар в первую очередь по их семейной роли. Она сформировала особое чувство обиды, глубокой и неосознанной.

Подобная затаенная обида, недолюбленность порождает в свою очередь особый вид ожиданий. То, что взрослый человек недополучил в детстве, он хочет получить в своей собственной семье от супруга. Причем это происходит на фоне нормализации поведения собственных родителей, отсутствия каких-либо претензий к ним.

Недолюбленность порождает повышенные требования к супругу в плане получения тех сокровищ, которыми человек был обделен в детстве, а именно ласковых слов, нежности, прикосновений, объятий.

Недолюбленность в детстве, имеющаяся у одного из супругов, является причиной многих семейных конфликтов во внешне благополучных семьях. Она вызывает разочарование в партнере и браке.

1. Применяли ли ваши родители по отношению к вам эмоциональное отвержение? Помните ли вы свои чувства, которые испытывали в подобных ситуациях?

2. Сохранили ли вы чувство обиды на ваших родителей, вызванное эмоциональным отвержением, которое они применяли в отношении вас в детстве?

3. Отказывали ли вы своему ребенку в его праве на вашу любовь?

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы легче, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой - брат или сестра, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, воз­мущаются, если кто-либо им укажет на это. Силами разума и воли подавленное эмоциональное отвержение обычно гиперкомпенсируется подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок и особенно подросток чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, усиливая чер­ты этих типов. Однако явное эмоциональное отвержение может заострять также черты эпилептоидной акцентуации. При сочета­нии эмоционального отвержения с гипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компа­ниях - в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости.

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми расправами за мелкие про­ступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, «срывают зло» на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторон­них взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия,- все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера душевной жестокости не может не отразиться на подростке.

Жестокие отношения могут также культивироваться между воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особенно для трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченность и строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучения других - все это особенно легко расцветает, если работа воспитателей отличается формализмом.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способству­ет усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной.

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что родители от него ждут многого.

В другом случае условия повышенной моральной ответствен­ности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи [Сухарева Г. Е., 1959].

Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении возвышенных родительских экспектаций или возложен­ных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи не производят надламливающего действия. Исключение состав­ляет психастеническая акцентуация, черты которой резко за­остряются в условиях повышенный моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или к затяжному обсессивно-фобическому неврозу.

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родите­лей, а тем более бабки и деды могут придерживаться неодинако­вых воспитательных стилей, сочетать несовместимые воспитатель­ские подходы, осуществлять разные виды неправильного воспита­ния. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера.

Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахилле­совой пяте его типа акцентуации.

Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростков бывает даже полезным расставаться с семьей на определенные отрезки времени и жить среди сверстников - это способствует развитию самостоятельности, умению устанавливать контакты, выработке навыков социальной адаптации. Временное отделение от семьи бывает особенно полезным, когда нарушения поведения связаны с тяжелой семейной ситуацией.

Отрицательными психогенными факторами являются не­достатки в работе интернатов и других воспитательных учрежде­ний - сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротек­цией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимо­отношений между воспитанниками, а также недостаток эмоцио­нального тепла со стороны воспитателей. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труднее, чем в гармоничной семье.

Именно поэтому воспитание в такой семье, дополненное и кор­ригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подрост­ковом возрасте.

Описанные типы неправильного воспитания, видимо, связаны с теми тенденциями, которые в какой-то мере оказываются присущими ряду современных семей. Социопсихологические исследования [Харчев А. Г., 1981] показали, что в Москве лишь 50 % юношей и 34 % девушек 15-17 лет помогают семье в ведении хозяйства; около 20 % совершенно не умеют готовить пищу, 54 % юношей не умеют стирать. В то же время лишь 9 % семей обсуждает с подростками покупку дорогих вещей, лишь 13 % - как провести летний отдых и т. п. Зато родительские экспектации в отношении своих детей очень высоки. В Тбилиси, например, 96 % родителей планируют для своих детей обязательно высшее образование, 90 % готовы их содержать, лишь бы только учились, в то время как сами подростки изъявили желание его получить лишь в 56 % случаев.


Эмоциональное отвержение - это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Отвержение может быть явным и скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка,
испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель выполняет свои родительские обязанности. Зачастую эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой, но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов.
В. Е. Каган отмечает, что эмоциональное отвержение часто является следствием тоталитарного сознания родителей. В этом случае в семейном общении, с одной стороны, возникает дефицит позитивной эмоциональной экспрессивности, а с другой - становится правилом неконтролируемое проявление вытесняемых негативных эмоций. Конечно, у родителей есть потребность приласкать ребенка и нередко они испытывают явное или смутное чувство вины за скупое проявление ласки. Но из-за недостаточной осознанности собственных эмоциональных состояний, свойственной тоталитарному сознанию, эмоции прорываются спонтанными выбросами ласки вне актуального контекста общения. Ребенок же вынужден, даже обязан принимать ласку и отвечать на нее вне зависимости от собственного настроения в этот момент.
Отвержение также связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Родители могут воспринимать своих детей более старшими по возрасту и потому не нуждающимися в большой заботе и внимании. Не принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка, родители пытаются «улучшить», «скорректировать» врожденный тип реагирования ребенка. Иногда родители создают идеальный, вымышленный образ ребенка, который вызывает их любовь. Для одних родителей - это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот. Для других - активный, успешный, предприимчивый. Однако и в том и в другом случае вымышленный образ ребенка не будет соответствовать реальному. Во многих случаях отвержение сочетается с жестким контролем, с навязыванием

ребенку единственно «правильного» типа поведения. Родители требуют от ребенка «быть хорошим», «вести себя правильно», «быть послушным», однако не разъясняют сущности требуемого поведения. Наряду с жестким контролем, отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к жизни ребенка, полным попустительством.
Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими. Причем матери, которые отвергают своих детей, склонны наказывать их за обращение к ним за помощью, а также за стремление к общению с ними. Родители, отвергающие детей и применяющие оскорбительный стиль взаимодействия с ними, верят в необходимость и нормальность физических наказаний. По мнению некоторых исследователей (А. И. Захаров, Е. А. Савина и др.), поступки, за которые родители критикуют своих собственных детей, они сами совершали в детстве, и это, в свою очередь, подвергалось критике их собственными родителями. Нередко непослушание или нежелательное поведение наказывается лишением родительской любви, демонстрацией ненужности ребенка: «Мама такого не любит, она себе найдет другого мальчика (девочку)». Следствием этого является формирование у ребенка чувства неуверенности, страха одиночества, покинутости. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, к избеганию новых ситуаций, недостатку любознательности и инициативы.
Очень важным является и то, в какой мере и в каком возрасте ребенок был лишен материнской любви и заботы. В случаях, когда ребенок не лишен материнской заботы полностью и материнская любовь иногда все же проявляется, ребенок может научиться ожиданию какой-то эмоциональной реакции от своих родителей. Если это эмоциональное вознаграждение является условием его подчинения родительским требованиям, то при таких условиях у ребенка скорее разовьется тревожное подчинение, чем агрессивность. Для отвергающих родителей нередко
характерна инверсия детско-родительских ролей. Родители делегируют детям собственные обязанности, и сами ведут себя беспомощно, демонстрируя потребность в опеке и заботе.
В основе эмоционального отвержения ребенка может лежать осознаваемое, а чаще всего неосознаваемое отождествление ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни родителей. Выделяют следующие личностные проблемы родителей, обусловливающие эмоциональное отвержение ребенка: Неразвитость родительских чувств, которая внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Причинами неразвитости родительских чувств могут быть отвержение самого родителя в детстве, когда он сам не испытал родительского тепла; личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность; отсутствие места для ребенка в жизненных планах родителей. Проекция на ребенка собственных отрицательных черт - борясь с ними у ребенка, родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя. Стремление искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка. Например, при желании иметь девочку может наблюдаться неосознаваемое отвержение сына.
По мнению К. Хорни, «исходная или базальная» тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности. Отвержение и неприятие вызывают у ребенка тревогу тем, что блокируется потребность в любви, в ласке и в защите. Такой ребенок может добиваться похвалы, любви матери при помощи примерного поведения, успехов в деятельности. В этом случае
возникает страх: «Если я буду плохо себя вести (плохо выполнять какую-либо деятельность), то меня не будут любить». Страх неудачи вызывает тревогу, которая при реальных неудачах закрепляется и становится чертой личности.
Те дети, которых игнорируют и чьи базовые потребности не удовлетворяют, растут неуверенными в себе, в своих способностях. Кроме того, оскорбление со стороны родителей они рассматривают как нормальное поведение. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что, в свою очередь, ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений.
По Г. Т. Хоментаускасу, отвержение ребенка родителями приводит к формированию следующих внутренних позиций ребенка: «Я не любим, но я от всей души хочу приблизиться к вам» и «Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое». Первая позиция имеет два возможных варианта поведения ребенка. Ребенок переживает чувство вины и в факте отвержения родителями видит наказание за свою «плохость». Следствием таких переживаний может стать потеря самоуважения и иррациональное стремление исправиться, соответствовать родительским ожиданиям. Второй вариант поведения связан с отвержением ребенком семьи. В этом случае ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в его отвержении. С родителями такие дети ведут себя агрессивно, пренебрежительно, кажется, что они специально раздражают своих родителей, мстя им за недостаток любви. Агрессия является способом реакции на эмоциональное отвержение. Невозможность реализовать свои потребности в любви, безопасности будет побуждать ребенка добиваться их удовлетворения другими способами. В частности, в ситуациях непринятия ребенок кричит, дерется, плачет, стремится любым способом привлечь к себе внимание матери.
Позиция «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» приводит к желанию избавиться от внимания взрослого. Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие при

вычки ради того, чтобы «отпугнуть» родителя от себя. Подобная ситуация ведет ребенка вниз по ступени социального развития.
Отвергаемый ребенок стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор, разрыва отношений, оппозиционного поведения. Подобное поведение ребенка называется «поиском негативного внимания». В этом случае образуется замкнутый круг: чем больше упрямства, негативизма со стороны ребенка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению оппозиционного поведения у ребенка. Ребенок укореняет свое незрелое, неадекватное отношение к семье, самоутверждается с помощью вызывающего поведения.

Взаимопонимание" href="/text/category/vzaimoponimanie/" rel="bookmark">взаимопонимание - не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением (усыновлением) ребенка, созданием приемной семьи или детского дома семейного типа. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание "нелюбви", отвержения ребенка вызывает у родителя (замещающего родителя) тяжелые эмоционально-личностные расстройства - чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач:

Стабилизация эмоционального состояния родителя (замещающего родителя);

Осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему;

Преодоление чувства вины;

Оптимизация общения и сотрудничества с ребенком;

Повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель - ребенок.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность "несмотря ни на что"). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями. Аффилиация (аффиляция) (от англ. affiliation «соединение, связь») - это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрацию .

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Поскольку неприязнь к детям - чувство, которое считается дурным и осуждается окружающими, оно принимает скрытые формы. Это не означает, что взрослые цинично и продуманно маскируются, - нет, они неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство, не признаются в нем даже себе. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. А вот как раз те родительские заботы (контроль, внимание, заинтересованность), недостаток которых мог бы открыть окружающим такую нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, подчеркнутыми, прямо-таки демонстративным. Взрослые тщательно следят за тем, как подросток одет, пунктуально контролируют режим его дня и т. п. Но, несмотря на все ухищрения взрослого, ребенок безошибочно угадывает искусственность этой заботы. Такое показное, внешнее внимание действует на него даже хуже, чем откровенное безразличие.

Открытое эмоциональное отвержение ребенка . («Было бы лучше, если бы тебя не было »). Далеко не всегда родители любят ребенка. Он может быть нежеланным, случайно появившимся на свет. Его рождение может быть связано с желанием быть как все («У всех дети, ну пусть и у нас будет»), желанием получить какие-то жизненные выгоды, закрепить брак, претендовать на расширение жилплощади, получить наследство, получить социальные пособия. Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Ребенку в таких семьях дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, которые никто не в состоянии был бы выполнить, но и стараются при этом дать чувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают («роль золушки»). Признаться, что все вызвано неприязнью к ребенку, родители, разумеется, не могут, поэтому такой холодности придается вид «педагогического принципа»: «Ласкать ни в коем случае нельзя они разбалтываются». Или: «Взыскательность никому еще не повредила». И еще «Раньше боялись взрослых, и дети 6ыли послушнее». При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые - за имущественные права . Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве - используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и забот. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и нелюбящей их семьей. Неустойчивые не склонны тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

В такой семье взрослые уверены: ребенок растет «не таким, как хотелось (не отвечает их ожиданиям, не оправдывает надежд). И к его реальным (преходящим возрастным) несовершенствам приписывается множество всяческих недостатков и изъянов, его слабости преувеличиваются. Сочинения «Мой ребенок», которые просьбе психолога пишут родители, испытывающие трудности в общении со своими детьми, беспощадностью тона и обилием перечисляемых провинностей иногда напоминают обвинительные заключения: «Патологическое отсутствие воли.. .», «Я не видела таких медлительных, как он.. .», «Феноменально ленив, растет бездельником , все делает из-под палки..

Ситуация в семьях, где налицо родительское отвержение, поистине драматическая. Родительская любовь там перестает быть чем-то надежным для ребенка, становиться зыбкой, условной: будешь «хорошим мальчиком» - будем тебя любить, не будешь - не будет и любви. И ребенку не на что опереться душевно, эмоционально .

Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувствительных, способных на глубокую привязанность ребят. Они могут испытывать жестокие страдания - до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом уже ослабевает, и холодность близких не столь их огорчает - они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые же дети, не знающие сильной потребности в общении, отгораживают свой внутренний мир «стеной отчуждения».

Столь же неблагополучны последствия эмоционального отвержения и для тех, кто привык быть в центре внимания близких и внезапно лишается его: умер отец, в семью пришел отчим, появился другой ребенок; перевели из одной школы в другую, где стал заметно хуже учиться, и т. д. В этих условиях «отверженные» будут искать случая показать себя; они могут совершать отчаянные, шокирующие поступки, подчас прибегают даже к выдумкам, наговаривают на себя, лишь бы снова добиться внимания окружающих.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!