Женский журнал Ladyblue

Стоунхендж – загадка природы или творение человечества? Стоунхендж (Stonehenge), Великобритания.


Стоунхендж - гигантская каменная загадка в самом центре Европы. Сегодня о его возникновении, назначении и истории известно очень немногое. Тайной остаётся и то, как обычные люди могли рассчитать и построить такую громадину. В нашем обзоре 15 фактов об одном из самых загадочных памятников Европы.


Несмотря на то, что до сих пор ведутся споры о том, кем и зачем был построен Стоунхендж, ученые имеют четкое представление о том, когда он был построен. Древнейшие элементы мегалитической структуры датируются 3000 г. до н.э. (тогда начали рыть 2-метровые канавы, чтобы сформировать внешние черты структуры). Камни начали устанавливать около 2500 г. до н.э., а окончательно свой современный внешний вид Стоунхендж приобрел примерно в 1500 году до нашей эры.

2. Существует специальные термины для обсуждения подобного рода памятников

В Стоунхендже есть два основных типа камней. Большие вертикальные камни и камни арок состоят из сарсена - типа песчаника, который часто встречается в данном регионе. Меньшие камни известны как «голубые камни». Так они были названы, поскольку приобретают синеватый оттенок при смачивании. Гигантские три арки, благодаря которым стал известен Стоунхендж, называются трилитами.

3. Некоторые из камней Стоунхенджа доставляли издалека


Когда пришло время выбирать камни для постройки, неолитическим строителям Стоунхенджа не понравились местные камни. Некоторые относительно небольших голубых камней (которые могут весить до четырех тонн) завозили из гор Пресели в Уэльсе. Как доставляли гигантские камни за 250 км – не знает никто.

4.Изначально Стоунхендж был кладбищем

Хотя первоначальная цель постройки Стоунхенджа по-прежнему окутана тайной, антропологи могут с уверенностью сказать, что в период до появления первых крупных камней, памятник служил местом упокоения останков. В настоящее время известно о захоронениях по меньшей мере 64 людей эпохи неолита в Стоунхендже.

5. Останки продолжили хоронить в Стоунхендже и позднее


Большинство останков, обнаруженных в Стоунхендже, были пеплом. Однако, в 1923 году археологи обнаружили скелет обезглавленного англосаксонского мужчины, датируемый 7 веком нашей эры. Поскольку мужчина был казнен, можно предположить, что он был преступником, но захоронение его в Стоунхендже заставило археологов полагать, что он мог относиться к королевской династии.

6. Слухи о предназначении Стоунхенджа зачастую бывают совершенно нелепыми

Темное прошлое Стоунхенджа породило бесчисленные теории о первоначальном использовании этого памятника. Теории варьируются от друидского храма или обсерватории до торжественного места для коронации датских королей. Более надуманные теории предполагают, что Стоунхендж является моделью Солнечной системы, построенной древними пришельцами.

7. Первое письменное упоминание о Стоунхендже датируется 12 веком


Историк и исследователь Генри Хантингтон сделал, как полагают, первое письменное упоминание о Стоунхендже в следующем отрывке, который датируется 1130 годом: «Станендж, где камни удивительной величины установлены на манер дверных проемов… и никто не может понять, как столь огромные глыбы сумели поднять, и почему так было сделано».

8. В средневековье люди верили, что Стоунхендж был создан колдуном Мерлином

Из-за отсутствия каких-либо более убедительных теорий о создании Стоунхенджа, средневековые британцы поверили в предположение, изложенное клириком- историком Джеффри Монмутом. Он утверждал, что таинственный памятник был работой легендарного колдуна Мерлина.

9. Популярный миф: Стоунхендж создал дьявол


Колдовство стало не единственным сверхъестественным объяснением появления мелалитического памятника. Тайна, окружающая транспортировку голубого камня из Уэльса в графство Уилтшир, породила еще одно паранормальное объяснение: камни были поставлены дьяволом просто из-за озорства.

10. Алко-церемония нео-друидов

В 1905 году группа из 700 человек, якобы состоящих в Древнем ордене друидов, организовали в Стоунхендже якобы религиозную церемонию, на которой реками лился алкоголь. Современные печатные СМИ радостно высмеивали это событие.

11. Посетителям запрещено подниматься на камни


Запрет появился только в 1977 году, когда был установлен факт значительной эрозии камней из-за их контакта с людьми. А еще в начале 20 века туристам давали зубила, чтобы им легче было отколоть себе сувенир на память.

12. Чарльз Дарвин сделал интересные открытия, изучая дождевых червей в Стоунхендже

В старости Чарльз Дарвин заинтересовался дождевыми червями. Один из разделов его трудов посвящен исследованиям прославленного натуралиста в Стоунхендже. В 1870 году Дарвин изучал дождевых червей и заявил, что в результате деятельности этих животных большие камни постепенно погружаются в землю.

13. Стоунхендж ранее был полным кругом


Недавно реставраторы заметили странные вмятины в торфе вокруг Стоунхенджа. Ученые предположили, что это следы камней, которые когда-то замыкали кольцо памятника, и погрузились в землю в течение веков.

14. Обычный гражданин Великобритании владел Стоунхенджем в течение трех лет

Стоунхендж на протяжении большей части прошлого века был законной собственностью британского государства, но никогда бы не попал в руки правительства, если бы не благотворительность Сесила Чабба. В 1915 году миллионер купил своей жене в подарок Стоунхендж за £ 6600. Жене, однако, подарок не понравился и через три года Чабб подарил Стоунхендж государству при условии, что памятник будет поддерживаться в неизменном виде и будет открыт для посетителей.

15. Осенью 2015 года можно сделать ставку на Стоунхендж


К столетию со дня знаменательного покупки Чабба проводится интерактивная реконструкция аукциона 1915 года под названием «Продажа века». Все ставки пойдут на реконструкцию памятника.

Любителей истории и древностей заинтересуют и , которые развеют многие мифы, которые существовали об этом памятнике.

Стоунхендж - гигантская каменная загадка в самом центре Европы. Сегодня мы знаем очень немного о его возникновении, истории и назначении, но даже этой информации хватает, чтобы понять: обычные люди никак не могли рассчитать и построить такую громадину… Предлагаем Вам узнать об исследованиях этого феноменального сооружения и о гипотезах, выдвигаемых разными учёными, согласно возраста Стоунхенджа и его предназначения.

Стоунхендж… Несколько камней, курганов, рвов, ям и валов, но о нем не перестают говорить и историки, и эзотерики, делясь своими догадками и ощущениями. Причем эти чувства и мысли нельзя сравнить с обыденными и примитивными. Поистине, о Стоунхендже было немало сказано, однако еще многое следует выяснить, чтобы разгадать загадку этого поистине странного сооружения.


Стоунхендж - это каменное мегалитическое сооружение в 130 км к юго-западу от Лондона. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных “лунок Обри”, названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца когда-то находилось ещё 5 отдельно стоящих трилитов, образующих подкову.


Согласно преданиям к возведению мегалита приложил руку сам Мерлин, который принес камни из юго-западного Уэльса, славящегося скоплением священных источников.


Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку.

Однако ученые придерживаются иного мнения. Так, в эпоху Возрождения архитектор И. Джонс предположил, что Стоунхендж построили древние римляне.


Средневековые научные умы полагали, что сооружение - дело рук швейцарцев или германцев.


В XIX веке решили, что здесь находилось место силы друидов, благодаря которому они могли совершать серьезные ритуалы, объединив свои общинные силы с силами природы - считалось, что мегалит расположен на пересечении энергетических линий.


Английский писатель и историк Том Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого из которых указывала на следующий пункт.


В наше время некоторые историки выдвигают теорию, гласящую, что Стоунхендж - гробница Боадицеи, некой языческой королевы. В любом случае все сходятся на наличии некоего глубинного смысла, которым древние зодчие наделяли свой труд. Ведь все-таки, очевидно, не зря в XVIII веке от мегалита аборигены откалывали кусочки и носили с собой в качестве амулета.


В целом представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.


До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен во втором тысячелетии до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей. Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 2300 и 1900 гг. до н.э. А недавние исследования этой территории показали, что люди жили здесь ещё в 7200 году до н.э., задолго до создания Стоунхенджа (до этого считалось, что раньше 3600 года здесь никого не было).


Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства! Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий.


В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет…


Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад!


В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.


Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают “усадки почвы”, которая неизбежно происходит при современном строительстве.


Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века эту грандиозную астрономическую обсерваторию. По этому поводу до сих пор кипят дискуссии и споры, которые вряд ли стихнут в ближайшее время - слишком уж колоритное сооружение является предметом этих дебатов.


Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали просто колоссальными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре! И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории…


Большинство исследователей, рассматривая Стоунхендж, приводят его как доказательство блестящих астрономических познаний древних британцев. Не исключено, что для древних обитателей Британии и севера Франции мегалитические постройки типа Стоунхенджа были как астрономическими, так и ритуальными сооружениями. В них одновременно с изучением планет, звезд, восходов и заходов Солнца, производили захоронение умерших, о чем говорят многочисленные могильники и другие обрядовые места.

Основные моменты

Стоунхендж расположен в районе, где сделано немало доисторических находок. Стоунхендж считают таинственным и магическим местом, здесь собираются разные современные секты, включая последователей друидов. С тех пор как Стоунхендж был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, предпринимаются попытки предотвратить неизбежный ущерб для окружающей среды, который наносят 800 000 туристов, приезжающих сюда ежегодно.

Лучи солнца пробиваются сквозь каменные арки Стоунхенджа

На данный момент посетителям запрещено заходить за ограду, широким кольцом опоясывающую сооружение. Для туристов здесь работает пока еще не слишком мощный сервис-центр.

В 16 км к северу от Солсбери, в 3,5 км к западу от Эймсбери;
Тел.: 0870-3331181;
апр. - окт.: 10:00 - 18:00, ноя. - март: 09:00 - 16:00;
Вход: 8 GBP;
дети (от 5 до 15 лет): 4,80 GBP;
студенты и пенсионеры: 7,20 GBP;
семейный билет (2 взрослых + 3 ребенка): 20,80 GBP.

Строительство Стоунхенджа

Строительство Стоунхенджа делится на три основных периода общей длительностью около 2000 лет. На месте захоронения и культовой площадки стоят мегалиты - огромные глыбы камня, напоминающие такие же камни в других концах Европы. Мегалиты Стоунхенджа расположены вертикально и имеют поперечные перекрытия, что отличает их от других сооружений подобного рода.


В первый период строительства, ок. 3100 г. до н.э., был вырыт круглый ров и насыпан вал. Для вала использовался грунт, вынутый изо рва.

Второй период начался где-то после 2500 г. до н.э., когда на свое место были установлены первые мегалиты, а вход на северо-восточной стороне круга перенесли так, чтобы он был направлен точно на восход. До сих пор археологов поражает точность, с которой определили это место древние астрономы.

Третий период начался после 2000 г. до н.э. Были установлены дополнительные многотонные мегалиты, образовавшие так называемое «Сарсеново кольцо». В него входят 30 блоков из песчаника высотой 4,25 м и весом 25 тонн каждый, уложенные в круг диаметром 30 м. Блоки из известняка весом 7 тонн каждый были обтесаны так точно, чтобы образовать перекрытия над вертикальными блоками. Они крепились на вершине опор при помощи системы шипов и пазов. Сочленения такого рода соответствуют культуре и уровню техники бронзового века. В центре круга поставлено еще пять трилитов, выстроенных в виде конской подковы.

Ученые полагают, что эти гранитные глыбы, некоторые из них весят 4 тонны, строители притащили с холмов Пресели Хиллз в Южном Уэльсе, а ведь это в 400 км отсюда. Поставленные парами, камни увенчаны столь же гигантскими плитами. Внутри меньшего круга располагаются еще две похожие на подковы конструкции, одна возле другой, а в центре лежит так называемый жертвенник, или алтарный камень. Поблизости находятся другие камни.

Что касается вопроса о том, «как» людям бронзового века удалось перевезти, обработать и установить эти огромные камни - особенно мегалиты, привезенные за 320 км отсюда, - то ясно, что для этого потребовался бы высокий уровень организации труда. Но при наличии важной цели у вождей бронзового века было достаточно власти, чтобы в течение десятилетий планировать и осуществлять такую работу. Технология того времени, включающая катки, рычаги и плоты, позволяла осуществить подобное строительство.

Назначение

Положение каждого блока, вертикальной опоры и перекрытия строго выверено по положению солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Две внутренние «подковы» ориентированы на восход и закат солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний. Очевидно, что строители придавали этому огромное значение, однако смысл и цель сооружений экспертам пока неизвестны. У ученых нет уверенности в том, что Стоунхендж служил астрономической лабораторией. Гораздо вероятнее использование его как религиозного центра. В середине стоит алтарь из зеленого камня. Другие блоки, расположенные во внутреннем круге, называются «синими камнями». Это особая разновидность базальта, добываемого в Уэльсе, за 380 км отсюда. Трудно понять, как такие многотонные глыбы можно было перевезти на такое расстояние, имея в распоряжении средства бронзового века. Согласно теории археолога Обри Барла, их вообще не перевозили с места на место: якобы эти синие камни принес сюда древний ледник. Однако по легенде камни доставил в Стоунхендж великий колдун Мерлин.



Мифы, связанные со Стоунхенджем, живут в поколениях, и это удивительное место по-прежнему привлекает к себе толпы посетителей. Никому не позволено проникать во внутренний круг мегалитов, лишь дважды в году, в день летнего и зимнего солнцестояния, здесь отправляют свои кельтские обряды английские друиды.

Стоунхендж по-прежнему остается тайной для археологов и любителей истории. Высказано множество самых разнообразных теорий, но не одна из них не была полностью доказана.

Факты

  • Возраст: Первые следы религиозных обрядов датируются 8000 г. до н.э.
  • Этапы строительства: Первый период - 3100 г. до н.э.; второй - 2500 г. до н.э.; третий - 2000 г. до н.э.
  • Длительность строительства: В целом на строительство ушло около 2000 лет.

May 16th, 2013

Вот всем известный Стоунхендж (Stonehenge ). Как многим известно древнейший памятник и артефакт прошлых цивилизаций и верований. Однако, может быть кого то я и удивлю, мы можем практически во всех подробностях рассмотреть процесс строительства этого древнего монумента. А для начала давайте вспомним официальную историю памятника.

Стоунхендж, если верить принятым методам датировки, чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Но в число античных семи чудес света он не вошел - о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к XII веку все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Кто его построил? Древние британцы называли Стоунхендж «Пляской Великанов». Молва приписывала его авторство великому магу Мерлину.

Другие предания говорили о живших когда-то, до первого Потопа гигантах - они-то якобы и построили Стоунхендж. Король Яков I, посетив его, был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. В 1655 году вышла книга Джона Уэбба «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии Стоун-Хенг, восстановленная» - первое издание, посвященное Стоунхенджу. А точку в исследованиях поставил в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хокинс, доказавший, что Стоунхендж - древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Стоунхендж строили между 1900 и 1600 годами до н. э., и строительство его заняло чуть ли не столетия. Численность населения Британии была в те далекие столетия невелика. Начиная примерно с 3000 года до н. э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента - так называемые уиндмиллхиллские люди - по названию холма блих Стоунхенджа.

Именно благодаря им Солсберийская равнина стала средоточием ремесел и скотоводства. После 2000 года до н. э. здесь появились бикеры. Их приход совпал с началом бронзового века. А спустя триста лет сюда пришли уэссекцы, любители дальних путешествий - в их могилах особенно часто находят предметы из всех уголков тогдашней ойкумены - фаянс из Египта, янтарь с Балтики, выпрямители стрел из Микен, булавки германцев… От всех этих народов не осталось ничего, что могло бы пролить свет на их причастность к мегалитическим постройкам. Нам остается только гадать - кто из них? Хокинс считает, что все три народа приложили свою «руку» к строительству Стоунхенджа. Камни, из которых сложен Стоунхендж, разные. Главный строительный материал монолитов - долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Три вида - долерит, риолит и вулканический туф - встречаются только в одном месте - в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива. «Теперь уже нет сомнения, - пишет исследователь Стоунхенджа Р. Аткинсон, - что голубые камни были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка». Дистанция по прямой составляет 210 километров - три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, и это расстояние равно 380 километрам. Восемьдесят камней весят в совокупности до четырехсот тонн. Кто еще в древней Европе совершал такой необыкновенный рейд?

Пожалуй, никто. Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Кое-какие крупные камни собирали по дороге. Камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны тащить таким образом груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора вдень. На воде дело обстояло проще: несколько деревянных челнов, соединенных досками, выдерживали огромные тяжести и легко управлялись. А самые тяжелые камни - сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в тридцати километрах. Вес самых больших «серых баранов» (так прозвали эти глыбы) достигает пятидесяти тонн. Подсчитано, что тысяча человек доставила их к месту постройки за семь лет. Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как везти их к месту строительства комплекса, используя технику удара и обработки огнем и холодом. После того, как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, а потом лили холодную воду и били каменными молотами. И уже после грубой обработки и доставки глыбы на место следовала более тонкая работа. Камни шлифовали очень чисто, просто ювелирно. Однако технику оценить сегодня, увы, невозможно - вода и ветер за столетия сделали свое дело.

Ученым оставалось выяснить, как устанавливались исполины. Оказалось, что сначала выкапывали ямы, длина которых равнялась длине той части камня, которую предполагалось зарыть. Длина и ширина лунки была сантиметров на девяносто больше, чем камень. Три стенки лунки делали отвесными, пишет Дж. Хокинс, а четвертой задавали наклон 45 градусов - это был приемный пандус. Перед тем как ставить камень, стенки лунки обкладывали толстыми деревянными кольями. Камень скользил по ней, не осыпая земли. Затем махину с помощью канатов и веревок ставили вертикально. Быстро-быстро - пока у тех, кто держал, хватало сил, - засыпали свободное пространство вокруг, лишь бы камень не завалился. Утрамбовав, оставляли в покое на несколько месяцев, пока почва не просядет и не спрессуется. Важная деталь: нижние концы вертикальных камней были оббиты на тупой конус - чтобы после того, как их спустили в лунку, камни можно было поворачивать и устанавливать поточнее.

А как очутились наверху многотонные перекладины? Не вертолетами же их туда поднимали. Может быть, по земляным насыпям? Именно такой способ в качестве гипотезы предложил еще в 1730 году один из самых первых исследователей Стоунхенджа С. Уоллис. Но на сооружение и размонтирование такой насыпи для всех тридцати пяти перекладин потребовался бы гигантский труд - больше, чем работа, затраченная на весь комплекс. К тому же остатков земляных насыпей не обнаружили, и версия эта была оставлена. А что, если действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен? Приблизительно так: каменную перекладину клали на землю у подножия ее будущих опор, а потом перпендикулярно к ней укладывали слой бревен, переваливали ее на бревна, а на то место, где она перед этим лежала, клали уже двойной слой бревен, но уже параллельно и перпендикулярно: туда-сюда, туда-сюда… И вот каменная крыша уже на самом верху. Последней задачей было перевалить ее на уготованное место - чтобы все гнезда ее легли на шипы опоры.

Подсчитано, что такая башня из продольных и поперечных слоев древесины потребовала бы пятнадцать кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами. И еще подсчитали: для строительства Стоунхенджа понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, всего же затрачено полтора миллиона человеко-дней физического труда. Во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж? …В день летнего солнцестояния в Стоунхендж съезжаются толпы народа - наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Зрелище это действительно впечатляет. Сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч - как раз над вершиной Пяточного камня! Точно закрепленные лучи зрения, по мнению астрономов, заставляли наблюдателя смотреть на строго определенные участки неба, задавали направления, где происходили ожидаемые явления.

Таким образом, Стоунхендж можно считать древней обсерваторией, которая использовалась для предсказания времени начала полевых работ и, как предположил Дж. Хокинс, - для предсказания затмений. Хокинс обратил внимание на пятьдесят шесть так называемых «лунок Обри», входящих в древний комплекс. «Я заметил, - писал Хокинс, - что эти лунки расположены вдоль правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Лунки глубиной около полутора метров вырыты в мелком грунте и затем снова заполнены толченым мелом. Жрецы могли предсказывать год затмения, скажем, зимней Луны, перекладывая камушки из лунки в лунку по окружности, по одной лунке в год». Имелись у них и другие приспособления для таких прогнозов. …

Пять из семи чудес света - египетские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Дианы в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк на острове Фарос были сделаны из камня. Но нигде, пожалуй, камень не был применен так искусно для интеллектуального поиска древних, как здесь, в Юго-Западной Англии, на Солсберийской равнине.

Есть вопрос, а как Стоунхендж был построен? И опять, к сожалению, точного ответа нет. Известно только, что каждый каменный блок был доставлен почти за 350 км. По мнению одного испанского инженера Гарри Лавина, эти блоки доставляли с помощью специальных корзин, которые не носили, а элементарно перекатывали по земле.

Лавин так же утверждает, что строители с помощью брусьев производили обкладку каменных блоков, а также оплетали их упругими ветками. Получались специальные коконы, которые и перетаскивали с одного места на другое. Для транспортировки блоков были использованы домашние животные, такие как лошади и волы. Свою гипотезу инженер решил проверить на практике. Сначала он оплел, а потом покатил каменный блок, диаметр которого был меньше одного метра. После этого Лавин пригласил несколько своих друзей, и с их помощью ему удалось перекатить тем же способом каменный блок, масса которого была одна тонна.

В своих планах инженер собирается поставить эксперимент с каменными блоками, которые будут аналогичны блоком Стоунхенджа. Так же он хочет переместить их на расстояние 350 км. Часть этого пути он собирается сократить за счет воды. Ведь известно, что оплетенный древесными ветками каменный блок обязательно поплывет. Нужно только правильно все рассчитать.

Так выглядел Стоунхендж в 1575-м году, если верить этой гравюре:

А вот так запечатлел эту «древность» художник Джон Констебл в 1835-м году, как говорят, с натуры:

Первые реставрационные работы в 1901-м году, когда как утверждается якобы подняли только один камень:

Этот снимок, на котором работники на месте реставрации в 1901 году случайно попал в прессу и вызвал волну негодования в то время, но об этой истории далекой от легенды редко говорится в официальных путеводителях Стоунхенджа.

Полосы газеты «Times» были полны посланий с жалобами, и требованиями прекратить этот вандализм, но первый этап «восстановления» памятника продолжался, не смотря, ни на что. А некоторые маститые журналисты, такие как Джон Раскин, с пафосом заявляли, что «восстановление исторического памятника является ложью».

Снимок 1911 года.

Но сами реконструкторы оправдывались, что они пытаются лишь поставить на место один монолит, который якобы упал во время бури. Якобы речь идет лишь об одном камне, а не о систематическом передвижении практически всех камней. И тем не менее, несмотря на сопротивление общественности, макияж Стоунхенджа, будучи тайной за семью печатями, только набирал обороты. И еще большие работы проводились в 1919 – 1920 годах

Фотография начала 20 века.

А вот серия фото с якобы реставрации 1958-64 гг, когда по словам «учёных» подняли «на место» ещё несколько камней. Но при этом на фото почему-то видна разметка мелом мест, где должны стоять камни. И эта разметка имеет такой вид, будто до этого там вообще никаких камней не было:

Совершенно не тронутая девственная почва. Аккуратно снят верхний слой точно по контуру установки мегалита. Начато рытье под фундамент. Шутка ли? Тяжелейшие камни им нужен фундамент.

И вот уже аккуратно дёрн снят и ямки под камни выкопаны, а грунт из ямок рядом в кучке:

Разгружают «камушек», а он почему-то штукатуреный…

Зачем-то под мегалиты закатывают бочечку…

А вот этот «камешек», похоже, мастерком ровняли:

Таким способом на камнях делали «древние» надписи:

Прошло 50 лет и… оба-на! Штукатурка отпала, и в основе проявились бетонные блоки «старины»:

Масштабы реставрации, предпринятой в 1901-1965 гг., стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований в начале XXI века. Тем не менее, Кристофер Чайппиндэйл, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете, признал, что «почти все камни были тем или иным образом перемещены и теперь стоят в бетоне»

Это - одна из темных страниц истории археологии, о ней предпочитают не говорить. Друиды работали так:

А то чем поднимали огромные мегалиты, на подъем которых не способна современная техника выглядит так:

Итак, с начала восстановления Стоунхенджа прошло 111 лет. Упавший от урагана менгир выпрямили и усадили на место, да еще и бетоном укрепили. Это в 1901 году. Еще шесть камней в 1919 и 1920-м, еще три камня в 1959-м и четыре камня в 1964-м. В 1958 году откуда-то откапали каменный жертвенник и повторно монтировали центральные трилитоны.

Первая реакция отдельных читателей, продолжающих что-то говорить про «выемку», «реставрацию», «замену» «древних мегалитов», убедила, что без пояснения все-таки не обойтись. На фото, начиная с 1-го, который выше, вы видите белые круги, обозначающие места для будущих «мегалитов». Это «фронт работ» для строителей. Разметка объекта от заказчика , выполненная известью в лунках, на ровном, нетронутом газоне. «Мегалиты» не выдергиваются как морковки, не оставляя ни малейшего следа от этой процедуры.

Далее, если рассмотрите снимки повнимательней, то найдете и военных, и колючую проволоку в окрестностях, и другие детали, говорящие о том, что с определенного момента будущая «циклопическая постройка» древних друидо-атланто-асуро-сириянто-ариев была охраняемым режимным объектом . Увидите «представителей заказчиков», не являющихся чиновниками, строителями, рабочими, окрестными жителями. Найдете «посвященных» с кое-какими закладками, оборудованием.

Стоунхенджу - «космическому порталу», «энергетическому кристаллу» и т.д., и т.п. отводилась важная роль в представлении, связанном с «апокалиптикой», «скачками» и прочим; об этом позаботились при закладке.

Если вы присмотритесь к современным фотографиям Стоунхенджа (и сопоставите их с несколькими старыми фото манипуляций, не имеющих отношения к строительному делу), то вы без труда найдете потеки рыжей субстанции, повсеместной в «циклопическом» и «мегалитическом» литье (отсюда многочисленные мероприятия с огнем и электричеством), и уж совсем легко увидите современное назначение сооружения.

Стоунхендж, конечно, раскурченное место, потому и в центре внимания. А вот Эйвбери, что 32 км к северу от Стоунхенджа, менее, но если немного истории, то построил его Александр Кейллер миллионер и любитель древностей в 1930 г. Он просто купил это место, а через некоторое время здесь тоже появился доисторический памятник.

Дэвид Батчелор, главный археолог Английского наследия, говорит: «…представления о степени восстановления соответствующих древних памятников меняются. Некоторые памятники были более серьезно восстановлены. Но мы не думаем о том, что Стоунхендж был реконструирован . Надеюсь теперь восстановление пойдет только в лучшую сторону, потому что дальше уже некуда ”. Но и тут он кривит, говоря, что Стоунхендж не причем, свое защищает.

Английское наследие готовится к изменениям, чтобы отразить новое настроение. В частности Хендерсон сказал: «Существует растущий интерес к тому, как исторические памятники были восстановлены. Когда мы обновим путеводитель, мы постараемся включить больше материала, о том, как реставраторы взаимодействуют с памятником ».

Бен Брэдшоу, государственный секретарь по культуре и спорту Великобритании, объявил об инвестировании правительством 10 млн. фунтов стерлингов в развитие центра для посетителей в Стоунхендже. Так что, какая к черту история, когда на кону такие деньги!

Вообще сторонники заговора говорят вот что:

Конечно же ключевая фотография, где на фотке засвечен лейбл компании Premix.

Всего в мире известно 72 дубликата Стоунхенджа. По дате постройки и территориальному расположению вы легко исключите лишнее, а остальное проверите Здравомыслием.

1. Впервые в районе Стоунхенджа военные учения были проведены в 1898 году.

2. С того времени и до Второй Мировой войны Министерство обороны скупало большие участки земли в том районе.
3. В настоящее время Министерство Обороны владеет 390 квадратными километрами (!) в непосредственной близости от Стоунхенджа, часть из которых закрыты постоянно, на другие доступ сильно ограничен. (По карте граница ближайшей военной базы — в полутора километрах от этих камней к северу, а военная взлетная полоса — в 5 километрах на юго-восток).
4. В прошлом в непосредственной близости от Стоунхенджа были проведены ветка железной дороги и аэродром, оба впоследствии были демонтированы (есть и другие источники, что военный аэродром находился гораздо ближе, на расстоянии всего одной мили от Стоунхенджа).
5. В 1943 село Imber (в 15 километрах от Стоунхенджа) и деревушка Par Hinton были выселены. В статье про Imber написано, что и по сегодняшний день село находится под контролем военных.
6. В 2 километрах к северу от Стоунхенджа расположено Королевское артиллеристское училище, которое проводит реальные стрельбы 340 (!) дней в году.
7. В 9 километрах на юго-восток, за военным аэродромом, расположена Оборонная Лаборатория Науки и Технологии, работы которой в основном засекречены.
8. Еще в 17 километрах на запад от Стоунхенджа расположена база военного авиакорпуса и вертолетный аэропорт боевых «Апачей».
9. В районе Стоунхенджа не ведется сельскохозяйственная деятельность из-за опасности нарваться на неразорвавшийся снаряд, которых за столетие скопилось немало. Из-за этого зеленые луга вокруг Стоунхенджа приобрели научную ценность (Site of Special Scientific Interest) так как представляют собой последние естественные газоны в Англии, а возможно — и во всей Европе.

Итак, суммируя:
- Вокруг Стоунхенджа на протяжении более 100 лет — закрытая территория, охраняемая военными, патрулируемая военными самолетами и вертолетами, с ежедневными артеллеристскими стрельбами.
- Местных жителей выселили еще во время второй мировой войны под предлогом учений; деревеньки взяли под контроль военные, такое положение сохраняется по сей день.
- Селькохозяйственная деятельность на большой территории равнины, где расположен Стоунхендж, запрещена.
- На территории существовала инфраструктура, позволявшая масштабное строительство (включая аэродромы, ветку железной дороги), которая впоследствии была упразднена за ненадобностью.

Мы связывались с руководством этого клоунского места иверов в 2001 году (цирковая площадки Аркаима из той же оперы, высасанная из пальца, для ГДЛБ туристов) и отчетливо увидели выдуманность этого сооружения, как и безсмысленность траты времени на коммуникацию с людьми самомнения.

Для себя пометьте, что «ТУРИЗМ» — это совершенно очаровательная иверская матрица демонизма. Туризм, как таковой, — это вполне успешный проект иверов, который ОНИ крышуят и доят гаввах и средства семей по всему миру, а ГДЛБ, вместо того, чтобы строить Малую Родину, как проекцию всего вида животных и растений на отдельном участке Родового Поместья, ведутся на магнетизм выстроенных иверами по всему миру типа »архитектурных» памятников, а в реали, созднанных рукотворно иверами совсем недавно. Одни экспоняты музеев по миру, будь то Эрмитаж, Лувр или Лондонское хранилище, чего стоят. Пора гоям знать правду об Иверской действительности и ее совершенной тварности, и об ИХ деяниях на Земле.

Другими словами, все предельно понятно. На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности», Духа Овна.

Нет сомнений, что и у самого «наследия человечества», и у «духовности», важным атрибутом коей является данное «наследие», и у «науки», развернувшей вокруг оного «наследия» в колоссальных масштабах свои «исследования», один заказчик.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!