Женский журнал Ladyblue

Свадьба в армянском стиле. Альберт Восканян

С давних пор, ввиду исторических причин, перенесенных гонений, лишений и трудностей, армяне оказались разбросаны по всему миру. Поэтому для армянского народа, немалая часть которого вынуждена проживать за границами родной земли, институт брака и семьи несет особое значение. Ведь семья — это не только вопрос собственного благополучия и достатка, семья — это ячейка общества, несущая в себе частичку духовности, традиций, религии, культуры и языка своего народа. Не удивительно и то, что особое место среди них занимают свадебные традиции и обряды.

Одним из важнейших этапов свадебного цикла у армян, по праву, считается ншандрек — помолвка или обручение. Дословно ншандрек можно перевести как «поставить знак, метку», а в более красивом понимании назвать «благословлением венчальных колец». Ведь после проведения данного обряда считается, что уже никто и ничто не в праве помешать молодоженам в единении их сердец.

Изначально число гостей, количество угощений и дата проведения ншандрека оговаривалось отцом будущего жениха на его специальном визите в дом невесты. Сейчас же все чаще, для простоты, это обсуждается еще во время сговора. По традиции, утром в назначенный день в доме жениха, в честь этого радостного события, резали барана или теленка, после чего мясо отправляли в дом невесты вместе с другими угощениям в виде фруктов, напитков и сладостей. Сюда же, в дом жениха, приходили его родственники, священник и музыканты, где их щедро угощали. После чего вся церемония, в сопровождении музыкантов, захватив с собой ншан — заранее подготовленный подарок для невесты, которым обычно выступали украшения (браслеты, серьги или, что чаще всего, обручальное кольцо), и несколько красивых подносов или корзин с коньяком, винами, фруктами и сладостями перемещалась к дому её родителей, где и совершался обряд обручения. Начинался он, как и полагается, с праздничного застолья, во время которого произносились поздравительные тосты и напутствия. Священник освящал принесенные стороной жениха угощения и обручальный подарок, особенное внимание уделялось коньяку принесенному женихом, если его открывали и ставили на стол, значит родители невесты давали свое негласное благословление молодым, после чего происходил основной акт обручения - вручение женихом ншана невесте.

В современной интерпретации данной традиции, по общему согласию сторон, праздничные столы могут накрываться за счет стороны невесты, а присутствие священника остается на усмотрение молодоженов. Ншандрек сегодня нередко устраивают в ресторанах, что позволяет расширить список приглашенных гостей, при этом оформление зала, праздничного стола или фуршета доверяют профессионалам, способным сделать дизайн и атмосферу этого душевного праздника уникальными.

Ншандрек — красивая давняя традиция, подтверждающая богатую культуру, корни которой уходят в далекое прошлое, и щедрость армянского народа. Ее соблюдение, пусть и в современном исполнении, является проявлением уважения и памяти к истории предков, а также веселым и душевным семейным праздником.

12 традиций армянской свадьбы


Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело - вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», - то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдоотказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты - украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой - чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видется со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невечты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том. Что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй пловины XX века.

Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру - парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение - езнмортек (ез - вол, мортел - зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания - друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор - король, а невесту соответственно тагуи - королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши - главного дружку - и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами - яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом - деньгами и конфетами - украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой - свадебное дерево.

Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж - свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, - Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней - непременно первым - в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Счи- талось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех - первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансфор- мировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин - родственниц жениха и двух подруг невесты, - под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически - одной или нескольких косичек - на женскую - две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение - символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя - невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них - жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот - переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом - и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку - поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, - когда мать жениха встречает новобрачных хлебом - покрывает им плечи лавашем, - сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60-70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3-4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец - их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Армянская свадьба богата изобилием традиций, а большинство из них сохранились по сей день. Она отличается таинственностью ритуалов, радушием и веселыми гуляниями.

Как все начиналось

В Армении отношения будущих мужа и жены всегда начинались со сватовства. Сватовство у армян отличалось от других стран, так как всегда проходило таинственным образом. Сваты приходили в дом к невесте в темное время суток, чтобы никто не узнал об этом событии, если вдруг случится отказ. Считалось зазорным сразу же согласиться на предложение замужества. Тогда о невесте думали плохо, предполагая, что у нее есть существенные недостатки и отец хочет поскорее от нее избавиться.

Армянские обычаи сватовства в первый визит строились на псевдо отказе и полном отказе. К примеру, если родители невесты ссылались на решение дальнего родственника, который пребывал в отъезде, это означало, что в следующий визит можно будет получить согласие на свадьбу. Когда же родители указывали на чрезмерную молодость пары, положительного ответа не было смысла ждать.

Очень интересно у армян проходило деление невесты, если на ее руку было несколько претендентов. Все они собирались в условленный вечер в доме девушки, садились за стол и на середину выкладывали свои подарки. Будущая невеста не имела права голоса, ей разрешалось только лишь изъясняться жестами. От девушки требовалось выбрать понравившийся подарок, после чего даритель становился ее женихом. Но чаще всего девушки заблаговременно договаривались о предмете подарка и знали, что подарит их настоящий любимый.

Армянское сватовство включало в себя разделение хлеба между отцами жениха и невесты. Для этого пекли лаваш, а потом скручивали его в виде свитка. Родителям предстояло разорвать этот хлеб на части, что означало единение семей и начало их родства. Во время этой церемонии всегда присутствовал священник, который стоял между отцами и благословлял их на дружбу и приязнь.

Сватовство по армянским традициям предполагало и третий визит сватов. Это был день назначения помолвки. По-армянски ее называют «хоскап», то есть скрепление словом. Она представляла собой мини свадьбу, которую проводили в узком кругу в доме невесты. Армянская помолвка состояла из небольшого застолья и обряда подношения подарков, которые предназначались невесте и ее матери. Среди них были и ювелирные изделия, но традиция подносить обручальное кольцо с бриллиантом появилась лишь в середине прошлого столетия.

Помолвка у армян считалась отправной точкой для свадебного приготовления. С этого момента молодых разлучали и не разрешали видеться до наступления свадьбы. Но молодежь была хитрой и находчивой, так как обручение армянских новобрачных могло затянуться не на одну неделю. Жених зачастую пробирался к невесте через окно или балкон, и с разрешения ее матери, мог находиться в комнате молодой. Они могли разговаривать и видеть друг друга, но дотрагиваться жениху к невесте было запрещено.

Подготовка к венчанию

За несколько дней до знаменательного события мужчины и женщины проводили свои ритуалы. Подготовка к армянской свадьбе с женской стороны начиналась из выпекания свадебного лаваша. Ритуалы проводились в обоих домах, а обрядовый день имел название «таштадрек», что означает «поставить корыто». Близкие невесте девушки и юные мальчики начинали просеивать муку. Это действие сопровождалось обрядовыми песнями и танцами. Потом все превращалось в игру: молодежь обсыпала друг друга мукой. Каждый гость клал в сито какую-нибудь сладость, например, орехи или сухофрукты, а когда вся мука просеивалась, ими можно было полакомиться.

В некоторых районах Армении просеивать муку доверяли одному человеку — попадье. Она это делала без слов, чтобы невеста была немногословной, а еще с закрытым лицом, что оберегало молодую от безумия. Армяне считали, что связь с образованными людьми — священником и попадьей — не дает внезапно сойти с ума. Другие регионы страны доверяли этот обряд исключительно женщинам и не забывали о субординации. Начинала процедуру самая старшая дама и передавала сито посаженной матери, а потом к этому подключались остальные девушки. Солить и месть тесто позволялось в той же очередности.

Приметы на армянскую свадьбу тесно связаны с закалыванием вола. Его мясо в дальнейшем использовали для приготовления свадебного застолья. В основном вместо вола использовали быка. У армян это животное ассоциировалось с пахотой и плугом, что символизировало плодородие и достаток. В советское время для этого ритуала жертвоприношения заранее покупали теленка, когда парень был еще юн, и откармливали до нужного времени. Жизнь ритуального быка ассоциировали с жизнью сына, его лелеяли и всячески оберегали.

На ритуал жертвоприношения приходили мужчины со стороны жениха. Животное связывали и укладывали на земле. Жених наносил первый удар и ставил ногу на поверженного зверя, как победитель. Для этого обряда всегда выбирали пятницу.

Армянское венчание начиналось с подготовки в доме кавора — посаженного отца, где проводился ритуал купания жениха. Для этих целей использовали специальный таз, куда усаживались спиной к спине жених и его главный неженатый друг — азаббаши. Их обливали водой с кувшина. Струя воды символически отделала холостых друзей и жениха, который собирался создать семью.

Дом кавора был местом также для ритуального одевания молодого. Каждый предмет одежды, который на него надевали, восхваляли и торжественно превозносили. Также во время одевания друзья жениха выполняли обрядовые танцы, кружа вокруг него. Танцуя, парни украшали свадебное дерево из веточек ивы. Оно называется «арсаники цар», и символизирует плодородие и благополучие. Раньше по традиции его украшали сладостями и различными фруктами, такими, как гранат или яблоки. Верхушку дерева всегда увенчивали свечи. Армянская свадьба в России до сих пор придерживается обряда с украшением арсаники цар, только теперь вместо ивовых ветвей украшают меч, используя бумажные купюры и конфеты. Арсаники цар во время торжества держит главный друг жениха, который еще выполняет функции его телохранителя на время свадьбы.

Свадебная церемония

Брак в Армении всегда начинался с очень необычной традиции. Перед приездом жениха в доме невесты разыгрывалось настоящее театральное действие по краже курицы из курятника. Делал это самый ловкий юноша, которого прозывали Лисом. Гости и родственники невесты препятствовали ему совершить кражу, но он все равно должен был это сделать, и вместе с птицей проникнуть в дом невесты. Там он оповещал о том, что жених уже в пути, за что получал подарки. На этом функция Лиса не заканчивалась. После того, как пройдет церемония венчания, ему надо было попасть в дом жениха раньше свадебной процессии и тоже сообщить о скором приезде молодых. На современных свадьбах тоже присутствует Лис, только теперь он ездит в машине без верха, украшенной лисьим мехом.

Невесте не приходилось думать, что одеть на армянскую свадьбу, так как наряд для нее приобретала сторона жениха. В день торжества невесту одевала замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетали две косы, после чего она больше не могла выйти на улицу, не покрыв головы.

Свадебная процессия всегда была очень шумной и веселой. В это время звучат песни, пляшут и стреляют в воздух, чтобы прогнать злых духов. Невеста всегда должна была идти позади жениха, но никто не мог пройти между ними.

Венчание в армянской церкви правила имело особенные. Священник повязывал новобрачным специальную ленту из красных и зеленых нитей, увенчанную крестом, на лоб, шею и руки, а конца запаивал воском. Когда заканчивалось венчание, свадебная процессия отправлялась домой другой дорогой, чтобы обмануть злые силы.

Все съезжались в дом к жениху, где уже были накрыты столы и приготовлены подарки. Сюда же привозили приданое армянской невесты, которое приготовила для нее мать. С приездом молодых начинались разнообразные игры и карнавальные действия. Самое популярное из них — шуточная драка между родителями жениха. При этом его мать обязательно должна была победить мужа, а потом сесть поверх него в качестве победительницы. В это время пелись смешные песенки, веселые и потешные, в основном про невестку и свекровь. Но некоторые особенности армянской свадьбы до сих пор остаются актуальными. Например, встреча свекровью молодых, когда она покрывает их плечи лавашем.

Проходило от трех до семи дней после свадьбы, когда священник вновь приходил к молодым. Но это уже было не венчание в армянской церкви, а «обряд тагравец» или «снятие венца». Он читал над молодоженами молитвы и снимал с них ленту нарот.

За дни свадебного торжества молодых постоянно осыпали сладостями, зерном и денежными монетами. Все это символизировало достаток и благополучие новообразовавшейся семьи. Также сторона жениха выплачивала выкуп невесты на армянской свадьбе. Родители молодого еще платили за торжество и всегда компенсировали потраченную на пир сумму стороне невесты.

Армяне очень строго относились к целомудренности молодой жены. Армянские невесты обязаны были быть девственницами и это всячески проверяли. В древние времена кухарка или замужняя родственница невесты стояла под дверью во время брачной ночи, после чего оповещала родителей жениха о том, что молодая была девственницей. В ХХ веке появился новый обряд. Наутро после бракосочетания, мать девушки получает красные яблоки и бутылку коньяка, если ее дочь оказалась девственницей. Эту новость разглашали по округе оружейными выстрелами, а потом продолжали празднество.

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба - масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха - хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», - рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках - считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Проводы невесты - тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах - украшение со свечами и зеркалами - против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту - символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями - все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы - кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс - ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина - енге - провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без венчания, поскольку брак для грузин - это что-то безусловно высокое, то, что должно происходить перед Богом, в церкви. Я, например, верующая, но никогда не думала, что буду венчаться. Думала, что распишусь, и все. Но когда познакомилась с Гиги, когда поняла, насколько в Грузии люди верят в Бога и насколько это все важно и серьезно, мне самой захотелось прийти в церковь вместе со своим будущим супругом и попросить благословения перед Господом. Я никогда не забуду свое венчание. Оно меня настолько тронуло, что я разрыдалась. А ребята, которые были на нем - друзья Гиги из ансамбля «Мгзавреби» и вообще все поющие - после нашего венчания, когда обряд завершился, начали петь, и эхо их голосов, раздающееся в церкви, буквально проходило сквозь тело. Я этого никогда не забуду, это было настоящее волшебство. И мои родители, и остальные гости - все плакали.

У нас было четыре дня свадьбы. Это обычное для грузин дело. Сейчас, конечно, часто сокращают до двух, но бывает по-разному. Гиги был в национальном грузинском костюме чоха, я сначала была в традиционном белом платье, а потом, вечером, переоделась в национальное грузинское.

На плече Гиги, как и у большинства женихов, был нашит герб семьи. Не в каждой семье, конечно, сохранились гербы. Если его вдруг нет, то пришивается символический герб.

Самый яркий момент свадьбы - это, конечно, традиция, когда пара выходит из церкви, и все гости-мужчины, одетые в национальный костюм чоха, обязательным элементом которого является кинжал, который висит на поясе в специальных ножнах, становятся в два ряда и, перекрещивая свои кинжалы, создают как будто коридор или арку. И не просто статичную - клинки бьют друг о друга, создавая звон. Молодые должны пройти под этой аркой. Звон стоит такой! Мне казалось, что арка у нас была длиной в километр - из всех наших друзей. Смысл этого ритуала в том, что пара получает благословение и защиту от всех своих близких. А звон клинков отгоняет все плохое, и остается только хорошее.

Свидетелей на свадьбе может быть много. В принципе, сколько угодно. И всегда главные свидетели на свадьбе - крестные родители будущего ребенка. Просто друзья или родственники крестными стать не могут. Поэтому свидетелей всегда выбирают очень внимательно.

Когда молодожены после венчания входят в торжественный зал, их встречают песней. В этой песне встречающие спрашивают: «Чья это девушка?». А им отвечают: «Наша, наша», - что символизирует окончательный и узаконенный переход невесты из одного дома в другой.

Грузинскую свадьбу ведет только тамада. Как правило, это близкий друг семьи. Просто так тост никто не может сказать, право на это надо получить у тамады, все самые важные тосты говорит только он. Всегда одними из первых произносятся тосты за Бога, за мир.

Обязателен танец молодоженов. Он всегда и у всех одинаковый, под определенную музыку, с определенными движениями. Это давно устоявшаяся традиция, и никаких вариаций тут не предусмотрено.

На грузинских свадьбах нет никакой программы, никаких фокусов и развлечений. Есть только песни, танцы и веселье.

Традиционные подарки в Грузии - это украшения для невесты в большом количестве.

Обычно грузинские свадьбы очень многочисленные. Особенно, если деревенские, то гуляет вся деревня - это и 400, и 500 человек - сколько есть. И свадьба на 2,5 тысячи человек - вполне регулярное действо, потому что нельзя же, играя свадьбу в селе, кого-то не позвать.

Грузинский свадебный стол - это тоже отдельная тема. Свадьбы без поросенка не существует. Торт разрезается кинжалом.

Разумеется, поскольку, как мы уже говорили, грузинская свадьба - это обязательно венчание, следовательно, никаких свадеб в посты не играется. Поэтому выбор даты - дело тонкое, ведь не так много времени остается, не занятого разными постами и подходящего для свадьбы.

Чеченская свадьба

Чеченцы очень трепетно относятся к своим традициям, в том числе и свадебным.

В день торжества к невесте приезжают близкие родственники и друзья жениха, что интересно, без самого жениха. С ними также мулла, который разговаривает с невестой и ее отцом и после подтверждения согласия на брак проводит обряд. В присутствии двух замужних женщин происходит церемония, во время которой девушка должна повторять за муллой суры из Корана. Затем такой же обряд мулла проводит с женихом, в его доме и в присутствии друзей - неважно, женаты они или нет. По сути брак заключается между двумя людьми по отдельности.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и везут на торжество.

По дороге от дома невесты до места банкета проходят традиционные гонки машин: каждый автомобиль пытается занять место прямо за машиной невесты. Но в любой момент дети могут преградить кортежу дорогу, чтобы потребовать выкуп. Чеченская свадьба - свадьба для всех. Выстрелы в воздух тоже присутствуют - считается, что это отгоняет злых духов.

На свадьбу не принято приглашать гостей - все желающие могут сами явиться на праздник, поэтому чеченские свадьбы всегда масштабные и шумные.

Но при этом близкие невесты на празднике не присутствуют - считается, что для них это грустный день, и он символизирует прощание с одной семьей и соединение с новой. Сама невеста также должна быть печальна на свадьбе. Кроме того, в течение всего дня она стоит в углу, не ест и не пьет прилюдно. Периодически невесту отводят в отдельную комнату, где она может поесть, чтобы с новыми силами вернуться на свое место.

Что интересно, жених тоже не показывается на свадьбе, а празднует со своими друзьями в другом месте. На свадьбе же пьют и веселятся остальные гости, конечно же, много танцуют, в том числе и лезгинку. Во время танцев, кстати, часто завязываются знакомства девушек и молодых людей.

Также на чеченской свадьбе есть традиция, когда мужчины подходят к невесте и пытаются ее разговорить, предлагая деньги за возможность испить воды из чаши, которую она держит в руках. Если невесту устраивает сумма - мужчина может выпить воды, а если нет - торг продолжается. Деньги за такой обычай зачастую отдают свекрови.

Виктория сощенко,
совладелица компании Florist Gump и компании BLT

Сейчас столичные национальные свадьбы проводятся с минимальным сохранением старых обрядов. Одной из важных традиций на мусульманских свадьбах остается сватовство, когда родственники жениха приходят просить руки невесты. Раньше они всегда приходили домой к невесте, а теперь часто это мероприятие устраивают в ресторане. Осталась традиция дарить подарки - сладости и украшения для невесты и ее родственников. Вообще, это большой праздник и часто программа на этом мероприятии не хуже, чем на свадьбе.

Те свадьбы, которые делают в Москве, проводят в больших красивых банкетных залах и обычно это общее торжество - европейское по формату. Приглашают и артистов русской и западной эстрады, и национальные коллективы. Конечно, всегда танцуют лезгинку.

Чаще всего молодые танцуют национальный танец в костюмах, и это очень красиво. Жених и невеста не пьют алкоголь и должны себя вести очень скромно, активно радоваться считается неприличным.

Еще есть нюанс с платьем невесты - плечи и руки должны быть закрыты хотя бы до локтей, иначе невесту посчитают одетой очень вызывающе. Часто платья шьют на заказ, либо выбирают дизайнеров с восточными корнями. Состоятельные кавказские невесты предпочитают платья Zuhair Murad и Elie Saab.

Самый строгий стол у евреев. Если свадьба кошерная, то еда на столе - это целая история! Если стол мясной, то нельзя ставить ничего молочного, даже сыр или соус со сливками. Исключается свинина, есть определенные требования к самим продуктам и способу их приготовления. За этим должен следить раввин, который будет находиться на кухне. Также нельзя ставить живые цветы на стол. Зато в остальном еврейские свадьбы очень простые, красивые, веселые, и все танцуют и зажигают много часов подряд.

Армянская свадьба

На протяжении многих веков армяне сумели сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые соблюдаются ими вне зависимости от своего местонахождения. Армянские свадьбы являются тому ярким примером.

Помолвка .

Один из важнейших этапов армянской свадьбы - ншандрек (помолвка). Семья жениха собирается в доме невесты с ценными подарками и обручальным кольцом. Родители жениха ставят на стол коньяк, если родители невесты его открывают, значит, они дают свое согласие и благословляют союз молодых.

Участники свадьбы.

До свадьбы невестой и женихом назначаются арснакур (подруга невесты, у армян - незамужняя сестра) и азапбаши (друг жениха, у армян - неженатый брат). Родители выбирают кавора и каворакин (крестный отец и крестная мать жениха и невесты, обычно это муж и жена, близкие одной из сторон).

День свадьбы. Сборы невесты.

Оказавшись во дворе дома невесты, сторона жениха сообщает о своем приезде громкой музыкой и танцами. Родственники жениха танцуют с подносами и корзинами, в которых находятся подарки, фрукты и сладости. В это время идут сборы невесты, которую одевает замужняя родственница, у которой первенец - сын. Одевание невесты сопровождается песнями. После того как невеста надела свадебное платье, каворакин крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой. Невесте обувь обычно надевает брат и кладет туда деньги, чтобы в новую жизнь она вступала обеспеченной и приносила своему мужу только благополучие.

Венчание и свадьба.

Традиционно армянские свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Во время венчания невеста дает обещание быть покорной женой для своего мужа, а жених, в свою очередь, обещает быть опорой для своей будущей жены. По церковным обычаям во время церемонии над головой молодоженов крестные держат короны.

При выходе из церкви новобрачные отпускают в небо голубей как символ любви и мира.

Свадебную делегацию встречает мать жениха, она кладет на плечи молодых лаваш и кормит с ложечки медом, чтобы жизнь их была сладкой и благополучной. Затем молодоженов осыпают конфетами и изюмом для достатка.

Перед тем как зайти домой, жених и невеста разбивают тарелки и переступают через ее осколки. Чем больше осколков, тем более счастливой и длинной будет их совместная жизнь.

К концу торжества, молодожены передают неженатым и незамужним гостям таросики - маленькие декоративные сувениры, которые принесут им благополучие и скорую свадьбу.

Красное яблоко.

На следующий день после свадьбы в знак невинности невесты ее матери посылают красные яблоки, сладости и бутылку коньяка.

Еврейская свадьба

Еврейские свадьбы очень традиционны и всегда проходят по одному и тому же сценарию. Различаться они могут только в деталях, в зависимости от того, к какому сообществу относятся молодожены.

Обряд бракосочетания совершается под хупой - свадебным балдахином. Хупа представляет собой четырехугольный кусок светлой ткани на четырех шестах и символизирует дом, создающийся бракосочетанием этой пары, отсутствие стен - гостеприимство открытого дома и напоминание о хрупкости всего в жизни и возможных ветрах-невзгодах, а также то, что главное в доме - живущие в нем люди, а не вещи. Шесты могут быть на земле, на помосте или возвышении, либо их могут держать четверо гостей посильнее (друзей/родственников). Ставится хупа обычно под открытым небом, но можно и в помещении. Хупа - настолько основообразующая традиция, что это слово - практически синоним свадьбы. К хупе невесту и жениха (порознь) торжественно ведет «свита», обычно родители. Либо каждая пара родителей свое чадо, либо мамы сопровождают невесту, а отцы - жениха.

До начала свадебной церемонии жених закрывает лицо невесты фатой. Предположительно, в память о том, как закрыла лицо библейская Ревекка, встретив Исаака. Закрывает лицо фатой именно жених, памятуя, как Иаков женился на Лее вмес-то Рахили, так как лицо невесты было скрыто вуалью, то есть, чтобы точно не ошибиться. Невеста обходит жениха семь раз - это означает создание дома, очага, символизирует завершенность, так как число «7» в библейской традиции означает совершенство, некую законченность. Невеста становится возле жениха, рядом родители.

Начинается церемония, которую проводит раввин. Жених надевает невесте на указательный палец простое гладкое кольцо стоимостью не меньше самой мелкой серебряной монетки эпохи Талмуда, о чем раввин, скорее всего, пошутит, и повторяет за раввином формулу бракосочетания. «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по обычаю Моисея и Израиля». После чего раввин или особо уважаемые гости произносят семь благословений. Обязательно зачитывается традиционный брачный договор - ктуба. В нем говорится, что муж обещает любить, уважать и кормить жену, а в случае развода выплатить ей энную сумму. Ктубу подписывают заранее два свидетеля. Оформление ктубы - тоже ритуал, проходит до, собственно, хупы. Ктуба может представлять собой красиво оформленный манускрипт. Потом жених и невеста отпивают вино из бокала и жених разбивает его или раздавливает правой ногой, произнося: «Если забуду тебя, о Иерусалим...», - в память о разрушенном Иерусалимском храме. Поскольку грусть всегда соседствует с весельем, все кричат «Мазл тов» (Счастливой судьбы), поют и танцуют. Танцы с подниманием на стуле сейчас уже необязательная часть веселья в честь новобрачных. Хотя во многих диаспорах до сих пор соблюдается. Вообще, веселить невесту - это неизменная часть праздника, так что даже самые суровые старцы пускаются в пляс. Конечно, ортодоксальные свадьбы отличаются от более светских свадеб. Поэтому в каждом сообществе свои традиции и обряды.

Дагестанская свадьба

Говорить непосредственно о дагестанских свадебных традициях - в корне неправильно. В самой многонациональной республике у каждого народа есть свои нюансы празднования свадьбы. Аварцы, лезгины, даргинцы - у каждой национальности есть как общие традиции, так и принципиально разные.

Сегодня во многих семьях в Дагестане все еще принято совершать сговор между родителями жениха и невесты. Но решение о свадьбе все равно остается за молодыми людьми.

На улицах Дагестана все еще можно услышать выстрелы при встрече молодых, направляющихся на свадебный банкет. А дети на улице часто останавливают вереницу красиво украшенных машин, чтобы выпросить конфеты или деньги.

Интересная традиция, которая жива и по сей день, - проверка жены приготовлением хинкала (национального блюда) сразу после свадьбы. Муж и его друзья могут прийти в дом молодоженов и попросить жену приготовить хинкал и, если жена хорошая, то и блюдо приготовит правильное.

До сих пор многие свадьбы делят на мужскую часть и женскую, хоть теперь их проводят в один день. Сначала происходит празднование с гостями невесты, затем - жениха. При этом на банкете жених с невестой сидят отдельно от гостей на пьедестале, а столы поделены на «мужские» и «женские».

На свадебном банкете преобладают национальные блюда: хинкал, курзе, чуду и т. д. И, конечно, у каждой народности свои способы приготовления этих блюд.

Конечно, ни одна свадьба в Дагестане не обходится без лезгинки, причем у каждой национальности она своя. Девушек на танец приглашают с помощью цветка - просто подойти и пригласить ее никак нельзя. Цветок передается между гос-тями свадьбы, таким образом, в центре зала всегда есть танцующие пары.

Когда танцует невеста, на нее обязательно бросают деньги (бумажные, ни в коем случае не монеты). Затем подруги их собирают и передают невесте.

Помимо танца жениха с невестой, традиционным считается танец подруги невесты и друга жениха.

В Дагестане принято дарить на свадьбу деньги. За отдельным столом на торжестве сидит человек с коробкой, который собирает деньги гостей и записывает суммы и имена в специальную книгу - учет ведется точный.

Моя большая лакская свадьба

Тамари, 25 лет

«Вообще, свадьба проходит в несколько этапов, среди которых сватовство, или же помолвка, которое может проходить как небольшая свадьба. У меня были приглашены только близкие - всего 80 человек. На помолвку обычно дарят невесте золотые украшения, а до свадьбы жених обновляет гардероб невесты. В моем случае мне просто подарили деньги, на которые я и купила себе одежду, обувь, сумки, шубу. Свадьба проходила в два дня, сначала играли мои родители, где были в основном мои родственники, потом его. Всего приглашенных гостей было около 500 - это нормально для лакцев».

Текст: Лика Длугач, Ольга Бебекина

Без заголовка

Из
огромного числа свадебных традиций, имевших место в разные эпохи и в
разных регионах Армении, в данной статье выбраны 12 самых важных, а
также наиболее удивительных и интересных.

Сватовством
традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры.
Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из
соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого
жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита
сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты
есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.
Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался
специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще
подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то
это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в
согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что
второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов
мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было
несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и
заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за
столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали,
ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное
решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей
мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах.
Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста
выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как
жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся
парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был
сделан, накрывали на стол.

Заключение
договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до
помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте,
его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При
этом, как правило, присутствовал священник, который становился между
мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.
Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным
контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу,
как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий
визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически
становился помолвкой (хоскап - буквально «скрепить слово»). С этой
минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со
своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом
нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя
втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в
коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в
случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с
невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В
отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что
юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы
и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в
подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять
лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском
доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За
помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку»)
- мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха
обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение
бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Ни
одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша),
которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой
выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд
начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и
невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями,
игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после
превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости
клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было,
когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку
попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была
немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с
умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей)
защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием
муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали
субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая
из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы.
Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным
ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого
потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом
деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение —
езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что
именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами
и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и
родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили
жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно
ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как
тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд
жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы
стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын
уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем
бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он
болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним
происходило, с судьбой сына.

К
венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный
мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха.
Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и
азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания
заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его
холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и
параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся,
как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно
анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха,
купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев
очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали
танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и
совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало
плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками,
гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На
современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами —
украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши
выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной
руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Одним
из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание
курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный
гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь,
которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в
курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем
явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная
процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны
были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее
ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде
прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис
крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с
невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым
прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его
награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в
молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой
был украшен лисьим мехом.

К
венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила
для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха
и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту
раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из
молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной
частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких
косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права
выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины
пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение —
символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически
девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи
жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу
жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли

У
частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и,
дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли
музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за
ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его
одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить
между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви
священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею,
руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с
крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой
дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных
выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам
подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона)
проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом
молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так,
чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот.
Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и
снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли
взойти на брачное ложе.

Свадьба
должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали
карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха,
встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась
шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить
женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на
лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку
считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.
Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери
жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови
убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта
ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги
имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший
считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха
встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, —
сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости,
зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный
стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и
делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу
подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали
почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий,
которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков.
Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что
требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но
и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое
обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок
водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было
раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей
занимались тамада и музыканты.

Институт
девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и
тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны
были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях
отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только
девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие
считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.
Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты,
ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной
лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя
подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о
том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины
поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по
всей округе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!