Женский журнал Ladyblue

Темперамент ребёнка: типы и характеристика.


Во время общения взрослых людей между собой они учитывают особенности личности каждого собеседника. Но в процессе взаимодействия родителей со своими детьми не учитываются их особенности и индивидуальность, а ведь это важный момент воспитания.

Индивидуальные особенности личности включают в себя характер, тип темперамента и способности. Понятие темперамент означает черты личности, которые определяют эмоциональные и динамические сферы деятельности и поведения ребенка.

Существуют такие темпераменты:

Сангвинический;
Флегматический;
Холерический;
Меланхолический.

Все свойства каждого темперамента имеют такие общие черты:

1. Является врожденной характеристикой личности малыша;
2. Проявляются с рождения и раннего детства;
3. Неизменны на протяжении всей жизни.

Тип темперамента крохи не оказывает никакого влияния на такие особенности личности:

Увлечения;
Взгляды;
Воспитанность.

Темперамент предопределяет стиль и манеры поведения, а также способности к обучению у малышей.

Все характеристики темперамента ребенка отражаются в его поведении, играх, чувствах и переживаниях. Зная тип темперамента своего крохи, взрослые смогут правильно построить развитие его способностей, направлять энергию малыша в нужное русло.
По мнению психологов практически не встречается темперамент в «чистом виде». Наиболее часто у ребенка смешанный тип, но все равно ярче проявляются свойства какого-то определенного темперамента.  
Темперамент никак не сказывается на способностях малышей. Проявляется такое свойство личности в проявлении эмоций, активности и подвижности.        

Особенности темперамента:

Малыши-холерики

Ребенок с холерическим темпераментом:

Активен;
Импульсивен;
Подвижен;
Часто бывает агрессивным.

Такие малыши отдают предпочтение шумным и подвижным играм, проявляют лидерские качества, быстро воспринимают и запоминают материал, легко адаптируются в новой для них обстановке, с трудом засыпают.
Родители холерика должны постараться правильно направить энергию малыша. Очень полезно отдать такого ребенка в спортивную секцию. Дети-холерики не любят закрытого пространства, поэтому для них очень полезны прогулки на природе и свежем воздухе.

Малыш-меланхолик

Дети с меланхолическим темпераментом очень тревожные, сдержанные, закрыты от окружающих, рассудительные, неторопливые. Такие малыши быстро утомляются, неуверенные в своих силах, очень чувствительны. Меланхолики любят общаться со взрослыми, их легко обидеть.
Родители должны проявлять заботу, внимание и чуткость к малышам-меланхоликам, поощрять их инициативу, быть осторожными в процессе общения с ними.

Малыши-флегматики

Ребенок флегматического темперамента малоактивный, спокойный, сдержанный, неэмоциональный. Такие дети отдают предпочтение спокойным играм, долго адаптируются к новым условиям.
Родители должны постараться активизировать флегматиков, разнообразить их свободное время, развивать их ловкость и подвижность.

Малыши-сангвиники

Дети сангвинического темперамента общительные, активные, подвижные, жизнерадостные, склонны к лидерству. Они редко обижаются, любят подвижные игры. Сангвиникам часто не хватает терпения и упорства. Такие малыши очень нуждаются в постоянном контроле и присутствии взрослых.

Достоинства и недостатки разных типов темперамента:

Холерический темперамент

Достоинства:

Решительность;
Инициативность;
Подвижность;
Увлеченность;
Находчивость;
Способность быстро принимать решения;
Стремление к новизне;
Яркость проявления чувств.

Недостатки:

Торопливость;
Неуравновешенность;
Неусидчивость;
Резкость движений;
Нетерпеливость;
Прямолинейность;
Конфликтность;
Упрямство;
Склонность к риску;
Вспыльчивость;
Обидчивость.

Сангвинический темперамент

Достоинства:

Жизнерадостность;
Отзывчивость;
Энергичность;
Быстрая переключаемость;
Высокая работоспособность;
Настойчивость;
Энтузиазм.

Недостатки:

Не доводит начатое дело до конца;
Неустойчивость интересов;
Поспешность решений;
Неустойчивость настроения.

Флегматический темперамент

Достоинства:

Спокойствие;
Уравновешенность;
Рассудительность;
Усидчивость;
Настойчивость;
Неразговорчивость;
Выдержка;
Постоянство интересов;
Аккуратность.

Недостатки:

Медлительность;
Бедность эмоций;
Занудство;
Медленная переключаемость;
Плохая адаптация к новой обстановке.

Меланхолический темперамент

Достоинства:

Повышенная чувствительность;
Сдержанность;
Тактичность;
Постоянство.

Недостатки:

Обидчивость;
Застенчивость;
Ранимость;
Нерешительность;
Неуверенность;
Пессимистичность;
Плохая адаптация к новой обстановке;
Склонность к одиночеству;
Подозрительность;
Плаксивость;
Боязливость.

О влиянии темперамента:

Темперамент малыша влияет на следующее:

Темпы протекания психических процессов (мышление, внимание и память) в головном мозге ребенка;
Яркость и активность проявления таких психических процессов, как сила воли и эмоции;
Скорость движений ребенка;
Процесс формирования черт характера и поведенческих реакций малышей.

Определяем тип темперамента:

Определить тип темперамента очень просто следующими способами:

Наблюдение за малышом;
Специальные тесты (их можно пройти самостоятельно или с помощью специалиста-психолога). Рекомендуется родителям мысленно вернуться в свое детство и пройти тест вместе с ребенком. Затем необходимо сравнить свой тип темперамента с результатами, которые получил ваш кроха.

Построить правильные и гармоничные взаимоотношения с малышом родители могут только в случае установления типа его темперамента и изучения его особенностей.
Никогда не пытайтесь изменить темперамент малыша. Это болезненно отразится на нем, а у родителей возникнут серьезные проблемы в воспитании и дальнейшем развитии крохи.

Воспитываем малыша–сангвиника:

Особенности воспитания и развития малышей-сангвиников следующие:

1. Контролируйте выполнение обещаний, которые вы даете малышу;
2. Обращайте внимание на правильность выполнения работы;
3. Воспитывайте у крохи-сангвиника аккуратность;
4. Ведите постоянный и одновременно доброжелательный контроль за малышом;
5. Воспитывайте постоянство и стойкость интересов у сангвиника;
6. Поощряйте кроху за достигнутые успехи только заслуженно;
7. Проявляйте требовательность к малышу;
8. Контролируйте все поступки ребенка;
9. Приучайте доводить начатое до конца;
10. Создавайте теплые отношения с ребенком.

Воспитываем малыша-холерика:

1. Поддерживайте и направляйте энергию ребенка на выполнение полезных дел;
2. Создавайте все условия для выражения активности малыша;
3. Не переутомляйте нервную систему крохи;
4. В случае перевозбуждения малыша старайтесь переключить его внимание на более спокойные игры;
5. Чтобы успокоить холерика рекомендуется использовать настольные игры;
6. Для формирования навыков общения важно применять подсказки, напоминания, одобрения и замечания;
7. Для усмирения холериков используйте спокойные, строгие и тактичные требования;
8. Поддерживайте увлечения, которые связаны с движением;
9. Общайтесь с холериками спокойно, но требовательно;
10. Строго соблюдайте режим дня малыша;
11. Обсуждайте с крохой его поведение;
12. Помогайте малышу переживать все его неудачи.

Воспитываем малыша-меланхолика:

1. Проявляйте к вашему крохе максимум ласки, нежности и тактильного контакта;
2. Ограждайте малыша от чрезмерных раздражителей;
3. Не делайте замечания меланхоликам в присутствии посторонних людей;
4. Не перегружайте малышей развивающими занятиями и домашними обязанностями;
5. Избегайте ситуаций соперничества для меланхолика;
6. Развивайте у крохи большую активность, смелость, общительность, инициативность;
7. Не запугивайте малыша;
8. Учите ребенка не бояться шума и чужих людей;
9. Не кричите на малыша, общайтесь с ним очень спокойно;
10. Приобщайте кроху к спорту;
11. Формируйте навыки общения;
12. Поддерживайте позитивные эмоции у малыша;
13. Поощряйте все победы и старания ребенка;
14. Уважайте внутренний мир вашего малыша.

Воспитываем малыша- флегматика:

1. Не торопите ребенка;
2. Предупреждайте кроху заблаговременно о смене видов деятельности;
3. Поощряйте любые проявления подвижности и активности флегматика;
4. Учите вашего ребенка рационально распределять время;
5. Развивайте подвижность и активность крохи;
6. Развивайте его любознательность;
7. Развивайте творческие способности и фантазию;
8. Содействуйте общению малыша с подвижными и активными детьми;
9. Чаще ходите в гости;
10. Подружите флегматика с подвижным малышом;
11. Уважайте внутреннее спокойствие флегматика.

Общение и особенности темперамента:

Скорость речи, особенности интонации взрослых необходимо подбирать с учетом особенностей темперамента малыша. Одинаковые фразы могут вызывать различные реакции у малышей с разными типами темперамента.
Общаясь с малышами-холериками или сангвиниками, рекомендуют выбрать ускоренную речь, а с флегматиками и меланхоликами – замедленную и спокойную. В критических ситуациях с детьми-холериками и меланхоликами следует общаться спокойным тоном. В процессе общения с малышами-флегматиками и сангвиниками в ситуациях, требующих привлечения внимания взрослых, речь должна быть яркой и эмоциональной, чтобы заинтересовать ребенка.

Различия в типах темперамента у взрослых и детей приводят к конфликтным ситуациям и непониманию. Очень важно в процессе общения с малышами проявлять чуткость и уважение к их индивидуальности. С каким бы темпераментом ни родился ваш кроха - не пытайтесь его изменить. Любите своего малыша таким, какой он есть!


Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6-8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

  • холерик — быстро заводится и быстро тормозит
  • сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
  • флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
  • меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру , а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50-100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30-35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем .

Купить эту книгу

Обсуждение

Когда продолжение?

Комментировать статью "Как определить темперамент ребенка по поведению? "

Девчонки, у кого ребенок -мальчик,по типу темперамента - холерик, по знаку зодиака-Лев Вы не поверите, но к школе сын успокоился. В 1 классе я рассказала ему о типах темперамента, привела примеры. Старший ребенок - другой. Ближе к сангвинику с примесью меланхолика.

Обсуждение

У нас такой ребёнок, веселится как вы, нам 9 лет, вручают нагрузки в школе и танцы с акробатикой!

23.11.2018 22:48:12, Насти

Я очень люблю психологию, астрологию меньше. Мой сын с раннего детства был 100%-ым холериком. Это подтверждали все психотесты. Помню, как тоже мечтала о каких-нибудь таблеточках, но перетерпела. Вы не поверите, но к школе сын успокоился. В 1 классе я рассказала ему о типах темперамента, привела примеры. Он заявил, что не желает быть холериком, а хочет быть сангвиником. Я не поверила своим глазам, когда во 2 классе результат теста показал, что он сангвиник. Ребенок был счастлив и даже горд за себя. Он правда, правда изменился! Я убедилась, что нельзя делить людей на группы и тем более говорить, что это навсегда и ничего не изменишь. Все индивидуальны, к каждому свой подход. Но все- таки, в психологию я верю, она мне очень помогает. Терпения Вам и любви!

14.09.2012 23:43:59, КМС

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Разные темпераменты у родителей и детей. Понятно, что у всех они разные, да и в чистом виде А вот средний сын - настоящий меланхолик, очень медленный, обидчивый...

Обсуждение

Ох, у меня похожие проблемы с одинаковыми темпераментами. Муж и старшая дочь, друг друга обожают, но от малейшей искры нежду ними начинается такой феэйeрверк - мама не горюй. Что делать не знаю, причем с возрастом феэйeрверк все эффектнее - у меня дочь очень находчиво парирует любые нападки + не робкая ни разу. Иногда оставлю их дома одних за безобидным занятием, приду, а там пепелище - оба сидят надутые по углам. Стараюсь по возможности тушить при первом возгорании + веду разьяснительную работу с мужем и с дочерью с переменным успехом.

у нас как-то более-менее ровно.Ярко выраженных темпераментов ни у кого нет.
Но я порой плотно общаюсь с девочкой-меланхоликом.Для меня это полный привет.:-)держусь день-другой,потом бесит.

Как дела
-плохо..
-жива?
-нет...
-все нормально
-не нормально..
-не скучаешь?
-очень скучаю..
и так постоянно всегда плохо. Унылый голос,тоска во взгляде..
Все,я готова на стену лезть.
Потом выясняется,что ей все понравилось и все было хорошо.

Может.когда привыкнешь и ничего,но мама девочки тоже бесится порой от этой тоски кромешной.

Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Темперамент и оценки. Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента.

Обсуждение

У! Это наш случай! Я все время как на пороховой бочке. Договариваюсь. Итак, всё, что ребенку важно ипредсказуемо - пытаюсь реализовывать и скандала не вызывать (не нажимаю сама кнопки лифта, не открываю сама машину, не выключаю его Чевостика и т.п.)

Все непредсказуемые моменты выполняю по мере сил (не иду на принцип и не пытаюсь "воспитывать"). Я так понимаю, Вы делаете также:))

И все время внушаю ребенку 2 вещи:
1) "фарш невозможно прокрутить назад" - если пришли в сад, а он вспомнил, что не съел дома витаминк уи в истерику. Абиссняю, что это ОН не напомнил. И превентивно все время говорю - дорогой, я могу забыть завтра утром дать тебе витаминку, ты уж мне напомни, будь добр, иначе я забуду, и в садике уже НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ СДЕЛАТЬ. То же самое из серии "я хотел дома взять такую-то машинку показать Дане" - дорогой, я не умею читать мысли.

Ещё хорошо помогает прием (что в кровати не получить воплей, что он хотел поесть курочку, а забыл) - это в ключевые моменты - выхода их дома, укладывания и пр. спросить со всей важностью - а вот сейчас вспомни, что ты хотел сделать/взять/сказат-ь и пр. - иначе сейчас мы пойдем/ляжем спать/уберем - и будет поздно.

У нас работает.

2) внушаю, что ЕСЛИ Я МОГУ - всегда ему сделаю/куплю/помогу. Ну не могу я, пардон, вылететь из туалета, чтоб детальку в конструткор поставить ему. Поэтому мягко и дотошно абиссняю, что вот конкренто сейчас это сделать не могу, но "ты же знаешь, когда могу - с дорогой душой". И впрямь, если есть возможность и не очень в лом - поднимаюсь и иду клеить/строить/читат-ь/готовить вкусное/гулять и пр. Но если не могу - то не могу. Взываю к сочувствию и самосознанию. Или повоторяю волшебную мантру "ты не один и не только ты чего-то хочешь".

Вроде тоже помогает постепенно.

Держитесь, нам ща 4, и это уже не 3:)))

Анют, у моего тоже случаются замыкания и залипания... хотя очень милый мальчик. Кстати, у нас это все началось далеко до 3 лет. Но на Спортлэнде с психологом пообщались... В общем, вердикт примерно следующий - больше разумной свободы. Деть должен четко знать границы, но эти границы должны ему давать поле для самореализации. Много совместной деятельности, но ре определяет степень вмешания взрослого. Т.е. если деть строит, говорит, что сам поставит детальку, то надо дать ему это сделать, даже если понимаешь, что его действия приведут к разрушению постройки. Понятно, что этот стиль отношений не распространяется на вопросы жизнеобеспечения и безопасности. В общем, чем меньше строить ребенка и больше с ним договариваться, тем мягче проходит кризис. Примерно в таком ключе.
Даня вообще стараюсь уговаривать больше, но ор на старшего и махание кулаками пресекаю на месте (это табу!).
А у вас, конечно, болезнь сыграла! А с прогулками у нас тоже засада... Сама подумай - погода какая! Тебе очень самой хочется туда? Вот и детю не хочется... а потом вроде и занятие уже нашлось и домой не хочется.
Так что Анют, терпи! Снег выпадет, будет легче! Сейчас самое депрессивное время (и для детей в том числе)!

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Наказание холерика (как?) Имеем: ребенок - холерик в семье сангвиников. Родители- бывшие отличники, красные димпломы универов...

Обсуждение

А темперамент непричем. Организованность и ответственность вырабатываются сознательным усилием воли, в 7 лет - с постоянной помощью и моральной поддержкой родителей и учителей, маленькими шагами, посильными задачами, терпеливо и кропотливо, учитывая естественную шилопопность.

Спасибо всем. Рада что нас много! Однако, в моем случае нет грозного папы, папа обычный, много работающий, мало внимания уделяющий ребенку и вообще не понимающий, как так можно...Сегодня принес диктант, в котором через слово-ошибка (пропуск к-либо гласной) Писал в прописях по-разному, сейчас, если я рядом и он не торопится, почерк как в образцовых прописях. Но в классе так не получается. Спешит, делает 33 дела одновременно, много пропускает, забывает про точки и двоеточия. Это исправимо ко 2 классу хотя бы и как, если да, или мне на форум СДВ-шников пора?

21.03.2007 16:18:05, Олея

Холерик в школе. У кого дети - холерики? У моей дочки холерический тип. Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Как развитие ребенка зависит от типа темперамента? Как мы уже выяснили, ребенка - меланхолика надо с осторожностью отдавать...

Обсуждение

У меня тоже очень подвижный ребёнок. Сейчас ему уже 9 лет.
Каких-то конкретных игр не посоветую. Смотрите по ребёнку, что ему нравится. Наш мог быть усидчивым, только в любимых делах- конструктор (играл лет с 2-5 КАЖДЫЙ день), пазлы, чтение, рисование. Сейчас с ним гораздо легче. Мы не сразу смогли приспособиться под наш "вихрь", сейчас ясно видим все наши ошибки. В любом случае, такие дети требуют от нас большого терпения, любви, защиты и собственной мобильности (то есть быть готовой на таких же скоростях узнавать этот мир):-))

Искать, чем ребенок способен увлечься, и от этого плясать, к этому увлечению добавлять что-то развивающее(рисовать то, что любит, машины напр.). А конструкторы любит? У меня дочка тем, что ей неинтересно, и полминуты не будет заниматься, а интересным может сама заниматься очень долго.

Холерик в школе. Школа. Ребенок от 7 до 10. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Конференция " Ребенок от 3 до 7". Раздел: Подготовка к школе (можно ли отдать ребенка в А ребенок настроился, в этом году выпускной в саду, дети к нему уже готовятся. Как воспитывать холерика? Холерик в школе.

Обсуждение

А что, меланхолики лучше? Тут все зависит от вас и вашей реакции на замечания учителей. У меня сых холерик, в третий класс идет. В нашей школе поощряют активное, непосредственное поведение детей на уроке. Обсуждения и споры часто ведутся так, что во время уроков в коридорах шум, как на перемене. Задавать учителю вопросы, спорить, отстаивать свое мнение - вот то главное, на что обращается внимание. Есть и консервативные школы, где поведение определяет обучение, главное вам туда не попасть, ребенка замучают и вас замучают. Не давайте подвести дочку под черту удобных для большинства учителей "послушных" девочек. Контролируйте полученные знания (не отметки) и дай Бог вам хорошего учителя. Девочка у вас - супер, вырастет бойкая, активная девушка, с кучей друзей и знакомых, разносторонними интересами и в полной уверенности в том, что у нее все получается.

У моей дочки холерический тип. Разумеется не в чистом виде, но многие признаки есть - быстрая смена характера, близко слезки, шумная и т.д. Ей 8 лет и она сейчас идет в пятый класс. Так что не волнуйтесь по поводу учебы. На мой взгляд учеба как раз дается легко. Гораздо сложнее с отношениями в коллективе. Не знаю как у Вашего ребенка, но у моей помимо всего прочего присутсвует стремление к лидерству - она пытается всех построить и заставить делать то, что ей нужно. И обламывается. Пока:)) Вот на эту тему у нас постоянные трагедии - и те полгода, что мы ходили в первый класс и на тренировках по айкидо.
А с подготовкой к школе проблем вроде бы возникнуть не должно. Или я ошибаюсь?

В нашей школе поощряют активное, непосредственное поведение детей на уроке. Как воспитывать холерика? Всем добрый день! У меня младший сын - типичный холерик со всеми вытакающими) прям как в учебнике про его тип темперамента написано)...

Обсуждение

Во-первых, стандартное. Ванны с магнезией (и маму туда же), лепка из глины и приятных видов самодельного теста, вообще тактильные штуки (ИМА тут бывает, ее спросите, когда придет). Бассейн, много беготни на свежем воздухе, все такое прочее.

Во-вторых: упражнения, прикольные и интересные, на силу реакций. Обнять, скажем, шар из тонкой бумаги, чтоб не смялся. А потом - чтоб смялся. Можно в ролевой игре. Взять бумажный стаканчик (это от Имы идея) и нежно переставить. То же с маминой рукой -взять нежно, погладить. Потом взять этот стаканчик и смять.

Когда истерика - найти свою стихию. Если это вода - в охапку и в душ, а хоть и в одежде. Если это воздух - кружиться у мамы на руках, танцевать, бегать, дышать глубоко. Поищите, что выводит.

моему двоюродному брату еще ввели обливание ледяной водой (со льдом из хол-ка) в режим дня года в 4-5, он просто холерик, но это его 1) дисциплинировало, 2) он этим гордился, 3) несколько остужало - так что ли сказать. Короче говоря, тренировали нервную систему и дух, т.е. темперамент воспитывали:)

А теперь устал веселить других...Холерик, если что-то не получается быстро и так, как ему хочется, начнет злиться, кидаться, разбивать, ругаться, кричать (естественно, я беру крайние варианты). Я знаю одного холерика, который разбивал трубки телефонных аппаратов, если долго не мог куда-нибудь дозвониться:) Для него телефон с обычным номеронабирателем (который нужно крутить пальцем) был пыткой.
Легко успокоить аудиогипнозом:)
Флегматик будет долго и вдумчиво решать задачу так и эдак, полностью сосредоточившись на ней и не отвлекаясь на менее важные стимулы. Легко "очаровывается" зрительно-пространственными задачами.
Меланхолик, скорее, сначала попросит Вас, чтобы Вы показали ему образец выполнения задачи. Успокаивается при физическом, телесном контакте. Для него важнее ваши взаимоотношения в процессе выполнения задачи, чем сама задача.
Сангвиник не будет так сильно расстраиваться, как холерик, если у него что-то не получается, может, в отличие от меланхолика, и так же, как флегматик, долго играть один, но ему, в отличие от флегматика, и так же, как холерику, необходимо почаще переключаться с одного вида занятий на другой.

А родителям- меланхоликам ребенок - холерик - буйным и гиперактивным. Попадется педиатр- меланхолик, еще и диагноз какой-нибудь Свекровь ходила в больницу и после курса кварцевой лампы, все прошло. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик...

Обсуждение

Я холерик, а муж флегматик. Это какой-то кошмар для меня. Мне все время веселья надо, а ему дома в тишине побыть. Но унас какое-то взаимное влияние друг на друга происходит. Мне уже тоже уюта домашнего хочется, а он и гостей начал с удовольствием приглашать. Но природа берет свое. И у нас частенько конфликты на это почве происходят. Но так как я быстро отхожу, а он спокойно мирится. То ругаемся мы не надолго. А мне как холерику тоже холерика всегда хотелось в мужья, а флегматики так притягивают своим спокойствием и романтизмом. Прелесть! Я обожаю своего флегматика, хотя он иногда такой зануда и причем этого не отрицает.

Мы с мужем абсолютно одинаковые, практически никогда не ссоримся (тьфу 3 раза). Думаю, в этом и есть секрет счастливого брака. В основном, мне кажется, люди с разными психотипами могут уживаться, поддерживая взаимный (и в основном, сексуальный) интерес "непохожестью" друг на друга, но до поры, до времени. Но это лично мое мнение.

06.01.2001 04:48:36, Нюша

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.
Игра и темперамент ребёнка

Темперамент - это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.
г) Робок, растерян.
Ключ . Если преобладают ответы «а», вы имеете дело
с сангвиническим типом;
«б» - с холерическим;
«в» - с флегматическим;
«г» - с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное - направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения. С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.
Есть только одна проблема - малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник - энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача - направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.
Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик - медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать. Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.
В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.
Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик


Насколько разные наши дети! В одном ребёнке может уживаться и неуёмный непоседа, и ленивый соня, и дотошный почемучка. В каждом малыше, впрочем, как и в каждом взрослом, есть все четыре темперамента.

Когда мы говорим, что ребёнок сангвиник или меланхолик, то выделяем лишь наиболее выраженные черты характера. Не существует хороших или плохих темпераментов, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому нужно не подстраиваться под темперамент ребёнка, а стремиться к гармоничному развитию всех четырёх сторон.

Четыре темперамента - сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический - известны с глубокой древности. Первым описал их Гиппократ в IV веке до н. э. Они связаны со сторонами света. Юго-западному направлению соответствует сангвинический темперамент, юго-восточному - холерический, северо-восточному - меланхолический и северо-западному - флегматический. При этом ось юг-север обозначает качество возбудимости, а ось запад-восток - тормозимости.

Если учесть, что к югу относятся быстро возбудимые, а к северу - медленно возбудимые; к западу - быстро тормозимые, а к востоку - медленно тормозимые, то вы легко сможете описать каждый темперамент. Холерический и флегматический - это темпераменты действия. Они связаны с отношением человека к окружающим. Меланхолический и сангвинический - темпераменты чувств, связанные с самооценкой и с детской частью человека. Давайте рассмотрим их более подробно.

Ребенок - меланхолик

Это медленно возбудимый и медленно тормозимый тип темперамента. По конституции его отличительная черта - худые мышцы. С ним связана часть личности, которая содержит информацию о том, что человек ДОЛЖЕН.

У меланхолика завышенное чувство ответственности перед другими людьми. Он предъявляет к себе высокие требования и часто бывает собой недоволен. Его натура холодная и сухая. Он медленно «нагревается» (как всё холодное) и долго «остывает» (как всё сухое). Меланхолику трудно на что-то решиться, но если уж он всё-таки решился, то ещё труднее от этого отказаться.

Если ребёнком очень часто недовольны родители и воспитатели, то он и сам недоволен собой, потому что верит всему, что говорят взрослые. В результате у него закрепляется «ощущение неполноценности»: «Что бы я ни делал, я всё равно недостаточно хорош для своих родителей». Вы замечаете у своего ребёнка черты меланхолика? Присмотритесь к себе. Может быть, вы сами его таким делаете?

У меланхолика много детских страхов, которые создают почву для депрессии. Он раним, уязвим, неуверен в себе, может заниматься «самоедством». Такому ребёнку нужно помочь развиваться так, чтобы он преодолел свой страх и стал смелым.

Откуда берутся детские страхи? Изначально маленький ребёнок вообще ничего не боится. Но вот он залезает на табуретку, а мама уже бежит к нему: «Осторожно, упадёшь!» Мама испугалась и своим страхом заразила малыша. За ребёнка боятся, и он учится бояться сам за себя. Бабушка читала внучке сказку и пугала её Бабой Ягой. Девочка рисовала в своём воображении картинку и боялась Бабы Яги. Хотя на самом деле причиной был «страшный» бабушкин голос и боялась она бабушки, а не вымышленного сказочного персонажа. Мы боимся не того, чем нас пугают, а того, как нас пугают.

Медлительный меланхолик долго раскачивается, но его сильная сторона - обстоятельность и аккуратность. Если уж он взялся за дело, то доведёт его до конца. Если ему, конечно, позволят. У родителей часто не хватает терпения. Им проще сделать самим, чем ждать, когда ребёнок неумело сделает это сам. А если малышу не доверяют, не дают ему что-то сделать или доделать до конца, у него формируется комплекс неуспешности.

Поэтому запаситесь терпением и позволяйте ребёнку одерживать свои маленькие победы. Пусть в его памяти останется ощущение этой победы: он хотел чему-то научиться и научился. Заметьте это достижение и похвалите. Но хочется дать совет всем родителям: не искушайтесь хвалить ни за что. Видимость ни к чему не приведёт, она только ещё больше подорвёт уверенность в себе. Ребёнок должен быть похвален только в том случае, если он действительно достиг успеха.

А успехи меланхолика сильно отличаются от успехов других детей. Он живёт в другом времени. Если сангвиник успел сделать десять дел, а меланхолик только одно, то кажется, что он неуспешен. Но тем не менее такой ребёнок целеустремлённый, выносливый, просто он живёт по принципу «тише едешь - дальше будешь».

Ребенок - сангвиник

Сангвинический темперамент является горячим и влажным. Люди этого типа быстро возбудимы, но так же легко и успокаиваются. По конституции их отличительной чертой является развитая мускулатура. Доминирующий мотив - Я ХОЧУ.

Если ребёнок-сангвиник чего-то хочет, он попытается это получить сразу и сейчас. Но если возникают препятствия, он не будет долго настаивать и постарается получить желаемое в другом месте. Например, ему захотелось купить новую игрушку. Вы объясняете, что сейчас у вас нет денег. Ну нет, так нет. Он пойдёт к бабушке, расскажет, как сильно он её любит, и выпросит то, что хочет.

Секрет сангвинического состояния в завышенной самооценке. Такой темперамент чаще всего формируется в условиях семьи, где ребёнку разрешают больше, чем запрещают. Им восхищаются независимо от того, что и как он сделал. В этих семьях родители готовы хвалить и защищать своего воспитанника, даже если он провинился. Это приводит ребёнка к убеждению, что он хороший, что бы он ни натворил. Любую критику в дальнейшей жизни он воспринимает легкомысленно, хотя может для виду покивать головой и извиниться, чтобы закончить разговор.

Дети-сангвиники артистичны. Они способны быстро войти в роль и любят «работать на публику». Таким образом, сангвиническое состояние имеет и сильные, и слабые стороны. Оптимизм, незлопамятность, лёгкость в общении сочетаются с заниженными требованиями к себе и безответственностью.

Сангвиники быстро хватаются за дело и быстро его бросают. Такой ребёнок может загореться игрой в хоккей, договориться играть в дворовой команде, все его будут ждать, а он не придёт. В это время он уже будет рисовать пейзажи в изостудии. Причём сангвиник не переживает из-за того, что забыл и подвёл ребят. Просто ему это уже неинтересно.

Сангвиник кажется способным, талантливым, им восхищаются, но у ребёнка в будущем возникнут проблемы, если он не научится терпению. У родителей часто возникает искушение оставить его в покое - ну недоделал, и не надо. Но тут нужно проявить чудеса дипломатии и педагогического мастерства, чтобы он испытал удовольствие оттого, что довёл дело до конца. Как действует сангвиник? Если у него не получается играть гаммы на фортепиано, ребёнок просто бросит заниматься. Это меланхолик будет пилить и пилить гамму - его даже проверять не нужно. А с сангвиником надо сидеть рядом, держать его за руку и довести до момента, когда у него начнёт получаться.

Чтобы помочь ребёнку развиваться гармонично, перестаньте восхищаться его театральными эффектами и постарайтесь объяснить, что преувеличение своих качеств и способностей не избавляет человека от ответственности за свои действия.

Ребенок - холерик

Холерики, так же как и меланхолики, имеют сухую натуру, но не холодную, а горячую. Они быстро возбудимы, но медленно тормозимы. Холерики сухощавы, у них недостаточно жировой ткани.

С меланхоликами у них есть общая черта - они не могут успокоиться, пока не закончат начатые дела. Однако в отличие от них холерики не могут заниматься только одним делом, а берутся одновременно за несколько, как сангвиники.

Кажется, что холерик не доводит начатое дело до конца, но это только видимость. На самом деле холерики заканчивают все свои дела, но из-за большого их количества постоянно переключаются с одного на другое. Стоит им закончить одно занятие - они тут же хватаются за новое, поэтому кажется, что дела у них никогда не закончатся. Если холерик учится музыке, он может поиграть, потом дорисовать начатый рисунок, а затем опять поиграть. К нему по этому поводу можно не придираться и не бояться, что он не закончит учить гаммы. Просто он по-другому организует свою работу.

Но, постоянно переключаясь с одного дела на другое, холерики теряют много энергии впустую, потому что каждый раз нужно вспоминать, что было сделано раньше, и настраиваться на новый вид деятельности. Он не даёт себе отдыхать, может быть поспешен в решениях и всё время хватается за новые дела, не доведя до конца прежние. Но так как у него есть стремление всё доделывать, то трудится он на износ.

Помогите ребёнку-холерику построить свой день и свой труд так, чтобы он был более организованным и последовательным. Научите не хвататься за каждое новое предложение - ему ведь всё хочется попробовать. Он может одновременно ходить и в секцию таэквондо, и в шахматный кружок, да ещё будет учиться играть на гитаре. Будьте уверены, времени найдётся на всё. Но такой темп жизни может привести к переутомлению и истощению нервной системы. Поэтому ему нужно научиться отключаться, выбирать в море жизни что-то главное для себя, оставляя второстепенное за бортом.

Главный движущий мотив холерика - ТЫ ДОЛЖЕН. Он, как и меланхолик, имеет отношение к чувству долга, только предъявляет завышенные требования не к самому себе, а к окружающим людям. Причина холерической точки зрения на мир очень проста: дети встают на неё, подражая своим родителям и воспитателям. Если те много требуют от жизни и окружающих, то и дети усваивают такую же позицию. Маленький холерик может стать домашним тираном, требуя от близких то, что он, по его разумению, имеет полное право получить. Друзьям этот ребёнок тоже будет навязывать свою точку зрения.

Холерическое состояние хорошо целеустремлённостью, верой в свои силы, выносливостью. Сложность же в том, что сами холерики склонны оценивать не себя, а окружающих, поэтому единственный способ помочь им осознать свои недостатки - это дать возможность увидеть себя со стороны и почувствовать в шкуре тех, кого они третировали.

Ребенок - флегматик

Флегматический темперамент является холодным и влажным. То есть люди, находящиеся во флегматическом состоянии, долго выходят из равновесия и быстро успокаиваются. Их отличает избыток жировой ткани.

Флегматики тяжелы на подъём. Чтобы их заинтересовать, необходимо потратить массу изобретательности и энергии, но их согласие на какое-то дело ещё не является гарантией того, что они будут в нём участвовать до конца.

Любая напрягающая информация, перспектива слишком больших затрат энергии могут сразу же охладить их пыл. Флегматики, так же как и сангвиники, не могут заниматься монотонной работой, но, как меланхолики, предпочитают иметь одно дело на всю жизнь.

Флегматическая часть характера обычно формируется в результате подражания подобному поведению своих родителей, воспитателей, друзей. У них заниженные требования к окружающим, которые выражаются в позиции «Делайте, что хотите, мне всё равно, - только не нарушайте моего спокойствия».

Флегматический темперамент вообще-то несвойственен детям, потому что флегматическая позиция - это позиция родителя. Да и по конституции среди детей больше худеньких, чем толстых. С этими детьми трудно что-то сделать, потому что они сами ведут себя как родители и разговаривают со взрослыми сверху вниз. Флегматика надо возбудить, чтобы тормозные процессы стали медленнее, уж слишком быстро у него всё тормозится. Нужно индивидуально искать, каким пряником его заманить, потому что на кнут они в принципе не реагируют, увлечь, чтобы он загорелся каким-то делом.

Флегматикам свойственна апатия. Если у ребёнка доминирует флегматическая часть характера, значит, ему с детства ничего не интересно в жизни. Больше всего ему хочется жить по принципу «Ну вот поели - можно и поспать. Ну вот поспали - можно и поесть».

Это значит, что родители прозевали момент, когда ребёнку всё было интересно. Поначалу малышу нравится что-то повторять, он как обезьянка, копирующая действия взрослых. Всё зависит от того, как отнестись к этому интересу. Можно заметить, поддержать, похвалить. А можно стукнуть по ручкам: «Ты это делать не будешь - маленький ещё». А если интерес будет забит, его очень сложно снова вызвать. Один раз не разрешили что-то сделать, второй, третий, а потом ребёнок скажет: «Ну и не надо» - и провалится в лень и бездействие.

Четыре темперамента ребенок - итоги

Мы часто не доверяем нашим детям и считаем их «недочеловеками», а между тем большая ошибка думать, что дети ничего не понимают и не умеют. В индейских племенах мальчиков до пяти лет воспитывали женщины. А в пять лет мужчины показывали им, как делается лук, как нужно охотиться, и отправляли на охоту. Добудешь дичь - поешь, не добудешь - будешь сидеть голодным. Думается, там не было апатичных флегматиков. Мы не доверяем трёхлетнему ребёнку порезать грушу, а между тем он способен строгать ножом досочки, чтобы сделать себе простейшую игрушку.

Заканчивая разговор о темпераментах, хочется сказать, что нужно стремиться найти золотую середину между четырьмя типами, чтобы ребёнок мог легко адаптироваться к любой обстановке. Если нужно параллельно заниматься несколькими делами, то проявлять качества холерика; при монотонной работе, требующей терпения, - качества меланхолика; если нужно быстро переключаться с одного на другое - стать сангвиником; если нужно быть осторожным и глубоко не ввязываться в ситуацию - пробудить в себе флегматика. Конечно, добиться этого нелегко, но жизнь - это постоянная работа над собой, начинать которую нужно с детства.

Все дети разные – это прописная истина. Каждая мама знает, что двух одинаковых детей нет, и быть не может. Тем не менее, психологи делят детей на группы по особенностям поведения – иначе говоря, типам темперамента.

Сегодня сайт расскажет вам и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.

Тип темперамента — что это такое?

Типы темперамента у детей представляют собой набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов , как возбуждение и торможение . Свойств этих три, их можно легко запомнить, составив из них аббревиатуру СУП: С – сила , У – уравновешенность , П – подвижность нервных процессов. Теперь подробнее.

  • Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в том, то малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость – неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.
  • Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен , и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то «зависает» перед ними.
  • Подвижность нервных процессов – способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности – инертность . При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам.

Все эти три качества в различных комбинациях и создают типы темперамента у детей, его способ реакции на те или иные обстоятельства.

Необходимо отметить, что «чистые» типы темперамента у детей в жизни практически не встречаются , в большинстве случаев они искусно переплетены в каждом ребенке, хотя и можно выделить преобладающие черты .

Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания , когда ребенок научается себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха.

Позитивный, активный, легкий в общении . Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами . Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным , но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур» . Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Ребенок-Меланхолик (слабый)

Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы , хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Воспитываем ребенка по типу темперамента

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Уверена — эта информация поможет многим посмотреть на своего ребенка другими глазами, оценить его достоинства и научиться получать еще больше удовольствия от общения с ним.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!