Женский журнал Ladyblue

Ребенку 3 года не слушается вообще. Уступки и компромиссы. правил как научить ребенка слушаться

Многие мамы и папы сталкиваются с тем, что к 3-4 годам малыши становятся неуправляемыми. «Он у меня непослушный, делает все назло», – говорят родители. Что же делать, если дети не слушаются: запретить им что-то, наказать? Как вообще относиться к непослушанию трех- или четырехлетнего ребенка?

Возраст от 3 до 4 лет – переломный для маленьких детей, недаром о нем говорят как о кризисном периоде. Это время протестов, бунта и освобождения от диктата взрослых. Именно поэтому трехлетний малыш не слушается маму, отказывается выполнять ее законные требования, выражает недовольство запретами и ограничениями. Этот этап взросления неизбежен , однако вы можете предугадать и значительно снизить «накал страстей».

Правил как научить ребенка слушаться

Если вы беспокоитесь о ребенке, поощрение их к разговору может быть очень полезным, будь вы родителем, дедушкой или бабушкой, другом или учителем. Если вы считаете, что у ребенка, которого вы знаете, есть проблема, может быть трудно понять, как начать с ними говорить.

Когда в семье возникают проблемы, например, родители, развод или смерть в семье, дети могут быть отозваны и расстроены. Возможность общаться с кем-то, кроме родителя, иногда очень помогает детям. Бабушки и дедушки, дяди, тети, учителя или даже советники могут оказать поддержку.

Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания

Ребенок в 3-4 года не слушается взрослых не потому, что хочет их разозлить. В этом возрасте он становится независимой личностью, поэтому есть вещи, которые ему не нравятся, раздражают, и он категорически не желает мириться с ними.

Задача родителей – понять, что конкретно злит малыша. Выяснять это необходимо спокойно и взвешенно, без криков, угроз и физического воздействия. Наказание допустимо, если вы разобрались в ситуации, а ребенок по-прежнему балуется и не слушает вас.

Дети выражают себя через игру, а также слова. Вы можете много узнать о том, как они себя чувствуют, просто проводя время с ними и наблюдая за их игрой. Напряженные и расстроенные дети часто играют в боевые игры со своими игрушками. Это может помочь заставить их говорить о том, что их беспокоит.

Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания

Даже если вы не начнете разговор, вы сделаете ребенка более комфортным с вами, проложив им путь, чтобы открыть вам свои проблемы. Если вы можете заставить их говорить, нежно спросите, что не так. Но если ребенок не хочет открываться, пусть тема идет, а затем повторите процесс в другое время, пока они не будут готовы рассказать вам, что беспокоит их.

Рассмотрим пример: ребенок бегает по дому и разбрасывает вещи, отказываясь их поднимать. Что можно сделать? Присядьте рядом с ним, чтобы ваши и детские глаза находились на одном уровне. Поинтересуйтесь, почему он балуется. Если малыш молчит, попробуйте угадать.
– Дима, ты разбрасываешь вещи, потому что разозлился?
– Да, я злюсь.
– Почему ты разозлился?

Если ребенок слишком напуган, чтобы говорить

Если вы беспокоитесь о том, что ребенок, которого вы знаете, можно злоупотреблять дома, он может помочь задать вопрос, например: Мумия очень сильно с вами? Вы можете рассказать мне об этом, если хотите. Ребенок может не понимать, что они подвергаются насилию. Они могут просто видеть, как родитель сердится или раздражается ими.

Дети, которые подвергаются сексуальному насилию, часто об этом не говорят, потому что считают, что это их вина, или их убедили их обидчики, что это нормально или «особый секрет». Дети часто спрашивают, не собираетесь ли вы рассказать кому-нибудь о том, что они сказали вам. Никогда не обещайте не говорить, а объясните, что вы только скажете другим людям, которые хотят помочь.

Хорошо, если ребенок может ответить о причине недовольства. В случае же молчания – помогите ему. Вспомните, что могло стать источником его негативных эмоций.
– Ты злишься, потому что в магазине я не купила тебе новую машинку?

Если ваше чадо ответило утвердительно, найдите решение этой проблемы или предложите альтернативу. К примеру: «Я не могла купить ту игрушку, потому что сейчас у меня нет денег. Давай дождемся зарплаты, и сходим в магазин. А сейчас давай приготовим папе ужин».

Если ребенок агрессивен или плохо себя ведет

Дети знают, что они плохо себя ведут. Важно выяснить, почему и укрепить сообщение о том, что это неприемлемо. Если ребенок борется или агрессивен, они делают это по уважительной причине, и разговор может помочь вам обнаружить причину. Начните с того, что расскажите ребенку, что их плохое поведение неприемлемо и почему, например, потому, что оно навредит другим людям или вызовет у них проблемы. Затем предложите им возможность поговорить о том, почему они злятся.

Запреты для ребенка

Это может не сработать мгновенно, потому что сердитый ребенок может не слушать вас сразу. Дети знают, когда они плохо себя ведут, и важно выяснить причины. Маленькие дети не всегда понимают, что означает смерть. Это помогает объяснить это, сказав: Нана умерла. Она больше не будет с нами.

В большинстве случаев трехлетка, почувствовавший себя услышанным и понятым, меняет свое поведение. Главное – разобраться в истинной причине его недовольства.

Запреты для ребенка


Малышу в 3-4 года нужно постоянно напоминать, что дозволено, а что запрещено.
В этом возрасте дети только запоминают правила. Поэтому важно озвучивать своеобразные ключевые слова: «нельзя» и «можно» . С их помощью дети легче усвоят социальные нормы.

Внимательно следите за детьми, если кто-то рядом с ними умер. Если они кажутся слезными или изъятыми, попросите их открыть о том, как они себя чувствуют, говоря о человеке, который умер. Вы могли бы сказать что-то вроде: «Очень грустно, что Нана умерла» или «Мне грустно, что Нана умерла, а иногда трудно понять, почему люди умирают».

Если вы все еще беспокоитесь о своем ребенке

Сказала, что моя дочь удивлена, заметив мое забытое пальто, сморщенное и оставленное в морозильной машине. Она добавила с глупой, глупой улыбкой.

Но как насчет того, когда дети нарушают правила и не слушают

Иногда дети нарушают правила или не слушают. В других случаях мы уверены, что нарушение правил или отсутствие слушания - это неправильное поведение или даже вызов, требующий дисциплины. Общий ответ в этих случаях - поиск лучшей дисциплины, но лучше всего не всегда ясно.

Психологи не рекомендуют использовать слово «нельзя» слишком часто. Если ваше чадо, играя осенью в парке, захотел поваляться в листве или побросать листья в стороны, не стоит это запрещать. Чрезмерное количество запретов сковывает ребенка и замедляет его познавательное развитие.

Для малышей 3-4-х лет запреты должны быть безоговорочными, с кратким пояснением:
нельзя убегать от мамы на дорогу – это опасно;
нельзя бить животных – им больно;
нельзя кусать родителей и сверстников – им больно;
нельзя кидать кружки и тарелки на пол – можно пораниться.

Стремление помочь и руководить вашим ребенком, когда правила нарушены, еще более мудрее. Потому что он дает детям синюю печать для решения проблем, обучения ответственности, и она сгибает их отказы и отказоустойчивые мышцы. Сосредоточение внимания на понимании ошибок и неправильного поведения, вместо того, чтобы контролировать или наказывать сохранение доверия и поощряет возможности. Он также культивирует кооперативную «рабочую с» динамику, которую вы можете использовать в течение многих лет и за ее пределами.

Дисциплина действительно более эффективна, когда она фокусируется на обучении, понимании и руководстве ребенком, вместо того, чтобы заставить ребенка чувствовать себя плохо. Следуйте за любой недостающей информацией, которую им может понадобиться, чтобы не повторять это снова. Привлекайте и слушайте: спросите, есть ли у вашего ребенка идеи, как исправить ее собственную ошибку. Пусть ваш ребенок начнет заниматься или получит второй шанс. Затем последуйте за возможностью для ребенка связаться с вами и выразить себя. Это может звучать так: «Я не позволю тебе ударить вашего брата!» Шаг между двумя детьми. Я здесь для тебя. Выполнение с вместо «фиксации для» отношения помогает трансформировать неправильное поведение в обучаемый момент. Стремитесь научить, а затем двигаться вперед, надеясь, что ваш ребенок учится следовать вашему руководству. Со временем ваш ребенок может начать делать это самостоятельно. . Что делать, если ребенок снова и снова нарушает одни и те же правила?

Конечно, список запретов не полон, многое зависит от конкретных правил поведения в семье. Только не забывайте согласовывать список требований со всеми домочадцами.

Что делать, если ребенок 3-4 лет не слушается?

Существует множество ситуаций, когда дети не слушаются и продолжают баловаться. Допустим, малыш отказывается убираться игрушки, не желает одеваться, рвет книжки. Что делать? Предлагаем универсальный алгоритм на все случаи жизни.

Джейн Нельсен, автор серии «Положительная дисциплина», предлагает «Потрать время на обучение», убедитесь, что у вашего ребенка было достаточно времени с вами, чтобы практиковать и узнать, что ожидается. Подумайте, нужно ли корректировать ожидания и окружение в соответствии с возрастом и развитием вашего ребенка.

  • Отражать и уменьшать количество правил.
  • Слишком много правил становится управляющим и сжимающим.
  • И большинство детей станут довольно творческими, чтобы их не поймали.
Сосредоточьтесь на связи: Ваш ребенок получает от вас много безусловного и позитивного внимания?

  1. Объясняем, что так поступать нельзя, предоставляем ребенку возможность самому прекратить так себя вести.
  2. Если он продолжает «хулиганить», говорим, что его ожидает наказание. Оно может быть разным – не идем в парк, на детскую площадку, не смотрим вечерний мультик. Главное – не угрожать отсроченным наказанием: «Не пойдем с тобой в субботу в цирк». К концу недели малыш уже забудет о своем поступке.
  3. Если и после этого ребенок продолжает баловаться, приводим в действие наказание, закрепляя словами: «Отлично, ты хочешь разбрасывать вещи, а значит, гулять в песочницу мы сегодня днем не пойдем».
  4. Скорее всего, через пару часов малыш забудет о наказании. Напоминаем , почему он не идет на улицу, только спокойно – без усмешек и злости : «Утром ты баловался, бросался вещами, а этого делать нельзя. Поэтому ты не идешь гулять на улицу».
  5. Не уступаем ни при каком условии. Не следует отменять наказание, жалея проказника. Своей жалостью вы только причините ему вред и осложните жизнь себе.
  6. Если ребенок просит, ноет — не сдаемся. Переборов нашу волю сегодня, завтра он снова будет баловаться, а мы потеряем свой родительский авторитет. Мы же хотим, чтобы он слушался и ценил наше мнение?

Психологи также советуют игнорировать только плохие поступки, а не самого ребенка. Иногда родители по несколько часов не общаются с детьми, если те не слушаются. Это неправильно. Наказывайте кроху (конечно, в разумных пределах), но не лишайте своей любви и ласки.

Ну и напоследок, если ваш ребенок в 3-4 года не слушается, пересмотрите ситуацию и задайте себе вопрос: «Действительно ли мне важно именно это? Так ли сильно я хочу добиться этого от своего сына или дочки?» Если запрет относителен, перестаньте сердиться. Тогда малыш поймет, что он свободен в выборе и не станет дальше противостоять родителям. И, как по мановению волшебной палочки, начнет делать то, что вы от него ждете.

У вас есть время, чтобы быть со своим ребенком, играть в игры, слушать мечты, мысли и желания? Вы создаете особые моменты вместе? Вы смотрите на своего ребенка с любовью, добротой и заботой? Вы простите и даже ожидаете недостатков? Потому что любовь к человеку означает видеть его, действительно видеть его, выше отвлекающих факторов, хаоса, беспорядка и несовершенства. -Рачел Мэйси Стаффорд, Мама без рук.

Вам не обязательно быть совершенным, и вам не нужно придумывать сложные диаграммы поведения или схемы. Просто имея желание инвестировать в ваши отношения, в эти ранние годы действительно имеет огромное значение. Чувствуешь себя так, что ты говорил своим детям то же самое бесчисленное количество раз, и они все еще не слушают? Прежде чем вы потеряете настроение, попробуйте наши советы, которые гарантируют, что они обратят внимание.

Развитие детей имеет свои временные особенности и возраст 3 лет не исключение. В детской психологии есть даже специальный термин – кризис 3 лет. И у этого кризиса есть свои особенности, причины и способы управления им. Поэтому если ребёнок не слушается в 3 года, что делать родителю научит эта статья. Кроме знаний о том, что должен уметь малыш в таком возрасте, нелишним будет знать, как научить его слушаться.

Давайте посмотрим правде в глаза, попросив детей сделать что-то снова и снова, заставляет нас всех орехов. В школе они делают, как им говорят. Ваш партнер приходит домой, и они делают то, что он или она говорит. Но вы просите их сделать простейшую вещь, и вдруг они глухие, и вы невидимы. Мы все были там, но кричать на детей - это не способ получить их на вашей стороне долговременно. Это может даже осложнить ситуацию.

Имейте веру - даже самый постоянный не-слушатель может измениться! Просто запомните, изложите основные основные правила и будьте последовательны - это намного эффективнее, чем кричать и кричать, плюс вы станете отличной моделью для подражания. Что действительно не так? Посмотрите, есть ли причина для плохого поведения. Часто «непослушные» дети просто устали или голодны. Возможно, они были в тот день или ревновали к новому родному брату.

Характерными особенностями начала кризиса является открытое непослушание, желание идти наперекор родителю, а также когда привычные методы урегулирования конфликтных ситуаций перестали работать. Открыто проявляются следующие черты характера:

  • Несговорчивость;
  • Самовольство;
  • Отказ выполнять даже элементарные просьбы родителей;
  • Отказ признавать родительское главенство, причём чужих людей слушает.

Если всё вышеперечисленное имеет место, прежде чем наказывать, стоит задуматься, почему ребёнок начал себя так вести.

Отделение поступка от личности

Как правило, причина плохого поведения. Возможно, папа приходит домой в 8 вечера, и ребенок никогда не видит его, или что вы слишком заняты, чтобы играть с ними, - говорит Сюзи Хейман, советник семьи. Часто мы наказываем детей за обоснованные жалобы. Скажите им, что вы не сможете изменить ситуацию, но можете слушать.

Одна вещь за раз. Нехорошо приказывать пятилетнему одновременно убрать свою одежду, убрать свои карандаши и перестать бить голову двухлетней сестры на стену. Начните с того, что самое важное, и когда одна задача будет выполнена, перейдите к другой. Не отступай. Если ваш ребенок плохо себя ведет, не отпускай его ради легкой жизни. Если она так беспокоится о том, что ты позволяешь ей ложиться спать с глотком шоколада, она будет ожидать этого впредь.


Выделяют такие основные причины:

  1. отстаивание независимости. Приблизительно с 3 лет появляется желание ощущать себя независимым. Развивается осознание собственной, отдельной от мамы, личности, которая имеет свои, отличные от других, желания, пристрастия, вкусы. Данные мотивы выступают основанием для внутреннего конфликта, который проявляется в нежелании выполнять волю взрослых: отказ в приёме пищи, ругань с другими детьми, драки, стремление трощить игрушки. Т. к. данное поведение становится регулярным, возникает чувство, что его действия носят умышленный характер.
  2. проявление самостоятельности. В 3 года малыш стремится быть взрослым, чтобы его воспринимали как большого мальчика или девочку. У некоторых возможны обиды, если их называют маленькими. Ориентировочно с 3 лет начинает формироваться представление о собственном хорошем «Я», в связи с чем происходит выставление напоказ своих достижений, хвастовство, желание быть в центре событий и внимания. Настоятельно не рекомендуется в этот период много ругать или одёргивать детей. Иначе хорошее «Я» может пострадать и у малыша возникнут комплексы.

На что обратить внимание

В период, когда ребёнок 3 года не слушается самым главным советом «что делать» будет соблюдение спокойствия и трезвого взгляда на происходящие события. Это означает, что если ребёнок разбросал свои игрушки и отказывается их убрать, необходимо проявить свою твердость, не спешить всё делать самому. Вы этим окажете ему медвежью услугу, т. к. ребёнок станет вообще неуправляемым. Однако необходимо удовлетворять значимые потребности малыша. И лучшим инструментом в воспитании трёхлетки будет умение разговаривать, и стремление понять.

Подумайте о позитивном воспитании. Лучше дать одобрение для хорошего поведения, чем неодобрение для плохого. Утверждение должно быть не общим, а ориентированным на конкретные действия: «спасибо, что поместили свою одежду в ящик», или «спасибо, что поделились своими игрушками с вашим братом», - говорит доктор Ховард Слоун, психолог-педагог. «Он также должен появиться почти сразу после того, как это произошло, или как можно ближе к нему».

Будьте конкретны Если вам что-то не нравится, сообщите им об этом - используя простой, понятный язык, который указывает на проблему. Когда Младший достает всю еду из холодильника, нехорошо сказать: «Ты ужас, прекрати!» Вместо этого скажите: Не вынимайте пищу из холодильника, пожалуйста. Привлекайте их к участию, пока вы «убираете» и делаете это весело.


Распорядок дня

Многие недооценивают его значимость и пренебрегают им, хотя от этого зависит развитие детей.

Опаздывание с кормлением, отходом ко сну, пробуждением, прогулками отрицательно влияет на психику детей, что приводит к непослушанию, потере аппетита, возникают сложности с укладыванием в постель, а также сон таких детей неспокоен. Наличие режима дня формирует у ребёнка представление о правилах, положительно влияет на детскую психику, развитие дисциплинированности находится на высшем уровне, а также делает его спокойнее и уравновешеннее. Что является немаловажным, когда малыш в 3 года не слушается. Наличие такой последовательности ежедневных событий создаёт чувство защищенности, снимает тревожность, агрессию и раздражение.

Должен ли ребенок всегда слушаться родителей?

Будьте хорошей моделью для подражания «Очень важно, чтобы вы моделировали свое поведение по поведению, которое вы хотите, чтобы они подражали», - говорит Сьюзи Хейман. Это означает, что вы не кричите, вы слушаете, и вы объясните. Если они делают что-то, что вам не нравится, не выходи из себя. Попросите их вежливо объяснить, что происходит.

Никогда не используйте взятки или угрозы. Вместо этого пусть ваши дети узнают о негативных последствиях своих действий, таких как грязная одежда на полу, означает, что платье для вечеринок не должно носить на день рождения их друга. Проблема большинства «экспертов»не объясняет разницу между угрозами и соответствующими последствиями, - говорит д-р Слоан. «Говоря заранее». Если вы убираете свою комнату, вы можете наблюдать за телами, которые иногда не очищают вашу комнату, и кто-то позже предложит взятку, чтобы ее очистить.

Запреты и ограничения

Они должны быть и применяться. Иначе может пострадать родительский авторитет, что впоследствии может привести к ощущению вседозволенности. Лет в 5-6 уже осознаётся что хорошо, а что плохо. Но в возрасте трёх лет дети на это неспособны. Поэтому важно, чтобы он как можно раньше усвоил, что ему разрешается, а что нет. Если существует запрет, необходимо придерживаться этой точки зрения. Причём родителям важно выработать единую модель поведения.


Положительным аспектом запретов является их помощь в формировании адекватного понимания мира и самого себя в нём.

Уступки и компромиссы

Прежде чем уступить, важно помнить, что уступки не должны перерасти в способ облегчения родительской задачи. Воспитывать и обучать малыша тому, что должен уметь каждый – первоочередная задача родителей.

Запреты обязательны:

  • когда есть угроза жизни или здоровью;
  • когда запрет способствует выработке необходимых черт характера;
  • когда запрет способствует соблюдению режима дня.

А в этих случаях можно уступить:

  1. покупка желаемой игрушки, при условии, что не ежедневно и просьба выражена в качестве просьбы, а не требованием или истерикой. Оптимальным вариантом будет приурочить такую покупку к какому-нибудь торжеству;
  2. на период болезни либо плохого самочувствия.

Наказания

Если наказание становится неизбежным, важно объяснить ребёнку свой поступок. В противном случае существует риск, что малыш затаит злобу, что приведёт к формированию психологических проблем. Важно помнить, что ребёнок 3 лет не всегда в состоянии понять, за что именно его наказывают. У него только начинает формироваться причинно-следственная связь между событиями. Объяснив ему, снижается уровень и острота обиды, а также появляется возможность сделать выводы и вынести урок.

Наказания бывают:

  1. Словесные. С помощью разговоров до сознания малыша доходит, что родители недовольны его действиями, что поведение у него неподобающее.
  2. Физические. Применяются в случае отсутствия реакции с детской стороны на словесное наказание. Крайне нежелательно применение такого вида наказания. Оно провоцирует формирование психологических проблем у детей, неадекватных реакций на происходящие события, развитие комплексов, а также становится причиной непонимания во взаимоотношениях.


Отделение поступка от личности

Когда дети не слушаются, важно ругать их за сам поступок, не называя плохими. Поступок – плохой, малыш – нет. Ближе к трём годам детям очень легко поверить в свою неполноценность и ущербность. Задача родителей научиться воспитывать так, чтобы его внутреннее «Я» при этом не страдало, и стремиться не развивать комплексы и неуверенность в себе.

Физиологическое и психическое развитие сильно зависит от правильного подхода родителей к послушанию своего малыша. Поэтому не следует пренебрегать нижеприведёнными рекомендациями, которые помогут пройти не только возрастной кризис непослушания, но и любые другие причины, которые заставляют вашего ребёнка идти вразрез с общепринятыми правилами поведения. Итак, что должен уметь и знать каждый родитель:




Следует помнить, что в 3 года ребёнку необходимо больше времени на выполнение просьбы родителей, также важно чётко формулировать свои мысли (не «Сколько можно», а «Перестань»), выражать их с помощью коротких предложений, и не ставить перед малышом слишком сложных многоуровневых задач. В случае необходимости – разбить такую задачу на несколько этапов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!