Женский журнал Ladyblue

Топаз размеры. Виды огранки драгоценных камней: описание и фото

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Относится к полудрагоценным камням. Хотя есть среди топазов камни с именами, знаменитые экземпляры по праву считающиеся драгоценными камнями. Согласно легенде, этот драгоценный камень был обнаружен на острове Топазон, находящемся в Красном море неподалеку от Эфиопии. А первооткрывателями самоцветов были моряки, потерпевшие кораблекрушение около туманного острова. Именно этот участок земли, где впервые был найден минерал, и дал название камню.

Сегодня слезы ангела , так еще называют топаз, привлекают внимание ювелиров и дизайнеров одежды. Украшения с топазом радуют нас своей неповторимостью. Самые именитые модельеры используют сверкающие россыпи в своих коллекциях, ими украшают предметы гардероба и даже обувь. Такие стильные новинки – мечта любой модницы.

Топаз: физические свойства

Согласно показаниям шкалы Мооса, твердость топаза равняется 8. Этот минерал с большим удельным весом, а плотность его составляет 3,5. Высокие значения плотности и твердости означают, что его можно поцарапать, разве только алмазом, а на хрустале или кварце он сам может оставить след. Топаз имеет блеск и слегка похож на горный хрусталь. Сами по себе кристаллы топаза правильной геометрической формы и огранку обычно исполняют в виде ромбической призмы, пирамиды. Сам минерал может быть либо мелкозернистым, либо залегать в виде крупных частиц, вес которых достигает десятки килограмм.

Еще одно физическое свойство топаза – способность к электризации, происходит это в результате трения, сжатия и нагревания. Сила явления напрямую зависит от условий произрастания, некоторые топазы достаточно просто сжать пальцами или слегка потереть чем-либо о грань, и в веществе возникнет разность напряжений. Некоторые природные топазы содержат газовые включения, которые в виде пузырьков или трещинок располагаются внутри.

Какого цвета может быть топаз?

Натуральный фторсиликат алюминия бесцветен , но если в его кристаллическую структуру вклиниваются посторонние элементы, например, железо, титан, хром или ванадий, он приобретает легкий оттенок. Такие примеси становятся причиной появления розовой, голубой, желтой или полихромной окраски. Но в природе также встречается разновидность очень темного винно-красного камня, напоминающего рубин. Самыми редкими считаются фиолетовые камни. Цвет топаза чистый и глубокий, этим он отличается от других полудрагоценных камней.

Несмотря на то, что именно цветные топазы ценятся более всего, у них есть одна особенность, являющаяся основополагающим фактором условий их хранения. Под воздействием интенсивного ультрафиолетового излучения топазы «стареют», этот термин подразумевает полное обесцвечивание. Таким образом, ювелирные изделия с топазом лучше не оставлять на пересечении прямых солнечных лучей. К счастью, после пребывания в абсолютной темноте окраска топаза может восстанавливаться.

Не только топаз обладает желтой модификацией, но и другие минералы, например, цитрин , который часто маскируется под своего полудрагоценного и достаточно твердого аналога. А это не что иное, как обычный кварц. Только опытные ювелиры могут находить отличия. Естественно, химическую природу кристаллов точно определяют физико-химическим путем. К тому же, топазы, в отличие от цитринов, славятся медовой насыщенной окраской. Главное отличие этого минерала – уникальные оптические характеристики.

Самые известные месторождения топаза

Месторождения топазов встречаются по всему миру, в зависимости от места расположения и условий произрастания изменяется их химический состав, а значит и цвет. Камни, найденные на поверхности, подвержены интенсивному влиянию солнечных лучей, поэтому они всегда бесцветны. Чем глубже залегает месторождение, тем интенсивнее окраска камней.

Большие драгоценные залежи на сегодняшний день найдены на острове Шри-Ланка, в Индии, Бирме, Японии, Монголии, Великобритании, США, Мексике, в некоторых странах Европы. Но самые качественные и дорогие разновидности добывают в Бразилии. Раскопки находятся в Оуро-Прету и Диамантине. Всемирно известный источник – шахта Минас-Жерайс, именно здесь добывают кристаллы гигантских размеров. В России месторождения сосредоточены в разных местах: на Урале, в Якутии, Забайкалье и в Сибири. Наибольшую ценность представляет продукция винно-желтого, розового, темно-красного и фиолетового цветов, которую находят по берегам рек Каменки и Санарки.

Сколько стоит топаз?

Как и все драгоценные камни, топазы измеряют каратами. Их цена варьируется в широких пределах и начинается с 5 долларов за карат. Лидируют по стоимости красные топазы, похожие на рубины, цена за карат подобной роскоши равна 700 долларов. Розовато-желтые сверкающие камни, найденные в Бразилии, также ценятся дороже остальных, цена за один карат варьируется в пределах 100-300 долларов. Самые доступные – бледно-голубые и бесцветные камешки, хоть они не менее качественные и красивые.

Поскольку структура топаза допускает большой диапазон изоморфных замещений, то при определенных условиях можно вводить в кристаллическую решетку различные добавки. В частности, в бесцветный от природы кристалл вводят небольшие количества титана и гидроксильных групп, при этом он становится розовым. Но отличить искусственно подкрашенный камень от получившего окраску естественным путем невозможно.

Существует также способ облучения, который насыщает нежно-голубые кристаллы дополнительными дефектами и придает им более насыщенный синий цвет. Эти камни очень красивы и считаются воплощением небесной голубизны или сочности аквамарина . Подобная продукция маркирована особыми наименованиями: голубые известны, как «Sky Blue» , темно-голубые – «Swiss Blue» , а темно-синие – «London Blue» .

Виды огранки топаза

Топаз иногда используют в первозданном необработанном виде, что свойственно далеко не всем полудрагоценным камням. Природа закладывает свою удивительную огранку, которая выглядит богато и красиво. Но камни также и обрабатывают, им придают бриллиантовую, изумрудную или фантазийную огранку.

Чаще всего используемая технология зависит от цвета материала: голубым и желтым разновидностям предпочтительно придают форму овала, груши, триллиона, розовым и коричневым топазам – ступенчатую овальную или клиньевую.

После обработки грани становятся настолько идеальными и скользкими, что камни могут очень легко выскользнуть из рук. Полировка позволяет раскрыть всю эстетическую ценность природного минерала.

Самые дорогие топазы мира

Самым большим официально зарегистрированным топазом в мире считается камень размером в 31 тысячу карт. Называется он , был найден в Бразилии и хранится там, по сей день.

В топ десятку самых крупных и дорогих драгоценных камней, известных во всем мире, входит Американский Золотой Топаз. Это экземпляр ограненного желтого топаза, размер которого достигает 22892 карат, а масса более 4,5 кг. Большой кусок породы также был добыт в Бразилии. Сегодня данный экземпляр является музейным экспонатом и выставлен на обозрение в Национальном заведении естественной истории в Вашингтоне. Однако эксперты держат в тайне точную цену этого уникального камня.

Топаз Азул – это Голубой топаз , именно так переводится словосочетание с португальского языка. Он имеет очень насыщенный цвет аквамарина, такой оттенок очень редкий для стандартных бледно-голубых топазов, а потому этот экземпляр известен во всем мире. Данную драгоценность миру тоже подарила Бразилия. Неизвестно, сколько весил великан до процесса огранки, но сегодняшний его размер составляет 8225 карат. Специалисты не исключают тот факт, что такой насыщенный синий цвет удалось получить после термической обработки. Но это не умоляет оценочную стоимость уникального камня невиданной красоты. Данный шедевр пополнил двадцатку моделей Королевской Коллекции Европы и неоспоримо является внушительной ценностью.

Известен исторический факт того, что в 1965 году на одном из небольших Волынских месторождений в Украине был обнаружен винно-желтый кристалл , масса которого равнялась 117 кг. Однако, на сегодняшний день, его судьба остается неизвестной.

Сверкающие топазы настолько роскошны, чисты, что в истории известны случаи имитации с их помощью более дорогих камней. Знаменитую португальскую корону украшал огромный алмаз «Браганца », весивший 1680 карат. И только через несколько столетий специалисты обнаружили, что этот камень не что иное, как большой топаз.

Известен также топаз «Сказка» , который считается королем в царстве уникальных минералов не за счет самого большого размера, хотя его вес и достигает 2,2 кг, а за счет уникальных включений флюорита в центральной части, которые напоминают форму соцветий одуванчика. Сегодня драгоценный самоцвет хранится в Москве и оценен в 200 тысяч рублей.

Топаз - магический камень

У этих величественных камней очень сильная энергетика, поэтому подходят изделия из топаза сильным духом личностям. Можно смело использовать такое изделие в качестве талисмана. Считается, что его положительное действие способно исцелять человека от различных болезней, внушать оптимизм и дарить хорошее настроение.

В древности топаз считали камнем благоразумия и безмятежности. Даже философы современности говорят об этом талисмане, как о камне мудрости и либерализма. Он делает человека рассудительным, отгоняет злые мысли и способствует развитию интуиции. Несомненно, топаз – один из немногих явлений природы, которые позволяют человеку исцелиться и душой, и телом.

Топаз и знаки зодиака

Не существует знаков зодиака, с представителями которых конфликтовал бы данный минерал. Однако, он создает дружественную идиллию со Скорпионами, Овнами, Раками, Козерогами. Он помогает скромным по натуре людям раскрепоститься, а вспыльчивым натурам – утихомирить свой гнев. Данный камень, словно щит, укрепляет уязвимое биополе человека.

Лечебные свойства топаза

Сторонники нетрадиционных методов лечения считают, что энергетика камня полезно влияет на сердечно-сосудистую и костную системы человека, состояние крови и гормональный фон в целом. Медики вынуждены лишь согласиться с этим необъяснимым явлением, которое действительно наблюдается на практике. Известны случаи, когда топаз помогал излечивать паралич, анемию, артриты суставов и болезни позвоночника, экзему, эпилепсию и различные отклонения женской половой системы. Процесс лечения прост, он не требует каких-либо особых физиологических процедур с использованием кристаллов. Достаточно просто иметь при себе изделия с топазом. Непосредственная близость камня укрепляет иммунную систему человека, а женщинам позволяет бороться с бесплодием. Однако положительный эффект будет заметен не сразу, а только через продолжительное время.

Применение топаза

Естественно, топаз, как драгоценный камень , находит широкое применение в ювелирном деле. Это красивое украшение считается универсальным и не требует соблюдения вечернего образа, как аристократичный бриллиант. Он подойдет к любому наряду.

Один из наиболее важных факторов, которые нужно учитывать покупая драгоценный камень или готовое ювелирное изделие с ним, это огранка. Процесс, при котором грубый, малопривлекательный минерал превращается в драгоценный камень. Огранщик заставляет камень приобретать определенную форму, раскрывать свой блеск и цвет, позволяя ему сиять в ювелирных украшениях. Такой эффект достигается только посредством качественной и точной работы ювелира.

Почему огранка так важна?

Только при правильной огранке максимально раскрывается красота камня, и наоборот, небрежная работа огранщика может испортить камень, сделать его “мертвым”, он не будет отражать свет.

Как правило, существует два типа огранки - коммерческая и точная. Основная задача в первом случае заключается в том, чтобы сохранить как можно больше вес камня, а второй тип следует за точными пропорциями, идеальными углами и т.д. Когда драгоценный камень огранен до правильных пропорций, он способен лучше обрабатывать свет, создавая более интенсивный цвет и яркость, и выглядет более привлекательно. По существу, драгоценный камень действует как зеркало для света.

Цель огранки драгоценных камней заключается в том, чтобы отразить как можно больше света. Если кристалл не был правильно огранен, результатом будет “безжизненный” камень, поскольку свет будет вытекать из павильона (нижней части камня) вместо того, чтобы отражать его обратно через корону (верх камня).

Значения огранки можно отследить на примере бриллиантов - свою красоту и популярность алмаз приобрел только в 17 веке, когда научились огранять минерал.

Сегодня существуют стандарты огранки для бриллиантов, собственно, цена камня зависит от точности работы мастера, т.е. класса огранки.

Существует градация класса огранки:

  • Превосходная огранка (Excellent)
  • Очень хорошая (Very Good)
  • Хорошая (Good)
  • Удовлетворительная (Fair)
  • Плохая (Poor)

Каждый класс указывает на качество, соблюдение пропорций и симметрии. При этом разница в цене между камнем с превосходной огранкой и камнем, например, с удовлетворительной, может отличаться в 1,5 раза и больше. Или камень имеющий больший вес, но в силу неудачной огранки может стоить дешевле и выглядеть как обычное стекло, а кристалл меньший по весу, но ограненный с хорошим соблюдением пропорций всегда будет высоко цениться. Кроме этого, неудачная огранка может привести к потере камня - его расколе, или создать на нем брак, камень может стать хрупким.

Для алмазов существует мировой эталон огранки, при котором бриллиант максимально раскрывает свое уникальное свойство - отражать свет. Метод созданный математиком с русскими корнями, Марселем Толковским - это круглые бриллианты с 57 гранями, позже такой вид огранки стали называть “Русская огранка” или “бриллианты Толковского”. В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и не имеют единого идеала огранки.

Виды огранки ювелирных камней

Кабошон

Кабошон - название происходит от старого французского слова «caboche», что значит - голова. Огранка кабошон - это полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклой или округлой куполообразной вершиной.

Традиционный кабошон - овальный, но такая огранка также может быть использована в другой форме, включая треугольники и прямоугольники. Кабошон один из самых древних форм обработки камня, тогда минерал полировали, так как не было технической возможности сделать точную огранку.

Большое количество ювелирных украшений, находящихся в собственности королевской семьи Великобритании, имеют вставки с камнями-кабошонами.

Круг

Круглую огранку часто называют бриллиантовой, так как она была специально разработана для алмазов, но сегодня многие драгоценные камни ограняются в этой форме.

Круг максимально раскрывает естественную красоту камня, он оптически наиболее эффективен.

Круглый минерал может похвастаться максимальной светоотдачей, что для конечного потребителя означает большую привлекательность готового ювелирного изделия.

Овал

Овал - от латинского слово «vum», означающее «яйцо». Стандартное число граней драгоценного камня с в такой огранке составляет 69. Для правильного овала отношение длины к ширине должно составлять примерно 2:1, хотя эта пропорция немного меняется в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней.

Качественная огранка овал позволяет камню быть, практически, таким же ярким, как и при идеальной круглой форме.

Капля или бриолет

Бриолет - популярная форма драгоценного камня, особенно выигрышно смотриться в серьгах или подвесках. Капля ограняется по всей площади, это означает, что камень покрывается многочисленными маленькими площадками. Благодаря этому бриолеты имеют свой особенный шарм и способны отражать свет в любом направлении.

У этой формы нет плоской вершины. В связи с этим, бриолет является одним из самых сложных для исполнения видом огранки драгоценных камней. Считается, что эта форма произошла из Индии примерно 800 лет назад и была привезена во Францию, где сразу стала любимой среди дворян до конца 17 века.

Маркиз

Камни с огранкой маркиз характеризуются удлиненной овальной формой с заостренными концами. Существует красивая легенда, что такая форма огранки возникла в 18 веке, когда король Франции Людовик поручил придворным ювелирам создать бриллиант, отражающий улыбку его дамы сердца.

Название камня происходит от ассоциации с королевской властью. Форму маркиз также, называют наветтской огранкой, дело в том, что от французского navette - означает маленький корабль. И действительно, есть некоторое сходство с формой судна. Драгоценный камень в огранке маркиз - идеальная форма для женского пальчиков, так как заостренные концы визуально делают их более изящными и стройными.

Грушевидная форма

Грушевидный драгоценный камень доступен в самых разных вариациях, хотя идеальная форма достигается благодаря соблюдением пропорций, когда длина в полтора раза больше ширины.

Огранка груша особенно хорошо подходит для цветных драгоценных камней, так как она максимально раскрывает естественный цвет кристалла.

Топаз колеблется от бесцветного (белого) к желтому, оранжевому, красно-коричневому, от светло-голубого к темно-синему, розовому до красного, фиолетовому и светло-зеленому цвету. Это является причиной, по которой он может быть принят за многие другие драгоценные камни. Естественно окрашенный топаз получает свой цвет от железа и хрома; цвет вызывают примеси, тогда как чистый минерал бесцветен. Большинство настоящих топазов бесцветны или имеют бледно-синий окрас. Наиболее редкие и ценные – желтые или розовые до красновато-оранжевого, и известны как «императорский топаз». Красно-фиолетовый кристалл невероятно редок. Многие продавцы драгоценностей обрабатывают минералы для улучшения цвета.

Чистота и блеск

Топаз очевидно прозрачен. Это свидетельствует о высокой четкости с немногими включениями, поэтому драгоценные камни могут быть исследованы невооруженным глазом, что означает, что никакие недостатки не могут быть замечены, высоко ценится за его блеск и гладкость.

Формы огранки

Топаз — очень универсальный материал. Поэтому при огранке ему можно придать разнообразную форму, такую как квадрат, круг, восьмиугольник, груша, овал, сердце и даже форму рыбы или птицы. Яркие цветные экземпляры подвергаются обычной огранке, тогда как слабо окрашенные – бриллиантовой. Аспекты показывают ясность и блеск драгоценного камня. Образцы с нерегулярными включениями обрабатываются кабошоном. Присущая этому камню твердость делает его стойким к царапинам. Однако эксперт по драгоценным камням должен обращаться с ним аккуратно, из-за его хрупкости, потому что он может легко расколоться.

Обработка покрытием и облучением.

Минерал часто облучается, чтобы получить наиболее желательные цвета. Самый популярный- голубой, но в природе, как правило, бледно-голубого оттенка, а не яркого или темно-синего. Искрящиеся синие оттенки обычно достигаются искусственными средствами. Топаз подвергается радиации и затем обычно нагревается для получения яркого синего цвета. Темно-синий топаз известен как « »; более светлый называют «швейцарским синим», а голубой назван «лазурным». Обработка для улучшения цвета обычно выполняется на серовато-синих или серебристо-серых драгоценных камнях. Более темно-синие оттенки наиболее ценны, потому что необходимо больше энергии, чтобы произвести более темные оттенки. Эти процессы широко распространены, так как они приводят к постоянному изменению цвета, однако, продавцы драгоценностей должны об этом предупреждать. Существуют строгие правила относительно обработки, чтобы обеспечить безопасность огранщиков и покупателей.

К минералам может применяться тонкое покрытие парами диоксида титана. Может также быть покрыт для изменения его цвета. Покрытие не является постоянным и может постепенно исчезать с течением времени. Камни, которые были обработаны таким образом не должны повторно резаться, так как покрытие будет удалено и покажет отличающийся, нежелательный цвет внутри. Обработка покрытием позволяет получить радужно переливающиеся камни, известные как «мистик топаз».

«Азотик топаз» – белый кристалл, цвет которого был получен путем напыления тонкой пленки, которая придает ему эффект радуги. Он назван в честь компании, которая запатентовала этот азотный процесс. Также покрывают, чтобы получить яркий розовый оттенок, известный как искусственный «имперский», может также быть подвержен обработке химикатами и высокой температурой, чтобы изменить поверхностный тон. Эта обработка выполняется, чтобы получить «зеленый», но обработка изменяет только поверхностный цвет. после обработки смотрятся оригинально и как в случае с облучением, любые поверхностные обработки или покрытия должны быть указаны при продаже украшений.

Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!