Женский журнал Ladyblue

Указательный жест всей рукой. Жесты и позы

Речь очень важна в жизни человека, это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего малыша как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание малыша к речи, книгам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам, что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до пяти лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.

Здесь необходимо затронуть очень важную тему, что возможна у аутенка нарушено восприятие, слух, зрение, вестибулярный аппарат и обработка информации затруднена. Необходимо понять, не мешает ли ребенку слушать и говорить, сосредотачивать внимание что то физическое. Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, необходимо сначала решить эту первостепенную проблему. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции, так же всем рекомендую замечательную книгу Глена Домана «Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга…»

Решение проблемы при слабой или высокой чувствительности какого то органа достаточно простое- понять проблему и планомерно увеличивать нагрузку. Для зрения, вестибулярного аппарата, для улучшения чувствительности есть свои занятия. Правило тут простое. Где проблема есть, там и стимулируем. Сначала недолго, потом все чаще и интенсивнее…Для слуха есть даже специальные методики, где ребенок в специальных наушниках, слушает звуки, записанный голос матери, вибрации и т.д. Но и в домашних услових можно также улучшать работу слуха. Включать фоном музыку, шептать, увеличивать громкость, использовать наушники для просмотра мультиком и слушания сказок, постепенно наращивая звук, шуршать, греметь, петь, готовить ухо ребенка у слушанию, к тому что среди шума можно слышать и т.д.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА . Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему, гулите вместе с ребенком как раньше. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Для начала занятий по речи необходимо научить ребенка подражать артикуляции взрослого. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик, выпуская струйку воды. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, гармошку. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д.

Если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, можно записаться на мануальный или логопедический массаж.

Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. Это повысит шансы.

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания, преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Для максимального увеличения понимания сократите и упростите разговорную речь. Уменьшите длину фраз, обращайтесь к ребенку отдельными словами («сядь», «ешь»)

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданному.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и подавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: машина, поезд, самолет, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом.

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении — это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Карточки со словами должны подкрепляться картинкой или реальным предметом, желательно чтоб изучаемые слова что то значили для ребенка, использовались в жизни ребенка. Можно приклеивать карточки к вещам в квартире и выдавать ребенку пару чтоб он находил. Можно подкладывать карточки со словом к картинкам изображающим это слово и так образно учить ребенка. Напишите имена членов семьи и разложите под фотографиями. Одежда, части тела, действия которые ребенок должен знать напишите крупными печатными буквами на картоне, подберите картинки из карточек или вырежьте из журнала. Можете по фотографировать ваш день и обычные действия: купание, обед, прогулку, игрушки и любимые вещи своего ребенка, сделать к ним карточки со словами и так закрепить зрительно и словесно изучаемые предметы и действия.

Привлекайте внимание ребенка к буквам, книжкам, стихам, словам любым способом, тогда желание говорить обязательно появится:

Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках.

Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно

Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок.

Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать.

Играйте с карточками и с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы.

Учите одну букву в день, повторяйте пройденное.

Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы или крупу.

Выкладывайте изученные буквы из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц…

Возможно вашим решением начала речи станет обучение жестам или общение с помощью карточек PECS, пробуйте все, не теряйте надежду. Учите алфавит, учитесь читать. Читайте книжки и стихи, даже если вам кажется что ребенок вас не слушает и не понимает…Не сдавайтесь. За все что ребенок хочет: еду, мультики,полетать, чтобы открыли дверь, чтобы достали поезд с верхней полки просите хоть какой то звук. Чем чаще ребенок будет пытаться что то сказать, чем больше будет слушать себя, гулить, вокализировать, тем быстрее пойдет процесс обучения речи.

По обучения не говорящих детей речи написано множество книг, ищите новые идеи и подсказки.

Двигайтесь в речи, пусть медленно, но только вперед!

Про методику ДОМАН которая стала для нас победной в освоении речи, о специальных мультфильмах благодаря которым мы заговорили читайте


Это столь нелюбимое некоторыми родителями указывайте пальцем, сопровождаемое столь же ненавистным «lt;Ы?». Родителям кажется, что ребенок ведет себя невоспитанно и глуповато. Меж тем психологи относятся к этому жесту с гораздо большим уважением. Вот отрывок из сочинений корифея советской детской психологии Л. С. Выготского:
Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию.
Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним. Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми. Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого себя указанием".
На этом этапе могут появляться первые, еще очень беспорядочные слова. Чаще всего они являются плодом совместного творчества родителей и ребенка. Например, младенец беспечно вокализует - Ма-ма-ма-ма-ма...
А мама радостно подхватывает, тыкая себя в грудь:
1 Цит. по: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]. iprofit.ru/books/88275.htm1

Да, да - мама! Я - твоя мама!
У Алеши на этом этапе нам удалось вычленить очаровательный словарик из пяти слов.
"Мама" (очень неопределенно). «lt;Туда!* (сопровождалось указующим жестом, очень напоминающим жест Ленина на броневике). «Надо!» (в ответ на нельзя). «Дай!» и «Ам-ам!* (без комментариев).
Через полгода от этого словарика не осталось ничего. «lt;Мама* стало употребляться гораздо четче и определеннее, «туда* и «надо* исчезли бесследно, «дай!» превратилось в «дать!* (от вопроса «Дать тебе...»), а «ам-ам» почему-то в «ням-ням*. Кроме того, появилось еще не меньше двух десятков новых слов. Словом, на этом этапе словообразование у ребенка идет еще очень причудливо и непредсказуемо, что весьма затрудняет жизнь мамам, ведущим списки освоенных слов.
Но так или иначе, если ребенок получает ответ на свой главный вопрос *Ы?», его пассивный словарь (слова, которые он понимает) непрерывно растет, а значит, будет прирастать и активный словарь (слова, которые он может произнести).

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».

Изобразительные жесты

невербальный общение мимика жест

А, теперь, проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница - лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

· если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

    Под влиянием указательного жеста у детей старшего возраста предметы обнаруживают тенденцию не только замещать означаемые ими вещи, но и указывать на них.

    Возьмем первый указательный жест ребенка. Жест является не чем иным, как неудавшимся хватательным движением. Ребенок протягивает руку к отдаленному предмету, не может его достать, рука остается протянутой по направлению к предмету. Перед нами указательный жест в объективном значении слова. Движение ребенка не есть хватательное движение, а есть указующее движение. Оно не может повлиять на предмет. Оно может повлиять только на окружающих людей. Оно не является с объективной стороны действием, направленным на внешний мир, а является уже средством социального воздействия на окружающих людей. Но таково положение только с объективной стороны. Сам ребенок стремится к предмету. Его рука, протянутая в воздухе, удерживает свое положение только благодаря гипнотизирующей силе предмета. Эту стадию в развитии указательного жеста можно назвать стадией жеста в себе. Дальше происходит следующее. Мать подает ребенку предмет; для нее раньше, чем для ребенка, неудавшееся хватательное движение превращается в указательный жест. Благодаря тому, что она так понимает его, это движение и объективно все более превращается в указательный жест в настоящем смысле слова. Эту стадию можно назвать указательным жестом для других. Лишь значительно позже действие становится указательным жестом для себя, т. е. действием осознанным и осмысленным самим ребенком.

    Наши исследования убедили нас в том, что первоначальной функцией слова является у ребенка указание на определенный предмет, и поэтому мы понимаем эти множественные понятия как словесный указательный жест ребенка, относимый им каждый раз к конкретному экземпляру той или иной вещи. Подобно тому, как с помощью указательного жеста можно обратить внимание всякий раз только на какой-нибудь определенный, один предмет, с помощью раннего слова ребенок всякий раз имеет в виду конкретный экземпляр какой-нибудь общей группы. Педология подростка Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 5-242

    Единственный способ общения без обобщения - это индикативный (указательный) жест, предшествующий речи.

    Если рассмотреть значение детского слова в этом возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, т. е. структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

    Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно назвать указательным жестом в себе. Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 143-144

    Неудавшееся хватание, которое у животного отмирает, как не достигшее цели, у человека благодаря социальному окружению начинает выполнять новую функцию и является в сущности истинным источником всех его культурных форм поведения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Факт: у ребенка общение и обобщение не совпадают: поэтому общение здесь непосредственно. Среднее - указательный жест. Жест - это знак, могущий значить все. Закон: какова форма общения, таково и обобщение. "Общение и обобщение внутренне связаны между собой". Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

    Наблюдения над детьми наиболее раннего возраста показали нам, что первичная функция употребляемого ребенком слова действительно сводится к указанию, к вычленению данного предмета из всей воспринимаемой ребенком целостной ситуации. Сопровождение первых детских слов очень выразительными жестами и ряд контрольных наблюдений убеждают нас в этом. Орудие и знак в развитии ребенка /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 40-41

    Штерн отклоняет этот генетический, следовательно, единственно возможный с научной точки зрения путь объяснения того, как возникает в процессе развития интенция, осмысленность речи, как "направленность на известный смысл" возникает из направленности указательного знака (жеста, первого слова) на какой-нибудь предмет, в конечном счете, следовательно, из аффективной направленности на объект.

    Самый распространенный способ в таких случаях состоит в том, что шимпанзе начинает то движение или действие, которое он хочет произвести или к которому хочет побудить другое животное (подталкивание другого животного и начальные движения ходьбы, когда шимпанзе зовет его идти с собой; хватательные движения, когда обезьяна хочет у другого получить бананы, и т. д.). Все это жесты, непосредственно связанные с самим действием. В общем эти наблюдения вполне подтверждают мысль В. Вундта, что указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встречаются еще у животных, у обезьян же этот жест находится на переходной ступени между хватательным и указательным движениями. Во всяком случае мы склонны видеть в этом переходном жесте весьма важный в генетическом отношении шаг от чисто эмоциональной речи к объективной. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    В подобной ситуации "аффективно-волютивная" направленность на предмет (если говорить языком Меймана) еще абсолютно неотделима от "интенциональной направленности" речи на известный смысл: то и другое еще слито в нерасчлененном единстве, и единственно правильный перевод детского мама и вообще первых детских слов - это указательный жест, эквивалентом, условным заместителем которого они вначале являются. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    Равным образом смех, лепет, показывание, жесты в первые же месяцы жизни ребенка выступают в роли средств социального контакта. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    Скажем прямо, что в экспериментальном моменте в роли жеста, обращающего внимание ребенка на что-нибудь, мы видим - первое и самое основное - естественные условия для возникновения произвольного внимания. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и игра

    Вся символическая изобразительная деятельность полна таких указывающих жестов. Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь. Таким, образом, детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    …детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. Только на основе указывающих жестов игрушка сама постепенно приобретает свое значение, точно так же, как и рисование, поддержанное сначала жестом, становится самостоятельным знаком. Только с этой точки зрения возможно научно объяснить два факта, которые до сих пор еще не имеют должного теоретическо го объяснения. Первый факт: в игре для ребенка все может быть всем. Это можно объяснить тем, что сам по себе объект приобретает функцию и значение знака только благодаря жесту, который наделяет его этим значением. Отсюда понятно, что значение заключается в жесте, а не в объекте. Вот почему относительно безразлично, с каким именно предметом ребенок будет иметь дело в данном случае. Предмет обязательно должен быть точкой приложения соответствующего символического жеста. Второй факт: уже очень рано в играх 4-5-летних детей наступает словесное условное обозначение. Дети договариваются между собой: "Это будет дом, это - тарелка" и т. д. В этом же примерно возрасте, возникает чрезвычайно богатая речевая связь, толкующая, объясняющая и сообщающая смысл каждому отдельному движению, предмету и поступку. Ребенок не только жестикулирует, но и разговаривает, объясняет сам себе игру, организует одно целое и как бы наглядно подтверждает ту мысль, что первоначальные формы игры на самом деле представляют собой не что иное, как первоначальный жест, как речь при помощи знаков. Уже в игре мы находим момент, приводящий к эмансипации предмета в качестве знака и жеста. Благодаря долгому употреблению значение жеста переходит на предметы, которые на время игры даже без соответствующих жестов начинают изображать известные условные предметы и отношения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и пиктографическое письмо, рисование

    Именно жест есть первоначальный зрительный знак, в котором заключается уже, как в семени, будущий дуб, будущее письмо ребенка. Жест является письмом в воздухе, а письменный знак - очень часто просто закрепленным жестом. Очень часто, полагает Вундт, изобразительный жест обозначает просто воспроизведение какого-нибудь графического знака. В других случаях, наоборот, знак является фиксированием и закреплением жеста. Так, картинное письмо индейцев всякий раз заменяет линию, соединяющую точки, на которую указывает движение руки или указательного пальца. Указательная линия, превращающаяся в пиктографическое письмо, означает как бы закрепленное движение указательного пальца. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Сейчас мы хотели бы наметить два момента, генетически связывающих жест с письменным знаком. Первый момент - каракули, производимые ребенком. Ребенок, как мы многократно наблюдали во время опытов, рисуя, очень часто переходит к драматизации, показывая жестом то, что он должен изобразить, а след, оставляемый карандашом, только дополняет изображаемое посредством жеста. … Так, ребенок, которому надо изобразить бег, начинает показывать пальцами это движение, а получившиеся на бумаге отдельные черточки и точки он рассматривает как изображение бега. Когда он хочет нарисовать прыгание, его рука начинает делать движение, изображающее прыжки, и на бумаге остаются следы этого движения. Мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова. К этому же феномену мы склонны свести и проверенный нами экспериментально факт, что ребенок при рисовании сложных предметов передает не их части, но общие качества (впечатление круглости и т. п.). Когда ребенок показывает рукой цилиндрическую банку в виде замкнутой кривой, то тем самым он жестом как бы изображает нечто круглое…. Второй момент, который образует генетическую связь между жестом и письменной речью, приводит нас к игре ребенка. Как известно, в игре одни предметы очень легко означают другие, заменяют их, становятся их знаками. Известно также, что при этом не важно сходство, существующее между игрушкой и предметом, который она обозначает. Наиболее важно ее функциональное употребление, возможность выполнить с ее помощью изображающий жест. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Штерн сделал замечательное наблюдение, указывающее на отдаленное родство рисования и жеста. Мальчик 4 лет иногда движениям руки придавал значение изображения. Это было через несколько месяцев после того как каракули сменились обыкновенным беспомощным рисованием. Например, один раз жало комара символизировалось как бы колющим движением руки, острием карандаша. В другой раз ребенок хотел показать на рисунке, как делается темно при закрывании занавесей, и провел энергичную черту сверху вниз на доске, как будто он опускает оконную штору. Причем нарисованное движение не означало шнура, но выражало именно движение при задергивают занавесей. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Иногда в общении употребляется взгляд искоса. Он может выражать как интерес к собеседнику, так и враждебность к нему. Заинтересованный взгляд обычно сопровождается чуть приподнятыми бровями или улыбкой, а враждебный – опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом и опущенными уголками рта.

Иногда некоторые люди во время разговора прикрывают веки. Такая мимика обычно вызывает только раздражение. На самом деле это движение является подсознательным и выражает желание человека убрать из поля зрения своего собеседника, так как тот ему надоел или наскучил. Кроме того, опуская веки, – человек может выражать свое превосходство над собеседником. При этом он может откинуть голову назад и продолжительно смотреть как бы свысока.

При моргании у такого человека веки закрываются на большее время, как будто он хочет стереть из памяти либо человека, с которым общается. Заметив подобный взгляд у собеседника, нужно что-то изменить в разговоре, чтобы вызвать у него большее расположение.

3. Жесты и позы

Телодвижения характеризуют человека, с которым происходит общение, и могут многое о нем рассказать. Например, жесты и позы раскрывают эмоциональное состояние организма и непосредственные реакции на те или иные слова или действия. Таким образом, по жестикуляции можно судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

В движениях тела человека выражаются многие черты его характера, а также степень уверенности в себе, его настрой на общение, отношение к разговору и т. п. В позах и жестах отражаются культурные нормы и условности, свойственные для той или иной местности.

Наконец, жесты могут нести чисто символическое значение, с помощью которого передается информация, дополняющая слова.

Ритмические жесты

Такие жесты связаны с ритмом речи. Например, человек во время разговора определенным образом размахивает рукой. Он может таким образом подчеркивать логическое ударение в предложении, выделять замедление или ускорение речи, обозначать паузы и т. п. С помощью ритмических жестов человек как бы передает интонацию.

Например, если произнося пословицу "Говорит, что воду цедит", и сопровождая ее ритмическими жестами, человек будет делать слегка замедленное движение рукой в правую сторону, при этом его речь будет немного растянутой.

Во время произнесения поговорки "Строчит, как из пулемета" человек будет производить частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, что напоминает рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь человека обычно окрашена эмоционально. Чувства, наполняющие сердце человека, передаются не только через слова, но и через жесты. Например, волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются в телодвижениях. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

Некоторые из таких жестов стали общезначимыми и закрепились в устойчивых сочетаниях, например поворот спиной к кому-либо, удар кулаком по столу, пожатие плечами, разведение рук и т. п.

Указательные жесты

С помощью указательных жестов говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает положение (рядом, наверху, над нами, там), подчеркивает порядок следования (по очереди, через одного) и т. д.

В качестве указания можно использовать взгляд, кивок головы, движение руки, пальца (указательного, большого), ноги, поворот тела.

Иногда указательные жесты имеют условный характер. Так, показывая на свою грудь слева, где сердце, и говоря при этом: "У него тут ничего нет", – человек пытается сообщить о бессердечности или бесчувственности другого человека, а не об отсутствии у него конкретного органа.

Порой указательные жесты можно расшифровать только исходя из ситуации. Например, во время лекции один из слушателей ловит взгляд другого человека и показывает ему пальцем место на руке, где носят часы. Таким образом он хочет узнать, который час.

В другой ситуации ассистент делает лектору тот же знак, однако этот жест имеет уже другое значение: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию". В третьей ситуации этот же жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".

Указательные жесты используются не очень часто, как правило, в тех случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который необходимо указать.

Изобразительные жесты

Такие жесты используются в качестве дополнения к описанию какого-нибудь предмета. Например, объясняя, что такое винтовая лестница или что такое рябь на воде, человек говорит: "Это вот такая лестница...", – и делает вращательное движение правой рукой по вертикали. Или отвечает: "Рябь – это...", – и делает волнообразное движение рукой по горизонтали.

Можно провести эксперимент, задав эти вопросы разным людям. Получаемый ответ практически всегда будет сопровождаться жестом. Без него трудно ответить на вопрос, хотя не так уж сложно дать словарное определение винтовой лестницы как лестницы идущей спиралью, винтообразно, и ряби как незначительного колебания водной поверхности или легких волн от такого колебания. Однако жест помогает более наглядно ответить на вопрос. Он как бы изображает предмет, показывает его. Поэтому человек неосознанно отдает предпочтение жесту. Такие жесты называются изобразительными.

Джон Д. Рокфеллер говорил: "Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете".

Изобразительные жесты могут появляться в следующих случаях:

– при нехватке слов, способных полностью передать представление человека о чем-либо;

– когда одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность, несобранность, нервозность говорящего, неуверенность в том, что собеседник все понимает и т. п.);

– при необходимости усиления впечатления и желании воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, используя изобразительные жесты, надо помнить, что ими нельзя полностью заменить язык слов.

Символические жесты

К этой группе относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям, например махание рукой при прощании или поклон в знак благодарности. Артист после выступления широко разводит руки, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале, или низко кланяется, прижимая руку (руки) к груди, что символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другим примером являются поклоны или кивок головы человека, которого представляют как члена жюри и т. п. При этом он встает. Вместо поклона представляемый человек может поднять обе руки вверх, соединив ладони и покачивая руками или просто приветливо помахать рукой.

Учеными было подсчитано, что итальянцы в течение часа обращаются к жестам в среднем около 80 раз, французы – около 20 раз, а финны – только 1–2 раза. Более частая жестикуляция жителей Финляндии считается признаком несдержанности.

Подобные жесты являются условными и называются символическими. Как правило, они имеют вполне определенное значение. Например, при защите человек скрещивает руки, а при непокорности – упирает руки в бока. Чтобы показать свое превосходство, человек заводит руки за голову, а когда он обхватывает руками голову, это говорит о неприятности или беде. Некоторые символические жесты характерны для отдельных ситуаций. Например, резкая отмашка кистью правой руки показывает категоричность собеседника. Такой жест обычно сопровождает фразы типа "никогда не соглашусь", "никто не знает", "нигде вы не найдете", "это совершенно ясно", "абсолютно не об этом" и др.

Другим примером является рука, сжимающаяся в кулак. Данный жест используется при таких выражениях, как "он очень упорный", "какой он упрямый", "в ней чувствуется такая собранность, активность", "он страшно честолюбив". Это жест интенсивности. Он выражает силу, инерцию человека, о котором говорят.

Еще один символический жест – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Это жест отказа или отрицания. Он обычно сопровождает выражениями типа "нет, нет, нет!", "не надо, не надо, прошу вас", "никогда, никогда не буду этого делать!" и т. п.

Символические жесты, как и слова, могут быть очень экспрессивными, придавая речи порой грубоватый, фамильярный характер. Например, щелканье пальцем по шее с правой стороны, что означает "выпить бы", кручение пальцем около виска ("из ума выжил, разума лишился") и т. п.

Жест противопоставления

Жест разъединения, или расподобления

Он применяется, когда понятия должны быть различаемы или разъединены, например при таких фразах, как "это совершенно разные вещи", "это надо различать", "мы это разъединили", "они должны разойтись", "братья разъехались". Эти слова обычно сопровождаются характерным жестом: ладони раскрываются, как бы разъезжаются в разные стороны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!