Женский журнал Ladyblue

Уклад семьи в прошлом урок с презентацией. Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс)

Семья и быт

Выполнила ученица 10 класса Баширова Надия Ильдусовна

Руководитель

Мурашкин Е.А.


  • Семья как социальный институт
  • Функции семьи
  • Семья в современном обществе
  • Бытовые отношения
  • Дом, в котором мы живем

Семья как социальный институт

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений . Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.


  • Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.
  • Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
  • Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

  • На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
  • В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации , несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

  • В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.


  • Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .
  • Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго.

  • 1 Будущее российского народа во мнoгoм зависит от тогo, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, eгo нравственный облик.
  • 2 Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
  • 3 Мир вокpyг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о eгo красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения cвoeгo двора, бережнoгo отношения к новой детской площадке, столам и скaмейкам, поставленным у дома... В ваших силах заметить еще очень мнoгo важных вещей, гдe нужны заботливые руки и теплые сердца.

  • http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%B8_%D0%B1%D1%8B%D1%82
  • http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1366&bih=705&q=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&oq=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&gs_l=img.12..0l10.12081.16347.0.18330.6.5.1.0.0.0.331.1211.1j0j2j2.5.0...0.0.0..1ac.1.12.img.Qad4sjc_Pos#newwindow=1&hl= ru&site = imghp&tbm = isch&sa =1&q=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5&oq=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&gs_l=img.1.1.0i24l3.736096.740394.6.741747.17.9.0.8.8.0.328.1786.1j4j1j3.9.0...0.0.0..1c.1.12.img.93XcMwH_ZSM&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.47008514,d.bGE&fp=f674840a165c79cf&biw=1366&bih=705&facrc=_& imgrc =Y7FEncl_N6nY-M%3A%3BYVjviLY_4PPZHM%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252Fflybof44.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252F1psihologbit.html%3B413%3B413

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Семья и быт

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011/2012 учебный год.

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение»,. 2010).

Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.

Цели урока:

Образовательные:

Дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

Выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;

Определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

Развивающие:

Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;

Продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

Продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;

Развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера.

Семья-это кристалл общества.

Ход урока.

  • Организационный момент:
  • Проверяется готовность учащихся к занятию;

    Учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока.

    II. Изучение нового материала.

  • Что такое семья.
  • Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

    Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

    Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

    Семья исследуется в 2-х аспектах:

  • Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  • Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
  • Функции семьи.
  • «Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Ученики в группах определяют основные функции семьи, затем их озвучивают. Учитель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется слайд «Функции семьи»:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Хозяйственно-экономическая

    Духовное общение и досуг

    Эмоциональная

    Первичная социализация

    Социально-статусная

    Первичный социальный контроль

    Поддержка физического здоровья родителей и детей

    Сообщение ученика: «Стили воспитания». Вопросы по сообщению:

    Какие подходы к воспитанию детей были названы?

    Какой вам кажется предпочтительнее и почему?

    Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

  • Этапы становления брачно-семейных отношений.
  • Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

    Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    Кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    Парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

    1. патриархальная (традиционная)

    2. демократическая (партнерская)

    4. Патриархальная семья.

    Работа с источниками Вопросы к документам:

    -каковы основные черты патриархальной семьи?

    -почему раньше возникает именно такой тип семьи?

  • В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
  • Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
  • Пример патриархальной семьи из истории России:

    Семья последнего российского императора Николая Второго (краткое сообщение ученика).

    5.Современная семья.

    Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы А.Ю. Лазебниковой» Вопрос к тексту:

    - Какие черты современной семьи называет автор?

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Черты современной семьи»:

    Раздельное проживание родителей и детей;

    Сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

    Ослабление связей с родственниками;

    Возросшая социальная активность женщин.

    «Мозговой штурм»: работа в группах:

    - Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

    - Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин»

    Положительные последствия:

    Экономическая самостоятельность;

    Удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

    Многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

    Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

    Отрицательные последствия:

    Мало детей;

    Ослабление внутрисемейных связей;

    Совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

    Некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

    Проблемный вопрос:

    - Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

    6.Кризис современной семьи.

    Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

    Проблемные вопросы:

    - Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чес он может проявляться?

    - Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

    Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем:

    Рост числа разводов;

    Увеличение числа неполных семей;

    Увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

    Взаимное отчуждение членов семьи;

    Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

    Увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).

    Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание.

    Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

    Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.

    Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

    Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».

    Выводы:

    Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

    Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

    III . Подведение итогов урока:

    Закрепление:

  • Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
  • Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева.
  • Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах.
  • Взаимопроверка и выставление оценок.
  • Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; параграф 18 в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206.

    Используемая литература:

    Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

    Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007.

    Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2010


    Лукьянчикова Елена Васильевна

    Обществознание, 10

    Урок № 39-40

    СЕМЬЯ И БЫТ

    Брачный союз – первая ступень человеческого общества.

    Цицерон

    Д.З.: § 18, ?? (с.206), задания (с.207) Составить таблицу «Функции

    семьи »

    © ред. А.И. Колмаков


    Цели урока

    • Способствовать пониманию ценностей семьи, как малой группы, социального института, как самого близкого фактора социализации;
    • развивать навыки грамотного социального поведения в семье;
    • Воспитывать бережное отношение к ценностям семьи и брака, детства и родительства.

    Понятия, термины

    • семья;
    • брак;
    • социальный институт;
    • функции семьи;
    • виды семьи;
    • быт;
    • бытовые отношения;
    • топос

    Знать и уметь

    • Знать , что такое семья с
    • социологической точки зрения, какие могут быть» семьи.
    • Уметь:
    • описывать жизненный цикл семьи;
    • анализировать мотивы и причины распада семей;
    • анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

    Изучение нового материала

    • Семья и быт.
    • Семья как социальный институт.
    • Семья в современном обществе.
    • Бытовые отношения.
    • Культура топоса.

    Актуализация проблемы

    • Почему люди живут семьями?
    • Кто в семье голова?
    • Что мы оставляем в наследство детям?
    • Где границы нашего дома?

    1. Семья и быт

    Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения,

    СЕМЬЯ

    регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.

    Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

    Общественные науки, изучающие вопросы СЕМЬИ: демография, социальная психология, история, социальная антропология, экономика, юриспруденция, педагогика, социология.


    1. Семья и быт

    СЕМЬЯ

    Как социальный

    институт

    Как малая группа

    Объединение людей,

    связанных совокупностью

    социальных норм, санкций,

    образцов поведения,

    регламентирующих

    взаимоотношения между

    супругами, родителями,

    детьми, другими

    родственниками

    Основанное на браке,

    родстве или усыновлении,

    объединение людей

    с общим бытом,

    взаимопомощью и

    взаимоответственностью

    Преемственность поколений

    • традиции
    • эмоции
    • чувства
    • ценности
    • нормы и др.

    «Семья – кристалл общества».

    В. Гюго


    2.Семья как социальный институт

    Социальный институт семьи

    Социальный институт брака

    • историческое;
    • экономическое;
    • политическое;
    • социальное;
    • духовное

    Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

    Развитие общества

    - Регулирует отношения

    членов семьи;

    • Определяет их права

    и обязанности

    Потребность общества в

    физическом и духовном воспроизводстве

    Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.

    О.Бальзак


    ФУНКЦИИ СЕМЬИ

    а) репродуктивная - необходимость продолжения человеческого рода.

    б) хозяйственно-экономическая - ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи.

    в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения, передача фамильных драгоценностей.

    г) образовательно-воспитательная - удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

    д) сфера первоначального социального контроля - определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

    е) рекреативная - отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

    ж) духовного общения - развитие личностей, членов семьи, духовное взаимообогащение

    з) социально-статусная - определённый социальный статус членов семьи, воспроизводство социальной структуры;

    и) психотерапевтическая - удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.


    3. Семья в современном обществе

    ТИПЫ СЕМЬИ

    Нуклеарная (ядерная) семья , где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети.

    Многопоколенная (расширенная) семья , где проживают совместно более двух поколений родственников.

    Семья бездетная.

    Семья с детьми.

    Семья полная - наличие обоих родителей.

    Семья неполная -наличие одного из родителей.

    Семья патриархальная - мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага.

    Семья партнерская - отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.


    3. Семья в современном обществе

    Ключевые изменения:

    • Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи).
    • Развитие семьи партнерского типа.
    • Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной.
    • Разделение институтов брака и семьи.
    • Недостаточное внимание духовному развитию.
    • Ухудшение здоровья.
    • Увеличение количества разводов.
    • Растёт количество юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
    • Взрослые мало общаются с детьми.

    3. Семья в современном обществе

    Государственная поддержка семьи в России:

    • дополнительные отпуска при рождении ребёнка, по уходу до 4,5 лет, и больными детьми;
    • денежные пособия по беременности и родам;
    • льготы для беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
    • материнский капитал;
    • выделение кредитов, ипотека для молодых семей (до 35 лет);
    • льготное выделение земельных участков для строительства жилья;
    • Налоговые льготы для работающих, имеющих детей до 18 лет (до получения первичного профессионального образования)

    4. Бытовые отношения

    Устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми для удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, в общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

    Справедливое разделение труда

    между всеми членами семьи –

    одна из важнейших нравственных

    основ существования семьи

    Обязанности супругов (опрос)

    • 17% готовят
    • 55% стирают
    • 35% гуляют с детьми
    • 16% провожают в детский сад
    • 80% закупают продукты
    • 58% моют посуду
    • 9% посещают школу, проверяют уроки
    • технологии

    в быту;

    • расширение

    сферы

    бытовых услуг

    освобождение

    времени для

    культурного

    развития


    5. Культура топоса

    Топос – место жительства.

    Быт -это сфера, наиболее скрытая от социального контроля.

    Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания.

    Дом – это особая сфера культуры.

    Когда комфортно и уютно?!

    семья →квартира →площадка →подъезд →дом →улица →поселение: что является местом твоего жительства, где ты живёшь, в каком состоянии?



    Контрольные вопросы

    • В чём основное назначение семьи как социального института?
    • Каким образом общество влияет на семью?
    • Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.
    • Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
    • Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?
    • Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?
    • Какой смысл вкладывают в понятие «культура топоса»?
    • Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?
    • Почему развитие сферы быта – важная социальная задача в укреплении семьи?

    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я научился…
    • Я смог…
    • Меня удивило…
    • Мне захотелось…

    1 слайд

    2 слайд

    Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт – это объединение,которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.

    3 слайд

    Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи. Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. О.Бальзак

    4 слайд

    а) репродуктивная - обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. б) хозяйственно-экономическая - ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи. в) регенеративная -означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. г) образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

    5 слайд

    д) сфера первоначального социального контроля - определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности. е) рекреативная - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение з) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

    6 слайд

    Нуклеарная (ядерная) семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети Многопоколенная (расширенная) семья, где проживают совместно более двух поколений родственников. Семья бездетная Семья с детьми Семья полная -наличие обоих родителей Семья неполная -наличие одного из родителей Семья патриархальная - Мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Семья партнерская- Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

    7 слайд

    Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд. Быт-это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом – это особая сфера культуры. У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность. А.Дюма Нет места милее родного дома. Цицерон

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!