Женский журнал Ladyblue

Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Воспитательная система «ромашка» (система патриотического воспитания детей дошкольного возраста) Задачи патриотического воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида» МБДОУ№35

Тема проекта:

«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила:

Воспитатель МБДОУ №35

Мингазетдинова Лилия Рифовна

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.

Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.

Как мы подходили к выбору тематики будущих проектов? Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии Татарстана.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был разработан проект «Бессмертный полк».

Педагоги познакомили детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат. Очень увлекательно прошла экскурсия в краеведческий музей, работники которого рассказали о подвигах наших земляков. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне.

После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы.

У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось больше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.

В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей.

Результатом проекта стало создание мини-музея «Бессмертный полк» Педагоги стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс создания, и занимали позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.

В процессе создания мини-музея ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.

Творческий проект «Бессмертный полк»

Цель проекта. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков; пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края; знакомить с памятниками и улицами, названными в честь героев войны; вызвать эмоционально ценностное отношение к героическому прошлому края, чувство гордости за героев – земляков.

Для реализации поставленной цели были определены задачи :

пробудить интерес к истории родного города;

формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению;

развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.);

вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации;

привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.

Возраст детей, на которых рассчитан проект : средняя группа (4-й и 5-й год жизни).

Участники проекта : дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации проекта : проект «Бессмертный полк» был осуществлен в период с марта 2015 года по май 2015 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.

Тип проекта : творческий.

По характеру : внутри ДОУ.

По количеству участников : коллективный.

Форма проведения : непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Деятельность

Познавательная

Игровая

Продуктивная

Художественно - речевая

Беседа «Детям - о Великой Отечественной войне»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Сюжетно-ролевые игра «Пограничники»,

русские народные игры «Русское единство», дидактическая игра «Что в военном пакете?»,

подвижная игра «Саперы», «Снайперы».

Рисование «Памятники воинской славы нашего города»,

лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».

Слушание музыки

В.Агапкин «Прощание славянки»

чтение А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне».

Комплексное занятие «Повяжи. Если помнишь!» Цель: Закрепить знания о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Сюжетно-ролевая игра

«Военные»,

познавательная игра «Раньше и теперь», подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?»

Конструирование из бумаги «Эскадра кораблей»

Лепка «Медали наших прадедов»

Чтение произведений

В.Давыдов «Дозор»

О.Высотская «Мой брат уехал на границу»

Слушание музыки М.Магиденко «У кремлевской стены».

Непосредственная образовательная деятельность.

Показ презентации «Муса Джалиль- герой Великой Отечественной войны»

Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников Татарстана, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»,

подвижная игра «Переправа через мост».

Спортивное развлечение «Мой папа – самый сильный»

Изготовление поздравлений для жителей микрорайона С Днем Победы (совместно с воспитателем и родителями)

Слушание фронтовых песен, чтение произведений

Е. Благинина «Миру - мир»

К.М.Симонов «Товарищ»

Заочная экскурсия «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны» Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям

Сюжетно - ролевая игра ««Военные моряки»,

дидактическая игра «Сигнальные флажки», «Салют»,

подвижная игра «Разведчики»

Создание самодельных книг: «Дети войны» (семья Мифтаховых),

Конструирование из бумаги «Летят самолеты»

(коллективная работа)

Слушание песен Б.Савельев

«Из чего наш мир состоит»,

Разучивание песни «Мой дедушка герой»

Беседа «Земляки - фронтовики. Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям.

игра-эстафета

«Попади в цель»,

дидактическая игра «Памятные места нашего города».

Коллективная аппликация

«С Днем Победы»

Чтение произведений

А.Г.Твардовский

«Рассказ танкиста»

В.П.Катаев

«В разведке»

Беседа «История георгиевской ленточки». Цель: Познакомить детей с символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

дидактические игры «Будем в армии служить»,

подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге».

Дидактическая игра «Ордена войны»

Праздничный концерт для родителей «День Победы»

Рисование «Георгиевская ленточка», аппликация «Ордена на георгиевской ленте»

Слушание музыки

А. Филиппенко «Вечный огонь»,

чтение произведений

А.Аким «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края»

Конкурс чтецов «Белая ромашка…»

Цель: подготовить детей к празднику «Муса Джалиль», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага.

Подвижные игры «Кто быстрее соберется по тревоге», Сюжетно -ролевые игры по желанию детей, дидактическая игра «Род войск и боевая техника»

подвижные игры «Пограничники»

Конкурс рисунков «Храбрые защитники»,

оформление альбома со стихами о Великой Отечественной войне

Чтение

Стихи Мусы Джалиля

Слушание песен А.Александров «Священная война.

Приложение.

Беседа « История георгиевской ленточки».

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.

Ход занятия.

Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?

Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).

Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.

Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?

Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!

Неугасима память поколения Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим, Пусть мир будет в мире везде и

Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!

И в скорби постоим и помолчим.

Комплексное занятие «Повяжи. Если помнишь!»

Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем мы достали этот плакат? Почему наша страна каждый год отмечает этот праздник? Почему на плакате нарисована георгиевская ленточка, что она обозначает?

Воспитатель: Вы уже знаете, что с 2005 года в нашей стране проводится акция «Георгиевская ленточка»? Как вы думаете, зачем?

Воспитатель: Да, в акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира. «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений. Этот символ - выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» - символ, а не награда.

«Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.

«Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно.

«Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: «www.9may.ru» и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.

Воспитатель: А вы хотите узнать, как изготавливают георгиевские ленточки? Материалом для изготовления Георгиевской Ленточки служит окрашенный в массе полиэстер сатинового плетения. После процесса двухсторонней печати рулоны Георгиевской ленты подвергаются термической обработке для повышения стойкости краски к воздействию атмосферных явлений. Напечатанные и порезанные на штуки Георгиевские ленты, собираются в стопку, по 250 штук (другое количество - по предварительному заказу), а затем упаковываются в полиэтиленовую пленку (показываю иллюстрации).

Воспитатель: Мы сегодня с вами тоже для нашего праздника попробуем изготовить такие ленточки из ткани, а потом вы сможете подарить их своим близким или ветеранам (изготовление ленточки)

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества;развивать речь, умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей - определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

Юлия Гурман
Военно-патриотическое воспитание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Введение

Актуальность темы, мотивация ее выбора, соотнесение личного опыта по решению профессиональной проблемы с достижениями науки и практики.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка-дошкольника.

Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 ст. 1.4) . Следовательно, дошкольная образовательная организация, как начальный уровень системы образования РФ, должна решать задачи патриотического воспитания дошкольников .

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь) .

Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

В концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству) определен как базовая национальная ценность. В концепции патриотического воспитания граждан Самарской области выделены 4 направления патриотического воспитания , одним из которых является военно-патриотическое .

Тематический подход к построению образовательного процесса в ДОО позволяет использовать потенциал государственного праздника День Защитника Отечества как темообразующий фактор.

Это определило выбор темы итоговой работы.

Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования :

– дети старшего дошкольного возраста обладают некоторыми военно -патриотическими представлениями, но не реализуют их в своей деятельности;

– отсутствует системный подход к реализации регионального компонента (патриотическое воспитание ) в образовательном процессе ДОО.

Профессиональная проблема : какие содержание, формы и методы можно использовать для решения задач старших дошкольников в процессе реализации темы «Защитники Отечества» ?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы :

– определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно -патриотических представлений;

– создать культурно-образовательную среду в ДОО;

– повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников ;

– объединить усилия семьи и ДОО для решения задач военно-патриотического воспитания старших дошкольников.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (в условиях внедрения ФГОС ДО)

Компоненты моделей Модели организации воспитательно -образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей Условия для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество

с родителями

ОД Режимные моменты

Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Познакомить детей с названиями родов войск В России

1.2 Расширить представление о военной технике

1.3. Познакомить с особенностями военной формы

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1 Развить интерес к воинской службе

2.2 Знакомить детей с патриотическими художественными произведениями

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1 Развивать умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о Российской Армии

3.2 Различать форму различных родов войск

Тема : «Богатыри земли русской»

Тема : «Военная форма »

ОД 3 Художественно- эстетическое развитие (Музыка)

Тема :

«Будем Родины границы зорко охранять!»

1. ОРУ с булавами

2. Отгадывание литературных загадок «Былинные герои Руси» .

3. Д/и «Разведчики»

Прогулка

1. Эстафеты «Ловкий всадник»

2. Эстафета «Меткий стрелок»

1. Беседа о былинных богатырях

2. Рассматривание иллюстраций о русском воинстве

3. Чтение и разучивание стихов, былин о богатырях, подвижных игр

4. Рисование по теме : «Защитники Отечества»

5. Изготовление подарков для пап

6. Просмотр мультфильмов «Илья Муромец и Соловей Разбойник» , «Алеша Попович и Тугарин Змей»

7. Сюжетно -ролевая игра «Пилотка»

ОД «Музыка» :

Музыкальное сопровождение утренней гимнастики

Прогулка

1. Подвижная игра «Ловишка» .

2. Беседа «Кем служил мой папа?»

«Танки» ).

2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

Актуальная среда

Фотоальбом «Хочу стать как папа» ;

Сюжетные картинки по теме;

Размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я - военный » ;

Детские песни об Армии;

Краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки.

Актуальная среда

ОД «Музыка» :

Песня «Три танкиста» с соответствующей иллюстрацией

1. Оформление фотоальбома : «Хочу стать как папа»

2. Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.

4. Организация выставки детских работ по теме проекта.

5. «У нас в гостях папа-военный… .

Информация в родительский уголок :

«Растим будущего гражданина»

Технологический (процессуальный) компонент Ход

1. Беседа.

2. Построение, ходьба, бег.

3. ОРУ с булавами.

4. Эстафеты по отрядам.

5. Перестроение в колонну по одному и ходьба по кругу маршем.

1. Беседа о военной форме .

2. Просмотр презентации

3. Динамическая пауза

4. Задание – раскраска.

ОД 3 -«Музыка»

1. Художественное слово «Что мы Родиной зовём?» В. Степанова.

2. Слушание : «Три танкиста»

3. Артикуляционная гимнастика : «Катаем мячик» , «Накажем язычок»

4. Пение : «Бравые солдаты» А. Филиппенко

6. Игра на музыкальных инструментах : «На горе-то калина» р. н. м., обр. Ю. Чичкова

7. Музыкально-ритмические упражнения : «Марш» Ф. Надененко, упражнение «Сегодня салют» Д. Бабаджанян.

Формы организации

Методы и приемы

1. Беседа.

2. Дидактическая игра.

3. Упражнения

Прогулка

1. Подвижные игры.

2. Беседа.

1. Обсуждение пословиц и поговорок о семье.

2. Продуктивная деятельность (рисование) . 3. Просмотр мультфильмов.

4. Чтение.

5. Сюжетно-ролевая игра

Прогулка

1. Подвижная игра

1. Продуктивная деятельность (рисование «Танки» ).

2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

3. Чтение художественных произведений на соответствующую тему

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

Побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

Побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;

Побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего) ;

Поощрение инициативы и активности детей. Формы и способы взаимодействия

Консультация

Стендовая информация

Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий пап и дедушек о службе в Армии)

Проведение совместного с родителями мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка) Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.

Формирование у детей любви к Родине.

Формирование высоких нравственных личностных качеств : отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность

Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.

Расширение знакомого репертуара ребенка (знает и может исполнить песню о солдатах) .

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия : воспитатели старших возрастных групп, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.

2. Научно-методические условия : «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ООП, рабочая программа музыкального работника, рабочая программа инструктора по физической культуре

3. Материально-технические условия : музыкальный центр, аудиодиски, репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри» ; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова : флаг России, музыкальный центр, аудиодиски, воздушные шары (по числу детей, деревянные ложки, трещотки, маракасы, бубны, птичка-свистулька, колокольчики, шлем и кольчуга для Воеводы, кегли - булавы для выполнения ОРУ по количеству детей, магнитофон с дисками : «Богатырская наша сила» Добрынина, «Солдатушки, бравы-ребятушки» р. н. п., «Марш» ; для игр : 3 корзинки, 3 конуса, 3 «лошадки» на палочке, 3 кольцеброса, канат, 3 сабли, 3 обруча; кубики - для подсчета баллов; посылка, письмо, эмблемы, компьютер, интерактивная доска, военные головные уборы

4. Нормативно-правовые условия (нормативно-правовые документы : Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО, СанПиН и др.)

5. Информационные условия (источники лит-ры, интернет-ресурсы)

1. «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева. Библиотека программы «От рождения до школы» 2013 г.

2. МОЕ ОТЕЧЕСТВО РОССИЯ! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. [и др. ]. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников по средством приобщения к культурным ценностям родного города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е. И. Русиной. - Тольятти, 2008. - 26 с

6. Организационные условия

Разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия;

Разработка планов-конспектов форм работы с родителями;

Подбор мультфильмов об Армии;

Подбор музыкального сопровождения для музыкально-спортивного развлечения.

Соколова Анна Владимировна, воспитатель
МАДОУ №17 г.Алексеевка, Белгородская область

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия, поля, холмы родные,

Родного неба милый свет, знакомые потоки, златые игры первых лет.

И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?

В. А. Жуковский

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события .

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной .

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране .

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело .

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно-патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей .

Работая с детьми по проблемам нравственно-патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.

Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной.
  2. Расширить у детей интерес к родному городу, знать его достопримечательности.
  3. Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
  4. Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
  5. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о Родине
  6. Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
  7. Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.
  8. Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать чувство гордости за нашу страну.

Альбом «Наша Родина - Россия», где дети знакомятся с геральдикой и иллюстрации о малой Родине, Москве и России.

Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике.

У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в этом4 уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.

У детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, с целью патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь к малой Родине, России, к историческому прошлому.

Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Работа по патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя .

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения.

Таким образом, работу по патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что дает положительный результат в воспитании детей.

Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.

Библиографический список

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. -СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -528 с.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2- е изд. , перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 1998 - 304 с. : ил.

На чтение 11 мин.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание – знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель – воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания – один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево – метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Из опыта работы

«Патриотическое воспитание дошкольников

в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной»

Соломина Наталья Леонидовна,

старший воспитатель МБДОУ № 28,

г. Глазов, Удмуртская Республика,

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:

— в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 3)

— в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1.6.)

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

К сожалению, чаще всего герои современных детей – это Человек из стали и Бэтмен. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить — серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Основная цель нашей работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Нами поставлены следующие задачи:

  • создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о ВОв;
  • создать в группах РППС, позволяющую детям окунуться в героическое прошлое своего народа;
  • убедить родителей в важности решения проблемы патриотического воспитания и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей системных представлений о событиях ВОВ;
  • обеспечить взаимодействие ДОУ с социальными институтами города для качественного решения поставленных задач.

Таким образом, нами были определены 5 направлений деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОв:

  1. Создать информационно–методическую базу.
  2. Создание развивающей предметно — пространственной среды
  3. Образовательная деятельность в процессе НОД и режимных моментов.
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
  5. Взаимодействие с социумом.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение. Педагог должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям о Вов, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Для разработки информационно-методической базы по ознакомлению дошкольников с ВОв были созданы творческие группы, включающие опытных, высококвалифицированных педагогов. Созданные методические разработки, идеи, передовой опыт работы педагогов, трудности и проблемы по реализации поставленных задач обсуждались в ходе педсоветов, семинаров-практикумов, консультаций и т.д. Разработанная система мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ВОв была представлена на научно – практическом семинаре «Достижения науки и практики в деятельность образовательной организации» в ГГПИ им. Короленко в марте 2017 г.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка через разные формы работы, а именно: НОД, культурно-досуговые мероприятия, тематическая неделя, проектная деятельность, музейная деятельность, поисковая деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеороликов, рассказы, беседы, конкурсы и т.д.

Занятия, посвященные событиям ВОВ, представляют собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, ненавязчиво погружающий детей в далекие для них времена. Например, в ходе занятий на тему «Моя семья» мы непременно говорим о ветеранах, об их трудном детстве и проявленном героизме в годы войны. В преддверии праздника 8 Марта проводим беседу «Женщина на войне». Бабушки воспитанников рассказывают детям о своих мамах, вспоминают их рассказы о том, как жилось в военное время, приносят с собой пожелтевшие фотографии, старые альбомы. Прочувствовать, какими качествами обладали воины–освободители, дети–герои, помогает музыка. Иоганн Себастьян Бах говорил: «Музыка выдувает из души пыль повседневной жизни». Через музыку можно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Но самый неизгладимый след в пытливых душах дошколят, их памяти, оставляет живое общение с ветеранами ВОв. Такие встречи побуждают мальчишек и девчонок с трепетом относиться к боевым наградам ветеранов, затаив дыхание слушать рассказы ветеранов о событиях далёкой войны.

Дети не всё умеют выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, чтения и бесед, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей. В результате музейной и проектной деятельности в группах появились «уголки боевой славы», содержащие фотографии, письма, документы из семейных архивов, иллюстрации о войне. Появились мини-музеи «Военная техника», ««Мини музей хлеба». Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники имеют возможность не только рассмотреть книги и репродукции, но и познакомиться с подлинными предметами и вещами, поразмышлять.

Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с родителями строится по 2 направлениям: повышение уровня педагогической компетентности и вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по формированию системных представление о Вов.

Огромный вклад внесли родители в создание рукописной книги памяти «Мы помним героев!», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей — участниках войны, их героических судьбах, и фотоальбома «Дедушкина медаль».

Повышению качества образовательной деятельности с детьми по формированию системных представлений о ВОВ способствует взаимодействие с такими социальными институтами как библиотека «Зелёный мир», краеведческий музей, МБУК «Дом Дружбы народов», музей Боевой славы в полиции. Особый интерес у детей вызывают экскурсии в музеи боевой славы при МБОУ «СОШ № 12» и ММО МВД России «Глазовский». Дети знакомятся с военной техникой и оружием, с бытовыми условиями военнослужащих, особенностями службы в мирное время.

Время неумолимо бежит вперед, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать. Пока жива память о жертвенном подвиге нашего народа, о несгибаемой воле старших поколений, о мужестве и героизме защитников родной земли, мы будем единой семьей наследников Победы. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!