«Волшебница — вода» — конспект занятия (старшая группа). Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода»
Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.
Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)
Цели и задачи :
Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .
Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.
Предварительная работа :
Рассматривание карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»
Оборудование и материалы :
Иллюстрации на тему «Вода »
Капельки воды, изготовленные из бумаги
Аудиозапись со звуками воды
Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля
Цветные карандаши, клей, салфетки
Заготовка панно «Речка»
Трафареты рыб
Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .
Место проведения : групповое помещение .
Ход занятия:
В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(воды)
В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Игра «Мама Тучка»
В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д : Круговорот воды в природе.
В : Где встречается капелька воды?
Д : В капельке дождя, речке, океане.
В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :
1)уголок природы :
В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?
Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .
В : Как мы даем растениям воду?
Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д : Они засохнут, завянут.
В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Оставим здесь сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
В : Где еще нужна вода в группе ?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В : Для чего нам там вода ?
Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
В
Д : Да! (приклеиваем капельку)
3)игровой уголок.
В : А здесь где вода нужна ? для чего?
Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
В : Оставим здесь сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
4)к мойке младшего воспитателя
В : А здесь где вода нужна ?
Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.
В : Здесь оставим сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?
Д : Из крана.
В : А в кран как попадает?
Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В : Как называются эти трубы?
Д : Водопроводные (картинка) .
В : Повторим все вместе
В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?
Д : Мы будем тратить много воды
В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)
В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?
Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.
В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :
Не шуметь - этим мы мешаем другим
Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
Закончив наблюдение, сделать вывод
В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?
Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д : Чистой.
В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?
Д : Нет.
В : Чем она м. б. загрязнена?
Д : Грязными сточными водами (картинка)
В : Повторим все вместе.
В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Д : Да.
В : Что для этого используют?
Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)
В : Повторим все вместе.
В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)
В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д : Вода становится чистой .
В : А что стало с марлей?
Д : Грязная стала.
В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?
Д : Чистую.
В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?
Д : Тоже чистая.
В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 опыт : прозрачность воды.
Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.
Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)
2 опыт : есть ли запах у воды?
Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)
3 опыт : есть ли вкус у воды?
Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)
4 опыт : вода-растворитель
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)
В : Какой стала вода ?
Д : Сладкой.
В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д : Когда пьем чай за завтраком.
В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?
Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность
Не имеет запаха
Не имеет вкуса
-вода-растворитель
В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.
Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :
Физминутка : К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно :
Вместе раз-это брасс
Одной, другой - это кроль
Все, как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Творческая работа :
В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)
В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее вам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница-вода !
В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
На этом наше занятие окончено .
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
Побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Голдобина Наталья Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»
Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница вода»
в старшей группе
Голдобина Наталья Яковлевна,
воспитатель
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
1. Вхождение в игровую ситуацию.
(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)
Воспитатель приглашает детей:
1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики.
(касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхиваем кистями)
3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
Что это?
Глобус.
- А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
С траны, города, океаны, моря и т.д ..
А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
Г олубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
А что находится в реках, морях, океанах?
Вода.
Ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
В ода есть в кране, в тучке.
Вода есть в бассейне.
Вода есть в луже, в организме.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?
А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
4. Проведение опыта-эксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
Вода имеет запах
Я думаю, что вода не имеет запах.
Давайте проверим. Имеет вода запах?
В ода не имеет запаха.
- Какой делаем вывод?
(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет вкуса.
А я думаю, что вода имеет вкус.
- Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
В ода не имеет вкуса.
- Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 3. Вода прозрачная.
- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет цвет.
А я думаю, что вода имеет цвет.
Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
5. Игровое упражнение «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. П роизносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
6. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
В воде растворяется сахар.
В воде растворяется мука.
Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
Сахар в воде растворится.
А я думаю, что сахар не растворится.
Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
Песок растворится в воде.
А я считаю, что песок не растворится в воде.
Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
Песок в воде не растворился.
Какой вывод делаем?
Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.
Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?
Примерные ответы детей:
Я думаю, что краска в воде растворится.
Я считаю, что краска не растворится в воде.
Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?
Примерные ответы детей:
Краска в воде растворилась, вода стала цветной.
Какой делаем вывод?
Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?
Примерные ответы детей:
Я думаю, соль не растворяется в воде.
Я думаю, что вода станет соленой.
Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)
Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Примерные ответы детей:
Я увидел своё лицо, отражение.
- Миша увидел себя, а Катя?
Примерные ответы детей:
А я увидела лицо Вадима.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Примерные ответы детей:
В зеркале, в витрине магазина, и т.д.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)
- Какой делаем вывод?
Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
7. Игровое упражнение «Вода какая?»
Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
Молодцы, ребята!
8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – хорошо, потому что можно купаться.
Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..
- Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
9. Беседа о свойствах воды по схемам.
Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
Вода становится цветной, если добавить краску.
Вода отражает предметы, как зеркало.
Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
Нужно не забывать закрывать краны.
Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
Не мыть в водоемах машины.
Правильно , ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
11. Фокус с водой
-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку ).
- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
Попробуйте показать такой фокус дома.
- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).
Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая.
Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).
Закрепить знания о свойствах воды и снега.
Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты.
Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.
Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки.
Интеграция образовательных областей:
Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.
Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».
2) Знакомство с глобусом.
3) Загадывание загадок о воде.
4) Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».
5) Наблюдение за состоянием воды в природе.
6) Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие - нет», «Тонет - не тонет».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу и здороваются с гостями)
I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).
Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек (Смех в магнитофонной записи)Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.
II. Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель : Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?
(Ребенок читает стихотворение):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?
Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Вода» на экране)… Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей). Для чего нужна вода человеку?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.
Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Дети: Все живое на планете погибнет.
Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?
Дети: У нас есть глобус.
Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?
Дети: Планета Земля круглой формы.
Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?
Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.
Воспитатель: Нашу Планету поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан… Давайте поиграем в игру » Какая бывает вода«. (Воспитатель бросает детям мяч и дети называют свойства воды).
Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.
Воспитатель: Вы понравились Капитошке. А сейчас поиграем в игру «Сугроб».
(Проводится Физкультминутка)
Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?
Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга.
Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб»).)
Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).
А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?
Дети: Это помещение, где проводят опыты.
Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты)
Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли. (Дети проходят в «лабораторию»).
Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. (Дети надевают халаты, присаживаются на стульчики). В лаборатории нужно вести себя тихо, сидеть прямо, не мешать друг другу.
Поиграем в игру: «Подскажи словечко». Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…(снег).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
На поляну, на лужок
Все снижается …(снежок).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка …(снегурка).
Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад).
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.
Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.
Воспитатель: Чем похожи все эти слова?
Дети: Слова похожи на одно слово- снег.
Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?
Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…
Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Что такое снег?
Дети: Снег- это вода. Это замерзшие капельки воды.
Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?
(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).
Дети: Снег тает, превращается в воду.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?
Дети: Лед - твердая вода.
Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой в стакан с водой. Что происходит?
(Дети проводят опыты - опускают снег и лед в воду).
Дети: Они тают.
Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед.
Дети: Снег тает быстрее, а лед - медленнее.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче - лед или вода?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Верно. А как вы догадались?
Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.
Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?
Дети: На столе стоит термос.
Воспитатель: В термосе горячая вода. Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?
Дети: Из термоса выходит пар.
Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале).
Что вы видите на зеркале?
Дети: На зеркальце видны капельки воды.
Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?
Дети: Снег, лед, пар - это вода.
Воспитатель: Снег и лед - твердое состояние воды, пар - газообразное состояние воды. Вода в стакане - жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к доске.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Все вы сегодня правильно отвечали. А теперь Капитошка приглашает вас ещё раз подойти к схемам и вспомнить, что нового о воде вы узнали сегодня? Какие свойства воды мы повторили? В какие игры играли?
Дети: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед- это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. (Дети повторяют по схеме). Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко».
Воспитатель: Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны? (Дети соглашаются, прощаются с гостями).
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цель занятия в детском саду
- развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для занятия в детском саду
- стаканчики с водой;
- емкости с песком и сахаром;
- чайные ложечки;
- термос с кипятком;
- зеркало;
Ход занятия в детском саду
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .
Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы
Описание: данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Образовательная область: познание
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода
Задачи: 1)образовательные
*дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе
*способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
*развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед, пар)
3)воспитательные
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
*беседа «Вода вокруг нас»
*проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
*рассматривание фото альбома «Кругом вода»
*работа с панно «Вода в природных явлениях»
*игра-превращение «Росинка»
Методы и приемы: игровой, наглядный,экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки(из картона);панно «Путешествие капельки»; карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом(по количеству детей), термос с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)
Ход занятия:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (вода)
Дети:
вода
Воспитатель:
Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель:
А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода»
с мячом
Воспитатель:
Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель:
Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1
: Способность воды отражать предметы
Воспитатель:
Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод:
когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2:
Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод:
лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3
: проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель:
возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель:
давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель:
Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.