Женский журнал Ladyblue

Вопросы на карту поляка.Новый год. Волшебство и легенды сильвестра или традиции новогодней ночи в польше Празднование Нового года в Польше


Новый год в Польше. Откуда взялся Сильвестр?

В Польше Новый год называют Сильвестром. Кто же он такой? Какова история этого праздника?

Покупка новых нарядов, фейерверки, шумные развлечения - так празднуют Сильвестрову ночь. Это время именин, которые веселей всего отмечают в Польше. В это время много людей с печалью прощается со старым годом и радостно встречает новый. Люди составляют новогодние планы и обсуждают, что хотели бы поменять в следующем году. Откуда же взялась традиция отмечать именины Сильвестра? Зачем празднуют ночью 31 декабря? Чтобы узнать ответ, нужно отправиться в путешествие по истории.

Сильвестра чествуют «благодаря» трём фигурам: так называемой гадалке Сивилле, мифическому дракону и папе римскому Сильвестру.

Согласно пророчеству вещуньи Сивиллы, в 1000 году должен был наступить конец света. В языческом сказании говорилось о сражении папы римского Сильвестра I c лютым драконом Левиафаном. Бой закончился победой Папы. Он связал дракона и бросил в подземелье под Латеранским холмом в Риме. Закованный в цепи, скреплённые Папской печатью, дракон должен был пробудиться как раз в ночь с 999 на 1000 год и уничтожить мир. Многие стали отождествлять Левиафана с сатаной. Было это только предсказание гадалки, но вера людей в него росла вместе с приближающейся ночью с 999 на 1000 год. Люди с огромным страхом готовились к гибели. В то время полагали, что дракона освободит тогдашний папа римский Сильвестр II.

Сегодня эта история кажется смешной, но в Европе того времени она вовсе не была забавной. В те времена часто читали описания «страшного дракона-сатаны» из Апокалипсиса святого Иоанна. Люди были твёрдо убеждены, что дожили до страшной минуты исполнения этого пророчества.

Год 1000 - «час смерти».

В тот день никто не ждал полночь с нетерпением и «бокалом вина» в руке. Страх и неуверенность в том, что может случиться, преследовала большинство жителей Рима. В ту памятную ночь улицы города пустовали. Люди остались дома и проводили «покаяние за свою жизнь». Дату «смерти» старой Европы и её жителей должна была определить полночь миллениума с 999 на 1000 год. Как оказалось, в те времена, вера в предсказание Сивиллы была так велика, что мало кто предполагал, будто может быть иначе чем объявила вещунья.

От страха смерти к эйфории неистового веселья.

В тот последний день 999 года во всех костелах Рима звонили в колокола. Вероятно, этот набат должен был подчеркнуть наступающий «последний час человечества». И вдруг наступила «нежеланная» полночь. И что же? Никакая демоническая бестия не выползла из подземелий Ватикана? Не появилась ни в Риме, ни в другой части Европы. Никто даже не видел и не слышал чтобы появилась где-то ещё? Наступила растерянность и недоверие. Ведь все должны были погибнуть. Может быть они ошиблись в датах, дракон изменил решение или пришло какое-то избавление? Ещё недавно охваченные ужасом жители Рима толпами выбегали на улицы, чтобы праздновать «спасение».

Вот так человеческий страх и ужас в часы ожидаемой смерти превратился в эйфорию. Все с безудержной радостью поздравляли друг друга с тем что «удачно пережили страшный конец света». Полилось вино, люди танцевали и пели. Звучали горячие пожелания всего наилучшего тем, кто был «спасён» от смерти и «адского огня».

Папа римский Сильвестр - «спаситель света».

Папа Сильвестр II этой ночью «благословил» urbi et orbi (послание «к городу и миру»). Первым делом папа Сильвестр II благословил жителей Рима, а потом и всего мира. После этого события, ему приписали победу над Левиафаном.

Вот так сказка о драконе Левиафане стала основой, на которой начала свою карьеру весёлая ежегодная забава, что носит имя своего «избавителя» Сильвестра II. Так закончился старый миллениум. Его конец был полон страха перед адом и смертью.

С течением времени это мероприятие набирало размаха и красок, захватывая всё более широкие круги населения в Европе, а потом и за ее границами.

Потехи на Сильвестра в Польше начались в XIX веке. Происходили они главным образом во дворцах и богатых городских домах. Во время празднования Сильвестра гадали, выливая воск, произносили различные заклинания. Делали всё это, чтобы узнать, что принесёт наступающий год.

Сейчас мы воспринимаем эти гадания и колдовство, как забаву и не относимся к ним серьёзно, хотя традиционно «оставляем» всё плохое в прошлом году и «берём» в новый год только хорошее.

Знают, или хотя бы слышали о том, что Польша отмечает в сутки Нового года не один? а сразу два, а точнее даже три праздника. Перечислим их: 31 декабря – День Святого Сильвестра, собственно Новый год – в ночь с 31 декабря на 1 января, а 1 января – Торжество Пресвятой Богородицы. С Богоматерью всё достаточно понятно – день памяти есть день памяти, в случае с Девой Марией нет даже смысла говорить, за какие заслуги мы Её вспоминаем. С Новым годом всё вообще прозрачно – светский праздник. Но что делать со Святым Сильвестром? Кто он и почему у него такой день в календаре?

Оказывается, версий две. Точнее так: периодически, можно даже сказать, ежегодно, на разных польских радиостанциях и телеканалах можно увидеть и услышать опросы случайных прохожих на предмет их знаний о праздниках. Что касается дня Сильвестра, обращает на себя внимание факт, что мнения опрашиваемых расходятся. Часто это звучит примерно так: «Сильвестр... Хмм.. Это святой костёла... По-моему, он был Папой римским... Крестил какого-то императора... Помог людям пережить апокалипсис... Убил дракона... Его убил дракон...»

Это могут быть ответы как одного человека, так и нескольких. Как ни странно, это показывает, что в общем люди имею представление о Сильвестре. Правда, не о том и не совсем такое, какое должно быть.

Действительно - папа

Тысячный год в сознании поляков фигурирует неспроста. В самом деле, Папа римский Сильвестр II - мало того, что личность, сама по себе выдающаяся в европейской истории, так ещё и человек, отметившийся памятными для Польши поступками. Это он канонизировал Святого Войтеха (Św. Wojciech) – одного из трёх главных патронов Польши, которому, кроме прочего, приписывается авторство «Богородицы» (Bogurodzica) – старейшей дошедшей до нас религиозной польской песни, которая выполняла в Средние века роль гимна. Более того, Сильвестр II сразу после канонизации св. Войтеха в 999 году основал в Гнезно Архиепархию, что безусловно является важнейшим историческим событием для страны. И было это как раз в тысячном году. Причём эта версия выглядит куда более реалистичной, чем легенда о том, что Сильвестр II успокоил толпы людей, ожидавших Конца света в 1000 году. Почему так? А потому, что, как утверждают некоторые историки, никакой паники, связанной с окончанием времён на стыке 999 и 1000 годов, попросту не было. Всё дело в том, что простой народ мало ориентировался в общем календаре, точные знания были как раз у духовных лиц. Потому, скорее всего в это время люди занимались своими повседневными делами и никто не ждал появления из недр земли мифического апокалиптического дракона, которого поместили в тысячный год гораздо более поздние сочинители истории и хронологи.

Нестыковка

Дело в том, что дата рождения Христа в сознании людей установилась окончательно гораздо позже, чем мы себе это можем представить. Это сейчас с развитием книгопечатания, а затем и интернета, нам известно, что её вычислял монах Дионисий спустя 5 веков после неё, но и после этого споры об этом событии не утихали. Не утихают они на деле и до сих пор, ведь развитие технологий и количество нестыковок в истории приводит учёных к выводу, что у устоявшейся хронологии есть проблемы. Были они и в средние века. Более того, в пользу того, что конкретно в 1000 году никто массово не ждал апокалиптического дракона говорит и тот факт, что летоисчисление в одной только Римской империи в разных её частях велось по-разному. Где-то считали от эры Диаклетиана, где-то – от строительства Рима, ещё где-то – от сотворения Мира, и так далее. Где уж среди этого выявить в то время централизованно тысячный год? Другое дело, что это мог вычислить сам Сильвестр, но он знал, что тысячный проходит в 1001, а это, нужно признать, уже не тот эффект.

Возможно, Сильвестр II ещё потому запомнился европейцам, что ещё до своего папства, будучи Гербертом Орильякским, принёс Европе и привил в умах такие привычные нам арабские цифры. Да, да – до этого момента числа писали римскими. Герберт также привнёс в средневековую науку много нового, а точнее – хорошо забытого старого. Первый калькулятор – абак, по типу счёт, стал вновь употребляться в Европе благодаря нему.

Также он вернул в употребление такие астрономические инструменты, как армиллярная сфера и астролябия.

То есть в глазах современников он был человеком весьма и весьма прогрессивным. Причём настолько, что его подозревали в колдовстве и связи с потусторонними силами. По одной из легенд, именно эти потусторонние силы предсказали ему смерть от рук самого сатаны, который должен был его растерзать. Более того, одно из преданий о смерти Сильвестра II гласит, будто его, читающего мессу 12 мая 1003 года, разорвал дьявол. Следует учесть, что дьявол в те времена отождествлялся с драконом. Это следовало из библейских текстов, где дьявол называется и змеем, и драконом.
Вот тут-то, возможно, мы и приблизились к вопросу о миллениальном драконе, который должен был появиться в тысячный год. Кстати! А почему дракон должен был появиться именно в тысячный год? Привязка к рождению Христа здесь была бы совсем не верна. Даже если принять как аксиому дату рождения Спасителя в условный «нулевой» год, то, по всей логике, Сатана-Дракон, заточённый на 1000 лет под землёй, о чём сказано в Откровении (глава 20), должен бы был появиться в 1033 году. Если совпадений нет, то какого же дракона боялся Сильвестр II?

Второй – Первый Сильвестр

Путаница в событиях и сопутствующих им драконов, скорее всего, зародилась из-за самого имени Папы – Сильвестр. Дело в том, что дракон фигурирует и в истории другого Папы римского – Сильвестра I. История Сильвестра I не так изобилует легендами, как его позднейшего коллеги Сильвестра II. Но всё же есть в ней место загадкам.

Жил первый Сильвестр в IV веке и запомнился по большей части тем, что весьма сильно повлиял на ход истории христианства вообще. Несмотря на этот факт, личное его участие в деле построения этой истории было как бы опосредованным. Так бывает достаточно часто – показатели производства могут взлететь до небес, а имени усовершенствовавшего технологию токаря не узнает никто. И хоть это не совсем верное сравнение, суть как раз такова.
Дело популяризации и распространения христианства по миру в IV веке осложнялось повсеместными гонениями на приверженцев этого религиозного течения. Вера, если и укоренялась, то делала это очень медленно. По сути это был «катакомбный» период – христиане вынуждены были собираться тайно для совершения своих таинств. Эту информацию до нас доносят многие светские авторы того времени. Переломным моментом считается правление императора Константина. Именно он прекратил гонения на сподвижников Христа, крестился и дал церкви многие привилегии.


Откуда же такая резкая смена направления, кто повлиял? Долгое время считалось, что повлиял как раз Святой Сильвестр.

По одной из легенд, окружавших Сильвестра I, император Константин заболел проказой в наказание от бога за гонения на христиан. Призвав Сильвестра помочь ему, тот сказал, что исцелить властителя Римской империи может только Господь. Император крестился и получил исцеление.

Эта версия со временем уступила другой – будто Сильвестр крестил Константина на смертном одре. Но и она расплылась под натиском фактов. Император пережил Сильвестра на несколько месяцев и крестил его, умирающего, Евсевий Никомедийский. Но факт остаётся фактом. Константин благоволил христианам. Возможно, Сильвестр, понимая это, использовал эту черту императора в своих целях. На то, что он был неплохим политиком, указывает тот факт, что Константин жаловал Сильвестру полномочия и другие дары.

Неподтвердившийся, но весомый дар

Сейчас уже известно, что знаменитый Константинов Дар папе Сильвестру I является искусной подделкой, причём гораздо более поздней, чем время жизни обеих исторических личностей. Тем не менее, начиная с XI столетия, ссылаясь именно на этот документ, Римские папы настаивали на своей власти не только над Церковью, но в той или иной степени и над всей Европой. Долгое время считалось, что документ был получен Сильвестром I от Константина за излечение того от проказы. Согласно нему, Рим, а с ним и западная часть Империи, оставлялась Сильвестру и его преемникам «до скончания веков», а сам император переезжает в новое место, на Восток, в город, который мы теперь знаем как Константинополь. Вено Константиново оказало сильное влияние и на западную, и на восточную ветвь христианства. На Руси также никто не сомневался в подлинности документа. Кроме того, в Великом Новгороде появляется «Белый клобук» – символ Третьего Рима. Тот самый, который Сильвестр I якобы получил из рук Константина в знак наделения его властью над всеми епископами Церкви. Несмотря на опровержение ещё в XV веке подлинности акта Константинова дара, он продержался в некоторых записях западной и восточной церквей вплоть до XIX столетия. Запущенные им механизмы уже было так просто не остановить. Вообще средневековье изобилует фальшивками и подложными документами, что порой серьёзно затрудняет работу историков.

Не клобуком единым

Но не только историей о подлоге в Даре императора Константина прославилось имя Сильвестра I.

Существует также легенда, что Папа Сильвестр избавил римлян от появившегося в городе дракона. Дракон пожирал по триста человек в день. Сильвестр же, в свою очередь, сотворил молитву, в которой якобы произнёс слова схожие с теми, что звучат в Откровении. Он заклинал дракона-дьявола «оставаться в подземелье вплоть до Его (Христа) прихода».

Это событие отражено во фресках, на которых св. Сильвестр воскрешает умерщвленных драконом римлян. После победы над змеем двадцать тысяч жителей Рима приняли крещение. Возможно именно тут мы видим пересечение двух персонажей – двух Сильвестров, слившихся в итоге в сознании людей.
Легенда о драконе вполне могла ассоциироваться с тысячным годом, правда, у более поздних историков, так как им уже с перспективы времени было удобнее составлять жития и прочие рассказы о святых. Кстати как раз из жития святого Сильвестра I становится понятно, почему святой является покровителем (патроном) домашнего скота. Как минимум возможно, что именно из-за случая воскрешения быка убитого во время спора с иудеями на суде у императора Константина. Иудеи обещали поверить в то, что Иисус – не просто человек, но и Бог, если Сильвестр, обращаясь к Нему, сможет вернуть к жизни свирепого быка, убитого ранее Замврием – раввином, на которого собравшиеся иудеи возлагали большие надежды в споре с Сильвестром.


Они полагали, что если спор словесный зайдёт в тупик, то Замврий сможет доказать, что их бог вернее, чем бог, о котором твердит Сильвестр. Действительно, видя, что в споре на словах для иудеев намечается тупик, Замврий пообещал императору и собравшимся, лишь произнеся имя бога на ухо кому-то, умертвить его, ссылаясь на текст Второзакония, где Бог говорит, что Он убьёт и Он же исцелит.

Тогда привели свирепого быка, которого еле могли удержать несколько крепких мужчин. Замврий прошептал ему что-то на ухо и бык, затрясшись, издох. Замврий же обратился к Сильвестру, чтобы и он доказал, что его Бог всемогущ. Сильвестр не задумываясь вознёс не тайную, но явную молитву Христу и Богу и Святому Духу и все увидели, как бык ожил. Сильвестр сказал быку, чтобы тот впредь был кроток, а не свиреп, и отпустил его, и бык тихо ушёл. Жития упоминают, что видевшие это воскликнули: «Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!» – и бросились к нему, чтобы тот крестил их.

День Господень

В капелле Сан-Сильвестро можно лицезреть житийные фрески, рассказывающие о Константиновом Даре для святого папы Сильвестра первого, которые в чём-то можно считать житийными.
Иаков Ворагинский писал о Силтвестре I как о человеке небывалого гостеприимства, заботившемся о сиротах, вдовах и бедняках. Кроме этого, по словам хрониста, святой выделялся красотой лица, речи, чистотой своей жизни, терпеливостью, щедростью в милосердии.

Дожил, согласно дошедшим до нас данным, папа, а затем и святой католической и православной церквей Сильвестр I до глубокой старости в занятиях на благо Церкви и христианства. Умер 31 декабря 335 года. То есть 2015 год является круглой датой памяти этого святого – 1680 лет.


Как видно из всего сказанного, вспоминают в Польше в день перед наступлением Нового года святого Сильвестра I, папу римского и покровителя домашних животных. К нему обращаются с молитвой о благополучии домашнего скота и прочей живности, живущей у нас дома, а также о том, чтобы наступающий год был удачным. И кстати именно Сильвестру I приписывают совет о выходном дне, данный им Константину. Он посоветовал императору заменить День Солнца днём памяти чуда воскресения Христа. С тех пор мы еженедельно имеем в календаре день, который так и называется – воскресение. Чем не повод лишний раз вспомнить святого Сильвестра, не откладывая это дело в долгий ящик до конца года.

Декабрь в Польше богат на праздники. Самыми известными и почитаемыми из них являются - Миколайки (Mikolajki), Рождество (Boze Narodzenie), и Сильвестр (Sylwestr).

Праздник Миколайки приходится на 6 декабря (ср. День Святого Николая Православной церкви). Святой Миколай (Николай) очень популярен в Польше. В его честь названы 327 костелов и 52 города. С именем Миколай связано множество пословиц и поговорок. Например, «На Миколая оставляй телегу, запрягай сани». А когда идёт снег, поляки говорят, что это Святой Миколай трясет своей бородой. Его же считают покровителем рыбаков и моряков.

По европейской традиции, Рождество здесь наступает 25 декабря и называется Boze Narodzenie. Как и в других европейских странах, ему предшествует адвент, играющий роль подготовки к Рождеству. В католических странах это время постов и молитв.

Символ Рождества

Основным символом польского Рождества является Рождественская звезда. По библейской легенде, эта звезда озаряла путь к младенцу Христу. Поэтому в роли Деда Мороза в Польше издревле выступал Звездный человек. Тогда в костюм Звездного человека наряжались священники и ходили по деревням, одаривая жителей подарками.

Рождественская пора в Польше связана с традициями святочных гаданий, колядок и шопок.

Большинство источников указывает на то, что гадания, в основном, привязаны к традиционному рождественскому блюду поляков – карпу. Так, например, если у карпа много чешуек, то хозяйство в наступающем году будет зажиточным; если он быстро плавает, то год будет удачливым для семьи.

Колядки

Колядки – веселое народное гулянье, переходящее от одного дома к другому. Колядующие поют специальные песни - Рождественские колядки. В настоящее время колядки иногда поют даже во время семейных встреч.

Непривычное нашему уху слово «шопка», традиционное для католических стран. Шопками, чаще всего, называют миниатюры известных зданий или исторических сцен. На Рождество в костелах ставят такие шопки, изображающие сцены рождения Иисуса.

Рождественские обычаи

Польша славится также своими кулинарными рождественскими обычаями. Традиционно на праздничном столе должно присутствовать 12 блюд (по числу месяцев и апостолов). Причем, для верующих поляков мясо исключалось. Царем стола издавна считается карп. Голову карпа непременно должен съесть хозяин дома, сидящий во главе стола. Таким образом, главе семьи оказывается почет. Существует еще один ритуал, связанный с карпом. Если чешуйки рыбы положить в бумажник главы семьи, - после Нового года они обратятся в монетки.

Праздник Сильвестр

Завершает череду декабрьских праздников Сильвестр (Sylwestr), который отмечают 31 декабря. Да, не удивляйтесь! Речь идет о том самом празднике, который в России называют Новым годом.Назвав последний день уходящего года в его честь, поляки таким образом выразили почет святому Сильвестру. История и легенда его такова: будучи епископом Римской церкви, в 314 году н.э. Сильвестр изловил страшного монстра по имени Левиафан. По преданию, в 1000 году монстр должен был освободиться и уничтожить мир. Этого не случилось, и теперь люди радуются, празднуя наступление Нового года.

День святого Сильвестра празднуется в Польше 31 декабря. В 336 году скончался римский епископ по имени Сильвестр. На протяжении многих лет день святого Сильвестра и польский Новый год праздновались совместно каждый сам по отдельности. Это происходило благодаря желанию польской церкви, которая стремилась искоренить язычество в народе. Люди же были против и не хотели изменять своим привычкам.

Почему день Сильвестра так распространён

В 1000 году поднялась паника во всём католическом мире. Они считали, что должен произойти конец света и в ближайшее время из моря выползет исполинский змей Левиафан, который поглотит весь мир. Народная молва поспешила найти героя-защитника в лице святого Сильвестра. Ведь не зря же его поминают прямо перед «концом света». Так, сама по себе возникла легенда, что он одолел в скрытой схватке Левиафана и сохранил мир в целости и сохранности.
С того времени, помимо Польши, в Венгрии, Австрии, Чехии, Израиле и Швейцарии Новый год носит название дня Святого Сильвестра. В наше время у Нового года в Польше сразу два героя — святой Сильвестр и Санта Клаус (Святой Николай). Благодаря этим действующим лицам ежегодные празднования становятся всё ярче и веселее.

Современный Новый год в Польше

Польский Новый год совсем не принято отмечать в семье и в этот день проходят массовые народные гуляния. А вот Рождество, по традиции, напротив, обычно празднуют в уютной семейной обстановке. В Новый год каждый дом в Польше обычно украшается, а люди развлекаются как в массовых мероприятиях, так и вместе с семьей, затягивая празднование надолго. Новогодние действия следуют за . Празднования в Польше оканчиваются после 7 января, когда поляки празднуют день Трёх царей (волхвов), а также, праздник Епифании (Богоявления). Польский народ гуляет бурно и самозабвенно, часто выходя за предварительной рамки программы.

Вот как отмечают Новый год в Польше.

Несмотря на то, что главный католический праздник - Рождество, празднование Нового Года не остается в стороне и по грандиозности совершенно не уступает. Поляки позволяют себе расслабиться, ходят в гости и приглашают друзей. В отличие от Рождества, которое принято встречать в кругу семьи, Новый Год - это возможность провести время в хорошей и шумной компании. А подготовка к этому празднику требует гораздо меньших усилий.

В Польше ночь с 31 декабря на 1 января называют Сильвестр (польск. Sylwester). Свое название праздник получил в честь Папы римского Сильвестра I. О жизни этого человека известно очень мало. Он родился в Риме в христианской семье. Был проповедником, которого сегодня относят к лику святых.

До наших дней сохранилось несколько легенд. Одна из них, например, гласит, что Сильвестр I спас мир от библейского чудовища - морского змея Левиафана. Другая легенда связана с именем римского императора Константина Великого, в эпоху правления которого был положен конец гонениям христиан. Согласно преданию, императора поразила проказа. Ни врачи, ни служители языческих храмов не могли вылечить правителя. Последним способом излечения от болезни осталось омовение Константина в крови невинных младенцев. Но однажды ночью император увидел сон: апостолы Петр и Павел подсказывают иной путь - отыскать скрываемого от гонений епископа Сильвестра. Разыскав его, Константин выполнил все условия: переодевшись в специально предназначенное одеяние, царь покаялся в грехах и принял крещение. Так Константин Великий был исцелен и принял христианство. А Сильвестр получил «Константинов Дар» - высшую духовную власть. Сильвестр I умер 31 декабря 335 года.

День Святого Сильвестра - совершенно особенный и волшебный. С каждым годом появляется все больше возможностей необычно провести старый и встретить новый год. В Польше этот праздник любят отмечать шумно, в больших компаниях: люди идут на вечеринки и балы или же встречают бой курантов дома, а потом выходят на освещенные праздничными огнями улицы городов, чтобы насладиться фейерверками и вместе с другими еще раз поднять новогодний тост.

И, конечно же, с новогодней ночью связано множество традиций и обычаев. Например, поляки на карточке пишут все старые проблемы, о которых хотят забыть, а затем сжигают этот листок. Огонь уничтожает все то, о чем хочется быстрее забыть. После того, как на часах пробьет полночь, они открывают двери и окна, приветствуют и впускают новый год и прощаются со старым. А если ночь на Сильвестр ясная и морозная, то гадают по звездам, предсказывая, каким будет следующий год. Также в Польше абсолютно убеждены - в день Святого Сильвестра нельзя убирать, иначе можно «выбросить» свое счастье.

Верить или не верить в сложившиеся обычаи - всегда личное дело каждого. Но в Польше абсолютно все верят в одно - новогодняя ночь должна быть действительно особенной, незабываемой и волшебной.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!