Женский журнал Ladyblue

Воспитание патриотизма у дошкольников.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, о сталкивается со множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

  • Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.
  • Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.
  • Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

В решении поставленных задач руководствуюсь постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 г. № 422 “О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан РФ”,использую Программу по патриотическому воспитанию дошкольников: “Это русская сторонка, это Родина моя”, Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, что дает возможность планомерно и систематически вести работу в этом направлении.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то. Что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков: “Мамочка любимая моя”, участвовали в спортивном празднике, посвященном Дню матери; в группе оформили фото – альбом: “Мама, мамочка, мамулька”.

Дети с мамами принимали участие в выставках, конкурсах: “Чудо с грядки”, “Золотые руки мамы”, “Цветочная фантазия”, “В гостях у Самоделкина”. Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско-родительских отношений.

В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал: “Оборона Севастополя” – рассматривание картины; чтение отрывка из поэмы А. Твардовского: “Василий Теркин”. На таких занятиях стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, рассказываю, в честь кого назван город, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы “возвращаются” вновь увиденным кадрам.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Развивая умение у дошкольников проявлять интерес к народной культуре, истории, посещаем выставки народных мастеров, проходящих в городской библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи, меха, чешуи рыбы вызывают у ребят восторг. Дети узнают о многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни различных народностей.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.

Участвуем с детьми в народных праздниках: “Веснянка”, “Масленица”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему:

“Откуда хлеб на стол пришел?”
“Богатыри земли русской.”
“Сундучок бабушки Арины.”
“В единстве наша сила.”

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры кранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей подготовительной группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым встать на защиту Родины. Провожу с детьми “уроки мужества”, приглашаем на встречу воинов – афганцев, солдат – срочников из воинской части, ветеранов Великой Отечественной войны.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. Провожу занятия: “Их имен не смолкнет слава”, “Города – герои”, “бронзовый солдат”, “Дети и война”, В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним…”: родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с детьми, рассказывали о родственниках, прошедшие огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, конкурс рисунков “Война, война”, развлечение “на привале”.Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в музей школы № 1 “Память”. Организуя праздники героик-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учит и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества “Великий праздник День Победы”, “Мы на севере живем”.

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “праздник в дом пришел”, “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

Результат своего труда вижу в диагностике, которую провожу 2 раза в год:

2008–2009 2009–2010 2010–2011 2011 сентябрь
Высокий 50% 75% 37% 50%
Средний 15% 25% 50% 50%
Ниже среднего 10% 13%

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:

  • Изучение новинок методической литературы;
  • Повышение квалификации педагога;
  • Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Вывод: Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Литература:

  1. Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
  2. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
  3. М.Б. Зацепина “Дни воинской славы”. 2008 г, Москва.
  4. Л.А. Кондрыкинская. Мотодическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
  5. Дошкольное воспитание № 1, 8 2005 г.

В статье описывается поэтапная организация и совокупность способов формирования гражданственности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гражданственность, дошкольный возраст, патриотизм, этап, поэтапное формирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.В. Демина

МБДОУ «ДС №86 г. Челябинска»

В статье описывается поэтапная организация и совокупность способов формирования гражданственности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гражданственность, дошкольный возраст, патриотизм, этап, поэтапное формирование.

В послании президента России В.В. Путина от 12.12.2012 г. Звучит следующее: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране» .

Начинать формировать гражданственность (понимая её как одну из важнейших социальных компетенций) нужно как можно раньше, с самого раннего возраста. Гражданственность очень тесно связана с другой не мало важной социальной компетенцией – «патриотизм», воспитание (формирование) которого тоже является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

В этом возрасте образы, используемые педагогами для социального воздействия в рамках воспитания, оставляют очень яркий и сильный след в сознании ребенка, поэтому они остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Причем существует ошибочное мнение, что начинать воспитывать патриотизм нужно со старшего дошкольного возраста. Конечно, в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей детей, но ведь чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что взывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задачами патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации могут быть:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, родному городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и др.

Данные задачи должны находить отражение во всех видах детской деятельности, так как на ряду с патриотическими чувствами должны формироваться социальные взаимоотношения детей со взрослыми, со сверстниками.

В первые три года жизни ребенка главной фигурой является взрослый (родитель), потому что малыш во многом зависит от него. Ребенку необходимо знать, что взрослый готов помочь, поддержать его самостоятельные начинания. В этом возрасте самое важное – создать условия психологической защищенности. И, возможно, хорошим материалом данного условия будет фольклор.

Незамысловатые потешки, колыбельные помогают пробудить теплые доверительные отношения со взрослыми. В этом возрасте фольклор не только развивает ребенка, но и является эмоциональной почвой для воспитания патриота своей страны. Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к своим родным – отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. С их внимания, заботы, душевного тепла.

В трех-четырехлетнем возрасте, учитывая, что познавательная деятельность малыша сосредоточена на реальном предметном мире, а эмоции сильны, но поверхностны, мы можем формировать предпосылки морального развития, используя не только потешки, но и народные игры. Дети узнают, что у взрослых есть своя работа и свои правила, которым они должны следовать. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мы закладываем основу эмоционально-положительного отношения к правилам, к окружающему миру, в котором живет ребенок.

В среднем дошкольном возрасте особую роль играют сказки. Вхождение в волшебный, сказочный мир, сопереживание героям рождает в ребенке желание переделать зло в добро, сделать героя счастливым, победителем, и представить себя на его месте. А театрализация позволяет ребенку самому примерить на себя роли сказочных героев.

В старшем дошкольном возрасте ребенок остро чувствует неискренность и перестает доверять человеку, который однажды проявил её. Он умеет слушать и запоминать, преодолевать трудности и радоваться познанию. Дети усваивают нравственные ценности через ознакомление с историей России, народными праздниками, природой России. У детей этого возраста формируется эмоционально-положительное отношение к государству и к государственной символике: гербу, флагу, гимну. Закладываются основы позитивной личности с активной гражданской позицией, с желанием высказывать и отстаивать свою точку зрения.

И родной дом, двор ребенка, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, своей Родине.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве, в фольклорных и классических произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Уважение к способам трудовой деятельности и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия – необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

В заключении можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных организаций в становлении гражданского общества очень велика. Патриотическое воспитание, как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста должно являться одной из основных задач дошкольной образовательной организации.


 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления. Механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребенка. Стабилизация чувства сопереживания, переход его в собственные переживания – это одно из важнейших приобретений нравственного развития ребенка, изменения внутренней установки его отношения к людям, объектам природы, проявления радости от общения с ними.

Ребенок испытывает радость от похвалы взрослого за успех в какой-то деятельности. Разнообразные формы реагирования ребенка, вызванные нравственным переживанием, закаляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становятся его особенностью, свойством личности . В дальнейшем это свойство будет обуславливать и способ поведения в подобных ситуациях. Общая положительная направленность, связанная с формированием чувства сопереживания, создает стержень личности ребенка. В дошкольном детстве начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для их воспитания в малыше заложены, прежде всего, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Образные выражения “любовь к Родине-матери”, “преданность Отчизне”, “отчий край” и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств

Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: “любовь к матери – любовь к Родине-матери”, “любовь к отцу – преданность к Отчизне”. Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч с другими взрослыми: жителями дома, села, города, работниками музея, библиотеки, при знакомстве с местными достопримечательностями. “Родился”, “родители”, “родственники”, “родной дом”, “родной детский сад”, “родная улица”, “родное село, город, край” - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке чувство Родины. Зарождение таких чувств внутренне обусловлено.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, что было доказано многовековой практикой. Не случайно многие отечественные педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. Русский философ В.В. Зеньковский писал: “Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа… Мы…не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие ”.

Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера . Соблюдение национальных традиции и обычаев дает понять национальные особенности своего народа, обеспечивает связь, преемственность поколений. На них держится духовно-нравственная жизнь народа: например, сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский не уставал напоминать тем, кто занимается воспитанием детей: “Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого… и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники”.

Душа народов, высокие традиционные национальные ценности успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.

Важным фактором патриотического воспитания является природа . Природе отводится особая роль в воспитании патриотизма, поскольку она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильными, значимыми, так как может для них что-то сделать, помочь им, сохранить жизнь и т.п. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на его эмоциональное и эстетическое развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Ведь она побуждает ребенка подолгу и нераздельно заниматься наблюдением какого-либо явления, одного впечатления. В результате в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли.

Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне планомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества: экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла. Причем это согласовывается с демократическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе Родины – родные. Вспомним их народные названия: “Медведица” (Большая и Малая), “Млечный Путь”. По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы Родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник-журавлинный глаз

Все, что согласуется с природой, рассматривается как благо; что противоречит ее развитию, - как зло и извращение. “Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой …корректив.… Наше воспитание такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание. Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам, жизни, среди её цветов и сквозь вихри её бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать” (А.С.Макаренко)

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. Формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных устремлений обусловлено характером воспитательных влияний среды, семьи, педагогов, других значимых для ребенка людей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности). Ребенок их не выбирает, повлиять на них он не в состоянии.

Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми. Возможности самих детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно утверждать о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов.

Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослыми, а затем и в свободной самостоятельной деятельности.

Раскрывая детям красоту родной природы, приобщая к культурному наследию, формируя любовь к родному дому, пробуждая и развивая генетическую память, воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формирую нравственное действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине .

Подробности Создано 10.05.2013 15:35 Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства к любви к Отечеству.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Задачи патриотического воспитания - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любви к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения.

Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любови к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения. Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному географическому месту. Эта любовь состоит также из особых чувств к маме, папе, другим дорогим людям, к своему дому, городу, где живешь, природе и стране. Любовь к родным местам входит в круг общечеловеческих ценностей. Любовь к Родине имеет самые глубокие исторические особенности.

Воспитать у ребенка любовь к Родине должны родители и взрослые, которые наделены подобными полномочиями. Это – учителя, воспитатели, наставники и др. Но в воспитании у ребенка любви к Родине главную роль играют родители. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, например, сопричастность и уважение к своему краю.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!