Женский журнал Ladyblue

Задание найди букву среди других букв. Методика обучения чтению


Редкий ребенок знакомится с алфавитом только в школе. Современные родители стремятся показать малышу буквы и научить различать их как можно раньше. Как это можно сделать? Конечно, в развлекательной форме! Об играх для изучения алфавита для дошкольников рассказывает педагог-психолог Самира Филатова.


Знакомство с буквами

Все способы изучения алфавита я бы условно разделила на упражнения «за партой» (они обычно даются в учебных пособиях), подвижные игры и те, которые направлены не только на запоминание букв, но и на , креативности, творческих способностей. И каждому ребенку в разное время могут подойти все эти способы.

Первое, что нужно сделать для знакомства с буквами, — повесить на стену алфавит. Чаще всего можно встретить варианты с изображением предметов, названия которых начинаются на указанную букву. Еще лучше — алфавит со звуковыми эффектами. Желательно, чтобы произносились не буквы алфавита, а именно звуки, которые они обозначают, то есть не «Ка», а [к]. Считается, что благодаря такому подходу ребенку будет проще научиться читать.

Итак, знакомство с буквами произошло, теперь можно приступать к их запоминанию. Лучше всего для этого подойдет игра. Ведь игра — это ведущая деятельность . Обучение через игру эффективно и при правильном подходе не будет утомлять ребенка.


Упражнения «за партой»

Можно приобрести специальные пособия, распечатать их из интернета или даже нарисовать буквы самим. Какие можно придумать задания?

Найти нужную букву среди других букв . Расположите буквы хаотично на листе бумаги. Назовите любую из них, а задача ребенка — ее найти. Бывает, что дети сами называют букву, которую хотят найти. В таком случае не отказывайте им.

Найти нужную букву на рисунке . Задание отличается от предыдущего тем, что буквы как бы встроены в рисунок. Например, изображен домик, деревья, цветы, качели. Буква «П» может быть створками окон или качелями; буква «М» — травой; буква «К» прячется в ветках деревьев. Более сложный вариант этой игры — найти на рисунке предметы, начинающиеся на нужную букву.

Найти буквы одинакового цвета, размера, назвать их. На листе бумаги «разбросаны» буквы разных размеров и цветов. Ребенку необходимо и назвать их. Усложненный вариант — изменение ориентации буквы в пространстве. Тогда вариант задания может быть таким: «Найди все буквы, которые легли на левый бок».

Собрать букву как мозаику . Напишите букву так, чтобы она занимала весь лист, раскрасьте и разрежьте ее на квадраты, треугольники, любые формы. Можно поручить это и малышу, если он уже умеет пользоваться ножницами. В этом случае нужно сделать разметку пунктиром, чтобы ему было проще вырезать. Задача ребенка — сложить из этих фигур букву обратно.

Что еще можно делать с буквами на бумаге? Раскрашивать их, обводить по пунктиру — вариантов действий множество.

В эту группу бы я еще отнесла игру «Мемори» , в которой надо находить одинаковые буквы. Можно ее усложнить: называть не только совпавшие буквы, но и слова, которые с них начинаются. Лото с картинками также прекрасно подойдет для изучения алфавита.

Те, кто уже освоил буквы, могут пробовать . Для изучения слогов очень полезна будет «Касса букв и слогов» . Ее можно приобрести в магазине или распечатать самим из интернета. Как с ней играть?

Подготовьте картинки с изображением животных и предметов, подберите карточки с буквами и слогами и попросите ребенка соотнести их. В дальнейшем можно усложнить задачу: давать детям слоги в неправильном порядке (например «Ка» и «Мыш», которые он должен сопоставить с изображением мышки, для этого ему придется переставить слоги). Я бы отметила это задание как одно из самых полезных. Педагоги рекомендуют обучать детей не только через выбор правильного решения, но и через поиск несостыковок, нелогичностей, неправильных ответов. Это развивает способность к анализу, а в дальнейшем — .


Творческие игры, помогающие развивать мелкую моторику

Здесь малышу предстоит делать буквы самостоятельно : лепить их из пластилина или теста, украшать заготовки из картона монетками, пуговицами и бусинками, мастерить из подручных средств (конструктора, веточек, листиков, ватных палочек, конфет).

Предложите ребенку рисовать буквы на песке (можно использовать кинетический). полезна для развития мелкой моторики, а также для оптимизации психоэмоционального состояния. Разрешите малышу самостоятельно выбрать то, что он хочет рисовать. Покажите на собственном примере, что нужно делать: начните писать короткие слова или имена на песке, можно добавить красивый орнамент и сами буквы писать особым изящными почерком.

Детям нравится играть с магнитными буквами . Попробуйте оставлять друг другу короткие послания, выкладывая их на холодильнике или магнитной доске, или соревноваться: кто составит самое длинное слово или больше всех коротких.

Можно совмещать эти варианты: зарывать пластиковые буквы в кинетический песок, а затем, выкапывая, называть их. «Продвинутый» вариант — придумывать сказочные истории про эти буквы.

Используйте интерактивные книги , в которых ребенок и слышит соответствующий звук. Но прежде чем принести такую книгу домой, убедитесь, что звуки в ней произносятся корректно.


Подвижные игры

Распечатайте буквы на листах бумаги и расклейте их на мебели и стенах. Задача ребенка — отыскать букву , которую вы назовете.

Используйте кубики с буквами , которые наверняка уже есть в вашем доме. В эту игру интересно играть сразу с несколькими детьми: ведущий кидает кубик, а игроки называют и изображают животное или предмет на выпавшую букву.

Поделюсь собственным опытом, как я играла со своими дочками. Сначала девочки выкладывали в хаотичном порядке на полу большие мягкие пазлы с буквами . Затем я по очереди называла им буквы, на которые они должны встать. Выигрывает тот, кто не ошибается. Эта игра интересна еще и тем, что буквы могут быть расположены как угодно: на боку, вверх ногами. Дети при этом учатся узнавать очертания буквы независимо от ее ориентации в пространстве.

Какие бы игры вы ни выбрали, важно, чтобы они были интересны ребенку. Если он не хочет в них играть, отвлекается — нельзя настаивать. Ищите другие варианты игр или ждите более подходящего случая.

Знакомство со звуком [П]

Тема: знакомство со звуком [П].

Цель: познакомить детей со звуком [П].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [П];
  2. Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.



III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

V. Итог.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.


Редкий ребенок знакомится с алфавитом только в школе. Современные родители стремятся показать малышу буквы и научить различать их как можно раньше. Как это можно сделать? Конечно, в развлекательной форме! Об играх для изучения алфавита для дошкольников рассказывает педагог-психолог Самира Филатова.


Знакомство с буквами

Все способы изучения алфавита я бы условно разделила на упражнения «за партой» (они обычно даются в учебных пособиях), подвижные игры и те, которые направлены не только на запоминание букв, но и на , креативности, творческих способностей. И каждому ребенку в разное время могут подойти все эти способы.

Первое, что нужно сделать для знакомства с буквами, — повесить на стену алфавит. Чаще всего можно встретить варианты с изображением предметов, названия которых начинаются на указанную букву. Еще лучше — алфавит со звуковыми эффектами. Желательно, чтобы произносились не буквы алфавита, а именно звуки, которые они обозначают, то есть не «Ка», а [к]. Считается, что благодаря такому подходу ребенку будет проще научиться читать.

Итак, знакомство с буквами произошло, теперь можно приступать к их запоминанию. Лучше всего для этого подойдет игра. Ведь игра — это ведущая деятельность . Обучение через игру эффективно и при правильном подходе не будет утомлять ребенка.


Упражнения «за партой»

Можно приобрести специальные пособия, распечатать их из интернета или даже нарисовать буквы самим. Какие можно придумать задания?

Найти нужную букву среди других букв . Расположите буквы хаотично на листе бумаги. Назовите любую из них, а задача ребенка — ее найти. Бывает, что дети сами называют букву, которую хотят найти. В таком случае не отказывайте им.

Найти нужную букву на рисунке . Задание отличается от предыдущего тем, что буквы как бы встроены в рисунок. Например, изображен домик, деревья, цветы, качели. Буква «П» может быть створками окон или качелями; буква «М» — травой; буква «К» прячется в ветках деревьев. Более сложный вариант этой игры — найти на рисунке предметы, начинающиеся на нужную букву.

Найти буквы одинакового цвета, размера, назвать их. На листе бумаги «разбросаны» буквы разных размеров и цветов. Ребенку необходимо и назвать их. Усложненный вариант — изменение ориентации буквы в пространстве. Тогда вариант задания может быть таким: «Найди все буквы, которые легли на левый бок».

Собрать букву как мозаику . Напишите букву так, чтобы она занимала весь лист, раскрасьте и разрежьте ее на квадраты, треугольники, любые формы. Можно поручить это и малышу, если он уже умеет пользоваться ножницами. В этом случае нужно сделать разметку пунктиром, чтобы ему было проще вырезать. Задача ребенка — сложить из этих фигур букву обратно.

Что еще можно делать с буквами на бумаге? Раскрашивать их, обводить по пунктиру — вариантов действий множество.

В эту группу бы я еще отнесла игру «Мемори» , в которой надо находить одинаковые буквы. Можно ее усложнить: называть не только совпавшие буквы, но и слова, которые с них начинаются. Лото с картинками также прекрасно подойдет для изучения алфавита.

Те, кто уже освоил буквы, могут пробовать . Для изучения слогов очень полезна будет «Касса букв и слогов» . Ее можно приобрести в магазине или распечатать самим из интернета. Как с ней играть?

Подготовьте картинки с изображением животных и предметов, подберите карточки с буквами и слогами и попросите ребенка соотнести их. В дальнейшем можно усложнить задачу: давать детям слоги в неправильном порядке (например «Ка» и «Мыш», которые он должен сопоставить с изображением мышки, для этого ему придется переставить слоги). Я бы отметила это задание как одно из самых полезных. Педагоги рекомендуют обучать детей не только через выбор правильного решения, но и через поиск несостыковок, нелогичностей, неправильных ответов. Это развивает способность к анализу, а в дальнейшем — .


Творческие игры, помогающие развивать мелкую моторику

Здесь малышу предстоит делать буквы самостоятельно : лепить их из пластилина или теста, украшать заготовки из картона монетками, пуговицами и бусинками, мастерить из подручных средств (конструктора, веточек, листиков, ватных палочек, конфет).

Предложите ребенку рисовать буквы на песке (можно использовать кинетический). полезна для развития мелкой моторики, а также для оптимизации психоэмоционального состояния. Разрешите малышу самостоятельно выбрать то, что он хочет рисовать. Покажите на собственном примере, что нужно делать: начните писать короткие слова или имена на песке, можно добавить красивый орнамент и сами буквы писать особым изящными почерком.

Детям нравится играть с магнитными буквами . Попробуйте оставлять друг другу короткие послания, выкладывая их на холодильнике или магнитной доске, или соревноваться: кто составит самое длинное слово или больше всех коротких.

Можно совмещать эти варианты: зарывать пластиковые буквы в кинетический песок, а затем, выкапывая, называть их. «Продвинутый» вариант — придумывать сказочные истории про эти буквы.

Используйте интерактивные книги , в которых ребенок и слышит соответствующий звук. Но прежде чем принести такую книгу домой, убедитесь, что звуки в ней произносятся корректно.


Подвижные игры

Распечатайте буквы на листах бумаги и расклейте их на мебели и стенах. Задача ребенка — отыскать букву , которую вы назовете.

Используйте кубики с буквами , которые наверняка уже есть в вашем доме. В эту игру интересно играть сразу с несколькими детьми: ведущий кидает кубик, а игроки называют и изображают животное или предмет на выпавшую букву.

Поделюсь собственным опытом, как я играла со своими дочками. Сначала девочки выкладывали в хаотичном порядке на полу большие мягкие пазлы с буквами . Затем я по очереди называла им буквы, на которые они должны встать. Выигрывает тот, кто не ошибается. Эта игра интересна еще и тем, что буквы могут быть расположены как угодно: на боку, вверх ногами. Дети при этом учатся узнавать очертания буквы независимо от ее ориентации в пространстве.

Какие бы игры вы ни выбрали, важно, чтобы они были интересны ребенку. Если он не хочет в них играть, отвлекается — нельзя настаивать. Ищите другие варианты игр или ждите более подходящего случая.

Игры с буквами

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее (см. цветную вклейку).

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв (см. цветную вклейку).

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами (см. цветную вклейку).

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы (см. цветную вклейку).

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы (см. цветную вклейку).

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):

Лепка из пластилина;

Выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

Вырезание из цветной бумаги;

Выжигание на дощечках;

Вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

Отгадывание букв с за-крытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

Узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

Выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

Рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

Вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

Начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На фланелеграфе дети вы-кладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение

«Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)

«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

Из одного элемента (О, С);

Из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

Из трех элементов и т.д.

«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

Прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

Вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

Влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

- «закрыты» (В, О).

Упражнение

«Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение «Угадай,

какая буква?»

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

БУКВОУПРАЖНЕНИЯ

Цель занятий буквоупражнениями - познание ребенком букв и развитие двигательных способностей его организма.

Цель достигается во взаимосвязи с решением следующих задач:

1. Освоение разнообразных буквенных обозначений звукоречи.

2. Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины и живота.

3. Формирование хорошей осанки.

Разучивая 33 буквы буквоупражнений, малыши осваивают все буквы русского алфавита, ни разу не присев за парту и не взяв

в руки карандаш. Одновременно они укрепляют свои мышцы, развивают двигательные способности организма и учатся лучше

управлять своим телом.

Приведенные здесь буквоигры делают занятия еще более занимательными для детей.

Буквоигры

«Чужеземцы в России». Выбираются один-два Чужеземца. Дети начинают бегать на носочках. Чужеземец кричит: "Русские буквы явись - чужеземец обучись!" Каждый останавливается и замирает в позе, соответствующей задуманной им букве. Чужеземец переходит от одного ребенка к другому и отгадывает изображаемую им букву. До приближения Чужеземца ребенок находится в исходном положении или с опущенными руками. При приближении к нему Чужеземца ребенок выполняет буквоупражнение беззвучно и без задержки дыхания.

"Отгадай слово". Воспитатель разделяет детей на группы.

Они загадывают слово и изображают буквы характерными для них

позами без произношения звуков. Каждый ребенок старается прочесть про себя слово. Ответы дети говорят наставнику тихо на ушко.

ОЗОРНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Для игры необходимо изготовить буквы. Взрослый (ведущий), рассказывая стихотворение, манипулирует буквой и движется сам:

он и буква - одно целое. Дети повторяют движение или импровизируют. Все движения можно делать произвольно, придумать свои оригинальные решения.

БУКВА "А" БУКВА "Б

Вот какая буква А! А вторая буква Б,

Озорная буква А! Озорная буква Б!

Говорила: А-А-А! И бурчала: Б-Б-Б!

И шутила: А-А-А! И ворчала: Б-Б-Б!

И смеялась: А-А-А! И бодалась: Б-Б-Б!

Закалялась: А-А-А! Барабанила: Б-Б-Б!

И плясала: А-А-А! И буянила: Б-Б-Б!

И стояла: А-А-А! И болтала: Б-Б-Б!

И стояла: А-А-А! Вот какая буква Б,

Вот какая буква А, Не больная буква Б!

Озорная буква А!

БУКВА "В"

Вслед за ними буква В

Озорная буква В,

Выступала: В-В-В,

Воевала: В-В-В,

Выла волком: В-В-В,

Волновалась: В-В-В,

Верещала: В-В-В,

И визжала: В-В-В,

Вот какая буква В!

Озорная буква В.

БУКВА "Г

Говорила буква Г

Озорная буква Г.

Как гимнастка Г-Г-Г

Гнула шею: Г-Г-Г

Гарцевала: Г-Г-Г

Под горой и на горе

Громко пела: Г-Г-Г,

Грохотала: Г-Г-Г.

Вот какая буква Г,

Озорная буква Г.

БУКВА "Д"

Дремлет дома буква Д,

Озорная буква Д!

Достучимся? Д-Д-Д...

Докричимся? Д-Д-Д...

С добрым утром Д-Д-Д!

Дорогая буква Д!

Добрый день тебе! Д-Д,

До свиданья, Д-Д-Д

Вот какая буква Д,

Озорная буква Д.

БУКВА Ё

Ёжик тащит букву Ё,

Озорную букву Ё,

Ёлки шепчут: Ё-Ё-Ё,

Ветлы плачут: Ё-Ё-Ё,

Засмеялась буква Е -

Что за слезы - Ё-Ё-Ё,

Рассмешу я всех еще -

Я смешная буква Ё,

Озорная буква Ё.

БУКВА "Е

Едет в гости буква Е –

Озорная буква Е.

Едет тихо: Е-Е-Е,

Едет быстро: Е-Е-Е,

Едет в гору: Е-Е-Е,

Едет с горки:Е-Е-Е.

Едет скоком: Е-Е-Е,

Едет боком: Е-Е-Е,

Вот какая буква Е

Озорная буква Е.

БУКВА "Ж"

Жук жужжит про букву Ж,

Озорную букву Ж.

Обжигалась буква Ж.

Обижалась: Ж-Ж-Ж,

Уезжала Ж-Ж-Ж,

Приезжала Ж-Ж-Ж,

И жасмином Ж-Ж-Ж,

Наслаждалась Ж-Ж-Ж,

Вот какая буква Ж,

Озорная буква Ж.

БУКВА "3"

Зазвенела буква 3 –

Озорная буква 3,

И запела 3-3-3,

Заревела: 3-3-3

Звонко вдруг сказала: 3.

Завязала узел 3,

Закружилась 3-3-3

Заблудилась 3-3-3

Закричала 3-3-3

Замолчала...

Вот какая буква 3,

Озорная буква 3.

БУКВА "И"

Ищет имя буква И,

Озорная буква И.

Игорь - имя? И-И-И?

Ира - имя? И-И-И?

Инга - имя? И-И-И?

Инна - имя? И-И-И?

Имя больше не ищи –

Имя "И" у буквы И!

Вот какая буква И -

Озорная буква И.

БУКВА "К"

Королева буква К...

Без короны... К-К-К!

Колдовала - К-К-К

И кричала К! К! К!

Ключ искала К-К-К-

К королевству К-К-К,

Но короны К-К-К

Не нашла еще пока.

Вот какая буква К –

Озорная буква К!

БУКВА "Л"

Вот красотка буква Л -

Озорная буква Л!

Льет водичку Л-Л-Л -

Моет личико Л-Л,

Лобик гладит Л-Л-Л,

Лаком ногти красит Л,

В волосах у буквы Л

Лучший в мире новый гель.

Ох, красотка буква Л,

Озорная буква Л.

БУКВА "М"

Мимоходом буква М

Помахала ручкой всем.

Вот какая буква М –

Озорная буква М!

Подметала М-М-М,

Мыла с мылом М-М-М

И мычала М-М-М,

И молчала...

Вот какая буква М,

Озорная буква М.

БУКВА "Н"

Наша гостья буква Н –

Напевала Н-Н-Н,

Вот какая буква Н,

Озорная буква Н.

Говорила Н-Н-Н,

Насолила Н-Н-Н,

Насорила Н-Н-Н,

Насмешила Н-Н-Н,

Вот какая буква Н,

Озорная буква Н!

БУКВА "О"

Озорная буква О –

Очень круглая, О-О!

Объедалась - О-О-О!

Отдыхала 0-0-O

Одевалась 0-0-0,

Обувалась О-О-О,

Осмотрелась О-О-О

И куда-то делась О!

Вот какая буква О,

Озорная буква О.

БУКВА П

Подходила буква П,

Озорная буква П.

Запыхтела П-П-П,

Песни пела П-П-П

С паровозом П-П-П,

С поросенком П-П-П,

С попугаем П-П-П,

В зоопарке П-П-П...

Вот какая П-П-П,

Озорная буква П.

БУКВА Р

Зарычала буква Р,

Озорная буква Р:

Разбудили: Р-Р-Р,

Рановато: Р-Р-Р,

Разревелась: Р-Р-Р,

Разрычалась: Р-Р-Р,

Расходилась: Р-Р-Р,

И разбилась Р-Р-Р,

Вот какая буква Р,

Озорная буква Р.

БУКВА С

Спорит с нами буква С,

Озорная буква С.

Совершу я сто чудес -

Я такая буква С!

Сказка - это буква С,

Солнце - тоже буква С.

Слово скажет буква С –

Совершится сто чудес.

Вот какая буква С,

Озорная буква С.

БУКВА Т

А теперь и буква Т –

Тараторит Т-Т-Т,

Вот какая буква Т,

Озорная буква Т.

Тронет кошку Т-Т-Т,

Топнет ножкой Т-Т-Т.

Молоточком Т-Т-Т

Тихо стукнет Т-Т-Т,

Вот какая буква Т,

Озорная буква Т!

БУКВА "У "

Улыбнулась буква У,

Озорная буква У.

Угостила У-У-У!

Укусила У-У-У!

Укачала У-У-У!

Ускакала У-У-У!

Вот какая буква У,

Озорная буква У!

БУКВА Ф

Зафырчала буква Ф –

Озорная буква Ф.

Фантазерка буква Ф:

У фонтана Ф-Ф-Ф,

Словно филин Ф-Ф-Ф,

С фонарями Ф-Ф-Ф,

Вот какая буква Ф,

Озорная буква Ф.

БУКВА X

Хохотала буква X –

Озорная буква X.

Ха-ха-ха, да ха-ха-ха -

Вот какая буква X.

Ходит-бродит буква X,

Хороводит буква X,

Хлоп в ладоши Х-Х-Х –

Хороша я буква X!

Вот какая буква X,

Озорная буква Х

БУКВА "Ч"

Чертит мелом буква Ч

Свои черточки Ч-Ч.

Человечек Ч-Ч-Ч

И читает Ч-Ч-Ч,

И чихает Ч-Ч-Ч.

Что-то чистит Ч-Ч-Ч,

Чем-то мыслит Ч-Ч-Ч.

Вот какая буква Ч.

Озорная буква Ч.

БУКВА Ш

Шалунишка буква Ш –

Тоже очень хороша!

Шелестела - Ш-Ш-Ш

И шипела Ш-Ш-Ш,

Шила шилом Ш-Ш-Ш

И шутила Ш-Ш-Ш.

Вот какая буква Ш,

Озорная буква Ш.

БУКВА "Щ"

Изощрялась буква Щ:

Я изящна Щ-Щ-Щ,

Я хрустяща Щ-Щ-Щ,

Настояща - Щ-Щ-Щ,

Щиплет щечки - Щ-Щ-Щ

И щекочет - Щ-Щ-Щ,

Вот какая буква Щ.

Озорная буква Щ.

БУКВА "Твердый знак (Ъ)"

Это буква - твердый знак.

Каждый знает - это так.

Только трудно твердым быть,

Раз один не можешь жить.

Твердый знак всегда твердит Твердо:

Вместе нужно жить

И друг другу помогать..."

Твердый знак Мы будем знать.

БУКВА "МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)"

Это буква - мягкий знак –

Каждый знает - это так.

Только трудно мягким быть,

Раз один не можешь жить.

Мягкий знак всегда смягчает,

Мягко буквам помогает.

Мягкий знак мы будем знать

И при встрече узнавать.

БУКВА Ы

Ы - сказала буква Ы,

Озорная буква Ы.

Я не просто буква Ы –

Я несчастная, увы...

Я в начале не бываю:

слов своих не начинаю –

Все в конце, увы, увы,

Ставят чаще Ы-Ы-Ы.

Вот какая буква Ы –

Невезучая, увЫ!

БУКВА "Э"

Э - дразнилась буква Э –

Озорная буква Э.

Это эхо -Э-Э-Э,

вот потеха - Э-Э-Э.

На последнем этаже

Проживает буква Э.

Вот какая буква Э,

Озорная буква Э.

БУКВА Ю

Ю запела: Ю-Ю-Ю –

Озорная буква Ю.

Вьюгой вьюжила: Ю-Ю

И утюжила - Ю-Ю,

И юлила Ю-Ю-Ю,

Заводила - Ю-Ю-Ю!

Вот какая буква Ю

Озорная буква Ю

БУКВА "Я"

"Я" - сказала: "Это Я" –

Озорная буква Я!

Я Последняя - Я-Я,

В алфавите Я-Я-Я.

Я качалась - Я-Я-Я,

Я смеялась - Я-Я-Я.

Я боялась: Я-Я-Я.

Я осталась просто Я.

Игры с буквами

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, г затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.

Методика обучения чтению

  1. Ребёнок должен выучить все буквы алфавита. Сначала запоминаются основные гласные: А О У И, затем часто встречающиеся согласные: М, С, П, Н, К, Р, Т, Л,В, потом можно запоминать буквы в произвольном порядке. Изучению одной буквы можно посвятить недели 2, но в целом это индивидуально. Если Вы видите, что ребенок выделяет букву из ряда других, называет её, то можно переходить к изучению следующей буквы.
  2. К каждой изучаемой букве подберите ряд предметных картинок, в названии которых первым звуком будет изучаемый (б – банан, барабан, бант). Можно сопоставить картинки с реальными предметами, так ребенку будет легче запомнить и выделить изучаемую букву и звук.

    Для эффективного запоминания букв предлагаются следующие упражнения:
    - Вырезать из бархатной бумаги контуры всех букв и наклеить на картонные карточки. Ребёнок пальцем обводит контур буквы и называет её.
    - Выкладывать контуры букв из мягкого шнурочка
    - Рисовать буквы палочкой на песке
    - Находить буквы на рисунке в зашумленном пространстве и т.п.

    Как только ребёнок запомнил все буквы и безошибочно их называет, можно переходить к следующему этапу, постепенно переходя к тому, как обучить ребенка чтению .

  3. Называние простых слогов из 2-х букв в прямом и обратном порядке.
    Ребёнку предлагаются слоги, написанные на карточках или кубиках: ма пу со ли во и т.п. Потом слоги в обратном порядке: ам, ук, ол, ит и т.п.
    - Сначала взрослый даёт ребёнку карточку со слогом, называет её, а ребёнок повторяет за ним.
    - Затем взрослый называет слог, а ребенок слушает и из 3-4х карточек выбирает нужный и предъявляет взрослому. Каждый слог называется.
    - Взрослый показывает карточку со слогом, а ребёнок у себя находит такой же.
    - Взрослый достаёт из коробки карточки, а ребёнок называет (читает) слоги.
    Когда ребёнок без ошибок прочитывает разные слоги, то можно из них начинать составлять слова и приступать к обучению чтению детей с синдромом Дауна .
  4. Составление слов из слогов.

Взрослый показывает ребёнку карточку со словом, написанным печатными буквами по слогам: ма-ма. Это слово выкладывается перед ребёнком и прочитывается вместе с ним. Затем взрослый справа от слова выкладывает несколько разных слогов: ма лу та ма. Второй слог в слове закрывается рукой, а первый ребёнок должен прочитать и подложить нужный слог под слово, потом открывается и прочитывается второй слог и ребёнок подкладывает карточку со вторым слогом. Когда слово составлено, то оно прочитывается ещё раз. Таким образом ребёнок сначала составляет слово по образцу, а потом читает его. После того, как ребёнок несколько раз составит слово самостоятельно, он должен потом прочитать это слово, когда ему показывают карточку с ним. Постепенно слова увеличиваются до трёх слогов.

Можно без показа карточки со словом, а только на слух составить нужное слово. Перед ребёнком выкладываются несколько слогов: на пу лу ка, взрослый по слогам произносит слово, а ребёнок выкладывает слоги: лу-на. Затем он сам прочитывает слово.
- Как только ребёнок начинает свободно читать слова, можно начинать читать простые предложения из 2-3х слов.

Как раскладываем картинки по первым буквам названия

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!