Женский журнал Ladyblue

Коллективный труд детей. Общий, совместный, коллективный труд

Картотека трудовых поручений

составитель: воспитатель Марчук Н.А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

Повысится интерес дошкольников к труду;

Сформируются навыки совместной деятельности;

Сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

Расширятся представления детей об окружающем;

Создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

Сформируется чувство общественного долга;

Труд станет для детей потребностью.

Картотека трудовых поручений

для детей старшего дошкольного возраста

Задание №1

«Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

« Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

Задание №3

«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

Задание №4

«3еленый десант на комнатные растения»

(убираем больные листья, подкормка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №5

«Ухаживаем за растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.

Задание №6

«Рыхление почвы у комнатных растений».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Задание №7

«Подкормка растений».

Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.

Задание №8

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

Задание №9

«Пересадка комнатных растений».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Задание №10

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание №11

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Задание№12

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №13

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №14

«Дежурство по столовой».

Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №15

«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.


Задание №16

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.

Задание №17

Очистить от пластилина, доски для лепки.

Цель: формировать навыки коллективного труда

Задание №18

«Учимся заправлять свои постели».

Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Задание №19

«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание №20

«Смена грязных полотенец».

Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.

Задание №21

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с младшим воспитателем)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Задание №21

«Мытьё стульчиков».

Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание №22

«Мытьё строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Задание №24

«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Задание №25

«Наведение порядка в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

Задание №26

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.

Задание №27

«Мытьё кукол».

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание № 28

Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.

Задание № 29

«Стирка кукольного белья».

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №30

«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание №31

« Поддержание порядка в шкафу с пособиями ».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание №33

«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №34

« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.


Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание №37

«Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Задание №38

«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».

Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.

Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Задание №40

«Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.


Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомнив пословицы о труде и отношения людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей - совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

Осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо - подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.


?ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (АКАДЕМИЯ ВЭГУ)

Альметьевский институт

Кафедра Педагогики и Психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА
Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство

Выполнила: студент группы
СПО – 08 П и МДО
заочного отделения
Гараева Миляуша Фирдавесовна

Научный руководитель:
Мустафина Зульфия Гильфановна

Альметьевск – 2010.
Содержание
Введение………………………………………………………… ………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………1 9
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….2 6
Заключение…………………………………………………… ………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..…. 29
Приложение

Введение
Актуальность исследования. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду - это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т.д.
Противоречия: В практике часто общий труд принимается за коллективный. А задача воспитания коллективизма если решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитывающий потенциал так важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой – то, что А.С.Макаренко называл «мажором» в коллективе.
Актуальность темы и выявление противоречия определила следующую тему исследования: «Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство».
Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс коллективного труда детей.
Предмет исследования: Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме организации коллективного труда в детском саду.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития трудовых навыков и взаимоотношений в процессе коллективного труда.
4. Сформулировать выводы исследования.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что трудовое воспитание в процессе организации коллективного труда в детском саду является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода является средством воспитания у детей таких качеств, как самостоятельность, умение работать в коллективе, помощь товарищам, а также формировании у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда и будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- планомерная и систематическая работа по трудовому воспитанию дошкольников;
- использование различных форм и методов коллективного труда;
- целенаправленная работа по воспитанию коллективных взаимоотношений.
Методологическая база исследования: Данное исследование опиралось на научные исследования В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре, на теорию трудового воспитания, изложенную в трудах Н.Н.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и т.д.
Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что были определены теоретические основы использования коллективного труда в воспитании дошкольников. Новизна исследования проводимого в работе вызвана современным этапом социально-экономического развития общества, который выдвигает на первый план задачу создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности личности.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что практическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей групп. Так как наши исследования дали положительный результат, данную работу предлагаем как методическую новизну.
Этапы исследования:
1 этап – изучение материалов и литературных источников по проблеме исследования;
2 этап – опытно – экспериментальная работа, направленная на решение задач нравственного воспитания в процессе коллективного труда;
3 этап - сравнительный анализ полученных знаний.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 13 «Рябинка» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ. В исследовании принимало участие 30 дошкольников от 6 до 7 лет.
Структура курсовой работы: Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду
1.1 Коллективный труд детей
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду. Данная форма организации труда прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания.
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач. Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный. Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – коллективный. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Коллективная форма потому и называется коллективным, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Особенности организации общего труда дают возможность включить детей в одно общее дело, формировать у них представление о коллективном характере труда непосредственно в собственной практике. А общем труде создаются благоприятные условия для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умение подчинять свои желания требованиям группы.
В подготовительной к школе группе имеет место еще более сложная организация труда, объединяющая детей непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапа. При организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты труда. Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процессе деятельности. Следует особо подчеркнуть, что несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. В процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе общения между собой по поводу деятельности дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат труда.
Таким образом, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Различия же с общим и совместным трудом заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

1.2 Методика руководства коллективным трудом детей
В организации коллективного труда детей (общего или сов­местного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуж­дение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.
Воспитатель, руководя коллективным трудом детей., одновременно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
Каким же образом в коллективном труде создаются возможности для решения разных воспитательных задач и при помощи каких методических приемов они осуществляются? Под коллективным трудом детей следует понимать такую организацию, при которой всех участников объединяет общее задание, цель, распределение работы и т.д. Так могут быть организованы и общие поручения, и труд дежурных в старших группах (о чем говорилось выше), и труд детей всей группы.
Методы педагогического руководства разными видами коллективной трудовой деятельности дошкольников едины. Поэтому целесообразно рассмотреть их в общем плане, выделяя некоторое своеобразие руководства каждым видом труда детей разных возрастных групп.
Распределение работы между участниками. При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:
учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.
Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.
Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.
Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.
Выполнение задания. Работа, которую будут выполнять дети, должна представ­ляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.
В процессе коллективной групповой деятельности детей вос­питатель ставит своей основной задачей формирование представ­лений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в дру­гом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и ра­бота у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчер­кивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.
В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на по­доконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельнос­тью детей, он может заметить, что какое-либо звено задержива­ется или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молод­цы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажи­тесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда то­варищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить де­тей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много ока­залось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончив­ших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу». Обсуждение результатов трудовой деятельности. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.
Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что рас­ставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8-10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.
Таким образом, воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на за­труднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.

Выводы первой главы
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Дошкольный возраст – первый этап в формировании коллективизма, в воспитании у детей коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого ребенка определенных черт характера.
Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная коллективная работа объединяет дошкольников общей целью. Они становятся организованными, дружными, внимательными друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают им по собственной инициативе помощь.
Детей «надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. С этой точки зрения трудовые объединения детей надо всячески развивать, всячески помогать им» (Н.К.Крупская).
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по проведению коллективного труда с дошкольниками
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования
Для достижения поставленной цели, нами было организовано и проведено опытно – экспериментальное исследование. Данное исследование состояло из следующих этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент. На данном этапе была проведена организация исследования, избрана группа детей 6 – 7 лет, для того, чтобы определить умения детей трудиться в коллективе.
2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была проведена работа по повышению уровня взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда.
3 этап - контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена проверка эффективности коллективного труда в повышении нравственных качеств дошкольников.
Для исследования уровня сформированности взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда были использованы следующие методики:
методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда;
методика «Смастерим коврик вместе»;
беседа;
анкета для родителей.
Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.
Методика дает анализ действий ребенка в процессе коллективного труда.
Дошкольник выполняет различные трудовые поручения, например, наведение порядка в уголке природы (мытье растений: один ребенок моет поддоны, другой моет или протирает растения, третий рыхлит землю, четвертый переносит растения на подоконник, пятый протирает подоконник и т.д.). Дети учатся распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно осознают взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности. Они начинают понимать, что результат его труда включается в общее дело.
В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:

    Как дети распределяют обязанности между участниками коллективного труда;
    Как происходит организация «рабочего места»;
    Каков характер взаимоотношений в процессе деятельности;
    Каков результат деятельности, его качество;
    Оценка детьми результата совместного труда;
    Характер действий детей после окончания работы.
Наличие у детей положительных взаимоотношений свидетельствует:
? Самостоятельное и справедливое распределение обязанностей между участниками;
? Разрешение спорных ситуаций морально оправданными способами;
? Умение объективно оценивать результаты труда.

Методика «Смастерим коврик вместе»
Данная методика изучает влияние коллективной организации труда на его результат.
Детям предлагается сделать в подарок малышам большой ковер для кукол. Но для этого каждый ребенок должен сделать свой маленький коврик, чтобы потом соединить их в один большой ковер и подарить малышам. Нужно отметить, что в общий ковер войдут только хорошо сделанные коврики. Дети трудятся самостоятельно. Исследование проводится в двух сериях. Во второй серии ребенку предлагают выполнить те же задания индивидуально.
При обработке данных подсчитывается число ошибок, время выполнения, количество сделанных работ, а также анализируется отношение к продолжению работ, оценка своей работы и работы товарища.

2.2 Констатирующий эксперимент
Смысл эксперимента состоит в том, что за двумя группами детского сада (экспериментальной - с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.
Сравнительно длительное наблюдение за детьми показало, что детей можно разделить по уровню умений детей трудиться в коллективе.
Дети с высоким уровнем подготовленности к коллективным взаимоотношениям работают охотно и помогают друг другу, прилагают все усилия для достижения результата, доброжелательны и одновременно требовательны в отношениях друг к другу в процессе общего труда, сдерживают свои чувства и желания, когда этого требуют задания. Перед такими детьми важно лишь поставить задачу и обсудить план ее выполнения, организационные вопросы они решают самостоятельно.
Детям со средним уровнем подготовленности свойственен разнохарактерный тип поведения. Одни стараются выбрать дело поинтереснее, но допускают небрежность при выполнении задания, часто отвлекаются, переспрашивают. Другие отличаются уравновешенностью, но даже при постоянном побуждении воспитателя выполняют задание недоброкачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения.
Некоторых характеризует безразличное отношение ко всему, они никому не мешают, но и им ни до кого и ни до чего нет дела. Есть и такие дети, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций воспитателя, но при неудачах или ошибках снижают активность и не обращают внимания на качество выполнения задания.
Дети с низким уровнем физической подготовленности почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Многие ведут себя так, будто требования или необходимость мобилизоваться для успешного выполнения заданий их не касается. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действия, они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. При неудачах они испытывают состояние угнетенности, им свойственно неумение подавлять в себе отдельные желания. Лишь в несложной обстановке они проявляют активность, которая при возникновении трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).

Показатели сформированности уровня умений трудиться в коллективе
Таблица 1.


и т.д.................

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Экспериментальная группа

Как подготовитб своего малыша к условиям суровых будней? Педагоги уверяют, что - один из неотъемлемых пунктов для становления ребенка на взрослом пути. Это закаляет характер, дает возможность пробовать себя в разных производственных профессиях и помогает малышу наладить контакт со сверстниками. Как известно, труд объединяет и раскрывает самые сильные стороны характера.

Трудовое воспитание в детском саду

В детском саду всякое воспитание при помощи труда должно быть строго в пределах законодательства. Этот процесс не должен стать использованием бесплатной рабочей силы. Охрана труда в детских садах регламентируется правилами. Тем не менее, малышей нужно начинать приучать к тому, что обычно выполняет взрослый человек.

Для того чтобы начать знакомство с каким-нибудь видом работы, нужно посмотреть, насколько ребенок сможет справиться с ней. Детский труд в детском саду - это лишь игра.

Процесс ознакомления

Обучение может начинаться с самых простых заданий. Детский труд в детском саду не должен вызывать негативную реакцию.

От воспитателя и родителей зависит то, будет ли ребенок любить работу, сможет ли он стать хорошим помощником. Самое главное, чему его обучают, - ценить результаты деятельности других.

Главные в детском саду

Задавая детям что-нибудь выполнить, воспитатель должен действовать согласно установленным правилам и не превышать полномочия.

Самый популярный труд в детском саду осуществляется в форме игры. Так малыши развиваются. Это может быть:

  • на природе;
  • хозяйство;
  • работа руками, сюда же можно включить и художественный труд в детском саду.

Бывают и разные формы того, как можно выполнять поставленные задачи:

  • коллективно;
  • поручение;
  • назначенные на определенный день дежурства.

Поручение

Лучше всего поручения подходят для младших групп в детском саду. Они обычно несложные и заключаются в коротких просьбах преподавателей принести какой-то предмет, поправить что-то и так далее. Тем не менее, поручение может практиковаться и в более взрослом возрасте.

Индивидуальные задания дают ребенку ощущение важности. Обычно дети в самых младших группах не настолько самостоятельные. Работа в коллективе будет только сбивать их. Малышам нужны четкие указания и разъяснения, а также похвала старшего за детский труд в детском саду.

Поручения также нужно преподносить в игровой форме. И не важно то, что в итоге получается. Если процесс не заинтересует детей, они не будут трудиться.

Дежурства

Этот вид занятий можно начинать во второй младшей группе, и желательно со второго полугодия.

Они предусматривают определенную самостоятельность детей, а также работу в небольшом коллективе. Кроме того, задания выполняются систематически. Благодаря назначенным датам дежурства ребенок приучается к ответственности.

Такой подход помогает небольшими темпами обучаться тому, как важен коллективный детский труд в детском саду. Малыши пока еще отчитываются перед воспитателем.

Коллективный ручной труд в детском саду

В старших и дошкольных группах самой подходящей считается работа в коллективе. Благодаря такому труду ребенок может проявить себя. Будет видно и то, как легко он переключается с одного вида деятельности на другой, и как при этом его воспринимают сверстники.

Каждый воспитанник зависит от работы другого. Таким образом, они сами себя подталкивают к действиям.

В ходе коллективного труда дети учатся уважительно обращаться друг к другу, терпению, помощи, а также дисциплине. Дошкольники сами могут распределить обязанности и выполнять то, что будет по их силам.

Чем хорош труд?

При помощи труда дети могут развивать свои умения, моторику. Они становятся крепче физически. Движения постепенно становятся более умелыми. Координация налаживается.

К тому же каждое задание способно предоставить детям определенный навык. Во время ухода за живым уголком они усваивают то, как правильно обращаться с питомцами. В играх с пластмассовым игрушечным молотком узнают то, как следует им работать. Дети обучаются и тому, что позже обязательно пригодится им дома.

Ручной труд в детском саду можно организовать так, чтобы он стал познавательным. К примеру, собирая яблоки во дворе в маленькое ведерко, ребенок может считать их или же это за него будет делать воспитатель всякий раз, когда он положит в ведро новый фрукт.

Чтобы организовать работу правильно, нужно составить учебный план на год. Как правило, в детских садах он согласовывается с дирекцией, которая, в свою очередь, ориентируется на законодательство страны. Кроме общих правил, есть и вполне очерченный круг допустимых и недопустимых действий. Охрана труда в детских садах - это самый главный документ, который должен знать наизусть каждый педагог.

В план записываются не только возможные задания для воспитанников, но также и ожидаемые результаты. При выполнении поставленных задач ребенок не должен пострадать. Воспитатель обязан наблюдать за тем, как именно выполняется работа.

Во время упражнений на свежем воздухе детей нужно соответствующе одевать. Каждое задание должно быть выбрано по погоде. Все детали также должны быть просчитаны, чтобы было найдено оптимальное Труд может быть разным.

Воспитатель выбирает время, когда дети более активны. Перед дневным сном им дают час для отдыха.

Также следует замечать и то, насколько ребенок проявляет активность. Если он ждет напоминаний, не хочет ничего делать самостоятельно, следует переключиться на другой вид деятельности, а также заинтересовать его.

Дети любой возрастной группы лучше работают в том случае, если перед ними игровая задача. Они могут устраивать соревнования с небольшими призами, решать загадки при помощи подсказок, что будут даваться им за выполненное дело.

К каждому ребенку нужно найти свой отдельный подход. Одному будет достаточно поставить задачу и ожидать результатов, другому потребуется время и демонстрация того, что нужно делать. У одного ребенка уйдет полчаса на его работу, у другого целый день.

Обычная похвала вроде «так держать», «молодец» не будет иметь должного эффекта постоянно. Воспитатели должны разработать различные варианты поощрения за проделанный труд. Ведь и у взрослых может пропасть желание трудиться без дополнительной мотивации.

Перед началом трудового воспитания детей нужно провести длительную беседу с родителями. Выяснить их пожелания, объяснить то, как именно малыши будут получать навыки и что они при этом должны сделать. Следует узнать у родителей, нет ли каких либо возражений с их стороны, а также не возникнут ли с этим проблемы.

Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы.

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д .

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный.



Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе впоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!