Организация работы с дошкольниками по музейной педагогике. Технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология ДОУ
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». Ф. Дзери
Музей - хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку, именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.
Музейная педагогика – это область воспитательно-образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка»
И. Г. Песталоцци.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на
стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Задачи музейной педагогики :
- Формирование у дошкольников представления о музее;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
- Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Развитие речи и расширение словарного запаса;
- Воспитание культуры поведения
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире.
В беседах с детьми выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей.
С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
- Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);
- выбор помещения (количество посетителей и экспонатов);
- сбор экспонатов;
- оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности);
- разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
- разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники);
- открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики, как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей;
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе);
Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);
Активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй, экскурсии, интерактивные игры).
«Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Родители воспитанников - это первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
И в заключение, хочется сказать: «Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!»
Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, село, родной край. А чтобы ребенок полюбил свою страну, он должен знать свои корни. Мы, взрослые, в свою очередь, должны находить новые возможности для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей страны, республики. Чем раньше ребенок узнает о своих корнях, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших далекие времена, научится чтить память своих предков.
Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа. – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Прикасаться к старине помогают краеведческие музеи, созданные на базе ДОУ, а также в группах, которые обогащают знания детей о родном крае, Родине- стране, знакомят с русским народным бытом, традициями, народным календарем. Ведь в любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге). В нашей стране термин «музейная педагогика» начали употребляться только в 70-ые гг. 20 века.
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
При использовании музейной педагогики мы учитывали принципы Наглядность Доступность Динамичность Содержательность Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями Гуманизм
Знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музея Разработка тематического планирования мини- музеев и музейных экспозиций Анкетирование родителей Определение перспективы создания мини- музеев Разработка алгоритма по созданию мини-музея в группе Создание творческой группы педагогов
Выбор темы мини-музея Определение места размещения мини-музея Планирование экспозиций Выбор дизайна оформления мини-музея Подбор экспонатов Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Занятия-экскурсии Занятия с элементами игры и творческими заданиями Исследовательская деятельность Игры-развлечения Игры-путешествия Игры-графические упражнения Интеллектуально-творческие игры Игры по сюжету литературных произведений Продуктивная деятельность Возможность смены экспозиции
В детских садах популярна тема хлеба. Вместе с детьми можно выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина. Можно прочитать детям прочитать сказки «Мальчик-с- пальчик», «Мужик и медведь», «Колосок», «Жерновцы», энциклопедию «Почемучка», рассматривать иллюстрации, обсудить поговорки и пословицы о хлебе. Затем исследовать колоски злаков, выяснить, чем зерна отличаются друг от друга.
Значение музея в культурном развитии личности невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, -ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти. Бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.
«Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер – ложится прочно, становится второй натурой человека…. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». К.Д.Ушинский
Особенность требований к качеству образования современной российской образовательной системы, выражается не только в необходимости решать задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России, но и формировании политики развития региональных программ образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Башкатова И.А.- воспитатель
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.
Музей - хранилище истории
сенсорное воспитание я. Люби то, что близко мне».
Мастер – классы;
Выставки;
Экспресс – выставки;
Познавательные беседы;
Задачи музейной педагогики:
- Хлеб всему голова;
- Ой ты, Масленица;
- Красная горка;
- Моя малая родина
- Как рубашка в поле выросла:
Литература:
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика в детском саду
Башкатова И.А.- воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад
№33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область.
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.
Особенность требований к качеству образования современной российской образовательной системы, выражается не только в необходимости решать задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России, но и формировании политики развития региональных программ образования
Одной из таких программ и является Интегрированный проект (ИКБ), который был инициирован педагогическим сообществом и поддержан правительством Белгородской области в августе 2014 года. Главными задачами программы «Белгородовединие» являются:
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах региональной истории, литературы, особенностей природных ресурсов родного края, уникальности народной культуры и быта;
- формирование в поликультурном Белгородском регионе культуроориенитрованной личности, знакомой с традиционной культурой родного края и России как части и целого;
В соответствии с ФГОС ДО образовательная развивающая среда рассматривается как система условий социализации и развития детей, которая включает:
Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, тематические альбомы, портреты известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно – прикладного искусства, одежда и атрибуты народных праздников.
Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, сферы.
Музей - хранилище истории , где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.
Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание . Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».
Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы:
Опытно – исследовательская деятельность;
Разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;
Мастер – классы;
Выставки;
Экспресс – выставки;
Чтение художественной литературы;
Экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);
Познавательные беседы;
Различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);
Запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии;
Проекты различной направленности, КВН, викторины.
Задачи музейной педагогики:
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Развитие речи и расширения словарного запаса.
- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
- Воспитание культуры поведения.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям, нашего родного Белгородского края. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба». Поэтому в нашем детском саду в рамках реализации интегрированного проекта «Белгороловедение», педагогическим коллективом совместно с родителями и детьми, был создан мини музей «Русская изба». Где были собраны предметы старины: прялка, посуда, глиняная игрушка Белгородских мастеров, предметы быта: сундук, утюг, полотенца и одежда расшитая мастерами Белгородского края и множество других старинных предметов.
В горнице проводятся тематические занятия:
- Быт русских людей Белгородского края»
- Что летом родится, зимой пригодится;
- Хлеб всему голова;
- Пришла коляда отворяй ворота;
- Ой ты, Масленица;
- Красная горка;
- Моя малая родина
- Как рубашка в поле выросла:
Дидактические игры «В русской горнице», «Выложи узор по подолу сарафана»
«Подбери головной убор к сарафану», «Приготовь кашу» «Укрась избушку узором».
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в каждой группе детского сада созданы мини-музеи: «Музей книги», «Белгородский край», «Музей русского костюма», «Музей часов», «Старинная посуда», «Насекомые Белгородского края», «Картинная галерея». В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.
Включение в образовательный процесс парциальной программы для детей дошкольного возраста «Белгородоведение», проведение мероприятий для родителей и педагогов позволяет воспитать у детей любовь и интерес к родному краю. А создание соответствующих условий, подбор разнообразных средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на воспитание любви к родному краю, на развитие патриотических чувств у дошкольников.
Литература:
1. Парциальная программа для детей дошкольного возраста «Белгородоведение»
Авторский коллектив: Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, О.А.Брыткова, Я.Н.Колесникова, В.В.Лепетюха
2. Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.
3. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка-Пресс, 2008 г.
4.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
Куклина Ольга Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБДОУ №7
Населённый пункт:
Санкт-Петербург, Парголово
Наименование материала:
статья
Тема:
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Дата публикации:
03.12.2016
Раздел:
дошкольное образование
В другом альбоме, фотографии тех, кто создавал наш музей:
В нашем музее можно поиграть:
Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений, в которых
упоминаются нарисованные животные:
Наш мини-музей продолжает радовать детей
В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только
качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по
отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно-
образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого
воспитанника.
В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-
ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого
взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической
защищенности, доверия к миру, радости существования.
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень
быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку
дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта.
Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все
его познавательные процессы.
В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм
организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в
дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую
очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его
личности, что связано с особенностями детской психологии.
Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии,
музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает
условия для развития личности ребенка путём включения её в
многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную,
интеллектуальную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического,
нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее
работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-
речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его
успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует
актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования –
научить ребенка учиться и познавать.
Технология музейной педагогики в ДОУ
(консультация для воспитателей)
Составила: методист МБДОУ «Кыренский детский сад «Солнышко» Азаргаева И.Ж
План консультации
I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность
1.2. Результативность музейной педагогики.
1.3. Организация мини-музея в ДОУ
1.4. Особенности месторасположения мини-музеев
1.5. Оформление мини-музеев
1.6. Экскурсионная работа в мини-музее.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.
III. Заключительная часть.
Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.
Задачи:
1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.
2. Помочь в определении тематики мини-музеев.
Предварительная работа: разработка лекции.
Методы: лекция, обсуждение.
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы , как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
родительские собрания;
консультации
индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы , в котором предусматривались не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Принципы создания мини-музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
«Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
«Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
«Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
Картинная галерея;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание темы.
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов консультации.
Приложение 1
Схема описания экспонатов в каталоге .
Рисунок (фотография) экспоната
Название: Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.
Где собран: Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.
Кем собран: Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.
Краткая информация об экспонате: Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.
Как использовать в работе с детьми: При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература: Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.
Список литературы:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы //