Женский журнал Ladyblue

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Консультация для родителей

« Развитие мелкой моторики у детей ».

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера) .
  • Конструировать из бумаги («оригами») , шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам) , застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.


Консультация для родителей

Воспитатель

МБДОУ д/с № 42

Решитько Юлия

Владимировна

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Мы часто слышим выражение «мелкая моторика» . Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» , т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В нас есть много различных развивающих пособий, все вы их можно видеть в уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых)
  • Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать - откручивать и т.д.
  • Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; — Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.
  • Одевание и раздевание игрушек
  • Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

У нас много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня мне бы хотелось поговорить о пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

  • Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики - это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
  • Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка) . Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
  • "Прищепки" — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета
  • "Сенсорная клавиатура" — развиваем моторику рук, речь, учим цвета, формы
  • "Кто в яичке спрятался?" — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности
  • "Веселые мячики" — массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук
  • "Пересыпаем зерно" — развиваем мелкую моторику рук, глазомер
  • "Рисование на манке" — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять/

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах/

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка .

В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук , затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоитв прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом , есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно , чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока - белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка(утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

— Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе только пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики»

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).

— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

— Закручивать шурупы, гайки.

— Игры с конструктором.

— Складывание матрешек.

— Игра с вкладышами.

— Рисование в воздухе.

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Шить, вязать на спицах.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— Резать ножницами.

— Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

"Капуста", "Варим компот","Осенние листья". и т.д.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Родители, которые уделяют должное внимани е упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно . Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Развивающие игры с хендгамом для детишек от 3 до 6 лет

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. С 3 до 6 лет у детей активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда: не поддаются малышам такие звуки, как [p], , [л], [л"], [ш] и другие. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Общеизвестен тот факт, что она влияет на речь, в том числе и чистоту произношения.

Для развития мелкой моторики полезны не только массаж и пальчиковая гимнастика, но и развивающие игры. Недавно в продаже появилась новая игрушка - хендгам.

Внешне и по своим свойствам хендгам напоминает большую жевательную резинку или пластилин: он тянется, рвется, позволяет создавать самые невероятные формы, в то же время его можно бросать, как каучуковый мячик. Однако у хендгамов отсутствуют запах и вкус, они абсолютно безвредны и безопасны.

Но, по сравнению со жвачкой и пластилином, этот материал имеет ряд преимуществ:

· он более податливый и пластичный,

· не прилипает к поверхностям,

· не оставляет следы.

К тому же игры с хендгамом обладают цветотерапевтическим эффектом. Так, желтый стимулирует мозговую деятельность, помогает сконцентрироваться и поднимает настроение. Развивающие игры с хендгамом оранжевого цвета помогут снять напряжение и усталость, что особенно важно, если ребенок после садика посещает различные студии, секции, репетиторов. Красный цвет поможет стать увереннее в себе, фиолетовый настроит на творческий лад, синий успокоит, а зеленый снимет напряжение с глаз.

Даже если просто мять хендгам, будет польза.

Развивающие игры, которые помогут развить мелкую моторику и хватательную способность руки, подготовить руку ребенка к письму.

«Щелкунчик». Участники игры по очереди сжимают хендгам, чтобы он хлопнул как можно громче. Дело в том, что если его резко сжать, то раздастся хлопок (из игрушки выйдет скопившийся воздух).

Это упражнение тренирует мышцы всей кисти и совершенствует ее хватательную способность. Постепенно задание можно усложнить, и сжимать хендгам какой-то одной рукой или только пальцами.

«Угадай-ка». Один из участников игры лепит что-нибудь из хендгама, а затем остальные участники отгадывают, что это. Угадавший получает балл. Очередность и продолжительность игры оговариваются самими участниками.

Эта игра основывается на свойстве хендгама быстро терять свою форму в статичном состоянии, попросту говоря, растекаться; так что время на отгадывание фигуры ограничено, а это, в свою очередь, стимулирует мозговую деятельность.

«Перетяни-ка». Участники берутся за концы хендгама и тянут его. Побеждает игрок, перетянувший большую часть хендгама. Так как эта игрушка изготовлена из очень пластичного материала, тянуть можно очень и очень долго. Это упражнение очень хорошо тренирует хватательную способность руки и развивает мелкую моторику.

Приключения пальчиков на кухне

Список дел у молодой мамы ничуть не меньше, чем у главного менеджера крупной компании, а между тем карапуз постоянно требует внимания. Но кто сказал, что развитие мелкой моторики требует много свободного времени? А пока мама управляется со своими делами на кухне, кроха и его пальчики отправятся навстречу приключениям.

«Песчаные рисунки». Насыпьте на поднос немного муки - пусть малыш создает шедевры своими ловкими пальчиками. Для этой игры лучше использовать однотонный поднос, а на художника надеть фартук.

«Кондитерский цех». Известно, что лепка очень полезна для развития мелкой моторики. Однако многим детям трудно лепить из пластилина, тут на помощь придет соленое тесто. И в отличие от пластилина у него масса преимуществ. Во-первых, соленое тесто абсолютно безвредно, и кроха может утолить свое любопытство, попробовав его на вкус. Во-вторых, его легко убрать с пола, рабочей поверхности и одежды. В-третьих, тесто более податливо. Кстати, его тоже можно сделать цветным - достаточно только добавить немного пищевого красителя. Приготовить соленое тесто довольно просто: на 2 части муки возьмите 1 часть мелкой соли и немного воды, по консистенции оно должно быть пластичным и однородным. Чтобы тесто не подсохло, накройте его целлофаном. Изделия можно просто высушить и раскрасить, а можно запечь в духовке.

«Угадай-ка». Возьмите несколько знакомых крохе фруктов и овощей и положите в таз. Малышу завяжите глаза и предложите доставать их из таза и угадывать на ощупь. Такая игра прекрасно развивает не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. В игру можно включить и предметы, например, чайную и столовую ложки, прихватку. Главное, чтобы ребенок мог назвать предмет.

Малышу постарше можно доверить помогать маме в приготовлении блюд, например, нарвать на мелкие кусочки зелень, почистить вареные яйца, положить несколько щепоток соли, вытереть блюдца. Такие действия помогают ребенку научиться манипулировать предметами, тренируют координацию движений.

Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук»

Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.

Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-Белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, конструируют. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами или шнурками сегодня дети все меньше общаются, липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

1. Замки из песка и камней

Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребенка, чтобы он проделал все заново.

2. Упражнение «Перелей водичку»

Переливание жидкости из одной ёмкости в другую, стараясь не пролить.

3. Рисуем.

Держание карандашей и кисточек – отличный способ развития моторики. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру, рисуйте не только кисточками, но и пальцами (сейчас для этого существуют специальные краски). Очень хорошо развивает моторику рук раскрашивание изображений карандашами.

4. Игра «Угадай-ка»

Опознание предметов на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

5. Лепка из пластилина

Дети просто обожают лепить из пластилина, позвольте им это.

6. Мозаика, пазлы, конструктор

Дети с удовольствием занимаются собиранием мозаики, пазлов, конструированием, только подбирать их нужно по возрасту ребёнка.

7. Упражнение «Порви бумажки»

Пусть дети рвут бумагу на как можно мелкие части. Это занятие для них не только увлекательное (дети любят что-нибудь рвать), но и полезное.

8. Игры с предметами домашнего обихода

Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.

Можно попросить ребёнка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

Поверхность пельменницы, как известно, напоминает соты. Попросите малыша в каждое отверстие положить горох, бусинку или ещё какой-нибудь мелкий предмет, затем вытащить эти предметы обратно.

9. Вырезание из бумаги

Вырезайте с детьми из бумаги разные фигурки. Начните с простых: круг, квадрат или треугольник, затем переходите к более сложным.

10. Формируйте у детей навыки самообслуживания

Приучайте детей одеваться и обуваться самостоятельно. Расстегивание и застёгивание пуговиц, надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо – все эти действия не только приучают ребёнка к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребёнка к школе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!