Женский журнал Ladyblue

Презентация на тему откуда хлеб пришел. Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел"

Конспект занятия для старших дошкольников. Откуда хлеб пришел.


Николаева Ольга Ивановна
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Данный конспект занятия для детей 6 - 7 лет "Откуда хлеб пришел" позволяет познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, воспитывает бережное отношение к хлебу. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Задачи: Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, объяснить, что хлеб- итог большого труда многих людей, воспитывать к хлебу бережное отношение.
Материал: картинки пшеницы и ржи, серп, цеп, каравай, рушник.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб


Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели.


Дети показывают, как зерно разбрасывать.
Воспитатель: Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?
Дети: Погода должна быть безветренной.
Воспитатель: Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо?
Дети: Дождей и солнца в меру.
Воспитатель: Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
- Народ на Руси не только заклички пел про хлеб, но и много пословиц сложил о хлебе.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.


Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.


Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука. Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб.
Мы с вами узнали, как в поле народ работал. А отдыхал народ где?
Дети: Дома отдыхал
Воспитатель: Как дома назывались на Руси?
Дети: Избы
Воспитатель: Правильно. А избы все одинаковыми были?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а русский народ трудолюбивый?
Дети: ответы
Физкультминутка "Колос растет".
Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю
(дети приседают на корточки)
Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.
Дети медленно встают, поднимая руки вверх
Колоски к солнцу тянутся,
Дети напрягают руки
Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,
Дети расслабляются, опускают руки, голову
Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,
В поле выросли чудесные колоски!
Дети улыбаются друг другу
Воспитатель: Мы с вами размялись, отдохнули. Сейчас продолжим разговор о хлебе. Чтобы в каждом доме был хлеб, нужно много труда приложить людям. Как к хлебу нужно отнситься?
Дети: ответы
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Хорошие слова, правда?
- На Руси хлеб называли "каравай".


В дверь стучат и входит повар.
Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы говорите о хлебе, и пришла к вам с сюрпризом, но прежде такие слова послушайте:
Ветер спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят! (Л.Дегутите)
Повар: Скажите, что за золотые руки?
Дети: ответы
Повар: Умеет, вижу я, к хлебу бережно относиться, а в подарок принесла я вам каравай.
Дети угощаются караваем.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 3, Москва Творческий центр Сфера, 2007. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации к частям 1и 2 для воспитателей, Москва «Баласс», 1999. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Москва Мозаика-Синтез, 2008. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, Москва, 2003. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей ЧУДО-ВСЮДУ МИР ЖИВОТНЫХ И РСАТЕНИЙ, Ярославль «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», «АКАДЕМИЯ И К?», 1998. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей ЧУДО-ВСЮДУ МИР ЛЮДЕЙ, Ярославль «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», «АКАДЕМИЯ И К?», 2000. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие, Москва Академия, 2003. Энциклопедия Знатока Первобытный Человек, Москва «Махаон», 2007.

Исследовательская работа

детей старшего дошкольного возраста филиала «Колосок» МБОУ «Жердевская СОШ №2»

под руководством старшего воспитателя

Емашовой Нины Петровны, воспитателя- Лапшевой Татьяны Алексеевны


  • Тип проекта: познавательно-исследовательский
  • По содержанию: научно-практический
  • По количеству участников: групповой
  • Продолжительность: 1 месяц

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка.

С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу.

Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.



  • проведение исследования всего «пути» хлеба от зернышка до золотистой булки.

Объект исследования : хлеб.

Предмет исследования : как колосок на стол хлебом пришёл.


  • Хлеб делают из муки.
  • Муку делают из зерен.
  • Хлеб покупают в магазине.
  • Хлеб бывает белый, черный.
  • Мама дома печет хлеб в хлебопечке.

Выяснить как люди выращивают хлеб?

Как раньше выращивали хлеб?

Какие машины помогают людям выращивать и

изготавливать хлеб?

Узнать профессии людей, которые выращивают и

изготавливают хлеб?

Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок Провести эксперимент «Вырасти колосок».

Где и из каких зерновых культур получают муку.

Провести эксперимент «Испеки хлеб».

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Почему говорят: Хлеб всему голова.

Смогли бы вы прожить без хлеба?

Пословицы, стихи, песни о хлебе?


1. Спросить у воспитателя.

2. С родителями найти в литературе и в сайтах Интернета информацию и иллюстрации по данной теме.

3. Опросить своих родителей, дедушку и бабушку.

4. Сходить на экскурсию в музей, библиотеку.

5. Провести эксперименты: вырастить рожь, пшеницу, ячмень, испечь хлеб.

6. Чтение художественной литературы, заучивание загадок, пословиц, поговорок;

7. С воспитателем создать презентацию.

8. Выступить на школьной конференции.


Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.

Если дети будут знать, почему взрослые так ценят хлеб и сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.


  • Вместе с воспитателем рассмотрели колоски и увидели, что хлебные колоски бывают разные. У ржи колосья длинные, а у пшеницы короче. Ржаные колоски тёмно – коричневого цвета, а пшеничные светлее – светло- коричневые. У ячменя – цвет светло – жёлтый. Зёрнышки в колосках разные – рожь крупнее, чем пшеница. Все зёрна твёрдые, золотистые, янтарные.
  • Дома с мамой и папой мы говорили о колосках, которые рассматривали в детском саду. От родителей мы узнали что рожь, пшеница, ячмень – это хлебные злаки, которые выращиваются в нашей местности. И нам стало интересно, как же выращивают хлеб.

С воспитателем мы рассмотрели картины и узнали,

что сначала надо приготовить землю к севу: вспахать

её, затем посеять зерно и ухаживать за посевом, а

потом как созреют колосья обмолотить комбайном.

На картине мы увидели, как машины возят зерно с поля на ток. Там его провеивают и везут на элеватор, где он хранится.


В библиотеке узнали об истории возникновения хлеба.

Познакомились со стихами, пословицами о хлебе, о труде.

Библиотекарь нам прочитала хорошее стихотворение

«Руки человека», о том, как человек трудится, выращивая хлеб.

Мы узнали много новых стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

Стихотворение о хлебе:

Вот он, хлебушко – душистый,

Вот он - теплый , золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам - хлебом.

Надо беречь хлеб – щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.


На экскурсии в музее нам показали орудия труда,

которыми убирали зерно в старину. Рассказали как косили серпом хлебное поле. Мы узнали, как люди убирая хлеб, очень сильно трудились.



Посадка семян злаков, их проращивание, наблюдение за ростом, уход, зарисовки, измерение физических параметров растений, выявление общих признаков и различий злаковых культур.





водитель

тракторист

булочник

комбайнёр



- беседы

«Откуда хлеб пришел?», «Печем хлеб сами»,

«Хлеб – наше богатство», «Кто выращивает хлеб»,

«Как растут злаки? ».


В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ


Так у нас углубились знания о хлебных зёрнышках, что подтвердилось в процессе работы в проекте.

И мы поняли, почему люди с давних времен свято

почитают и ценят хлеб.

Таким образом, мы сумели достичь цели своего

исследования и смогли узнать о трудном пути колоска к столу.

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Данная работа помогла понять всю ценность хлеба.

Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

Значит, гипотеза верна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!