Женский журнал Ladyblue

Проект работы детского клуба на базе библиотеки ДОУ для детей подготовительной группы детского сада. Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

Библиотека - медиатека в детском саду
Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Наш детский сад из города Стерлитамака создал свою небольшую библиотечку-медиотеку,разработали положение,содержание работы на год.
Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развивает информационную культуру личности, участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе.
Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка.Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы, энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ №29 г.Стерлитамака способствовала появление методической, развивающей литературы и пособий на электронных носителях, подключение к сети Интернет,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ, а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр, который накапливает,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей,а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации.
Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями,социализации воспитанников, развитии их творческого потенциала.Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя: поиск,отбор, критическая оценка информации, внедрение новых информационных технологий.
Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение1) и определение ее миссию.

Миссия библиотеки - медиатеки заключается:
В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников;
Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;
Формирование информационной культуры личности педагога;
Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми);
Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге;
Пропаганде ценности детства.

Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года - отчет о проделанной работе.
На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году».

Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге,ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось. Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.
В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация.
Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы.
Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д.
Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.

Проект

по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель проекта:

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой
Задачи:

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки

Формы осуществления преемственности:

    экскурсии в библиотеку;

    знакомство и взаимодействие с библиотекой;

    посещение мини-музея библиотеки;

    выставки рисунков и поделок;

    участие в театрализованной деятельности

    совместные праздники;

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

    анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

    установление контактов с организацией

    определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

    Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

Мероприятия

ответственный

сентябрь

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)

Библиотекарь,

воспитатели

Праздник осени. «Осенний листопад».

Рисуем осень под музыку.

Библиотекарь,

воспитатели

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского)

Библиотекарь,

воспитатели

«День рождения Деда Мороза»

Библиотекарь,

воспитатели

«Как- то в тихий вечерок девушки гадали…»

Библиотекарь,

воспитатели

К дню Защитника Отечества:

Библиотекарь,

воспитатели

«Нет на свете никого мамочки милее»

Библиотекарь,

воспитатели

«Книжкина больничка» -ремонт книг.

Библиотекарь,

воспитатели

«Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.)

«Вспомним правила дорожного движения» (викторина)

Библиотекарь,

воспитатели

«Сказка- ложь, да в ней намёк…»

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

    проведение анализа проделанной работы;

    определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть Зицер Наталья

Библиотека в детском саду

Библиотека в детском саду

В наши дни ребенок осваивает пульт от телевизора раньше, чем начинает ходить. Малыш уверенно орудует мышкой от компьютера задолго до того, как научится читать.

Несмотря на то что в наше время в жизни человека огромную роль играют компьютеры, телевизоры и другие электронные средства передачи информации, книга все же не перестает быть важной частью нашего мира. Развитие и образование не может происходить без знакомства с литературным материалом. Поэтому в детском саду обязательно должна быть библиотека, хотя бы маленькая. Речь не идет об отдельном помещении со стеллажами и картотекой, достаточно одного стеллажа, в котором живут книжки. Также как игрушки и игры, книги должны находиться в доступном месте, так, чтобы каждый мог подойти, взять книжку с полки, открыть ее и прочитать или посмотреть картинки.

В книжных магазинах огромный выбор детской литературы, просто глаза разбегаются. Что же выбрать для детского сада? Лучше начать с детской классики: Чуковский, Маршак, Носов, Успенский… Стоит выбирать яркие, современные издания. Важно обратить внимание на качество печати и бумагу. Книги в твердой обложке, отпечатанные на плотной бумаге, проживут дольше. Слишком толстые сборники типа «Лучшие сказки» или «Самые любимые сказки» трудно держать в руках из-за их солидного веса.

Не стоит сразу покупать полный набор детской литературы – лучше это делать постепенно в течение года, тогда появление в библиотеке новой книги станет приятным событием в жизни детского сада. Можно попросить каждого из родителей принести в садик по несколько детских книг, наверняка они сделают это с удовольствием.

Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш,

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Наталья Федоровна Губанова Игровая деятельность в детском

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Глава 13. Как устроен день в детском саду На примере того, как устроен день, легче всего понять, что происходит в детском саду: во сколько начинается завтрак, в какое время проходят занятия, сколько времени отводится на прогулку и дневной сон.Один из первых вопросов,

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Детские дни рождения в детском саду Для многих людей день рождения – самый любимый праздник. Стоит заранее подумать о том, как будут проходить дни рождения в вашем детском саду. Можно назначить определенный день недели, в который отмечаются дни рождения, и сообщить об

Из книги Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Степаненкова Эмма Яковлевна

Праздники в детском саду В течение учебного года есть несколько прекрасных поводов для того, чтобы устроить праздник в детском саду, например Новый год или Восьмое марта. На праздник можно пригласить родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Как правило,

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина Петровна

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка Определение и специфика подвижной игры Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

Первые дни в детском саду Если вы правильно и своевременно начали готовить свое дитятко к детскому саду, то огромных проблем быть не должно.1. Примерно за недельку до того момента, как вы поведете карапуза «на его работу», можете начинать разговоры о райском уголке, где

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как вести себя в детском саду Я сейчас вам расскажу, Как вести себя в саду, Как с ребятами дружить, Как без грусти день

Из книги автора

В детском саду не плачь о маме Мама серого Котёнка В детский садик привела. Но пушистого ребёнка Успокоить не могла. Стал мяукать он, цепляться Лапкой за её подол, Не хотел в саду остаться, В группу он никак не шёл. Нет, не стоит так, ребята, Громко плакать

Из книги автора

Не привередничай и ешь всё, что дают в детском саду За столом Кроты сидят, Нос воротят, не едят: – Эту кашу не хотим! Чёрный хлеб мы не едим! Дайте лучше чаю нам, Бедным маленьким Кротам! Я напомню об одном: Не кривляйтесь за столом, Не капризничайте

Из книги автора

Ребенок не ест в детском саду Хотя с местами в детских садах до сих пор есть проблемы, все же большинство детей проводят несколько лет перед школой в одном из этих заведений. И вот ваш домашний мальчик или девочка собираются в сад. Один из главных вопросов, тревожащих любую

Из книги автора

Как в детском саду следует относиться к непослушанию Прежде всего не считать такое поведение патологией. Конечно, непослушные дети мешают работе группы. Но проблема эта рабочая, то есть технически-педагогическая. При 25 детях в группе воспитателю необходимо заботиться о

Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

ГБУК г.Москвы «ЦБС №3 ЮАО» (Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система № 3 Южного административного округа Детская библиотека № 125) активно сотрудничает с детским садом № 1234, вошедшим в состав образовательного комплекса № 1257. Цель сотрудничества — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже шесть лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят. В нынешнем, 2013-2014 учебном году, в программе предусмотрены занятия четыре раза в неделю для двух старших и двух подготовительных групп.

Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий

Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.

На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

  • Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
  • Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
  • Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
  • Участвуют в физкультминутке.
  • Изготавливают поделки в творческой мастерской.
  • Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
  • Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
  • Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.

Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди

Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»

Пример тематического занятия, посвященного животным.

В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.

Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.

На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.

Проведение совместных праздников

Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).

Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.

На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.

Формы работы с книгой

Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.

Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.

В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.

Послесловие

От себя хочется добавить, что знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать и самостоятельно. Приходите сюда с детьми просто так, чтобы ребенок имел возможность выбрать ту книжку, которая ЕМУ понравится, с теми иллюстрациями, которые ЕМУ приятны.

В библиотеке работают бесплатные кружки, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ребята ставят сценки, читают произведения, мастерят поделки. Клуб «Павловские четверги» знакомит детей и взрослых с нашей любимой столицей через лекции, квесты, кинопоказы старых фильмов.

На праздниках, организованных сотрудниками библиотекой, всегда рады каждому ребенку. При этом дети принимают активное участие в праздничных мероприятиях: рассказывают стихи, поют песни, получают подарки — книги.

Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любить книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем: в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку.

Благодарим за предоставленный материал заведующую библиотеки Екатерину Дмитриевну Герасименко.

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.

Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

Начать создание библиотеки я решила с опроса родителей и детей старшей и подготовительной групп. В опросе пожелали участвовать 24 родителя.

На вопрос "часто ли Вы читаете ребенку книги" положительно ответили 18 (75%) участников опроса.

На вопрос – "Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?":
13 (54%) – сказки,
3 (12,5%) – стихи,
4 (17%) – познавательную литературу;
4 (17%) – всё.

На вопрос "Считаете ли Вы книгу хорошим подарком?" положительно ответили 12 (50%) родителей.

На вопрос "Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?" 16 (67%) респондентов ответили положительно.

На вопрос "Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?" 17 родителей (71%) ответили положительно.

Во время общения с воспитанниками подготовительной группы я старалась обратить внимание на то, что дети мало интересуются книгами, не умеют пользоваться журналами.

Из 16 опрошенных ребят:

10 (62,5%) не могли точно назвать произведения, которые читают дома и в детском саду,

8 детей (50%) не смогли назвать любимого литературного героя,

9 воспитанников (56%) предпочитают слушать и читать сказки, 5 (31%) – познавательную литературу, энциклопедии и только 2 человека (12,5%) любят читать стихи.

На вопрос "Кто читает лучше?" 10 воспитанников (62%) сказали, что мама, 4 человека (25%) любят слушать воспитателя и 2 воспитанника (12,5%) – любят читать сами.

Анализируя анкеты родителей и детей, я пришла к выводу, что необходимо научить детей и их родителей любить книгу и развить у них интерес к ней. В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщение к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Для этого в январе 2010 г. была создана библиотека "Читайка" – нечто среднее между общественной и домашней библиотекой, которая будет принадлежать всем сотрудникам, родителям и детям. Пока помещение было выделено небольшое, все книги расположены на 3-х полках (сказки, стихи и познавательная литература), но в будущем планируется создание библиотеки более расширенной, вместительной.

Целью создания библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

Необходимо показывать детям не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата, с книжками "Театр сказок", книгами с плотными картонными страницами.

Мною были созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп с фотографией каждого ребенка.

В этом году я решила создать формуляры на каждого ребенка и дети сами нарисовали сюжет из сказки или сказочных героев.

Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".

Необходимо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Ежемесячно организуется "Книжкина больница",где дети с удовольствием занимаются ремонтом книг, дарят книгам новую жизнь.

Каждую неделю я провожу с детьми различные библиотечные мероприятия, раз в месяц бывает большой интересный праздник. В своей работе применяю различные методы:

Выразительное чтение вслух – способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будут слушать внимательно, какими бы интересными не были произведения.

  • Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
  • Иллюстрирование художественных произведений детской литературы – предлагаю нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет.
  • Лепка – изготовить понравившихся героев из пластилина.
  • Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовую обстановку, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Литературные персонажи в нашей библиотеке "оживают" не только в драматизациях или кукольных спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, рисуют запомнившиеся сюжеты. Ребятам очень нравится просто рассматривать картинки, общаться друг с другом.

Основным принципом Образовательной программы детского сада "Пингвин" является комплексно-тематический, где за основу взят примерный календарь праздников. Работу библиотеки я планирую в соответствии с годовым планом МДОУ "Пингвин" (Приложение 1).

Дважды в год детский сад проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги" – в октябре, приуроченная к Международному дню библиотек и в мае – к Общероссийскому дню библиотек. Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки. Периодически я принимаю активное участие в родительских собраниях МДОУ. Одно из выступлений – презентаций можно увидеть в Приложении 2 .

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование книг;
  • изготовление закладок для книг;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

Сказка – любимый литературный жанр детей нашего детского сада. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло.

На творческих занятиях "Сочиняйка" мы с ребятами сочиняем новые сюжеты, обсуждаем, каждый высказывает свое мнение и сочиняем все вместе новые сказки (Приложение 3).

Эти занятия очень нравятся детям, и они занимаются с удовольствием. По окончании творческой работы дети зарисовывают сказку.

На библиотечных занятиях по изучению родного края мы работали над созданием "Азбуки Ямала" для детей, по которой дошкольники могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с животными, птицами, обитающими в нашей местности и народами, населяющими наш край. Около трех месяцев дети с удовольствием подбирали материал для создания азбуки и по окончании работы они рисовали на тему "Наш дом – Ямал!" (Приложение 4).

Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в играх- драматизациях, библиотечных праздниках.

Разработанная система работы и сотрудничества дошкольного учреждения и родителей повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

Хочется отметить, что уровень речевого развития детей за два года существования библиотеки повысился у детей старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики таковы:

Мониторинг качества знаний по речевому развитию подготовительной группы на начало и конец 2010-2011 г учебного года.

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №1 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №1 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 9-45% 10-50% 11-55%
Средний уровень 10-50% 10-50% 9-45%
Низкий уровень 1-5% - -

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №2 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №2 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 6-26% 7-30% 9-39%
Средний уровень 16-70% 16-70% 14-61%
Низкий уровень 1-4% - -

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа в библиотеке МДОУ поможет нашим детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!