Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью для детей старшей группы. Проект (средняя группа) на тему: Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга»
Проект в старшей группе «Откуда берётся радуга?»
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители, педагог.
Проблема:
Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами задавать вопросы и
получать на них фантастические ответы, оказываясь
на более высоком и нравственном уровне в
сравнении с тем, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязив
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Цель проекта:
Формировать у детей познавательный интерес к природе средствами эксперимента, активизировать деятельность родителей в этом направлении.
Задачи проекта:
Выявить механизм образования радуги. Выяснить какие бывают радуги.
Формировать у детей основы естественно - научных и экологических понятий.
Развивать поисково - познавательную деятельность детей.
Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.
Ожидаемый результат:
Сформирована система знаний о неживой природе.
Сформированы умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ответственно относятся к окружающей среде.
Дети проявляют инициативу, самостоятельность, эмоционально – положительное отношение к поисково - познавательной деятельности.
Содержание проекта:
Провести с детьми эксперименты со светом и цветом, обсудить наблюдаемые явления. Результаты экспериментов сфотографировать или оформить в виде детских рисунков, рассказов.
Использовать литературные произведения на тему «Как рождается радуга». «Радуга» И.С. Соколов - Микитов. «Радуга» М.Лермонтов.
Организовать игры со светом и цветом.
Привлечь родителей к проведению экспериментов и опытов.
Виды деятельности применяемые для реализации проекта.
Детское экспериментирование:
Образование радуги: стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.
Эксперимент в групповой комнате с зеркалом. Неглубокую ёмкость на половину заполнить водой. Погрузить зеркало в воду так, чтобы на него падал луч солнца и отражался на экран (стену). Регулировать угол наклона зеркала и поворот до тех пор, пока на стене не появиться кусочек радуги.
Эксперимент с мыльными пузырями. Взять трубочку для выдувания мыльных пузырей и пускать их по группе. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.
Эксперимент с компакт диском на прогулке. Направить компакт диск под углом 25 градусов в сторону солнца. Как только диск «поймал» луч света, то в результате преломления луча на экране (белый лист) возникла радуга.
Чтение, заучивание наизусть:
Закличка «Радуга»
Радуга – дуга, унеси меня в луга,
На зелены берега, на речку бирюзовую,
На травушку шелковую.
Я в речке искупаюсь, на травке наваляюсь,
В песочке наиграюсь.
Н. Комовская
Считалка.
Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня.
Загадки.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути!
В них ни въехать, ни пройти.
(радуга)
Поднялись врата
Всему миру красота
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
(радуга)
Деятельность детей.
- Рисование «Радуга дуга не давай дождя».
- Аппликация «Разноцветная карусель».
- Составление рассказов о проведённых экспериментах « Мы провели опыт».
- Сочинение сказочных историй « Путешествие капельки и солнечного лучика».
- Конкурс загадок, поговорок, потешек, сказочных легенд «Радуга ».
- рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куинджи): выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Участие родителей в реализации проекта:
Проведение вместе с детьми экспериментов со светом и цветом в домашних условиях и распространение своего опыта среди родителей.
Участие в презентации проекта (предоставление фотографий, рассказов о проведённых дома экспериментов).
Презентация проекта: изготовление книги « Необычные опыты и эксперименты со светом»
План работы
Мероприятия Ожидаемый результат
Подобрать методическую, детскую литературу по теме проекта. Подборка необходимых материалов для разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности.
Разработать примерную тематику опытов со светом и цветом. Картотека опытов.
Подготовить необходимое оборудование для уголка экспериментирования Готовое оборудование для проведения опытов с водой и снегом.
Разработать памятку для родителей о проведении вместе с детьми опытов по образованию радуги в домашних условиях Памятка для родителей необходимая для провидения опытов в домашних условиях.
Беседа - «Радуга»
Дать представление о процессе образования радуги.
Беседа «Свет и цвет в природе» Сформировать познавательную инициативу, умение сравнивать явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Проведение совместно с детьми экспериментов по образованию радуги в домашних условиях. Вызвать интерес к экспериментированию в домашних условиях
Рисование «Радуга дуга не давай дождя» Эксперимент №1. Освоение свойств, отношений и зависимостей с физическими и эстетическими свойствами света.
Аппликация «Разноцветное коромысло»
Эксперимент №2 Развитие познавательных интересов, опытно – исследовательской деятельности.
Заучивание загадок, закличек, считалок, сказок по теме проекта. Воспитывать интерес к народному календарю.
Рассматривание пейзажей Н.Н. Дубровский «Радуга», А.К. Саврасов «Радуга» Выделение секретов цвета, света, построение композиции.
Образовательная ситуация «Секреты света и тени» рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куиджи) .Выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Презентация проекта: оформление книжки «Необычные опыты и эксперименты со светом»Обсуждение вариантов оформления книги, коллективное рисование схем.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье»
Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети средней группы № 7 "Русалочка".
Проблема:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.
Обоснование проблемы:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Срок проведения: 2 месяца.
Основные направления реализации проекта:
· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
· Рассматривание иллюстраций.
· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
· Заучивание стихов.
· Просмотр мультфильма.
· Аппликация и рисование.
· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.
Обеспечение: методическая и художественная литература, мультфильм, иллюстрации, набор для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.
Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.
Знакомятся с литературными произведениями.
Создаётся выставка детских работ.
Создаётся коллективная творческая работа вместе с воспитателем "Дом для радуги".
План выполнения проекта:
1 этап – подготовительный:
ü Разработка проекта.
ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.
ü Составление плана основного этапа.
ü Определение цели и задач проекта
2 этап – основной (реализация проекта):
День недели | Отрезок времени | Деятельность воспитателя с детьми |
Понедельник (1 неделя) | Утро | НОД «Семицветная радуга» Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…). Чтение веселых детских стихов про цвета. |
День | П/и «Найди свой цвет» |
|
Среда (1 неделя) | Утро | Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака Чтение сказки о радуге Д/и «Найди цвета и назови их» |
День | Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию» П/и «Найди себе пару» |
|
Пятница (1 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Красный…» Чтение детских стихов про красный цвет НОД по рисованию «Радуга-дуга» Чтение Красной сказки |
День | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
|
Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам» |
||
Вторник (2 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …» Чтение детских стихов про оранжевый цвет Чтение оранжевой сказки Рисование «Морковка» |
День | Чтение стихов о радуге С.Маршака, Е.Благининой. Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей |
|
Четверг (2 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я желтый …» Чтение детских стихов про желтых цвет Чтение желтой сказки |
День | Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова Сенсорная дидактическая игра «Гусенички» |
|
Понедельник (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…» Чтение стихов про зелёный цвет Чтение стихов о радуге К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера Рисование «Елочка – зеленая иголочка» |
День | Чтение зеленой сказки Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой |
|
Среда (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Голубой …» Чтение детских стихов про голубой цвет Загадывание загадок о цветах радуги Чтение голубой сказки |
День | - Чтение стихов о радуге А. Бывшева, И. Векшегоновой |
|
Пятница (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Синий …» Чтение детских стихов про синий цвет Чтение синей сказки Загадывание загадок про ягоды и называние цвета |
День | Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой |
|
Вторник (4 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …» Чтение детских стихов про фиолетовый цвет Чтение фиолетовой сказки Д/и «Волшебные цвета» |
День | Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой |
|
Четверг (4 неделя) | Утро | Загадывание загадок про радугу Д/и «Радуга» Повторение изученных стихов о радуге |
День | Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» |
|
Понедельник (5 неделя) | Утро | Коллективное рисование «Чудо птица» Игра «Какие цвета есть на картинке» |
День | П/и «Кто быстрее» Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской |
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)
Ирина Галошева
МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары
Занятие по изобразительной деятельности
в старшей группе «Теремок»
на тему «Радуга- дуга »
Воспитатель : Галошева Ирина Андреевна
Занятие в старшей группе по рисованию на тему «Радуга – дуга » .
Задачи : закрепить знания об основных цветах, узнать о возникновении радуги , о цветах радуги в их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование и материалы : рисунки с изображением радуги , альбомный лист, карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, белый лист бумаги, где нарисована ветка.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, давайте с вами будем отгадывать загадки.
Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (Дождь)
Без рук, без ног
А ворота открывает. (Ветер)
Белая вата поплыла куда-то. (облако)
Летит орлица по белому небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Золотое яблоко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка – лучи очень горячи. (Солнце)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга ) .
Молодцы! Это радуга .
Показать детям картинки с изображением радуги .
(просмотр открыток, иллюстраций с радугой )
2. Беседа о возникновении радуги .
Сегодня мы с вами будем говорить о радуге . В старину ее называли «райская дуга» , люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится радостно.
Поэтому ее назвали РА-ДУ-ГА.
А кто из вас видел настоящую радугу ?
(Выслушать ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, кто же это раскрасил небо?
-Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи попадают на капельки дождя и они распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга . В радуге 7 цветов и
и все они расположены в одном порядке. Человек придумал специальную фразу, чтобы запомнить последовательность расположения цветов в радуге : Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
3. Рисование.
А теперь, ребята, давайте с вами нарисуем радугу . У нас будет необычный рисунок. Мы будем рисовать сказочную Жар-птицу. Она будет сиять всеми цветами радуги .
Физкультминутка.
Видим, скачут на опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок.
На болоте две подружки
Прыг-скок, прыг-скок.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись,
И прыгнули в воду. (Садятся на свои места)
Воспитатель поэтапно показывает :
1этап-обводим руку.
2этап-дорисовываем птицу.
3 этап- раскрашиваем в определенной последовательности.
Дети раскрашивают.
4. Итог занятия .
Молодцы! Очень красивые птицы у вас получились.
Ребята, какие цвета радуги вы запомнили ?
В радуге 7 цветов и они расположены в определенном порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Свою капельку радости вы оставили в своих рисунках.
Когда работы детей высохнут, воспитатель вырезает нарисованных птиц и клеит их на плакат. Получится коллективная работа «Чудо-дерево» .
Дополнительно можно разучить такие четверостишья :
1. Что ты, Радуга-дуга ,
Опустила вниз рога?
Там внизу – водица…
Я хочу напиться!
2. Рада радуга-дуга ,
С неба смотрит на луга.
Дождиком умоется
Красотой раскроется.
Вслед за радугой
Основные задачи:
Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету;
Закрепить изобразительные умения;
Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Игровой персонаж: педагог в образе художника (можно радуги-дуги, цветика-семицветика и т.п.).
Педагог говорит детям, что когда она пришла утром в группу, то увидела, что вся группа стала какая-то цветная. Вместе с детьми находит на стене нарисованную радугу, на столе цветик-семицветик, на полке - цветные ленты, в уголке ряжения венки из цветочков разного цвета, в корзине - воздушные шары разного цвета. Говорит детям, что они, наверное, попали в разноцветное сказочное государство.
Дидактическое упражнение «Воздушные шары» }