Женский журнал Ladyblue

Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью для детей старшей группы. Проект (средняя группа) на тему: Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга»


Проект в старшей группе «Откуда берётся радуга?»
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители, педагог.
Проблема:

Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами задавать вопросы и
получать на них фантастические ответы, оказываясь
на более высоком и нравственном уровне в
сравнении с тем, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязив
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Цель проекта:
Формировать у детей познавательный интерес к природе средствами эксперимента, активизировать деятельность родителей в этом направлении.

Задачи проекта:
Выявить механизм образования радуги. Выяснить какие бывают радуги.
Формировать у детей основы естественно - научных и экологических понятий.
Развивать поисково - познавательную деятельность детей.
Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.
Ожидаемый результат:
Сформирована система знаний о неживой природе.
Сформированы умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ответственно относятся к окружающей среде.
Дети проявляют инициативу, самостоятельность, эмоционально – положительное отношение к поисково - познавательной деятельности.
Содержание проекта:
Провести с детьми эксперименты со светом и цветом, обсудить наблюдаемые явления. Результаты экспериментов сфотографировать или оформить в виде детских рисунков, рассказов.
Использовать литературные произведения на тему «Как рождается радуга». «Радуга» И.С. Соколов - Микитов. «Радуга» М.Лермонтов.
Организовать игры со светом и цветом.
Привлечь родителей к проведению экспериментов и опытов.
Виды деятельности применяемые для реализации проекта.
Детское экспериментирование:
Образование радуги: стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.
Эксперимент в групповой комнате с зеркалом. Неглубокую ёмкость на половину заполнить водой. Погрузить зеркало в воду так, чтобы на него падал луч солнца и отражался на экран (стену). Регулировать угол наклона зеркала и поворот до тех пор, пока на стене не появиться кусочек радуги.
Эксперимент с мыльными пузырями. Взять трубочку для выдувания мыльных пузырей и пускать их по группе. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.
Эксперимент с компакт диском на прогулке. Направить компакт диск под углом 25 градусов в сторону солнца. Как только диск «поймал» луч света, то в результате преломления луча на экране (белый лист) возникла радуга.
Чтение, заучивание наизусть:
Закличка «Радуга»
Радуга – дуга, унеси меня в луга,
На зелены берега, на речку бирюзовую,
На травушку шелковую.
Я в речке искупаюсь, на травке наваляюсь,
В песочке наиграюсь.
Н. Комовская
Считалка.
Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня.
Загадки.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути!
В них ни въехать, ни пройти.
(радуга)
Поднялись врата
Всему миру красота
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
(радуга)
Деятельность детей.
- Рисование «Радуга дуга не давай дождя».
- Аппликация «Разноцветная карусель».
- Составление рассказов о проведённых экспериментах « Мы провели опыт».
- Сочинение сказочных историй « Путешествие капельки и солнечного лучика».
- Конкурс загадок, поговорок, потешек, сказочных легенд «Радуга ».
- рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куинджи): выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Участие родителей в реализации проекта:
Проведение вместе с детьми экспериментов со светом и цветом в домашних условиях и распространение своего опыта среди родителей.
Участие в презентации проекта (предоставление фотографий, рассказов о проведённых дома экспериментов).

Презентация проекта: изготовление книги « Необычные опыты и эксперименты со светом»

План работы
Мероприятия Ожидаемый результат
Подобрать методическую, детскую литературу по теме проекта. Подборка необходимых материалов для разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности.
Разработать примерную тематику опытов со светом и цветом. Картотека опытов.
Подготовить необходимое оборудование для уголка экспериментирования Готовое оборудование для проведения опытов с водой и снегом.
Разработать памятку для родителей о проведении вместе с детьми опытов по образованию радуги в домашних условиях Памятка для родителей необходимая для провидения опытов в домашних условиях.
Беседа - «Радуга»
Дать представление о процессе образования радуги.
Беседа «Свет и цвет в природе» Сформировать познавательную инициативу, умение сравнивать явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Проведение совместно с детьми экспериментов по образованию радуги в домашних условиях. Вызвать интерес к экспериментированию в домашних условиях
Рисование «Радуга дуга не давай дождя» Эксперимент №1. Освоение свойств, отношений и зависимостей с физическими и эстетическими свойствами света.
Аппликация «Разноцветное коромысло»
Эксперимент №2 Развитие познавательных интересов, опытно – исследовательской деятельности.
Заучивание загадок, закличек, считалок, сказок по теме проекта. Воспитывать интерес к народному календарю.
Рассматривание пейзажей Н.Н. Дубровский «Радуга», А.К. Саврасов «Радуга» Выделение секретов цвета, света, построение композиции.
Образовательная ситуация «Секреты света и тени» рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куиджи) .Выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Презентация проекта: оформление книжки «Необычные опыты и эксперименты со светом»Обсуждение вариантов оформления книги, коллективное рисование схем.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье»

Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети средней группы № 7 "Русалочка".

Проблема:

В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.

Обоснование проблемы:

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.

Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.

Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;

o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Срок проведения: 2 месяца.

Основные направления реализации проекта:

· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.

· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.

· Рассматривание иллюстраций.

· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.

· Заучивание стихов.

· Просмотр мультфильма.

· Аппликация и рисование.

· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.

Обеспечение: методическая и художественная литература, мультфильм, иллюстрации, набор для художественного творчества.

Ожидаемый результат:

Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.

Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.

Знакомятся с литературными произведениями.

Создаётся выставка детских работ.

Создаётся коллективная творческая работа вместе с воспитателем "Дом для радуги".

План выполнения проекта:

1 этап – подготовительный:

ü Разработка проекта.

ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.

ü Составление плана основного этапа.

ü Определение цели и задач проекта

2 этап – основной (реализация проекта):

День недели

Отрезок времени

Деятельность воспитателя с детьми

Понедельник

(1 неделя)

Утро

НОД «Семицветная радуга»

Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…).

Чтение веселых детских стихов про цвета.

День

П/и «Найди свой цвет»

Среда

(1 неделя)

Утро

Беседа «Изучаем семь цветов радуги»

Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака

Чтение сказки о радуге

Д/и «Найди цвета и назови их»

День

Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»

П/и «Найди себе пару»

Пятница

(1 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Красный…»

Чтение детских стихов про красный цвет

НОД по рисованию «Радуга-дуга»

Чтение Красной сказки

День

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»

Вторник

(2 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …»

Чтение детских стихов про оранжевый цвет

Чтение оранжевой сказки

Рисование «Морковка»

День

Чтение стихов о радуге С.Маршака, Е.Благининой.

Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей

Четверг

(2 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я желтый …»

Чтение детских стихов про желтых цвет

Чтение желтой сказки

День

Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова

Сенсорная дидактическая игра «Гусенички»

Понедельник

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…»

Чтение стихов про зелёный цвет

Чтение стихов о радуге К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера

Рисование «Елочка – зеленая иголочка»

День

Чтение зеленой сказки

Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой

Среда

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Голубой …»

Чтение детских стихов про голубой цвет

Загадывание загадок о цветах радуги

Чтение голубой сказки

День

- Чтение стихов о радуге А. Бывшева, И. Векшегоновой

Пятница

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Синий …»

Чтение детских стихов про синий цвет

Чтение синей сказки

Загадывание загадок про ягоды и называние цвета

День

Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой

Вторник

(4 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …»

Чтение детских стихов про фиолетовый цвет

Чтение фиолетовой сказки

Д/и «Волшебные цвета»

День

Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой

Четверг

(4 неделя)

Утро

Загадывание загадок про радугу

Д/и «Радуга»

Повторение изученных стихов о радуге

День

Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»

Понедельник (5 неделя)

Утро

Коллективное рисование «Чудо птица»

Игра «Какие цвета есть на картинке»

День

П/и «Кто быстрее»

Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской

3 этап – заключительный:

* Оформление выставки детских работ.

* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.

* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».

* Оформление портфолио проекта.

Литература:

*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.

*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)

Ирина Галошева

МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары

Занятие по изобразительной деятельности

в старшей группе «Теремок»

на тему «Радуга- дуга »

Воспитатель : Галошева Ирина Андреевна

Занятие в старшей группе по рисованию на тему «Радуга – дуга » .

Задачи : закрепить знания об основных цветах, узнать о возникновении радуги , о цветах радуги в их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование и материалы : рисунки с изображением радуги , альбомный лист, карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, белый лист бумаги, где нарисована ветка.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Ребята, давайте с вами будем отгадывать загадки.

Шел долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

Без рук, без ног

А ворота открывает. (Ветер)

Белая вата поплыла куда-то. (облако)

Летит орлица по белому небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Золотое яблоко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи очень горячи. (Солнце)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!

В них ни въехать, ни войти. (Радуга ) .

Молодцы! Это радуга .

Показать детям картинки с изображением радуги .

(просмотр открыток, иллюстраций с радугой )

2. Беседа о возникновении радуги .

Сегодня мы с вами будем говорить о радуге . В старину ее называли «райская дуга» , люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится радостно.

Поэтому ее назвали РА-ДУ-ГА.

А кто из вас видел настоящую радугу ?

(Выслушать ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, кто же это раскрасил небо?

-Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи попадают на капельки дождя и они распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга . В радуге 7 цветов и

и все они расположены в одном порядке. Человек придумал специальную фразу, чтобы запомнить последовательность расположения цветов в радуге : Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

3. Рисование.

А теперь, ребята, давайте с вами нарисуем радугу . У нас будет необычный рисунок. Мы будем рисовать сказочную Жар-птицу. Она будет сиять всеми цветами радуги .

Физкультминутка.

Видим, скачут на опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок.

На болоте две подружки

Прыг-скок, прыг-скок.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись,

И прыгнули в воду. (Садятся на свои места)

Воспитатель поэтапно показывает :

1этап-обводим руку.

2этап-дорисовываем птицу.

3 этап- раскрашиваем в определенной последовательности.


Дети раскрашивают.

4. Итог занятия .

Молодцы! Очень красивые птицы у вас получились.

Ребята, какие цвета радуги вы запомнили ?

В радуге 7 цветов и они расположены в определенном порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Свою капельку радости вы оставили в своих рисунках.


Когда работы детей высохнут, воспитатель вырезает нарисованных птиц и клеит их на плакат. Получится коллективная работа «Чудо-дерево» .

Дополнительно можно разучить такие четверостишья :

1. Что ты, Радуга-дуга ,

Опустила вниз рога?

Там внизу – водица…

Я хочу напиться!

2. Рада радуга-дуга ,

С неба смотрит на луга.

Дождиком умоется

Красотой раскроется.

Вслед за радугой

Основные задачи:

Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету;

Закрепить изобразительные умения;

Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.

Игровой персонаж: педагог в образе художника (можно радуги-дуги, цветика-семицветика и т.п.).

Сюрпризный момент

Педагог говорит детям, что когда она пришла утром в группу, то увидела, что вся группа стала какая-то цветная. Вместе с детьми находит на стене нарисованную радугу, на столе цветик-семицветик, на полке - цветные ленты, в уголке ряжения венки из цветочков разного цвета, в корзине - воздушные шары разного цвета. Говорит детям, что они, наверное, попали в разноцветное сказочное государство.

Дидактическое упражнение «Воздушные шары» }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!