Мероприятие к дню окружающей среды. Сценарий праздника «День окружающей среды
Сценарий экологического часа: "Береги природу"
(для начальной школы)
Библиотекарь: SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущего корабля, но все чаще слышится сигнал SOS от природы. Современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание листьев, говор ручьев, пение песка…
Давайте же мы с вами прислушаемся к тревожным сигналам SOS! Ведь наша планета устала от дымящихся труб, стекающих в реки отходов…
В нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды », в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту. В то же время в законе сказано: »Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Все мы хотим дышать свежим воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее. Виной этому становится сильное загрязнение окружающей среды . А что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных, это наша родная природа.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Сейчас я предлагаю вам, ребята, викторину, посвященную Дню охраны окружающей среды.
Первая тема нашей викторины – «Лес – наше богатство»
Игра «Назови дерево»
(Ведущий задает вопросы командам по очереди)
1. Чем полезна черемуха? (Убивает микробы)
2. Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца)
3. Весной или летом цветет сирень? (Весной)
4. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью красными плодами? (Рябина)
5. Загадка:Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
6. Загадка: Все зелены вокруг –
Она же средь подруг,
Как небо, голуба,
Стоит, собой горда. (Голубая ель)
Как вы знаете, в лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы и цветы. Много трав растет полезных
На земле страны родной!
Помогают от болезней
Липа, мята, зверобой!
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
Соберем не на потеху,
Теперь, уважаемые ребята, я предлагаю вам вопросы о лекарственных травах.
1. При какой болезни желательно заваривать и пить чай из листьев мать-и-мачехи? (При простуде)
2. Если ты натер ногу в пути, какое растение облегчит боль? (Подорожник)
3. Какую траву применяют при бессоннице и нервных расстройствах? (Валериану)
4. Какое растение лечит некоторые кожные заболевания? (Чистотел)
5. Какое растение способствует заживлению ран от ожога? (Зверобой)
6. Назовите лекарственный цветок, на котором еще и гадают. (Ромашка)
Молодцы, ребята, вы отлично справились с предыдущими заданиями. А сейчас новая викторина. Она выявит знатоков птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Птицы на крыльцо!
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Хорошие слова, правда, ребята? Без птичьего пения трудно представить Землю. Птицы – нам верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы - санитары леса.
1.Какая птица ведет ночной образ жизни? (Сова)
2. Название какой птицы состоит из сорока букв? (Сорока)
3. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два огромные крыла
У хозяина…(Орла)
4. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (снегири)!
5. Небольшая и пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится –
Прилетает к нам часто (Синица)
7. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы. (Дятел)
8. В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты ее не бей!
Эта птичка (Воробей)
9. Кто без нот и без свирели
Кто же это? (Соловей)
10. Какую птицу нечисть боится? (Петуха)
11.Днем молчит, ночью кричит. (Сова)
12. У какой птицы хвост рожками? (У ласточки)
13. Кто раньше прилетает к нам весной, стрижи или ласточки? (Ласточки)
14. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
15. С прилетом каких птиц мы связываем начало весны? (Грачей).
16. Что птицам страшнее, голод или холод? (Голод)
Следующая наша тема – «Животные».
Животные играют огромную роль в жизни людей. И не только потому, что они дают человеку продукты питания, одежду, но еще и потому, что многие из них красивы и привлекательны. Вырубая леса и загрязняя воду в водоемах , люди невольно губят многих диких животных. Из-за неосторожной хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты на животных, многие виды навсегда исчезли, другие стали редкими. Их занесли в Красную книгу. Ребята, а как вы считаете, все ли животные нужны в природе? Комары, мухи нас кусают, пугают змеи, жабы и лягушки. Может, их просто нужно уничтожить?
(Дети отвечают). Ведущий подытоживает: «В природе все взаимосвязано, каждый вид по-своему полезен».
Все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Да если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Предлагается найти ошибку в загадках и исправить ее.
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду жираф (Волк)
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый волк (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать муравей (Свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая лисица (Белка)
Быстрее всех от страха
Несется черепаха (Заяц)
В теплой лужице своей
Громко квакал муравей (Лягушонок)
С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает корова (Обезьяна)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаете? Это цапля!
Следующая тема – «Вода».
Из недр земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперед бегут –
И вот уже рекой текут!
Река бежит не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
А море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
Ребята, вы, конечно, хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут: в реки и ручьи бросают мусор и бутылки, в моря и океаны стекаются тонны нефти и топлива.
Сейчас я попрошу вас, ребята, ответить на загадки, связанные с темой «Вода».
1.Люди ждут меня, зовут,
А пойду – все прочь бегут (Дождь)
2.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает (Водопад)
3.Кругом вода,
А с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (На море)
4. По морю идет, идет,
А до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)
5. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
6. Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)
7. Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой. (Ручей)
Да, ребята, вода – самое удивительное вещество в природе. Бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно расходовать. Пусть на Земле всегда будет голубая и чистая вода!
Предлагаем игру «Хорошо – плохо».
1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками. Это хорошо или
2. Мусор в лесу. Это хорошо или плохо?
3. Развешивание кормушек для птиц.
4. Браконьерство.
5. Очистительные фильтры на трубах заводов.
6. Создание заповедников.
7. Посадка деревьев.
8. Создание Красной книги.
Ребята, а кто знает, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? (Красный цвет – сигнал тревоги, запрета. Красная книга – это книга – справочник об исчезающих животных и растениях. Все растения и всех животных, которые занесены в Красную книгу, необходимо защищать. Для этого создаются заповедники, строго охраняемые государством.
А теперь новая игра «Выбери правильный ответ»
Почему нельзя загрязнять воду?
1. В такой воде погибают живые организмы
2. Будет некрасивый цвет воды
Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?
1. Да, например, комар
2. Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного
Какие растения занесены в Красную книгу?
1. Самые красивые.
2. Те растения, которых на Земле осталось очень мало
Нам осталось, дорогие друзья, подвести итог нашей встречи, наградить самых активных участников и еще раз напомнить всем, всем, всем: «Будьте чуточку внимательнее к природе, учитесь слушать ее, и она расскажет вам много интересного, раскроет для вас свои тайны и секреты. Не обижайте ее и не давайте это делать другим. Постарайтесь сохранить красоту и богатство нашей планеты.»
→ Экология >" url="http://scenarii.ru/scenario/index1.php?raz=6&prazd=32&page=1">26.07.2017 | Посмотрели сценарий 1456 человек
Берендей.
О, мой лес, мой дивный лес,
Полный сказок и чудес!
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки...
Дети. Берендей.
Берендей.
Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости...
Сценарий экологического мероприятия для летнего лагеря «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»
26.07.2017 | Посмотрели сценарий 2372 человека
Ведущий 1.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
Каждый цветок и травинка любая,
Птицы, что в синее небо взлетают,
Вся та природа, что нас окружает,
Нашей защиты, дружок, ожидают.
Звучит звук набата на фоне тревожной музыки.
Чтец 1.
Что...
Сценарий для летнего лагеря. День экологии. Экологический калейдоскоп (Игра-путешествие)
28.05.2013 | Посмотрели сценарий 12874 человека
Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.
Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе...
Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа (сюжетно-ролевая игра)
28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4336 человек
На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», ...
Экологический субботник “Пикник на лесной полянке”
28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4270 человек
Ведущий: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода. Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень...
Экологическая сказка "Чистый город"
27.07.2011 | Посмотрели сценарий 4165 человек
На берегу великой Волги
Построен город был большой.
Звался Астраханью он.
Весь в зелёных насажденьях!
Ах, какое наслажденье!
По чудным улицам гулять,
Чистым воздухом дышать.
Говорят, что Астрахань у нас – чистый город!
Но и здесь полно мусора...
"Эта хрупкая планета"
19.06.2011 | Посмотрели сценарий 5689 человек
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ведущий 1. Наша...
Экологическая игра "Веселый муравейник"
02.06.2010 | Посмотрели сценарий 11881 человек
Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей...
— Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране- России.
— Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, мы любим наш родной край, в котором мы живем. Но, к сожалению, не все жители нашей области, нашего города берегут окружающую природу, красоту наших лесов и рек.
— Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться об экологии, что нужно сделать, чтобы красота родной природы не угасла.
-Здесь знает каждый ты и я! Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник День Земли!
-Дети читают стихи:
Шар земной, для одних ты – арбуз. На куски
Разрывают тебя и кромсают зубами,
Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки,
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты – лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю – не плачь,
Кровь смываю твою и пою над тобою.
Расул Гамзатов
— Дорогие ребята! Нашей планете и нашему городу грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
На сцену выходят дети:
1-й ребенок: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
2-й ребенок: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
3-й ребенок: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора
4-й ребенок: Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашему городу грозит страшная беда!
— Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего города, заботиться о природе нашего родного края.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ПРО МУРАВЬЯ
.
— Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наша природа так прекрасна!
Ей нужна забота наших рук,
Чтоб красота ее не гасла.!
— А кто-нибудь знает правила охраны окружающей среды?
Ответы детей хоровые:
Не оставляй мусор в лесу!
Не ломайте ветки деревьев!
— Не разоряй птичьи гнезда и муравейники!
— Не разжигай костры где попало!
— Береги лес от пожара!
— Не кричи в лесу, не пугай птиц и животных!
— Не рви цветы, лесные цветы быстро вянут!
— Самое главное — не шуметь, чтобы не спугнуть жителей леса и не помешать их спокойной жизни.
Ты в лесу всего лишь гость…
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
ЗВУЧИТ ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ!
— Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок ». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
— Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
— Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
— Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
— Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
— Молодцы, почти все правильно ответили. Сейчас перед вами выступят ребята, которые приготовили для вас танец!
ТАНЦУЮТ РЯБУХИН ВАНЯ И СУТУЛА ТАТЬЯНА
.
— Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
— Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
— И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
— За последние 2 года мы много раз побывали в лесу…
Мы любим лес, но очень огорчало нас, что в лесу грязно, много мусора по берегам озер, на опушке леса, в каждой ложбинке нас возмутило отношение человека к родной природе, мы не можем больше молчать, и поэтому решили охранять нашу окружающую среду, заботиться о птицах (зимующих), (привести примеры)
— А еще ребята, знаете ли вы, кто такой лесник или лесничий?
— Чем он занимается в лесу?
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ « КТО ТАКОЙ ЛЕСНИК?»
Чтение стихотворения Л. Зеленовской «Лесник».
Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем как дома,
Всё давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остёр:
Тут недавно был костёр –
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь, и пожар.
Там – красавица – сосна.
Почему она грустна?
Причинил ей много бед
Жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти,
Короеда извести.
Должен всюду заглянуть,
Всё обследовать лесник,
Он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо
Каждый куст и деревцо.
— Молодцы, спасибо вам, ребята. Теперь все постараются никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
ТАНЕЦ ВАЛЬС…(РЯБУХИН ВАНЯ И СУТУЛА ТАТЬЯНА)
— На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
— Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок!
— Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»,
— МЫ кричим всему народу:
— Надо всем беречь природу!
Коль беречь ее не будем,
Сами мы себя загубим!
Затем мы подвели итоги конкурса газет под лозунгом: «Наша Родина– наш дом! Давайте заботиться дружно о нем!» и награждаем победителей почетными грамотами
Дети и все присутствующие в зале встают и исполняют Государственный гимн Российской Федерации.
Сценарий экологического праздника «Экодром», посвященного Международному Дню охраны природы. Внеклассное мероприятие «История болезни», посвящённое истории табакокурения и его профилактики.
Предлагаются три материала:
1. Сценарий экологического праздника «Экодром», посвященного Международному Дню охраны природы.
2. Внеклассное мероприятие «История болезни», посвящённое истории табакокурения и его профилактики.
Материалы экологического праздника «Экодром» могут использоваться как во внеурочное время, так и на уроке (фрагменты), как в школьном классе, так и в загородном детском лагере.
ЦЕЛИ мероприятия:
1. Пропаганда экологических знаний.
2. Воспитание экологической культуры
3. Расширение индивидуального опыта взаимодействия школьников с окружающей средой.
4. Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни.
5. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
6. Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Сценарий экологического праздника: «Экодром».
Все люди на нашей планете обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.
Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы собирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же - живая!
В гости к живой природе мы отправимся сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии - одной из самых важных наук XXI века.
Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных, и я желаю удачи всем участникам этих конкурсов и их болельщикам.
Представление участников (команды)
Представление жюри.
Ведущий : В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея - тоже лес? Нет, лес - это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.
Наш первый конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Если участник прибегает к помощи зала, цена ответа - 1 балл. Итак вопросы:
1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)
2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)
3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).
4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)
5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица и др.)
6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)
7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)
8. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)
9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна)
Ведущий : А теперь игра, которая называется «Среда обитания».
Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а игроки называют животное, которое в ней обитают.
Например: «воздух - ласточка»
«земля - носорог»
«вода - морж»
Игра командная. Игрок, который ошибся или повторил уже названное животное, - выбывает из игры.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий: Следующий конкурс, который называется «Экознаки».
Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
Пока игроки обдумывают свои ответы, мы проведем шутливую экологическую игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:
1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)
2. Кто над нами вверх ногами? (муха)
3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)
4. На что похожа половинка персика? (на вторую половинку)
5. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)
6. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)
7. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает)
Игроки расшифровывают экознаки, объясняют их (см. приложение).
Жюри оценивает игроков, говорит общий счет
Ведущий : наш конкурс называется «Экоблиц ».
Он требует от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Каждая команда должна будет ответить на 2 вопроса, но цена каждого - 4 балла. На то это и «блиц».
Итак, внимание:
Вопросы первой команде.
1. Большинство видов животных существуют довольно в больших группах, например: стадо африканских слонов состоит из 25-30 животных, а северных оленей - из 300-400 животных.
Вопрос: почему многие виды животных нормально развиваются только если они объединились в большие группы?
2. Есть такая рыба - треска. Каждый год самка трески выметывает 9 млн. икринок. И каждый раз из этого количества икринок только 2-3 млн. вырастают до взрослого состояния.
Вопрос: почему из 9 млн. икринок трески только 2-3 млн. вырастают до взрослых рыб?
3. У мух много врагов. С мухами постоянно ведется борьба. Но число их не уменьшается.
Вопрос: Чем это можно объяснить?
Игрокам можно брать помощь зала (тогда цена ответа - 2 балла)
Вопросы второй команды.
1. Твои знакомые принесли на дачу зайчонка, которого нашли в лесу и хотят за ним ухаживать. Как ты оцениваешь их поступок?
2. Ты пошел с друзьями в лес. Увидев мухоморы и поганки, ребята стали их сбивать и топтать ногами. Выскажите свое мнение по этому поводу.
3. Ты увидел упавшего из гнезда птенца. Что ты предпримешь?
Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.
Ведущий: Сколько удивительных, ярких красок дарит нам природа! Стоит вспомнить бабочек, яркое оперение птиц, красоту цветов, чтобы убедиться в этом. И порой на фоне всего этого многоцветья мы, люди, кажемся себе такими однообразными и неяркими. Но это не так.
И сейчас не очень серьёзный конкурс «Разноцветный мир».
Слушайте задание: По команде ведущего игрок каждой команды приглашает к себе по 4 человека из отряда (можно 5). Но эти ребята должны быть выбраны так, чтобы они могли построиться по цвету волос - от светлого к темному. Кто сделает это быстрее и лучше - тот побеждает.
Ведущий: наш следующий конкурс - «Пантомима»
Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в городе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:
1. Выгул собак в парке запрещен! 1. Ловля рыбы в реке запрещена!
2. Береги воду! 2. Береги электроэнергию!
Команды изображают экологические правила, жюри оценивает конкурс, отмечает лучших.
Ведущий : в последнее время мы с вами часто стали слышать по радио и ТВ новый термин «Экологическая угроза» Это может быть связано с терроризмом, с безответственностью, а иногда и с непониманием опасности хранения различных веществ или грузов. Давайте представим себе, что перед нами не игроки, а тайные агенты, которые получили задание обезвредить опасный экологический груз. Пока к левой ноге каждого игрока привязывают воздушный шарик, я расскажу вам нашу детективную историю дальше. Ценой невероятных усилий агенты проникли на тайный склад. Вот он - опасный груз! Но охрана не дремлет. И начинается бой: правой ногой игрок должен лопнуть шарик противника и в то же время защитить себя - не дать лопнуть свой шарик. Игроки по очереди делают удары. Побеждает тот, кто остается последний с шариком
Ведущий: следующий наш конкурс посвящен ещё одной важной проблеме современной экологии - экологической катастрофе. Именно так называется наш заключительный конкурс «Экологическая катастрофа».
Часто можно слышать, что где-то в море потерпел аварию танкер и нефть тоненькой пленочкой покрывает всю поверхность моря в месте аварии. А ведь там животные - маленькие и большие обитатели моря. Как им нужна помощь, причем она должна быть оказана в считанные часы. Иногда счет идет на минуты. Трудно приходится тогда экологам-спасателям. Этим людям необходимы такие качества, как смелость, быстрота, ловкость, умение обращаться с пострадавшими, аккуратность и точность. И сейчас мы с вами попытаемся показать момент спасения живых существ с места аварии. Перед вами 2 таза, наполненных водой имитирующей море. В « море» яблоко и апельсин, имитирующие водных животных (альбатросы и тюлени). Игрокам нужно, держа руки за спиной, достать зубами фрукты и перенести их на тарелку, которая стоит на столе у жюри.
Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет.
Ведущий: мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 54 г. Челябинска
Юридич. адрес: 454080 г. Челябинск, ул. Коммуны, 92 т. 263-90-52
Фактич. адрес: 454106 г. Челябинск, ул. Коммунальная, 48 т.796-29-15
Внеклассное мероприятие
для учащихся 7-8 классов
«История болезни»
преподаватель биологии МОУ СОШ №54
Гребнева Ирина Борисовна
Цель : формирование сознательной установки на здоровый образ жизни .
Задача :
Воспитать у детей ответственное отношение к своему здоровью в противовес нарастающей в среде школьников табакозависимости;
Сформировать навыки безопасного поведения в быту;
Сформировать понимание, что здоровье - это бесценный дар.
Частично или полностью это занятие можно использовать при проведении уроков биологии (раздел «Человек и его здоровье», тема «Гигиена дыхания», раздел «Общая биология», тема «Экологические факторы»).
План занятия
1. Приглашение к разговору.
2. Знакомство с историей болезни.
3. Определение носителей болезни.
4. Определение симптомов болезни.
5. Постановка диагноза.
6. Определение способов лечения.
7. Последние предостережения.
На доске:
плакат «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»
Г. Гейне
таблицы «Группировка факторов риска для здоровья» (см. Приложение - 1) и «Воздействие никотина на организм» (Приложение -2)
расшифровка понятия «Здоровый образ жизни» (Приложение -3)
1. Приглашение к разговору.
В 2002 году в России было обследовано 30 миллионов детей. Результаты этого обследования вызывают тревогу: здоровы лишь 30% ребят, 52% - имеют отклонения в здоровье, у 18% - хронические заболевания.
Среди множества болезней, которыми страдает человек, особое место занимают болезни поведения, или вредные привычки, к которым относят: курение, пьянство, токсикоманию и наркоманию.
Сегодня мы с вами должны разобраться в истории одной из таких болезней. В нашем распоряжении - исторические сведения, свидетельства больных и ученых-медиков.
Перед тем, как лечить болезнь, ее нужно распознать, определить ее симптомы, поставить диагноз, а уже потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.
2. Знакомство с историей болезни.
Учащиеся делятся на группы (по 4-5 человек). Каждая группа получает по 7 карточек с текстами, в которых рассказана история табака и табакокурения. Учащиеся должны выстроить из карточек историческую последовательность распространения табака (см. Приложение - 4).
Учитель обсуждает с учащимися историю табакокурения, дополняет ее, обращая особое внимание на реакцию разных народов на употребление табака.
3. Определение носителей болезни.
Итак, носителем болезни под названием «табакокурение» является курильщик. Портрет такого больного вы увидите, посмотрев сценку «Курильщик на приеме у врача» (учащиеся исполняют роли курильщика и врачей-специалистов).
Сценка «Курильщик на приеме у врача»
Курильщик проходит медосмотр и посещает врачей-специалистов: пульмонолога, ангеохирурга, кардиолога, гастроэнтеролога.
Пульмонолог сообщает, что в результате курения развивается воспаление слизистых оболочек органов дыхания, которое вызывает кашель; грубый, хриплый голос - результат воспаления голосовых связок; кроме того, появляется одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких.
Ангеохирург рассказывает, что курильщики часто страдают перемежающей хромотой и облитерирующим энтеритом (причина - поражение никотином сосудов нижних конечностей), это заболевание сопровождается сильными болями, похолоданием ног, ломотой, в перспективе - гангрена и ампутация конечностей.
Кардиолог предостерегает курильщиков: в результате сужения сосудов ухудшается кислородное питание органов - в результате головокружение, недомогание, боли в сердце, в перспективе - инфаркт.
Гастроэнтеролог предупреждает, что растворенный в слюне никотин, попадая в желудок, вызывает хроническое воспаление - гастрит, которое может привести к образованию язвы.
4. Определение симптомов болезни.
Продолжаем знакомство с симптомами табакокурения, т.е. проявлениями болезни. Давайте послушаем органы, которые отравляются в результате курения (учащиеся озвучивают органы, комментируют симптомы, т.е. исполняют роли ученых-медиков).
Первое слово сердцу:
Сердце .
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало...
Могли бы только вы понять -
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы от куренья пропадем!
А вот что говорят легкие:
Легкие:
Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
«А вы курите зачем?»
Нас полоний отравляет,
Никотин нам - страшный яд,
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
А теперь - комментарий ученого-медика:
(работа с таблицей на доске)
Курение - одна из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний легких. Окись углерода или угарный газ, содержащийся в табачном дыме, препятствует насыщению крови кислородом, а это, в свою очередь, приводит к ухудшению самочувствия, и состояния здоровья. Когда эритроциты начинают вместо кислорода переносить ядовитый угарный газ, способность органов выполнять свои функции снижается.
В альвеолах (мельчайших легочных пузырьках), где осуществляется газообмен, происходят со временем необратимые изменения. Стенки альвеол становятся жесткими и теряют эластичность, что затрудняет дыхание и работу сердца. Бронхи расширяются, в них скапливается слизь, они становятся более
подвержены воспалительным заболеваниям. По утрам курильщика мучает кашель с мокротой, изменяется форма грудной клетки. Велик риск возникновения спазма сосудов, тромбоза, нарушения кровообращения, астмы, аллергии.
Слово еще одному органу, страдающему от табакокурения, - головному мозгу.
Головной мозг :
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет-
Все от этих проклятых сигарет.
И снова комментарий ученого-медика.
Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениями за людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток центральной и вегетативной нервных систем. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
Дополнения учителя:
На сегодняшний день существует 60.000 научных исследований, подтверждающих вредное воздействие табака на здоровье человека. Курение - самая распространенная причина заболеваемости и преждевременной смертности во многих странах мира. Зарегистрировано 24 опасных для жизни заболевания, являющихся последствием курения. Ускоряется старение организма - жизнь курильщика в среднем на 7,5 лет короче.
Зажженная сигарета - своего рода химзавод. Ученые обнаружили, что табачный дым содержит более 4.700 веществ, 43 из них - канцерогены, то есть приводят к раковым заболеваниям. Вот почему табак вызывает больше заболеваний, чем алкоголь и наркотики, вместе взятые.
5. Ставим диагноз.
Болезнь, называемая табакокурением, очень опасна, так как она наносит вред не только самим курящим, но и тем, кто находится рядом с ними. Эти люди становятся пассивными курильщиками, так как ¾ сигаретного дыма выделяется в окружающую среду. В этом дыме содержатся те же самые ядовитые вещества, опасные для здоровья.
У каждого диагноза есть свой прогноз. Каков он у людей, страдающих табакокурением? По статистике, от последствий курения каждые 13 минут умирает человек, а одна выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 минут. Курящие люди в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз инфарктом Миокарда, в 10 раз - язвой желудка. Курильщики составляют 96% всех больных раком легких. Рак ежегодно уносит 5млн. жизней на планете.
6. Определение способа лечения.
Как вылечить эту болезнь? Что делать, если обнаружишь признаки этой болезни у себя? Есть надежный способ лечения - избавиться от рабского низкопоклонства перед сигаретой, не подражать курящим, понимая все опасные последствия курения. Нужно найти в себе силы и мужество порвать с дурной привычкой.
Наш организм обладает фантастической способностью компенсировать ущерб, нанесенный табакокурением. Тот, кто бросил курить до того, как у него развились тяжелые заболевания, связанные с курением, имеет все шансы восстановить хорошую физическую форму.
Первый очевидный плюс заключается в том, что улучшается насыщение организма кислородом и, соответственно, самочувствие. Далее улучшается кровообращение, от чего руки и ноги становятся теплыми, возвращается здоровый цвет лица. Кожа и волосы становятся более здоровыми, а зубы - белыми. Улучшается обоняние - пища становится вкуснее. Восстанавливаются слизистые оболочки носа, снова вырастают микроскопические реснички, задерживающие пыль и грязь. Риск возникновения инфаркта и инсульта через 5 - 10 лет снижается примерно до того же уровня, что и у некурящих. Через 10 - 15 лет у человека, бросившего курить, состояние здоровья восстанавливается до уровня некурящего.
7. Последние предостережения.
Каждую неделю в России начинают курить около тысячи подростков, при этом 80% из них продолжают курить, став взрослыми. Не попадите в их число! Помните! Никотин очень опасен! Судьба вашего здоровья и всего будущего зависит от вашей сегодняшней решимости и воли!
Не мешкайте! И если хотите жить долго и без болезней - сражайтесь против табачного врага!
Желаем вам здоровья!
Приложения
Приложение - 1
Группировка факторов риска для здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье | Значениедля здоровья | Группы факторов риска |
Образ жизни, труда, привычки и поведение | Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, гиподинамия, злоупотребление лекарствами, употребление наркотиков, одиночество, чрезмерно высокий уровень урбанизации. |
|
Генетика, биология человека. | Предрасположенность к наследственным заболеваниям |
|
Внешняя среда, природно-климатические условия. | Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные магнитные и космические излучения. |
|
Здравоохранение | Несвоевременность оказания медицинской помощи, её низкое качество, неэффективность профилактических мероприятий. |
Приложение - 3
В понятие "здоровый образ жизни"
входят следующие составляющие:
Отказ от вредных привычек;
Оптимальный двигательный режим;
Рациональное питание;
Закаливание;
Личная гигиена;
Положительные эмоции;
Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Приложение - 4
Карточки с текстами «История табака»
1. Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению связана с именем Колумба.
12 октября 1492 года матрос Родриго Триона с корабля «Пинта» флотилии адмирала Христофора Колумба увидел землю. Колумб полагал, что перед ним восточный берег Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя - Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.
2. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. В представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, но это не помешало многим матросам экспедиции и самому адмиралу втянуться в это занятие.
3. Растение назвали табаком от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Христофора Колумба (1493-1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара.
Распространению табака способствовало его свойство - привычная тяга к курению, с которой трудно бороться.
4. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии он был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали отлучать курильщиков от церкви. В назидание пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
В Англии по указу Елизаветы I (1585) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
5. В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе.
В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.
6. Во времена царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй - отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом казни. В силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, так как торговля им приносила существенную прибыль, с 1697 года (правление Петра I) табак оказался официально разрешенным.
7. Распространение табака и многообразие способов его употребления связаны с многочисленными войнами. Уставшие, измученные солдаты обнаружили, что табак придает им сил и позволяет скоротать время на привале. Способы употребления различных сортов кочевали из одной армии в другую. Наполеоновские войны способствовали распространению сигар, казаки разнесли по России привычку курить трубку, а в Крымскую войну распространились самокрутки. Во время Первой Мировой Войны курение стало по-настоящему массовым явлением.
Литература
1. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания М., Школа Пресс, 1999.
2. Биология в школе, № 6-2001
3. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составитель Баюбанова В.В. и Максимцева Т.А., Волгоград, учитель, 2003.
4. Табак. Сборник информационных материалов. Санкт-Петербург, Другбокс, 2003.
Сценарий спортивно-развлекательного праздника Агапова О.Н. 1-6 классы Программа "Менеджер...