Женский журнал Ladyblue

Что дает венчание людям. Что скрепляет венчанный союз? Подготовка к венчанию

Венчание в церкви является священным обрядом, который дает мужу и жене церковное благословение на счастливую семейную жизнь, рождение детей. На проведение этого красивого и трогательного события решаются многие пары. Но чтобы обряд был не просто данью моде, а стал серьезным обдуманным шагом, стоит узнать его особенности.

Важные условия для проведения венчания

Венчаться разрешено в день свадьбы либо через время: неделю, месяц, годы. Главное, чтобы были соблюдены все, предусмотренные церковью, условия.

Кому можно венчаться

Важным условием для проведения обряда является наличие свидетельства о браке. Кроме того, супруги должны быть крещенными православными христианами. Однако в некоторых случаях могут разрешить венчание, если супруг неправославный христианин, при условии, что рожденные в браке дети крещены будут в православии. Также важно соответствие брачному возрасту: невесте должно исполниться 16 лет, жениху — 18. Не стоит опасаться отказа, если жена беременна, поскольку, по мнению церкви, дети должны быть рождены в венчанном браке. Венчание может быть проведено, даже если супруги не получили родительского благословения, поскольку его может заменить благословение духовника.

Ограничений для таинства венчания не так много. Церковь не одобрит обряд между некрещенными, атеистами, кровными, а также духовными родственниками, к примеру, между крестными ребенка, между крестным и крестником. Данную церемонию разрешается проводить не более трех раз. Также запрещено венчаться в случае, если это уже будет ваш четвертый официально зарегистрированный брак.

Когда разрешается проведение церемонии

Часто молодожены решают венчаться в день с официальной регистрацией брака. Но, учитывая, что такое таинство православия — довольно серьезный шаг, торопиться с обрядом не стоит: его можно отложить до рождения ребенка или провести после нескольких лет официального брака.

Совершается данный обряд не каждый день. Венчают молодоженов 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. Однако стоит учитывать, что на протяжении года существуют 4 поста, во время них церковные браки не заключаются:
- Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
- Великий — семь недель до православной Пасхи;
- Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
- Успенский — длится 14 - 27 августа.

Также церковь откажет в проведении венчания в знаковые дни:
- 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
- 27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
- с 7 по 19 января — Святки;
- на Масленицу;
- на Светлую неделю (неделя после Пасхи).

Даже если выбранный Вами день не приходится на перечисленные даты, все же лучше сходить в церковь, чтобы уточнить все у батюшки. Кроме того, невеста должна подсчитать, чтобы в выбранную дату не было «критических дней», поскольку появляться в это время в церкви нельзя.

Что должно предшествовать обряду венчания

К данному обряду необходимо подготовиться духовно. Это значит, что жениху и невесте перед венчанием нужно молиться, исповедаться, причаститься, выдержать трехдневный пост (необходимо воздержаться от пищи животного происхождения). Молодожены до брака не должны вступать в плотские отношения, причем это условие относится также и к паре, которая решила венчаться спустя несколько лет совместной жизни. Им необходимо воздержаться от близких отношений на протяжении нескольких дней до обряда.

Подготовка к таинству венчания

Выбор церкви, общение со священником

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др. Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования. Этот вопрос также стоит обговорить со священником. Тем более, что часто предусмотрены «дополнительные услуги», к примеру, колокольный звон, церковный хор.


Выбор поручителей

Двоих поручителей (свидетелей) выбирают, как правило, из близких. Стоит учесть, что они должны обязательно быть крещеными. Не разрешается брать в поручители разведенных супругов, пару, живущую в незаконном, «гражданском» браке. Их духовные обязанности похожи на обязанности крестных: они должны духовно руководить создаваемой семьей. Поэтому в поручители не принято приглашать молодых, не знакомых с супружеской жизнью, людей. Если при поиске свидетелей возникли сложности, допускается проведение таинства венчания и без них.

Выбор наряда

  • Невеста

    Подвенечное платье невесты должно быть не выше колен, должно закрывать плечи и желательно руки, не должно иметь глубокого декольте (можно использовать длинные перчатки, накидку, болеро, ажурную шаль, палантин, др.). Желательно отдавать предпочтение наряду светлых тонов, от темных и ярких (фиолетового, синего, черного) стоит отказаться. Не подойдут для церемонии сарафаны и брючные костюмы. Голову невесте обязательно нужно покрыть. Учитывая, что во время церемонии на молодых одевают церковные короны (венцы), не стоит покрывать голову невесты большой шляпой, так как она будет смотреться неуместно.

    Обувь можно надевать любую, однако при ее выборе следует учитывать, что в ней придется стоять довольно долго, поэтому от неудобных туфлей на каблуках лучше отказаться. Чтобы определиться с прической, желательно заранее уточнить у батюшки, венцы будут одеваться на голову либо их будут держать поручители. Макияж невесты не должен быть слишком заметным, также стоит помнить, что с накрашенными губами запрещается целовать венец, крест, икону.

    Считается, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать. Его необходимо хранить вместе с крестильными рубашками, венчальными свечами, иконами.

  • Жених

    Для венчания жениху подойдет строгий костюм. Особых запретов относительно цвета к костюму не предъявляется. Не стоит приходить в церковь в повседневной, джинсовой, спортивной одежде. Головного убора у жениха не должно быть.

  • Гости

    Гости, заходя в храм, должны соблюдать требования, предъявляемые для всех прихожан: для женщин — одежда закрытого типа, головные уборы, нежелательны брючные костюмы, для мужчин — строгая одежда, без головного убора.

    Кроме того, все участники и присутствующие на церемонии венчания: невеста, жених, поручители и гости, должны обязательно одеть нательные крестики.

Что подготовить для обряда

Для венчания потребуются:
- кольца, которые нужно отдать священнику до обряда для освящения;
- венчальные свечи;
- венчальные иконы (изображения Христа и Богородицы);
- белое полотенце-рушник (на нем молодые будут стоять во время обряда);
- два платка (держать свечи).

Полотенце, на котором во время венчания в храме стояли жених и невеста, символизирует жизненную дорогу, поэтому его необходимо хранить и никому не отдавать. Также следует хранить венчальные свечи, которые можно зажигать при трудных родах, болезни детей.

Выбор фотографа

Важно учесть, что делать видео либо фотосъемку обряда венчания разрешается не во всех церквях. Поэтому стоит заранее обсудить с батюшкой этот вопрос. Учитывая, что освещение в храмах специфическое, желательно выбирать профессионального фотографа, который учтет нюансы съемки, сможет выбрать правильные ракурсы, сделать качественные снимки, передающие атмосферу храма и величие обряда венчания.

Церемония венчания

Данный обряд включает обручение и венчание . Стоит учесть, что во время церемонии священник должен называть молодоженов именами, которые даны им были при крещении (иногда они отличаются от имен "в миру"). Обручение проходит у входа в церковь. Невеста должна стоять слева от жениха. Священник благословляет молодых и вручает зажженные венчальные свечи, которые нужно держать до конца службы. После молитвы он трижды переменяет обручальные кольца с руки мужчины на руку женщины. После этого они становятся женихом и невестой.

Венчание проводится в центре храма, где жених и невеста будут стоять на белом полотенце. На протяжении обряда священник читает молитвы, поручители над головами молодоженов держат венцы. После ответа на вопросы священника «по доброй воле совершается венчание?» «нет ли препятствий?» и чтения молитв, молодожены становятся перед Богом супругами. Теперь они могут поцеловать венцы и в три приема выпить вино из чаши, которая символизирует семейную жизнь с радостями и печалями. После того, как священник проводит их вокруг аналоя, подводит к Царским вратам, муж целует икону Христа, а жена — Божьей Матери. Теперь гости могут поздравить обвенчанных.

Помните, что венчание является не просто запоминающимся, ярким праздником, но и очень ответственным шагом, совершать который стоит раз в жизни. Церковно развести (развенчать) супругов можно только по серьезным обстоятельствам, по разрешению епархии. Поэтому к соединению своей жизни перед Богом и самому таинству венчания следует подходить серьезно, с пониманием и учетом всех традиций и правил.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Венчаться или нет? Сейчас или «двадцать лет спустя»? В городе или в деревне? Можно ли венчаться беременным? Приглашать ли на Венчание родителей, детей, крёстных? Эти и другие – многочисленные и разнообразные – вопросы стабильно, из года в год, кочуют по сайту, не теряя своей остроты и актуальности. Попробуем ответить хотя бы на некоторые их них.

Зачем нужно венчаться?

Венчание – это богослужение, во время которого совершается одно из семи церковных таинств - Таинство Брака. В «Православном катехизисе» святителя Филарета Московского (церковном учебнике, вот уже почти сто лет не имеющем конкурентов по простому и точному изложению основ православной веры) дано такое определение Венчания:

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32)»

Отсюда очевидно, во время венчания жених и невеста получают особую благодать для своей супружеской жизни во всех её аспектах, в том числе – рождении и воспитании детей. Соответственно, венчаться люди приходят тогда, когда чувствуют необходимость в благословении своего семейного союза и готовность к восприятию этих даров.

Иногда возникает вопрос: а что меняется в жизни супругов после Венчания? Все отвечают на него по-разному. Чья-то жизнь ощутимо меняется к лучшему, кто-то никаких изменений не видит, а некоторые жалеют, что взяли на себя дополнительную ответственность и лишние обязательства. Почему так происходит, если благодать во время Таинства изливается на всех одинаково?

Основных причин тут две: исходная мотивация (и внутреннее состояние молодоженов) при подготовке к Венчанию и последующее их отношение к полученным в Таинстве дарам. Любым даром можно воспользоваться или не воспользоваться, забросив его в дальний угол своей жизни – может когда потом и понадобится. А если полученный дар по небрежности был утерян, то неудивительно, что жизнь потерявших полученное ничем не отличается от жизни пока не получивших дара.

Мифы о Венчании

Мифов о Венчании много, они живучи и разнообразны. Вот, пожалуй, самые топовые на сегодняшний день.

Миф № 1. Венчание – это модно.

Миф не соответствует действительности. На самом деле сейчас очень модно с умным видом рассуждать о том, что Венчание – это модно. Людей, грешащих этим занятием, настолько много, и ведут они себя порой так агрессивно в своей «просветительской» деятельности, что остается только удивляться - это что, один из способов самоутвердиться?

Миф № 2. Венчаться могут только люди очень глубоко верующие .

Продолжение мифа предыдущего, высказывается в контексте «ну уж вы-то точно венчаться не имеете права, потому что редко молитесь, мало поститесь и вообще – веруете недостаточно глубоко!». Заниматься замерами глубины, ширины и высоты чьей-либо веры – дело неблагодарное и опасное, тем более что в конечном итоге каждому придется отвечать в первую очередь за себя. Перечень же препятствий к Венчанию такого пункта, как «недостаточная глубина веры», не содержит.

Миф № 3. Венчаться в начале семейной жизни – это слишком рано. Надо прожить вместе лет 10-15, убедиться в серьезности своих намерений.

Убедиться в подлинности чувств и серьезности намерений, безусловно, нужно. И сделать это логичнее не только до Венчания, но и до похода в ЗАГС, рождения общих детей и совместного вступления в ипотеку. А если хочется устроить друг другу испытательный срок лет на пять (а почему именно пять? не три, не десять, не пятнадцать? да и после серебряной свадьбы некоторые разводятся!) под тяжестью сомнений и по причине взаимного недоверия – может и начинать не стОит?

Миф № 4. Венчаться не в начале семейной жизни – слишком поздно.

Венчаться никогда не поздно!

Миф № 5. Настоящий брак - это только брак венчанный. Семьи, ограничившиеся только регистрацией в ЗАГСе, живут во грехе.

Миф не соответствует учению Церкви, однако до сих пор поддерживается некоторыми церковнослужителями. Особенно остро проблема стояла в 90-х годах – так, что выносилась на обсуждение Синода. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (под словами «гражданский брак» подразумевается брак, зарегистрированный в ЗАГСе между гражданами).

Протоиерей Владимир Воробьев в своих «Лекциях о Таинстве брака» также развенчивает этот миф: «Недопустимо и нелепо говорить, что невенчанный брак - это блуд. Если кто-нибудь скажет вам такое по неразумию, то помните, что это не церковное учение. То, что говорил Господь о браке, то, что говорил о браке ап. Павел, находится в прямом противоречии с этим учением. Церковь всегда принимала брак как некое законное семейное устроение жизни. Этому браку Церковь всегда воздавала должное и считала этот брак вполне достойным и неукорительным способом жизни. И греха в этом Церковь никогда не видела. Просто брак может быть церковным и не церковным, но это брак, а не блуд. Блуд есть сожительство вне брака, незаконное сожительство, т. е. сожительство людей, которые не желают иметь семью, не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят оформить законно свои отношения.»

Как подготовиться к Венчанию?

В первую очередь надо в полной мере осознать, что такое Венчание, что оно человеку даёт и к чему обязывает. Тут и литература в помощь (мне особенно нравятся на эту тему книги «Таинство любви» митрополита Антония Сурожского и «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна), и предварительные беседы в храмах (в некоторых городских церквях жениху и невесте рекомендуется походить на огласительные беседы), и собственный жизненный и молитвенный опыт каждого.

К любому серьёзному событию в своей жизни христиане готовятся исповедью и Причастием – обычно делается это и перед Венчанием. Иногда возникает вопрос: причащаться ли в день Венчания, или накануне, заранее? Здесь оба варианта правильные, у каждого свои плюсы.

Традиция совместного Причащения жениха и невесты в день свадьбы уходит корнями в те далекие времена, когда Венчания как отдельного церковного таинства еще не существовало. Чинопоследование Венчания стало складываться довольно поздно - только в 9 веке, когда очередной византийский император издал указ о том, что только церковный брак считается законным. До этого несколько сотен лет христиане женились достаточно просто: во время главной службы – Литургии - объявлялись мужем с женой перед лицом Церкви и совместно причащались. Теперь же, года Церковь была вынуждена взять на себя функции ЗАГСа, Таинство Брака было отделено от Литургии.

Сегодня о тех далеких временах напоминает церемония «общей чаши» во время Венчания и похвальное стремление некоторых молодожёнов причащаться именно в день свадьбы. Однако чем больше хлопот по организации свадьбы осталось на женихе и невесте, тем меньше у них возможности в полной мере подготовиться к такому Причастию (несколько дней попоститься, прочесть «Последование к Причастию» и исповедаться) – лучше при подобных обстоятельствах причаститься заранее.

Нет жесткого требования исповедоваться и причащаться именно в том храме, где состоится Венчание, но обычно удобнее сделать именно так.

Что касается функций ЗАГСа, то сейчас в нашей стране Церковь их не выполняет – с тех самых пор, как при советской власти было отделена от государства. Поэтому браки регистрируются – и получают юридический статус – в ЗАГСе до Венчания. Не то чтобы категорически нельзя было венчать без штампа в паспорте – в порядке исключения иногда венчают, но идут на это священники крайней неохотно. Лучше такую неоднозначную ситуацию не создавать, и спланировать Венчание либо в день регистрации в ЗАГСе, либо после него, а документы, подтверждающие зарегистрированный брак – паспорта и свидетельство о браке – захватить с собой на Венчание.

Кроме того, для Венчания понадобится приобрести заранее:

· Венчальные иконы – традиционно это выполненные в одном стиле иконы Иисуса Христа и Богородицы, они могут быть совсем новыми – купленными или выполненными на заказ, или же семейными иконами, передаваемыми из поколения в поколение;

· две больших венчальных свечи (подойдут и просто церковные большие – чтобы хватило на сорок минут, а можно купить специальные для Венчания – они всячески украшены и продаются сразу парой);

· белый рушник (он же плат, он же подножие), на который жених и невеста встают во время Венчания – их можно сшить-расшить самим (вышивка и кружева по краям не возбраняются), можно заказать, или достать из бабушкиных сундуков, у кого таковые имеются, или просто купить готовый (они продаются в церковных лавках).

Не буду напоминать о том, что у венчающихся должны быть надеты нательные крестики - православные христиане обычно вообще их не снимают. Обручальные кольца к свадьбе купить тоже все догадываются сами. Кольца могут быть любыми – хоть золотыми, хоть серебряными, хоть оловянными. Количество и качество камней и прочих украшений также регламентируется только вкусом брачующихся. Однако если хочется в этом вопросе соблюсти традицию, то одно кольцо приобретается золотое, а другое серебряное.

Не лишним будет перед Венчанием еще раз прочесть те фрагменты из Библии, которые читаются во время этого Таинства: Евангелие от Иоанна (глава 2) и Послание Апостола Павла к Ефесянам (глава 5). Хотя еще полезнее ознакомиться со всеми сюжетами Библии (пусть даже в пересказе) – во время венчального богослужения неоднократно упоминаются и ветхозаветные семьи: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль. Подготовленному человеку смысл происходящего будет понятнее.

Выбрать время и место

Креститься можно в любой день, а вот насчет Венчания существуют некоторые ограничения. Таинство Венчания не совершается:

· во время многодневных постов (таких в году четыре: Рождественский пост всегда с 28 ноября по 6 января, Успенский пост с 14 по 27 августа, Великий и Петров пост зависят от даты, на которую в текущем году приходится праздник Пасхи, ориентировочно Великий - это март-апрель, Петров - с июня по 11 июля);

· во время масленицы (она же называется сырная седмица);

· во время Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) и Святок (с 7 по 19 января);

· накануне постных дней - среды и пятницы, и накануне воскресения, то есть по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

· накануне двунадесятых и великих праздников;

· накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Поэтому дату надо выбирать внимательно, записываться в храм заранее (особенно если не совсем понятно, когда там престольные праздники) – чтобы забронировать более удобное время Венчания - сейчас в храмах Екатеринбурга Венчания совершаются индивидуально (нехорошая практика одновременно венчать по несколько пар ушла в прошлое вместе с жестким дефицитом храмов и священников).

Выбирать храм для Венчания проще всего тем, кто уже является постоянным прихожанином конкретного храма – в этом случае там же и Венчаются. Остальным есть над чем подумать: не Венчают обычно (за редкими исключениями) только в монастырских храмах, остальные же – большие и маленькие, в центре и на окраинах – к вашим услугам. У каждого есть своим плюсы: в большом соборе торжественнее, гостей поместится больше и можно заказать колокольный звон для полноты картины; в маленьком храме уютнее и народу не-свадебного ходит меньше. Скажу лишь, что лозунг «только не в кладбищенской церкви!» - мелкое суеверие, не имеющее отношения ни к праздничности самого венчания, ни к благополучности дальнейшей семейной жизни.

В некоторых храмах отдельно спрашивают, нужен ли при Венчании хор. Нужен! Конечно, святости Таинства от отсутствия певчих не убавится, но в красоте потеря будет существенной.

Вопрос про фото- и видеосъёмку во время Венчания также надо уточнить заранее – её разрешают не везде, хотя ничего крамольного в ней нет. Но мы помним про то, куда ходят со своим уставом, и куда не ходят, поэтому проще сразу записываться на Венчание туда, где разрешат мелькать фотографу, если нужны венчальные фотографии.

Чинопоследование Таинства Брака: пошаговая детализация

Церковный чин бракосочетания состоит из двух отдельных частей: обручения (то есть обмена обручальными кольцами) и венчания. Первая часть – обручение - подготовительная, а вторая – собственно венчание - главная, тайносовершительная. Венчание – богослужение очень красивое и зрелищное, в том числе и потому, что жених с невестой не просто пассивно слушают молитвы, а сами являются активными участниками: обмениваются кольцами, отвечают на вопросы священника, совершают крестный ход в венцах, стараются в самом прямом смысле испить до дна общую чашу.

Обручение

Этот этап бракосочетания знаком даже тем, кто ни разу не был на Венчании, поскольку именно обмен обручальными кольцами между женихом и невестой прижился в советских ЗАГСах как центральное событие церемонии заключения брака между двумя гражданами СССР. В таком же виде перекочевала церемония в ЗАГСы РФ.

Обручение – это на самом деле отдельный обряд, в древности совершался заранее, иногда задолго до самой свадьбы. На Западе он так и остался сам по себе, трансформировавшись в современную помолвку. У нас с 18 века обручение и Венчание совершаются одновременно.

Церковное обручение – и, собственно, всё чинопоследование Венчания – начинается с того, что священник благословляет жениха и невесту зажжёнными свечами. Эти свечи – венчальные – будущие супруги должны держать в руках практически до конца службы, лишь иногда расставаясь с ними ненадолго (в таких случаях их временно можно доверить шаферам).

Затем священник выносит из алтаря освящённые обручальные кольца (они же называются перстни). По традиции кольцо жениха (которое он в процессе обмена кольцами отдает невесте, так что в итоге – после обручения - это будет кольцо жены) было золотым, кольцо невесты – серебряным.

Почему именно так? Есть несколько версий, одна из них, например, в том, что золотой перстень подчеркивает главенство мужа. Согласно другой золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом.

Взяв золотое кольцо, священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя ) рабе Божией (имя )" . При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над женихом и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и трижды крестит им невесту, произнося: "Обручается раба Божия (имя ) рабу Божию (имя ) " и ей также надевает кольцо на безымянный палец правой руки.

Итак, сначала у жениха золотой перстень, а у невесты серебряный. Затем они обмениваются кольцами три раза – то есть каждый раз дарят кольца друг другу в знак любви и далеко идущих намерений, а священник дважды возвращает кольца обратно – каждому своё – как бы говоря: «подумайте хорошенько, дело-то серьёзное!» В третий раз уже кольца остаются у новых хозяев – у жениха серебряное, у невесты золотое. Обмен кольцами символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь, высочайшую степень взаимного доверия.

Всем известно, что «обручальное кольцо – не простое украшенье». Это знак вечности, бесконечности и непрерывности брачного союза – так мы сейчас воспринимаем символику колец. Хотя есть и более практичное и приземленное толкование – его митрополит Антоний Сурожский приводит в книге «Таинство Любви»:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются , потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…” И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.» (при такой трактовке сейчас логично было бы заменить обмен кольцами на обмен сим-картами и паролями от электронной почты).

После обмена кольцами священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение обрученным. Вообще Венчание – это такое богослужение, которое полностью посвящено молитвам о двух людях: женихе и невесте. Еще время от времени упоминаются «воспитавшие их родители», но в общем и целом – всё о молодых и для молодых.

Венчание

Обрученные жених и невеста выходят на середину храма и встают на разостланный белый рушник. Прежде, чем приступить к Венчанию, которое, как и любое Таинство, не может совершаться насильно и требует добровольности участия, священник спрашивает жениха и невесту (по очереди), действительно ли они хотят и могут вступить в брак друг с другом.

Сначала задается вопрос жениху: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» (что в переводе с церковно-славянского означает «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"), на что жених должен ответить «Имам, честный отче».

Следующий вопрос звучит так: «Не обещался ли еси иной невесте?» (тут, я думаю, и переводить не надо – и так всё понятно). Если жених отвечает: «Не обещахся, честный отче », то те же два вопроса задаются и невесте. Убедившись, что и невеста не возражает против вступления в брак, священник начинает Венчание.

После молитвы о женихе и невесте наступает главный момент Таинства: выносятся венцы, и священник возлагает венец на голову жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ». Затем возлагает венец на невесту с такими же словами.

«Возлагаются» венцы или буквально – надеваются на голову и жениху, и невесте, или же шаферам приходится их держать над головами молодожёнов всё то время, пока венцы должны быть «возложенными» - а это не так уж мало! Поэтому рост и спортивная подготовка шаферов должны быть соответствующими, особенно если заранее ясно, что причёска (или шляпа, или фата) невесты не позволит надеть венец ей на голову.

Увенчанные жених и невеста благословляются трижды со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я » (в церковно-славянском языке слово «я» означает «их»). Это и есть кульминация чинопоследования венчания.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и поговорить о венцах. Христианство пришло к нам из средиземноморской страны, где была традиция наряжаться по праздникам в цветочные венки. Жених и невеста тоже в свой праздник – заключение брака – надевали такие венки. И Венчание там происходило (некоторые утверждают, что так оно и есть до сих пор – подтвердить или опровергнуть не могу) возложением на жениха не невесту цветочных венков-венцов, которые в наших снежных краях трансформировались в специальные венцы, больше похожие на царские короны, чем на венки из цветов.

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют несколько символических значений. В первую очередь это Царские венцы: жених и невеста становятся друг для друга (и для своих будущих детей) царем и царицей, возглавляя новую ячейку общества.

Другое символическое значение венцов не такое радостное, но не менее важное: это м ученические венцы, символизирующие не-безоблачность семейной жизни, где каждому из супругов придется проявить немалое терпение, смирение и любовь. «Претерпевший же до конца - спасётся».

Как и на любом другом богослужении, на Венчании читаются Евангелие и Апостол на церковно-славянском языке. Это два фрагмента из Библии, посвященные браку и семейной жизни: из послания Апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стихи с 20 по 33) и из Евангелия от Иоанна (глава 2, стихи с 1 по 11). В Евангелии рассказывается о самом первом чуде, совершенном Иисусом Христом – превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в послании Апостола Павла – о взаимоотношениях мужа и жены.

После молитвы о брачующихся, где им испрашивается мир и единодушие вплоть до «маститой старости», и пения «Отче наш» священник выносит чашу вина (обычно это церковный корец – маленький специальный ковшик). Жених и невеста трижды по очереди испивают из этой чаши. Начинае - опять же – жених, поэтому всё, что после третьего раза останется, придется допивать невесте – чаша должна быть выпита до дна.

Символика общей чаши столь же богата и красива, как символика венцов и обручальных колец. В самом широком смысле – это чаша общей жизни и судьбы, теперь одной на двоих, которая должна быть испита супругами до дна, со всеми её радостями и бедами (и все, что по каким-то причинам недопил один из них, придётся расхлёбывать другому). В контексте только что прочитанного Евангелия чаша с вином является напоминанием о том, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской. В исторической же ретроспективе она символизирует евхаристическую чащу – то есть ту, из которой христиане причащаются во время Литургии. Это неудивительно – Венчание как отдельное Таинство сложилось достаточно поздно – в девятом веке. До этого жених и невеста начинали совместную жизнь с благословения и совместного Причастия - бракосочетание совершалось во время Литургии.

После того, как невеста справится с остатками вина и осушит общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных и покрывает их епитрахилью, как бы связывая перед Богом. С этого начинается торжественное шествие вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие, символизирующее жизненный путь новой семьи, в центре которого должно быть Слово Божие.

Во время троекратного обхождения аналоя поются три тропаря. Первый из них: «Исаия, ликуй...» - радостный, в нём напоминается о Божественном благословении чадорождения и о том, что Богородица является покровительницей брака.

Второй - «Святии мученицы...» - более минорный, он как бы отсылает нас к одному из толкований венцов и венчания – венчаются не только на царство, но и на мученичество, на подвиг. Подвиг семейной жизни будет трудным – простых и лёгких браков не бывает, но он может быть победным, как был победным подвиг мучеников.

В третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как надежда и помощь мужу и жене во всех обстоятельствах их жизни.

После этого маленького крестного хода (замечу в скобках, что в шествии участвуют только священник и молодожены, если венцы на них надеты; если же венцы всё это время держат шаферы, то придётся и им тоже троекратно обходить аналой вместе с брачующимися) венцы снимаются.

По принятой сегодня практике сразу же после заключительных молитв венчания читается молитва на разрешение венцов «в восьмой день». В названии этой разрешительной молитвы запечатлена стародавняя традиция: когда-то Таинство Брака совершалось как бы во времени: после венчания молодые еще целую неделю ходили в церковь в брачных нарядах и носили те самые цветочные венки-венцы (фактически свадьба праздновалась семь дней – как Пасха!). Традиция эта со временем отмерла, а название до сих пор осталось.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, где благословляет их венчальными иконами (во время богослужения иконы находятся в алтаре). Заключительный аккорд праздника – массовое поздравление молодоженов с вручением цветов и подарков и неизменным исполнением «многолетия».

Дресс-код и фейс-контроль

Кого можно пригласить на Венчание в качестве гостей? Всех, кого хочется жениху и невесте! Слухи о том, что кто-то из родственников новобрачных (родители, крёстные, дети-внуки) не может присутствовать на Венчании, никакой почвы под собой не имеют. Для бабушек в храмах есть скамейки, хотя обычно все про них забывают.

Иногда возникает вопрос, что надевать невесте, особенно если Венчание происходит значительно позже регистрации брака и всех свадебных торжеств. В этом случае белое свадебное платье вовсе не обязательно, хотя совершенно точно невеста (как и все остальные пришедшие дамы) должна быть НЕ в брюках и с покрытой головой (фата, шляпа, платок и так далее – выбор огромен). Так же в храм не принято ходить в мини и с открытыми плечами. Ну и обувь выбираем так, чтобы в ней можно было долго стоять без ущерба для здоровья.

Церковно-канонические препятствия к Венчанию

1. Препятствием к Венчанию является близкая степень родства жениха и невесты, как кровного (вплоть до четвертой степени) так и некровного (например, два брата не могут взять в жёны двух сестёр).

2. Венчание невозможно, если кто-то из будущих супругов не крёщен или объявляет себя атеистом. В некоторых случаях возможно венчание с христианами других конфессий. Вот что написано на эту тему в «Основах социальной концепции РПЦ»:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.»

3. Не допустимо заключение брака с человеком, фактически состоящем в браке с другим лицом (по этой причине перед Венчание просят предъявить паспорта или свидетельство о браке).

4. Препятствием является и духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крёстными родителями и крестниками. По этому поводу можно вспомнить поучительный эпизод из жития святой равноапостольной княгини Ольги, которая приехала в Константинополь креститься и неожиданно получила предложение руки и сердца от греческого царя-императора. Повторное замужество в её планы не входило, но и ссориться с императором, обижая его отказом, было опасно. Тогда Ольга сказала: «Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о супружестве, ибо не велено не крещеной жене сочетаться с христианским мужем». А перед самым Крещением Ольга попросила, чтобы сам царь стал её крёстным. Польщенный царь согласился, а когда через некоторое время он повторно завел речь о свадьбе, Ольга возмутилась: «Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь!» Расстались они в хороших отношениях, но не женатыми.

5. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Как говорится, последняя у попа жена, и та попадья.

6. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

7. Временным препятствием к участию женщин в любых церковных Таинствах – в том числе и Венчании – являются «критические дни» и первые сорок дней после родов.

А вот беременность никаких ограничений для участия в церковных таинствах – в том числе и Таинстве Венчания – не накладывает. Разве только беременной невесте будет тяжеловато стоять во время Венчания (гости могут и присесть в таком случае, а вот невесте и свидетельнице надо реально оценивать свои силы).

Вместо заключения

В Венчальном евангельском чтении рассказывается о чуде в Кане Галилейской – самом первом чуде Христа, вышедшего на проповедь, совершенном именно на свадьбе. Этот сюжет наполнен удивительной и прекрасной символикой. Вино здесь - символ любви. Обычное вино, как и обычная человеческая любовь, может оскудеть. Иногда её не хватает для брака, и это становится настоящей трагедией. Но в жизни всегда есть место чуду: Господь может создать новое вино, новую любовь, которой будет так много, что уже никогда не случится в ней недостачи, и которая будет такой, как описывал Апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13, 4–8)

К организации венчания следует подойти со всей серьезностью. В первую очередь решите, в какой день и в каком храме вы хотели бы . На сегодняшний день в большинстве существует предварительная запись, благодаря которой вы можете выбрать даже время проведения обряда. Присутствие молодоженов при записи не обязательно, это может сделать любой ваш родственник. Если же в выбранной вами предварительная запись отсутствует, то необходимо оформить квитанцию на проведение венчания уже непосредственно в день свадьбы. В этом случае нельзя назвать точное время таинства, провести его священник сможет только после других дел. Но зато можно договориться на проведение обряда с определенным священником, если есть в этом необходимость.Подготовиться нужно не только в организационном плане, но в первую очередь в духовном. Перед совершением таинства жениху и невесте необходимо соблюдать трехдневный пост, посещать вечерние службы, исповедь и . Священник вам подскажет, какие именно молитвы следует в эти дни. Также во время необходимо воздержаться не только от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, – но и от брачных отношений.В день свадьбы молодожены должны прийти в храм к началу службы, перед этим нельзя ничего есть и пить, курить и выполнять супружеский долг. В храме невеста и жених , молятся и затем причащаются. После этого есть время, чтобы переодеться в венчальные одежды, при этом невесте лучше отдать предпочтение удобной обуви, в противном случае несколько часов стояния на высоких каблуках могут обернуться настоящей пыткой.Обручальные кольца необходимо заранее отдать вашему венчающему священнику, чтобы он смог освятить их. Во время обряда на молодоженах обязательно должны быть нательные , а у невесты – головной убор. Это может быть фата, если вы венчаетесь в день официального бракосочетания, или же платок или шарф. Во время обряда допускается присутствие родственников и друзей, а вот снимать процесс венчания или делать фотоснимки разрешено не во всех храмах.

Видео по теме

С возрождением православия в нашей стране начали возрождаться и православные традиции. Одной из самых ответственных и торжественных из них является обряд венчания. Это осознанное событие – взаимная клятва двух людей, создающих семью, перед лицом Господа. Раньше венчание означало, что клятва в верности дается навек, сегодня церковь допускает повторение этого обряда до трех раз.

Инструкция

Венчание совершается только тогда, когда на руках у пары уже имеется свидетельство о заключении брака, оба они должны исповедовать православную веру. Когда уже назначен день венчания, обоим будущим супругам следует подготовиться к этому таинству. Не надо слепо следовать моде и венчаться только потому, что это красивая и торжественная церемония, отнеситесь к ней серьезно и начните готовиться к событию загодя, хотя бы за неделю.

Перед венчанием следует соблюдать строгий пост в течение недели. Если вы действительно верующий человек, проведите 3-4 дня до события в молитвах, обратитесь к Богу с просьбой благословить и направить ваш брак. За день или два до венчания вам обоим необходимо исповедоваться и причаститься. Время для этого будет назначено священником, с которым вы договоритесь о венчании. Если вы не очень хорошо знаете порядок проведения этих обрядов, не волнуйтесь – батюшка посвятит вас в эти правила.

Заранее приобретите две иконы с изображением Иисуса Христа и Божьей . Этими иконами вас будут благословлять родители, если в ваших семьях нет венчальных икон, которые передавались по наследству. Эти иконы должны принести с собой на обряд родители молодоженов, а в случае их отсутствия, сами молодые. Молодых, как и на обычной ,

Среди таинств православной церкви особое место занимает обряд венчания. Соединяясь в брачный союз, мужчина и женщина дают друг другу клятву верности во Христе. В этот момент Бог скрепляет молодую семью как единое целое, благословляет на совместный путь, рождение и воспитание детей по законам православия.

– важный и ответственный шаг для верующих православных людей. Пройти через таинство просто ради моды или красочных воспоминаний об эффектной церемонии нельзя. Обряд проводится для воцерковленных, то есть крещеных по правилам православия людей, осознающих всю важность создания семьи во Христе.

На сакральном уровне муж и жена становятся единым целым. Батюшка читает , призывает Бога, просит у него милости для вновь созданной семьи стать Его частью.

В православии есть понятие: семья – Малая церковь. Муж, глава семьи – прообраз священника, самого Христа. Жена – Церковь, обрученная Спасителю.

Зачем нужно для семьи: мнение церкви


Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:

  • взаимную поддержку в бытовых тяготах;
  • совместное духовное развитие;
  • воспитание друг друга;
  • радость взаимной любви, благословленной Богом.

Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.

Значение по Писанию

Для счастливой семейной жизни мало плотской взаимной любви друг к другу. Особая связь между мужем и женой, объединение двух душ появляется после обряда венчания:

  • пара получает духовную защиту церкви, семейный союз становится ее частичкой;
  • православная семья – это особая иерархия Малой церкви, где жена подчиняется мужу, а муж – Богу;
  • во время проведения обряда в помощь молодой паре призывается Святая Троица, у нее просят благословение новому православному браку;
  • дети, родившиеся в венчанном браке, получают особое благословение уже при рождении;
  • считается, что если венчанная пара живет, соблюдая христианские законы, сам Бог берет ее на руки и бережно проносит через всю жизнь.


Подобно как в Большой церкви молятся Богу, так и в Малой церкви, которой становится венчанная семья, должно постоянно звучать слово Божье. Истинными христианскими ценностями в семье становятся послушание, кротость, терпение друг к другу, смирение.

Сила благодати Господа так велика, что, получив Его благословение во время обряда венчания, потом пара часто с большим рвением посвящает чаяния свои христианской жизни, даже если раньше молодые редко посещали храм. Таково руководство Иисуса Христа, который стал хозяином православного дома.

Важно! Один из главных обетов венчанной пары – клятва верности друг другу до конца жизни.

Что дает и значит для супругов?

Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.


Венчание дает особое благословение небес паре:

  • на жизнь по заветам Иисуса Христа;
  • на благополучную семейную жизнь в духовном единстве;
  • на рождение детей.

Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят , чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.

Духовная подготовка

Перед свершением обряда молодым необходимо пройти специальную подготовку:

  • соблюдать пост;
  • посетить исповедь;
  • причаститься;
  • читать молитвы, обращаясь к Богу с просьбой даровать видение своих грехов, простить их, научить, как искупить;
  • обязательно нужно простить всех своих врагов, недоброжелателей, молиться за них с христианским смирением;
  • молиться за всех людей, которых вольно или невольно обидели в жизни, просить у Бога прощения, возможности искупить вину.


Перед венчанием по возможности рекомендуется раздать все долги, совершить пожертвования на богоугодные дела. Венчание – церковное Таинство, молодые должны постараться подойти к нему с чистой совестью, успокоенным сердцем.

Что обязательно знать паре?

Дополнительно нужно знать некоторые тонкости проведения обряда венчания, подготовки к нему:

  1. Перед самим венчанием молодой паре следует поститься не менее трех дней (можно больше). В эти дни нужно не только ограничить себя в еде, но и посвятить больше времени молитве. Также следует полностью воздержаться от плоских утех;
  2. Жениху разрешено присутствовать на венчании в обычном классическом костюме, а вот к платью невесты требований гораздо больше. Оно должно быть скромным, не допускается оголение спины, декольте, плеч. Современная свадебная мода предлагает платья самых разных цветов, но венчальное платье должно быть скромное, желательно в оттенках белого;
  3. По православной традиции невесте не надевают вуаль или , закрывающую лицо. Это символизирует ее открытость перед Богом и будущим мужем.


День венчания нужно предварительно согласовать с батюшкой. Существует ряд ограничений для проведения обряда. Например, не венчают в дни поста, на многие церковные праздники – Рождество, Пасху, Крещение, Вознесение.

Есть и особенно удачные дни для проведения таинства, например, на Красную горку или в день Казанской иконы Богоматери. Батюшка подскажет наилучший именно для конкретной пары день для свершения обряда венчания.

Полезное видео

Венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом. О том, что даёт венчание для семьи и каков его смысл, в видео:

Заключение

Если молодые любят друг друга, считают себя православными христианами, венчание необходимо. Брак, скрепленный церковью, приобретает особое благословение, защиту Бога. Он дарует силы к праведной семейной жизни по законам православия. Венчание становится не просто красивой традицией, а выходом молодой пары на новый уровень взаимоотношений с Богом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!