Женский журнал Ladyblue

Описание произведения левша. Левша - характеристика персонажа

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Великий талант простого мастера

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Сочинение

В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать что то лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если что то будет не так, то найдется кому за все ответить.
И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.
Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.
И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.
Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.
Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.
Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

Отличительные свойства прозы Н. С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере появились в одном из самых известных произведений писатель "Левше". Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся ("на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны"), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников. Однако Лесков не идеализирует героя, показывая, что при великолепном мастерстве он в науках не силен "и вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику".

Левша – искусный мастеровой, один из тех, кто участвовал в подковывании блохи, олицетворяет талантливость русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать: у русских умельцев нет элементарных технических знаний, которые есть у любого английского мастера. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера ("Там, где стоит "Левша", надо читать русский народ", – говорил Лесков). Левша, будучи в Англии, отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Он бескорыстен и неподкупен, но он "забит", чувствует собственную незначительность рядом с чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям.

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека, что уже не раз было изображено в творчестве Лескова (рассказы "Тупейный художник", "Запечатленный ангел"). Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы.

Образ Левши стоит в ряду других образов праведников, созданных Лесковым. Он пожертвовать собой ради Отечества, во имя Дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге "на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались"), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране. Левша обладает целым рядом качеств, присущих галерее праведников Лескова: он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

В невнимании власти к судьбе национальных талантов, в дремучести и необразованности самого русского народа составляют, по Лескову, причину отсталости России. Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, до которого император снисходит, и встреча героя с англичанами, которые уважают в нем мастера, разговаривают на равных. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в "простонародной" больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность царской власти – причину неустроенности России, как считает автор.

Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его; авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного героя, и, думается, этот образ наиболее близок к этой цели.

Похожие сочинения:
"Загадочная русская душа" в повести Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник"
Рекомендуем:
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»)
Следующая страница

Произведение:

Тульский мастер. Его внешняя характеристика довольно скудна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. С одной стороны, он очень искусный мастеровой, замечательный умелец. С другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. Англичане предлагают Л. остаться у них, но он отвергает это предложение. И здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. Л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Жизнь его заканчивается трагично. Он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. Трагическая судьба Л. противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.

Левша - герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л., который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа», без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги». Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л., заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном - поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание - сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия», то в России - все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»,- говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер». Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное»), предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.

Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

И тем утер носа аглицким мастерам, а вместе с ними и всей европейской цивилизации. Хотя сама характеристика Левши из рассказа «Левша», как ее обрисовал писатель, ни к какой гордости не располагает. Забитый и увлеченный своим делом человек, который позволяет себя унижать и топтать ногами, - вот кто такой Левша.

Дуракам… закон писан, и хоть читан, да не так

Но глубина произведения не исчерпывается одним образом гениального русского мастерового. В нем показана, если говорить по-современному, вся неэффективность системы управления человеческими ресурсами в стране, которая уже 500 лет существует под властью Москвы. Эти высококачественные ресурсы уничтожаются, пинаются, превращаются в существа без достоинства с рефлекторным, но не осознанным, чувством гордости непонятно за что. Так и управленческий же аппарат тоже гордится тем, что Левша блоху подковал! А это и вовсе выглядит по-дурацки. Кто-кто, а они-то должны были бы понимать, что дарованный свыше гений замучен и уничтожен, и не принес стране даже сотой доли того, что бы мог принести. Но этот аппарат бездельников и дармоедов все талдычит: зато наш Левша блоху подковал!

Управленческий аппарат

Начинается сказ Лескова с описания апартаментов высшего должностного лица страны. Его послы иностранные удивили безделушкой. Он у своих чиновников спрашивает: есть ли в стране люди, равные аглицким мастерам? А чиновники ничегошеньки не знают и отвечают: «Нет». Тут и проявляется образ Левши в рассказе Лескова в смутной вере высшего должностного лица в Россию, потому что умом ему то, чем он управляет, не понять.

И зовет он представителя репрессивного аппарата - генерала Платова. Тот легко и не задумываясь, отвечает, мол, есть такие, живут недалеко, в Туле. Высшему должностному лицу сразу же разогнать бы дармоедов, но он их только пожурил снисходительно: ай-ай, нужно верить! Да чиновник должен знать, а не верить, - тогда он выполняет свои функции, и недаром ест свой хлеб, и приносит пользу Отечеству.

Но страной есть кому управлять - генерала Платова знают все, хоть он три года на печи отдыхал: у него кулаки узловатые. Здесь характер Левши из рассказа «Левша» прекрасно раскрыт писателем. Из повествования далее следует, что все мастера имеют одинаковый характер - рабский. Их построили, оторвали от нужных дел, унизили, наконец, а они подают идею, что неплохо было бы и тем удивить иностранцев. Подковки они готовы выковать, но гвоздки только Левша может сделать, однако он человек норовистый. «Как? - вскричал Платов, - тащите его сюда!» И вся норовистость вмиг исчезает, когда его Платов за волосы и себе под ноги бросает. В данной символичности вся характеристика Левши из рассказа «Левша» изображена - это раб чиновников-бездельников и репрессивного аппарата государства.

Сравнение с аглицкими мастерами Левши и двух управленческих систем

Пролежала безделица, сделанная для бездельников, много лет. Высшее сменилось. Приехали вновь послы и вспомнили блоху. Те удивились - вот это гений, вот это мастер! Но только зачем он ее подковал, если нужно было всего лишь пружинку поменять? Ответ Лица убийственный: они (мастера) у нас ничему не обучались, божьими талантами живут.

И захотела Англия посмотреть на Левшу. Да, пожалуйста, отвечает главное Лицо и вопрошает чиновников, мол, где он? А те не знают. Разогнать бы таких прислужников к чертовой матери, однако зовут главного из них - Платова. Узловатый кулак все сделает, когда есть рабы, которые умеют работать.

Мелочь в сравнении

Полная характеристика Левши из рассказа «Левша» Лесковым дается в описании его отношений с аглицким Полшкипером, который полморя Балтийского знал. Тот понимает, какой гениальный человек перед ним, и признает, что он мелочь в сравнении с Левшой: всего лишь пол Балтийского моря знает, но требует к себе уважения, и его таки уважают. Левшу же какой-то Платов за волосы таскает, и плюс ко всему еще и в кармане у него копейки денег нет. От ответа Мастера мурашки бегают по спине: он поясняет шкиперу, что у Платова какие-то (!) заслуги перед Отечеством, о которых Лицо знает, потому он и имеет право кого угодно за волосы таскать. А простые люди привычные.

В Англии Левше предлагают остаться и учиться. Он (с его гением) для всего человечества такую пользу принесет, что останется имя Левши в веках. Но Мастер любит Родину и «русские бабы в не пример сдобней аглицких». Водят Левшу по заводам, а он все прямо на лету схватывает и уже советы умные дает. За ним три чиновника (!) ходят, эти советы пишут на бумагу и их развозят по всем аглицким заводам.

Родина встречает своего гения

Затосковал по дому Мастеровой. Что делать? Видят англичане - не удержат. Дали ему денег и просили не забывать, наведываться. Уж слишком он пользы принес государству «ихнему».


Описание Левши из рассказа «Левша» при его возвращении на родную землю можно без купюр печатать в современных СМИ.

Франтом сошел на берег Левша, деньги звенят в кармане. Пошел в репрессивный аппарат, чтобы Платова найти и секрет сообщить. А там со всем пренебрежением к нему: «Да ты пьян! Знаешь, кто такой Платов?!» Ограбили, избили и в каталажку, на цементный пол. Заболел гениальный мастер, помирать начал. Но это никого не волнует. Никто о нем не помнит. А вспомнил его Полшкипер, который корабли в Петербург аглицкие привел.

Характеристика Левши из рассказа «Левша» в этом месте становится полной - раб не по принуждению, а по призванию. Нашел его Полшкипер, дал взятку представителям репрессивного аппарата, потому что разъяснений его, что за человека они убивают, те не поняли. В больницу определил. А тот помирает и все просит аглицкого друга найти ему Платова. Друг приложил усилия и через своих послов выполнил просьбу умирающего.

Прибыл Платов. Ничего не екнуло в генеральской душе, ничего. Так и должно быть. А Левша просит его оставить один на один с Платовым. Остаются, и говорит гений генералу о том, чтоб не чистили ружья тертым кирпичом. Стволы шире становятся, и пули в них болтаются. Как начнется война (!) с Англией, то те победить Русь-матушку могут. И помер.

Изучали бы в обязательном порядке все чиновники России рассказ «Левша», как советовал в свое время Лев Толстой, то и не бежали бы ныне «левши» наши в ту цивилизацию. Не ценим мы того, что имеем. Начинаем вспоминать и осознавать лишь тогда, когда безвозвратно теряем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!