Женский журнал Ladyblue

Рекомендации для педагогов по готовности к школе. Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе

Подготовила педагог-психолог: Привезенцева Т.С.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенок проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

· Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

· Обучение требует систематичности: 10–15 минут каждый день дадут больший результат, чем час–два в выходные дни.

· Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

· Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

· Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города и др.).

· Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения знаний и развития.

· Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

· Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6–7 лет своей жизни.

· Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

· Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.

· Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Если Вы также организуете ребёнку разнообразные игры, рисование, лепку, конструирование, прослушивание рассказов и пересказ, проигрывание сказок, пение – всё это будет прекрасной подготовкой к школе.

Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он не понимает, поставьте задачу, решая которую ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого, неправильное объяснение материала.

· Помните, ребёнок 5–6 лет не может работать долго, 15–20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.

· Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.

· Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

· Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

· Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

· Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

· Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

· Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.

· Следует увеличить количество даваемых ребёнку пропедевтических, т. е. вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

· Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

· Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.

· Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

· Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

Значимость компонентов психологической готовности к школе

1 место Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.

2 место Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.

3 место Эмоционально – волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.

4 место Коммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.

5 место Педагогическая готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.

Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!

Литература

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.

2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128 с.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Психологами и педагогами приводилась в этом направлении большая экспериментальная работа. На основе исследований таких учёных, как Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.П.Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И.Тихеевой и Ю.И.Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий должны побуждать ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развиваать умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Ребёнок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребёнка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умение различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Огромное внимание педагог на занятиях по обучению грамоте уделяет практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображение букв, соединяя каждое из них с определённым звуком. Учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.

Наше дошкольное учреждение работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». В её основу легли теоретические взгляды петербургской научной школы воспитания на сущность развития ребёнка в период дошкольного детства.

Основные задачи развития речи в программе - воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, развитие словаря, грамматическая правильность речи, подготовка к обучению грамоте – решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно.

Младший дошкольный возраст знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии речи детей. В этом возрасте у ребёнка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способом. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становятся орудием мысли ребёнка.

Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.

На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Центральным направлением работы по развитию речи детей среднего возраста является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предыдущим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.

Новым приобретением ребёнка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

Развитие речевого творчества, выразительности речи;

Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

Подготовка к обучению чтению.

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более сегодня, когда появилось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др.

Многие родители идут по пути поиска усложнённого программного содержания, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и др.

Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребёнка читать и писать перед его поступлением в школу?

При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять на себя определённую работу по подготовке детей к школе. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать, чему учат детей в школе и как подготовить воспитанников детских садов к успешному усвоению программы начальной школы.

Известный методист А.И.Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.1

При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении образовательной деятельности мы сможем хорошо подготовить детей к школе.

1. Учить ребенка анализировать свою речь. Дать понять, что речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков.

2. В период обучения грамоте большое место отводить развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

3. Помочь ребенку усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

4. Обучение грамоте осуществлять в тесной связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звуко-слоговой структуры.

5. Задачи по воспитанию ЗКР, развитию связной речи, развитию словаря, подготовка к обучению грамоте решать на протяжении всего дошкольного детства, используя постепенное усложнение, различные методы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

6. Учить детей свободно пользоваться простыми и сложными предложениями для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей.

7. Помочь детям овладеть произношением наиболее трудных звуков: свистящих, шипящих, сонорных.

8. Игра должна стать приоритетной формой и методом обучения при подготовке детей к обучению грамоте.

Литература.

· Бородич А.М. Методика развития речи. М., Просвещение, 1981г..

· Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.

· Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

· Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.

· Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.

· Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, № 4 2004г, с109.

· Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.

· Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

· Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

· Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению.- Мозырь: Содействие, 2010

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Цель: повышение психолого-педагогических знаний у педагогов и родителей о подготовке детей к обучению в школе.

МЫШЛЕНИЕ

К моменту поступления в школу у ребенка 6- 7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление , которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно- образного , составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Наглядно-действенное мышление - ребенок с высоким уровнем развития наглядно- действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.

Данный вид мышления формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью , которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого.

Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность , которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов.

Наглядно-образное мышление - характеризуется умением решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе.

Развивается с помощью : вышеописанной работы с конструктором, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать; включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза сравнения, классификации .

Для его развития, можно использовать: “четвертый лишний”, “придумывание недостающих частей рассказа”, “говори наоборот”, логические загадки и задачи, “дележ”.

Подобные задания, направленные на развитие различных видов мышления. Однако практика показывает, что такое разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому, мы можем предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.

К ним относятся: всевозможные головоломки

игры- головоломки, позволяющие всестороннее развивать функцию мышления путем уложения условий задания.

Развитие произвольности

Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделить особое внимание.

Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции . Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки как в процессе самой деятельности, так и про ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии такой целостной системы произвольной саморегуляции.

Наиболее эффективной детальностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность , в первую очередь конструирование, которое можно рассматривать как универсальную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка. Например, построение домика из цветных кубиков.

. В нашем примере это будет реальных образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем чтобы ребенок научился производить правильных выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету. Обращается внимание соблюдение определенной последовательности сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).

. Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности, а также необходимость постоянной сверки результатов своих действий с эталоном. По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу ,

Если замечается, что ребенок допускал ошибки на каком-либо из выделенных этапов сборки, проанализируйте вместе с ним

.

  1. полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали (как в масштабе 1: 1, так и уменьшенное);
  2. конструирование - без детализации;

Еще одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант».

*Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания. В этой связи отработка всех перечисленных выше звеньев системы произвольной само регуляции является залогом успешного овладения учебной деятельностью.

ПАМЯТЬ

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную вербальную и логическую.

Однако, выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, а в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например:

  1. зрительно-моторная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти);
  2. вербально-моторная память (работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и тп.);
  3. логическая память (запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах и тд).

Если при выполнении этих видов заданий обнаруживается какие-либо отклонения, недостатки в работе ребенка, это может означать, что у него плохо сформирован соответствующий вид памяти. Самыми простыми и доступными способами развития недостаточно сформированных видов памяти могут служить следующие упражнения :

Упражнения для развития зрительно-моторной и зрительной памяти: на столе стоит 8- 10 предметов, которые ребенок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребенка их перечислить. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить ребенка точно воспроизвести исходный порядок.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игру на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.

Для развития вербально-моторной памяти .

Например, попросить ребенка без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и тд.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: читать ребенку набор слов (10 - 15) , которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и тд), а затем просить назвать слова, которые он запомнил.

Аналогичный способ запоминания можно предложить детям для использования и при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.

Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой- либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребенок не уловил последовательность событий и связь между ними, ему важно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с порой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памятки.

В учебном процессе задействованы как кратковременная, так и долговременная память. Кратковременная память характеризуется возможностью немедленного воспроизведения запоминаемого материала для долговременной памяти характерна возможность отсроченного воспроизведения через длительные промежутки времени: от суток до нескольких лет.

В связи с тем, что для детей 6- 7 лет более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому, занимаясь с ребенком, желательно использовать игровые приемы, например: включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др., можно попросить детей запомнить нужный вам материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и не следующий день. А при воспроизведении на другой день, также используя игру, сказать, что то же самое ребенок должен будет вспомнить и завтра. Однако, давая такое задание, вы должны позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения ребенком.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

Психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием моторики и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, сравнив, ученика, который в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии и т.п.), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет педагогу такой ребенок.

Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшему дошкольному возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование. Если навыки тонкой моторики не развиты, необходимо выяснить причины, это м.б. неспособность ребенка увидеть, воспринять образец, что связано с определенными дефектами восприятия (пониженное зрение, не различение деталей предмета, не способность выделить его части из целого и т.д.).

Что делать в этом случае? Для начала попросить ребенка подробно описать то, что они видит, те образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступать к графическому воспроизведению.

Возможны и другие причины, когда у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из- за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» - взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов.

Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении каких - либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся последующая коррекционная работы должна строиться в тесном сотрудничестве педагогов и воспитателей со специалистом этого профиля.

Недостатки в развитии в той или иной сфере обязательно повлияют на общий ход психического развития ребенка, скажутся на особенностях становления его личности в целом. Поэтому целенаправленная коррекционная и развивающая работа должна носить комплексный характер. Именно тогда она будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию и реализации его способностей, раскрепощению его творческого потенциала.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Мышление

  • “Четвертый лишний ”- задания предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
  • “Придумывание недостающих частей рассказа” - когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важно значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
  • На это же направлена игра “Говори наоборот ”, в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребенка тоже называть слово, но только с обратным смыслом, например: большой- маленький. Можно предложить детям слудеющие пары слов: толстый- тонкий, черный- белый, горячий- холодный, пустой- полный, легкий- тяжелый, чистый- грязный, огонь- вода, трус- храбрец и др. Можно подбирать самые разные пары слов, ориентируясь на опыт ребенка;
  • Логические загадки и задачи . Например, хорошо известная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?! Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно».
  • «Дележ» : «Как разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине?» Ответ: « Один человек берет яблоко вместе с корзиной».

Данные виды заданий направлены на развитие различных видов мышления. Но, такое разделение мышления искусственно и используются в целях специальной диагностики уровня психического развития, а так как в решении любой логической задачи участвуют все виды мышления, которые зачастую развести невозможно. Поэтому, можно предложить развивающие задания, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.

К ним относятся: всевозможные головоломки , различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получиться другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Например, составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Упражнения со спичками помогут также развитию пространственного мышления . С этой же целью кроме перечисленных можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно использовать игры- головоломки, позволяющие всестороннее развивать функцию мышления путем уложения условий задания, например: от «Змейки Рубика»- к «Кубику Рубика», от «Игры в 5» - к «Игре в 15» и многие другие.

Развитие произвольности

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу .

Пример - это будет реальных образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем, чтобы ребенок научился производить правильных выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.

Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. После этого взрослый просит ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы . Обращается особое внимание на следующие моменты :

Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом. Это означает, что он должен удерживать заданную вами цель- построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится, или который он придумает в процессе сборки.

Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).

Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции . Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности.

Однако, наличие сформированной цели, модели условий и программы исполнительских действий не является залогом правильной сборки, если ребенок не будет в процессе работы осуществлять обратную связь и в случае ошибок корректировать свои действия. Для этого он должен в процессе работы постоянно сверять результаты своих действий с эталоном .

По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу ,

Если замечается, что ребенок допускал ошибки на каком- либо из выделенных этапов сборки, проанализируйте вместе с ним причины, которые привели к ошибкам конструирования . После этого попросите ребенка внести необходимые коррективы.

Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности . Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности.

На следующем этапе можно предложить ребенку аналогичную работу, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома .

При этом возможны два варианта изображения:

  1. полное, когда на схематическом рисунке представулены все образующие постройку детали (как в масштабе 1: 1, так и уменьшенное);
  2. конструирование- без детализации;
  3. конструирование по словесному описанию;
  4. конструирование по собственному замыслу - на этом этапе работы, перед ее началом, ребенок должен подробно описать особенности задуманной постройки. (похвалить за хорошую идею).

*Широкие возможности деятельности конструирования позволят подобрать различные по сложности типы конструкторов в зависимости от индивидуального исходного уровня развития произвольности ребенка. Наряду с конструкторами могут быть использованы различные виды разрезных картинок- мозаик и кубиков, позволяющих выстраивать сложные сюжетные изображения, всевозможные головоломки, принцип работы с которыми позволяет формировать целостную систему произвольной регуляции деятельности.

Еще одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант», который предполагает два условия выполнения задания:

  • ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске; ученика просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок;
  • аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо- влево, вверх- вниз).

Для развития зрительно- моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15- 20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам, предъявление на определенное ограниченное время какая- либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка, в которой не достает каких -то деталей, или, напротив, появляются лишние изображения. Эти обличия и должны уловить дети.

Аналогичное упражнение: на столе стоит 8- 10 предметов, которые ребенок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребенка их перечислить. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить ребенка точно воспроизвести исходный порядок.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игру на развитие зрительно- моторной и зрительной памяти.

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности .

Например, попросить ребенка без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой- либо рисунок по словесному описанию и тд.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: читать ребенку набор слов (10 - 15) , которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просить назвать слова, которые он запомнил.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если обнаруживается, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания лучше всего объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедится, что так запоминать легче.

Аналогичный способ запоминания можно предложить детям для использования и при запоминания различных предметов, цветов, последовательности событий.

Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой- либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребенок не уловил последовательность событий и связь между ними, ему важно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с порой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки- памятки.

Развитие моторики

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

  1. обвести карандашом узор;
  2. поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что взрослый рисует дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом. Потом сказать ребенку: «Ты - водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.

Для развития тонкой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это, прежде всего, та же хорошо известная работа с конструктором, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение.

С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

  1. игра «Съедобное-несъедобное», а также любые игры и упражнения с мячом.
  2. игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.
  3. Игра в «Тир»: в цель различными предметами (мячом, стрелами кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Для совершенствования этих навыков целесообразно последовательно уменьшать размер метательных предметов и мишени, увеличивая расстояние до нее.

Игра в тир может проводиться и на бумаге. Для этого на листе схематично рисуется ружье и мишени. Они должны быть на разном расстоянии от ружья и разной величины. Ребенку предлагают «стрелять» из ружья и объясняют, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой и надо попасть как можно ближе к цели, а лучше - в центр мишени.

Развитию этих навыков способствует также весь спектр спортивных игр, физических упражнений, занятий танцам и ритмикой, аэробикой.

Список литературы:

Дубровина, И. В. «Готовность к школе» [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: 1999 г.

Документы для скачивания:

Способы формирования познавательного интереса у детей:

Предоставлять больше самостоятельности; Доносить до детей необходимость каждого знания, формировать осознанность в получении знаний; Связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми; Проявлять самим интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон; Отмечать успехи, достижения, «рост», терпение, старание детей. В случае неуспеха объяснить ребёнку причину в недостаточности усилий, которые он приложил для выполнения задания. Объективно оценивать возможности и способности ребёнка; Организовывать деятельность так, чтобы отдельные звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели; Использовать стремление ребёнка нравиться взрослому для того, чтобы заинтересовать его познавательной деятельностью ; Подбирать такой материал на занятия, который отвечает интересам и потребностям детей. Создать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой: «Утро перед школой», «Уроки», «Библиотека», «Перемена», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания»;

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

Формирование у детей правильных представлений о школе и учении; формирование положительного эмоционального отношения к школе; формирование опыта учебной деятельности.

Формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:

Рассказ дошкольникам о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях

Выполнение домашних заданий (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, дедушек, бабушек о школе, из которых затем можно сделать выставку «Наши мамы и папы - школьники»)

Приглашение учителя в детский сад (Организация экскурсии на школьный двор, в школу

Организация выставки достижений, рисунков о школе, изучение с детьми стихотворения о школе и т. д.)

Создание образа доброго, справедливого учителя

Использование приёма «незримого присутствия учителя» (написание письма, поздравления с праздником и т. д.)

Приглашение школьников в детский сад

О наличии внутренней позиции школьника следует говорить лишь в том случае, если:

Ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к
совершенно естественному и необходимому событию в жизни; обнаруживает чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий; предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям «дошкольного» типа
(рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.); имеет содержательное представление о подготовке к школе; предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома; положительно относится к наличию общественно принятых правил и
норм поведения (дисциплина); предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных
заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам
поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки); признаёт авторитет учителя.

1. Аналогии.

Большой – маленький, быстрый - … (медленный);

Вода – жажда, пища - … (голод);

Волк – пасть, птица - … (клюв);

Врач – больной, учитель - … (ученик);

Гвоздь – молоток, шуруп - … (отвертка);

Город – дома, лес - … (деревья);

Город – страна, улица - … (город, дом);

Горячий – холодный, густой - … (жидкий);

Грибы – лес, пшеница - … (поле);

Дедушка – старый, внук - … (молодой);

День – обед, вечер - … (ужин);

Дерево – высокое, куст - … (низкий);

Дерево – сук, рука - … (палец);

Дождь – вода, костер - … (огонь);

Дождь – зонтик, мороз - … (шуба);

Дом – кирпич, слово - …(звук);

Жара – засуха, дождь - … (наводнение);

Задача – решение, вопрос - … (ответ);

Заяц – зверь, щука - … (рыба);

Заяц – морковь, ласточка - … (мухи, червяки);

Зима – холод, лето - … (жара);

Июль – лето, апрель - … (весна);

Камень – твердый, подушка - … (мягкая);

Камень – тяжелый, пух - … (легкий);

Капуста – огород, гриб - … (лес);

Карандаш – рисунок, буквы - … (слова, рассказ, текст);

Картофель – кожура, яйцо - … (скорлупа);

Клей – склеивать, ножницы - … (разрезать);

Конфета – сладкая, лимон - … (кислый);

Курица – петух, кошка - … (кот);

Лес – дерево, библиотека - … (книга);

Лес – деревья, пустыня - … (песок, кактусы);

Лето – жара, зима - … (холод);

Ложка – каша, вилка - … (мясо, макароны, картофель);

Лошадь – жеребенок, корова - … (теленок);

Луг – трава, лес - … (деревья);

Машина – дорога, корабль - … (море);

Машина – дорога, самолет - … (воздух);

Машины – мотор, лодка - … (парус, весло);

Мокрый – сухой, белый - … (черный);

Молоток – забивать, нож - … (резать);

Море – вода, небо - … (воздух);

Морковь – огород, яблоко - … (сад);

Нога – сапог, рука - … (перчатка);

Нож – режет, игла - … (колет);

Нож – сталь, стол - … (дерево);

Ночь – луна, день - … (солнце);

Огурец – овощ, колокольчик - … (цветок);

Окунь – рыба, ромашка - … (цветок);

Пальто – пуговица, ботинок - … (шнурок);

Паровоз – вагон, конь - … (телега);

Перчатка – рука, сапог - … (нога);

Песня – глухой, картина - … (слепой);

Песня – композитор, самолет - … (конструктор);

Пробка – плавать, камень - … (тонуть);

Птица – воздух, рыба - … (вода);

Птица – клюв, слон - … (хобот);

Птица – крылья, рыба - … (плавники);

Рабочий – город, крестьянин - … (деревня);

Роза – цветок, бабочка - … (насекомое);

Сажа – черная, снег - … (белый);

Сани – зимой, телега - … (летом);

Сахар – сладко, горчица - … (горько);

Слон – большой, комар - … (маленький);

Собака – будка, мышка - … (норка);

Стакан – стеклянный, ведро - … (железное, пластмассовое);

Стихотворение – поэзия, песня - … (мелодия, музыка);

Стул – деревянный, свитер - … (шерстяной);

Стул – мебель, платье - … (одежда);

Суп – еда, кастрюля - … (посуда);

Темный – светлый, радостный - …(печальный);

Утюг – гладить, телефон - … (разговаривать);

Ухо – слушать, зубы - … (жевать);

Учитель – ученик, врач - … (больной);

Хлеб – пекарь, дом - … (строитель);

Хулиганство – наказание, подвиг - … (награда);

Человек – квартира, птица - … (гнездо, скворечник);

Чисто – грязно, высоко - … (низко);

Шар – легкий, гиря - … (тяжелая);

Школа – обучение, больница - … (лечение);

Школа – ученик, больница - … (больной);

Школа – учиться, завод - … (работать);

Щука – рыба, Москва - … (город);

Электричество – провода, пар - … (трубы);

Яйцо – скорлупа, семечки - … (шелуха);

2. Антонимы.

Белый – черный

Беречь – портить

Бледный – яркий

Близко – далеко

Богатый – бедный

Бодрый – усталый

Больной – здоровый

Большой – маленький

Бросить – поймать

Быстрый – медленный

Вверх – вниз

Весело – грустно

Веселый – грустный

Весна – осень

Взрослый – детский

Взял – отдал

Взял – положил

Враг – друг

Выпрямил – загнул

Выпрямил – согнул

Высокий – низкий

Высоко – низко

Гладкий – колючий

Горячий – холодный

Грязный – чистый

Грязь – чистота

Густой – жидкий

Далеко – близко

День – ночь

Длинный – короткий

Добро – зло

Доброта – злость

Добрый – злой

Дождь – снег

Друг – враг

Дружба – вражда, ссора

Забывать – помнить

Забыл – вспомнил

Завтра – вчера

Завтра – сейчас

Здоровый – больной

Зима – лето

Зной – прохлада

Красивый – безобразный

Красивый – страшный

Купить – продать

Легкий – тяжелый

Ложиться – вставать

Медленно – быстро

Мир – война

Мир – ссора

Мириться – ссориться

Младший – старший

Мокрый – сухой

Насорил – подмел

Насорил – убрал

Начало – конец

Небо – земля

Низ – верх

Низко – высоко

Ночь – день

Огонь – лед

Одеть – раздеть

Острый – тупой

Плакать – смеяться

Плачь - смех

Плохой – хороший

Плюс – минус

Поднимать – опускать

Поднять – уронить

Поздно – рано

Полезный – вредный

Пошел – встал

Проиграть – выиграть

Просторный – тесный

Прочный – хрупкий

Пустой – полный

Рабство – свобода

Радостно – грустно

Радость – горе

Радость – печаль

Разрешать – запрещать

Рано – поздно

Ребенок – взрослый

Редко – часто

Рисовать – стирать

Ругать – хвалить

Сажать – вырывать

Светло – темно

Светлый – темный

Сел – встал

Сильный – слабый

Сладкий – горький

Смелый – трусливый

Смех – плач

Спрятать – найти

Старик – молодой

Старше – младше

Старший – младший

Старый – молодой

Стоять – бежать

Сухо – мокро

Твердый – мягкий

Темно – светло

Теплый – прохладный

Толстый – тонкий

Трудолюбивый – ленивый

Трус – храбрец

Трусливый – храбрый

Тупой – острый

Тьма – свет

Тяжело – легко

Тяжелый – легкий

Убирать – мусорить

Узкий – широкий

Умный – глупый

Уронил – поднял

Утро – вечер

Холодно – жарко

Холодный – горячий

Хрупкий – крепкий

Черный – белый

Честный – лживый, обманщик

Чистый – грязный

Чужой – родной

Шершавый – гладкий

Широкий – узкий

Шум – тишина

Ясный – туманный

Ясный – хмурый

3. Осведомленность.

Назови все, которые ты знаешь:

Весенние и осенние месяцы. Виды спорта. Диких животных. Домашних животных. Животных жарких стран. Животных Севера. Зимние и летние месяцы. Зимующих птиц. Какие ты знаешь части суток. Кухонную посуду. Молочные продукты. Музыкальные инструменты. Названия грибов (любых). Названия деревьев. Названия цветов (ребёнок может называть любые цветы). Названия ягод (любых). Назови второй, четвёртый и седьмой дни недели. Назови первый день и последний день недели. Насекомых, которые летают. Насекомых, которые ползают. Перелетных птиц. Перечисли рабочие дни недели. Какой последний день недели. Рабочие инструменты. С какого месяца год начинается, а каким месяцем заканчивается. Сколько дней в неделе? Назови выходные дни недели. Сколько дней в неделе? Назови рабочие дни недели. Сколько месяцев в году? Перечисли.

4. Понятливость.

Почему во всех автомобилях тормоза? Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускают шлагбаум? Почему люди занимаются спортом? Почему лучше строить дом из кирпича, а не из дерева? Что делают из глины? Что делают из металла? Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? Что значит: «Семь раз отмерь, один отрежь». Что значит «зимующие птицы»? Назови, каких знаешь. Что значит «перелётные птицы»? Назови, каких знаешь. Что нужно делать, когда болеешь? Почему на зиму деревья сбрасывают листья? Что значит «млекопитающие» животные? Назови, кого знаешь. Что значит «плотоядные» животные? Назови, кого знаешь. Что значит «травоядные» животные? Назови, кого знаешь. Для чего паук плетет паутину? Чем защищаются животные? Зачем ежам нужны колючки? Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? Почему на письмо нужно наклеивать марку? Килограмм. Это что? Велосипед. Это что? Что предсказывает приближение грозы? Для чего нужны дорожные знаки? Для чего цветы имеют яркую окраску? Для чего люди придумали буквы? Для чего растению нужен корень? Почему стеклянную посуду нельзя ставить на огонь? Что значит «Тише едешь – дальше будешь»? Что значит «Поспешишь - людей насмешишь»? Для чего многие насекомые имеют яркую окраску? Утром мы завтракаем, а в полдень? В какое время года листопад? В какое время года половодье? В какое время года бывает иней? Что остаётся на земле после дождя? Что общего между гусеницей и бабочкой? Почему верблюда называют «кораблём пустыни»? В какое время года бегут ручьи? В какое время года у животных линька? В какое время года желтеют листья? Для чего хамелеон меняет свою окраску? В какое время года птицы вьют гнезда? Для чего рыбе жабры? В какое время года сажают семена? Чем отличаются гвоздь и винт? Как их различить, если увидишь? Зачем нашему организму нужна кровь? Если бы у тебя были завязаны глаза, как бы ты узнал, откуда идет звук? Кто такие кошка и белка? Чем кормит детенышей кошка? Чем кормит детенышей белка? Каким образом парашют предохраняет нас при падении? Чем отличается старый человек от молодого? Чем отличаются лук, растущий на грядке и лук со стрелами? Куда солнце уходит ночью?

Игры на развитие произвольной и интеллектуальной сферы, мелкой моторики

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Цель: развивать умение анализировать написание цифры и буквы (знаки) и уметь "видеть" нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.

Инструкция: посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача - очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы "а" и цифры "2", которые вам встречаются.

8абвгд4жзс2атунол9стуфх7ыюяЗс2ном6абвгд2умлика л2мрст2а5и6 мн2сэстуо2лсуах7ыя.

ХЛОПОК В ЛАДОШИ

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

Инструкция: сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т. д.

Вы должны меня внимательно слушать и хлопать в ладоши, в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животное (посуду, мебель и т. п.).

Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обратить внимание.

ИМЕНА

Ход: психолог называет фамилии и имена присутствующих детей путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

НАЗОВИ СОСЕДЕЙ

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать "соседей" данного числа, т. е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКОВ

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, анализиро вать причинно-следственные связи между явлениями, умения определять по следовательность событий, выделять в них главное.

Оборудование: серии картинок, связанных сюжетом.

Ход: Педагог предлагает детям разложить рисунки в таком порядке, чтобы они рассказали о каком-то событии, затем необходимо составить связный рассказ по картинкам и дать ему название.

ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИЙ

Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а

одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

Я - ЗНАЮ...

Цель: формирование операций обобщения и классификации.

Ход: Педагог просит ребёнка назвать 5 имён мальчиков. При этом, называя имена, ребёнок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребёнка: "Я знаю пять имён мальчиков: Саша - раз, Миша - два, Серёжа - три, Алёша - четыре, Денис - пять". Для игры следует использовать общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, профессии, фрукты, овощи и т. д. Если игра организована для нескольких детей, то дети, допускающие ошибки, выбывают.

НАВЕДИ ПОРЯДОК

Цель: формирование операции обобщения и классификации. Ход: педагог дает детям карточки с изображением объектов, относящихся к различным обобщающим группам и предлагает "навести порядок" - разделить картинки на группы.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть три слова. Примерные наборы для предъявления: Море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.

НАЗОВИ ПРЕДМЕТ

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).

НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛОЧКАМИ

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зри тельных образов.

Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.

БЕРИ ОСТОРОЖНО

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: 15 спичек.

Ход: В игре принимают участие до 5 человек. Детям предлагается на спичках

провести карандашом или ручкой поперечные полосы: на 1 спичке - 5 полос; на 2 спичке - по 4 полосы; на 3 - по 3; на 4 - по 2; на 5 - по одной полосе.

Педагог собирает все спички в кулак и, приподняв его над столом, раскрывает его постепенно гак, чтобы спички упали кучкой. Каждый ребёнок по очереди берёт из кучки по 1 спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, в противном случае его очередь переходит следующему участник). Каждая полоска на взятой спичке даёт играющему одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным: указательным и средним и т. д.).

СРИСОВЫВАНИЕ КАРТИНКИ, НАДПИСИ

Цель: развитие умения точно копировать образец, тонкой моторики руки.

Оборудование: картинки, схематически изображающие предметы.

Ход: Педагог предлагает ребёнку лист бумаги, на котором нарисована кар тинка, и карандаш: "Нарисуй на этом листе точно такую же картинку" Когда ребенок говорит об окончании работы, нужно предложить ему проверить свою работу, всё ли верно.

ДА-НЕТКА

Цель: формирование способности к классификации и объединению данных опыта в понятие; овладение умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащается речевая практика.

Ход: Один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо "Да", либо "Нет", пытаются определить задуманное. Иллюстрировать игру можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:

Загадала я предмет. Это лейка? Нет! Не линейка? Нет! Это кошка? Нет! Это мошка? Нет! Может, кнопка? Нет! Значит, пробка? Нет! Не могу найти ответ.

После прочтения можно спросить детей: "Ребята, как вы думаете, почему
предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не
перебирая разные названия, угадать то, что загадано?" - и разобрать с ними
примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово
"бабушка".
Вопрос: Ответ:

Предмет живой? - Да. Это животное? - Нет. Это растение? - Нет. Это человек? - Да. Мужчина? - Нет. Живет в нашем городе? - Да. Живет вместе с тобой? - Да. Это твоя сестра? - Нет. Мама? - Нет. Бабушка? - Да.

Примечание: правила игры усложняются постепенно: оговаривается количество вопросов для получения конечного ответа; усложняется содержание - загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; "Да-нетки" придумывают сами дети.

ПИКТОГРАММЫ

Цель: развитие образной памяти, творческого мышления.

Материалы: бумага, простой карандаш.

Ход: Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими.

Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать.

Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для "спрятывания" предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

ОТВЕЧАЙ

Цель: развитие произвольного внимания.

Ход: Дети, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ребенка должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению.

Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос. А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора - наступайте. Если же я наступаю - отступайте тихими хлопками.

РИСУЕМ ПОД ДИКТОВКУ

1.Откройте тетрадь. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте два квадрата одновременно, один правой рукой, другой левой, с разных точек. После того, как вы закончили рисовать квадраты, так же с разных точек нарисуйте два круга, а затем два треугольника.

2. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте в тетради обеими руками одновременно правой рукой солнце, а левой - месяц. Затем закройте глаза и нарисуйте, не открывая глаз, облака слева от изображенных светил.

КУЛАК-ЛАДОНЬ

Цель: развитие координации движений. Ход:

а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак (6-8 раз).

б) Правую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, левую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т. д. (6-8 раз).

РАДИО

Цель: воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

Ход: Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она "Радио". Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала, я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красивый свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?

Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. "А теперь диктором будет кто-нибудь из вас" - говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: "Нет такой девочки (мальчика) у нас!

ОРИЕНТИРОВКА ПА ЛИСТЕ БУМАГИ

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки), простой карандаш.

Педагог раздаёт детям листы бумаги в клеточку с разметкой. "На листе, на том месте, где оставлены точки, нужно нарисовать то, что я вам скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно слушать.

Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок. Мы ждем, когда наступит "бабье лето", потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу".

Затем педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Такую работу можно провести, используя разные времена года.

РИСОВАНИЕ УЗОРОВ (ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ)

Цель: укрепление мелких мышц кисти, тренировка координации руки.

Оборудование: простой карандаш, лист бумаги в клетку.

Ход: Педагог предлагает ребёнку продолжить готовые узоры. Затем это упражнение следует усложнить. Задание ребёнку предлагается на слух, диктуется узор.

ОФИЦЕР - СОЛ ДАТ

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги, произвольности, внимания.

Оборудование: простой карандаш, лист в клетку с условными обозначениями деревьев, кустарников, болот и т. д.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить ориентировку на листе бумаги. "Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру "Офицер-солдат". Я буду офицером, а вы - солдатами-разведчиками. Посмотрите, где будет проходить наш путь: среди болот, по лесу, среди вражеских позиций. Вам необходимо точно выполнять поручения офицера, чтобы не попасть к неприятелю в плен. Для этого, не отрывая карандаш от листа бумаги, необходимо двигаться так: одна клетка вверх, две клетки вниз...". Затем, можно предложить детям выполнять письменные поручения-приказы офицера. Для этого на листе бумаги или доске пишется количество клеток и направление движения в виде стрелки. Офицером могут быть и дети после того, как освоят письменные приказы.

РАСКРАСЬ ПРАВИЛЬНО

Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики.

Оборудование: цветные карандаши и лист бумаги с контурами пяти домиков и чистые листочки бумаги в клеточку с отметками в виде крестика.

Ход: Педагог предлагает детям раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасить красным карандашом третий домик справа. Раскрасить зелёным карандашом домик, который стоит перед синим. Раскрасить желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым. Раскрасить коричневым карандашом домик, который следует за жёлтым. Сравнить с образцом. Затем педагог просит закрасить чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зелёным карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной клетками. Сравнить с образцом. Возможны многочисленные варианты таких игр.

ПОЛ - ПОТОЛОК

Цель: направлено на развитие внимания.

По команде "Пол!" нужно хлопнуть в ладоши, по команде "Потолок!" - по коленям. Взрослый чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.

ДОРИСУЙ

Цель: активизация образного восприятия.

Материалы: лист с нарисованной какой-либо геометрической фигурой.

Ход: Ребенку дают лист с нарисованной фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа). В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений. Содержание задания не изменяется - ребенок создает целостное изображение.

САНТИМЕТР

Цель: закрепить в сознании произвольный способ координации между зрительным образом, внутренним видение м и мышечно-двигательной памятью.

Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.

Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стола, ширину тетради. Сделайте то же с открытыми глазами. Снова - с закрытыми.

ЧТО НОВОГО?

Цель: направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ход: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: направлено на развитие способности переключать внимание.

Ход: Взрослый показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если взрослый опускает руки вниз, это движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз - садится.

НЕВПОПАД

Цель: направлено на формирование внимания.

Ход: Взрослый называет неодушевленное существительное (предмет) и бросает ребенку мяч.

Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать признак или действие, не свойственные заданному объекту (нужно ответить невпопад: книга - соленая, дерево - разбилось...).

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!