Женский журнал Ladyblue

Детские лагеря на летние каникулы. Какая польза от лета детям? Идеи для совместных занятий на каникулах

Советует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета :

Каникулы - это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений - дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия... Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное - не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.

Чем можно заняться вместе на каникулах?

Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семь-ёй за красиво накрытым столом попробовать угощения.

Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.

Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и пере-стали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию.

Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.

Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.

Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе - физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует.

Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?

Светлана Протченкова, Самара

Отвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:

Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать - нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старше-классниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом.

Для маленьких ребят главное - мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше - чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не от-дохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро - а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики - вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу - и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься - в выходные, на каникулах, по вечерам, - просто перестают учиться - уже выдохлись, интереса больше нет.

Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?

Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят - дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба - это есть «вопрос - ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки - такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.

Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде - это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.

20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком

1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник.
7.
Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон.
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр - нарисовать с натуры парк, церковь или речку.

С наступлением лета, кроме приятного предвкушения отпуска, который вы запланировали провести на море, даче или просто дома, отдыхая и занимаясь своими делами, появляется настоящая «головная боль» именуемая летними каникулами.

Куда пристроить любимое чадо, пока вы будете на работе? Как проконтролировать что ел, что пил, где гулял и с кем общался ребенок? Какое занятие ему придумать, чтобы он не искал приключений, на свою маленькую «пятую точку», праздно слоняясь по дому от безделья? Как организовать летние каникулы, чтобы ребенку было о чем писать осенью сочинение на тему - «Как я провел лето»?

В основном, родители делятся на три категории. Те, кто считает, что три месяца безделья – это реальный перебор, ведь за это время, ребенок может напрочь забыть все, что ему вкладывали в голову долгие девять месяцев учебы, а значит, нужно его нагрузить занятиями , чтобы мозги не расслаблялись. Есть те, кто уверен, что летние каникулы – это законный отпуск отпрыска, а значит, он имеет право провести его так, как захочет, даже если будет целыми днями валяться дома и плевать в потолок. Ну, а есть те, кто старается найти «золотую середину», чтобы ребенок и не расслабился окончательно, но и отдохнул вволю, перед предстоящей учебой.

Во-первых, вы должны понимать, что издеваться над своим собственным ребенком не стоит, и если использовать его личное время для того, чтобы подтянуть пробелы в учебе, то, скорее всего он не «подтянет», а просто возненавидит и вас и учебу, которую ему навязывают в то время, когда его друзья гуляют на улице . Вот несколько самых распространённых ошибок, совершаемых родителями на летних каникулах:

1. Предоставление полной свободы действий - можно сколько угодно гулять, смотреть телевизор, играть на компьютере. Такое времяпровождение, скорее всего, пагубно скажется на здоровье крохи, и позже вам придется «лечить» отпрыска свежим воздухом и полноценным здоровым сном, чтобы восстановить потерянные силы.

2. Дома тоже можно прекрасно отдохнуть, гуляя во дворе с ребятами и сидя за компьютером. К сожалению, это неверно, ведь для детей, практически любого возраста, каникулы - это прекрасная возможность получить свежие эмоции и заряд бодрости на весь учебный год. Им просто необходима смена впечатлений! Лагерь, санаторий, дача , деревня – куда, когда и как надолго, не имеет значения, главное, попытаться сменить скучную привычную обстановку.

3. Учиться, учиться и все время учиться, чтобы подтянуть «хвосты» и регулярно освежать в памяти знания. По сути, доля правды в этом есть, но представьте себя на месте ребенка. К примеру, вы отправляетесь в отпуск, а ваш начальник нагружает вас работой, ну чтобы вы не расслаблялись и не потеряли навыки. Согласитесь, несправедливо? Вот так же думают и дети, если их заставляют учиться вместо того, чтобы отдыхать. В идеале, знания лучше освежать незадолго до конца учебного года, за 2-3 недели, но никак не все лето.

4. Детям нужно отдохнуть не только от школы, но и от родителей. Совершенно неправильно! Вспомните, о чем вы разговаривали с дитем в течение учебного года? Об успеваемости, об оценках, о домашних заданиях, верно? Но ведь ваш отпрыск интересуется не только этим. Лето – самое время для того, чтобы поговорить с ребенком «по душам» . Естественно, никто не говорит о том, что ради «задушевных бесед» вы должны держать его три месяца рядом с собой, но и отправлять на все лето в лагерь или в деревню к бабушке, тоже неправильно.

А теперь давайте поговорим подробнее о том, как же организовать «отпуск» своему ребенку?

· Чтобы избежать так званого «стресса начала учебного года», не стоит полностью запускать учебу . Есть дети, которым достаточно нескольких дней, чтобы с головой погрузится в изучение сложных наук, но есть и те, кому для этого нужно достаточно много времени. Четверть часа, потраченная на учебу, не обременит ребенка, зато благодаря этому, из его головы не исчезнут знания, которые были приобретены ранее. Можно читать классические произведения, а так же те книги, которые нравятся крохе. В принципе, за лето можно немного подтянуть предметы, по которым было заметное снижение успеваемости. Но если отпрыск категорически отказывается «грызть науки» в летнее время, попробуйте его заинтересовать. К примеру, учеников младших классов, можно простимулировать походом в кино или развлекательный центр, при условии, если он будет ежедневно понемногу заниматься. Старшим школьникам, нужно объяснить, что чтение летом литературы, которую они будут изучать во время следующего учебного года, облегчит жизнь в дальнейшем, и даст возможность передохнуть во время учебы.

· Желательно спланировать то, как ребенок будет проводить свой день, но не забывайте выделить время, которое он сможет провести на свое усмотрение. Постарайтесь не навязывать свое мнение, и если ему хочется слоняться по квартире, то пусть так и делает. Хочет играть в компьютерные игры? На здоровье! И это, сказано не в переносном, а в самом прямом смысле, ведь безобидные стрелялки и бродилки, в разумных количествах, вреда не нанесут. Благодаря им, ребенок сможет выплеснуть накопившиеся эмоции, будет напрягать мозг, развивать сообразительность, ловкость, память, научится выкручиваться из сложных ситуаций. Кстати, проблемы со зрением, возникают только тогда, когда ребенок проводит за компьютером слишком много времени, при неправильном освещении, а так же, если качество монитора оставляет желать лучшего. Тем не менее, строго регламентируйте время, ведь у детей, впрочем, как и у взрослых, очень быстро развивается компьютерная зависимость. В 6-7 лет, не более 10 минут без перерыва, в 8-11, не более 15, в 12-13, добавляем еще 5 минут, в 14-15, еще пять. Ну, а старшеклассникам, можно позволить просидеть за компом полчаса при условии, что после этого, будет сделан перерыв и глазная гимнастика.

· Думаю, не стоит говорить о том, что ребенку желательно максимально много бывать на свежем воздухе . Именно благодаря этому, будет укрепляться иммунитет, повышаться аппетит, организм будет получать на солнце, такой необходимый для роста витамин Д.

· Не смотря на то, что на каникулах хочется делать все то, чего нельзя было во время учебы, к примеру, поздно ложиться и спать до обеда, распорядок дня все равно должен быть, просто вы его можете сделать не таким строгим, как раньше . К прежнему режиму нужно будет вернуться за неделю до сентября, этого вполне достаточно для того, чтобы детский организм перестроился на новый лад.

· Не забывайте о таком прекрасном совместном времяпровождении, как посещение театров, музеев, парков, выставок, планетария. Это называется «полезным отдыхом», который ничем не хуже чтения книг.

· Можно отправиться в поход , причем не только для того, чтоб всей семьей весело пожарить шашлыки на природе. В лесу есть масса интересного! Предложите собрать гербарий, который обязательно пригодится младшим школьникам на уроках труда. Научите отпрыска фотографировать, разводить костер, устанавливать палатку, готовить еду на костре.

· Лето - самое время отправится в секцию , на которую у ребенка не было времени во время учебы. Но ни в коем случае не навязывайте свои желания, пусть решает и выбирает сам. Это могут быть занятия спортом , бассейн, творчество или танцы – главное, чтобы ребенок получил удовольствие и пользу.

И не важно, какая погода за окном. Всегда можно придумать, чем заняться, главное – чтобы у родителей было желание и время на то, чтобы развлекать свое чадо. И тогда, летние каникулы станут для отпрыска настоящим отпуском, а для вас, не будут серьезной «головной болью».

И важно здесь не столько количество проведенного вме­сте времени, сколько его ка­чество. Мы подготовили для вас несколько советов, как укрепить отношения с ­ком во время летних каникул.

Спланируйте отдых вместе

Бывает так, что дети от­казываются участвовать в семейном отдыхе, по­тому что им «неинтерес­но». А если родителям приходится давить и принуждать, то о каком укреплении отношений может идти речь? Поэто­му нужно обязательно привлекать ребенка к планированию семей­ного отдыха. Выбирая вместе с родителями маршрут, отель, рассма­тривая фотографии ин­тересных мест, ребенок уже не «уйдет в отказ».


Еще совет: для ребенка важнее не смотреть, а лазить, трогать, плавать, кататься, делать что-то своими руками. Тогда приятные переживания (а в будущем - общие воспоминания) станут теми «кирпичиками», из которых складываются добрые отношения.

Подружитесь с его (её) друзьями

Летние каникулы стоит использовать, чтобы наладить от­ношения с друзьями дочки или сыночка (особенно, если они уже подросли). Чтобы быть спокойным за ребенка, знать где он и с кем, нужно приглашать к себе в дом его (ее) друзей. А если последние вам не нравятся? Тогда особенно нужно это сделать! Общайтесь с ними, слушайте, спрашивайте, только не читайте морали. Общаясь с д рузьями своего чада, вы бу­дете лучше понимать своего ребенка, и у вас будет больше возможностей повлиять на ситуацию. Если вы не в восторге от друга или подруги, ни в коем случае не говорите: «Он глу­пый и злой». Высказывайте свое суждение только о конкрет­ном поступке, рассказав, как поступил бы настоящий друг.

Посвятите чадо в тонкости семейного бюджета

Психологи уверены: летом ребенок должен отдыхать от уче­бы! Во время каникул лучше говорить на «взрослые» темы, например, тему денег. Вашему ребенку будет интересно узнать, как вы зарабатываете, как планируете семейный бюджет и т.п. Можно взять чадо в банк и объяснить смысл простейших операций. Можно вывести на уровень экономического образования даже обычный поход в ма­газин. Научите не просто брать с полки продукты, а обра­щать внимание на цену и «укладываться» в бюджет. Став источником полезных знаний, вы поднимете свой автори­тет в глазах ребенка, а значит, укрепите ваши отношения.

Совет 2: Чем занять школьника на летних каникулах в городе

Задача школьника на время летних каникул - набраться сил, получить новые впечатления. Кроме того, ребенок должен оздоровляться, отдыхать активно. Достичь всех этих целей бывает сложно. Особенно в условиях города. Но и оставаясь здесь, можно заинтересовать школьника полезными делами и развлечениями.

Инструкция

Для начала составьте план всех мероприятий и занятий. Это поможет дисциплинировать и вас, и и ребенка. Можно оформить план в виде плаката, для наглядности повесив его на стене.

Несколько часов в день будет достаточно для выполнения заданий, развивающих мыслительные, умственные способности. Решать головоломки, разгадывать ребусы и интересно, и полезно. Внеклассное чтение также обязательно.

Умственные занятия чередуйте с отдыхом и физической деятельностью. Школьник уже может помогать родителям в работе по дому, выполняя легкие задания. Пусть он польет цветы, вытрет пыль, подметет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!