Женский журнал Ladyblue

Дж. Р

На Толкина произвела тяжёлое впечатление , а также , по его мнению, разрушившая ту Англию, которую он знал и любил. Поэтому, «Властелину колец» присущ (тоска по прошлому).

На русский язык «Властелин колец» впервые переведён в году А. А. Грузбергом. Сейчас издано около семи разных переводов книги (в это число не входят вольные пересказы, неполные переводы и неизданные переводы), наиболее известен перевод А. А. Кистяковского и В. С. Муравьёва, который, по мнению критиков, обладает наиболее сочным языком и лучшей . Книга стала широко известна в в конце - начале годов. в СССР тоже возникли в среде .

Художественное своеобразие

Мифологические и другие параллели

Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии . Однако сам Толкин отрицал связь между произведениями Вагнера и сюжетом «Властелина Колец». Характерным отличием толкиновского сюжета от вагнеровского является то, что, по Толкину, Кольцо уничтожает не герой (у Вагнера - ), а маленький (сказочно-фантастическая версия образа «маленького человека», распространённого в литературе XIX - XX веков).

Возможно также провести параллель между «Властелином Колец» и , а также Сагой о Вёльсунгах, где присутствует образ про́клятого кольца, похищенного у Андвари и приносящего своему обладателю смерть.

Из остальных, наиболее важных параллелей, можно назвать следующие: обличье мага , одного из главных героев «Властелина Колец», в основных своих чертах (седая борода, широкополая шляпа и плащ) соответствует обличью скандинавского бога в его ипостаси и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина - «сеятель раздоров» - представлена в романе образом злого мага , а одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси - Грима («Скрытый») носит тайный слуга Сарумана.

Символика

Образы

Пространство и время

Переводы

Самым известным из переводов «Властелина Колец» на является перевод и А. Кистяковского. Он стал знаменит своей тотальной (порой даже идущей вразрез с автором) русификацией книги. Также существует так называемый «Академический перевод» и В. Каррика при участии Сергея Степанова. Данный перевод стал первым и единственным русскоязычным изданием, снабжённым полными (около 200 страниц) комментариями переводчиков. Этот перевод отличается ещё и тем, что не русифицирует книгу, а скорее адаптирует её под российские реалии (яркий тому пример - замена страны хоббитов Shire (Шир, Шайр, Хоббитания, Графство) на Заселье. Первым российским/советским переводом считается перевод А. Грузберга. Также известны переводы:

  • Перевод Л. Яхнина
  • Перевод Н. Грушецкого и В. Григорьевой
  • Перевод В. А. М.
  • Перевод В.Волковского и Д. Афиногенова
  • Перевод И. И. Мансурова (1 и 2 часть)

Варианты передачи имён и названий в различных переводах

Оригинальный английский текст Перевод В. Муравьева, А. Кистяковского Перевод Н. Грушецкого и В. Григорьевой Перевод В. А. М. Перевод М. Каменкович, В. Каррика
Baggins Торбинс Сумникс Торбинс Бэггинс
Butterbur Наркисс Маслютик Медовар Подсолнух
Gamgee Скромби Гэмджи Гэмджи Гэмги
Goldberry Золотинка Златеника Золотинка Златовика
Shadowfax Светозар Сполох Серосвет Скадуфакс
Strider Бродяжник Колоброд Бродяжник Бродяга-Шире-Шаг
Treebeard Древень Древобород Древесник Древобород
Wormtongue Гнилоуст Червослов Причмок Червеуст
Entwash Онтава Энтова Купель Река Энтов Энтвейя
Rivendell Раздол Дольн Райвендел Ривенделл
Rohan Ристания Рохан Рохан Рохан
Weathertop Заверть Заветерь Заверть Пасмурная Вершина, Пасмурник

«Властелин колец» в

Помимо многочисленных переизданий книги Толкина, в году вышла первая картина из ставшей знаменитой режиссёра - ( «The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring» ). В году вышел второй фильм - ( «The Lord of the Rings: The Two Towers» ) и в году соответственно третий фильм - ( «The Lord of the Rings: The Return of the King» ). Первая же экранизация этого знаменитого произведения была осуществлена ещё в году режиссёром-мультипликатором , см. . Потом вышло продолжение этого мультфильма, см. Возвращение короля (мультфильм), но уже от другого режиссёра.

«Властелин колец» в

Помимо экранизаций, «Властелин колец» знал множество и игровых адаптаций. В 2001 году вышла приключенческая игра «Содружество кольца», выпущенная «VUgames» и берущая за базу книгу. В 2002 и 2003 году выпускает игры по последним двум фильмам. Наконец, в году на мониторы выходит «The Lord of the Ring: The Battle for Middle-earth» от всё той же «Electronic Arts». В году вышла вторая часть стратегии, «The Lord of the Ring: The Battle for Middle-earth 2».

и по «Властелину колец»

Помимо влияния на массовую культуру, сага Толкина оказала огромное влияние на культуру фэнтезийного фэндома и задала дальнейший курс его развития. По всему миру начали проводиться «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые творениям Толкина. Самый известный в конвент толкинистов - (от татарского Зилант - мифический , изображённый на гербе города ), проводящийся ежегодно в ноябре в .

Источники

Кирилл Злобин () О переводах Толкиена. Бэггинс, Сумникс и Торбинс. (русск.) Проверено 10 июня 2006 г.

Самая любимая книга с детства, самая любимая книга в юности, самая обожаемая книга в зрелости. Именно с нее началось мое увлечение фэнтези. Прекрасный и таинственный мир населенный хоббитами, эльфами, гномами и людьми, манил и завораживал. Эта книга стала ярким событием в литературе XX века. Сказка, покорившая умы миллионов читателей, нашедшая отклик в сердцах тысяч и тысяч почитателей, вдохновившая десятки людей творческих профессий на создание шедевров. Наверное, многие уже догадались, что речь идет о «Властелине колец » Дж. Р. Р. Толкиена . Книга не оставившая равнодушной никого. Моя любимая книга!

Роман Толкиена был написан единым произведением, но из-за большого объема первые издатели посчитали нужным разбить его на 3 части: «Братство кольца», «Две башни» и «Возвращение короля». Сейчас же роман чаще всего издается одной книгой. Так о чем же собственно идет речь в романе?

Эффектно отметив свой 111 день рождения хоббит Бильбо Бэггинс, уходит на покой и оставляет своему племяннику Фродо кольцо, делающее невидимым любого, кто его наденет. От волшебника Гэндальфа Фродо узнаёт, что это не простое кольцо, а творение злого мага Саурона, Кольцо Всевластия. И оно создано, чтобы подчинить себе все другие волшебные кольца. С помощью этого кольца Саурон, убитый много лет назад, сумеет возродиться и начать творить зло. С Сэмом, Мерри и Пиппином, друзьями — хоббитами, Фродо по поручению волшебника отправляется к эльфам, чтобы узнать, как избавиться от кольца. На пути во владения эльфов героев — недоросликов ждут множество опасностей. К их компании присоединяется проводник Арагорн, более известный под именем — Странник. Преследуемым, чёрными всадниками-назгулами, призрачными слугами Саурона, хоббитам и Арагорну, с большим трудом удаётся добраться до земель эльфов, где правитель эльфов Элронд излечивает Фродо, опасно раненного предводителем назгулов. Во владения эльфов на совет съезжаются представители разных народов, населяющих Средиземье, чтобы обсудить, как поступить с Кольцом. Так как, оно способно творить только зло и порабощать разум владельца, на совете было принято решение о его уничтожение. Но для этого кольцо нужно бросить в жерло Огненной горы в Мордоре, месте, где оно было создано. Фродо сам вызывается отнести и уничтожить Кольцо. Вместе с ним пожелали идти Арагорн, который оказался потомком королей Арнора и Гондора, Боромир, сын нынешнего правителя Гондора, волшебник Гэндальф, гном Гимли, эльф Леголас, ну и конечно трое друзей — хоббитов. Именно их, представителей разных народов Средиземья и назовут Братством Кольца. Очень тяжелым выдается путь к Горе, Фродо и его друзьям не удается пройти перевал через Мглистые горы и они решаются на продолжение путешествия под землей, по владениям гномов. Здесь их ждет встреча с пробудившимся древним демоном и воинственными орками. В подземелье друзья теряют волшебника Гэндальфа, который вступает в схватку с демоном Балрогом и падает с ним в пропасть. Но Братство добирается до безопасного места, во владения лесных эльфов. В царстве эльфов Фродо попытается отдать Кольцо королеве эльфов Галадриель. Ценой невероятных усилий, преодолев искушение, она отказывается принять кольцо. После короткого отдыха отряд снова пускается в путь навстречу опасностям и приключениям. Боромир, очарованный могуществом Кольца, пытается убедить друзей применить его против врагов. На миг кольцо овладевает разумом Боромира и он нападает на Фродо, вынуждая его защищаясь, надеть кольцо. В это же мгновение на отряд нападают орки, в сражении с которыми погибает Боромир, а Пиппин и Мерри взяты в плен. Фродо видит, что Кольцо может принести его друзьям гибель и, защищая их, решает продолжить путь в Мордор один. Он не знает, что верный Сэм, заметив его исчезновение, все-таки пойдет за ним. Братство Кольца распалось, но Фродо и Сэм уверенно идут к намеченной цели. А его бывших спутников ждут свои приключения. Отряд, захвативший в плен Мерри и Пиппина, был сборным, и пока орки, спорят к какому из своих повелителей вести пленных, хоббиты сбегают в лес. Здесь они встречают древнейшего представителя земель Средиземья – энта Древоборода, хранителя леса. Мерри и Пиппин убедили его и других энтов выступить против Сарумана, который уничтожает вокруг своей крепости лес, что конечно не может нравиться энтам. Оставшиеся члены Братства, Арагорн, Гимли и Леголас, пытаясь спасти взятых в плен хоббитов, идут по следам отряда орков. На своем пути они неожиданно встречают Гэндальфа. Оказывается, волшебник не погиб в битве с демоном, а получив магическую поддержку свыше, получает и новую миссию, спасти Средиземье. Он стал Гэндальфом Белым. Теперь их путь лежит в Рохан, чтобы собрать войска и выступить против Сарумана. Армии королевства Рохана и Сарумана сходятся в великой битве при Хельмовой Пяди. И только вовремя пришедший на помощь Гэндальф с подкреплением, решает исход битвы в пользу Рохана. А энты в это время затопляют крепость Сарумана и уничтожают ее гарнизон. Саруман лишается всех своих колдовских сил. В это же время Фродо с Сэмом медленно, но упорно движуться к намеченной цели. Неожиданным проводником для них к Горе становится скользкое и мерзкое существо – Голлум. Именно он был владельцем Кольца еще задолго до Фродо. Это в пещере Голлума нашел его Бильбо Бэггинс, дядя Фродо и унес с собой. Он слишком долго был под воздействием Кольца и сошел с ума от его чар. Голлум зовет Кольцо «моя прелесть» и отчаянно желает вернуть свою бывшую собственность. Фродо также чувствует власть кольца, ведь чем чаще надевать его, тем большую власть оно приобретает над владельцем. Хоббит жалеет Голлума и защищает от нападок Сэма. Чувствуя чары кольца, Голлум начинает страдать раздвоением личности, одна его часть верит и искренне хочет помочь Фродо, другая хочет убить хоббитов и вернуть Кольцо себе. Но вторая часть побеждает. Голлум заводит друзей в пещеру с громадным пауком, зная, что его яд смертелен. Фродо, был только парализован ядом паука, но Сэм решает, что его друг мертв и, взяв кольцо, продолжает путь к Горе. Орки, пришедшие на шум схватки с пауком, забирают тело Фродо с собой, и из их разговора Сэм узнает, что Фродо жив. Тем временем Гэндальф скачет в Гондор, чтобы предупредить его жителей о наступлении полчищ Мордора. Он застает наместника Гондора Дэнетора в трауре по Боромиру, а после того как и его младший сын был тяжело ранен, здравомыслие покидает Дэнитора. В приступе безумия Дэнитор решается на самосожжение вместе с телом раненного сына. В последнюю минуту Гэндальф, предупрежденный Пиппином, спасает сына наместника, но не его самого. Обороной города теперь руководит Гэндальф. Своевременное подошедшее роханское подкрепление спасает город от захвата. В битве гибнет король Теодена, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов. Тем временем Арагорн, на захваченных у пиратов судах, приводит ополчение южного Гондора и завершает разгром орков. После того, как Сэм, воспользовавшись замешательством орков, освобождает Фродо, и они продолжают свой путь. Собрав последние силы, они достигают Горы. Обессиленный Фродо все-таки попадает под чары Кольца и решает, что не будет уничтожать его, что сам будет его Властелином. Сэм ничем не может помочь Фродо. Но Голлум, следовавший все это время за хоббитами, нападает на Фродо. В попытке завладеть Кольцом он откусывает у Фродо палец, но, не удержавшись, падает в жерло вулкана вместе с Кольцом. Цель достигнута — Кольцо Всевластия уничтожено. Саурон окончательно уничтожен, без кольца ему нет дороги обратно. Фродо и Сэма спасают с извергающегося вулкана гигантские орлы. Сбылось древнее предание, Арагорн провозглашается правителем Гондора. Фродо, Сэм, Мерри и Пиппин становятся героями Средиземья. Но по возвращению домой, друзья видят, что их край захвачен приспешниками Сарумана. Хоббиты поднимают на восстание народ и изгоняют разбойников. Сарумана же убивает свой же соратник Грима. По возвращению к мирной жизни Фродо пишет книгу о своих приключениях, но старые раны и непонятная тоска все сильнее овладевают им. Эльфы уходят в заморскую страну Валинор, Гэндальф уходит с ними и решает забрать с собой и Хранителей Кольца – Фродо с Бильбой. Вместе с ними уходят из Средиземья чародейство и волшебство. Начинается эра смертных, эпоха людей.

Я очень коротко пересказала сюжет этой прекрасной книги «Властелин колец «. Поверьте на слово, только при прочтении можно полностью окунуться в волшебный мир Толкиена , ощутить всю его прелесть и самобытность. Прочувствовать очарование страны, где живут добрые и бескорыстные волшебники, где правят благородные правители, где за прекрасных дев сражаются отважные воины. Я навеки очарована миром, где Свет побеждает Тьму, Добро противостоит Злу!

Приятного вам и увлекательного чтения!

Именно так, а вовсе не Толкиен, как сам он неоднократно указывал. Предки писателя по отцу происходили из Саксонии, и их фами-лия была образована от немецкого tollkühn («безрассудно храбрый» — писатель часто иронизировал по поводу неприменимости к нему этого эпитета), а по законам звуковых изменений ü переходит в i, но никогда в ie. Еще одна трудность, на этот раз уже связан-ная с законами русского языка, за-ключается в склонении этой фамилии. Дело в том, что фамилии на -ин русского и ино-стран-ного происхождения склоняются по-разному. Поэтому зачитываться можно Ку-при-ным, но Толкином. уверенно удерживает первые позиции, — но и о влиянии на культуру и литературу. Книги Толкина сделали прежде маргинальный жанр фэнтези одним из самых популярных, пробудили неослабевающий интерес к романтике битв и странствий, вол-шебной сказке и раннему Средневековью, заставили несколько поколений читателей сражаться на мечах и называться вымышленными именами. И этот бум не идет на спад. Экранизация романа, ставшего плодом странной ин-тел-лектуальной игры оксфордского профессора, через полвека после пуб-ли-ка-ции оказывается одной из самых успешных в истории кинематографа. Сын Толкина Кристофер исправно публикует все новые материалы из неис-чер-паемого архива отца: в июне 2017 года, через сто лет после создания первой версии «Песни о Берене и Лутиэн», она впервые выходит отдельным изда-нием. А в ноябре того же года компания Amazon объявляет о покупке прав на съемку сериала по «Властелину колец». Одна из причин популяр-ности толкиновских книг — их совершенно особая реальность — языковая.

Кем был Толкин

Джон Рональд Руэл Толкин. Оксфорд, 1950-е годы Bodleian Library, Oxford / Fine Art Images / DIOMEDIA

Формально биография академического ученого кажется бедной внешними событиями. Он с детства начал интересоваться германской мифологией и лингвистикой, в 14 лет увлекся изобретением собственных языков, а через пять лет, в 1911-м, поступил в Эксетер-колледж Оксфордского университета. С небольшими перерывами на Первую мировую Толкин участвовал в знаменитой битве при Сомме в июле 1916 года. и преподавание в Универ-ситете Лидса в 1920-1925 годы Толкин проработал в Оксфорде всю жизнь в качестве профессора англосаксонской литературы: сначала в Пембрук-колледже, потом — в Мертоне.

Над поэмами и сказаниями вымышленного мира — будущим «Сильмарил-лио-ном» — Толкин начал работать в середине 1910-х годов, а в середине 1930-х стал членом неформального литературного кружка «Инклинги», участники Клайв Стейплз Льюис, Оуэн Барфилд, Чарльз Уильямс и др. которого встречались, чтобы читать друг другу вслух и обсуждать собственные тексты Эти встречи Толкин описал в незаконченном романе «Записки клуба „Мнение“» («The Notion Club Papers»). . Эти встречи, а также поддержка его близкого друга К. С. Льюиса помогают Толкину серьез-нее отнестись к своим литературным опытам.

С 1959 года и до смерти в 1973-м Толкин целиком посвящает себя сюжетам о Средиземье, большинство из которых будет опубликова-но уже после смерти писателя его сыном.

С чего все началось: создание новых языков

Толкин был лингвистом и специали-зировал-ся на древнеисландском и англо-саксонском (древнеанглий-ском) языках. Его первой серьезной академической работой была подготовка словарных статей, посвященных нескольким словам на букву W Много лет спустя, в 1969 году, Толкин вновь принял участие в работе над Оксфордским словарем, но уже в совсем другом качестве. Редактор нового тома дополнений попросил его отредактировать статью к слову hobbit, которую Толкин в итоге полностью перепи-сал. С тех пор в словарь вошло много слов, описывающих реалии Средиземья, в том числе mathom, orc, mithril, balrog. , для Оксфордского словаря английского языка. Толкин также составил Сло-варь средне-английского языка , преподавал древ-неисландский, готский, средневал-лийский К наиболее заметным академическим достижениям Толкина относится издание среднеанглийских памятников «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» и «Руководство для затворниц», перевод на современный английский язык «Сэра Гавейна» и поэм «Жемчужина» и «Сэр Орфео», а также лекция «Беовульф, чудовища и критики», изменив-шая отношение к этой древнеанглий-ской поэме. . Но главной его страстью было создание собствен-ных языков, вдохновением и основой для которых служили реальные языки. Он начал сочинять их еще в школе, а уже в студенческие годы стал писать первые поэтические произведения на них. Толкин создал два эльфийских языка — квенья на основе финского (своего рода ла-тынь) и синдарин на основе валлийского. Наиболее известный текст на квенья — «Namárië», или «Плач Галадриэли», а на синдарине — «A Elbereth Gilthoniel», гимн Варде, божеству света:

Namárië

Ai! laurië lantar lassi súrinen,
yéni únótimë ve rámar aldaron!
Yéni ve lintë yuldar avánier
mi oromardi lissë-miruvóreva
Andúnë pella, Vardo tellumar
nu luini yassen tintilar i eleni
ómaryo airetári-lírinen.

Sí man i yulma nin enquantuva?

An sí Tintallë Varda Oiolossëo
ve fanyar máryat Elentári ortanë
ar ilyë tier undulávë lumbulë
ar sindanóriello caita mornië
i falmalinnar imbë met,
ar hísië untúpa Calaciryo míri oialë.
Sí vanwa ná, Rómello vanwa, Valimar!
Namárië! Nai hiruvalyë Valimar!
Nai elyë hiruva! Namárië!

Плач Галадриэли

Ах! Как золото, падают листья под ветpом! Долгие годы бессчетны, как кpылья деpевьев, долгие годы пpоходят, как быстpые глотки сладкого меда в высоких залах на дальнем Западе под синими сводами Ваpды, где звезды подpагивают от песни, котоpую поет ее цаpственный голос. Кто нынче наполнит для меня кубок? Ваpда, Коpолева Звезд с вечно белой гоpы поднимает pуки над миpом, подобные облакам. И тpопы миpа тонут в тени, а туман из сеpой стpаны лег на пенистые волны меж нами, скpыл туман навсегда Калакиpии камни. Ныне для тех, кто скоpбит на Востоке, пpопал Валимаp! Пpощай! Может быть, ты еще найдешь Валимаp. Может быть, именно ты и найдешь Валимаp. Пpощай!

Перевод И. Гриншпуна

A Elbereth Gilthoniel

A Elbereth Gilthoniel,
silivren penna míriel
o menel aglar elenath!
Na-chaered palan-díriel
o galadhremmin ennorath,
Fanuilos, le linnathon
nef aear, sí nef aearon!

A Elbereth Gilthoniel
o menel palan-diriel,
le nallon sí di-nguruthos!
A tiro nin, Fanuilos!

О Варда

[Зарница всенощной зари
За дальними морями,
Надеждой вечною гори
Над нашими горами!]

О Элберет! Гилтониэль!
Надежды свет далекий!
От наших сумрачных земель
Поклон тебе глубокий!

Ту злую мглу превозмогла
На черном небосклоне
И звезды ясные зажгла
В своей ночной короне.

Гилтониэль! О Элберет!
Сиянье в синем храме!
Мы помним твой предвечный свет
За дальними морями!

Перевод А. Кистяковского

Создавая новые языки, Толкин задумался о том, в каком мире на них гово-рили бы. Как писал о нем Льюис, «он побывал внутри языка, и его изобретение не было законченным, пока он не понял, что каждый язык предполагает собственную мифологию» Цитата из некролога, опубликованного в Times 3 сентября 1973 года. Его автором является умерший за 10 лет до этого К. С. Льюис (текст был заранее послан в газету и хранился в редакции). Примеча-тельно, что сам Толкин на просьбу написать некролог Льюису ответил отказом. . Автор «Властелина колец» называл свой текст «эссе по линг-висти-ческой эстетике»:

«[Мой труд] представляет собою единое целое и вдох-новлен в основе своей лингвистикой. В ос--новании его — придумы-вание языков. Скорее „истории“ со-чинялись для того, чтобы создать мир для языков, нежели наоборот. В моем случае сперва возникает имя, а затем уж — история. Я бы вообще предпочел писать на эльфийском» Дж. Р. Р. Письма. М., 2004. .

Остальные языки, которые упоминаются в книгах Толкина, не придуманы полностью, как языки эльфов, но невероятно тщательно продуманы и «переве-дены» автором. Мир Средиземья не европейское Средневековье, а значит, его жители не могут говорить по-английски. Современным английским в трилогии пере-дается вестрон, всеобщее наречие Средиземья, и родственные ему человечес-кие языки Адунайский язык, рохиррик, талиска. . Причем перевод воспроизводит степень родства этих языков: язык рохиррим переведен древнеанглийским, потому что отно-сится к вестрону так же, как древнеанглийский — к современному английско-му; язык Дейла, на котором гномы общаются с другими существами, переведен древне-исландским, потому что относится к вестрону как исландский — к совре-менному англий-скому. И так далее. Мы точно не знаем, как звучит настоящий вестрон, но зна-ем, что «хоббит» на нем будет «кудук», а Фродо Бэггинса на самом деле зовут Маура Лабинги. Не переводятся только неродственные вестрону языки нече-ловеческих народов — эльфов, гномов Кхуздул. , энтов и орков.

Как Толкин придумывал английскую мифологию

Сложность игры, которую Толкин вел с самим собой, конструируя на основе язы-ковой реальности мифологическую, видна в деталях. Как замечает линг-вист Том Шиппи, автор одной из лучших книг о Толкине, хотя язык всадников Рохана В некоторых русских переводах Рохан называют Ристанией или Мустангримом. — одного из народов, населяющих страницы «Властелина колец», — передает-ся древнеанглийским, имена их древних правителей — готские. Таким образом Толкин намекает, что предки всадников говорили на другом языке и жили в другую эпоху, нежели их потомки. Таких намеков множество: язык роханцев передается мерсийским диалектом древнеанглийского, их песни на-по-минают древнеанглийские песни-плачи, эмблема Страны всадников (белая лошадь на зеленом фоне) отсылает к Уффингтонской белой лошади на холмах древней Мерсии, а многочисленные скрытые цитаты из поэмы «Беовульф» Англосаксонская эпическая поэма, действие которой происходит в Ютландии, до пересе-ления англов в Британию. — к англо-саксам. Наконец, самоназвание Рохана — Марка — звучит точно так же, как должно было звучать на местном наречии название Мерсии. Таким обра-зом, всадники Рохана — не вымышленный варварский народ, а уникальная в своем роде реконструкция героического ми-фа об англо-саксах. Такими они были бы, если бы выстояли против Норманд-ского завоевания.

Уффингтонская лошадь. Меловая фигура. Около X века до н. э. Wikimedia Commons

Флаг Рохана. Сувенир по мотивам кинотрилогии «Властелин колец» © New Line Cinema

Горячо любя язык и природу Англии, Толкин считал, что англичане обижены отсутствием мифологии, сколько-нибудь сопоставимой с соседними народами: «Меня с самых юных лет огорчала нищета моей лю-би-мой родины, у нее нет соб-ственных преданий (связанных с ее языком и поч-вой), во всяком случае того качества, что я искал и находил (в качестве состав-ляющей части) в легендах дру-гих земель. Есть эпос греческий и кельтский, романский, германский, скан-динавский и финский (последний произвел на меня сильнейшее впечатле-ние); но ровным счетом ничего английского, кроме дешевых изданий народ-ных сказок» Дж. Р. Р. Письма. М., 2004. .

Артуровский миф, которому Толкин отдавал должное (в 1930-е годы он писал наброски поэмы об Артуре, пытаясь связать эти сказа-ния со своей мифологи-ей), был для него недоста-точно английским: возникшие на кельт-ской почве сказания о военачаль-нике, успеш-но боровшемся с предками англичан, извест-ные большей частью во французском пере-сказе, едва ли подходят на роль английского национального мифа.

Как создавался «Сильмариллион»

Обложка первого издания «Сильмариллиона». 1977 год George Allen & Unwin

«Сильмариллион» — ранний, но так и не изданный при жизни писателя сборник сказаний о сотворении мира, пробуждении эльфов и людей и борьбе за див-ные камни Сильмариллы. Сам Толкин не считал свою работу вымыслом и предпочитал говорить о ней в категориях обнаружения скрытого, а не изо-бре-тения чего-то нового. Он начал создавать свою собственную мифологию, увидев в тексте древне-анг-лийской поэмы «Христос», написанной около IX века англосаксонским поэтом Кюневульфом, следующие слова:

éala éarendel engla beorhtast / ofer middangeard monnum sended «Радуйся, эарендел, ярчайший из ангелов, посланный [светить] людям над среди-земьем». .

Слово «эарендел», у Кюневульфа означающее сияющий луч и, по-видимому, относящееся к утренней звезде Венере У других авторов это символ Иоанна Крестителя, предваряющего явление Христа, как Венера предваряет восход Солнца. , поразило Толкина своей красотой. В ранних поэмах, написанных сначала на английском, а потом на эльфий-ском языке, возникает образ Эарендиля, чудесного морехода, чей корабль движется среди звезд и дарит людям надежду. Этот образ стал одним из лири-ческих ядер толкиновской мифологии. Герой, в жилах которого течет кровь эльфов и людей, оказался связующим звеном между народами, населяющими Средиземье, и главными сюжетами толкиновского легенда-риума Это слово, в средневековой латыни обозна-ча-вшее собрание жизнеописаний святых, Толкин использовал для описания свода своих сказаний. — о дивных камнях Сильмариллах, созданных эльфами на заре времен Камни были созданы для сохранения света чудесных Изначальных Древ, которые были погу-блены воплощением зла Мелькором. Но Мелькор похищает Сильмариллы и скры-вается из Вали-но-ра, страны богов, в Среди-земье. Создатели Сильмариллей, поклявшись отомстить любо-му, кто посягнет на их творе-ние, также поки-дают Валинор. Герой Берен, похитивший камень из короны Мелькора, завещает его своим потомкам. Эльвинг, его внучка, чудесным образом переносит камень на ко-рабль к своему мужу, Эарен-дилю. Он про--сит валар помочь эльфам-изгнанникам в бит-ве с Мелькором. Мелькор повержен, два других камня уничтожены из-за жадности их творцов, а третий остается светить на мач-те корабля Эарендиля, причисленного к бо-гам. , о любви человека Берена и эльфийской царевны Лутиэн Ради возлюбленной Берен совершил невоз-можное и добыл Сильмариллы из короны Мелькора. Лутиэн жертвует своим бессмер-тием ради любви к Берену, а он, погибший в борьбе с чудовищами, оказывается един-ственным из людей, вернувшимся из смерти к жизни. История о Берене и Лутиэн отчасти воспроизводит историю любви Толкина и его жены Эдит. На их надгробии он завещал написать: «Эдит Мэри Толкин — Лутиэн» и «Джон Рональд Руэл Толкин — Берен». , о Эарендиле, его жене Эльвинг и их сыне Элронде Дети эльфа и человека, они являются симво-лом союза эльфов и людей. Элронд сыграет важную роль в войне, описываемой во «Вла-сте-лине колец», а его дочь Арвен вступит в третий и последний в истории Средиземья брак со смертным, Арагорном, одним из глав-ных героев книги. .

Как возникли «Хоббит» и «Властелин колец»


Суперобложка первого издания «Хоббита». Иллюстрация Джона Рональда Руэла Толкина. 1937 год Fine Art Images / DIOMEDIA

Как и «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец» возникли благода-ря слову. По свидетель-ству Толкина, однажды, проверяя студенческие сочинения, он случайно написал на попавшемся чистом листе: «В норе под горой жил да был хоб-бит». Слово «хоббит» было Толкину неизвестно, и желание выяс-нить, что оно значит, стало двигателем сюжета.

Толкин даже не считал «Хоббита» представ-ляющим интерес с точки зрения издания. Его убедили в этом Льюис и сын главы издательства Allen & Unwin Райнер Анвин, которому отец дал прочесть рукопись. Книга оказалась крайне успешной, и издатели обратились к Толкину с прось-бой о продолжении. Мир, мельком описанный в «Хоббите», приобретал все более отчетливые черты того мира, который Толкин создавал с юности, а дет-ская сказка с незамысловатым сюжетом оказывалась ключевым эпизодом, предшествующим самой масштаб-ной войне добрых и злых сил в истории Средиземья.

Секрет особой реальности мира «Хоббита» и «Властелина колец» в том, что читатель ясно чувствует: тот кусочек, который ему дают увидеть, — часть го-раздо большего целого, о котором ему рассказывают полунамеком или не рас-сказывают вообще. Как писал Льюис в рецензии на первое издание «Хоббита», «профессор Толкин, очевидно, знает о своих созданиях намного больше, чем необходимо для этой сказки».

Спрятана ли во «Властелине колец» европейская история

В описываемом на страницах «Властелина колец» эпическом столкновении свободных народов Средиземья с силами тьмы часто видят аллегорию Второй мировой, а то и холодной войны — ведь тьма у Толкина надвигается с востока, а не с запада, как в классических мифах. Сам Толкин настойчиво отвергал по-добные толкования. «Моя история не заключает в себе символизма или созна-тельной аллегории, — пишет он одному из своих корреспондентов. — Ал-лего-рии типа „пять магов = пять чувств“ моему образу мыслей абсолютно чу-жды. Магов было пять, и это просто-напросто специфическая составляющая исто-рии. Спрашивать, правда ли, что орки „на самом деле“ коммунисты, по мне, не более разумно, чем спрашивать, являются ли коммунисты орками» Дж. Р. Р. Толкин. Письма. М., 2004. . Известен анекдот о том, что во время одной из лекций в Оксфорде Толкина в оче-редной раз спросили, не подразумевал ли он под «тьмой с востока» СССР. Профессор ответил: «Нет, что вы, при чем здесь коммунисты. Конечно же, я имел в виду Кембридж» Соперничество между двумя главными английскими университетами — тради-ционная тема шуток. .


Битва на Каталаунских полях 15 июля 451 года. Миниатюра из манускрипта «Зеркало истории». Нидерланды, около 1325-1335 годов KB KA 20, fol. 146 / Koninklijke Bibliotheek / Wikimedia Commons

Если же искать в тексте исторические аллюзии, то война за кольцо напоминает другую великую войну, сохранившуюся в европейской культурной памяти, а именно противостояние Западной Римской империи гуннам в V веке. Битва на Пеленнорских полях 15 марта 3019 года Третьей эпохи во многом напоми-нает битву на Каталаунских полях 15 июля 451 года, объединившую римлян и вестготов под предводительством Аэция и вестготского короля Тео-дориха, против гуннов и остготов под предводительством Аттилы. «Послед-ний из рим-лян» Аэций, многие годы проведший среди варваров, напоминает Арагорна, «последнего из нуменорцев», проведшего многие годы в скитаниях, а гибель престарелого короля вестготов Теодориха, упавшего с коня, — гибель придав-ленного конем престарелого конунга Верховный правитель. роханцев Теодена.

Откуда взялись дракон, кольцо и другие важные детали

Главные сюжеты и второстепенные детали мира, придуманного Толкином, взяты из германо-скандинавских и англосак-сонских сказаний. Сюжет о похи-щении чаши, пробудившем от долгой спячки дракона, взят из второй части «Беовульфа» и оказывается основным не только в «Хоббите», но и во «Вла-стелине колец» — только в роли похитителя, жадность которого оборачивается огромной войной, у Толкина оказывается сначала Голлум, нашедший и при-своивший себе кольцо, а затем Бильбо, также завладевший им не вполне чест-ным образом.

Сюжет о сокровище, навлекающем на владельца проклятье, от которого можно избавиться, лишь навсегда уничтожив, характерен для многих образцов древ-негерманского эпоса. И «Сага о Вёльсунгах», и «Старшая», и «Младшая Эдда» рас-сказывают о том, как Локи, путешествовавший вместе с Одином и Хёниром, убил камнем выдру, поймавшую рыбу и поедавшую ее, вытащив на берег. Ока-залось, облик выдры принял один из трех сыновей волшебника Хрейдмара. Хрейдмар с сыновьями, одного из которых звали Фафниром, связал богов, потребовав в обмен на свободу выкуп. Локи, поймав в воде карлика Андвари, отнял у него его золото, а вместе с золотом — волшебное кольцо, способное умножать богатство. Рассержен-ный Андвари наложил на кольцо проклятье, согласно которому оно будет губить всех своих владельцев. Хрейдмар с сы-новьями получают золото, но ночью Фафнир убивает отца и, превратившись в дракона, остается стеречь проклятое сокровище.

Зигфрид убивает дракона Фафнира. Иллюстрация Артура Рэкхема. 1901 год Wikimedia Commons

Разговор Бильбо с драконом Смаугом напоминает разговор Зигфрида (или Си-гурда), главного героя-змееборца северных мифов, с принявшим облик дракона Фафниром: герой отказывается назвать свое имя и говорит с чудо-вищем загад-ками. И даже убийство Смауга благодаря подсказке о незащи-щенном брюхе похоже на то, как Зигфрид расправляется с Фафниром.

Мотив уничтожения проклятого сокровища можно найти в финале поэмы «Беовульф», где клад поверженного дракона хоронят в кургане вместе с Бео-вульфом, или в «Песни о нибелунгах», где проклятое золото нибе-лунгов навсегда погребается на дне Рейна.

Из «Прорицания вёльвы», одной из самых известных песен «Старшей Эдды», взяты имена гномов в «Хоббите» и Гэндальфа. Оттуда же заимствованы многие топонимы, например Мирквуд или Туманные горы.

История меча Нарсила, обломком которого Исильдур поражает Саурона в последней битве Второй эпохи, после чего меч перековывают и вручают Арагорну, напоминает историю Грама, меча Зигфрида-Сигурда. Кроме того, обломком меча герой поражает дракона в финале «Беовульфа».

Наконец, кольцо — важный атрибут и символ власти именно скандинавской и германской мифологии. В «Беовульфе» один из эпитетов правителя — «коль-цедаритель», ведь пожалование вассалу кольца означало дарование власти над той или иной территорией. То, что магическим средо-точием власти у Толкина оказываются именно кольца, также свидетель-ствует о влиянии на автора гер-манской эпической традиции.

Как тексты о Средиземье связаны с религией

Толкин был глубоко религиозным человеком, и творчество, так же как и мифо-творчество, было для него соучастием в божественном акте творения мира. При этом Средиземье поражает отсутствием упоминаний о Боге и любых проявлений религии. Толкин нарочито меняет местами традиционную ори-ента-цию добра и зла по сторонам света, располагая Валинор, страну богов и бессмерт-ных, на западе, а твердыню злых сил Мордор — на востоке.

Но в этом нет противоречия. «Властелин колец», по замыслу Толкина, сочи-нение безусловно религиозное и даже католическое, но оно таково не потому, что герои знают катехизис и правильно совершают обряды, а потому, что богопочитание и христианская этика вплетены в его дух, сюжет и символику.

Зло лишено творческого потенциала и способно лишь извращать добро. Мелькор, злой дух-антагонист «Сильмариллиона», извратил изначальную мелодию творения, спровоцировав отпадение от творца первых ангелов, а потом создал орков, извратив природу эльфов. Никто в Средиземье не добр или зол по природе: важнейшая сцена всей трило-гии — умиление Голлума, одного из самых безнадежных злодеев книги, при ви-де спящего Фродо, грубо и жестоко прерываемое Сэмом, одним из самых добрых героев. Главный этический посыл трилогии в том, что самые могу-щественные твердыни зла побеждаются не силой и величием добродетели, а смирением и жертвенной любовью, глубоко христианский по своей сути. Бог присутствует в Средиземье незримо, но неотступно в виде Провидения, помощниками или невольными орудиями которого оказываются все герои. Особенно это видно в сцене на Ро-ковой горе, когда оказывается, что без Гол-лума кольцо было бы невозможно уничтожить Откусанный Голлумом палец Фродо — аллюзия на евангелие: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30) .

Кто такие эльфы

Из всех существ, населяющих толкиновский легендариум, только эльфы и хоббиты — оригинальное изобретение Толкина Хоббиты — полностью выдуманный Толкином народец, не имеющий параллелей в мифоло-гии или фольклоре. Эльфы германской мифо-логии и английского фольклора, призрачный волшебный народец, родственный фейри, не имеют почти ничего общего с народом бессмертных художников и музыкантов у Толкина. Гномы, гоблины, тролли — привыч-ные персонажи германской мифологии. Энты родом из валлийских преданий о битве де-ревьев. Орки, хотя это слово и упоминается в англосаксонских текстах, в качестве антро-поморфных существ изобретены Толкином, но не описаны так подробно, как эльфы и хоббиты. . Именно они вывели из равновесия его воображение и стали толчком к созданию двух главных произведений — «Сильмариллиона» и «Властелина колец».

Сам Толкин считал главной особенностью «Сильмариллиона» отсутствие в нем антропоцентризма. Эти сказания написаны с точки зрения эльфов. Решитель-ность, с которой Толкин переосмысляет эльфов германо-скандинавской тра-ди-ции и ставит их в центр своего мироздания, говорит о том, что этот образ был для него очень важен. Эти бессмертные существа стали, по Толкину, первым творением Бога. В эльфах Толкин выразил два глу-боко волновавших его мотива — любовь к творчеству и любовь к природе В Оксфорде до сих пор известны несколько «любимых деревьев» писателя. .


Джон Рональд Руэлл Толкин. Оксфорд, 1970-е годы Topfoto / Fotodom

В отличие от людей, цель существования которых, согласно Толкину и кате-хизису, лежит за пределами материального мира, эльфы существуют, пока существует этот мир, и, даже будучи убиты, могут возвращаться к жизни. Они — дух этого мира, их главный дар и главное их искушение, как явствует из истории Сильмариллей, — творчество, в котором они не знают себе равных и способны соперничать с богами.

Бессмертие эльфов у Толкина не беззаботная вечность античных богов. Оно проникнуто очень характерным для писателя пессимизмом: это попытка описать человеческую смертность от противного. Смертная природа людей Средиземья — не обречен-ность, а дар, делающий их «свободными от кругов мира», позволяющий быть причастными к замыслу Творца о будущем, которое наступит после конца мира физического. Для эльфов этот дар людей — источ-ник печали и предмет зависти Как люди рассказывают друг другу сказки, героям которых удается сбежать от смерти, так эльфы рассказывают друг другу сказки, героям которых удается сбежать от бессмер-тия. Такой сказкой о бегстве оказываются, в частности, уже упоминав-шиеся истории эльфийских принцесс Лутиэн и Арвен. .

В толкиновских повествованиях об эльфах очень заметен мотив усталости от жизни, светлой и мудрой печали. Этой печалью полны лучшие образцы эльфийской поэзии; ею проникнуты последние страницы «Властелина колец», посвященные проводам героев на запад, в пределы бессмертных. Возможно, своеоб-разие толкиновской мифологии заключается как раз в трактовке бессмертия. В отличие от классичес-ких мифов, возникших в начале челове-ческой истории, это опыт человека XX века, знающего, что история может быть не только увле-кательным сказанием, но и тяжелым бременем.

Как Толкина переводили на русский

Толкиновские книги трудно передать на другом языке. Но сам писатель радовался новым переводам (а вот экранизации воспринимал в штыки) и по мере сил помогал переводчикам, объясняя непрозрачные этимологии имен и названий. История переводов Толкина на русский язык началась довольно поздно, но сложилась вполне счастливо. Первым переводом стал «Хоббит» Наталии Рахмановой, вышедший в 1976 году. Прообразом хоббита для иллюстра-тора первого русского издания Михаила Беломлин-ского стал актер Евгений Леонов. Позднее Леонов радовался такому выбору и даже прочел отрывок из книги на камеру . Этот перевод до сих пор считается одним из наи-более лите-ратурных, хотя их вышло больше десятка.

Переводы и пересказы «Властелина колец» существовали с 1960-х годов в сам-издате, а первое официальное издание в переводе Владимира Муравьева и Анд-рея Кистяковского вышло только в 1989 году Сокращенное издание вышло в 1982 году. . С тех пор был опубликован еще десяток переводов, и споры о том, какой из них лучше, не утихают по сей день. Главный предмет дискуссий — перевод имен и названий. Поскольку у Толкина они всегда предполагают языковую игру, переводчикам трудно от нее удер-жаться: Фродо Бэггинс становится Торбинсом или Сумниксом, Ривенделл — Раздолом, а Рохан — Ристанией.

«Хоббит». Иллюстрации Михаила Беломлинского, перевод Наталии Рахмановой. 1976 год Издательство «Детская литература»

Трудно сказать, насколько Толкину удалось создать «мифологию для Англии». «Сильмариллион» и другие сказания его легендариума едва ли воспринимают-ся как нечто исключительно англосаксонское Известно, что рецензент, которому изда-тельство Allen & Unwin в 1937 году показало некоторые материалы из «Силь-мариллиона», увидел в них «что-то от той безумной, ярко-глазой красоты, которая так смущает англо-саксов, когда они сталки-ваются с кельтским искусством». . Так или иначе, эти сказания стали со временем едва ли не популярнее породившей их германо-скандинав-ской мифологии. Будучи, как и «Алиса в стране чудес», созданными на специ-фически английском материале, они стали достоянием мировой культуры — не мифологией для Англии, а мифологией для все​го мира​.

Чи-тай-те так-же ма-тери-алы Ни-колая Эп-пле о том, и .

Источники

  • Карпентер Х. Джон Р. Р. Толкин. Биография.
  • Толкин Дж. Р. Р. Письма.
  • Шиппи Т. А. Дорога в Средьземелье.
  • The Complete History of Middle-Earth. Books I–XII . Ed. by Christopher Tolkien.

    Сюжет этой книги рассказывает о путешествии хоббита Бильбо Беггинса и 13 гномов к горе Эребор. Здесь спрятаны похищенные сокровища гномов. Путь оказывается нелегким, и главным героям помогают другие обитатели этого мира — эльфы, горные орлы, волшебники…После обнаружения сокровищ и победы над драконом по имени Смауг у главных героев появляются новые неприятности. На их добычу стали претендовать эльфы и люди. Вместе с тем на горизонте появляется и новая беда — гору начала атаковать армия гоблинов, которая развязала страшную войну…

    Братство Кольца (1954)

    Представляем вашему вниманию первый роман, который входит в известную трилогию «Властелин колец».
    Читатели знакомятся с хоббитом по имени Фродо, который является племянником уже знакомого Бильбо Беггинса. Фродо дается серьезное задание — ему необходимо доставить и уничтожить в горниле Роковой горы кольцо Всевластия, которое жаждет получить Повелитель Тьмы. С его помощью злодей способен покорить все народы Средиземья. Смелый и решительный хоббит вместе с товарищами решает направиться в опасное странствие, но путь их будет долгим и полным самых разных приключений…

    Две крепости (1954)

    Вторая часть всемирно известной трилогии Джона Толкиена о фантастических землях Средиземья, путешествиях и сражениях добра и зла.
    Судьба решает разделить странствующую группу путников на части. Не сумев одолеть злых орков погибает Боромир. Двое же друзей Фродо, Мерри и Пиппин, оказываются в плену у противника. Оставшаяся команда теперь должна спасти узников и продолжить свое путешествие. Арагорн, Гимли и Леголас начали подготовку к атаке на Орков. А между тем, Фродо и Сэмми уже почти достигли ворот в Мордор и пути назад больше нет, как и поддержки и защиты влиятельных друзей. А есть лишь один загадочный проводник, который обещает провести их через скорбную территорию Правителя Тьмы к горе Мордора, чтобы смелые маленькие хоббиты смогли завершить свое странствие и разрушить кольцо всевластия…

    Возвращение короля (1955)

    Третья книга легендарной трилогии «Властелин колец» повествует о том, как могущественный Саурон приказывает своим войскам двигаться к стенам Минас-Тирита. Он ожидает, что сражение будет легким и скоротечным, но еще не подозревает, что отважным и маленьким хоббитам уже удалось достичь Роковой Горы. Они почти достигли своей цели по уничтожению страшного кольца всевластия. Но смогут ли они преодолеть последние трудности и испытания, которые им уготованы?…

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГИМНАЗИЯ № 44 ИМЕНИ В.Н. ДЕЕВА


    Реферат по риторике

    Книга Дж. Р.Р. Толкина «Властелин Колец»


    Ульяновск


    Введение


    Темой реферата является книга Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец». Данная книга привлекает внимание многих критиков. В 2012 году исполнилось 120 лет со дня рождения английского писателя, лингвиста, преподавателя и переводчика Дж.Р.Р. Толкиена. Для многих он стал легендой при жизни. Мало сказать, что его книги - «Хоббит», «Властелин Колец» и другие - всемирно известны. Толкиен стал властителем дум многих и многих людей на земном шаре, но грандиозный успех его книг - это еще не все; не исключено, что Толкиен во многом повлиял на события второй половины двадцатого столетия. «Властелин Колец» содержит в себе еще и мощное противоядие против тоталитаризма, дает надежду, помогает обрести веру - в этом главное отличие этой книги от других. Жанр «Властелина» не определен до сих пор. Некоторые исследователи предлагают термин «лингвистическая эпопея» - известно, что закваской для воображения автора послужили изобретенные им эльфийские наречия, а также древнеанглийский, древнеисландский, финский и валлийский языки. Иногда «Властелина Колец» называют одним из первых романов в жанре «фэнтези», который во времена Толкина еще отнюдь не был широко распространен, в отличие от времен наших. Ценители жанра «фэнтези», бесспорно, могли бы найти много общего между «Властелином Колец» и своими любимыми книгами.

    Помимо многочисленных переизданий книги Толкина, в 2001 году вышла первая картина из кинотрилогии «The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring». В 2002 году вышел второй фильм «The Lord of the Rings: The Two Towers» и в 2003 году соответственно третий фильм «The Lord of the Rings: The Return of the King». Фильм создавался в течение почти четырёх лет в Новой Зеландии. Еще до начала съёмок Питер Джексон) и два художника (Алан Ли) и Джон Хоув) отправились на фермы в окрестностях Веллингтона 12) в поисках места для съёмок сцен в Шире. Всё в фильме должно было выглядеть реалистично, поэтому строить хоббитские норы, сажать цветы и овощи начали приблизительно за год до приезда актёров. Художники зарисовывали в своих альбомах ландшафт, и сразу же получались эскизы Хоббитании. Одновременно с этим создавались и поселения эльфов: Ривенделл и Лориен. Так как эти дома принадлежат эльфам, они должны располагаться, не нарушая общего вида леса, не должно быть никого насилия над деревьями. Все статуи для декораций создавались вручную, их специально состаривали и придавали лицам печальное выражение. Они как будто говорили: «У нас здесь был рай, теперь мы уходим в Серые Гавани, теперь, ты, человечество, ответственно за этот мир».

    Один критик писал: «Властелин Колец» - безусловно, вещь величественная, но это не литература». Пожалуй, он был прав: это не литература - это целый мир, созданный воображением автора. В этом мире свои языки, истории и легенды... В этой стране от ее основания заложены семена зла и добра, порчи и благодати, и прорастают они по законам, общим для всех миров, - но по-своему. Здесь есть высокий эпос, есть священное предание, поэзия, и простой деревенский юмор, и притча, и рыцарский роман.


    Как были написаны романы Дж.Р.Р. Толкиена


    Джон Рональд Руэл Толкиен (англ. John Ronald Reuel Tolkien 3 января 1892 года - 2 сентября 1973 года) - английский писатель, лингвист и филолог. Наиболее известен как автор повести «Хоббит, или туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории - романа «Сильмариллион».

    В детстве Толкиена укусил тарантул. О больном мальчике заботился доктор по имени Торнтон Куимби, и, как предполагают, он послужил прообразом Гэндальфа Серого, одного из героев трилогии «Властелин колец»

    Дошкольный возраст Джон с братом проводят на природе. Этих двух лет Толкиену хватило на все описания лесов и полей в его произведениях. В 1900 году Толкиен поступает в школу короля Эдварда (King Edwards School), где он выучил древнеанглийский язык и начал изучать другие - валлийский, древненорвежский, финский, готский. У него рано обнаружился лингвистический талант, после изучения староваллийского и финского языков он начал разрабатывать «эльфийские» языки. Ещё в детстве Джон со своими товарищами придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к изучению существующих языков и конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков: квенья, или язык высших эльфов; синдарин - язык серых эльфов. Толкин знал несколько десятков языков, новые языки составлял, во многом руководствуясь красотой звучания. Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга - это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

    В приложениях к «Властелину Колец» Толкин описывает календарь хоббитов, заимствованный у нуменорцев. Особенностью этого календаря является то, что год всегда начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье. В году 52 недели, а один «лишний» день (365-52*7=1) не является никаким днём недели и считается праздничным. Одна особенность этого календаря - первое число ни одного из месяцев не приходится на пятницу.

    Летом 1911 года Толкиен побывал в Швейцарии, о чём впоследствии упоминает в письме 1968 года, отмечая, что путешествие Бильбо Бэггинса по Туманным Горам основано на пути, который Толкиен с двенадцатью товарищами проделал от Интерлакена до Лаутербруннена.

    В 1922 году он начал писать цикл мифов и легенд Средиземья (англ. Middle-Earth) (приложение 1), который позже станет «Сильмариллионом». В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в 1937 году сэром Стэнли Ануином. «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил Толкиену написать продолжение; однако работа над трилогией заняла длительное время и книга была закончена только в 1954 году, когда Толкиен уже собирался на пенсию.

    Трилогия была опубликована и имела колоссальный успех, что немало удивило автора и издателя. Ануин ожидал, что потеряет значительные деньги, но книга лично ему очень нравилась, и он очень хотел опубликовать произведение своего друга. Для удобства издания книга была поделена на три части, чтобы после публикации и продажи первой части стало понятно, стоит ли печатать остальные.


    О романе «Властелин Колец»


    «Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) - роман-эпопея английского писателя Дж.Р.Р. Толкиена, самое известное произведение жанра фэнтези. «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В виде трилогии он публикуется и по сей день, хотя часто в единой бумажной книге.

    «Властелин колец» является одной из самых известных и популярных книг XX века. Он переведен, по меньшей мере, на 38 языков, причём Толкиен, эксперт в филологии, часто сам проверял качество перевода.

    Эта книга оказала огромное влияние на литературу в жанре фэнтези, на настольные и компьютерные игры, на кинематограф и вообще на мировую культуру. Большим успехом пользовалась и экранизация книги, созданная режиссёром Питером Джексоном.

    Изначально Толкиен не собирался писать продолжение к «Хоббиту» (роман «Властелин колец» фактически является таким продолжением). Однако 15 ноября 1937 года во время обеда со Стэнли Ануином, владельцем издательства, опубликовавшего «Хоббита», Толкиен получил предложение представить для рассмотрения другие произведения. Рецензент издательства отклонил присланный «Сильмариллион», хотя отозвался о нём положительно. Ободрённый этим Толкиен начал писать продолжение «Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года в письме к издателю сообщил о первой главе новой книги.

    Целью Толкиена было создать английский эпос. «Властелин колец» был вдохновлён мифами Северной Европы, легендами артуровского цикла также другими староскандинавскими, староанглийскими и средневековыми английскими текстами.

    После нескольких неудачных попыток история начала набирать обороты, из простого продолжения «Хоббита» превратившись скорее в продолжение неопубликованного «Сильмариллиона». Замысел первой главы возник сразу в готовом виде, хотя причины исчезновения Бильбо, идея о важности Кольца Всевластья и название романа прояснились только к весне 1938 года. В начале книги главным героем был Бильбо, но потом автор решил, что история слишком серьёзная для такого комичного и весёлого персонажа. Толкиен рассматривал возможность отправить в путешествие сына Бильбо, но возникали вопросы: где была его жена? Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге Толкиен решил продолжить традицию древнегреческих легенд, в которых артефакт, обладающий магической силой, получает племянник главного героя. Так возник хоббит Фродо Бэггинс.

    Из-за нехватки бумаги в послевоенное время, издатели попросили Толкиена разбить роман на 6 книг, не имеющих названий. Потом для удобства они были попарно объединены издателем в три части, которые были названы «Братство Кольца» (англ. The Fellowship of the Ring; книги 1 и 2), «Две крепости» (англ. The Two Towers; книги 3 и 4), и «Возвращение короля» (англ. The Return of the King; книги 5 и 6, приложения). Сам Толкиен был против разделения своего романа на эти части и согласился на это лишь, когда ни одно издательство не согласилось печатать книгу целиком.

    Из-за задержек в создании карты Средиземья и приложений, роман был напечатан лишь в 1954-1955 годах. Три части были изданы в Англии 29 июля 1954 года, 11 ноября 1954 года и 20 октября 1955 года, и несколько позже в США. Задержка с изданием последней части была вызвана, в частности, спорами по поводу её названия. Толкиену не нравилось «Возвращение короля» и он предложил назвать эту часть «Война Кольца», но издатели воспротивились и настояли на своём варианте.

    С тех пор «Властелин колец» называют трилогией. Толкиен и сам использовал этот термин, хотя в других случаях говорил, что это неправильно. Роман издавался различными издателями в одном, двух, трёх, шести или семи томах.

    В США роман был выпущен в мягкой обложке и сравнительно дешево. Благодаря этому книга оказалась доступна аудитории подростков и юношества.

    «Властелин колец» попал на благодатную почву. Молодёжь 1960-х, увлеченная движением «хиппи» и идеями мира и свободы, увидела в Толкиене единомышленника. В середине 1960-х годов «Властелин колец» вызывает настоящий «бум». Сам автор был недоволен своим «культом», хотя и признавал, что такой успех ему льстит. Ему даже пришлось поменять номер телефона, потому что поклонники надоедали ему звонками.

    «Властелин колец» занял первую строчку в списке «200 лучших книг по версии BBC».

    Для второго издания «Властелин Колец» Толкиен снабдил книгу обширными приложениями о мире Средиземья, а также сделал ряд изменений в тексте, благодаря чему оно стало защищено авторским правом в США.

    властелин колец мифология кинематограф

    Мифология. Откуда были взяты герои трилогии


    Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Джоффруа Монмутского и Томаса Мэлори. Арагорн - наследник королевского трона, подтверждающий своё право волшебным мечом, полученным от эльфов, исцеляющий наложением рук - весьма близок к королю Артуру. Некоторые также видят в нём образ Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве. Среди других параллелей отмечают Галадриэль - отсылка к Леди Озера, и финал с отплытием главного героя в Валинор - аналог Авалона. Сам Толкиен, когда его сравнивали с сэром Томасом Мэлори, отвечал: «Слишком много чести для меня».

    Роман имеет также ряд параллелей с германо-скандинавской мифологией. В частности, внешность доброго мага Гэндальфа (седая борода, широкополая шляпа и плащ) похожа на внешность скандинавского бога Одина в его ипостаси культурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина - «сеятель раздоров» - представлена в романе образом злого мага Сарумана. А одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси - Грима («Скрытый») - носит тайный слуга Сарумана.

    К скандинавской мифологии отсылает образ сломанного меча, перековываемого заново (одна из базовых сюжетных линий мифа о Сигурде), а также образ девы-воительницы (у Толкина - Эовин), раненной в бою и погружённой в колдовской сон (образ валькирии Брюнхильд). Образ Боромира, в особенности сцена его гибели, имеет много общего с древнефранкским эпосом о Роланде.

    Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Однако сам Толкин отрицал связь между произведениями Вагнера и сюжетом «Властелина колец». Характерным отличием толкиновского сюжета от вагнеровского является то, что, по Толкину, Кольцо уничтожает не герой (у Вагнера - Брюнхильда), а маленький хоббит (сказочно-фантастическая версия образа «маленького человека», распространённого в реалистической литературе XIX-XX веков). Можно провести параллели и между Фафниром и Голлумом: оба ради обладания кольцом убили своего друга, и обоих это сильно изменило.

    Возможно также провести параллель между «Властелином колец» и «Старшей Эддой», а также Сагой о Вёльсунгах, где присутствует образ про?клятого кольца, похищенного у карлика Андвари и приносящего своему обладателю смерть. Самому Толкину это сравнение не нравилось, по его словам, «Оба кольца были круглыми, и на этом сходство заканчивается».


    Краткое содержание трилогии «Властелин Колец»


    Братство Кольца

    Хоббит Бильбо Бэггинс уходит на покой и оставляет племяннику Фродо волшебное кольцо, делающее всякого своего носителя невидимым. От мага Гэндальфа Фродо узнаёт, что ему досталось не простое кольцо, а само Кольцо Всевластия, творение тёмного властелина Саурона из страны Мордор. Кольцо обладает собственной волей и способно продлевать жизнь владельца, одновременно порабощая его, искажать его помыслы и вызывать у него желание обладать Кольцом. С помощью Кольца Саурон, побеждённый много лет назад, может возродиться и начать снова угрожать свободным народам Средиземья. С друзьями-хоббитами Сэмом, Мерри и Пиппином Фродо отправляется в обитель эльфов - Ривенделл, чтобы избавиться от опасного подарка. По дороге они встречают проводника - следопыта Арагорна. В Ривенделл съезжаются представители разных народов и королевств, чтобы обсудить, что делать с Кольцом. Гэндальф рассказывает о предательстве своего собрата по Ордену Истари, белого мага Сарумана, возжелавшего Кольцо для себя и вступившего в тайный союз с Мордором. Арагорн оказывается потомком королей Арнора и Гондора. Совет принимает решение уничтожить Кольцо, сбросив его в жерло Огненной Горы Ородруин в Мордоре, где оно и было выковано. Фродо вызывается выполнить эту миссию. Гэндальф, Арагорн, Боромир, гном Гимли и эльф Леголас, а также трое остальных хоббитов берутся сопровождать Фродо. Так образуется Братство Кольца (приложение 2). После неудачной попытки пересечь перевал через Мглистые горы герои решают пройти через подземелья Мории, где Гэндальф срывается в пропасть сражаясь с демоном. Отряд отправляется в путь вниз по реке Андуин. Кольцо на время сводит Боромира с ума и тот пытаеться отобрать его у Фродо. Но хоббиту удается скрыться и он решает продолжить свой путь один, не подвергая опасности искушения своих друзей, однако Сэму удаётся последовать за ним.

    Две крепости

    На оставшихся членов Братства нападают орки, Боромир героически погибает в бою, а Мерри и Пиппин попадают в плен к врагам. Арагорн, Леголас и Гимли решают отправится в погоню за орками, чтобы спасти хоббитов. Отряд орков, похитивших хоббитов, ссориться и в этот момент на них нападают всадники Рохана. В этой неразберихе Мерри и Пиппину удаётся сбежать в лес Фангорн, где они встречают энтов, которые вскоре примыкают к Братству и вступят в борьбу с Мордором. Арагорн, Гимли и Леголас идя по следам орков неожиданно встречают Гэндальфа. Тот рассказывает, что победив демона, он получил новые силы свыше. Теперь его зовут Гэндальф Белый. Герои отправляются к королю Рохана. Избавляют его от влияния сил Мордора и вступают в схватку с орками, где вскоре одерживают победу.

    Тем временем Фродо и Сэм продвигаются в Мордор. Их невольным проводником становится Голлум - скользкая тварь, который был прежним владельцем Кольца и сошёл с ума под его воздействием. Вскоре Голлум предаёт их и заводит хоббитов в ловушку - пещеру гигантской паучихи Шелоб. Фродо падает жертвой яда, но Сэму удаётся победить тварь. Решив, что его друг мёртв, он продолжает путь с Кольцом один, однако внезапно к месту битвы являются орки и овладевают телом Фродо. Из подслушанного разговора орков Сэм узнаёт, что

    Фродо на самом деле жив.

    Возвращение короля

    Гэндальф скачет в Гондор - предупредить жителей Минас-Тирита о грядущем наступлении войск Мордора. Он застаёт Дэнетора, наместника Гондора, в трауре по Боромиру. После того, как и его младший сын, Фарамир, был тяжело ранен, Дэнетор в безумии решил совершить самосожжение с телом сына. Гэндальфу удалось вытащить из костра Фарамира. Гэндальф берёт на себя руководство обороной города; в это же время к стенам Минас-Тирита подходит долгожданное подкрепление. Войска Теодена приходят на помощь, сам король гибнет в бою, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов. Арагорн довершает разгром орков.

    Сэм освобождает Фродо, воспользовавшись очередной междоусобицей орков. Из последних сил хоббиты достигают вулкана Ородруин. Измученный Фродо окончательно попадает под власть Кольца и объявляет, что не будет уничтожать его, а желает сам быть его Властелином. Сэм бессилен помешать другу. Голлум нападает на Фродо, откусывает ему палец и завладевает Кольцом, но по неосторожности падает в жерло вулкана вместе с «прелестью», тем самым невольно уничтожив её.

    Арагорна провозглашают королём Гондора. Четвёрку хоббитов чествуют как героев. Фродо возвращается к мирной жизни и описывает свои похождения в Алой Книге. С годами старые раны и тоска овладевают им всё чаще. Гэндальф решает забрать Фродо и Бильбо, Хранителей Кольца, в Валинор - заморскую страну эльфов. Эльфы покидают Средиземье, с ними уходят чудеса и магия. Начинается эпоха смертных людей.


    «Властелин колец» в кинематографе


    Права на экранизацию книг были проданы Толкиеном компании United Artists в 1968 году за 104 тысячи фунтов стерлингов. Когда компания не выполнила обязательств по съёмкам фильма, права в 1976 году были выкуплены у потомков Толкиена за 15 млн. долларов Саулом Заенцем, который владеет ими по настоящий момент.

    Различные планы по экранизации «Властелина колец» ходили с конца 1960-х. Музыканты группы The Beatles хотели сниматься в главных ролях потенциального фильма. Режиссёр Джон Бурмен и продюсер Саул Заенц (ещё до приобретения последним прав) создали сценарий

    Первая попытка экранизации «Властелина колец» была осуществлена в 1978 году режиссёром-мультипликатором Ральфом Бакши, в виде полнометражного анимационного фильма «Властелин колец». В фильм вошли сцены из «Братства Кольца» и начала «Двух Башен». Экранизация Бакши, предполагавшаяся как дилогия, осталась незаконченной из-за финансовых проблем.

    В 1980 Артур Рэнкин и Жюль Бэсс, авторы первой экранизации Толкина - мультфильма «Хоббит» (1977), экранизировали третий том трилогии в виде мультфильма «Возвращение Короля». Мультфильм был выдержан в том же духе детской сказки, что и его предшественник «Хоббит» для фильма, но так и не приступили к съёмкам.

    В 2001-2003 годах была выпущена экранизация романа в трёх частях, снятая режиссёром Питером Джексоном: «Властелин колец: Братство кольца», «Властелин колец: Две крепости» и «Властелин колец: Возвращение короля». Кинотрилогия была высоко оценена критиками и получила множество наград, включая 17 премий «Оскар», причём заключительный фильм повторил рекорд по числу наград за всю историю (11 премий). Кроме того, «Возвращение короля» стал первым триквелом, получившим «Оскара» в категории «Лучший фильм» (до этого главную премию получил только один сиквел - «Крёстный отец 2»). Трилогия также стала одним из наиболее коммерчески успешных кинопроектов своего времени - при затратах на производство в 280 млн долларов прокатные сборы составили около 3 млрд, а «Возвращение короля» входит в десятку самых кассовых фильмов в истории. Примечателен тот факт, что Питер Джексон набирал для съёмок в трилогии тех актёров, которые не были популярны. Однако же после съёмок большинство из них получили мировую известность и множество успешных предложений.

    У меня осталось хорошее впечатление после просмотра экранизации. Образы героев полностью соответствовали задумке писателя. Особенно меня впечатлили масштабы съемок. Говард Шор работал над музыкой к Властелину колец более 2-х лет. Потомки Толкиена еще за

    лет до съемок экранизации Властелина колец возражали против последней части. Толкиен продал права на экранизацию трилогии еще в 1968 году за 15 тысяч долларов.

    Хоббитон (Шир) воздвигался более года, и был полностью готов за год до начала съемок «Властелин колец». Таким образом создатели фильма хотели чтобы Хоббитон выглядел более естественно. В съемочной группе трудилось более 3,000 человек. Трилогия Властелин колец получила в общей сложности 30 номинаций на премию Оскар. Это абсолютный рекорд, Властелин колец обошел трилогию о Крестном отце, который получил 28 номинаций. Всего работа над трилогией Властелин Колец велась более семи лет.


    Мнение критиков


    Критики отзываются об этом произведении весьма двояко. Некоторые из них утверждают, что Джон Рональд Руэл Толкиен создал поистине уникальную книгу.

    Один критик писал: "Властелин Колец" - безусловно, вещь величественная, но это не литература. Пожалуй, он был прав: это не литература - это целый мир, созданный воображением автора. В этом мире свои языки, истории и легенды... В этой стране от ее основания заложены семена зла и добра, порчи и благодати, и прорастают они по законам, общим для всех миров.

    Другие критики отзываются о «Властелин колец» весьма плохо. Вот например что пишет об этом произведении А. Цветков:

    Этот объемистый трехтомный роман по сей день представляет собой не то чтобы загадку, но камень преткновения: Литература это с большой буквы или просто непритязательное чтиво? Мнения, надо сказать, резко разделились с самого начала, с момента публикации в середине 50-х годов. Английский поэт Уистан Хью Оден, известный также как тонкий и проницательный критик, отозвался о нем исключительно высоко, поставив его рядом с "Потерянным раем" Джона Милтона. С другой стороны, американец Эдмунд Уилсон, тоже изрядный авторитет, обозвал книгу "галиматьей" и язвительно заметил, что "некоторые люди - в особенности, по-видимому, в Британии, - на протяжении всей жизни не теряют вкуса к ребяческому вздору". На взгляд со стороны - просто волшебная сказка, пусть и занимающая три тома в полтысячи страниц каждый. Но такой взгляд ничего не проясняет, скорее вводит в заблуждение. Дело в том, что мир Толкина исключительно подробен и тонко выписан - он потратил долгие годы на сочинение своей трилогии, но на сочинение мира, где происходит ее действие, у автора ушла вся жизнь. С тех пор, с большим или меньшим успехом, этот прием монументальной живописи посредством колонковой кисти стал расхожим орудием в жанре "фэнтэзи", но Толкин был первым и самым добросовестным. Изданы уже целые тома вспомогательных и сопутствующих материалов, большей частью совершенно нечитабельных, но благоговейно раскупаемых всемирной армией фанатиков. "Властелин колец" - это, в конечном счете, соблазн, протез реальной нравственности. Подобно тому, как сам Толкиен на всю жизнь бежал от ужасов войны в свой фантастический мир, целое поколение российских писателей пытается отвести глаза от катастрофы, постигшей страну. Но реальность нельзя оставлять без присмотра, она имеет свойство мстить за невнимание. В конце романа Фродо под зловещим воздействием кольца поддается искушению власти, и лишь счастливая случайность, палец, откушенный чудовищем в схватке, навсегда низвергает кольцо в огненную пропасть. Но нет никакой гарантии, что именно так произошло в жизни, и нет гарантии, что Фродо и его спутники вообще были снаряжены в экспедицию. Империя зла еще может дождаться нового шанса.

    В чем же дело, почему современные критики никак не могут заключить мира с Толкиеном, и почему они, с другой стороны, не в состоянии его игнорировать? Легче ответить на последний вопрос: писателю, чья читательская аудитория исчисляется десятками миллионов, укусы критики нипочем.

    Моё личное мнение о произведении «Властелин Колец» положительное. Я считаю что Дж.Р.Р. Толкиен написал замечательную сказку, совмещая в ней древнескандинавские, древнеанглийские мифы и множество других.

    С другой стороны, серьезность замысла и труда не может не вызывать уважения. Толкиен был профессиональным и весьма авторитетным в своей области филологом-германистом, его придуманная цивилизация выстроена из безупречно спаянных деталей, его эльфы и воины говорят на придуманных языках германской группы, а злодеи-орки - на особом гнусном наречии, похожие на тюркские языки.


    Заключение


    Произведение Джона Рональда Руэла Толкиена популярно по всему миру. Сам роман переведён более чем на 38 языков, причём Толкиен, эксперт в филологии, часто сам проверял качество перевода. Достоверность толкиеновского мира убеждает именно неотразимостью своей необходимости.

    В ошеломляющих фантазиях толкиеновского мира предельно зримы все самые сложные взаимоотношения его обитателей. Хоббитов и орков, людей и эльфов, гномов и гоблинов, волшебников и огненных монстров, чудовищных насекомых и гигантских Листвинов. На редкость конкретно выписано даже плавящееся Око Зла.

    По мотивам трилогии снимаются экранизации, и создаётся множество компьютерных и настольных игр. Очень редко современные произведения добиваются подобного успеха. На русский язык «Властелин колец» впервые переведён в 1976 году А.А. Грузбергом.

    Сейчас издано около семи разных переводов книги (в это число не входят вольные пересказы, неполные переводы и неизданные переводы), наиболее известен перевод А.А. Кистяковского и В.С. Муравьёва, который, по мнению критиков, обладает наиболее сочным языком и лучшей поэзией. Книга стала широко известна в СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

    «Властелин колец» занял первую строчку в списке «200 лучших книг по версии BBC». По-моему мнению, трилогию «Властелин Колец» должен прочитать каждый любитель жанра фэнтези.

    Существует версия, что целью работы Толкина в целом было формирование нового английского эпоса на базе эпических произведений германских народов, населявших Северную Европу.

    В этом году исполняется 30 лет со дня смерти Дж.Р.Р. Толкиена.

    Для многих он стал легендой при жизни. Мало сказать, что его книги - "Хоббит", "Властелин Колец", Сильмариллион и другие - всемирно известны. Толкиен стал властителем дум многих и многих людей на земном шаре.

    К сожалению, в России о Толкиене узнали поздно. Его книги заметили, только когда сам автор уже покинул этот мир.


    Список использованных источников


    1.Григорьева Е.В. Even the smallest person can change the course of the future [Электронный ресурс]

    2.Карпентер Х.Л. Джон Рональд Руэл Толкин. Письма [Текст] // ЭКСМО, 2004. / Перевод С. Лихачевой - Письмо 142. К Роберту Марри

    Кузнецова М.К. От мифа к миру. Мифологические корни Средиземья // Мир фантастики. [Текст] - 2011. - № 12. - С. 122-126.

    Цветков А.И. Свобода [Электронный ресурс]


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!