Женский журнал Ladyblue

Если ребенок грозит уйти из дома. Что делать, если ребенок грозится сбежать из дома? Что делать родителям

Вадик стоял в углу и бубнил себе под нос: «Вот убегу от них, будут знать!»

Потом он потер разбитую коленку. И надо же было ему сегодня в новых штанах пойти гулять. В старых было гораздо лучше. А тут мало того, что коленка разбита и никто даже не пожалел, так еще мама отругала его за порванные новые штаны и в сердцах шлепнула полотенцем.

Вадик тихо всхлипывал в углу и размазывал слезы по щекам: «Ну ничего, теперь им некого будет шлепать полотенцем и в угол ставить, все, решено — уйду из дома!»

Почему ребенок грозится убежать из дома

Иногда дети хотят уйти из дома в поисках новых ярких впечатлений. Ребенку может наскучить каждодневное однообразие будней, и он решит отправиться в далекие страны, знакомые ему по ярким описаниям в приключенческой литературе (например, в Африку или на Северный полюс).

Подстегивают ребенка к уходу из дома и романтические примеры из детских книг или фильмов, где его сверстники, уйдя из дома, открывают для себя новый мир, полный неожиданных приключений и интересных встреч.

Но в большинстве случаев, угроза «уйти из дома» — это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни (несправедливое или слишком суровое наказание, чрезмерные требования родителей, скандалы в семье, появление братика или сестренки, развод родителей, появление в доме отчима или мачехи).

Чаще всего угроза «уйти» следует после какой-то ссоры. «Я покажу вам, — говорит обиженный ребенок. — Вот уйду, и вы тогда поплачете без меня». Малыш надеется, что после того, как он уйдет, родители поймут, как сильно им его не хватает.

Ребенок, грозящийся уйти из дома, выражает не столько гнев или желание независимости, сколько то, как сильно он нуждается во внимании родителей, в их защите. Он лишний раз желает убедиться в том, что его любят. Ребенок в такой момент находится во власти своих и не может контролировать себя, поэтому ему важно знать наверняка, что рядом есть любящие его родители, которые держат все под своим контролем. Любой ребенок хочет быть уверенным в том, что как бы он не был рассержен, обижен или несчастен, его родители ни за что не отпустят его.

Что делать если ребенок угрожает сбежать из дома?

Наверняка многие из нас могут вспомнить, как сами, будучи детьми, злились на родителей и были переполнены жалостью к себе. В эти минуты мы всерьез подумывали о том, чтобы «уйти в бега». Поэтому теперь, став родителями, вы должны понимать, как важно в этот момент ребенку ваше внимание. Угроза сбежать из дома — это серьезный сигнал, который не должен быть проигнорирован.

В подобной ситуации родителям, прежде всего, необходимо понять причины гнева ребенка. Необходимо разобраться, что это: протест против чего-либо, желание вырваться из-под гиперопеки или задеты какие-то чувства ребенка, нанесена серьезная обида, а может, это попытка ребенка манипулировать родителями.

— С ребенком нужно побеседовать и объяснить ему, что его чувства (гнев, обида, злость) естественны, но с ними можно успешно справиться, не уходя из дома. Важно дать понять ребенку, что он услышан и его проблема для вас также важна, вы готовы ему помочь.

— Важно заверить ребенка в том, что ни при каких обстоятельствах родители не позволят ему уйти из дома.

— Помните, ребенку в этот момент хочется быть любимым и защищенным, поэтому единственное, что он хочет от вас слышать в эти минуты, как он вам дорог и любим.

— Если ваш малыш собрался уйти из дома для того, чтобы добраться до Северного полюса, то, скорее всего, его заявление не заключает в своей основе какие-либо глубинные проблемы, и вы можете отнестись к этому факту спокойно. Важно согласиться с ребенком, что ему действительно необходима перемена обстановки и придумать какой-нибудь интересный поход или совместную увлекательную поездку.

Как не допустить уход ребенка из дома

— Если вы услышали от своего ребенка «уйду от вас», то это значит, что настало время задуматься не столько над его поведением, сколько над своим поведением и словами.
Подобную ситуацию родители часто провоцируют сами, постоянно говоря ребенку: «Все, надоел, уходи от нас!» или: «Отдадим тебя тому-то…» После таких слов ребенок оборачивает оружие родителей против них же самих.

— Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Вообще, дети воспринимают любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, ребенок уходит сам.

— Помните о том, что для любого ребенка важны друзья. Постарайтесь, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться со своими сверстниками дома. Пусть дом для детей станет самым притягательным местом.

— Старайтесь вместе с ребенком решать, как проводить досуг. Если свободное время ребенка заполнить интересными и полезными занятиями, то многие проблемы отпадут сами собой.

В местных СМИ информация о том, что подросток убежал из дома или просто не пришел домой, появляется довольно часто. Как правило, по просьбе родителей на поиски ребенка поднимается вся общественность, волонтеры и полиция. Но вскоре выясняется, что юноша загулял с друзьями, а девочка засиделась у подруги. Как в недавнем случае с .

В таких ситуациях в первую очередь у родителей возникает вопрос: «Как наладить контакт с чадом после его возвращения домой? Ругать или, наоборот, проявить излишнюю заботу?». Почему дети устраивают бунт против правил и родителей, как последним наладить с ними отношения, и можно ли избежать этих неприятных и тревожных ситуации в жизни семьи. На эти вопросы ИА «МариМедиа» ответила психолог Центра социально-психологической помощи населению Светлана Левенштейн:

— Есть много причин побегов детей из дома: это и желание узнать что-то новое, неизведанное. К примеру, кто-то хочет попасть в Африку, а кто-то пойти на войну — дети еще не понимают, что такое опасность, и смерть кажется им чем-то нереальным. Ребенок может убегать из дома, если игнорируются его важные базовые потребности: в любви, уважении и принятии. Бегут от пережитых трагедий, утраты близких, насилия, жестокого обращения, от отсутствия смысла жизни, а то и просто от скуки, чрезмерного баловства.

Частая причина побегов — бунт против родителей и их правил. Дети могут убежать от несправедливых наказаний, несоразмерных их поступку, и потом бояться прийти домой из-за страха очередного наказания. Они убегают из неблагополучных семей. Причем внешне семья может быть вполне благополучной и обеспеченной. Чаще всего поводом для ухода из дома в таких семьях становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Непонимание изменений, происходящих с ними приводит к тому, что родители стремятся задержать их развитие, установить контроль, стараются вернуть их детское послушание, что и приводит подростков к бунту. Последним не нравится, что к ним относятся, как к маленьким детям. Девочки могут быть недовольны, что им запрещают пользоваться косметикой, носить желаемую одежду, контролируют, с кем они проводят время.

По словам Светланы Генриховны, чтобы избежать побегов детей из дома, следует придерживаться следующих правил :

— выбирайте наказание, адекватное возрасту и проступку ребенка, старайтесь понять мотивы его поведения;

— не давайте ребенку чрезмерной нагрузки, у него должно оставаться время для отдыха, общения со сверстниками, разрешайте приводить домой друзей;

— не «отыгрывайте» на ребенке свои проблемы;

— воспитывайте в чаде ответственность и самостоятельность, в то же время принимайте его таким, какой он есть и поддерживайте его. Старайтесь, чтобы с любой проблемой он обращался именно к вам;

— никогда не угрожайте, что выгоните сына или дочь из дома, если сделают что-то не так. Допустим, будут плохо учиться, начнут употреблять алкоголь, пробовать наркотики, иметь сексуальные связи и т.д;

— старайтесь организовать досуг подростка, если он будет занят полезными делами, проблем будет меньше.

Различают побеги мотивированные и немотивированные. Мотивированные связаны с психологически понятными причинами и вытекают из самой ситуации, в которой оказался подросток — ушел из дома после серьезного конфликта в школе. Не зная как поступить, он выбирает крайнюю меру — уход. Задача родителей в этом случае: объяснить ребенку, что есть много выходов из конфликтной ситуации.

Мотивированные уходы могут перейти в немотивированные. Уход, как форма реагирования, может закрепиться, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятную ситуацию может ответить бегством из дома. Подросток расценивает свою новую жизнь как свободу от ненавистной школы и дома, он может сам добывать себе средства к жизни, употреблять алкоголь и наркотики, приобретать и другой жизненный опыт.

Уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания, такие как эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость.

Что все-таки делать, если подросток ушел из дома?

В подростковом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому жесткие меры, которые родители могут применять к ребенку — запирание его на замок — могут только усилить желание подростка вырваться из дома. Необходимо проанализировать, почему вашему ребенку на улице лучше, чем с вами? Для этого нужен доверительный разговор с подростком, стоит вместе сходить к детскому психологу, чтобы разобраться в ситуации.

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить две категории. Первая — наиболее многочисленная — это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей.

У таких детей уходы из дома часто перерастают в склонность к бродяжничанию, в дромоманию (одержимость). Вторая категория — это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. У них причины ухода из дома имеют глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.

В случае бегства ребенка не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «скорой помощи», полиции. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Выясните, кто видел его и общался с ним в последнее время. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. При обнаружении ребенка постарайтесь вести себя спокойно.

Побеседуйте с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, извинитесь. Постарайтесь не обсуждать произошедшее, обговорите лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.

Делитесь с ребенком своими планами и заботами. Он воспримет это как заботу. Всегда помните, что он больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком, не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его. Попытайтесь заговорить. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты или полицию.

Подготовила Диляра Белова

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

(простите за много текста) Посоветуйте, как вести себя с ребенком. 4 года, последнее время очень часто заявляет "я уйду из дома!". Откуда пошло - знаем, старший (7 лет) пару раз высказался, что "вы меня не любите, лучше я уйду из дома", но после разговоров о нас с ним и рассказов о детском доме (месте, где живут дети без родителей) вроде одумался, больше не повторяется.
Младший же подхватил, и при очередном психе (а настроение скачет у него легко) заявляет что тоже уйдет. "Псих" может быть из-за того,что не дали смотреть очередной мультик, сделали замечание, обидел старшего брата (и сам же на это обиделся/расстроился). Напрягает то, что не просто говорит (хотя и это не приятно) - открывает дверь и выходит в подъезд. Пытались при этом уговариться (больше няня, я не выдерживаю) - бесится еще больше, убегает дальше. Оптимально - дать прокричаться и потом пытаться поговорить. (правда, один раз уже соседка поднималась - что это у вас ребенок на лестнице плачет). Но мне это не нравится еще тем, что во-первых, я должна быть рядом и контролировать ситуацию (например, чтобы не ушел совсем далеко), во-вторых, если до этого я укладывала детей, а младший взбрыкнул – приходится оставлять старшего, чтобы проверить куда направился младший. Пыталась разговаривать с ним про то, что он маленький, а значит не должен быть один, и что одного ребенка на улице заберут в милицию, а он даже еще свой адрес не знает, и про детский дом рассказывали – не помогает.
Последние несколько дней пробовал так себя вести в саду. Это еще сложнее, потому что воспитательница не может бросить всех детей и бежать за уходящим ребенком. А он реально уходит из группы или на улице идет в другую сторону. Понятно, что физически можно его схватит/скрутить, но это сиюминутное решение, а хотелось бы решить ситуацию в целом.
Садиковский психолог высказала идею, что может недостаточно внимания, физического контакта. Этим немного позабавила и нас, и даже воспитателей, потому что ребенок очень ласковый (когда в хорошем настроении), и сам часто подходит ко всем обниматься, и вообще позитивчик, любимец воспитателей и нянечки.
Пока я стараю в первые 2-3 минуты истерики уговорить/выяснить в чем дело/отвлечь, но если ребенок продолжает «уходить» - я говорю «ок, но дверь открывать /из комнаты выходить я не разрешаю.» после этого только ждать пока ребенок «проорется» и будет готов к разговору. И еще - как лучше вести себя после истерики? Раньше я «мирилась» с ним как только он был готов, т.е. обнимались, разговаривали, начинали делать что-то вместе. Сейчас уже сложнее, т.к. иногда ребенок переключился, доволен и счастлив, а я еще внути не успокоилась и не готова все забыть. Может это и не правильно, но хочется дать ему понять что так дело не пойдет- творит что хочет, а потом бежит мириться и обниматься.
В общем, 2 основых вопроса – что делать чтобы истерик не было и как лучше вести себя после. (спасибо что дочитали)

Ситуация непростая. С одной стороны, тут нужно что-то делать сразу, менять положение вещей как можно быстрее. С другой - а есть ли для этого возможности? Есть ли у родителей рычаги влияния на ребенка, готовы ли они пользоваться своей властью? Бывает, что у родителей есть рычаги влияния, но они в силу тех или иных обстоятельств использовать их не решаются, сразу ёжатся, говорят: «Нет-нет, мы не можем пойти на радикальные меры. Мы не можем его оставить без ужина, это слишком жестоко». Результат - дети болтаются по улицам, и что там с ними произойдет, неизвестно. Это могут быть гораздо более жестокие вещи, чем один раз без ужина посидеть. Тот, кто своих детей жалеет, на самом деле о них не заботится. Если вам кажется, что ситуация может быть опасной для ребенка - нужно настоять на том, чтобы он из дома не уходил.

  • Можно ли предупредить возникновение подобных ситуаций?

И можно, и нужно. Откуда берется то, что родители вдруг перестают быть авторитетом для ребенка? Это не связано с переходным возрастом, в переходном возрасте отношения только обостряются - то, что было и в отношениях и раньше, теперь становится резким и явным. Если сейчас вас дети не слушают по-крупному, значит, раньше они вас не слушались по мелочам. Они вас не слушались, а вы не позаботились стать для них родителями. Если вас не слушают ваши дети, пропускают мимо ушей ваши просьбы, прочитайте статью « ». В ней по шагам подробно расписано, как приучать ребенка слушаться родителей. Звучит, конечно, не очень красиво: «заставляем детей слушаться», но родители знают, что в наше время они - единственные, кто реально воспитывает ребенка и отвечает за его жизнь. Дети всегда кого-то слушаются, но не всегда - вас. Если воспитанием ребенка занимаются не родители, то тогда воспитанием их детей занимается телевизор, СМИ, глянцевые журналы, сверстники, и не всегда их влияние лучше влияния родных родителей.

Если родители умные и желают ребенку добра, то пусть дети слушают то, что они говорят. Это не только естественно, но и экономит всем много сил и времени, вместо пререканий и долгих разбирательств по поводу дисциплины можно заняться более интересными делами. С другой стороны - необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком: последить за своим поведением, насколько я действительно со своим ребенком честен, насколько я последователен в том, что я говорю, насколько я сам следую тем принципам, о которых говорю ребенку. Это личная работа родителей: подумать, отследить и, может быть, изменить свое поведение.

Еще я бы посоветовала прямо вместе с ребенком съездить к и в нейтральной обстановке, в ходе тренинга увидеть, что именно не так, какие есть болевые точки, сделать шаги навстречу. Несмотря на всю свою боль и сердитость, нужно проводить больше времени с ребенком, больше разговаривать (о чем угодно), больше слушать его вечером. Нужно учиться слушать ребенка, не давая тут же советов, пользоваться навыками активного слушания, которые даем и я, и . Это такое искусство разговаривать с другим человеком, не поучая все время. И тогда ребенок знает, что он сейчас с мамой чем-то поделится, и она потом не будет это поминать 10 лет, тем более в какой-то трудной ситуации. Нужно общаться как родные люди.

Если предположить, что трудности связаны только с переходным возрастом: например, ребенок ощущает себя уже взрослым, при этом, не связывая взрослость с принятием на себя ответственности, а связывая ее только с «взрослым поведением», которое может для него значить: «Я хожу, куда хочу, никого в известность не ставлю, делаю что хочу,- а родители мне не указ. Мама не отчитывается, и я не буду». В этом случае необходим разговор с подростком о том, что: «Если ты взрослый, то и веди себя как взрослый. Взросление - это не только права, но и обязанности». Совет родителям: с самых первых моментов жизни малыша, когда это уместно, связывать взросление одновременно и с получением больших прав, и больших обязанностей. «Когда ты станешь постарше, ты уже сможешь сам ходить туда-то и туда-то, но при этом мы рассчитываем, что ты будешь вести себя как взрослый. Мы, взрослые, заботясь о своей семье, обычно рассказываем, куда мы идем, зачем, и для того, чтобы другие не волновались, и просто потому, что нам нравится делиться друг с другом, обсуждать что-то. И ты можешь вести себя точно так же, как и мы. Не потому что мы тебя контролируем, а потому что мы живем вместе, нам интересно все то, что в нашей семье происходит».

Если вы с детства приучаете детей к тому, что вы - семья, что вы все делаете вместе, у вас это обязательно получится!

Если ваш ребенок не вернулся домой, от вашей реакции, выдержки и ваших действий может зависеть его судьба.

Многие родители, чьи дети входят в , жалуются, что они становятся неуправляемыми, у них появляется агрессия, они . И часто одной из реакций подросткового возраста является уход из дома. Если у вас есть информация о местонахождении ребенка, лучше запастись терпением и не осуществлять поспешных шагов, чтобы не усугубить разрыв с ребенком. Если же вы не знаете, где находится ребенок и даже не в курсе, ушел он из дома или пропал, Управление связей с общественностью МВД Украины в ответ на запрос советует придерживаться определенного алгоритма действий.

Советы родителям в случае пропажи ребенка содержатся в информационном бюллетене "Милиция информирует, предупреждает, советует". Если вы не знаете, где находится ваш ребенок, если он не вернулся домой, следует действовать таким образом:

Сразу после обнаружения , обратитесь с заявлением в милицию. Не теряйте времени и сами начинайте поиски. Информацию об исчезновении ребенка вы можете передать в милицию по телефону 102. Оперативный дежурный обязан принять ваше сообщение. Если вы обратитесь в органы внутренних дел сразу, как только обнаружите пропажу, это позволит начать поиски "по горячим следам".

Обязательно возьмите в милицию свежую фотографию ребенка, на которой четко видно его лицо.

Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения. Также обратите внимание на то, о чем ребенок говорил в последнее время, с удовольствием ли ходил в школу и т.д.

Для того чтобы поиски были успешными, информируйте органы внутренних дел о любой новой информации, которая каким-то образом может касаться розысков ребенка.

В Управлении связей с общественностью МВД Украины также рекомендуют не ругать и не наказывать ребенка, как только он найдется. Возможно, ребенок сам напуган. Выдержите паузу, чтобы успокоиться, а затем серьезно поговорите. Расскажите о своих чувствах, как вы переживали за ребенка. Если ребенок пропал по собственной инициативе, попросите его пообещать вам больше так не поступать. Но прежде честно расскажите, чем может угрожать его исчезновение.

Однако подключение милиции - не лучший выход, если подросток ушел из дома по собственной инициативе. По словам врач-психотерапевта, сексолога, Международного тренера-консультанта по вопросам сохранения здоровья тренингового центра "Инновация и развитие", члена правления Всеукраинской благотворительной ассоциации "Равный – равному" Елены Голоцван , ребенок может убежать, если нарушена связь между ним и родителями. Если родители либо не занимаются вообще его воспитанием, либо контролируют каждый его шаг, как будто пытаясь за него прожить его жизнь. В подростковом возрасте ребенок испытывает потребность отделиться от родителей, стать автономным и самостоятельным, и если родители не будут уважительно относиться к его бунтарским реакциям, то возможно, что подросток будет искать поддержку в другом месте, как вариант - в уличной компании.

Если подросток начинает убегать из-под родительской опеки, почти не появляется дома, а то и вовсе уходит, оставив записку (как, например, в одном случае из практики дочь ушла к подруге, написав родителям: "Я сама разберусь"), часто родители подключают милицию, родственников, людей, которые как-то могут повлиять на подростка. Если он найден и возвращен домой, начинают его отчитывать, ведут его к психологу, обвиняют в предательстве и неблагодарности. Но это еще больше отдаляет ребенка от родителей.

Как вернуть подростка домой?

По словам Елены Голоцван, универсального совета быть не может. Как ни парадоксально это выглядит, уход подростка - это не осознаваемая попытка показать родителям свою значимость, сказать: "Я есть! Вы про меня забыли, а я здесь". Своим уходом он хочет обратить на себя внимание. Когда же его начинают ругать, он дополнительно получает подтверждение того, что он ничтожен. Тактика должна быть очень спокойной и последовательной. Нельзя бросаться из крайности в крайность, то ругая ребенка и крича на него, то разговаривая с ним и пытаясь понять. У родителей всегда должен быть маячок: "Если он не хочет жить дома, значит, мы что-то не так делаем, он хочет обратить на это наше внимание". Тогда вам следует сесть всей семьей за стол и спокойно поговорить, узнать у ребенка, в чем вы были неправы. И говорить с ним нужно на равных. Лишь признав свою неправоту, позволив себе стать понятными ребенку, можно ожидать, что он позволит понять себя.

Если родители не теряют связь с ребенком, интересуются его жизнью, то, даже когда начинается подростковый бум, им легче найти мостик к его доверию. "Одна мама сказала, что когда ее дочь начала увлекаться субкультурой эмо, они с отцом начали слушать музыку эмо, чтобы понять ценности этой группы, - делится Елена Голоцван. - Таким образом, мостик не был нарушен, они знали, чем живет ребенок, и это позволило понемногу начать процесс воспитания, актуализировать другие ценности в жизни: почему нужно учиться, создавать семью и так далее. Это и есть процесс воспитания".

Воспитание родителям нужно начинать не с ребенка, а с себя, с оздоровления межличностных отношений, прекращая грубить ребенку и использовать назидательный тон, общение должно быть на равных, чтобы ребенок не чувствовал, что его воспитывают.

Татьяна Корякина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!