Женский журнал Ladyblue

Подростковый возраст как этап психического развития. Общая характеристика подросткового возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Особенности психического развития в подростковом возрасте

ГЛАВА 2. Социальная ситуация развития подростка

ГЛАВА 3. Трудности возраста

3.1 Характерологические недостатки подростков

3.2 Ленивые подростки

3.3 Подростки с пассивным поведением

3.4 Неорганизованные подростки

3.5 Эгоистичные подростки

3.6 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые подростки

3.7 Подростки-педанты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

В ВЕДЕНИЕ

Становление человека как личности невозможно представить без влияния общества. Роль социального окружения в усвоении ребёнком принятых обществом норм морали, правил, общественных ролей и т.д. нельзя недооценивать. Важной задачей любого общества является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

Однако, воспитание детей -- нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Именно в подростковом возрасте начинают проявляться различные трудности и деформации в становлении характера подростка, требующие внимания к ним. И если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками, принятия способов поведения взрослых, проявления собственной индивидуальности и самостоятельности.

Проблематика избранной нами темы нашла отражение в трудах некоторых авторов и авторских коллективов. Вопросы социализации подростков, возрастного психического развития рассматриваются Т.А.Шишковец . Волков Б.С. даёт подробное описание трудностей подросткового возраста, возможных причин их возникновения и рекомендации по их преодолению. Дубровина И.В. в своей работе указывает на психические особенности характера подросткового возраста. Алфёров А.Д. уделяет внимание проблеме социальной ситуации развитии подростков. Некоторые вопросы касающиеся социальной ситуации развития и проблемы трудностей подросткового возраста затрагивает французский психолог Ж.Пиаже.

Целью настоящей работы является теоретическое рассмотрение проблемы социальной ситуации развития и возможных трудностей подросткового возраста.

Исходя из цели, выделяются и задачи:

Рассмотреть особенности развития подростков;

Обозначить особенности социальной ситуации развития для подростков;

Выявить и охарактеризовать основные трудности подросткового возраста;

Реферат состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассматриваются особенности психического развития подростков. Вторая глава посвящена освещению вопросов социальной ситуации развития подростков. Третья глава представляет собой поочерёдное рассмотрение трудностей подросткового возраста, начиная с характерологических недостатков подростков как таковых и заканчивая описанием подростков- педантов.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРОСТЕ

Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10--11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11--12 лет) и старшем (13--14 лет) подростковом возрасте.

Основная особенность подросткового периода -- резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности -- ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности -- в самоутверждении, общении -- не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Характерную для этого возраста «асинхронность развития. как интериндивидуальную (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальную (т. е. характеризующую различные стороны развития одного школьника)» , важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы. Необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника -- проходить и раньше, и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение.

Подростковой возраст -- время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии -- способности делать предметом своей мысли саму мысль, дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11--12 лет -- время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений. Для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как раз в том, что в нем совершаются указанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают особенности учебной деятельности школьника, причем не только то, как она организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

При этом социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт приводят к тому, что, создав какую-либо теорию, сделав умозаключение, он нередко принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым для него результатам. Известный швейцарский психолог Ж. Пиаже отмечает по этому поводу, «что в мышлении подростка возможное и действительное меняются местами: собственные представления, умозаключения становятся для подростка более реальными, чем то, что происходит в действительности. По Пиаже, это третья и последняя форма детского эгоцентризма» . Поскольку подросток сталкивается с новыми возможностями познавательной деятельности, эгоцентризм усиливается.

Все это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизни.

В нравственном развитии с этим связана, например, появляющаяся в данный период возможность сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными нормами. Следствием этого является противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Организация учебной деятельности в средних классах -- учебные программы, система подачи материала и контроля его усвоения в рассматриваемый период -- должна обеспечить не только развитие теоретического, дискурсивного (рассуждающего) мышления, но и умение соотносить теорию и практику, проверять умозаключения практическими действиями.

Центральное личностное новообразование этого периода -- становление нового уровня самосознания, «Я - концепции. Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие -- уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости «Я - концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими -- взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд -- «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я - идеальном». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я - концепции» школьника.

Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста -- в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

«Подростки (вместе с ранним юношеством) -- особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к подростковой общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности» .

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

«Социальная ситуация развития -- это ситуация в семье, взаимоотношения со взрослыми, ситуация в школе и вне её» . Взаимодействие в этой ситуации названных субъектов создает благоприятные условия для нормального развития подростков. Но они же и создают определенную напряженность в развитии, что обостряет процесс взросления в этом возрасте. Напряженность со взрослыми и в семье возникает у подростков из- за того, что его требования забегают вперед по сравнению с его жизненным опытом, с его возможностями использовать предоставляемую ему самостоятельность. Подросток стремится строить свой образ жизни не только в соответствии с этими возможностями, но и на опережении их. Поэтому взрослым приходится, по сути, ограничивать самостоятельность подростка.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

Подросток включается в различные виды общественно- полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.

Хотя учение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно- полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина.

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.

Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.

Д.И. Фельдштейн установил, что процесс социального развития личности в подростковый период проходит через три пути (как и в другие периоды онтогенеза), «закономерно чередующиеся стадии.

1-я стадия характеризуется появлением новых тенденций развития деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые возможности функционирования ребёнка, создавая соответствующее поле для его развёрнутой деятельности.

2-я стадия отличается максимальной реализацией, кумуляцией развития ведущего типа деятельности.

3-я стадия насыщением ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации его потенциалов, что ведёт к актуализации другой стороны деятельности» .

Социальное развитие идёт от осознания подростком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.

По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Подростком решается не просто задача занятия определённого места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования. Причём исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что определённый уровень социальной зрелости опережает интеллектуальное развитие подростка.

Согласно концепции А.В. Петровского «развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые активно осваивает, т.е. как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней» .

Мера стабильности этой среды различна, поэтому необходимо построить 2 модели развития личности. «1-я рассчитана на относительно стабильную социальную среду, 2-я -- на становление личности в изменяющейся среде» . Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. К первой фазе относится усвоение подростком действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Например, подросток, попавший в новую для него компанию ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы -- адаптируется.

Вторую фазу можно обозначить как индивидуализация. Справившись с трудностями адаптации, подросток начинает осознавать, что он как личность утрачивает себя, т.к. другие не могут в нём разглядеть индивидуальности. И подросток ищет средства и способы для обозначения своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.).

Третья фаза - интеграция. Общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые способствуют успеху совместной деятельности. Происходит интеграция личности в общении.

Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создаёт внутри класса две половозрастные группы.

Многообразие задач в различных видах деятельности ведёт к дифференциации школьников, образующих в одном случае «просоциальные группы (как результат работы в общественных организациях, турпоходах, спортивных секциях и т.д.), а в другом -- асоциальные группы, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности» .

ГЛАВА 3. ТРУДНОСТИ ВОЗРОСТА

3 .1 Характерологические недостатки подростков

На возникновение недостатков характера влияет игнорирование педагогами возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворенные потребности подростка быть, или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к неразумному ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости. Иногда возникают и более серьезные характерологические деформации, что, как правило, вызывает тяжелые и продолжительные конфликты с педагогами; скрытое или явное противостояние им. На закреплении отрицательных черт характера сказывается отношение к подросткам как учителей, так и сверстников.

Часто бывает, что и родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее начать работу по их исправлению, тем легче освободиться. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера необходимо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на подростка переоценка или недооценка взрослыми недостатков его характера. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, то есть известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких подростков этих недостатков и появлению чувства недозволенности. Нередко они прямо заявляют ученикам и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я нервный!»

Плохо, когда и родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. А ведь это повод для немедленного обращения к врачу.

Нередко бывает, что «сами учащиеся неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость -- за правдолюбие и мужество, невежливость -- за прямоту, высокомерие -- за гордость и проявление чувства собственного достоинства» . Некоторые подростки, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться, так как считают, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость -- позволит преуспеть в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего, субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и самому приложить усилия, чтобы от них освободиться.

«Недостатки характера -- это устойчивые отрицательные формы поведения человека» . Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера подростка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого его поведение надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща подростку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней его внимание. Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного подростка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у учащегося веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Следует помнить, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные из них.

Недостатки, проявляющиеся в деятельности ученика;

Недостатки в отношении его к себе и другим людям.

К первому виду относятся: леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости. Ко второму виду относятся эгоизм, эгоцентризм» .

3 .2 Ленивые подростки

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Современное развитие стран с рыночным хозяйством было бы невозможно без расцвета, свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена полностью даже в странах с достаточным уровнем жизни, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там на должную высоту. Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Ведь всевозможные виды трудовой деятельности используются также как терапевтическое средство.

В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.

В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность -- мать всех пороков.

Что является причиной появления лени у детей и подростков? В литературе описано несколько. Во-первых, имеется в виду отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливых родителей. Писатель В. Шаламов отметил, что «система ГУЛАГа формировала у миллионов пострадавших людей убеждение, что труд для человека не полезен, а губителен. А поэтому надо учиться работать «спустя рукава», избегать напряженных видов трудовой деятельности» . К этому добавлялась малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своего труда. Подобные взгляды еще бытуют у многих взрослых людей в нашей стране. Они, безусловно, копируются подростками и отрицательно влияют на формирование их отношения к труду как жизненной ценности.

Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Они объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребёнка к «интеллигентной» профессии. Родители должны понимать, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но и не вполне работоспособным человеком.

Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все прихоти и капризы, не побуждая его к целенаправленной учебной или трудовой деятельности. Многие из таких подростков не умеют быть усидчивыми при необходимости, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

Мощным фактором, влияющим на снижение интереса к учебе, может оказаться для учащихся отдаленная во времени действенность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Соответственно, многие из них перестают интересоваться учебой теперь, не соотнося сегодняшние успехи с будущей взрослой жизнью.

Воспитательное воздействие на ленивых детей и подростков следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников чаще приходится иметь дело не с ленью, а с неорганизованностью. В преодолении этого им можно помочь. У подростков же важно преодолеть представление, что учеба -- это удел маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость как осознанное стремление к познавательной деятельности.

3 .3 Подростки с пассивным поведением

Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности» . В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному и, как следствие, лишается положительного смысла.

Основными причинами пассивности школьников можно определить.

Остаточное влияние тоталитарного наследия, задававшего определенный стиль поведения граждан;

Понижение интеллектуальной активности;

Расстройство физического здоровья;

Дефекты умственного развития.

Известно, что государственный строй и общественные организации любой страны в значительной степени влияют на активность пассивность своих граждан. «Советское государство стремилось развить активность своих граждан, лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний» . Это приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества «агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Наличие демократического строя с развитым рыночным хозяйством должно привести к резкому сокращению количества граждан указанных категорий.

В советской психологии проблему (об интеллектуальной пассивности учащихся) впервые обозначила непосредственным предметом исследования Л.С. Славина. Результаты его изложены ее книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее, например, понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность, содержательность. Оно выражается через следующие психологические особенности:

Недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

Отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

Отсутствие познавательного отношения к действительности» .

1. Группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Такие дети выбирают преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого вида пассивности -- наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

2. Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях; неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствием умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная интеллектуальная пассивность школьников проявляется:

В шаблонности умственной деятельности;

Избыточных операционных действиях и наличии несущественных («лишних») вопросов по ходу работы;

В использовании обходных путей в выполнении учебных задач или применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания приемов;

Предпочтении репродуктивной деятельности (воспроизведение запечатленного и сохраненного в памяти) и знакомых, простых заданий.

3. Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивностью. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или некоторых учебных дисциплинах.

4. Группа детей с общей интеллектуальной пассивностью. Такие не любознательны, они не стремятся к получению новых знаний, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в игре» .

Л.В. Орлова предупреждает, что приведенная ею классификация не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же ребенок может входить в две группы.

Проблемы интеллектуальной пассивности учащихся касались «Д.Д. Богоявленский, Л.И. Божович, Н.С. Лейтес, М.В. Матюхина, В.С. Юркевич и другие» . Особое внимание исследователей привлекает проблема значительного снижения учебной активности подростков. Ее рассматривали «Н.А. Менчинская и её сотрудники в книге «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» и другие специалисты в области психологии обучения. Выделяются следующие причины значительного снижения учебной активности подростков:

Недостатки в воспитании деятельностных мотивов учения;

Усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;

Нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью в овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;

Снижение контроля родителей над подростками или, наоборот, слишком мелочный контроль;

Переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, клубах, секциях, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая торговля, увлечение компьютерными играми и пр» .

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть также болезнь или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы подростков, лишая их желания что-либо делать. Поэтому вялое поведение подростка должно насторожить родителей и учителей, заставить их в первую очередь исключить именно возможность заболевания. В случае обнаружения болезни, задача выздоровления должна стать приоритетной. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно оздоровить его и укрепить физическую выносливость.

Пассивность нередко возникает также из-за переутомления подростков. Этому способствуют:

Перегрузки на уроках;

Неумение сосредоточенно готовить домашние задания;

Длительное сидение за компьютером;

Частые посещения гостей и т. д.

Кроме того, нередко виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят возрастные физиологические изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной. пассивности учащихся в отношении учебы и многих других видов деятельности. Следует помнить, что это нередко случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

Пассивное поведение школьников может быть связано как с неправильным отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого школьника. Они возникают при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные школьники часто наблюдаются и в состоятельных семьях, где за них все делают взрослые. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования родителями безусловного послушания.

Причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным фоном природного темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его внешне побуждать к деятельности, но и всемерно помогать ему в формировании внутренних мотивов деятельности: интересы, убеждения, стремления.

Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь детского коллектива. Следует рекомендовать преодоление у подростков застенчивости и неуверенности в себе посредством включения в деятельность школьной малой группы, выполнения общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать меру, чтобы у ребенка не сработал механизм сверхкомпенсации. Дело в том, что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже нескромными и конфликтными.

3 .4 Неорганизованные подростки

Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, а также помогать своим сверстникам вырабатывать организованность. Понятия «активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках.

К «неорганизованным учащимся относятся:

Дезорганизаторы;

Мало организованные;

Частично организованные;

- «заорганизованные» дети» .

Прежде всего, надо сказать о проявлении новых неформальных лидеров в классных коллективах подростков и старшеклассников. Активность такого лидера рекомендуется не подавлять, а направлять на разумные цели. Характерной ошибкой неопытных классных руководителей является в таких случаях резкое изменения официального статуса такого лидера (например, неожиданное назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании порядка в классе и быстрое исправление недостатков поведения. В этом случае, как правило, забывается, что именно такие активные подростки нуждаются в воспитании и самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и корректно влиять на поведение своих товарищей. Поэтому воспитательное влияние на подобных подростков начинают, прежде всего, с привлечения их к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая подростка целесообразным приемам организации своей работы.

Помимо некоторых неформальных лидеров и не явных зачинщиков беспорядков, в классе бывают невольные дезорганизаторы. Они не ставят своей сознательной целью нарушение учебно-воспитательного процесса в классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога и т. п.

Мотивом поведения этих подростков является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность -- повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Подростки подчас «находят» ошибки даже в учебниках по точным наукам. У старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается проявлениями юношеского максимализма. Педагогам следует нейтрализовать крайние проявления их активности при помощи доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.

Следует сказать также о мнимых дезорганизаторах -- чрезмерно активных на уроках школьниках. Их поведение похоже на поведение неосознанных дезорганизаторов. Однако, в отличие от последних, они не самоутверждаются за счет авторитета учителя, а выступают как люди, чрезмерно заинтересованные учебным предметом. В их число попадают многие одаренные дети. Между тем, некоторые учителя считают этих подростков и старшеклассников «выскочками», бросающими вызов педагогу, противоборствующими с ним. На деле же такие школьники часто просто хотят глубже разобраться в предлагаемом учебном материале. Учителю не следует в таких случаях поддаваться раздражительности, а проявить терпимость и понимание.

Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего, из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками.

Нередки среди школьников, особенно средних и старших классов, частично организованные учащиеся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по другим занимается кое-как. В процессе работы с такими подростками следует серьезно подумать о профилактике подростковых правонарушений, особенно в период каникул. Полное безделье в течение продолжительного времени порождает у подростка нежелание и в дальнейшем учиться и трудиться.

Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный школьник слепо подчиняется установленному в школе и семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.

К внутренне «заорганизованным» школьникам и взрослым относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ. Весь смысл жизни такие люди видят в постоянной работе. В последнее время появился даже специальный термин для обозначения таких людей. Их называют «трудоголиками». «Еще в УI веке до н. э. семь самых известных мудрецов Древней Греции выбрали в качестве одного из мудрейших изречений, высеченных на стене храма Аполлона в дельфах -- изречение Салона «Ничего слишком» .

Чаще всего и опаснее всего для своего здоровья это мудрое правило нарушают подростки. Они чувствуют свои значительно возросшие физические и умственные силы, но не осознают их пределов. Между тем, подросткам очень хочется заявить о себе как о взрослом человеке. Они берутся за дела, которые не всегда им по силам. Отсюда нередкие в этом возрасте психические и физические срывы, надломы, разочарования, апатия и безалаберность в поведении, учащающиеся суициды.

Необходимо отметить, что чрезмерная «заорганизованность» у подростков может наблюдаться, когда у них появляется возможность проявить свою взрослость и в учебе. «Заорганизованных» и плохо организованных подростков сближает одна характерная особенность. Они не знают меры своих возможностей, физических и душевных сил. Первые значительно завышают свои возможности, вторые -- занижают, что, естественно, ведет к неуспешности и разочарованиям.

Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий подростков является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить о трех ее видах:

Повседневной организованности;

Длительно нацеленной организованности;

Организованности в виде лидерства, то есть умения организовывать других.

3 .5 Эгоистичные подростки

«Эгоист -- это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними» . Жизненная направленность эгоиста -- собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других).

Эгоизм часто встречается у детей и взрослых. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма: «нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм» .

Подростки и взрослые с нарциссическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно улиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее «совершенство» (способности, ум, характер).

«Психологический портрет современной Клеопатры описан О.В. Немиринским и И.В. Федорус. Существо проблемы они сводят к дилемме любви и гордости» . Синдром Клеопатры выражается у части старшеклассниц в том, что они стремятся обращать на себя внимание юношей, заигрывают с ними, а потом без явной причины начинают раздражаться, зло и грубо смеяться над своими товарищами. Важно обнаружить этот синдром и не пройти мимо, так как в будущем этот недостаток характера может привести девушку к несчастной любви и осложнениям в семейной жизни.

«Феномен психологического отчуждения человека лучше всего в мировой психологии описан и проанализирован Э. Фроммом в его, переведённых на русский язык, книгах: «Иметь или быть», «Бегство от свободы», «Искусство любви», «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии», «Душа человека» и других» . Многие люди ощущают себя в обществе чужими, потому что появляются на свет и умирают не по своей воле, многое в их жизни определяются родителями, учителями, начальниками, а также социально-историческими факторами.

Отчужденность возникает у современного человека и потому, что окружающие люди часто не оказывают ему помощи, не выражают сочувствия, а то и просто равнодушны из-за занятости своими проблемами и делами.

Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в ярко выраженной форме нередко наблюдается у подростков, когда они встречаются с безразличием окружающих. Многие родители из-за жизненных сложностей все меньше внимания уделяют детям. В связи с этим у определенной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и все больше проявляются грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он проявляется в том, что в центр всей жизни подросток или взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является пребывание в центре внимания сверстников, становятся необходимостью постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него, чтобы всё внимание близких было сконцентрировано только на его нуждах и потребностях.

У детей и подростков групповой эгоизм, как правило, связан с семьей, компанией приятелей во дворе, сверстниками в классе.

«Семейный» эгоизм возникает при направленности всех помыслов взрослых членов семьи на материальное и карьерное благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих.

«Характеризуя эгоистических школьников, Н.Д. Левитов отмечает у них интерес только к себе, своим удобствам и собственной выгоде. Они обычно нечутки, неотзывчивы» . В то же время отмечено, что нельзя всякого самолюбивого человека причислять к эгоистам.

Эгоизм может широко распространяться среди подростков под влиянием неблагоприятных социальных условий. Это выражается, во-первых, в том, что многие взрослые люди решают сейчас задачу своего экономического и социального выживания, в связи с чем в обществе все чаще стало проявляться чувство отчужденности и крайнего индивидуализма. Во-вторых, считается, что рыночное хозяйство, основанное на частном предпринимательстве, требует развития эгоистических черт характера.

Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о более слабом человеке.

3 .6 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые подростки

«Недисциплинированные подростки -- это учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство» . Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникают конфликты.

Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей, особенно у подростков, является избыток энергии и неумение разумно проявить свою инициативу. В данном случае важно формировать у подростков интерес к общественно полезной деятельности, рационально направлять проявления их активности.

Не так уж редки конфликтные ситуации и в процессе взаимодействия учителя с упрямыми, непослушными, капризными детьми. Решая такие проблемы, учитель должен действовать твердо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным.

Для окончательного устранения конфликтов с упрямыми детьми надо знать причины, вызывающие этот недостаток. Основной путь профилактики и искоренения упрямства -- устранение причин, вызывающих этот недостаток, учет потребностей и интересов подростка, организация правильного режима учебы и отдыха, нормальные взаимоотношения в семье и школе, разумная требовательность, включение в коллективную творческую деятельность сверстников.

«Грубые дети -- это такие дети и подростки, которые часто провоцируют конфликтную ситуацию или оказываются в ее условиях. для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван» . Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется посредством исправления взрослыми своей ошибки. Подросток может также проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим занятий и отдыха, а также корректное поведение взрослых.

Лживость подростков бывает вызвана разными причинами:

Боязнью наказания;

Стремлением, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание окружающих;

Желанием скрыть свой неблаговидный поступок или проступок товарища.

Очень важно в таких случаях акцентировать уважение к правдивости подростка, объясняя ему, что лживость отягощает совершенный проступок, является социально не одобряемым качеством личности и, в итоге, не принесет ничего полезного или приятного. Что же касается наказания, то значительно результативнее избегать таких видов воздействия, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

3 .7 Подростки - педанты

Педантичные школьники чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у таких подростков неуверенность в себе и побуждают их без особой необходимости прибегать к частым перепроверкам сделанного.

Слабость их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий. Особенности личности педантов заключаются в том, что при неблагоприятных условиях могут возникать трудности в общении с ними. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, формировать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а своевременно переходить к последующим действиям или мыслительным операциям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“Удивительная страна - эта Страна Подростка.

Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...” .Г. Элемер.

Подростков можно охарактеризовать как особую социально-психологическую и демографическую группу, имеющую свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру.

Большую роль в становлении характера подростка отыгрывает социальная среда окружающая его. Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, ситуация в школе и вне её создает благоприятные просоциальные или, наоборот, асоциальные условия для развития подростков. У подростка начинает развиваться чувство взрослости, он активно пытается включаться в различные виды общественно-полезной деятельности, расширяет сферу общения.

Подобные документы

    Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Программа по коррекции тревожности у подростков с ЗПР, включающая специальные игры и упражнения, анализ ее эффективности. Организация и методы исследования.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2015

    Классификация стадий психологического развития. Факторы, необходимые для развития личности подростка. Сравнительный анализ гендерных особенностей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и подростков, живущих в социально–благополучной среде.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2009

    Анализ ценностных ориентаций подростков. Проблема ориентации подростка в мире взрослых, выбора мировоззренческих образцов и ценностей, конструирования жизненных планов. Особенности психологического развития подростков. Социальный интеллект подростков.

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Особенности подросткового возраста, формирование самооценки. Характеристика типичных проблем подростка: отделение от семьи, половая идентификация и сексуальность, общение со сверстниками. Схема проведения психологического консультирования подростков.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Связь уровня нервно-психологического напряжения и развития мотивационной сферы подростков (возрастная группа 14-15 лет) и особенностей социально-психологической адаптации. Проблемы развития личности подростка. Психодиагностические методы исследования.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2009

    Теоретические подходы к изучению гендерного развития и психологического благополучия личности. Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте. Характеристика факторов и стимулов гендерного развития подростков.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2013

    Формирование самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая "Я-концепция". Влияние семейных отношений на развитие личности подростка. Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях. Методы исследования и их интерпретация.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2008

    Особенности развития ценностно-смысловой сферы личности современных подростков. Исследование факторов, влияющих на её формирование с целью своевременной помощи в правильном выборе нравственных ориентиров. Методика изучения ценностных ориентаций Рокича.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Особенности социального и антисоциального развития подростков. Особенности поведения делинквентных подростков и пути социальной работы с ними. Проблемы ресоциализации личности и практика пенитенциарных учреждений для подростков. Исследования и тесты.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2007

    Классификация форм социализации. Процесс становления личности. Изучение социальной педагогики как системы воспитания подростков. Создание условий для максимального раскрытия возможностей детей. Психологическая коррекция девиантного поведения молодежи.

Отрочество -- этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10--11 до 13--14 лет, совпадающий в современной школе с временем обучения детей в V--VIII классах. Понятие отрочества объединяет младший и средний подростковый возраст, а также начало старшего подросткового возраста.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10--11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11 -- 12 лет) и старшем (13--14 лет) подростковом возрасте. Основная особенность подросткового периода -- резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности -- ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности -- в самоутверждении, общении -- не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых.. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение.

Отрочество -- время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии -- способности делать предметом своей мысли саму мысль, дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания. Центральное личностное новообразование этого периода -- становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие -- уникальность и неповторимость.. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими -- взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд -- «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном».

Период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности». Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко): реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр); реакция оппозиции, протеста (прогулы, побеги, протестные поступки); реакция имитации (объектом подражания становится взрослый); реакция компенсации (если избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения); реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха в той области, в которой наибольшая несостоятельность). При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко): реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых); реакция "отрицательной имитации"; реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп); реакция увлечения (увлечение спортом, стремление к лидерству); реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.). Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности. Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, в деятельность общения. То место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет). У мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития с 13 и идет до 15 лет. Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста. Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет). Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8 - 10 минут. Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму. Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании. Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Кризис психического развития в подростковом возрасте. КРИЗИС 13-ти ЛЕТ. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Второй симптом кризиса – негативизм (ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет).

Психологические новообразования подросткового возраста: Чувство взрослости - новый уровень самосознания; Стремление к самоутверждению; Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей; «Я» – концепция; Формально-логическое (рассуждающее) мышление; Рефлексия.

Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми.

Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения.

С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом, у них появляются новые мотивы учения: познавательные, общественные, личные, связанные с самоутверждением и формированием жизненной перспективы. Учение приобретает личностный смысл и начинает осознаваться школьниками как деятельность, направленная на самообразование и удовлетворение познавательных потребностей.

Психические особенности подросткового возраста.

1 . Переходный возраст, трудный, критический возраст …. Эти сова произносят часто, подчеркивая сложность развития личности в годы перехода от детства к взрослости. Трудно взрослым найти правильную линию поведения с подростком, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Этот период занимает особое место в развитии личности потому, что он означает переход от одной эпохи развития к другой – от детства к взрослости.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется развитие и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возрасти юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развитии – юность.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший (13-15 лет) или 7-8 классы.

Наряду с НИИ выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, неслучайно этот возраст называют «ПЕРЕХОДНЫМ» от детства к взрослости, однако путь к зрелости ля подростка только начинается, он богат многими драматическими пережившими, трудностями и кризисами. В это время складываются устойчивые формы поведении, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физические и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также я возраст потерь детского мироощущения, более беззаботно и безответственного образа жизни, пор мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т.д.

Современный подросток в поной мере испытывает на себе последствия бурного развития НТР и связанные с ней социальные противоречия: демографические, социально-экономические и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. Сегодняшний подросток – завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает более пристально и внимательно, без ложных предубеждений и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований целью выявления специфических особенностей, присущих этому возрасту.

Ст. Холл в 1904 г. предложил рассматривать этот период как переходный от детства к взрослости; он впервые описал кризисный характер развития ребенка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизм – альтруизмом, общительность – замкнутостью, любознательность – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т.д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

  1. резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».
  2. плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности.
  3. активны и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком свое индивидуальности.

По мнению Ш. Бюлера специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата.

Пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания.

Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделял психическую пубертанность, а внутри нее три фазы развития.

1. прелюдия к периоду психической пубертанности, отдельные симптомы которой появляются в 11-2 лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще не понятны.

2. негативная фаза, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются « повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние», « физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

3. позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».

Личность подростка развивается в первую очередь в зависимости от того какая ценность переживается им как наивысшая, определяющая его жизнь.

Э. Штерн выделял шесть возможных типов переживаемых ценностей, которым соответствуют шесть типов личности.

  • Теоретической личности – стремится на объективное познание действительности;
  • Эстетический тип единичные случаи;
  • Экономическим типом личности управляет идея пользы, стремление достичь результата с наименьшими затратами;
  • Смысл жизни социальной личности составляет «любовь, общение и жизнь для других людей»;
  • Смысл жизни политической – стремление к власти, господству и влиянию4
  • Религиозная личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни».

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занимающая, по его мнению, промежуточное положение межу игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. действительно, все, за что берется подросток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение (игры любовного характера), занятия спортом, участие в подростковых организациях (скауты, пионеры), выбор профессии. В таких играх подросток учится «умерять свои силы, устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он ожжен разобраться», отмечает Э. Штерн.



Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых:

ü «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);

ü «доминанта дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами);

ü «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве);

ü «доминанта романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, гетероическому).

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становится новые психологические новообразования подросткового возраста.

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками:

  • резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воли), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.
  • выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи;
  • реакция эмансипации – выраженное освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социально зависимости.

Подростковый период — период через который проходит человек в своем развитии в возрасте от 11 -12 до 14-15 лет, от детства до юности. Психическое развитие в подростковом возрасте проходит через ряд особенностей: внутренние конфликты с собой, близкими или просто знакомыми людьми, через трудности, срывы и подъемы, формируя личность.

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте подросток стремится занять статус взрослого, что малодоступно для него, у отрока не получается обрести чувство взрослости, он скорее открывает для себя чувство своей неполноценности.

Живя в материальном мире с детства, подросток попадает под влияние вещей, и отводит предметам в своей жизни определенную значимость, и часто использует вещи для поддержания своего имиджа и статуса.

Общение с другими подростками тоже не проходит мимо мира вещей. Приобретая вещи в личное владение подросток как бы подчеркивает свою значимость, и тем самым, получает одобрение своей значимости в глазах других ребят.

Психологические особенности подросткового возраста находят свое отражение в стремлении овладеть вещами, которые по-мнению подростка придадут значимость для обладателя у сверстников.

Современный мир и подросток

Для подростка становится значимым приобретение определенного набора вещей, чтобы поддержать и сохранить свое чувство личности.

С переходом в общество потребления, подростковые аппетиты становятся огромными. Общество потребления подталкивает подростка к приобретению и обновлению вещей, которые не так уж важны на самом деле, без которых ребенок может обойтись, которые не приносят развития и не дают ни физического, ни духовного роста.

Опасность для подростка, которую таит в себе повышенный вещизм:

  • замена полноты жизни вещами, мотивация на приобретение вещей, вещи становятся смыслом жизни;
  • человек превращается в раба вещей;
  • зависимое положение от дарителей, возникновение чувства зависти и агрессии.

В современном мире подростку следует соблюдать умеренность в приобретении вещей, научиться себя контролировать.

Отношения в семье

В период отрочества подросток по-новому оценивает свои отношения с семьей. Некоторые подростки пересматривают свое отношение к семье, стремясь вырваться из семейного круга, где по их мнению, на них оказывалось влияние. Так появляется отчуждение, и зарождается негативизм.

Многие подростки стремясь психологически отделиться от семьи находят понимание в подростковых группах.

Общение со сверстниками

Другой особенностью подросткового возраста является стремление к общению со сверстниками.

Особенность общения в подростковом возрасте со сверстниками заключается в том, что подросток придает общению со сверстниками большую ценность и значимость.

Общение со сверстниками закрывает насущную потребность подростка — потребность в друге. Иметь друга и служить другу — значимая ценность в отрочестве.

Значимость дружбы

Именно через дружбу подросток понимает человеческое взаимодействие: сотрудничество, помощь друг другу, выручку. Дружба дает возможность лучше узнать другого человека и самого себя.

Почему подростки требовательны к друзьям? Именно через дружбу отрок узнает либо радость отношения и дружбы, либо как глубоко может ранить предательство и измена. Не правильно выбранный друг может изменить еще такую хрупкую личность, может оставить печальный след, последствия которого будут еще долго исправляться его носителем.

Какие качества раскрывает в человеке дружба

Дружба в подростковом возрасте не только учит прекрасным порывам и служению другому человеку, но и сложным рефлексиям.

Дружба повышает конформность в отношениях, если в семье подросток ведет себя как негативист, то в отношениях с другом не редко проявляет комфортные черты характера.

Личностные особенности в подростковом возрасте находят свое отражение в стремлении подростка изменить свою манеру поведения и общения, выработать более продуктивные формы общения со своими новыми друзьями и значимыми взрослыми.

Постепенно перестраиваясь, учитывая тот опыт, который есть в арсенале (восприятие, память, речь, особенности мышления, самостоятельность, сила воли), подросток создает себя как новую личность.

Стремление познать себя

Стремление познать себя через постоянные рефлексии не дает подростку спокойной жизни. Подростковый период — период полный волнения, огорчения и новых открытий: о себе, мире и своих друзьях. В подростковом периоде наблюдается противоположный диапазон чувств — от буйного порыва, до полной опустошенности.

Рефлексия на себя и других дает возможность подростку заглянуть в себя и других. Понимание несовершенства других людей и свое собственное, толкает подростка к началу психологического кризиса.

Эти переживания обогащают подростка такими знаниями и глубинами чувств о которых он не знал в детстве. Проходя трудный путь идентификации с собой и другими, через муки, подросток обогащает свои чувства и мышление, овладевает опытом обособления. Все это помогает подростку отстаивать свое право быть личностью.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!