Женский журнал Ladyblue

Как сделать куклу на каркасе своими руками. МК: кукла на каркасе

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • Электронная почта

Каркасная кукла - это кукла с мягким тканевым телом на гибком проволочном каркасе с лепными головой, руками и ногами. Сделать её не так сложно. В этом мастер-классе я подробно покажу и объясню, как и из чего сделать хороший проволочный каркас, какой тканью его лучше обтянуть, что можно использовать в качестве наполнителя, как правильно и надежно присоединить слепленные голову, руки, ноги.

Материалы для изготовления каркасной куклы

Для создания собственной куклы на гибком проволочном каркасе вам потребуются следующие материалы:

  • проволока для каркаса (желательно - медная, но можно и любую другую взять);
  • синтепон для придания объемов телу;
  • трикотажная ткань для обтяжки тела куклы;
  • нитки, иголки и булавки - так как нам придется шить;
  • уже слепленные, высохшие и покрашенные голова, ручки и ножки куклы;
  • инструменты: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы.

Основа каркасной куклы - гибкий каркас из проволоки. Для его изготовления лучше брать прочную проволоку. Я взяла медную проволоку толщиной 4мм в оплетке . Если не удастся добыть медную проволоку, то и алюминиевая подойдет, и даже стальная. Толщина используемой проволоки зависит от величины создаваемой куклы. Чем крупнее кукла - тем толще и прочнее должен быть для нее каркас. Моя кукла будет высотой 35см, поэтому я использую проволоку диаметром 4мм. Этого будет вполне для нее достаточно. В некоторых местах для дополнительной прочности каркаса проволока используется в два (и более) сложения и переплетается. В работе с проволокой лучше использовать кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Поберегите пальцы! Обмотка каркаса должна быть тугой и прочной, каркас - устойчивым. Проволока не должна "расползаться". Чем лучше будет скручен каркас - тем прочнее получится кукла. Мои куклы на проволчных каркасах могут даже самостоятельно стоять.

Кукольное тело я обтягиваю хорошо тянущимся трикотажем. Совет для начинающих кукольников: лучше брать трикотажную ткань, которая при натяжении не пускает "стрелок" от обрезанного края. С такой тканью работать гораздо удобнее, не придется латать многочисленные "стрелки". Как это проверить? Потяните посильнее обрезаный край в разные стороны. Если край пошел стрелками - такая ткань не подойдет.

Итак, приступаем к созданию куклы.

Процесс создания каркасной куклы

Сначала рисуем схему-чертеж. Это нужно для того, чтобы сделать каркас точно под задуманную фигуру. Ведь в случае с каркасной куклой каркас из проволоки выполняет ту же роль, что и позвоночник у человека. Заодноопределяем пропорции будущей куклы. Будет она у нас похожа на человека, или это будет какое-то неизвестное науке существо со своими особенностями.
Затем по получившейся схеме выкладываем как показано на фото кусок проволоки и обрезаем его. Это наш "образец". Выпрямляем полученный образец и отрезаем еще три таких-же куска проволоки. У нас должно получиться 4 равных отреза проволоки. Теперь начинаем складывать и скручивать каркас.
Берем два куска ранее отрезанной проволоки, и начинаем их скручивать между собой. Скручивать проволоку надо плотно и достаточно туго. Каркас желательно сделать попрочнее, от этого зависит, как долго она вас будет радовать в дальнейшем.
Фотографии стадий создания кукольного проволочного каркаса.
Это будет кукольное туловище.
"Намечаем" руки и ноги. Предполагаемые бедра лучше оплести проволокой два или три раза, чтобы были прочнее и толще.
Туловище тоже лучше обмотать проволокой несколько раз. Прочнее будет.
То же касается рук от плеча до локтя.
Дополнительная оплетка укрепит место соединения рук с туловищем,.
Формируем основу "грудной клетки". Так нам будет потом легче моделировать фигуру куклы.
Проволочный каркас для нашей куклы готов. Теперь надо придать ему необходимый объем и толщину. Делается это с помощью синтепона.
Перед тем как начать формировать кукольную фигуру необходимо порезать имеющийся синтепон длинными полосами-лентами. Ширина полос зависит от размеров куклы. Чем крупнее кукла - тем шире могут быть полосы. Для моей куклы высотой 35 см я делала полосы шириной 2-3см. Прежде чем резать ленты из синтепона, необходимо проверить, в какую сторону он тянется лучше и быстрее рвется. Ленты следует кроить поперек этой слабой стороны. Так они получатся прочнее и можно будет делать намотку более плотно. Обматывая проволчный каркас держим синтепоновую ленту с натяжением. Кукольное "тело" должно получиться плотным. Какой толщины делать обмотку? Это зависит от того, какая фигура должна быть у вашей куклы. На стройную потребуется меньше синтепона, на пухленькую толстушку, соответственно, больше. В начале обмотки кончик синтепона закрепляем будавкой, которую потом можно будет вытащить. Начинать обматывать кукольный каркас лучше всего с конечностей, с рук или ног. На "теле" закрепляем остающиеся "хвосты". Само тело обматываем самым последним.
Обматывая руки и ноги каркаса не забывайте оставлять проволочные "хвостики". К ним будем крепить лепные детали!
Обматывая каркас синтепоном мы формируем фигуру будущей куклы. Ее можно сделать пышной или худенькой. Если вы делаете человекоподобную куклу, то при формировании ее фигуры можно подглядывать в анатомический атлас (или на фото моделей в купальных костюмах). Если это "неизвестный науке зверь", то тут все зависит от вашей фантазии.
У меня получилось вот такое тело. Вернее - почти получилось. Потому что теперь его надо обшить трикотажем.

Какой трикотаж лучше брать для куклы? Цвет зависит от вашей задумки. А про способность "пускать стрелки" я уже упоминала. Моя кукла - человек, но ее тело не будет видно под одеждой, поэтому я к цвету ткани не придиралась и просто взяла то, что попалось под руку. Мне попался светлый трикотаж.

Прежде чем начать вырезать из трикотажа лоскут для обшивки кукольного тела необходимо проверить, в какую сторону ткань тянется лучше.Относительно проволочного каркаса ткань должна хорошо растягиваться сверху-вниз, и плохо тянуться вширь. Это нужно для того, чтобы кукольное тельце получилось максимально тугим. Кладем "тело" на трикотаж, проволочной "шеей" очень аккуратно протыкаем в ткани дырку, но не разрывая, а раздвигая волокна. Если допустить разрывы волокон, можно получить "стрелки" в изобилии, которые будет потом очень проблематично зашить.

Отмеряем необходимый по величине кусок, отрезаем все лишнее. По вертикали отрез должен доходить до середины кукольных бедер.
Так как трикотаж отлично тянется именно "сверху вниз" по "росту" тушки, мы его будем старательно натягивать при обшивании кукольного тела и дотянем как раз до конца ног. Длина ткани для обшива кукольного тела так же зависит от того, какую часть ног вы собираетесь лепить. Только стопы, или почти до колена.
Перед тем как начинать шить, натягиваем ткань и обкалываем фигуру булавками по силуэту, делая отступ от края. Лишнее отрезаем и сшиваем швом "через край", постепенно избавляясь от булавок.
Шов делаем аккуратный, как можно мельче и плотнее. И вот у нас уже получилось кукольное тельце.
Теперь поговорим о лепных частях. Я решила лепить кукольные ножки почти до колена, а руки - по локоть. Вот на фотографии ноги. Присмотритесь: в центре каждой детали есть отверстие для проволоки.
А по краю каждой лепной детали, которая будет соприкасаться с "тельцем", сделана довольно глубокая ложбинка. По этой ложбинке будем крепить ткань тельца. Чем глубже ложбинка - тем лучше удастся обшить стык тканью и спрятать "крепление".
Чаще всего для каркасных кукол мастера делают голову сразу на шее, жестко скрепляя их. Иногда к шее "добавляют" плечи, если это, например, будет дама в вечернем платье с декольте. В этом случае голову закрепляют на каркасе по той же схеме, что и руки с ногами. Я решила немного усложнить себе задачу и слепить часть торса, чтобы можно было одевать куклу в распахивающуюся на груди рубашку. Грудную клетку с шеей я сделала в виде объемной накладки на каркас, которой попыталась придать некие анатомические человеческие черты. Чтобы кукла крутила головой я слепила голову отдельно от шеи, а крепление головы к телу устроила наподобие крепления у шарнирных кукол. Сделала в шее аккуратное отверстие, через которое прочной резинкой соединила голову с торсом.
Голова у моей куклы полая, глаза можно вставлять изнутри и периодически менять (по аналогии с БЖД). Черепная коробка сделана с крышечкой. Голова соединяется с грудной клеткой и проволочным каркасом с помощью резинки. Под грудной клеткой резинка прочно охватывает каркас и крепится к нему, а в голове фиксируется металлическим крючком.

Проволочные хвостики каркаса вставляем в готовые детали рук и ног, в те самые отверстия по центру каждой детали. Можно внутрь этих отверстий для большей прочности добавить клей, чтобы склеить проволоку каркаса с лепными деталями. Сверху натягиваем ткань и прошиваем по краю несколько раз прочными нитками, притапливаем ткань в сделанные ложбинки. Таким образом мы прочнее прикрепим лепные детали к каркасу и закроем места стыков, оформим их аккуратно. У моей куклы лепные части из пластика LaDoll . При закреплении проволоки в лепной детали я добавила в отверстия ручек и ножек куклы немного сырого LaDoll, разведенного клеем ПВА. Смесь получается весьма прочной и обладает хорошими склеивающими свойствами.

Если у вашей куклы ручки-ножки сделаны из запекаемого пластика, то в отверстия для проволоки можно добавить несколько капель клея "Момент" (ацетилакрилат в маленьких тюбиках). Это позволит склеить каркас с лепными частями практически намертво.

Одеваем нашу куколку в подходящие одежки. Наша каркасная кукла готова! Ручки-ножки гнутся, голова вертится. Однако, с подобными каркасными куклами не рекомендуется слишком активно играть и часть менять им позы. Проволока может не выдержать, а починить ее будет уже сложно.

Надеюсь, этот мастер-класс окажется вам полезен и поможет создать свою собственную каркасную куклу. Поверьте, это очень интересно!

Спасибо за внимание и удачи в творчестве!

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.


Куклы вовсе не похожи на обычные игрушки, особенно, если речь идет об авторских куклах ручной работы. Они не просто выглядят, как живые, ведь любой мастер, создающий своими руками эти маленькие шедевры, вкладывает в каждую куклу целый мир: придумывает и продумывает до мельчайших деталей ее будущий образ, наделяет творение именем, характером, судьбой и собственной историей. Именно поэтому все куклы так оригинальны и неповторимы.

Если вы желаете стать частичкой мира создателей кукол, попробуйте поучиться у уже признанных и маститых мастеров. Благодаря их подсказкам, фото-урокам и мастер-классам, вы тоже сможете сделать красивую куклу своими руками. Главное ‒ только захотеть и начать придумывать ее образ…





Кукла, как зеркало души своего автора

Любое творение начинается с замысла, с искры пришедшей идеи. Не во всех мастер-классах могут показать это, однако зачастую мастера рисуют эскизы будущей куклы, чтобы ничего не упустить и не забыть. В зависимости от того, какой образ планируется, подбирают материал. Впрочем, иногда мастер может работать только с каким-то одним материалом, стараясь все время совершенствоваться и добиваться идеала в своих творениях.

Авторские куклы создаются в самых различных техниках: они могут быть сделаны из пластика, папье-маше, вылеплены из полимерной глины или фарфора, сшиты из ткани, иметь мягкое тело или проволочный каркас и т. д. Сегодня мы поговорим о каркасных куклах, для изготовления которых используется такой материал как паперклей.

В переводе его название означает «бумажная глина». Этот материал представляет собой податливую массу, созданную на целлюлозной основе (стоит различать материал на основе полимера и на основе глины). Из него можно лепить и моделировать что угодно. У паперклея немало преимуществ среди других пластиков:

  • он отличается легкостью и не подвержен прилипанию пыли в процессе лепки, как запекаемый пластик;
  • вы с легкостью сможете пошлифовать изделие так, что наждачная бумага не оставит на нем царапин, а от небольших изъянов можно будет избавиться простой замазкой;
  • паперклей подобен холсту, который вы можете окрасить в любой нужный цвет, исходя из гаммы костюма куклы и ее образа, также стоит отметить, что по паперклею можно легко красить акриловыми красками (их преимущество перед маслом в том, что они быстрее сохнут).

Правда, этот материал довольно хрупок, однако с этим небольшим недостатком можно справиться при соблюдении некоторых секретов мастеров-кукольников.

Для вдохновения и поиска возможных образов посмотрите работы известных авторов, которые уже давно занимаются созданием кукол: Алисы Баженковой, Галины Шитовой, Любови Лукьянчук, Миненко Виктории, Юлии Назаренко, Дяченко Оксаны и многих других. Их куколок можно встретить в различных знаменитых арт-галереях, также они часто выставляются на тематических выставках и приобретаются заядлыми коллекционерами для частных коллекций.

Конечно, такие авторские куклы стоят достаточно немало, к примеру, самые простые экземпляры можно купить от 10 000-12 000 рублей, а если вы хотите заполучить куклу на заказ в наряде какой-нибудь исторической эпохи, полностью выполненную вручную с использованием различных техник, с дорогими тканями или аксессуарами, тогда ее стоимость может начинаться от 100 долларов и выше.

От теории к практике, от идеи к творению

Не стоит унывать и бояться, что у вас получится так, как у мастеров, ведь и они когда-то тоже начинали с малого. Будьте готовы и к не совсем удачным экземплярам поначалу, однако поверьте, что после многочисленных практических занятий вы обязательно сможете сделать своими руками куклу мечты.





Каркасные куклы из паперклея представлены в коллекциях в самых неожиданных образах: нежные ангелочки, таинственные феи, нимфы, эльфы, роковые красавицы и чопорные дамы, утонченные танцовщицы и изящные кокотки, арлекины, шляпники, милые и наивные детки и т. д. Однако процесс изготовления, как правило, будет одинаковым.

  1. После создания эскиза будущей куклы и подготовки всех необходимых материалов можете браться за работу. Первоначальной вашей задачей будет изготовление каркаса и подставки, на которой кукла сможет сидеть, стоять или занимать ту позу, которую вы задумали.
  2. Каркас своими руками можно сделать из проволоки. Проволоку лучше использовать тонкую стальную или медную (медная подойдет с сечением 2,5-3,5). Проволочный каркас – это очень важный момент для каркасной куклы, ведь если вы смастерите его непрочным, то куколка будет заваливаться, не сможет держаться на ногах. Также стоит со всей тщательностью подойти к анатомическим особенностям и пропорциональности частей тела своего творения, чтобы потом слепить их правильно.
  3. Итак, согласно пропорций, вертим из проволоки скелет. Заготовьте себе несколько отрезков разной длины, чтобы можно было не останавливаться на это в процессе работы. Можно взять две примерно одинаковых проволоки и согнуть их пополам ‒ так у вас получится два отрезка, которые будут иметь четыре хвостика снизу и сгиб вверху. Сформируйте шею и согните хвосты перпендикулярно ей, чтобы сделать плечи. Потом перекрутите ниже все хвосты – у вас получится талия. Разведите их внизу талии на ширину плеч и сформируйте таз.
  4. Далее вам понадобятся новые отрезки проволоки, чтобы сделать ноги и руки. Согните один отрезок и примотайте его в области таза к уже получившемуся каркасу (можно использовать для крепления термопистолет, медицинский пластырь, изоленту или ту же проволоку). Чтобы вышли ручки, возьмите еще один отрезок, приложите его в области плеч и согните с двух сторон. Прикрепите эти ручки к общему каркасу.
  5. Дополнительно можно скрутить из проволоки и другие части тела, как грудь или попу для куклы. Это необязательно, однако с ними вам будет легче потом обматывать каркас.
  6. В ногах получится по пять проволочек. Обмотайте их по спирали проволокой меньшего сечения, чтобы не перекручивать между собой. Если руки или ноги куколки получились длиннее, чем вы хотели, можете отрезать лишнее.
  7. Проверьте симметрию тела. Далее начинается работа по его формированию. Некоторые мастера используют для этого обмотку нитками х/б, пропитанными клеем, другие предпочитают для объёма ватин или синтепон, можно также брать фольгу, туалетную бумагу, а для конечной обмотки ‒ флористическую ленту или медицинский бинт с грунтовкой ПВА. Наращиваем тельце и обшиваем его трикотажем. На этом этапе стоит определиться с позой вашей куклы, так как когда «тушка» высохнет и затвердеет, изменить ее уже вряд ли получится.
  8. Переходим к лепке головы и рук, а также к моделированию лица. Для этого нам понадобится такой замечательный материал – паперклей, который называют самозатвердевающим пластиком. Однако на пластик он похож мало. Вы можете производить лепку, наращивая любое количество слоев, пока не добьётесь идеальных черт лица. Если развести его водой (чтобы получилась кашица), то можно загладить неровность или сгладить острый угол. Когда вы закончите с лепкой, так что и голова, и лицо, и руки будут выглядеть так, как должны, понадобится еще шкурить поверхность с помощью нулевой шкурки (в конце можно взять и шлифовку для ногтей кап).
  9. Окрасьте все открытые части тела акриловой краской (очень аккуратно, следя, чтобы не было потеков). Потом раскрасьте лицо куклы, нанесите ей нужный макияж, сделайте глазки (можно использовать покупные, обрисовывать бусинку, изготавливать их из Фимо и т. д.), губки, щечки. Можно добавить в конце блестки и нанести последним слоем матовый лак для акрила ‒ это защитит куклу от пыли и влаги.
  10. Ресницы и волосы делаете на свое усмотрение – можете брать нитяные, дреды, мех, специальные элементы для кукол или настоящие натуральные парики.
  11. Одежду можно шить прямо на кукле, тогда ее нельзя будет снимать. Если хотите сделать ей гардероб, тогда нужно создавать наряды отдельно. Не забудьте и про обувь, головные уборы, украшения и другие, необходимые вашей куколке, аксессуары.

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.

Я не думаю, что проволочный каркас для куклы является для кого-то загадкой, и все же предлагаю вашему вниманию рассказ об одном из вариантов, как такой каркас делаю я.
Сразу хочу сказать что такой каркас подойдет как для текстильной куклы, так и для кукол в смешанной технике.

Хочу заметить, что работать с выкройкой, кроить, шить на машинке я не умею. Поэтому мой вариант изготовления кукольного тела подойдет, скорее для тех, кто из-за боязни неумения кроить, не решается шить куклу.

Сначала немножко познакомлю с ней, чтобы она не обижалась за то, что все её внутренности будут выставлены наружу. Есть такие конфетки «Мечта» называются. Ничего особенного, маленькая круглая белая карамелька в нежно-розовой обертке. Лично в моем детстве они продавались. Сейчас не вижу их. Вот эта конфетка и явилась прототипом куклы.
Знакомьтесь, одна из зимних кукол, Карамелька Мечта.

Итак. Я для каркаса использую два вида проволоки: основной — железная проволока, достаточно крепкая (досталась в наследство от подруги) и проволока обвязочная — она хороша тем, что не ломается при большом количестве изгибаний.

Также будет нужен синтепон, либо синтепух, который продается в рулонах в ателье. Еще лучшим вариантом будет натуральная шерсть. В тот момент под рукой шерсти не было. Поэтому — синтепух!

А также, колготки капроновые (можно я их не буду фотографировать?), либо любая трикотажная, хорошо тянущаяся ткань, желательно (но не принципиально) телесного цвета.

Для построения каркаса я пользуюсь тем, что у меня уже слеплены голова и кисти рук — они нужны для определения размера тела

И такой вот таблицей — я нашла её в интернете. Вы тоже найдете (там еще прилагается большая и хорошая статья), если введете в поисковике фразу «немножко анатомии».

То есть все тело — это 7 голов, из которых:
3 головы — торс с шеей до начала бедер,
1 голова — ноги от бедер до колен и
2 головы — ноги от колен до пола, включая ступни.

Каркас я складываю из толстой проволоки произвольно. Стараюсь, чтобы весь каркас был из одного куска. Начиная от шеи, и приводя второй конец проволоки к шее же.

Хочу обратить внимание на изгибы торса. Позвоночник человека не ровный, а в кукле вообще может быть склонен к гротескным изгибам, поэтому, чем они сильнее выделены, тем, по мне, лучше.

Руки — до кистей, а ноги — со ступнями.
Обмоточной проволокой (она тяжеленькая) утяжеляю ноги — для меня это важно, так как я не люблю кукол на подставках, у меня все должно стоять самостоятельно.

Руки также обматываю проволокой по причине того, что и в процессе работы они гнутся много раз, и мало-ли, вдруг кукле в процессе жизни, захочется каждый день позы менять, я не изверг какой, и полностью свободолюбие своих кукол поддерживаю, и по мере возможностей поощряю. Пусть они и не игровые! (Тут на фото немножко прилепился мой любимчик, подружка моя Фисташка, но вы уж не обижайтесь, что она там — обычно она у меня на коленях — соавтор мой кукольный).

Время от времени примеряем голову и руки: на этом этапе ошибку в пропорциях можно не только увидеть, но и исправить, добавив кусок проволоки где нужно, или убрав лишнее.

Еще раз обращаю внимание на изгибы тела. Если вы не желаете получить куклу, которая похожа только на куклу , не забывайте о них. В этом случае лучше перегнуть, чем недоспать …простите, недогнуть.
Концы проволоки тщательно запрятатываются внутрь скелета с помощью пассатижей.
Если кукла предполагается тяжелая, с тяжелой головой, то лучше укрепить весь каркас проволокой повторно. Я этого не делаю — головы моих куклол очень легкие. В любом случае, уделите пристальное внимание ногам: они не должны гнуться и шататься — это сделает куклу неустойчивой.

Все, костный этап окончен, начинаем наращивать мышцы. Наращиваем с шеи. Синтепон (шерсть) отрываем полосами и мотаем, как бинтом.

Так мотаю до ног, ноги пока не трогаем — не удобно будет обшивать (ну, с Фисташкой вы уже знакомы).

Перед тем, как начать натягивать «кожу», скажу еще пару слов о мышцах: раньше я этого не делала, а сейчас я шерсть уваливаю на каркасе иглой для валяния. Это дает дополнительную плотность, убирает ненужную бугристость, дополнительно прорабатывает формы фигуры и очень успокаивает нервы 🙂

Теперь кожа. Кожа, между прочим, это самый большой орган человеческого организма. Кожа этой куклы состоит из капроновых белых плотных колготок.

Я никогда предварительно не делаю выкройку. Отрезаю кусок ткани, чтобы он был квадратный или прямоугольный, прикладываю его любым углом к шее и начинаю обшивать.

Шью до основания шеи.

Затем натягиваю на конец проволоки, торчащий из руки, ткань, обрезаю ножницами приблизительно необходимую ширину и пришиваю, натягивая как можно плотнее ткань-кожу на руку.

Вот, на второй руке понятнее получилось.

В процессе обшивки я стараюсь максимально натягивать ткань, это дает эффект гладкости и не будет видно целлюлита 🙂
В процессе подбавляйте синтепон там, где вам покажется, что он необходим. Мне, например, лопатки нравятся.

Ненужные хвосты на ткани я обрезаю в процессе работы, и все как-то само собой складывается.

Вот такую штуковину я получаю. Сейчас, еще в попу подсуну мякушка 🙂

Лишняя ткань для ног у нас пока болтается, а мы мотаем ноги. Стараемся соблюдать (если нужно, конечно) анатомические особенности. Кстати, уваляв предварительно набивку, это сделать гораздо легче.

Не обматывая второй ноги пока, обшиваю первую. При необходимости синтепон добавляю, куда надо, и не забывайте натягивать плотно ткань — это очень важно. Кроме того, что это уберет «целлюлит», придаст дополнительную жесткость конструкции.

Тоже самое действие производим и со второй ногой. Ткань я для удобства натягиваю на стопе булавкой.

Вот такое тельце получается в итоге.

Меряем голову-руки — вроде, все гармонично. Все, при желании его можно грунтовать.

Но мне-то нужно, чтоб кукла стояла. И я леплю ей башмачки из Дарви Рока (предварительно сшив чулочки), и отправляю сушить на ночь на батарею.

Выкроек для платья я тоже не делаю, прикладываю куски ткани к кукле, что не нужно — отрезаю, остальное — пришиваю.

Вуаля! Осталось только ручки приклеить, и можно начинать новую куклу 🙂

Всем-всем желаю любви и удачи в творчестве!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!