Женский журнал Ladyblue

Классный час (4 класс) на тему: Праздник русского лаптя. Фольклорный праздник для детей старшей группы «Лапти-лапоточки

Сценарный план областного праздника декоративно-прикладного творчества

13. 00 - Встреча участников и гостей праздника.
14.30 - Посещение гостями праздника святого источника.

«Народный праздник лаптя»
Место действия - перехвальская пажица, условно поделена на несколько опорных точек, которые обозначены вывесками:
1. концертная площадка - «Поющие лапотники». Установлена сцена 4,5 х 4,5, задником которой служат три березки, украшена порталами с народными узорами. (Открытие и закрытие праздника, концертная программа, выступления и поздравления гостей и хозяев мероприятия, элементы театрализации и ряд конкурсов; «Лапотная краса», «Лучший знаток о лаптяных историй» - загадки, пословицы и поговорки про лапоть).
-Рядом со сценой, на финале мероприятия, проводится открытие Памятника лаптю, который накрыт покрывалом.
2. Игровая площадка- «Лапотные забавы». Пространство обозначено гирляндами с шарами, установлен небольшой пандус для затейников и ведущего.
3. Мастеровое подворье - «Народные ремесла». На территории расположены лавки мастеров декоративно-прикладного творчества Липецкой области, центром служит «Перехвальское подворье», обозначенное плетенью и небольшой площадкой для театрализации и представления выставки.
3. Детская площадка - «Детские забавы» - батут, качели, горка, тир.

15.00 - Открытие праздника.

Пролог
Площадка «Поющие лапотники»

Диктор : Услышь нас, сердцу милая русская земля, распахни ты свои красные ворота, да прими наш праздник светлый, торжество души православной, мастерства людей придонья искусного да ладного, традиций древних и великих!

Под динамичную музыку гуслей.

1-й краснобай:
Долгого, доброго здравия вам, россияне!
Светлого дня, нашей шумной и звонкой поляне!
2-й краснобай:
На престольный праздник древней Перехвали
Добрые сельчане люд честной созвали!
1-й краснобай:
В день Ильи Пророка, влагой жить святою,
Что б сердца наполнить любовью с добротою!
2-й краснобай:
Со всех концов придонья, мы собрать смогли,
Мастеров ремесел, знатной липецкой земли!
1-й краснобай:
Сегодня мы все будто родные, дружные братья,
Вместе:
На празднике творчества - великого русского лаптя!
2-й. краснобай:
Итак, мы с радостью вам объявляем
Хозяев на сцену сюда приглашаем!
1-й краснобай:
Купца Ивана Лыкова,
Да Елену Перехвалину!

Музыкальный акцент. Выходят Иван Лыков и Елена Перехвалина.

Иван : Всем перехвальцам и гостям званым….
Елена: Всем мастерам и умельцам земли русской поклон низкий.
Иван: Нынче праздник у нас яркий да ладный. Замечательный повод, престольный праздник села Перехваль, позволил нам отметить его на областном уровне в лучших русских традициях.
Елена: Наши славные, самобытные мастера народных промыслов и декоративно-прикладного творчества приехали сюда с новыми творениями, которые представлены на замечательном подворье народных ремесел.
Иван: Нынче вы, досточтимые зрители, можете воочию убедиться в таланте хранителей нашей великой культуры, в каждую работу вложена душа и простосердечное уважение к прекрасному.
Елена: Все готово, что бы каждый из вас смог пообщаться с мастером, полюбоваться изделиями, оценить и даже купить, на долгую добрую память любой сувенир.
Иван: На выставке вы найдете многочисленные художественные народные изделия: Из глины и дерева, живопись и лозоплетение, вышивка и многое другое.
Елена: Пора представить мастеров…

Появляется лапоть.

Лапоть: Стойте, стойте…
Елена: Кто таков?
Лапоть:
Я пришел на праздник славный,
Вы забыли - я же главный!
Лапоть я, ядрена вошь!
Неужели не похож?
Иван:
Ох,
Извини, ну да, ну да,
Вышла просто ерунда!
Елена:
Где ж ты был перед началом,
Растуд-рит твоё в мочало?
Лапоть:
Дел сегодня, целый воз,
А у вас давно склероз!
Поднялась у вас рука
Нас одеть на мужика!
Он и рад вестям,
и пошел по гостям,
Такой здесь обычай
Престольные приличии.
Нацепил, как сандалии
И по Перехвали…
В семи избах побывал,
А в восьмой, устал, упал.
Встал, поработал в поле,
На Перехвальской воле.
Постерег домашний скот
Справил петлю у ворот,
Огород полол, полил
Бедный выбился из сил.
И на грядке с репкой
Уснул крепкою

Знал бы меру,
Все по делу.
Но вы так нашумели,
что с мужика мы парою слетели.
Он один поймал,
а я убежал
к вам навстречу,
ведь вы недалече.
Вот пришел к своим друзьям
Вон они - и там и сям…
Иван: Что ж, дорогие сельчане и гости, пора сказать о главном герое праздника - русском лапте. Эта история, рассказанная нашем персонажем, говорит о невероятных похождениях лаптей по великой истории Руси, лапти - труженики, лапти - праздничные, да и ещё о служивой правде немудрёных плетёнок. Эта древняя русская мода уходит своими корнями на тысячелетия в прошлое русского народа.
Елена: И вполне заслуженно, сегодня, все события будут происходить во круг лаптя, ради которого, были объединены усилия многих талантов Липецкой области и организаторов.
Перехвальцы по праву удостоены чести принимать у себя областной праздник. Здесь бережно сохранены многие традиции и обряды, фольклорные песни и даже знаменитый на всю страну перехвальский говорок. Ну и что немаловажно живо ремесло плетения лаптей.

Музыкальный акцент.

Иван: Наступает торжественное представление мастеров лапотного искусства!
Елена: Ради благородного дела возрождения народных ремесел объявляется - парад лапотников!

Музыкальный акцент.
Парад лапотников.
Звучит динамичная народная мелодия.

На сцене вокальная группа РДК, по краям сцены выстроены девушки в р.н. костюмах с венками полевых цветов и сувенирами от организаторов праздника (значки, буклеты с историей Перехвали, Данкова и происхождения лаптя)
- ведущие называют мастеров плетения лаптей, которые проходят к авансцене. Персонаж - Лапоть приветствует каждого, девушки надевают на мастеров венки и вручают сувениры.
- В заключении ведущие парада называют остальных мастеров - участников выставки декоративно-прикладного творчества прибывших из муниципальных образований Липецкой области.
(Информация Областного центра культуры и народного творчества)

Иван: Дорогие друзья, самое время открыть областной праздник декоративно-прикладного творчества.
Елена: Звучит величальная лаптю Руси, которая специально была написана к этому празднику.
Иван: Давайте, взявшись за руки встанем в хоровод во круг лаптя.
Елена: В честь олицетворения русской души поднимается флаг праздника.

Исполняется «величальная лаптям Руси», поднимается флаг девушки, организую хоровод вокруг лаптя.

Величальная лаптям Руси.

Сл. В. Заломова, муз. О. Евдокимова.
Сотни верст прошли по бездорожью,
Отплясали в праздничной пыли,
Потрудились вдоволь в поле с рожью
Отстояли честь родной земли….
Припев:
Лапти Руси,
Век не сносить, -
Символ великих традиций.
Лапти Руси,
Бог оросил
Чистой святою водицей.
В перелете липовом родные
Канувшие в лету времена
Но осталась в памяти доныне,
Лапотная гордая страна.
Припев:
В мудрости людей не шитых лыком
Кроется один простой секрет, -
В малом ты познаешь о великом
Что бы свой оставить добрый след.
Припев:

Официальная часть.

Уважаемые сельчане, гости и участники праздника, вас приветствуют:
Приветствие руководителей района, местного муниципалитета представителей областного центра, почётных гостей и организаторов праздника.
Обряд на возрождение народных традиций.

Иван: Уважаемые друзья, сегодня большое событие для Перехвали. Престольный праздник, начавшийся с утренней службы в местном храме, плавно перетек в яркий народный праздник.
Елена: Но всех нас объединяет с перехвальцами одно большое благородное дело. Каждый, кто пришел сюда, становиться соучастником возрождения исконно русских традиций, покрытых крепким обжигающим паром драматической истории России.
Иван: Народная и православная культуры, благодаря Богу и сильному духу людей, ныне на пути к своей настоящей, светлой и милому сердцу вере.
Елена: На нашем празднике настоятель местного храма отец Александр, который благословит нас на правое дело - возрождение народной и православной культур.

Благословение настоятеля.
-В заключение слов батюшки, под звон колоколов, участникам праздника, преподносится девушками святая вода со перехвальского Святого источника.
Звон колоколов микшируется на народную мелодию.
Мастера занимают свои места на выставочном подворье.

Иван: Ну вот и настал тот час, ради которого мы все здесь собрались. Вокруг лаптя вас ждут игры, конкурсы, забавы, концерт, но центральная часть отводится экспозициям народных умельцев липецкой области.
(Возможна информация о выставке)
Елена: Где вы можете, не только творчеством насладится, но и хорошенько подкрепится народными кулинарными изысками.
Иван: Почётное право открыть областную выставку декоративно-прикладного творчества «Вокруг лаптя» предоставляется:

На музыкальный акцент перерезается лента, выстреливается пневматическая хлопушка.

Иван: Доброго и веселого праздника всем!
Елена: В добрый путь вокруг лаптя!

Выставка, концерт, забавы.

Начинают свою работу все площадки праздника лаптя. На «подворье ремесел» проводится творческие встречи почетных гостей, которые подготовлены каждым муниципальным образованием.
-Приглашаются «Завлекалками» посетители.
-Проводиться мастер-класс по плетению лаптей.

1-й краснобай:
Эй, народ простой,
Проходи, не стой!
Хочешь, смейся, хочешь плачь,
Хочешь, ешь сухой калач.
2-й краснобай:
На нашем празднике,
Любому проказнику
Вагон развлечений,
Призов, угощений!
1-й краснобай:
Тута песни и стихи,
Там частушки от снохи.
2-й краснобай:
Для танцоров целый луг,
Можно даже впречьтся в плуг!
1-й краснобай:
Перехвальский запас,
Ядрёный квас!
Кто выпьет кружку,
Тому калач и подружку!
2-й краснобай:
На выставке - сувениры!
Украшайте квартиры!
Лапти отменные,
Необыкновенные!
1-й краснобай:
Из липы и вяза,
Все без заразы!
Хотите сами вяжите,
Хотите купить поспешите!
2-й краснобай:
Вас ждут состязанья,-
Лаптяные метанья.
В лаптях эстафета,
Бежавшим - конфета!
1-й краснобай:
Всем предлагаем узнать,
Как в лаптях воду таскать!
2-й краснобай:
Прехваль полна затей
Для взрослых и для детей!
1-й краснобай:
А еще, народным роем,
Лаптю памятник откроем!
2-й краснобай:
А сейчас нам на смену
Поющие лапотники на сцене!

Концертная программа.
Первая часть концертной программы состоит из номеров народного плана. Вторая эстрадного плана. В ней принимают участие коллективы села Перехваль, Данковского района и Липецкой области.

На сцене в течении концертного времени, проводятся два конкурса «Лапотная краса» и «Знаток пословиц и поговорок о лапте».

Лапотные забавы.
Пространство обозначено гирляндами с шарами, установлен небольшой пандус для затейников и ведущего.
- проводятся игры: «Лапотная миля», «Лапотные потехи» (таскание воды в лаптях из ведра в корыто), «Лапотная мера» (кто дальше кинет лапоть), «Лапотная эстафета» (командные состязания).

Эпилог.

Центральная площадка.
Звучит музыка гуслей.

Диктор: Любовь наша - Россия! Пусть живет твоя великая культура, сквозь душу народного творчества пропуская всю историю русского народа, И дивится человек красоте творений простых, но мудрых и неповторимых!

Выходят ведущие.

Иван: Дорогие друзья, наш праздник подошел к своей кульминации.
Елена: Казалось, такой простой предмет, как лапоть окружил нас общей любовью к своему прекрасному началу, помогая, не забыть кто мы и вспомнить свои национальные корни.
Иван : Во круг лаптя было интересно и весело всем. Отдавая дань уважения простоте русской, продолжая новые традиции России, мы сегодня здесь в центре древней Перехвали открывает памятник лаптю.
Елена: Почетное право открыть памятник лаптю предоставляется мастерам:

Музыкальный акцент. Открытие памятника. Взлетают в небо гелиевые шары.

Иван: На процессе открытия.
Не забыть, не отбросить, не спрятать
Слёзы канувших в лету минут…
И душа, как потрёпанный лапоть,
Ждёт, пока за ней бесы придут.
Елена:
Но сегодня упрямо часами,
Как художник своим полотном,
Мы любуется под небесами
К лаптю мы подошли на поклон!
Иван:
Вот где спрятана истина Мира!
Вот где главный завет Бытия!
Вот где нежная, чистая Лира
И Основа осталась своя!..
Елена:
От чего ж так не хочется плакать,
Видя солнца блестящую медь?..
Покорил нас простой русский лапоть,
Не дадим же ему умереть!..
Иван: Поклон низкий мастерам и мастерицам.
Елена : Пусть живет ваше творчество на радость потомков!
Иван: Славные и добрые перехвальцы, спасибо вам за теплый прием! Желаем вам счастья и большой любви!
Елена: Все звёзды неба вам! Все цветы земли!
Иван: Еще не окончен праздник. Впереди танцевальный марафон!
Елена: А мы прощаемся с вами, до новых радостных встреч!

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Бычковская средняя общеобразовательная школа

Касторенского района Курской области

Праздник русского лаптя

2015г.

Цель: обогатить знания детей разнообразием русских ремёсел; прививать любовь к народным традициям; развитие творческих способностей, умение работать в коллективе.

Задачи:
- обобщить знания детей о русских ремёслах;

Довести до сознания детей, как важно знать и сохранять народные традиции и обычаи;

Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление, координацию речи и движения;
- воспитывать грамотного школьника, который хорошо знает народные пословицы.

Материал:
элементы дорожных знаков, три обруча, три набора для светофора, три сигнальных флажка, 4 конверта с разрезными знаками, памятки для родителей и Незнайки.
Оборудование: игрушечные лапти, 2 веника, 2 бадминтонные ракетки, кегли.

Праздник «Русского лаптя».

1-й глашатый:
Долгого, доброго здравия вам, россияне!
Светлого дня, наше шумной и звонкой поляне!
2-й глашатый:

На праздник «Лаптя»
Добрые сельчане мы люд честной созвали!
1-й глашатый:

В день осенний, влагой жить святою,
Что б сердца наполнить любовью с добротою!
2-й глашатый:

Сегодня мы все будто родные, дружные братья,
Вместе:
На празднике – великого русского лаптя! (см. фото 1)

фото 1

1-й глашатый:
Итак, мы с радостью вам объявляем,
Хозяев на сцену сюда приглашаем!

Вместе: Ивана да Марью.

(Выходят Иван да Марья)

Иван : Всем гостям званым….
Марья: Всем мастерам и умельцам земли русской.

Все: Низкий поклон.
Иван: Нынче праздник у нас яркий да ладный. Замечательный повод, позволяет нам отметить его в лучших русских традициях (см. фото 2).

фото 2

(Появляется лапоть)

Лапоть: Стойте, стойте…
Иван: Кто таков?
Лапоть:
Я пришел на праздник славный,
Вы забыли - я же главный!
Лапоть я, ядрена вошь!
Неужели не похож? (см. фото 3)

фото 3


Иван:
Ох, извини, ну да, ну да,
Вышла просто ерунда!
Марья:
Где ж ты был перед началом,
Растрепи тебя в мочало?
Лапоть:
Дел сегодня, целый воз,
А у вас давно склероз!
Поднялась у вас рука
Нас одеть на мужика!
Он и рад вестям,
и пошёл по гостям,
Такой здесь обычай
Престольные приличия.
Нацепил, как сандалии -
И по деревне…
В семи избах побывал,
А в восьмой, устал, упал.
Встал, поработал в поле,
На широкой воле.
Постерег домашний скот,
Справил петлю у ворот,
Огород полол, полил:
Бедный выбился из сил.
И на грядке с репкой -
Уснул крепко.
Знал бы меру,
Все по делу.
Но вы так нашумели,
Что с мужика мы парою слетели.
Он один поймал,
А я убежал:
К вам навстречу,
Ведь вы недалече.
Вот пришел к своим друзьям:
Вон они – и там и сям… (см. фото 4)

фото 4


Иван: Что ж, пора поведать о главном герое праздника – русском лапте. Эта история, рассказанная нашим персонажем, говорит о невероятных похождениях лаптей по великой истории Руси, лапти – труженики, лапти - праздничные, да и ещё о служивой правде немудрёных плетёнок. Эта древняя русская мода уходит своими корнями на тысячелетия в прошлое русского народа.

1 глашатый :

«Лапоть! Русский лапоть!
Всем знаком в России!
Лапотки плетёные –
Обувь немудреная,
2 глашатый:

Вот лапти рисованные,
никем ещё не надёванные!
А вот лапти плетёные из лыка ядрёного.
А вот лапти сувенирные,
Для интерьера квартирного!
Гляньте сюда, здесь лапти – игрушки:
Для вашей подружки!
У нас лапти всякого размера –
Для гнома и Гулливера!»

Рассказ обучающихся об истории лаптя (см. фото 5).

фото 5

Звучит динамичная народная мелодия (исполняют танец «Лапти») (см. фото 6)

фото 6


Величальные стихи лаптям Руси .
Сл. В. Заломова
Сотни верст прошли по бездорожью,
Отплясали в праздничной пыли,
Потрудились вдоволь в поле с рожью
Отстояли честь родной земли….
Лапти Руси,
Век не сносить, -
Символ великих традиций.
Лапти Руси,
Бог оросил
Чистой святою водицей.
В перелете липовом родные
Канувшие в лету времена,
Но осталась в памяти доныне,
Лапотная гордая страна.
В мудрости людей не шитых лыком,
Кроется один простой секрет:
В малом ты познаешь о великом,
Что бы свой оставить добрый след.

1-й глашатый:
Эй, народ простой,
Проходи, не стой!
Хочешь, смейся, хочешь, плачь,
Хочешь, ешь сухой калач.
2-й глашатый:
На нашем празднике,
Любому проказнику
Вагон развлечений,
Призов, угощений!

1-й глашатый:
Тута песни и стихи,
И частушки от снохи.

Исполнение частушек о лапте

Как у наших у ворот
Кузьма лапти плетет.
Лапти лыковые,
Плетеные не шитые.

Вот на коврике стоят
Лапотки плетеные.
В лапоточках сидят
Девки развесёлые.

Шёл деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку – встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворили все.

Пойду плясать -
Дома нечего кусать:
Сухари да корки -
На ногах опорки(см. фото 7).

фото 7

Ой, топни, нога,
Не жалей лапотка,
Тятька новые сплетёт,
Или эти подошьет.

Эх, лапти мои,

В четыри оборки,

У подружки заночую.

Чтоб не трепать обновки.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли

А теперь мы вас попросим

Что бы вы похлопали.

2-й глашатый:
Для танцоров целый луг,
Можно даже впрячься в плуг!
1-й глашатый:
Из липы и вяза,
Все без заразы!
Хотите сами вяжите,
Хотите купить поспешите!
2-й глашатый:
Вас ждут состязанья,-
Лаптяные метанья.
В лаптях эстафета:
Бежавшим – конфета!
1-й глашатый:
Всем предлагаем узнать,
Как в лаптях воду таскать!
2-й глашатый:
Праздник полон наш затей:
Для больших и для детей! (см. фото 8)

фото 8

Лапотные забавы.

1. Игра «Лапотная Эстафета»

1)Прогнать лапоть между кеглей веником (см. фото 9).

2)Пронести лапоть на бадминтонной ракетке.

3)Собрать лапти на полу с завязанными глазами (к лаптю привязаны ленты разного цвета, надо собрать только лапти с лентами своего цвета).

фото 9

2.Игра «Схвати лапоть»

К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке, кладут лапоть на пол под стулья.2 стула стоят спинками друг к другу, игроки садятся на стулья и по команде должны наклониться и за веревочку достать лапоть.

3.Игра «Лапотная мера»

Перед участниками на полу - три лаптя. Необходимо палкой забросить один в ведро лежащее на боку, другой - в стоящее вертикально, а третий – забросить как можно дальше. Побеждает самый меткий и быстрый.

4. Игра «Достань лапоть»

Два стула стоят на некотором расстоянии друг от друга. Между стульями ведущий разбрасывает все имеющиеся «лапти». Игроки забираются каждый на свой стул и по команде, не спускаясь, пытаются собрать как можно больший урожай. Победитель получает главный приз.

5. Игры «Лапотная миля»

Кто больше шагов сделает на одном отрезке.

6. «Собери лапотные пословицы»

Без меры лаптя (не сплетёшь).

Лапоть не сапог, (вода в нём не стоит).

Не учась (и лаптя не сплетёшь).

Вам смех, (а у нас в лаптях снег).

Дело вести (не лапти плести).

Жить прожить (не лапоть сплести).

Языком и лаптя (не сплетёшь.)


Марья: Любовь наша – Россия! Пусть живет твоя великая культура, сквозь душу народного творчества пропуская всю историю русского народа, И дивится человек красоте творений простых, но мудрых и неповторимых!

Выходят ведущие.

Иван: Дорогие друзья, наш праздник подошел к своей кульминации.
Марья: Казалось, такой простой предмет, как лапоть окружил нас общей любовью к своему прекрасному началу, помогая, не забыть: кто мы и вспомнить свои национальные корни.
Иван : Вокруг лаптя было интересно и весело всем. Отдавая дань уважения простоте русской, продолжаем новые традиции России.

Марья: А мы прощаемся с вами, до новых радостных встреч!

Использованная литература


Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Фабричная основная общеобразовательная школа

пгт Лальск Лузского района Кировской области

Классный час

«Лапти-лапоточки»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОКУ ФООШ пгт Лальск

Пластинина Галина Григорьевна

2016 г

Цели :

Развивать интерес к изучению родной страны;

Познакомить учащихся с обычаями и традициями народов России;

Воспитывать учащихся на традициях русского народа, любви к Родине;

Показать учащимся богатство народного творчества,

Воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: презентация «Лапти-лапоточки», музыкальные заставки, две пары лаптей, 2 корзинки, 15 воздушных шариков, цветные карандаши.

Техническое обеспечение : персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Вступительное слово

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Липовые корытца на ногах одеты

Что это?

Правильно лапти! О них мы и поговорим сегодня.

(Звучит музыкальная заставка «Лапти да лапти»)

(слайд № 1,2)

Носим мы сейчас с вами ботинки и кроссовки, босоножки и сапожки, а не знаем того, как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лапоточках.

А что такое лапти?...

Лапти —плетёная, низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. (слайд № 4,5)

Ученик.

Дед лапти плёл и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином,

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой нибудь осины,

А из берёзы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплёл,остатки лыка

Забрал и я, чтоб плесть оборы,

И что-то плёл, а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры

(слайд №6)

В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

(слайд №7)

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

(слайд №8)

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки — курпы, или крутцы, и даже из конского волоса — волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

(слайд №9)

Любил русский народ свои лапти-лапоточки. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести пять пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник давался не каждому: на нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы продетые в них оборы не кривили лаптя и чтобы было удобно, ногу, чтоб не натирали.

(слайд №10)

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 - 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 - 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, т.е. быстро.

Ребята, а кто знает что такое лыко? (слайд №11)

Лыко - это тонкий слой мягкой коры под основой, толстой коры дерева. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снимается с деревьев. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы

На пару лаптей обдирали целых три молоденькие липки.

(слайд №12)

Нужно было лаптей немало - и себе, и на продажу. А снашивались лапти очень быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти - пять пар лаптей плести».

(слайд №13,14)

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками.

(слайд №15)

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Самые красивые считались вызовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твёрдыми. В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового лыка,а по бортику с венчиками из узких полос лыка.

(слайд №16)

Поговорок о лаптях народ придумал немало.

Ребята,давайте прочитаем и объясним, как понять эти народные пословицы.

«Путает, словно кашу в лапти обувает», так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчёмном шатающемся без дела человеке отзывались: «не всякое лыко в строку…», а вот ещё одна: «Это вам на лаптем щи хлебать», то есть «не так то просто».

У лаптей много имён. На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но из верёвок, из пеньки. Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и шептуны. В районах, где лыка не было и закупать его дорого, крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса - волосяники. А наши лапти - настоящие! Да ещё с сюрпризом! Вот такие они наши русские лапти.

II. Игротека

1.Конкурс частушек о лаптях» (частушки зараннее разданы детям)

Ты гуляй, гуляй, онуча,

Гуляй Лаптева сестра,

Ты гуляй онуча с лаптем

Хоть до самого утра!

Ты, Алёша, ты Алёша,

У тебя гармонь хороша,

Лапти новые скрипят,

Танцевать тебе велят

Моя милка из дворянок,

Не ест хлеба - дай баранок,

Вместо лаптей дай галоши!

Я найду себе попроще!

Мне не нужен дом кирпичный -

Был бы милый симпатичный,

Коль возьмёт он за душу -

И в лаптях я похожу.

Попляшите мои лапти,

Ведь недолго вам плясать,

Выйду замуж - буду плакать,

Вам под лавкою лежать.

Ты, гребёнка, часты зубья,

Не греби макушку,

На-ка, лыковые лапти,

Вам пора в дорогу.

2. «Лапотные забавы»

1. Лапотные одевания.

Детям даются в руки лапти, кто быстрее оденет и завяжет лапти.

2. Лапотная мера.

3. Лапотные потехи

Чья команда больше перенесёт воздушных шариков из одной корзины в другую.

III. Проверь себя (слайд №17)

IV. Итог занятия (слайд №18)

Лапти оберегают семейные ценности и семейный бизнес, особенно если расположены над порогом или рядом с калиткой. Но не только на забор вешают лапти. Пару лаптей нужно иметь в прихожей и размещать их обязательно слева от входной двери: такой оберег не пустит в дом плохих гостей. Сейчас продаются маленькие лапти, словно на куклу. Но и они тоже играют роль оберега - дело не в размере.

V. Рефлексия

Ребята, кто из вас узнал много интересного сегодня на занятии тот раскрасит лапоть в оранжевый цвет, а кому из вас было неинтересно, скучно тот раскрасит лапоть в синий цвет.

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ "В гостях у Кузи и Нафани"


Лапшина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад №36 "Поиск" г.Новосибирск.
Данный материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Дети встречаются с добрыми сказочными персонажами и чудесами на осенней полянке.
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от весёлого и непринуждённого
общения детей и взрослых, яркие эмоциональные переживания.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей об осени;
- расширить словарный запас детей: закрома, лапти, кадушка; познакомить
с музыкальными терминами: пауза, танго.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей в исполнении песенно-танцевального репертуара;
- развивать у детей способность к импровизированному движению, необычной пластике;
- развитие навыков свободной импровизации на инструментах (металлофоны, треугольники, бубенцы), как звукоподражания явлениям природы.
Воспитательные:
- воспитывать у детей навыки взаимодействия друг с другом, развивать навыки коммуникации;
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, доброты;
Действующие лица:
Взрослые: Домовые Кузя и Нафаня, Ведущая.
Дети: "Тесто"-ребёнок данной группы, или более старшего возраста, но невысокого роста.
Ход праздника:
Под спокойную музыку дети входят в музыкальный зал, рассматривают оформление.
Ведущая: Ходит Осень по садам, ходит, улыбается
Точно в сказке, тут и там, все цвета меняются.
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
А вы, ребятишки, хотите отправиться в сказочное путешествие?

Дети змейкой идут по залу, или передвигаются на каком-либо транспорте, по желанию детей. Замечают, не далеко от избушки, лапоть.
Ведущая: Видно кто-то здесь гулял, старый лапоть потерял! Ребята, вы не знаете, чей это лапоть? И я не знаю! Смотрите, какая-то избушка стоит. Может там живёт хозяин этого лаптя?
Лапоть «убегает» за дом.
Ведущая: Смотрите, смотрите, лапоть то волшебный, сам убежал. Давайте позвоним в колокольчик.
В окошке загорается свет, из домика выходит Нафаня.
Нафаня: Я, старый добрый Домовой. Кто потревожил мой покой?
А-а-а! Это вы, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Как же вы ко мне попали, видно долго вы плутали?
Добро пожаловать в гости к добрым, домовитым Кузе и Нафане!
Из-за домика потихоньку крадётся Кузя с лаптем в руках
Нафаня: Что я вижу, лапоток! Верни его скорей, дружок!
Кузя: От Нафани лапоток убегает наутёк!
Ведущая: Нафане мы поможем, ножки быстрые у нас
Догоним лапоть мы сейчас!
Под музыку дети бегут за Кузей, тот убегает.

Нафаня: Да это ж Кузя, мой внучонок, проворный, ловкий домовёнок!
По што, ты дедушку гонял? Лапоть у меня украл?
Кузя: Сегодня этот детский сад поздравить с праздником я рад!
Я тоже хочу побывать на веселье. Но только они не позвали меня…
Наверное, я не гожусь им в друзья?..
Ведущая: Ребята, давайте пригласим Кузю и его дедушку на наш праздник, пусть повеселятся.
Нафаня: Я надену лапоток, да спляшу для вас чуток!
Кузя: Дедушка, дай лапоть примерить!
Нафаня: Нет, внучок, он же волшебный, как бы чего не вышло.
Кузя: Дедушка, а у тебя на лапте дырочка!
Нафаня: Где? Не вижу!
Кузя: Дай, покажу!
Хватает лапоть, надевает, красуется и отбегает.
Нафаня: Кузя! Отдай лапоть!
Кузя: Не отдам! Он мне самому нравится!
Нафаня: А ну, лапоть, закружи Кузю!

Кузя кружится под музыку и не может остановиться

Кузя : Ой-ой-ой! Дедушка, останови лапоть, да забери его себе!
Нафаня: То-то! Старших нужно слушаться! (надевает лапоть)
А сейчас, а сейчас я готов пуститься в пляс!
Дружно в пары все вставайте, от меня не отставайте!
«Парный танец»
Дети садятся на стульчики, Домовые на скамеечку перед избушкой.
Ведущая: Кузя, Нафаня, ребята приготовили стихи про осень, и хотят их вам прочитать.
2-3 стихотворения (короткие)
Последнее стихотворение « Листопад»

Кузя: Листопад, листопад! Я люблю листопад!
Листья кружатся, летят, праздник к нам пришёл опять!
Разбрасывает листья по залу. Ребятишки встают к выбранному листочку, лицом к зрителям.
Песня «Праздник осени в лесу» сл. Шибицкой, муз. Биленко

Ведущая: В нашем зале мы устроим настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки и летят, летят, летят.
Но не просто так летают, в паузе пусть замирают!
Кузя : А что такое пауза?
Дети: Остановка!
Кузя: Автобусная, что ли?

«Танго осенних листьев с паузой» (семинар Орф-педагога Т.Потехиной)
Игра с осенними листьями «Найди своё дерево»

Нафаня (ворчливо) Урожай не убран, закрома пустые, по миру пойдём…
Ведущая: Нафаня, не переживайте, у нас ребята быстрые да ловкие. Они вам,
конечно же, помогут собрать урожай.

Хоровод - игра «Огородная хороводная» сл.А. Пассовой, муз.Б.Можжевелова
Роли распределены заранее. Дети сидят по кругу, на рефрен: «есть у нас огород…» выполняют аккомпанемент звучащими жестами. В конце «уезжают» друг за другом к столам с музыкальными инструментами.

Звучит вступление к песне, дети играют на металлофонах, треугольниках, бубенцах.
Кузя выходит из домика с зонтом

Кузя: Кажется, дождь собирается, кажется, дождь собирается…
Ведущая: Это не дождь собирается, это наша песенка начинается!

Песня «Дождик» сл.Е.Макшанцевой, муз.В.Костенко
Аранжировка подчёркивает двухчастную форму песни. Она основана на чередовании равномерного метра в припеве, и произвольного, аметричного звучания инструментов в первой части.

Нафаня. Ребятишки, а вы дождя не боитесь?
Дети: Мы дождя не боимся, под дождём мы веселимся!
Кузя: Дедушка, дедушка, а давай позовём в гости нашу знакомую Тётю-Тучку!
Все: Тучка, тучка, приходи, приноси с собой дожди!

Игра «Тучка с дождиком»


Нафаня ворчливо сетует на сырость и лужи после дождя, а Кузя предлагает детям побегать в галошах по лужам.
Игра «Бег в галошах под зонтом»

Ведущая: Все минуточку внимания! Сказку я хочу начать…
Этой сказочки название поспешите отгадать.
Все готовы слушать ушки? Будет сказка, дайте срок.
Говорит старик старушке: «Испеки мне…
Дети: Колобок!
Ведущая : Правильно! Только вот беда! Старичок у нас есть, а вот старушки…
Нафаня: Ну да это не беда! Мы с тобою домовые на все руки мастера!

«Сценка, неизвестного мне автора»
Кузя: Ох, захотелось колобка! У нас есть масло и мука
Вот бы тесто замесить и всех сегодня угостить!
Нафаня: С охотой я возьмусь за дело, хотя задача не легка,
Чтоб сделать тесто пышным, белым – нужна не только нам мука.
Внимание нужно, да уменье, про соль и сахар не забыть,
Чтоб лучше сделать угощение, начну тесто я месить.
Нафаня и Кузя вносят большую кастрюлю, начинают месить тесто, с концом музыки накрывают кастрюлю полотенцем.
Вместе: Тесто мы месили, масло добавляли,
Выбились из силы, ох, как мы устали!
Садятся отдохнуть, дремлют. «Тесто» поднимается, приподнимает полотенце, а затем его откидывает.
Тесто: Убегу я из кадушки (кастрюли), не хочу быть колобком,
Мне здесь плохо, мне здесь душно,
Через край бы да бегом…
Очень сдобное я тесто, усидеть здесь не могу!
Мне в кадушке мало места, тесно, тесно… убегу!
«Тесто» выбирается из кастрюли и бежит по залу.

Нафаня: Кузя, тесто убежало!
Кузя: Ай-ай-ай! Куда! Куда! Как же это мы проспали, вот несчастье, вот беда!

Нафаня и Кузя бегают за «Тестом»
Нафаня: Уж такого не бывало, натерпелись мы стыда…
Как же тесто убежало?! Вот несчастье, вот беда!

Кузя и Нафаня несут «Тесто» в домик.

Ведущая: Ребята, ох как вкусно пахнет! Наверное, колобок готов!

Из домика выходят Домовые и вручают детям корзину с колобками. Дети благодарят, прощаются и под музыку выходят из зала.

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет» . Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» - «Сплели!» - отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.

Правила

1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих.

Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!