Женский журнал Ladyblue

Почему русские девушки выходят замуж за египтян? Всё о многоженстве в Египте.

Женщина в Древнем Египте


Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра», а та его – «мой брат». После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра», а не «хемет» – «супруга», правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет».

Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.

Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.

Несмотря на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни».

Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.

Древние египтянки активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.

Женщины, равно как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что во времена фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой.

В отличие от простолюдинов, одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.

Манера одеваться, разумеется, разнилась в зависимости от социального положения. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же одежды, что и знатные дамы, а зачастую выступали обнажёнными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.

Очень широко как среди женщин, так и среди мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.

Феномен «невидимости» и практической неизученности египетских цариц объясняется не отсутствием интереса к самому предмету и не «самодовольством» египтологов-мужчин, но и самой спецификой этого института в Древнем Египте, которая делает эту задачу почти невыполнимой, особенно в европейском понимании этой проблемы – как самостоятельной или хотябы индивидуализированной истории супруг монархов. Проблема возникает уже на терминологическом уровне: в древнеегипетском языке титул «Царица» («жена царёва», «сестра царёва» и т.д.) обозначал как «главную» жену фараона, так и женщин, приближённых к фараону (их число иногда доходило до 300). Царица – неотъемлемая часть царя, дополняющая его.

Характерная черта древнеегипетской общественной организации заключалась в том, что, несмотря на достаточно большое количество прав, роль царицы была специфической. Для этой роли всегда характерны несколько особенностей, которые можно обозначить, как её мифологизированность, комплементарность и коллективность. Образы, в которых появляются царицы на фресках, посмертных надписях, отражают, как правило, не столько индивидуальные свойства или индивидуальную норму поведения, сколько их особые функции в пределах того, что можно обозначить как концепцию божественной власти. Эти функции были многоуровневыми, связанными с идентификацией царицы и её мифологического «прототипа» (обычно им являлась богиня Хатхор), с её особо понимаемой ролью продолжательницы рода, с тем, что она являла собой воплощение женского начала в дуалистической модели божественной власти, в двойном понимании царства вообще.

Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу, а её социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.

Многочисленные титулы главной жены фараона служили скорее для того, чтобы выделить её из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-ой династии, жёны Аменхотепа 3, Эхнатона, Рамсеса 2 и др. Царица Нефертари Меритенмут, «главная царица» Рамсеса 2, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже её письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой Царице и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлечённости Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам – скорее всего, оно было незначительным. Но было!

Нефертари была исключением не только в политике и социальной жизни, но и в искусстве. Её статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса 2 и для него. Её изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом её изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.

Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы средних и низших слоёв древнеегипетского общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.

Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстаёт как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.

Древние египтянки имели возможности, которых женщины многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с мужчинами. Обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако, факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы, главные же царские жёны не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на своё влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учёными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?

1. Изображения на стенах храмов и гробниц.

«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”

По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.

2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.

Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Статуя писца.

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

Тутанхамон:

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))

вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”

Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”

Говорят, женщины в Египте очень красивы. Не могу подтвердить или опровергнуть это. Дело в том, что большинство женщин, которых я видела в Египте, были одеты таким образом, что разглядеть лицо, фигуру или прическу было крайне затруднительно. Не сравнить с вьетнамками, чью красоту невозможно не заметить.

Мифы о египтянках

Есть несколько распространенных мифов о египтянках, мол они необразованные и забитые. Мягко говоря, это не совсем соответствует действительности. Египетские женщины обычно хорошо образованы и воспитаны. Египет может похвастаться очень высокой долей женщин, работающих в качестве врачей, стоматологов, адвокатов, профессоров, дипломатов и даже министров и высокопоставленных чиновников. Их ничуть не меньше в процентном соотношении, чем в США или в любой европейской стране. Но нельзя сказать, что отношение к мужчине и женщине в Египте одинаково. В обеспеченных семьях Египта девушек лелеят, любят и заботятся о них родители. Потом они выходят замуж, и заботу и отвественность за женщину берет муж. В в пустыне Египта женщины часто не имеют возможности учиться и получать профессию. Там совсем другой уклад жизни.

Замужество в Египте

Замужество очень важная веха в жизни египтянки. Надо сказать, что свадьбы в Египте очень оригинальны. В день бракосочетания невеста обычно одета в современное европейское свадебное платье, в туфлях на каблуке и со сложной укладкой на голове. Для жениха с невестой устраиваются фотосесии. А после свадьбы молодая жена опять облачается в скромное одеяние – никаих джинс, шпилек и обтягивающей одежды.

В Египте 85% девушек выходят замуж девственницами. Мужчины на Востоке обычно считают, что девственность будущей жены это признак нравственности и хорошей кармы. Большинство египетских мужчин предпочитают жениться на молодых и невинных. Но повторные браки не такая уж и редкость. Все чаще в или можно встретить россиянок, вышедших замуж за египтянина. Причем как правило, для них это не первый брак.

В египетских семьях жена не является забитым существом, не имеющим права голоса. На людях египтянка никогда не покажет своего недовольства или превосходства, но за закрытой дверью часто именно женщина является идейным вдохновителем и лидером семьи.

Хотя, честно говоря, всех можно было бы разделить просто по экономическому признаку: женщины, пользующиеся общественным транспортом и женщины – владелицы автомобиля.

Я думаю, все прекрасно представляют, как выглядит “Гюльчатай” в черных одеждах. Черные одежды называются “абайя”, носят их либо с хиджабом (платок на голову) либо с никабом (платок, закрывающий лицо). Особо религиозные женщины даже в сорокоградусную жару носят перчатки. Я слышала разные варианты пренебрежительных прозвищ в отношении женщин в абайях: женщина-ниндзя, женщина-почтовый ящик, замоташка - это самые мягкие. В Каире их довольно много, но этих же женщин вполне реально встретить на побережье в Александрии или в Эль Сохне, в сопровождении мужчин и с кучей детей они сидят на берегу на пластиковом стульчике под зонтом в своих черных одеждах и никогда не купаются, даже в мусульманских купальных костюмах (буркини).

Но из всех правил есть исключения. Когда мы только прилетели в Каир и в первый день пошли выпить чая в ближайшее к дому кафе, я увидела женщину в черном, но в весьма открытой обуви, с ярко-красными ногтями и браслетами вокруг щиколоток. Поверьте, в сочетании с никабом открытые ступни выглядят очень привлекательно и несколько провокационно.

Мусульманки в облегченном варианте - это открытое лицо и руки, украшения, не только черный цвет. Совсем лайт-версия - это только платок, закрывающий волосы, часто на лице при этом много яркой косметики. Я живу недалеко от платной школы, девушки из старших классов, которые уже не носят форму, часто одеты в джинсы-скинни и крохотные облегающие кофточки (но обязателен длинный руках и никаких вырезов) и все это с платком на голове - выглядит скромно, но на самом деле ничего не скрывает. Те кто победнее и живут в районах, где за обтягивающие джинсы могут и побить, отрываются за счет ярких цветов, крупных рисунков и безумных синтетических материалов. Сегодня мы видели девушку в платке с изображением Губки Боба.

Копты, в свою очередь, делятся на две категории: сильно религиозные и не очень. Сильно религиозные дамы носят юбки ниже колена, кофты с длинным рукавом и избегают вырезов, предпочитают обувь без каблука и спокойные цвета из тех, что называются “немаркие”. Их мало и они в общем напоминают . Вторая категория, несмотря на маркировку “не очень религиозные”, отличается обилием аксессуаров с христианскими коннотациями: кресты на себе, четки в машине, изображение Христа (!) на заставке мобильного телефона.

Иностранцы, очень обширная категория - трудовые мигранты из Судана, Нигерии, Эфиопии, Эритреи, Филиппин, “экспатские жены” француженки, американки, англичанки и “арабские” жены из бывшего СССР. Все они сохраняют свои особенности, но и подстраиваются под “мусульманскую” реальность за окном (кроме русских туристок, приехавших из Хургады посмотреть на пирамиды в шортах и маечках). Голые руки и ноги приемлемы в очень ограниченном количестве мест (хорошие рестораны, клубы или гостиницы) и только если вы едете туда в своей машине и в сопровождении своего мужчины. Но несмотря на эти ограничения француженок, например, всегда видно издалека, они не теряют своего шарма даже в жару. Выходцев из СССР к сожалению тоже видно за версту, в основном по тем признакам, которые высмеиваются в : каблуки на детской площадке и много стразов.

Обеспеченные нерелигиозные женщины Каира - их можно встретить в роскошном торговом центре, на отдыхе в хорошем отеле, в приличном кафе. Они в меру своих сил пытаются выглядеть “по-европейски”, модно и по возможности без намека на страну проживания. Сумки “Луи Виттон” (фейк хорошего качества или привезенные из Дубая распродажные варианты), высокие кожаные сапоги, распущенные волосы, часто осветленные и выпрямленные, некоторое количество косметики, но не так много как в случае с мусульманками. Как сестры-близнецы – одна и та же гамма в одежде, очень похожие аксессуары, одинаковые прически.

В Египте до сих пор огромный процент неграмотных, огромное количество каирцев живут в “городе мертвых” и в “городе мусорщиков”, беднота и нищета - вот визитная карточка Каира. Поэтому основная масса каирских женщин делится еще на две группы: тощие из-за недоедания уличные попрошайки или женщины из “города мусорщиков” или страдающие ожирением из-за употребления в пищу картошки с рисом и макаронами и фаст-фуда с газировкой (что в общем странно, овощи тут дешевые, но видимо нет привычки к здоровому питанию) бедные “побогаче”.

Женщины из категории обеспеченных стараются следить за собой - есть фитнесс-центры, есть бьюти-центры. К сожалению, качество услуг оставляет желать лучшего, в приличном с виду центре могут напортачить хуже, чем в подвальной конторе “у дядюшки Ахмеда”.

В крупных торговых центрах есть все те же марки, что и везде: H&M, Monsoon, Karen Millen, Daniel Hechtor. Несмотря на то, что подавляющее большинство граждан проголосовали на выборах за “братьев мусульман”, коллекции завозят такие же, как и в Европе. Сейчас, правда, стало ясно, что победой Muslim Brotherhood были довольны далеко не все.

Что касается серьезного ухода за собой: в Египте такие вещи как лазерная эпиляция, воск, инъекции ботокса, отбеливание зубов и пластическая хирургия в разы дешевле, чем в России, но все равно остаются недоступными для большинства женщин. Удаления волос для местного населения - больная тема. Даже неполовозрелые девушки отличаются шерстью в непонятных местах типа предплечий, спины и лица, что уж говорить о достигших подросткового возраста. Кроме того, в любом супермаркете можно найти множество средств для отбеливания кожи и любой салон предлагает распрямление волос. А вопрос о солярии или завивке волос ставит местных специалистов в тупик. Моя попытка сделать к Новому году завивку на мои мягкие европейские волосы с треском провалилась, так же как и попытки моих подруг подстричься в местных салонах - работать с нашими тонкими и мягкими волосами каирские парикмахеры (почему-то в основном ливанцы) не умеют, так что наши соотечественницы пользуются услугами своих же - на ФБ очень популярны объявления о парикмахерах-косметологах-педикюршах из стран бывшего СССР.

Дополнение от Lilit

Женщины-египтянки ходят (те, кто ходят - хотя это недорого, вполне доступно и среднему классу) к парикмахеру после каждого мытья головы - чтобы сделать укладку. Обязательно вытягивают волосы. Осветляют волосы даже бедные девушки, которые носят платки - всем хочется себя приукрасить, хотя с черными волосами они несомненно красивее.

Девушки на выданье часто носят цветные контактные линзы - серые, голубые, зеленые. Хотя есть и от природы голубоглазые, зеленоглазые, особенно на севере. Очень придирчиво относятся к мельчайшим недостаткам на лице - родители все деньги потратят на операцию, чтобы удачно выдать дочь замуж. Кожу тщательно защищают солнцезащитными кремами (те, кто может это себе позволить), потому что белизна - практически главный признак красоты. Девушка с прекрасными чертами лица и смуглой кожей красавицей считаться не будет.

Почти все египтянки усердно худеют, сидят на диетах. Но, на мой взгляд, у них природная склонность к полноте (ну и, конечно, много еды на масле и восточные сладкие-пресладкие сладости). Даже у худенькой девушки обычно широкие бедра. А худеньким, с узкими бедрами, тоже приходится тяжело - родственники причитают, что те не едят и надо бы их откормить. В общем, и так плохо, и эдак нехорошо.

С чем египтянкам повезло - это с кожей. Ни разу не видела девушек с прыщиками, акне или следами акне.

Украшения. Закрыто одетые египтянки носят крупные украшения. Открыто одетые - небольшие, тоненькие. Золото (особенно браслеты – много тоненьких) постоянно носят в основном небогатые женщины. Обеспеченные с удовольствием носят не только бриллианты, но и бижутерию - в зависимости от ситуации.

Девушки из семей со старыми деньгами, - чьи матери и бабушки воспитывались в пансионах католическими монахинями, - в основном одеваются открыто. Нувориши есть двух видов: те, кто разбогатели в Египте, пытаются подражать «старым деньгам» (но выходит не всегда, и не очень), а те, кто разбогател в странах Залива, наоборот переняли их религиозность и одеваются очень закрыто. Бедные девушки, выезжая за пределы своего городка (деревни) в Каир или курортный город, часто скидывают платок и закрытые одежды.

Кроме того, коптки и мусульманки отличаются друг от друга внешне (я не имею в виду одежду, а именно черты лица). Сначала этого не замечаешь, но потом… начинаешь их отличать. Даже не могу объяснить, чем - просто видно, и все.

+ (0 ) – (0 )

Дорогие друзья! Я много пишу о Египте и египтянах, но в основном о мужчинах, а не о женщинах. Египтянки — это отдельный мир, и думаю, многим было бы интересно узнать о характере и положении в обществе арабских женщин. Сегодня я решила, наконец-то, рассказать о том, какие они — женщины Египта.

Дом

В европейском обществе существует стереотип, что на востоке женщин угнетают с самого рождения. На самом деле это совершенно не так! В египетских семьях дочек любят нисколько не меньше, чем мальчиков, а иногда даже и больше. В детстве их наряжают, как куколок, затем дают им образование, помогают устроиться в жизни.

Чем отличается жизнь девочки в арабской семье? Тем, что с детства ее воспитывают хозяйкой дома, а не добытчицей. Египтянки не стремятся самореализоваться через работу. Если у женщины есть возможность вообще не работать, она с удовольствием ее использует.

Зато дома египтянка нередко становится настоящей главой семьи. Часто бывает, что на людях жена ведет себя как покорная лань, преданная своему мужчине, а дома вертит этим мужчиной, как ей заблагорассудится! Египтянки в совершенстве изучили искусство управления мужем — они умеют врать, льстить, плакать в нужный момент, жаловаться на здоровье! Каждая вторая жена через день падает с приступами, чтобы получить то, что она хочет.

Кстати, однажды я читала статистику, согласно которой более 30% египетских мужчин подвергаются насилию в семье — жены их бьют!

Работа

Как я уже говорила, для египтянки на первом месте всегда стоит семья. В Египте работают ради денег и карьеры либо незамужние женщины, либо бедные.

Если же говорить о семьях среднего достатка и выше, то идеальной женской работой здесь считается учитель, воспитатель, медсестра или секретарь. Чаще всего это работа на пол дня, чтобы как-то себя занять, пока дети в школе, или чтобы заработать себе на булавки.

Кстати, по законам ислама, то что заработал муж — это деньги семьи, а то, что заработала жена — это ее личные деньги, которые она совершенно не обязана вкладывать в общую копилку.

Так или иначе, мало какой египетской женщине придет в голову пойти работать на целый день, чтобы что-то доказать окружающим, а после работы заниматься домашним хозяйством, чтобы угодить мужу и детям. Как только женщина выходит замуж, и у нее появляются семейные обязанности, она либо совсем бросает работу, либо меняет ее на работу на пол дня. Ну или муж должен обеспечить ей тыл: няню и домработницу.

При этом для меня остается открытым вопрос, зачем вообще женщины в Египте получают высшее образование? Я не раз встречала очень образованных египтянок-домохозяек. Одна из двоюродных сестер мужа, например, по образованию инженер! И все-таки выйдя замуж, она предпочла посвятить свою жизнь заботе о семье, а не строительству мостов.

Именно поэтому на курортах мы везде видим мужчин-египтян и почти не сталкиваемся с прекрасной половиной Египта. А вы заметили, что даже на должностях, которые у нас считаются исключительно женскими (уборщики в номерах или кассиры в магазинах), в Египте работают мужчины?

Ну и еще хочу добавить, что как работницы, египтянки обычно безответственные и непунктуальные. Видимо, они вообще не рассматривают работу как явление, к которому стоит относится серьезно. Не исключаю, что где-то есть добросовестные египетские женщины-сотрудницы, но лично я с такими не сталкивалась.

Внешний вид

Законы ислама обязывают арабских женщин носить закрытую одежду. Традиционно закрыто должно быть все тело кроме кистей рук, ног до щиколоток и лица. Кое-где мусульмане дошли до абсурда и закутали своих женщин в черные бурки с головы до ног. Но Египет — страна вольных нравов, поэтому женщины здесь одеваются почти как заблагорассудится.

Стиль женщины очень зависит от ее материального достатка. Если говорить о бедных слоях населения (их здесь большинство), то женщины больше придерживаются традиций и носят длинные платья-балахоны (галабеи) и обязательно покрывают голову платком.

Богатые египтянки часто одеваются совершенно на европейский манер — короткие юбки, майки, джинсы, непокрытая голова, туфли на каблуках, яркий макияж. Они носят дорогую брендовую одежду, любят одеваться за границей.

Женщины среднего достатка могут носить и традиционную одежду, и европейскую, но при этом они стараются придерживаться принципов ислама. Иногда это выглядит довольно странно. Например, многие молодые девчонки носят облегающие джинсы, футболки с длинными рукавами и покрывают голову. То есть теоретически — закрыто все, что надо, но фактически — выглядит это очень даже сексуально и не «благоразумно».

Мода в Египте очень быстротечна и ярче всего она проявляется в манере повязывать платок у девушек и в стрижках у парней. Пару лет назад девчонки накручивали на голове настоящие ульи — считалось, чем многослойней и объемней платок, тем красивее. В этом году я заметила, что платки стали однотонными и повязанными в один слой.:) Зато у каждой второй сегодня сзади разрез на кофточке снизу до лопаток, увенчанный бантиком.

Многие мои русские знакомые отмечают, что египтянки не отличаются хорошим вкусом в одежде. Может быть сказывается общая бедность населения, а может быть просто им так красиво, не знаю, но часто образы местных женщин вызывают у русских улыбку:)

Характер

Египетское общество в целом очень консервативно, и египтянки трепетно из поколения в поколение передают народные обычаи, традиции и ценности. Они очень уважительно относятся к старшим и очень любят детей. Семейные праздники всегда проходят шумно, с участием всех поколений от новорожденных до древних стариков, и с соблюдением всех традиций.

От того, что большую часть времени женщины проводят дома, основным развлечением для египтянок стали просмотры бесконечных сериалов и разговоры с подругами по телефону. Египтянки жуткие сплетницы и готовы часами обсуждать всех родственников и друзей.

Второе место после сплетен в разговорах египтянок занимают кулинарные рецепты — иногда мне кажется, что они бесконечно готовят и едят! Что, в общем-то, недалеко от истины:).

Так же я заметила, что многие египтянки любят поскандалить. Некоторые по любому поводу готовы разразиться ором на всю округу. Однажды на меня накричала продавщица в бутике за то, что я хотела вернуть товар! Еще они запросто могут выйти на балкон и поругаться с соседкой из дома напротив — вот так через всю улицу кричать, что соседка дура страшная.

С другой стороны египтянки гостеприимны, и если придешь к ним в дом, тебя обязательно накормят, напоят, посадят на почетное место и расспросят обо всем на свете. Правда, как только ты выйдешь за порог, хозяйка позвонит подруге и перескажет ей весь ваш разговор слово в слово со своими комментариями.

Честно говоря, лично мне всегда было сложно найти общий язык с египетскими женщинами. Может быть потому, что я не люблю сплетничать, ругаться и готовить. За все 10 лет жизни в Египте я близко сошлась лишь с двумя египтянками — с одной из сестер мужа и коллегой по работе. Они просто дали мне надежду на то, что пропасть между нашими менталитетами не бездонная.:)

Права в обществе

Законы ислама всегда обособленно выделяют женские права на что бы то ни было. В Египте женщина имеет право получить образование, работать, развестись с мужем, голосовать на выборах. Она может водить машину и путешествовать одна (в некоторых исламских странах это непозволительная роскошь). Кроме того, женщины запросто могут отстаивать свои права и ругаться с мужчинами (не уверена, что это закреплено законом, но на практике применяется часто.:)

Что же касается египетских законов наследования, то некоторым они могут показаться несправедливыми по отношению к женщинам, хотя это не совсем так.

Например, в Египте нет такого понятия, как совместно нажитое супругами имущество. Все, что было куплено во время брака, должно быть записано либо на жену, либо на мужа, и при разводе каждый забирает свое.

С другой стороны, при заключении брака муж выплачивает жене определенную сумму (чаще всего золотом), которая является собственностью жены и ее гарантией на случай развода. Размер суммы оговаривается родителями жениха и невесты до свадьбы, и чем богаче семья, тем дороже стоит жениться.

Так же, если в семье есть дети, а муж требует развода, то после расторжения брака он обязан содержать свою жену и детей. Период содержания жены определяет суд, и часто он длится до тех пор, пока женщина снова не выйдет замуж.

При наследовании за родителями женщине достается 1/2 часть от доли мужчины. Например, если родители умерли, и остались брат и сестра, то имущество делится на три части — 1/3 для сестры и 2/3 для брата. Несправедливо?

Но по законам ислама муж обязан содержать семью, а доход жены — это излишек денег, который она может положить в свою собственную копилку. То есть, у любой женщины есть либо отец, либо муж, который ее содержит, а брат в свою очередь должен содержать собственную семью. При этом закон ислама изначально подразумевает, что все женщины не работают.

Я не буду рассуждать о том, насколько в реальной жизни бывают честными братья и мужья, но в идеальной картине мира этот принцип наследования вполне справедлив.

Заключение

Женщины в Египте живут ради мужа и детей. Они добровольно «кладут себя на алтарь» семейной жизни и ни в коем случае не считают это жертвой со своей стороны. Если вы предложите любой египтянке променять ее спокойную и уютную семейную жизнь на карьеру и возможность управлять мужчинами, она совершенно не поймет, о чем вы толкуете. Она и так замечательно управляет своим мужем и получает все, что ей надо от жизни.

При том, что до сих пор многие особенности характера и менталитета египтянок кажутся мне странными, я считаю что их семейная мудрость — это то, чему нам, русским женщинам, стоит поучиться.

Непонятно, кто внушил нам, что мы должны бороться и искать, найти и не сдаваться взваливать на себя обязанности наших мужчин, работать с утра до ночи, а потом еще быть достойной матерью и хозяйкой? Почему мы стремимся покорять карьерные вершины, в то время как мы можем просто ждать, когда мужчины принесут нам все на блюдечке? С возрастом и с появлением детей я все больше убеждаюсь в том, что своей семье я нужнее, чем начальнику на работе. Он без меня сможет, а дети и муж — нет.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!