Женский журнал Ladyblue

Похороны пожилой женщины: что надеть на покойную? Православные похоронные традиции.

Траур обязателен для овдовевших мусульманок, обладающих здравым рассудком, которые были замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж еще не имел с ней интимной близости.

Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (т. е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана после смерти мужа в течение срока идды придерживаться условий, относящихся к трауру, поскольку она все еще остается женой своего мужа. Но это правило не относится к женам, которые находятся в соблюдении срока идды, после того как мужья дали им третий, окончательный развод.

Существуют определенные запреты, возлагающиеся на женщин, у которых умерли мужья. В следовании этим запретам и выражается соблюдение женщиной траура. Эти запреты должны соблюдаться в период времени идды, т.е. в течение четырех месяцев и десяти дней или до рождения ребенка. В течение этого срока женщине, у которой умер муж, запрещается все то, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей не дозволено выходить замуж.

К вещам, которые запрещены в трауре, относятся:

1) Яркая одежда, привлекающая взор посторонних. Запрещается носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную, любых других ярких оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую, т.е. все то, что одевается для красоты и привлекает внимание. Что касается нарядов черного, темно-синего, темно-коричневого или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание. В трауре запрещается носить шелковые одежды, если в них подчеркивается красота, и украшения, подобные узорам, и т. д., если нет – то дозволено;

2) Запрещается красить то, что видно из частей тела, такие, как лицо, руки, ноги, хной. Если красится то, что под одеждой, то разрешается. Также запрещается мазать глаза сурьмой – одним словом, запрещается все то, что делает ее привлекательной и соблазнительной. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму » (Абу Давуд);

3) Запрещается носить любые украшения, будь то из золота или серебра, даже кольца, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «…не должна носить украшения…» Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы, будь то браслеты, цепочки и т. д., сюда же относятся и драгоценные камни типа бриллианта, жемчуга, рубина и т. д. Имам аль-Газали пишет, что разрешается ей носить серебряное кольцо, как мужчинам;

4) Духи и благовония. Запрещается ей умащать благовониями как тело, так и одежду. Также запрещается использовать масла любой формы, будь то ароматические или другие, на волосах головы и лица. Что касается масел, в которых нет ароматических веществ, то их можно использовать только на теле.

Женщине, находящейся в трауре, разрешается украшать свой дом, постель и другие принадлежности, т. к. соблюдение траура бывает телом. Ей разрешается расчесывать волосы, стричь ногти, купаться, удалять волосы с определенных частей тела для чистоты.

В течение траура вдова живет в доме своего покойного мужа, независимо от того, был этот дом его частной собственностью или он арендовал его, или просто временно жил в нем с разрешения хозяина.

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения времени идды, если только она не совершит явного греха, потому что Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «…Не выгоняйте из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха… » (сура «Ат-Талак», аят 1).

Под словом «мерзость» имеется в виду, если только она не станет грубить своим опекунам, оскорблять их или же причинять им беспокойства такого рода.

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа и перейти на другое место жительства в следующих случаях: если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится нечестивцев, живущих по соседству с ее домом, или она получает вред от соседей, или же соседи получают вред от нее и т. п.; если закончился срок аренды дома или хозяин дома выселяет ее, или же он не желает продлевать с ней контракт, или же он требует от нее завышенную плату, и она не имеет средств снимать данную квартиру. В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из дома, где она жила с мужем, в другой дом или квартиру.

В течение срока идды женщина имеет право выходить из дома днём по своим делам. Однако по ночам она не имеет права без необходимости выходить из дома, потому что ночь – это время зла и пороков, в то время как день отведен для необходимых дел, труда и торговли. Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который обязан взять на себя ее обеспечение, то она имеет право днем выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Мудрость возложения траура

Соблюдая траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит от того, что лишилась любимого и близкого человека. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духов ной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь дает ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путем, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет ее от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа все это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть.

Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего мужа.

По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырех месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в утробе матери.

Даже если нам не известна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Создателя и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).

Второй выставкой, которую мне удалось посетить, стала выставка Женской траурной Моды XVIII - начала ХХ веков при поддержке Новосибирского Музея мировой погребальной культуры. Впечатление она произвела определенно не однозначное: с одной стороны моя проготская душонка насладилась представленными реконструкциями, с другой стороны коллекция траурных и мемориальных украшений привела чуть ли не в ужас, все-таки в части из них в качестве декора использовались пряди волос усопших, и даже внутренние увещивание что это только реконструкция не помогали.

Чуть-чуть из истории дамского траура:

Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Траурный костюм несет в себе "скорбную печать", он определяет поведение и внутренне состояние того, кто его носит.
В допетровскую эпоху понятие "траур" обозначалось словами "жаль", "жальба", а траурная одежда называлась "жалевой". Отдельные элементы траурного ритуала, принятые при Петре I, совпадали со старой русской традицией. Например, "смирные" (черные) кафтаны, отказ от увеселений и ношения ювелирных украшений в течение всего срока траура.
Во время траура запрещались балы. Если речь шла о государственном трауре, связанном, как правило, со смертью кого-нибудь из членов императорской фамилии, то запрещались спектакли и другие публичные зрелища.
В основу европейского траурного ритуала, укоренившегося в России во второй половине XVIII века и сохранившегося на протяжении всего XIX столетия, лег французский свод правил ношения траура "Odre chronologique des deuils de la cour" (Paris, 1765). Эти правила предполагали типы траура: глубокий, обыкновенный и полутраур.
Срок траура по родственникам определялся степенью близости к покойному. Самый глубокий траур требовался от вдовы, оплакивающей своего мужа. Согласно обычаю, вдова, по меньшей мере, носила траур 1 год, а именно: первые 6 месяцев — глубокий, а остальные 6 месяцев обыкновенный траур. По прошествии года после смерти супруга вдовы облачались в полутраур.
Во время глубокого траура не одевали драгоценностей, но допускалось ношение украшений из черного янтаря (гагата). Вдовы носили длинные суконные или шерстяные платья, креповые чепцы, черные перчатки, шляпы с креповой вуалью, черные зонтики и веера. Носовые платки, как правило, также несли на себе печать траура в виде черной каймы. При обыкновенном трауре снималась креповая вуаль и вместо матовых материй допускалось носить шелк и кисею.
При полутрауре к черному присоединялись белый и серый цвета. В это время вдове можно было повторно выходить замуж, но подвенечное платье допускалось только траурное.
В качестве траурного цвета для особых случаев использовали различные оттенки лилового — от темно-лилового, до светло сиреневого. В России эти цвета для одежды и приданого использовали в тех случаях, когда уже была объявлена свадьба, а кто-то из членов семьи жениха или невесты скоропостижно скончался.
В траурных нарядах из коллекции новосибирского музея мировой погребальной культуры представлены кринолины, спенсеры, платья с треном, турнюром, рукавами — "жиго" или рукавами — "пагода". Коллекцию дополняют модные шляпы с вуалями, веера, сумочки, перчатки, траурные и мемориальные украшения — все то, благодаря чему женщина и в скорби оставалась женщиной.

А теперь несколько сканов с буклета (фоткать в музее оказалось нельзя, вот почему в России всегда так. в самый интересный момент нельзя???):

Вот как раз на последней картинке кулон рядом с серьгами - это однин из примеров мемориальных украшений из волос усопшего.

Шейх Мухаммад ан-Наджди

Перевод: Кулиев Эльмир

Второе издание

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не поведет прямым путем. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и Посланник.

В достоверном хадисе сообщается, что избранник Господа миров, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Кому Аллах желает добра, того Он делает сведущим в религии». аль-Бухари и Муслим.

Это означает, что если Всевышний Аллах желает кому-либо из своих рабов добра, то Он учит его своей религии и ее законам и помогает ему постичь их и жить согласно им.

Этот хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам, потому что все священные шариатские тексты имеют общий смысл, если только нет доказательства, свидетельствующего о том, что они касаются только какой-то определенной группы людей. Это правило упоминается в трудах многих мусульманских богословов.

Великий ученый, имам Абу Умар Ибн Абдуль-Барр писал: «Все ученые единодушны в том, что есть такие области знаний, которые обязан знать каждый человек. Но есть области знаний, знать которые не обязательно для всех. В этом случае, если часть мусульман в стране изучила их, то другие освобождаются от этой обязанности. Ученые высказывали разные мнения по поводу того, что именно относится к таким областям знаний. Что же касается тех вещей, которые обязан знать каждый мусульманин, то это, в первую очередь, свидетельство единобожия и убежденность в том, что Аллах един и у Него нет сотоварища, что нет никого похожего на Него или подобного Ему, что Он не рожден и не рождает и нет никого равного Ему, что Он сотворил все сущее и все сущее возвратится к Нему, что Он дарует жизнь и посылает смерть, а сам никогда не умирает. Каждый обязан верить в то, что прекрасные имена и качества Аллаха всегда были присущи Ему, что Он не имеет ни начала, ни конца и что Он вознесся на свой Трон. Это - убеждения верных приверженцев дороги Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, каждый мусульманин обязан засвидетельствовать, что Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник и последний из Божьих пророков, что воскрешение после смерти и воздаяние за совершенные людьми деяния - это истина, что покорные Аллаху верующие будут вечно счастливы в раю, а упорствующие неверные будут вечно страдать в аду, что Коран - это речь Аллаха, а все его аяты - ниспосланная Аллахом истина, и что человек должен уверовать в это писание целиком и выполнять его предписания.

Каждый мусульманин обязан совершать пять ежедневных намазов и знать все необходимое для этого, например, правила совершения омовения и самой молитвы. Также обязателен пост в месяц рамадан, и человеку следует знать, как правильно поститься и что нарушает пост. Если человек богат, то он также обязан знать, с чего, когда и кому он должен выплачивать закят, а если он еще и в состоянии совершить хадж, то должен знать, что он должен совершить паломничество хотя бы один раз в жизни.

Есть еще много других положений, которые обязан знать мусульманин, и незнание которых нельзя оправдать своим невежеством. Это - запрет на совершение прелюбодеяния и употребления в пищу спиртных напитков, свинины, мертвечины и прочей скверны, запрет на незаконное присвоение чужого и взяточничество». См. книгу «Джами’ Байан алъ-Илъм ва Фадлих» 1/12-13 (с сокращениями).

Эта книга является кратким трудом о законоположениях и условиях траура, о которых также должны знать все мусульмане и мусульманки.

На эту тему задают очень много вопросов, потому что она остается неясной для большинства мусульман и мусульманок, особенно, в наше время.

Смерть - это божественное предустановление, которое непременно постигнет всех рабов Аллаха. Всевышний сказал: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он - великий, прощающий» (Сура «Власть», 1-2).

При составлении этой книги я старался по мере своих возможностей вкратце ознакомить читателей с этой темой и изложить ее простым языком, дабы каждый мог понять ее. В вопросах мусульманского права (фикъх) я опирался на самые близкие к истине мнения ученых, подкрепленные аятами Корана и достоверными хадисами и совпадающие с фетвами великих мусульманских имамов, сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователей.

О Аллах! даруй нам полезное знание и вдохнови нас на благие начинания, прими наши деяния и сделай нас одними из праведников. Амин!

И да благословит Аллах Пророка Мухаммада, его род и верных сподвижников и ниспошлет им всем мир!

Траур

Арабское слово «хидад» (траур) означает «запреще­ние, отказ», что указывает на то, что женщина, находя­щаяся в трауре, должна отказаться от многого, что ей было дозволено прежде.

В шариате под трауром подразумевается период, в те­чение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует ее новому замужеству и привле­кает к ней внимание чужих мужчин, а именно — не ис­пользует благовоний и сурьмы, не надевает нарядной одежды, не выходит из дома без необходимости.

Все заслуживающие доверия мусульманские ученые единодушны в том, что траур обязателен для всех жен­щин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой интимную близость или нет.

Всевышний Аллах сказал: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответст­вии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делае­те» (Сура «Корова», аят 234).

Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней.

Вышеупомянутый аят аннулировал следующее вы­сказывание Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то следует завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома» (Сура «Корова», аят 240).

Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Аллах сократил его до четырех месяцев и десяти дней, и в этом сходятся во мнениях все мусульманские богословы.

Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умм Хабиба пришла к ней. Она попросила принести ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и помазала ими свои щеки. После этого Умм Хабиба сказала: «Кля­нусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слыша­ла, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина, уверовав­шая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четы­рех месяцев и десяти дней».

Зейнаб сказала: «Я слышала, как Умм Салама расска­зывала, что к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет» «Нет» . Затем он сказал: «Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз». аль-Бухари (9/484,490), (10/157); Муслим (2/1123-1126).

Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:

Женщине не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трех дней.

Траур по мужу следует держать в течение четырех месяцев и десяти дней.

При трауре не разрешается использовать сурьму, и об этом пойдет речь далее.

Во времена невежества женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногтей, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

Говорят также, что этот поступок означал то, что дол­гое выжидание и проявленное терпение было для вдовы столь же ничтожным, что и навоз, по сравнению с потерей мужа. См. книгу Ибн Хаджара аль-’Аскалани «Фатх аль-Бари» (9/490).

Ученые сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), такие как ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Аиша, Умм Салама и другие, были едино­душны в том, что траур обязателен для женщины, у ко­торой скончался муж. Нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников не разделял этого мнения, и поэтому оно является единым для всей мусульманской общины. См. книгу Ибн Кудамы аль-Макдаси «аль-Мугни» (7/517), а также книгу «Бадаи’ ас-Санаи’» (3/209).

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура раньше времени по причине того, что не знала о повелении Аллаха, то это прощается ей; если же она по­шла на это сознательно, то тем самым совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура по ис­течении срока, потому что предписанное Аллахом мож­но совершать только в отведенное для этого время. См. книгу Ибн Хазма «аль-Махалла» (10/281).

Мудрость законоположения о трауре

1. Держа траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит от того, что лишилась любимого и близкого человека.

2. Нет сомнения в том, что брак — это милость Господа, которая касается как духовной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга — это великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь дает ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путем, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет ее от необходимости са­мой искать пропитание. Но со смертью мужа все это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть.

3. Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова отдает дань уважения к чувствам родителей и родственников своего мужа.

4. По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырех месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в животе матери. Иногда плод бывает слабым, и поэтому Всевышний прибавил к четырем месяцам еще десять дней.

5. Даже если нам неизвестна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Аллаха и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. Может быть, вы будете помилованы» (Сура «Семейство ‘Имрана», аят 132).

«Ислам — это покорность всевышнему Аллаху, выра­женная в поклонении Ему одному, и повиновение Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), проявленное в выполнении его повелений. Если мусульманин исполняет все, что ему велено, и из­бегает грехов, то он заслуживает того, чтобы его назы­вали мусульманином и верующим. Если же он не делает этого, то не существует разницы между ним и прочими людьми, которые не веруют в религию всевышнего Ал­лаха».

См. книгу доктора Фейхана аль-Матыри «аль-Имдад би Ахкам аль-Хидад», стр. 19.

Условия траура

Все мусульманские богословы отмечали, что траур обязателен для овдовевших совершеннолетних мусуль­манок, обладающих здравым рассудком, которые были замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж еще не имел с ней интимной близо­сти. Кроме того, женщина, которой муж дал неоконча­тельный развод (т.е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана в течение срока ’идда придерживаться правил, относя­щихся к трауру, поскольку она все еще остается женой своего мужа. Но это правило не относится к женам, ко­торым мужья дали третий окончательный развод.

Ученые разошлись во мнениях по поводу обязатель­ности траура для безумных и несовершеннолетних жен­щин. Большинство богословов считали, что он обязате­лен и для них, потому что в аяте Корана и хадисах о трауре речь идет о женах вообще и в них не делается ис­ключений для безумных и несовершеннолетних.

Что касается мнения о том, что траур для них необя­зателен, то оно должно подкрепляться конкретным дока­зательством, которого в этом случае не существует. По­этому траур обязателен и для них, а ответственность за то, чтобы они не преступали закон Аллаха, лежит на их опекунах.

Если покойный мусульманин был женат на иудейке или христианке, то, по мнению имамов Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, их жены также обязаны держать тра­ур. Эти ученые опирались на то, что священные тексты носят общий характер, а для того, чтобы вынести иное решение в отношении иудеек и христианок, необходимо доказательство, которого в этом случае также не суще­ствует.

Ученые ханифитского толка и некоторые маликиты говорили о том, что траур необязателен для женщин из числа людей писания, потому что они не подчиняются законам шариата, а законоположение о трауре является частью шариата. Они также обращали внимание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Тем самым они подчеркивали, что вера в единого Аллаха является необходимым условием для тех, кто держит траур. Об этом писал имам ан-Насаи.

Опровергая эту точку зрения, приверженцы первого мнения говорили, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сделал ударение на тех, кто уверовал в Аллаха и в Судный день для того, чтобы предостеречь мусульманок от нарушения этого повеления Аллаха, а не для того, чтобы разрешить нарушать его всем остальным. На это ссылался имам Ибн Хаджар.

Он также сказал, что жена держит траур, выполняя тем самым свой долг перед покойным мужем. Траур совпадает по времени со сроком ’идда, чтобы стало ясно, беременна жена или нет, и чтобы были сохранены род­ственные связи. Это в полной мере относится к неве­рующим женщинам (т.е. к людям писания), так же как запрет посягать на чужое имущество относится и к неве­рующим мужчинам.

Кроме того, держать траур по мужу — это обязанность любой жены, так же как и обеспечение жильем и всем необходимым — это обязанность мужа перед любой же­ной.

Несмотря на то, что траур предписан и христианкам и иудейкам, нельзя говорить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в вышеупомянутом хадисе назвал их женщинами, уверо­вавшими в Аллаха. Шейх ас-Субки в своих фетвах опро­верг такие утверждения. Он раскрыл порочность этих сомнительных взглядов и самым прекрасным образом доказал их несостоятельность.

Имам ан-Навави сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратил свои слова к верующим женщинам, потому что именно они подчи­няются велениям шариата». См. «Фатх аль-Бари» (9/486).

Как мы уже отметили, последним условием траура является законность брака в соответствии с положения­ми мусульманского шариата. А это значит, женщина должна держать траур по мужу только в том случае, ес­ли при заключении брака опекун невесты в присутствии двух свидетелей согласился выдать свою подопечную замуж за жениха, а тот заявил, что берет ее в жены, ко­гда невеста получила от жениха калым и когда ничто не препятствовало их бракосочетанию. В противном случае шариат считает брак незаконным.

Виды траура

Ранее мы уже упомянули хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усоп­шему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и деся­ти дней».

В этом хадисе говорится о двух разновидно­стях траура:

1. Траур по кому-либо, кроме мужа. Его можно держать только в течение трех дней, и верующая женщина не должна держать его дольше.

2. Траур по покойному мужу. Его срок составляет четыре лунных месяца и десять дней.

Слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день…» указывают на то, что держать траур обязаны только женщины. Об этом же свидетель­ствует аят «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать…» На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти же­ны, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай объ­являть траур и спускать флаги в течение трех, семи или даже более дней по случаю смерти знаменитых людей или важных государственных деятелей. Вне всякого со­мнения, это ни коим образом не совпадает с предписа­ниями религии всевышнего Аллаха. Мы уже отметили, что держать траур полагается только женщинам по слу­чаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного срока. Траур имеет оп­ределенный срок, и его нельзя продлевать. Что же каса­ется трауров иного рода, то они незаконны и не имеют основания. Ни в священном Коране, ни в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Мухаммада, ни в высказываниях его праведных сподвижников нет ничего, что бы давало повод объяв­лять подобные трауры. Этот обычай был заимствован у неверных, а, как известно, религия всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них. Мы не нуж­даемся в их обрядах и обычаях, потому что Всевышний сделал нашу веру законченной и совершенной и сказал: «Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей рели­гии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура «Трапеза», аят 3).

Хвала же Аллаху, по милости которого благие дела уда­ется довести до конца.

При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) скончались его сын Ибрахим, его дочери Рукийа, Умм Кульсум и Зейнаб, погиб его дядя Хамза, бьши убиты его двоюродный брат Джа’фар ибн Абу Талиб и многие славные сподвижники, но ни разу он не держал траур сам и не объявлял его всенародно. Когда же скончался сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), лучший из всех когда-либо живших людей, то ни Абу Бакр, ни ‘Умар, ни ‘Усман, ни ‘Али, ни другие сподвижники не держали по нему траур, хотя кончина Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поисти­не, была величайшей трагедией. И позднее, когда умер Абу Бакр, когда были убиты ‘Умар, ‘Усман и ‘Али и ко­гда покидали этот мир многие другие славные сподвиж­ники, мусульмане не держали по ним траур.

Все это лишь доказывает то, что совершение этого поступка — ересь, которой обязаны остерегаться право­верные. См. «Собрание фетв и статей» шейха ‘Абд аль-’Азиза ибн ‘Абдуллаха ибн База.

‘Идда для беременных женщин

‘Идда — это срок, в течение которого разведенная женщина не имеет права вновь выйти замуж.

Как известно, срок ’идда равен четырем месяцам и десяти дням, независимо от того, начались у девушки менструации или еще нет.

Если же она беременна, то ’идда продлевается до раз­решения беременности, потому что Всевышний сказал: «Для тех же жен, которые беременны, срок установ­лен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Развод», аят 4).

Срок, о котором упоминается в этом аяте, и есть ’ид-да, и для беременных женщин он заканчивается с мо­ментом рождения ребенка.

В одном из хадисов сообщается, что женщина по имени Субей’а аль-Асламийа бьша замужем за Са’дом ибн Хаулой из рода ‘Амира ибн Луейа. Са’д был одним из участников сражения при Бадре. Он скончался во время прощального паломничества Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда Су­бей’а была беременна. Спустя некоторое время она ро­дила. После того, как она очистилась от послеродовых кровотечений, Субей’а стала принаряжаться, чтобы к ней посватались. Мужчина из рода ‘Абд ад-Дара по имени ас-Санабиль ибн Ба’как зашел к ней и спросил: «Отчего ты такая нарядная? Никак собираешься замуж? Но — клянусь Аллахом! — ты не должна выходить замуж, пока не пройдет четыре месяца и десять дней». Субей’а рассказывала: «Когда он сказал мне это, я дождалась ве­чера, прикрыла лицо и отправилась к Посланнику Алла­ху (мир ему и благословение Аллаха). Я спросила его об этом, и он ответил, что я уже освободилась от траура, когда родила ребенка, а затем велел мне выйти замуж, если мне представиться такая возможность».

Ибн Шихаб, один из ученых, передававших этот хадис, сказал: «Я не вижу ничего плохого в том, что жен­щина выйдет замуж после того, как родит ребенка, даже если она еще не очистилась от кровотечений. Но муж не должен вступать с ней в интимную близость, пока она не очистится» аль-Бухари (7/310) и (9/469), Муслим (2/1122).

Этот хадис ясно свидетельствует о том, что траур бе­ременной женщины заканчивается с моментом рождения ребенка и что она может выйти замуж сразу после этого.

Когда Ибн ‘Умара спросили о женщине, у которой умер муж, пока она была беременна, то он сказал: «Ко­гда у нее родится ребенок, то она свободна». Один из ансаров сказал ему, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Если женщина родила, когда тело ее мужа еще не по­хоронено и лежит на кровати, то она все равно уже свободна» Этот сообщение с достоверным иснадом передали Малик (2/589- 590) и аш-Шафи’и в книге «аль-Умм» (5/224).

Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: «Большинство праведных мусульманских ученых говорили, что если у беременной женщины умер муж, то траур по мужу для нее заканчивается с моментом рождения ребенка» См. «Фатх аль-Бари» (9/474).

Начало ‘идда

Срок ’идда, в течение которого овдовевшая мусуль­манка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до нее позднее.

Этого мнения придерживались сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), четыре имама (т.е. Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад), а также Исхак, Абу ‘Убейд, Абу Саур.

Женщина должна вести счет дням с того часа, когда скончался ее муж. Если же она увидит молодой месяц, то может вести счет по луне.

Приведем пример. Если муж умер днем, когда оста­валось еще пять дней до конца лунного месяца, не счи­тая дня, в который он скончался, то она должна засчи­тать пять дней до первого новолуния, затем выждать еще четыре лунных месяца. Если она собьется со счету, то должна один месяц считать за тридцать дней, а другой -за двадцать девять. После этого ей следует выждать еще четыре дня и, наконец, часть пятого дня до того часа, в котором скончался ее муж. См. книгу имама аш-Шафи’и «аль-Умм» (5/225).

Что запрещается женщине в трауре?

В течение срока ’идда женщине запрещается все, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей запрещается выходить замуж. Соблюдая это предписание Аллаха, вдова сможет избежать греха, которым в данном случае является преждевременное за­мужество.

К украшениям, которые запрещены в трауре, относят­ся:

1. Сурьма.

Ранее мы уже привели хадис Умм Сала-мы, которая рассказывала, что к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Мо­жет ли она помазать их сурьмой?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет» . Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: «Нет» . Затем он сказал: «Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во вре­мена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз».

Имам ан-Науауи сказал: «Это свидетельствует о том, что использование сурьмы запрещается для женщины, находящейся в трауре, независимо от того, нуждается она в ней или нет».

Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала: «Нам за­прещалось держать траур по кому-либо, кроме мужа, более трех дней. А траур по мужу продолжался четыре месяца и десять дней. Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из уже цветной пряжи. Только после очищения от месячных кровотече­ний и купания мы могли помазать немного благовоний. Нам также запрещалось участвовать в похоронах». аль-Бухари (9/491) и Муслим (2/1127).

2. Пудра, краска и прочее.

Женщине в трауре за­прещается красить волосы хной, наносить макияж на лицо и красить лицо и руки — одним словом, все, что де­лает ее привлекательной и соблазнительной. Умм Салама рассказывала, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Жен­щина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна но­сить украшения, краситься и использовать сурьму». Этот достоверный хадис передали Абу Дауд (2304), ан-Насаи (6/203-204), Ахмад (302), аль-Байхакъи (7/440) и другие.

3. Яркая одежда.

Запрещается также носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную любых других оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую. В хадисе Умм ‘Атийи сказано: «Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из цветной пряжи». Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета».

Имам Ибн Кудама писал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил женщинам, на­ходящимся в трауре, носить одежды, сотканные из цвет­ной пряжи, потому что пряжу красят не для того, чтобы сделать наряд привлекательным. Однако если пряжа бы­ла покрашена в красный, желтый или другие яркие цве­та, то одежду из нее носить в трауре не разрешается, по­тому что она производит такой же эффект, как и та, что покрашена уже сотканной». См. «аль-Мугни» (9/169).

Что же касается нарядов черного или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В трауре запрещается носить шелковые одежды, по­тому что они относятся к украшениям. Ибн аль-Мунзир (стр. 88) писал, что ученые единодушны по этому поводу.

4. Украшения.

Запрещается носить любые украшения, даже кольца, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…не должна носить украшения…» Ведь украшения усиливают обаятельность женщины и увеличивают в мужчине желание прикоснуться к ней. См. «аль-Мугни» (9/169).

Этот запрет распространяется на золотые и серебря­ные украшения любой формы и на драгоценные камни (бриллианты, рубины и т.д.).

5. Прическа.

В хадисе Умм ‘Атийи, который передал имам ан-Насаи, говорится: «Она не носила ни крашеных нарядов, ни одежд, сотканных из цветной пряжи, не ис­пользовала сурьмы, не делала себе причесок и не маза­лась благовониями, разве что после очищения [от менст­руаций]». Этот достоверный хадис передали ан-Насаи (6/203) и другие.

Скорее всего, запрещается делать изыскан­ные прически, смазывая волосы ароматическими масла­ми и т.п. Абу Мухаммад ибн Хазм писал: «Женщина в трауре не должна делать причесок, но ей разрешается просто расчесывать волосы гребешком». См. «аль-Махалла» (10/276).

6. Духи и благовония.

Запрещается мазать благово­ниями как тело, так и одежду, и между учеными нет раз­ногласий в этом вопросе. Мы уже упоминали хадис о том, что Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умм Хабиба пришла к ней. Она попросила принес­ти ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и пома­зала ими свои щеки. После этого Умм Хабиба сказала: «Клянусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина, уве­ровавшая в Аллаха и Судный день, не должна находить­ся в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четы­рех месяцев и десяти дней»» . Кроме того, в хадисе Умм ‘Атийи говорится: «Она не должна использовать сурьму и мазаться благовониями, разве что когда она очистится от месячного кровотечения, то может помазать немного индийских духов или йеменских благовоний». Муслим.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил женщинам в трауре использовать благовония только после очищения от регул. Это дозво­лено не для того, чтобы они становились привлекатель­ней, а для того, чтобы притупить неприятный запах сле­дов крови.

Что касается масел, в которых нет ароматических ве­ществ (оливковое или кунжутное масло, жиры), то их можно использовать, потому что священных текстов, которые бы запрещали это, нет. Такого мнения придер­живаются ученые маликитского, ханбалитского и захиритского толка. См. книгу Ибн Кудамы аль-Макдаси «аль-Мугни» (9/167), а также книгу Ибн Хазма «аль-Махалла» (10/278-279).

В наше время среди мусульман широко распростра­нено мнение, что женщина, держащая траур по мужу, не имеет права смотреться в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, отвечать на телефонные звонки и даже смотреть на луну! Некоторые вообще считают, что ко­гда она прекращает траур, то должна отправиться к мо­рю! Все это и многое другое не имеет отношения к ша­риату и является ересью и нововведениями.

Где живет женщина в трауре

В течение траура вдова живет в доме своего покойно­го мужа, независимо от того, был ли этот дом его част­ной собственностью, или он арендовал его, или просто временно жил в нем с разрешения хозяина.

Сестра Абу Са’ида аль-Худри аль-Фурей’а бинт Ма­лик ибн Синан рассказывала, что у ее мужа сбежали ра­бы, и он отправился на их поиски. Он настиг их, когда они были в шести милях от Медины в Тарф аль-Кудуме, и они убили его. Тогда она пришла к Посланнику Алла­ха (мир ему и благословение Аллаха) и попросила его разрешить ей вернуться к ее семье в род Худра, потому что муж не оставил ей ни собствен­ного дома, ни денег. Посланник Аллаха сначала разре­шил ей уехать, но затем послал за ней и спросил: «Как ты сказала?» Она пересказала ему свою историю во вто­рой раз, и он сказал: «Оставайся в своем доме, пока не истечет срок». Аль-Фурей’а рассказывала: «Я жила в нем еще четыре месяца и десять дней. Во время своего правления ‘Усман ибн ‘Аффан послал ко мне людей, чтобы удостовериться в этом, и я рассказала все, как есть, и он велел людям поступать таким образом». Этот достоверный хадис передали Малик (2/591), Ахмад (6/370,420), Абу Дауд (2300), ат-Тирмизи (3/1204), аш-Шафи’и в книге «аль-Умм» (5/224), Ибн Хиббан (1332), ад-Дарами (2/168), аль-Хаким (2/434). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Аль-Хаким также назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Каййим также назвал его достоверным в книге «Зад аль-Ма’ад» (5/680). Этот же хадис по другой цепочке ученых передали ан-Насаи (6/199-201), Ибн Маджа (2031), ‘Абд ар-Раззак (7/33-35), Ибн Абу Шейба (5/184-185), Ахмад (6/370,420-421), аль-Бейхаки (7/434-435) и Са’ид ибн Мансур (1365).

Ибн Кудама писал: «‘Умар и ‘Усман велели, чтобы вдовы в течение траура оставались жить в своих домах. Этого же мнения придерживались Ибн ‘Умар, Ибн Мас’уд, Умм Салама. То же самое говорили имамы Ма­лик, ас-Саури, аль-Ауза’и, Абу Ханифа, аш-Шафи’и, Исхак». См. «аль-Мугни» (9/170).

Ат-Тирмизи, упомянув хадис аль-Фурей’и, писал: «В соответствии с этим хадисом поступали многие ученые сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не только они. Они считали, что вдова не должна уезжать из дома своего мужа вплоть до конца срока ’идда. Тем не менее некоторые сподвижни­ки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) считали, что вдова может жить, где пожела­ет, но первое мнение сильнее и достовернее» (сокращен­но).

Если сподвижники разошлись во мнениях по какому-либо вопросу, то мы должны опираться на то мнение, которое совпадает с Кораном и хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: «Во время па­ломничества у некоторых женщин скончались мужья, и ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел им отправиться домой из Зу-ль-Хулейфы, дабы в течение срока ’идда они находи­лись в своих домах». См. сборник Са’ида ибн Мансура «ас-Сунан», а также сборники Малика (2/591-592) и ‘Абд ар-Раззака (7/33).

Ибн ‘Умар говорил: «Женщина, выжидающая ’идда по причине развода или кончины мужа не имеет права провести вне своего дома даже одну ночь».

‘Алкама рассказывал, что к Ибн Мас’уду пришла группа женщин из Хамадана, у которых скончались му­жья. Они сказали ему: «Нам очень одиноко» . Тогда он сказал: «Проводите дни вместе, а по вечерам возвращайтесь каждая в свой дом» . См. книгу ‘Абд ар-Раззака «аль-Мусаннаф» (7/32), а также сборники Ибн Абу Шейбы (5/185) и Са’ида ибн Мансура (1341).

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа в следующих случаях:

Если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится разбойников и т.п.;

Если закончился срок аренды дома, или хозяин дома выселяет ее, или же он не желает продлевать с ней контракта, или же он требует от нее завышенную плату, или же она не имеет средств снимать эту квартиру.

В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из того дома, где она жила с мужем, и может оставаться, где пожелает, но должна соблюдать установленные правила. См. книгу Ибн Кудамы аль-Макдаси «аль-Мугни» (9/171,173), а также книгу аш-Шафи’и «аль-Умм» (5/227).

Следует отметить, что вдова имеет больше прав на то, чтобы оставаться в доме мужа, чем другие наследники и дебиторы. Дом нельзя продавать для того, чтобы вы­платить долг покойного, пока не истечет срок ’идда. Этого мнения придерживался имам Малик. Об этом же говорили аш-Шафи’и (в одной из двух своих фетв) и Ахмад. См. «аль-Мугни» (9/172-173), «аль-Умм» (5/227). К этому склонялся и Ибн аль-Каййим, о чем он писал в книге «Зад аль- Ма’ад» (5/688).

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения ’идда, если только она не совершит явного греха, потому что Все­вышний сказал: «Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если толь­ко не совершат явную мерзость» (Сура «Развод», аят 1).

Это означает: если только она не станет грубить сво­им опекунам, оскорблять их или причинять им беспо­койства такого рода. Это мнение высказывали Ибн ‘Аббас и многие другие. См. «аль-Мугни» (9/172-173).

Аш-Шафи’и в книге «аль-Умм» (5/226) писал: «Этот аят относится к разведенным женам. А поскольку вдовы, которые держат траур по мужьям, должны выжидать ’идда, так же как и разведенные жены, то я считаю, что если разведенных жен нельзя выселять из их домов в течение ’идда, то и вдов нельзя заставлять покинуть дома их мужей до истечения этого срока».

Что же касается женщин из кочевых племен, то вдова также должна оставаться в доме, в котором она жила, когда умер ее муж, но если ее племя станет переезжать, то она может уехать вместе с ним, потому что не может оставаться одна.

Хишам ибн ‘Урва сказал, что кочевая вдова во время траура может переселяться вслед за своими родственни­ками. Малик (2/592).

В течение срока ’идда женщина имеет право выхо­дить из дома днем по своим делам. Джабир рассказывал, что, когда с его тетей развелся ее муж, она захотела нар­вать фиников. Некий мужчина сказал ей, что она не должна выходить из дома, и тогда она пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила его, может ли она сделать это. Он сказал ей: «Конечно. Иди, нарви фиников, может быть, ты раз­дашь милостыню или сделаешь доброе дело». Муслим (2/1121).

Однако по ночам она не имеет права без необходимо­сти выходить из дома, потому что ночь — это время зла и пороков, в то время как день отведен для необходимых дел, труда и торговли. См. «аль-Мугни» (9/176).

Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который бы взял на себя ее обес­печение, то она имеет права днем выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Кто должен обеспечивать вдову?

Если вдова небеременная, то ответственность за ее ма­териальное обеспечение ни на ком не лежит. Мусуль­манские богословы единодушны в этом. См. книгу Са’ди Абу Джейба «Маусу’а аль-Иджма’» (2/1060).

Если же она беременна, то, согласно наиболее досто­верному мнению, она тоже должна сама обеспечивать свое проживание, потому что наследство ее мужа уже должно быть распределено между наследниками. Так считал имам Абу Ханифа. Это же отмечали в одной из двух своих фетв и аш-Шафи’и, и Ахмад. См. «аль-Мугни» (9/291) и «аль-Махалла» (10/289).

На этом данный раздел заканчивается.

Ученые ханифитского толка считают траур обязательным и для женщин, которым мужья дали окончательный (т.е. третий) раз­вод. Однако хадис, на который они опираются, слабый. В ша­риате не установлено, что они должны держать траур, а всякий, кто говорит от имени шариата, должен иметь достоверный аргу­мент в пользу своих слов.

Ибн ‘Аббас и Абу Салама ибн ‘Абд ар-Рахман разошлись во мнениях по этому вопросу. В «ас-Сахихе» Муслима (2/1122-1123) сообщается, что Салман ибн Йасар рассказывал, что Абу Салама ибн ‘Абд ар-Рахман и Ибн ‘Аббас пришли к Абу Хурейре и заговорили о женщине, которая родила спустя некоторое время после смерти мужа. Ибн ‘Аббас сказал, что срок ’идда для нее заканчивается с истечением последнего из двух сроков. (Имеются ввиду срок ’идда для беременных женщин и траур овдовевших, а последний из них — тот, который заканчивается позднее). А Абу Салама считал, что женщина становится сво­бодна с разрешением беременности. Каждый из них отставивал свое мнение. И тогда Абу Хурейра скзаал: «Я на стороне сына своего брата (т.е. Абу Саламы)» . Они послали Курейба, раба Ибн ‘Аббаса, к Умм Саламе, и, вернувшись, он сообщил, что Умм Салама рассказала ему, что Субей’а аль-Асламийа родила вскоре после смерти своего мужа и поведала об этом Посланнику Алла­ха, а тот велел ей выйти замуж.

См. книгу Ибн Хаджара «Фатх аль-Бари» (9/448). Имам Малик разрешал использовать сурьму при необходимости. См. книгу «аль-Муватта» (2/599). Он передал рассказ о том, что Умм Сала а посоветовала женщине, у которой скончался муж и у которой болели глаза, чтобы она использовала легко удаляемую сурьму ночью и смывала ее днем. Он также передал рассказ о том, что Салим ибн ‘Абдуллах и Сулейман ибн Йасар разрешали исполь­зовать сурьму и в трауре, если существовала опасность для зре­ния. Все эти рассказы приводятся в «аль-Муватте» как сообще­ния. Но вышеупомянутый хадис Умм Саламы дошел до нас от Абу Дауда (2305) и ан-Насаи (6/204), и иснад его признан сла­бым. Кроме того, сообщается, что у Сафийи бинт Абу ‘Убейд заболели глаза, когда она держала траур по своему мужу ‘Аб-дуллаху ибн ‘Умару. Ее глаза чуть было не нагнаивались, но она все равно не использовала сурьму. Иснад этого рассказа досто­верный. Мнение о том, что использование сурьмы в трауре за­прещено даже при болезнях глаз, усиливается и первым хадисом Умм Саламы, о котором мы уже не раз упоминали. Тем не менее лечить глаза разрешается и даже необходимо, но не сурьмой.

Некоторые ученые считали, что в течение срока ’идда женщина не должна закрывать лицо покрывалом по причине того, что в этот период она похожа на женщин, с которыми нельзя вступать в брак. Это мнение не опирается на достоверные доказательства и аналогия между женщиной во время ’идда и близкими родственницами, с которыми нельзя вступать в брак, сомнительна.

Т.е. лица, которые дали деньги в долг.

Идда после смерти мужа означает, что женщине, у которой умер муж, не разрешается выходить замуж до истечения четырёх месяцев и десяти дней по лунному календарю после смерти мужа, если она не беременна. А если она в положении, то на протяжении всей беременности она должна дополнительно соблюдать траур по мужу.

Существуют определённые условия соблюдения траура, о которых должны знать все мусульманки и мусульмане. На эту тему задают много вопросов, потому что она остаётся неясной для большинства людей, особенно в наше время.

Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого из того, что ей было дозволено прежде. В Шариате под словом «хидад» подразумевается период времени (т. е. времени идды), в течение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует её новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно: не надевает нарядной одежды, не использует благовоний и сурьмы, не выходит из дома без необходимости. Всё это не означает, что она должна ходить только в чёрной одежде.

Соблюдение идды и траура обязательно для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой половую близость или нет. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать [не выходя замуж] четыре месяца и десять дней… » (сура «Аль-Бакара», аят 234).

Таким образом, жёны, у которых умерли мужья, должны выжидать время идды и находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней. Вышесказанное касается женщин вне зависимости от возраста, месячных выделений, была у мужа с ней половая близость или нет, кроме беременных женщин.

Если женщина беременна, то после смерти мужа она должна выждать, пока не родится ребёнок.

В Священном Коране говорится (смысл): «…Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он сделает в Своём деле лёгкость » (сура «Ат-Талак», аят 4).

Один из ансаров (медиинские мусульмане времен Пророка) сказал, что ему Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если женщина родила, когда тело её мужа ещё не похоронено и лежит на кровати, то она всё равно уже свободна ».

Срок идды, в течение которого овдовевшая мусульманка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до неё позднее. Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Всевышний сократил его до четырёх месяцев и десяти дней.

Всё вышесказанное относится к женщинам, у которых умерли мужья. Что касается соблюдения траура (хидад) теми женщинами, у которых умерли близкие родственники, но не мужья, то им не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трёх дней.

Сообщается, что жена Пророка (мир ему и благословение) Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур (хидад) по покойному более трёх (дней), кроме как по мужу (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней » (аль-Бухари).

В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:

1) траур по кому-либо, кроме мужа . Его можно держать только в течение трёх дней, и верующая женщина не должна соблюдать его дольше;

2) траур по покойному мужу . Для небеременной женщины этот срок составляет четыре лунных месяца и десять дней, для беременных – до рождения ребёнка.

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура (т. е. не стала соблюдать запреты в украшениях, одежде, выходе из дома и т. д.) раньше времени по причине того, что не знала о повелении Всевышнего в этом, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура (хидад) по истечении срока, потому что предписанное Создателем можно совершать только в отведённое для этого время. Что касается несоблюдения идды и выхода замуж до истечения установленного срока, то этот брак считается недействительным.

Во времена невежества (т. е. до Ислама) женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногти, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены или других близких родственников, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай объявлять траур и спускать флаги в течение трёх и более дней по случаю смерти знаменитых людей или важных государственных деятелей. Также распространено отращивание бороды сроком на неделю, месяц, 40 дней, 52 дня или ношение чёрной одежды на год и более, вне зависимости от того, кто умер – муж или близкий родственник и т. д. Также среди мусульманок широко распространено мнение, что женщина, соблюдающая траур по мужу, не имеет права смотреть в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, и т. д. Всё это и многое другое не имеет отношения к Шариату и является ересью и нововведениями. Вне всякого сомнения, это никак не совпадает с предписаниями религии Ислам.

Мы уже отметили, что соблюдать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного для этого Шариатом срока и форме. Траур имеет определённый срок, и его нельзя продлевать. Что же касается трауров иного рода, то они незаконны и не имеют оснований. Ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ни в высказываниях его праведных сподвижников, ни в богословских книгах четырёх мазхабов нет ничего, что бы давало повод объявлять подобные трауры. Этот обычай был заимствован у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.

Условия соблюдения траура

Траур обязателен для овдовевшей мусульманки, обладающей здравым рассудком, которая была замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж ещё не имел с ней интимной близости.

Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (т. е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана после смерти мужа в течение срока идды придерживаться условий, относящихся к трауру, поскольку она всё ещё остаётся женой своего мужа. Но это правило не относится к женщинам, которые находятся в соблюдении срока идды, после того как мужья дали им третий, окончательный развод.

Существуют определённые запреты, возлагающиеся на женщин, у которых умерли мужья. В следовании этим запретам и выражается соблюдение женщиной траура. Эти запреты должны соблюдаться в период времени идды, т. е. в течение четырёх месяцев и десяти дней или до рождения ребёнка. В течение этого срока женщине, у которой умер муж, запрещается всё то, что делает её привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей не дозволено выходить замуж.

К вещам, которые запрещены в трауре, относятся:

1) яркая одежда, привлекающая взор посторонних . Запрещается носить одежду ярких цветов, например ярко-красную, красную, любых других ярких оттенков, голубую, светло-зелёную, жёлтую, т. е. всё то, что надевается для красоты и привлекает внимание. Что касается нарядов чёрного, тёмно-синего, тёмно-коричневого или тёмно-зелёного цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание. В трауре запрещается носить шёлковые одежды, если в них подчёркивается красота, и украшения, подобные узорам, и т. д., если нет – то дозволено;

2) запрещается красить то, что видно из частей тела, таких как лицо, руки, ноги, хной . Если красится то, что под одеждой, то разрешается. Также запрещается мазать глаза сурьмой – одним словом, запрещается всё то, что делает женщину привлекательной и соблазнительной. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и жёлтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму » (Абу Давуд);

3) запрещается носить любые украшения, будь то из золота или серебра, даже кольца , потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «…не должна носить украшения …». Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы, будь то браслеты, цепочки и т. д., сюда же относятся и драгоценные камни типа бриллианта, жемчуга, рубина и т. д. Имам аль-Газали пишет, что разрешается ей носить серебряное кольцо, как мужчинам;

4) духи и благовония . Запрещается ей умащивать благовониями как тело, так и одежду. Также запрещается использовать масла любой формы, будь то ароматические или другие, на волосах головы и лица. Что касается масел, в которых нет ароматических веществ, то их можно использовать только на теле.

Женщине, находящейся в трауре, разрешается украшать свой дом, постель и другие принадлежности, т. к. соблюдение траура бывает телом. Ей разрешается расчёсывать волосы, стричь ногти, купаться, удалять волосы с определённых частей тела для чистоты.

В течение траура вдова живёт в доме своего покойного мужа независимо от того, был этот дом его частной собственностью, или он арендовал его, или просто временно жил в нём с разрешения хозяина.

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения времени идды, если только она не совершит явного греха, потому что Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «…Не выгоняйте [разведённых жен] из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха…» (сура «Ат-Талак», аят 1). Под словом «мерзость» имеется в виду, если только она не станет грубить своим опекунам, оскорблять их или же причинять им беспокойства такого рода.

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа и перейти на другое место жительства в следующих случаях: если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится нечестивцев, живущих по соседству с её домом, или она получает вред от соседей, или же соседи получают вред от неё и т. п.; если закончился срок аренды дома или хозяин дома выселяет её, или же он не желает продлевать с ней контракт, или же он требует от неё завышенную плату, и она не имеет средств снимать данную квартиру. В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из дома, где она жила с мужем, в другой дом или квартиру.

В течение срока идды женщина имеет право выходить из дома днём по своим делам. Однако по ночам она не имеет права без необходимости выходить из дома, потому что ночь – это время зла и пороков, в то время как день отведён для необходимых дел, труда и торговли. Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который обязан взять на себя её обеспечение, то она имеет право днём выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Мудрость возложения траура

Соблюдая траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит из-за того, что лишилась любимого и близкого человека. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духовной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь даёт ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путём, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет её от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа всё это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть. Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего мужа.

По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырёх месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в утробе матери.

Даже если нам не известна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Создателя и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).

  • 8503 просмотра

Обычаев и различного рода традиций, бо льшая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Среди них могут быть такие, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами.

Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного заключительным посланником Творца. Разумный человек сможет провести параллели между теорией и практикой, оценить реальное положение вещей, сохраняя при этом проницательность и мудрость.

Траур — состояние печали, светлой грусти в память об ушедшем из этой жизни человеке; отказ от того, что приукрашивает внешность человека, делая ее яркой и привлекательной; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж за другого на протяжении четырех месяцев и десяти дней с момента смерти мужа .

Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка, после чего она имеет полное право выйти замуж еще раз:

«Беременные, их срок [траура истекает с] рождением ребенка» (см. ).

В период траура женщине желательно покидать дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, покупка продуктов и т. п.); она не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияжа и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может получить .

По завершении срока женщина возвращается к обычному ритму жизни, своим повседневным заботам (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за другого мужчину.

Траур же по другим родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней» .

Начинается траур со дня смерти.

Понимание траура заключается не столько в консерватизме одежды и уж тем более не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, выражение светлой памяти об усопшем пред Всевышним.

Ответы на вопросы о трауре

На днях я узнала, что мой отец умер два месяца назад. Родители были в разводе, и я не виделась с отцом 7 лет. Мы по нему скучали и всегда надеялись, что когда-то снова будем вместе. Я живу в Европе, он жил в Азии. Если честно, разрывается сердце, что я не видела его так долго и больше не увижу. Мы ему звонили, но в последнее время он не отвечал на звонки, а потом нам позвонили и сказали, что отец скончался. Мне очень больно, и я не могу успокоиться, ведь я так и не сказала ему, что он для нас лучший. Голова забита вопросами «а если бы». Знакомые говорят, что так думать греховно. Пожалуйста, дайте совет, как быть. Linda.

Следует успокоиться. Всеми мыслями и душевным состоянием отпустить его в мир иной. Сделать практический вывод и начать больше (хотя бы чуть больше, но на постоянной основе) уделять внимание живым близким родственникам.

Я живу в Казахстане, но православная. По работе приходится много общаться с мусульманами, у которых бывают проблемы и горе. У моей знакомой большое горе: умер муж в 40 лет, год назад, она до сих пор потеряна, хотя ходит в мечеть по пятницам и на кладбище. Не знаю, какими словами ей помочь, хочется приободрить. Виктория.

Горе — это всегда сложно, пережить его не так просто, но время идет, и мы продолжаем жить. Впереди нас ждут еще несколько (даст Бог) десятилетий, за которые нужно успеть сделать немалое. Ведь в Судный День каждый ответит за себя , в том числе и как провел оставшиеся годы жизни: в слезах и воспоминаниях либо работая над собой, извлекая из постигшего горя целебное лекарство, приобретая иммунитет к бедам и негативу, вырабатывая позитивную энергию, заряжая ею и других людей, заставляя их жить с непринужденной сияющей улыбкой на лице. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в печали или жить в половину, а тем более в четверть силы.

Успокойте ее приободряющими словами. В Исламе можно молиться за умерших, прося у Бога прощения для них и помилования, но нельзя мысленно и эмоционально привязывать себя к ним. Следует уметь отпускать покойного в мир иной, а самому продолжать активный созидательный образ жизни, помогая себе и другим.

К сожалению, но факт: многие люди, вне зависимости от культуры, религии или национальности, не имеют элементарных навыков счастливой жизни, несмотря на число лет, прожитых в мирской обители.

Траур [от нем. trauer] — 1) состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий; 2) черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби.

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).

«Нет греха на вас, если вы (1) [благонравно] намекнете вдовам [им самим или их опекунам] о своем намерении посвататься [что при правильной словесной формулировке даст добрые надежды и им, и вам на последующее создание семьи] или (2) сокроете это в своих душах [до поры до времени не затронете данную тему]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить [думать] о них [потому и разрешил вам намекнуть о своих планах еще до окончания срока]. Но в тайне [от других] не договаривайтесь с ними (с вдовами) [не обещайте замужество, завлекая тем самым в сети греха и соблазна; подводя к грехопадению], а говорите им лишь благонравные слова [намекающие на ваше желание жениться, публичное озвучивание которых не заставит вас стыдиться].

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!