Женский журнал Ladyblue

Православные Святки: традиции, обряды, религиозный смысл. Как украшают дома

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество. В детстве таким явилось - и осталось. (Иван Шмелев «Лето Господне» )

Святки, или святые дни… Увы, как часто после поста, интенсивной духовной жизни, кажется, что теперь «все можно», поупражнялись в посте и молитве, теперь можно отдохнуть. А уж включить телевизор или почитать статьи о святках в светской печати, так и вообще окажется, что это - главное время гаданий… О том, как проводить святки, мы попросили рассказать протоиерея Александра Ильяшенко.

— Отец Александр, расскажите, как правильно проводить святки? Часто получается, что это время становится временем духовного расслабления за телевизором и невнимательной духовной жизни…

Святки – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господне . Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» – говорит пророк Давид . И Господь это приветствует. А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

— Как святки проводят в Вашей семье?

Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в семье о.Александра и матушки Марии 12 детей и уже 34 внука - прим. ред. ), но мы стараемся собираться на святках чаще.

Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно передать детям. Как тонко заметил Достоевский, даже если жизнь развернет человека в другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение, всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и поможет принять правильное решение.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Поэтому яркие детские впечатления должны быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.

— А как Вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?

— Сходить в театр на хороший спектакль - вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли они будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?

— Святки - это еще и время дел милосердия?

— Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так?

Святки - это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.

Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех, Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7).

Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограмм, то можешь понести груз в 50 кг, а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз?

Святочные гадания

«Cвяточные гадания , - это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу - они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели - в обратном направлении» - диакон Андрей Кураев.

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»» 61 правило VI Вселенского собора.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Православное Рождество Христово

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января.
Армянская апостольская церковь, живущая по собственному календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января.
В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.

В Церквах Восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе Божественной Благодати, отчего и назывался Богоявлением. Первоначальным основанием праздновать Рождество 6 января служило не историческое соответствие этого числа дню Рождества Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между Первым Адамом и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в те же дни, в которые родился и умер первый Адам (т.е. родился 6 января)... С IV века между Восточными и Западными Церквами устанавливается единство относительно времени празднования, именно - 25 декабря. Впервые праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святому Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему Востоку.

Во многих странах Рождество остаётся государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Правительства этих стран подвергаются критике за декларативный характер приверженности принципам свободы вероисповедания и отделения церкви от государства.

Рождение Иисуса

Прежде чем достичь вочеловечивания, которое бы вполне отразило Его сущность, великий Дух (Кришна в эпоху Коляды) исполнил подготовительный спуск, воплотившись около 7000 лет назад в Гондване (острова в Индийском океане). Там он был великим учителем. Однако человечество ещё не было готово принять духовность, низливающуюся через воплощённый Логос. Было основано лишь глубокое и чистейшее эзотерическое учение, брошены первые семена, перенесённые ветрами истории на почв других стран и культур: в Индию, в Египет, в Китай, в Иран, в Вавилонию. Воплощение Логоса в Гондване ещё не носило характера такой полноты, какая позднее проявилась в Иисусе Христе; оно было, в сущности, подготовкой...

Народ, культура, страна, долженствовавшие стать ареной жизни Христа, определились не сразу. Как необходимое условие нужен был чёткий монотеизм, исповедуемый не единицами, а воспринятый уже массой народа. Без этого отсутствовала бы психологическая почва, необходилюбовмая для восприятия откровения Бога-Сына. Географические и исторические условия, определившие культурный и религиозный характер народов Индии и Китая, не дали монотеистической идее способов проникновения в сознание народных масс. Монотеистическое учение Лао-Цзы, и такие же тенденции в брахманизме остались почти эзотерическими доктринами. Всё ограничивалось духовными восхищениями отдельных высоких душ и уединёнными теософскими спекуляциями. Будда, как и Махавира, считал, что в деле спасения человек должен полагаться только на самого себя.

В XIV веке до н.э. была произведена первая в мировой истории попытка сделать отчётливо формулированный солнечный монотеизм всенародной религией. Это произошло в Египте фараоном-реформатором Эхнатоном. Он до сих пор возвышается над горизонтом минувших веков, как образ одного из первых пророков в истории. «И никто не знает Тебя, кроме сына Твоего, Эхнатона!» Попытка Эхнатона претерпела, как известно, крушение. Не только основанный им культ, даже само имя реформатора было стёрто с анналов египетской истории. Вместе с крушением этого замысла и с длительным, устойчивым господством многобожия выпал из числа возможных арен воплощения Христа также и Египет.

Для ясного единобожия не смог развиться и маздеизм в Иране. Вина в этом лежит на государстве Ахеменидов, которое сумело затормозить всякое духовное развитие, вызвать окостенение религиозных форм маздеизма, заглушить его мистику, окаменить этику, направить не на религию, а на себя поток эстетики, а душевную энергию сверхнарода переключить на создание великодержавной государственности. Когда эта империя наконец пала и Соборная Душа Ирана была на короткое время освобождена, сроки были уже упущены.
© Даниил Андреев - "Роза Мира"

"Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня нести благую весть нищим, и послал меня исцелять разбитые сердца, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное"

Марии подыскали жениха – 48-ми летнего плотника Иосифа, родом из города Вифлиема. У Иосифа умерла жена, и у него было четверо детей. Иосиф обручился с Марией, подписав брачный контракт. По обычаю до свадьбы невеста ещё жила в доме своих родителей, то есть в данном случае Мария оставалась жить при храме. До свадьбы жених с невестой не вступали в интимные отношения.

Когда Иосиф увидел Марию, то её беременность уже была видна. Мария стала объяснять Иосифу, что произошло непорочное зачатие, её посетил святой человек, которого она видела в снах. Иосиф ей не поверил, он был взбешён и рассержен. Он хотел разорвать брачный контракт и отказаться от невесты, бросить её и уйти от неё подальше. И тут ему приснился сон. Тот же самый мужчина, который приходил в видениях Марии – Илья-пророк, сказал ему, что он должен взять эту женщину себе в жёны. Она родит необыкновенного ребёнка, который станет Иосифу ближе собственных родных детей,- это будет божественный мальчик…
Иосиф был человеком верующим, богобоязненным. Он воспринял этот сон как знамение свыше и дал соглашение на брак. В те времена люди верили в вещие сны, считая, что таким образом Бог сообщает человеку о своей воле, и полностью им доверяли.
Марии в тот момент было 14 лет, Иосифу – 48.

Иосиф в полудрёме лежал на топчане во дворе дома, когда ему неожиданно приснился сон – неведомый человек сообщил Иосифу, что скоро у того родится сын и этому сыну в младенчестве будет сильная угроза жизни. Чтобы избежать этой опасности, Иосиф с женой должны скрыться от людей.

В Библии же говорится, что: - Иисус родился в иудейском городе Вифлиеме во время правления царя Ирода. Евангелие Матфея 2.

Иосиф немедленно перевёз жену из города Назарета в его окрестности – в летний домик на пастбище. Мария должна была рожать в обстановке полной секретности. Никому не следовало знать точно – где и когда появится на свет этот ребёнок.
Симеон посетил Иосифа и Марию в Назарете, он предсказал, что роды будут очень тяжёлыми, болезненными, но мальчик выживет.

Роды начались внезапно. Трое суток Мария находилась на грани жизни и смерти, не было никакой гарантии, что ребёнок выживет. Бабка-повитуха Гелома позвала буквально спасли новорожденное дитя, которое появилось на свет ровно в 4 часа утра 7 января 4 года до н.э. Иисус родился не в Вифлееме, а в 7-ми километрах от Назарета. Чтобы доказать, что Иисус претендовал на царский престол в Евангелия были добавлены якобы настоящие родословные Иисуса, из которых следовало, что он принадлежал к царскому роду и мог претендовать на иудейский трон. На самом же деле Иисус был родом из простой семьи, в его жилах не текла царская кровь, и он никогда не хотел стать Царём Иудейским.


Икона Рождество Христово
Сюжет рождественских икон почерпнут из Евангелий и апокрифов. Благочестивой Эммерих (ее почитали католики), было видение: когда пришел час рождения, Мария встала на колени, скрестила руки на груди, обратила лицо к востоку. Вдруг ее объяло пламя, грот озарил ярчайший свет – Марии открылся путь, ведущий на небо, а в небесах – ангельские хоры. Пораженная зрелищем, она опустила глаза вниз и увидела на своих коленях младенца. Богоматерь спеленала его, положила в ясли-кормушку для вола и осла.
Рождество Иисуса Христа, каким видела его благочестивая Эммерих, писали западно-европейские живописцы, например, великие немецкие художники Грюневальд, Дюрер и др.; русские иконописцы придавали событию не столько мистическое, сколько символическое значение.
В центре композиции они представляли пещеру в виде горок с большим темным входом, указывая тем, что событие происходило внутри пещеры; в проеме ее белели ясли с младенцем, а над ними – склоненные головы вола и осла. Однако осел на Руси животное редкое, его мало кто видел, поэтому рисовали вола и лошадь. Мария возлежала на ложе, на иконах конца XVII – нач. XVIII века – сидела в знак безболезненного рождения младенца.
С рождением Иисуса Христа, как сказано в Евангелии, на небе появилась огромная звезда, она сияла с такой силой, что вызвала удивление. Отцы церкви считают, что звезда эта была ангелом и вела поклониться родившемуся Богу «мудрость» - волхвов и «простоту» - пастухов. Над пещерой завезда остановилась.
Композицию иконы венчает «вифлеемская звезда». Волхвы изображались пешими или конными, с дарами. В выборе даров толкователи Евангелия видели таинственное предзнаменование. «Принесоша ему, - объяснял митрополит Дмитрий Ростовский,- - злато, яко царю; ливан, яко богу; смирну, яко человеку смертну». Пастухам на иконе, в соответствии с евангельским тесктом, благовестил Ангел. Не отказались иконописцы и от апокрифической бабы Соломии с помощницами. Ее представляли в правом нижнем углу ковчега, вместе с девушками-прислужницами она готовилась мыть новорожденного. Правда в XVIII веке, когда в русской иконописи появилась новая иконография Рождества, утверждающая безболезненное рождение младенца, надобность в повитухе отпала, Соломия исчезла из иконописных композиций.
Благочестивого Иосифа «обручника» представляли объятого сомнениями; сомнения олицетворял старец-пастух, одетый в шкуру.

Мальчик родился очень слабым и болезненным, весом 1900 граммов. Две бабки-повитухи натёрли его специальным настоем из трав и завернули в овечью шкуру так, что наружу выглядывало только сморщенное личико малыша.

О Рождестве в Канонических текстах

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава):
Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2:4-7)

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сириейуправлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф.2:16).

Кстати, царь Ирод умер в 4 г. до н.э., и никакого побега Иосифа с Марией и Иисусом в Египет не было. А вся история о царе Ироде была позднее вставлена в Святое Писание римскими священниками. История о приказе царя Ирода была взята из жизнеописания индийского Кришны.

Пастухи навещают новорожденного Иисуса

В момент рождения Иисуса небо озарилось непонятными яркими вспышками. Пастухи, работавшие у Иосифа, напуганные столь необычным зрелищем, поспешили к дому хозяина. Там они и узнали благую весть спустя всего лишь два часа после рождения. Иосиф выставил на радостях угощение для гостей.


Пастухи навещают новорожденного Иисуса
В XVIII столетии иконописцы одевают волхвов в пышные иноземные платья, пастухам вручают затейливые музыкальные инструменты и заставляют так жестикулировать, что изображаемое на иконах напоминает театральное действие. И не удивительно: Рождество Христово – один из любимых сюжетов школьной драматургии. «Рождественская драма» митрополита Дмитрия Ростовского с большим успехом шла на сценах духовных семинарий.

Пастухи носили непривычные для иудейского уха имена - Мельхиор, Балтазар и Гаспар. Это были германцы, доставшиеся Иосифу при распределении пленных рабов.
Мельхиор на самом деле была женщиной, но с очень мужеподобной фигурой. Она доила коров и коз, а двое мужчин, Балтазар и Гаспар, работали пастухами, пасли скот.

Индийский царь делает подарки Иисусу

В то самое время в Назарете гостил один из индийских царей, возвращавшийся из путешествия в Египет. Индия в то время не была единым государством и состояла из множества мелких царств.
Старец Симеон встретился с этим царём, долго с ним беседовал и предсказал ему будущее. Индиец был поражён тем, с какой точностью иудейский пророк описал царю его жизнь прошлое и настоящее. После этого Симеон сказал царю следующее: "Сейчас в Назарете родился ребёнок по имени Иисус, который в будущем станет Мессией и объединит многие народы одной верой. Этот человек будет путешествовать по всему миру и однажды будет у вас в гостях в Индии. Он придёт в ваш дворец тогда, когда вас постигнет великое горе. Ваш сын будет умирать от страшной болезни. И только Иисус сможет его спасти и вылечить".
Эти слова проивели синое впечатление на царя. Многое из того, что говорил Симеон ранее, соответствовало правде, поэтому царь с большим доверием отнёсся к словам старца.
Царь взял с собой четырёх человек из свиты, и Симеон повёл всех к месту рождения Иисуса. Старцу было видение о рождении Иисуса, и он знал, где именно его следует искать.
Индиец сделал Иисусу поистине царские подарки - золото, богатые наряды и дорогие благовония. Самым главным подарком стал драгоценный перстень с родовым гербом царя.
Когда Иисус будет в Индии и зайдёт к царю, именно по этому кольцу он и будет опознан.
Мария убедила Иосифа никому не говорить о родившемся сыне. Все свидетели рождения понимали, что эту тайну следует хранить надёжно.

Появление Иисуса в храме

По прошествии 8 дней согласно иудейскому обычаю младенца обрезали и дали ему имя - Иисус.
По законам Иудеи женщина после родов не могла даже прикасаться к священным предметам. На сороковой день после рождения мальчика по закону полагалось провести обряд очищения матери. Родители вместе с ребёнком должны были посетить храм в Иерусалиме и принести жертву Богу. Богатая женщина должна была принести однолетнего агнца и молодого голубя; жертва бедной выглядела скромно – два молодых голубя.
Когда Иосиф и Мария с Иисусом пришли в храм, их там уже ожидал старец Симеон, 113-летний праведник.
Увидев Иисуса, Симеон воскликнул: "Хвала Господу, что я дождался этого!"
Вместе с Симеоном находилась 84-летняя пророчица Анна, которая также возрадовалась встрече с Иисусом. Анна предсказала, что у этого ребёнка будет тяжёлая судьба и ему уготовано спасти мир.
Анна сделала ещё одно пророчество - когда Иисусу будет три с половиной года, то Иосифу с семьёй нужно будет совершить поездку в Египет. Это путешествие принесёт им удачу, и они вернутся оттуда с крупной суммой денег.
Это событие произошло 15 февраля в 4 году до н.э. (праздник Сретение Господне).


Икона «Сретение»
Был другой обычай: если в семье рождался первенец, над ним свершали обряд посвящения Богу, в память изведения евреев из Египта. Священник принимал дитя на руки, обратившись к алтарю, поднимал его, как бы вручая Богу. Этот древний иудейский обычай и запечатлен на иконах «Сретение»
На иконе «Сретение» живописцы писали Марию с младенцем, Иосифа с горлицами, Анну пророчицу, старца Симеона (иногда младенца держит он, приняв его с рук Марии). Со второй пол. XVII века композиция «Сретения» усложняется обилием бытовых деталей.

Поездка в Египет

Иосиф взял Иисуса и Марию, и они ночью ушли в Египет. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер. Евангелие Матфея 2. Весь рассказ о том, что царь Ирод Великий, узнав о рождении Иисуса, приказал убить всех младенцев в городе Вифлиеме, изложенная в Евангелии от Матфея был полностью выдуман римлянами. Ироду было в то время около 70 лет, и через несколько месяцев после рождения Иисуса он умер от страшной болезни.
Иосиф со своим семейством совершил поездку в Египет, но она никоим образом не была связана с Иродом и состоялась спустя несколько лет после рождения Иисуса и смерти Ирода (умер в 4 г. до н.э.).

Когда Иисусу исполнилось три с половиной года (1 году до н.э.), Иосиф, помня о пророчестве Анны, собрался в поездку в Египет. Он к этому времени уже перестал сомневаться в предсказаниях и относился к ним серьёзно. Он взял с собой и Марию, которая в это время была беременна вторым ребёнком.


Икона «Вифлеемские младенцы»
11 января - день памяти четырнадцати тысяч Вифлеемских младенцев.

Икона «Избиение Вифлеемских младенцев»

Икона «Явление Ангела Иосифу»

Икона «Бегство в Египет».
Иконы конца XVII-XVIII веков подробно рассказывали не только о самом Рождестве, но и событиях, связанных с ним. К их числу относятся «избиение младенцев», рассказывающее о том, как царь Ирод (умер в 4 г. до н.э.), узнав о рождении Божественного младенца, которому суждено стать «царем иудейским», приказывает воинам убить всех новорожденных в Вифлееме. Воины исполняют приказ Ирода; их злодейства показывает сцена «плач жен». Однако Иосифу явился Ангел, повелел взять Марию, новорожденного Христа и, спасаясь от Ирода, бежать в Египет. Композиции так и называются: «Явление Ангела Иосифу», «Бегство в Египет».

В одном египетском городе они попали на интересное, не виданное раньше зрелище: бои гладиаторов с дикими животными – львами и тиграми,- которые проходили на арене местного колизея. В деревянном амфитеатре на первых рядах сидели рабы и слуги, а знать располагалась на верхних ярусах. Арена с дикими животными была огорожена слабеньким забором, и в любой момент какой-нибудь зверь мог броситься на публику, поэтому сидевшие в первых рядах служили как бы живым щитом между хищниками и знатью. Иосиф и Мария, сидевшие на первых рядах, настолько были увлечены захватывающим зрелищем, что напрочь забыли об Иисусе. А тот, затерявшись между зрителями, неожиданно пролез сквозь дырку в ограждении и вышел на арену к диким хищникам. Весь колизей просто ахнул от страха – маленький трёхлетний ребёнок стоял возле разъярённых тигров и львов, которые могли разорвать его в мелкие клочья. Однако произошло невероятное чудо. Звери вопреки всем ожиданиям не стали трогать ребёнка. От Иисуса исходило сияние необычайной силы, незаметное для человеческого глаза, но животные в отличие от людей это сияние видели и чувствовали силу и энергию, исходящую от этого мальчика. На глазах у многотысячной толпы зрителей львы и тигры подошли к Иисусу и мирно улеглись у его ног. Свидетели этого чуда были в полном замешательстве и восторге. Правитель города, видевший всё это своими собственными глазами, приказал щедро одарить удивительного мальчика. Иосиф с семьёй вернулся из Египта с большой суммой денег.

В этой поездке Мария родила ещё одного мальчика, которого назвали Иудой. Это событие произошло в небольшом селении Кариот. Позже, когда мальчик вырос к нему пристало прозвище – .

ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Накануне Рождества

Назван этот день по обычаю строго поститься "до звезды" и вкушать вечером (для подкрепления сил перед дивной и торжественной службой) сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы. Варились в этот день кисели и компоты, и дети, нетерпеливо поглядывая на вечереющее небо, искали звезду, по-детски принося свои первые жертвы являющемуся в мир Богомладенцу. Красивы и благочестивы эти обычаи русской старины. Но не это составляло суть праздника для православной души. Не очень разбираясь в премудрости богословия, не всегда зная во всей полноте Священное Писание, знали и глубоко переживали на Руси, храня в самой глубине души, великую истину: нас ради, человек, и нашего ради спасения. Присносущный и Вселюбящий Бог сходит в эту святую ночь с Небес, покидая невообразимо светлое и прекрасное Свое Царство, чтобы стать на земле Младенцем, вырасти, испытав все немощи человеческого тела, принести людям Благую весть об искуплении - и умереть за них: за каждого в отдельности и за всех вместе. И воскреснуть, взойти на Престол Славы - и открыть дорогу обновленному, рожденному для Вечной жизни человеку.

День навечерия Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные водой, либо постная каша и овощи. Пост хранится до вечерней звезды, в знак воспоминания звезды Вифлеемской.

Сочельник - это прежде всего семейной ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была праздно-наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней.

Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост в среду и пятницу отменяется.

Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.

В светской культуре Рождество связывают прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний.

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них - «Славим Его!».

СВЯТКИ

Они наступали после Рождества Христова и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I.

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Как проводить святки

12 дней Святок - святые дни , а не время безудержного разгула. Это гостевой период, когда мы все ходим друг к другу в гости, навещаем родственников, близких, духовника, например.
В некоторых приходах в святочные дни принято ходить по домам немощных, больных людей - петь рождественские песнопения, колядки, приносить небольшие подарки, гостинцы.
Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения.
Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель.
Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова.
На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки.
По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодеваниями в шутовские костюмы и т.д.

Дорогой мой человек!
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и пусть твой век,
Будет не суровым.

Божья хлынет Благодать,
С Рождеством Христовым,
Славим праздник Рождества,
Каждый век мы снова,

В Храмах звон колоколов,
Слышны песнопенья,
И молитвы всех псалмов,
Твой славят День Рожденья!

Ты отраду нам принес,
Свое Благословенье,
И в жару,в лютой мороз,
Всем принес Спасенье!

Молим-Господи прости,
Наше нераденье,
Все грехи нам отпусти,
Для душ наших Спасенье!

© Copyright: Инесса Белобородько

Что подарить на Рождество?
Стихи детям о Рождестве. Католическое Рождество Христово.





Copyright © 2015 Любовь безусловная

Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.

Достойно встретить Рождество

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?

Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.

Нести свет Рождества

Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!

Не впадайте в крайности

Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.

Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?

Не гадайте

Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.

Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».

Колядовать или нет?

Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.

Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:

Кто даст пирога ,
Тому двор живота ,
Овин с овсом ,
Жеребца с хвостом .
Кто не даст пирога ,
Тому куричья нога ,
Гроб да лопата ,
Корова горбата !

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».

Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!

Всегда радуйтесь

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.

Вконтакте

Сегодня Новый год - это ставший уже анекдотом салат «Оливье» (кстати, с настоящим «Оливье» имеющий мало общего), разгуляй до утра с неизменной головной болью на следующий день - вернее, вечер, канонады из пиротехники… Елки ставятся в городах чуть не в первых числах ноября, и тогда же повсеместно в изобилии появляется очередной «символ года» - уродливое животное, обрастающее тут же своей сомнительной мифологией. К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником, все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались…

А как традиционно в России праздновали - главный зимний праздник - и ? Об этом нам напоминает статья из журнала «Живая история» (2015. № 7), выпускаемого Музеем современной истории России.

Рождество

В полях сугробы снеговые,
Но брось же, колокол, свой крик -
Родился Иисус; - Мария
Над Ним склоняет милый лик.
Узорный полог не устроен
Дитя от холода хранить,
И только свесилась с устоев
Дрожащей паутины нить.
Дрожит под легким одеяньем
Ребенок крохотный - Христос,
Осел и бык, чтоб греть дыханьем,
К Нему склонили теплый нос.
На крыше снеговые горы,
Сквозь них не видно ничего…
И в белом ангельские хоры
Поют крестьянам: «Рождество!»

Теофиль Готье, 1861. Пер. Николая Гумилева

Святки

Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда ), затем - Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).

В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник - 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».

После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название - колядки - имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» - говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» - пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.

Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом

В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота - билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.

Новогодняя елка

Главный реформатор новогодних гуляний в России - Петр I - ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее - в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.

К концу XIX века предписания Петра I об украшении домов хвойными ветками не соблюдались. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение XVIII и XIX веков. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному - флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды.

Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично - после всенощной, либо до всенощной

В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично - после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви - цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи».

Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье (часто по-прежнему в форме животных) сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.

Рождественские гуляния

До революции выходными - не рабочими - днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики».

«В приемном покое, полежав часа полтора и выпив целую склянку валерьяны, чиновник приходит в чувство… Узнают, что он титулярный советник Герасим Кузьмич Синклетеев.

Что у вас болит? - спрашивает его полицейский врач.

С Новым годом, с новым счастьем… - бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.

И вас также… Но… что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили что-нибудь?

Не… нет…

Но отчего же вам дурно сделалось?

Ошалел-с… Я… я визиты делал…

Много, стало быть, визитов сделали?

Не… нет, не много-с… От обедни пришедши… выпил я чаю и пошел к Николаю Михайлычу… Тут, конечно, расписался… Оттеда пошел на Офицерскую… к Качалкину… Тут тоже расписался… Еще помню, тут в передней меня сквозняком продуло… От Качалкина на Выборгскую сходил, к Ивану Иванычу… Расписался…

Еще одного чиновника привезли! - докладывает городовой.

От Ивана Иваныча, - продолжает Синклетеев, - к купцу Хрымову рукой подать… Зашел

Поздравить… с семейством… Предлагают выпить для праздника… А как не выпить? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек

И все пешком?

Пешком-с… Расписался у Лиходеева… От него пошел к Пелагее Емельяновне… Тут завтракать посадили и кофеем попотчевали. От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога - обидишь…»

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником - отправить почтовую открытку

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником - отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе.

На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве - под Новинским монастырем (район нынешнего Новинского бульвара), потом переместились на Девичье поле (сейчас это Хамовники). В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.

Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на нынешней улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Со временем Новый год стал «обрастать» своими традициями. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. А вот традиция пить шампанское, как гласит легенда, появилась после разгрома наполеоновской армии. В 1813 году русскими были опустошены винные погреба мадам Клико. Мадам не очень-то этому противилась и вроде бы даже сказала, что «Россия покроет убытки». Это действительно и произошло, так как вино Дома Клико оказалось превосходным и его часто стали выписывать в Россию. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних празднеств.

Нарядные колядующие ходили по домам, пели хозяевам колядки, поздравляли с Рождеством и получали в благодарность сладости или деньги. С удовольствием в этих забавах участвовали дети, которые учили колядки. Говорили: чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее будет год.

Любили на Руси святочные дни и за гадания - наиболее благоприятными днями для того, чтобы узнать свое будущее, у незамужних девушек считались рождественский, васильевский (под старый Новый год) и крещенский вечера.

О религиозном смысле каждого дня православных Святок для «Волгоградской правды.ру» рассказал протоиерей Олег КИРИЧЕНКО.

6 января, суббота. Рождественский сочельник. Сочельник - последний и самый строгий день Рождественского поста. Благочестивые русские традиции рекомендуют отказаться в этот день от приема пищи до первой звезды - символа звезды Вифлеемской и вестницы рождения Христа. Есть разрешено только сочиво - кашу из пшеницы с медом, орехами и фруктами и взвар - компот из сухофруктов.

7 января, воскресенье. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ночь на 7 января заканчивается 40-дневный Рождественский пост и наступает праздник Светлого Рождества Христова. Согласно Евангелию, Иисус родился во времена правления римского императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме в семье престарелого плотника Иосифа Обручника из Назарета и девы Марии.

Святое семейство прибыло в Вифлеем для участия в переписи населения, но из-за отсутствия места в гостинице ночевало в пещере, которая использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Христа взошла Вифлеемская звезда, которая указала путь волхвам (мудрецам, царям) с востока. Первыми пришли поклониться Христу пастухи, которым об этом событии возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение детей в возрасте до двух лет, но Христос был чудом спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти Ирода.

12 последующих дней после Рождества называются святыми днями, или Святками.Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на Святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,36).

8 января, понедельник. Собор Пресвятой Богородицы. На следующий день после праздника Рождества Христова православная церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием промысла, родившей Спасителя.

К первому воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена также память Давида-пророка, Иосифа Обручника и св. апостола Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Богоотцами. Это воскресенье получило название «неделя Богоотцов».

9 января, вторник. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Святой Стефан - первый христианский мученик. Он был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года. На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. Тело святого Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали в Христа и приняли святое крещение. Савл покаялся в содеянном, уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа - апостолом Павлом.

10 января, среда. Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших.

11 января, четверг. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Когда волхвы, поклонившись родившемуся, не вернулись к Ироду, но ушли в свою страну, тогда царь понял, что замысел его найти младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что будет погублен и Богомладенец, в котором Ирод видел соперника. Убитые младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Гнев царя обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о родившемся мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

12 января, пятница. Прп. Феодоры Цареградской. Преподобная жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством прп. Василия Нового, обитавшего в ее доме в уединенной келии. Скончалась Феодора в преклонном возрасте в 940 году.

Григорий, ученик прп. Василия, очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил подвижника открыть ему это. По молитвам Василия Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогли молитвы блаженного Василия.

Порядок мытарств: 1. Празднословие. 2. Ложь. 3. Осуждение и клевета. 4. Чревоугодие. 5. Леность. 6. Воровство. 7. Сребролюбие и скупость. 8. Лихоимство. 9. Неправда. 10. Зависть. 11. Гордость. 12. Гнев и ярость. 13. Злопомнение. 14. Убийство. 15. Чародейство, обаяние, призывание бесов. 16. Блуд. 17. Прелюбодеяние. 18. Содомские грехи. 19. Ересь. 20. Немилосердие и жестокосердие.

14 января, воскресенье. Обрезание Господне. На 8-й день после рождения младенец Иисус по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак завета Бога с еврейским народом. Господь, творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

15 января, понедельник. Прп. Серафима, Саровского чудотворца. В миру Прохор Исидорович Мошнин (1754-1833) - великий подвижник русской церкви, один из наиболее почитаемых православных святых, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» - эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека: стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

18 января, четверг. На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Этот день предваряет великий двунадесятый праздник святого Богоявления, установленный в воспоминание крещения, в котором Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос погружался в воды Иордана. В сочельник после Божественной литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Православная церковь издревле совершает такое освящение дважды: в навечерие, 18 января, и в сам праздник Богоявления, 19 января.

Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнился 30-й год его земной жизни и по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, тогда наступило время явления его народу израильскому.

В это время Иоанн Предтеча, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, что Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи.

Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Как Иоанн Предтеча подготавливал народ к крещению покаянием, так и в день навечерия, Крещенский сочельник, надо подготовить себя к великому празднику Крещения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и призвать на помощь Духа Святого, чтобы проникнуться духовным смыслом события и непосредственно самим событием Богоявления.

Чинопоследование, по которому совершаются в храмах водосвятия, и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же - как в Крещенский сочельник, так и в праздник Богоявления. В Крещенский сочельник соблюдается строгий пост. В русской церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера - до появления первой звезды. По русской традиции в пищу разрешается только сочиво, вареная пшеница или рис с орехами и медом.

19 января, пятница. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богоявлением называется праздник потому, что при крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!