Женский журнал Ladyblue

Воспитательная система основанная на духовно нравственных ценностях. на основе духовных ценностей и идеалов

Можно выделить три группы методов семейного воспитания:

1 группа: Методы убеждения - личный пример родителей; поощрение, наказание за определённые верные или неверные поступки детей.

2 группа: Методы упражнения - поручения ребенку, даваемые на длительный срок, для воспитания ответственности.

3 группа: Методы косвенного воздействия - через интересы ребенка, через литературу, фильмы и т.п.

По вопросам "образования сердца", т.е. нравственного воспитания, Н. И. Новиков не только обобщает мысли предшественников, но во многих случаях дополняет их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. "Образовать сердце детей, - пишет он, - называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро..."

Он постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его (ребенка) и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца..."

Среди многих правил, относящихся к содержанию, средствам и методам нравственного воспитания детей, выделим у Н. И. Новикова следующие, на наш взгляд, основные:

1. Вселяйте в детей искреннюю и чистую любовь ко всем людям, вне зависимости от религии, национальности и положения в обществе.

2. Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию во всех делах.

3. Наставляйте их и научайте в том, чтобы одерживать победу над своими чувственными похотями.

4. Прививайте детям любовь к честности, правде и истине.

5. Точно знайте, чему вы хотите научить своего ребенка.

6. Не противоречьте себе в словах и делах.

7. Не погашайте в детях любознательность, отвечайте на их вопросы охотно.

8. Развивайте внимательность.

9. Учите их смотреть с практической стороны.

Приведу некоторые советы Азарова Ю. П.:

· Обогащайте воспитание своих детей педагогическими достоинствами всех народов. Если вы увидите, что евреям присуща кропотливая забота о воспитании своих детей, о том, чтобы дать им всестороннее развитие (а эта черта отмечается исследователями во всем мире), постарайтесь перенять эту великую национальную черту и немедленно обучайте своих детей по более усложненной и всеобъемлющей программе.

· Если вы поймете, что англичанам свойственно воспитание джентльмена, знающего цену своему человеческому достоинству, предприимчивого и трудолюбивого, постарайтесь перенять у англичан эту черту.

· Если вы обнаружите, что узбекские дети заняты физическим трудом больше всех детей в мире и родители проявляют необыкновенную заботу о том, чтобы семейное трудолюбие не снижалось ни при каких условиях, задумайтесь над тем, чтобы перенять у узбеков эти всемогущие родительские установки.

· Если вы узнаете, что немецкие дети с ранних лет приучаются к порядку, к дисциплине, точности и трудолюбию, сделайте все, чтобы и ваши дети росли в таком же точном и дисциплинированном ритме.

· Если вы почувствуете, что американские дети и молодые люди предприимчивы, тяготеют к самостоятельности, доброжелательны и трудолюбивы, не бойтесь привнести эти черты в жизнь ваших семей.

· Если вам удастся побывать в абхазских или армянских семьях, и вы услышите, как ласково и заботливо обращаются родители со своими детьми, поучитесь у них этой милой доброжелательности и мудрости.

· Если вам часто приходится бывать в русских деревнях, задумайтесь над тем, насколько цельно и бесхитростно развиваются истинно природные и истинно народные начала в русских семьях, сколько доброты, мужества, долготерпения и смиренномудрия в родительских лицах, в лицах бабушек и дедушек. Поговорите с ними "по национальному вопросу" - и вы почувствуете, насколько широка и благородна у них душа, не знающая различия между нациями, но постигшая то великое, что Бердяев называл человеческим всеединством!

духовность нравственность ребенок семья

#духовность #нравственность #ценности #семья #воспитание

В статье «Духовно-нравственные ценности личности в семейном воспитании», рассматривает роль семьи в формировании духовно- нравственных ценностей личности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, семья, ценностно- ориентационная структура, источниками нравственности, духовная культура личности.

Социально-экономические преобразования значительно изменили уровень жизни населения, что отразилось на ценностных ориентирах подрастающего поколения.

В среде современной молодежи осуществляется ориентация на потребление материальных ценностей. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей личности, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе. Приоритет формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов нравственного поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно- исторических изменений цивилизации. Духовно-нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности духовно-нравственный характер. Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний возраст. В раннем возрасте происходит становление сферы морального самосознания, обретение мировоззренческой позиции. Особый интерес для нас представляет философско-религиозная литература, обосновывающая истоки человеческого бытия и духовности. В работах Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, В. В. Розанова, В. С. Соловьева рассматривается духовная и психологическая сущность феномена человека, основа его нравственного бытия.

Исследования психологов и социологов Л. С. Выготского, Л. Н. Кагана, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Б. О. Николаичева и др., раскрывающие сущность духовной деятельности человека, составляют базу для изучения психологических механизмов формирования духовно-нравственных ценностей личности. Это позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания личности в современной социокультурной ситуации. В работах О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Мясищева, Н. Д. Никандрова, З. И. Равкина, С. Л. Рубинштейна, В. П. Тугаринова и др. духовно- нравственные ценности выступают важнейшим регулятором социально значимого поведения человека.

Педагогический аспект воспитания моральных ценностей раскрыт в работах Н. И. Болдырева, Е. В. Бондаревской, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, К. Д. Ушинского, И.Ф.Харламова, Н. Е. Щурковой и др. Формирование духовно-нравственных ценностей личности является основным фактором в нравственном развитии личности в период ее становления. Воспитание и образование должны выступать не просто как желание формировать кого-то или что-то, а как возможность создавать такие условия, в которых личность могла бы совершенствоваться. Именно на это указывает в своих работах Э.М. Молчан . Итак, духовно-нравственное состояние современного общества является актуальной проблемой философии и многих социально-гуманитарных наук. От решения этой проблемы в значительной степени зависят направления социальной политики государства, образования, культуры в целом.

В условиях современного общества среди множества факторов, влияющих на состояние духовно-нравственной сферы личности, важное место имеет семейное воспитание. Исходя из этого предложенная тема статьи, является актуальной. Цель статьи: раскрыть роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей личности. Семья является древнейшим институтом воспитания и развития человека. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности человека в любви, заботе, ласке, уважении и общении . В настоящее время русский мир переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодежи часто искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у молодежи формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей . Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Современный динамично меняющийся мир нуждается в личности, готовой к постоянной смене имеющихся знаний, умений на те, которые необходимы для дальнейшего научно-технического и социального развития общества. В связи с этим особо значимой проблемой становится выработка новых ценностных ориентаций у подрастающего поколения, которое оказалось в ситуации, когда разрушилась прежняя устойчивость приобретаемых человеком в процессе социализации знаний и умений.

Ими уже невозможно пользоваться в течение достаточно долгого времени. Появляющиеся новые продукты материальной и духовной культуры требуют регулярного обновления тех ценностей, норм, правил, которые еще недавно обеспечивали успешную трудовую, семейно- бытовую, общественную деятельность человека на протяжении всей его жизни. Духовно-нравственные ценности представляют определенную систему координат, в которой закодированы нравственная культура человека, мировоззрение. Указанная система являет собой некий идеальный образ-эталон отношения, деятельности, взаимодействия, общения, отражающий объективное состояние действительности. Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие ценности: нравственные, эстетические, религиозные, ценности знания. Однако ни в одном из направлений духовно-нравственные ценности не предстают в своем «чистом» виде, что позволяет сделать вывод об их тесном взаимодействии с другими. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций.

Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно- нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений. Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое .

Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь человек впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители — самые дорогие и самые близкие ему люди.

Первые жизненные уроки человек получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для человека общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как «кормилец семьи». А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад в семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки.

Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Стать

мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы — вот условия духовного воспитания в семье. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности . Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства.

И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов — у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание. Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования. К сожалению, все это — печальные реалии нашей действительности. Сегодня, как указывает в своих работах О.М. Потаповская, можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу духовно-нравственного воспитания. - Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании подрастающего поколения. - Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности. - Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно- ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи. - Принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития. - Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом русской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира. - Принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса. Эти принципы, с точки зрения О. Потаповской, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребёнок — воспитатель — родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа .

Сегодня, как никогда, актуально просвещение семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.) . В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие стран в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: - патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); - социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); - гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); - семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); - труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); - наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - религия; - искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); - природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); - человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в любой стране. Эта система определяет самосознание народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни . Итак, подводя итог можно отметить, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества и семьи, как ячейки общества — той среды, в которой живёт человек, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и которым живут родители — люди, составляющие ближайшее социальное окружение человека, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира человека в процессе становления его личности.

Литература

1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». Политиздат 1985 г.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996 г.

3. Дереклеева Н. И. «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.

4. Кон И. С. «Ребёнок и общество». М., 1988 г.

5. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.

6. Молчан Э. М. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект / Э. М. Молчан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. №- 2007. - С. 281-284.

7. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2013. Вып.1 (28). С. 27-50

8. Панкова Т. А. «О становлении нравственных и гражданских позиций школьников. Социологические исследования» 2002 г.

9. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197

10. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И. А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 49 с.

11. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения. Педагогика». Том 1-3, 1981 г.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. — М.: Генезис, 2003.

13. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г.

14. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г. 15. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.

Елена Титоренко
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Дошкольный возраст – это время воспитания души , а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям : родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада , детям группы, Родине.

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях : в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании» , Семейном кодексе . В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей , обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи .

Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребенка , каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения . Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания . Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения , нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания .

В настоящее время практически в каждом отечественном нормативно – правовом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьёй, психолого – педагогического просвещения родителей.

Такое внимание к проблеме объясняется социально – экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о воспитании ребёнка , о роли семьи в его личностном становлении проблема повышения психолого – педагогической культуры родителей приобрела новое звучание и потребовала глубокой комплексной разработки.

Проблемой многих современных семей является обесценивание выверенного веками понятия, как семейные ценности . Это приводит к падению социального престижа семьи, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются проблемы детства, связанные с нарушением в области формирования нравственно - духовной сферы подрастающего поколения.

В основных документах, посвящённых вопросам российского образования, а также в исследованиях последних лет указываются такие пути выхода из сложившейся ситуации, как :

Содействие восстановлению в общественном сознании традиционной ценности брака , престижа материнства и отцовства;

Возрождение отечественных культурно – исторических традиций.

Согласно содержанию ФГОС РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно - нравственного воспитания детей . Приобретенные социальные ценности , социальные требования, нормы и идеалы становятся внутренним достоянием личности, которое обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве .

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать : заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Все начинается с семьи.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более , чем для взрослых. Но почему-то традиции представляются нам чем - то глобальным, чем - то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос : «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны : с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину даже проблемного подросткового возраста. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности : день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день , но можно сказать с уверенностью : чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Таким образом, семья является институтом первичной социализации. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.

Детский сад входит в систему опосредованного, или формального , окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей , ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка . Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах.

Цель моей работы по формированию семейных ценностей и культуры семьи - достижение следующих результатов :

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2. Нравственные потребности, стремления, чувства :

Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким : желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

Чувство доброжелательности окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

Любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

Чувство симпатии к людям независимо от их национальности;

Приобщение к опыту национальной культуры , знакомство с формами традиционного семейного уклада , понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

Ответственность за свои дела и поступки,

Потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование;

Субъективное психо-эмоциональное благополучие;

3. Нравственные умения и привычки :

Следовать традиции празднования именин;

Проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

Анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

Справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

Вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);

В приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

Тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

Привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится

Статья из опыта работы. Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Статья из опыта работы.

Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию стаью из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.

Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Это народное изречение Я.А.Коменский избрал в качестве эпиграфа к «Правилам поведения, собранным для юношества в 1653 году», что свидетельствует о большом значении, которое великий реформатор придавал нравственному формированию молодого поколения. Прошли столетия, но духовно-нравственное воспитание остаётся одной из важнейших проблем в современном воспитании.
Работая в этом направлении, перед коллективом педагогов нашей школы встал вопрос: «Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений?». Чтобы это определить, мы предложили младшим подросткам написать сочинение на тему: «Что мы ценим в людях».
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта. Справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Далее мы предложили написать им тест «Незаконченное предложение» -Счастье-это…, доброта-это…, настоящий человек-это…, любовь-это…. Младшие подростки так рассматривают критерии счастья: это радость(50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, хороший классный коллектив (около 10%). Нравственно незрелые подростки счастье видят только в материальных благах (деньги, подарки).
Нужно заметить, что школьники понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было ручки, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»).
Примерно треть школьников затрудняются чётко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу», «дружба это дружба» и т. д.). Понятие любовь многие младшие школьники высмеивают, а о родительской любви, тем более любви к Родине вообще не говорят.
При описании настоящего человека дети отмечали признаки, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества. Но нравственно зрелых ответов было немного. Размышляя об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у подростков разносторонних и устойчивых общественно-направленных мотивов.
В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчивостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны к расширенному толкованию (нравственный человек-это хороший человек), а с другой стороны к суждению этого понятия (нравственный человек- это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых).
Надо отметить, что никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих анкетах встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
Исходя из всех исследований и наблюдений, мы сделали вывод о том, что нужно строить воспитательную систему так, чтобы добиться систематизации и углубления нравственных представлений младших подростков. Необходимо так же, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявленных к подростку требований. Поэтому мы считаем, что развитие духовно-нравственных ценностей – должно стать одним из основных направлений работы нашей школы. При этом необходимо учить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Главной задачей деятельности нашей школы является создание условий для формирования у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
В нашей школе уже много лет существует детская организация «Юность», центром её руководства является комитет самоуправления школы, в который входят обучающиеся 5-11 классов. Все дела, которые проводятся в организации, способствуют формированию духовно-нравственных качеств у детей.
В школе силами учителей и детей восстановлен историко-краеведческий музей. Ребята с интересом его посещают и работают в нём, именно здесь закладываются основы деятельной гражданской позиции. Прошлое достойно уважения. Хотя не всё может вызвать восторг и радость. Разрушение исторического самосознания народа очень опасно для страны. Могучим средством обучения и воспитания, приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей является школьный музей, так как ему присуще множество учебно –воспитательных и социально-культурных функций. Человек, который недрогнувшей рукой выбрасывал и выбрасывает в макулатуру и на свалку старые письма и фотографии, старые вещи, не понимал и не понимает, что выбрасывает не чью-то, а свою родословную, становится духовно нищим.
В нашей школе КСШ и историко-краеведческий музей работают совместно, ребята входят в совет и актив музея. Ими проводится активная поисковая работа по сбору материалов и их систематизации. Собран материал об основных этапах развития села, школы, о первых переселенцах.
К 70-летию Победы была оформлена Книга памяти нашего села, в которую внесены все ветераны Великой Отечественной войны.
Школьный музей является центром воспитательной работы. На его базе проводятся классные часы, беседы, экскурсии, встречи.
Возрождается традиция встреч с тружениками села, ветеранами труда. Праздник урожая, праздник хлеба - это КТД, которые проходят у нас в школе с участием всех классов, приглашаются комбайнёры, водители, работники тока, пекари. На КТД «Хвала рукам, что пахнут хлебом» были приглашены ветераны труда, женщины пенсионерки, которые работали в сельской пекарне в 1970-80-х годах. Такие встречи не проходят бесследно ни для ребят, ни для гостей. Пожилые люди, приглашённые в школу, на встречу с детьми чувствуют свою значимость, им приятно, что о них не забыли, они с удовольствием делятся жизненным опытом с ребятами. Ребята же начинают уважительно относиться к людям любой профессии, пожилым людям.
Уважение к старшему поколению, преклонение перед их героическим прошлым очень важный компонент воспитания. Их жизнь может служить образцом для подражания и этот кладезь духовной жизни необходимо использовать для воспитания юношества. К сожалению, ветеранов Вов в селе не осталось. Поэтому ребята идут к ним сами с подарками и небольшими концертами. В глазах стариков одновременно светится счастье и блестит слеза. Ребята расстаются с ветеранами под большим впечатлением, удовлетворённые выполненным долгом.
В воспитании духовно-нравственных качеств не малую роль играют встречи с участниками локальных войн в Афганистане, Чечне, Дагестане и др. Активом музея собран материал о выпускниках нашей школы участниках Афганской войны. В день вывода войск из Афганистана в школу был приглашён выпускник нашей школы, участник афганской войны Сергеев В.М., награждённый медалью за отвагу и Орденом Красной звезды за спасение командира отряда от душманов. Ребята с интересом слушали героя и гордились тем, что сидят за теми же партами, за которыми когда-то сидел их гость, что живут с ним в одном селе. Они очень много задавали вопросов, каждый хотел постоять рядом с героем, потрогать рукой Орден Красной звезды.
Такие же яркие впечатления произвела на ребят встреча с Гвардии сержантом Константиновым Н.Н.- тоже выпускником нашей школы, участником войны в Чечне, Дагестане, Таджикистане. Николай Николаевич рассказал о трудностях солдатского быта, о дружбе на войне, ответственности, любви к Родине. Так же он передал в школьный музей новые экспонаты - пулемётную ленту, гильзы от снарядов.
В современном мире, когда процветает национализм, мы всё чаще слышим о притеснениях людей тех или иных национальностей очень трудно воспитать и сохранить в детях чувство гордости за свой народ и уважение к людям других национальностей. У нас в школе прошло КТД «Фестиваль народов Сибири». Каждый класс подготовил презентацию народа. Ребята знакомили зрителей с национальными костюмами, традиционными блюдами и культурой народа, который они представляли. Мероприятие вызвало неподдельный интерес, живую реакцию, одинаково воспринимались зрителями русские частушки и немецкие песенки, инсценировка белорусской и казахской сказок. А уж украинские вареники с вишней, казахский бешбармак, немецкие колбаски и русские блины поедались всеми с удовольствием. Привитие детям духовных ценностей невозможно без изучения культуры своей страны, без воспитания молодёжи на национальных традициях. Классные часы, КТД, беседы посвящены культуре русского народа: традиционные праздники, с которыми ребята знакомятся не только теоретически, но и на практике. Во время знакомства с историей празднования Рождества и Нового года разучивают традиционные русские игры, поют колядки, гадают; любят и праздник Масленицы, который завершается весёлыми играми и сжиганием чучела.
На базе музея ребята ведут активную поисковую и научно-исследовательскую работу. Очень активно и с большим интересом дети изучают свои родословные, составляют генеалогическое древо.
С этими работами учащиеся принимают участие в различных конкурсах «Моя малая Родина», «Летопись сибирских деревень», «Корнями дерево сильно», а так же в научно- практической конференции «Поиск». Вот уже несколько лет ребята участвуют в конкурсе «Моя малая Родина» в различных номинациях: собрали материал о мастерах нашего села, охотниках. Создали несколько путеводителей.
Так же классными руководителями используются видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, к сожалению их уже нет, а вот записи сохранились.
Нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается и формируется через систему упражнений в таких поступках. Поэтому педагоги вместе с детьми участвуют во всех делах, являются их соратниками и наставниками. Уборка территории центра села, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, уборка осиротевших могил на деревенском кладбище, благотворительные концерты, встречи с тружениками села, очистка берегов реки от мусора и многое другое - всё это стало общим делом детей и учителей нашей школы. Ведь школа должна успешно содействовать раскрытию с раннего детства свойств и качеств человеческой природы с её способностями к познанию окружающего мира и творению в нём добра и блага для всех людей.

Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нем уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.

Нравственные ценности человека - основа личности

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.


Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие

Правильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.


Базовые ценности духовно-нравственного воспитания -

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Общечеловеческие нравственные ценности

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.


Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Приоритеты нравственности - совесть и патриотизм

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.


Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.


Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.


Воспитание патриотизма - задача всех уровней воспитателей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.


Внеклассные занятия должны быть разноплановыми
  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра - одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Похожие материалы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!