Женский журнал Ladyblue

Сценарий театрализации про гречневую кашу. Праздник, посвященный каше, – "Праматерь хлеба"

Ведущая: Анна Александровна

Сорока: Татьяна Владимировна

Пастушок: Наталья Николаевна

1.Все вместе:

Начинаем праздник лета

Праздник солнечного света

Праздник зерен, праздник каши

Для любимых деток наших

Для Архипа, для Полины, для Олег и для Вики, Вероники, Миши, Маши и для Левушек наших, для Татьяны, Светы, Ани, для Наташи и гостей наших.

Чтоб жить было радостнее, теплее, веселее.

А.А. с детьми в кружочке, Т.В. и Н.Н. за ширмой.

2.А.А. Ребята, давайте солнышко пригласим на праздник.

Закличка: Выйди, выйди, солнышко

Под мое оконышко

Засвети щедрее

Всех согрей скорее!

А мы за ширмой: ткани синего, голубого и зеленого цвета.

Сначала флейта Н.Н.

Т.В.: солнце на палочке, 3 птицы, свистулька.

Сорока-белобока: из-за ширмы, потягиваясь

3. Ой, солнышко взошло, утро ясное

Я - сорока-белобока.

Я летала далеко-далеко

Я летала высоко-высоко

Что я видала, что я слыхала

На зеленом на лугу

Пастушок играл в дуду

Где же, где же, пастушок?

Пошел коровок пасти на лужок, слышите?

4.А.А. Рано-рано поутру дети показывают дудочку

Т.В. Пастушок туру-ру-ру

А коровки в лад ему рожки показывают

Затянули му-му

Ты коровушка ступай, идем вперед-назад пальчиками

В чисто поле погуляй

А вернешься вечерком

Нас напоишь молочком

5.Т.В. Ой, смотрите вышел дедушка Егор наряжен дедом папа Архипа

Посмотрел на птичий двор, вывел курочек во двор.

6.А.А. Вышла курочка гулять идем по кругу

Т.В. Стала зернышки искать

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

Ко-ко-ко, ко-ко-ко грозим пальчиком

Не ходите далеко!

Лапками гребите стучим пальчиками

Зернышки ищите!

Съели толстого жука руки в круг перед собой

Дождевого червяка пальчиком показываем змейку

Выпили водицы клювиками наклоняемся

Полное корытце.

7.А.А. Птички, птички прилетели дети бегут и махают руками

Т.В. И на травку птички сели приседают

Стали зернышки искать роют руками

Стали клювиком клевать наклоняют и кивают головками

Клю-клю-клю, клю-клю-клю 2 раза две последние строчки

Зерна очень я люблю

Хоровод с родителями и воспитателями: на две первые строчки дети водят хоровод, а на остальные соответствующие тексту движения

8.А.А. А кто еще у деда Егора живет за забором?

У дедушки Егора, да-да, да-да, да

Корова за забором, да-да, да-да-да

Раз му-му, два му-му - муу сделали рожки и мычим

Козленок за забором да-да, да-да-да

Раз ме-ме, два ме-ме, мее сделали рожки и мекаем

У дедушки Егора да-да, да-да-да

Лошадка за забором, да-да, да-да-да

Раз цок-цок, два цок-цок, иго-го поочередно подскоки

У дедушки Егора да-да, да-да-да

Гуси за забором, да-да, да-да-да

Раз га-га, два га-га, гаа кистями рук показываем, как гуси открывают клюв

9. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду отдаем дудочку Н.Н.

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастушку принесла

На-ка милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок

Там буренка лежит

На теляток глядит

А домой не идет

Молочка не несет Уходит за коровой и приводит корову

Надо кашку варить папа Левы, папа Вики

Деток кашкой кормить

А кого пастушок может пасти на лугу? Давайте узнаем… Под дудочку играет

10. Далеко, далеко на лугу пасутся ко…

Кони, нет не кони

Далеко, далеко на лугу пасутся ко…

Козы, нет не козы

Далеко, далеко на лугу пасутся ко..

Коровы, правильно коровы

Пейте дети молоко

Будете здоровы.

Корова заходит, а Пастушок нам загадывает загадки, чтобы корова молочком угостила.

11.Что всегда поверх каши лежит? Масло

Жидкое, а не вода, белое, а не снег? Молоко

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. Колос.

Правильно, ребята! Пастушок угощает нас молоком.

А.А. Пастушок, спасибо тебе и коровушке за молочко.

Давайте хоровод станцуем для коровушки. Все вместе танцуем хоровод, а корова в середине стоит.

12. Уж как я мою коровушку люблю

Уж как я-то ей крапивушки нажну

Кушай вволюшку коровушка моя

Ешь ты досыта буренушка моя

Уж как я мою коровушку люблю

Сытна пойла я коровушке налью

Чтоб сыта была коровушка моя

Чтобы сливочек буренушка дала.

Сорока-белобока полетела печку топить, кашку варить, деток кашей кормить.

А вы оставайтесь сказочку слушать, да кашку кушать.

13.Сказка на столе. Братья Гримм «Горшочек каши».

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. - Дай мне ягод, пожалуйста.

На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:

Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

И он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:

Раз, два, три,

Больше не вари!

И он перестанет варить.

Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

И он начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить?

Нужно было сказать:

Раз, два, три,

Больше не вари!

Да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.

Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу - горячая каша рекой течет.

Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

Раз, два, три,

Больше не вари!

И перестал горшочек варить кашу. А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.

Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.

14.А.А. Пальчиковая игра: родители сидят сзади и помогают загибать пальчики.

Прекращается игра погрозить пальчиком

Нам обедать пора пальчик-ложка кушаем

Коровушка нам дала молочка загибаем указательный

И козочка нам дала молочка загибаем большой

Курочка нам дала яичко

И уточка нам дала яичко

А пчелка хоть и мала

Нам меду принесла

«Кашку варите, деточку кормите»

Варим, варим кашу пальчиком водим по ладошке

Кормим детку нашу

И коровушке дадим

И козочке дадим

И курочке дадим

И уточке дадим

И пчелке дадим немножко-

Одну маленькую ложку

Наша каша хороша

Кушай, кушай не спеша.

А.А. Коровушка угощает теплым молочком и приглашает

Т.В. отведать кашки на молочке.

В глиняных горшочках родители выносят каши.

Угощайтесь на здоровье!

На столе стоят пиалы с разной крупой.

А.А. На столе дымится каша,

Т.В. Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

Все сели за стол кушать…

15.Т.В. На Руси каша - это было первое блюдо. Кашу если и в праздник и в будни.

Гречневая каша - показать детям крупу богата витаминами, железом, она придает силу. В старину ее ели только богатые люди-купцы, поэтому ее называют «купеческой кашей». Рассказ родителей Архипа о рецепте приготовления гречневой каши, которую так любит Архип.

16.А.А. Народные пословицы о каше, какие вы родители знаете?

1.Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.

2.Кашу маслом не испортишь.

3.Кашу свари, да еще и в рот положи.

17.Т.В. Пока вы кашу кушаете и делитесь рецептами вкусных каш, небольшая викторина.

1.Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город, какие слова надо было сказать горшочку?

2.Сколько детей было у сороки-белобоки?

4.Чем угощала Лиса Журавля в сказке «Лиса и Журавль»?

5.Из чего была сварена каша в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».- из полбы- пшеницы с ломким колосом.

6.Из чего готовилась знаменитая «суворовская каша»?

Во время знаменитого похода армии Суворова через Альпы, к концу подходили запасы-оставалось чуть-чуть гороха, пшена, перловки, гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив лук и масло, получилась вкусная и полезная каша.

7.Какой кашей кормили римских гладиаторов? - ячмень с перловкой.

8.Откуда появилось слово «однокашники»? В старину в школу ученики шли с горшочком каши для обеда, во время перемены ели все вместе, т.е. одну кашу ели.

18.Частушки: поют папы.

Посвятим частушки наши

Мы сегодня славной каше

Пшенной, манной и овсяной

Крупяной и овощной.

Нам тихонько подпевает

Тот, кто каши обожает

Кто не любит, пусть сидит

Смотрит только и молчит.

Мама заставляет Сашу

Ежедневно кушать кашу

Саша кушать не желает

Над тарелкой он рыдает.

Ну, зачем же так рыдать

Должен Саша ты понять

В каше есть все витамины

Для того, чтоб стал ты сильным.

На Руси поесть любили

И особо каши чтили

Пшенные, овсяные,

Гречневые, манные.

Лучше каши блюда нет

Ешь на завтрак и обед

Таков будет наш совет

Приглашаем всех отведать каши.

19.А.А.Самой активной семье за вкусную кашу подарок вручаем: книга о каше.

20.Т.В. Каша - исконно русское блюдо. Зерно несет в себе силу природную силу земли-матушки. Злаки - это свет Солнца. В них сосредоточено все, что нужно для полноценной жизни. Поэтому так полезна каша.

Кашу варили при заключении мира между врагами - мирская каша, в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же примириться не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь».

О тех, кто плохо работает говорят: «Мало каши ел».

Когда в семье рождался малыш, готовилась каша крутая, соленая, которую должен был съесть молодой отец.

А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человека использует в пищу более 9 тыс.лет, а вот рис и гречиху всего 4 тыс.лет, самая «молодая» в этом смысле кукуруза, ей 3 тыс.лет.

А.А.Ну вот Вы очень много узнали сегодня о каше - матушке нашей.

Желаем Вам правильно питаться, сохраняйте и укрепляйте здоровье детей и близких.

Пробуждайте у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, готовьте вкусные, полезные, разнообразные каши.

«Праздник русской каши»

Цель : познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни через музыкальное и театральное творчество.

Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.

Предварительная подготовка:

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.); отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песни, частушки, пословицы, хоровод.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью

Ведущий (в народном сарафане) : Здравствуйте дорогие гости!

На Руси осенью и на послерождественские дни, после окончания поста, приходился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше.

Много в поле кашки, быть сеногною.

Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.

Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

Учитель. Одним из основных блюд наших дедов была каша. Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из нё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?

Приготовить, сделать что-то наскоро, быстро.

Выбор каш в русской кухне был очень широк. Их варили из ячменя, проса, овса. Сдабривали их маслом. Богатые люди – маковым, ореховым, бедные - льняным, конопляным.

Ведущий. Щи да каша – пища наша. Недаром так в народе говорится. Кашу с удовольствием едят русские люди: вкусная, сытная, полезная. Готовится без затей, особенно нужна для детей.

Ребята! Вы тоже в столовой часто едите кашу. Многие не хотят её есть, поступают, как эти 2 девочки:

Девочка-1. Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!

Девочка-2. А меня зовут Алина, тоже каши не хочу!

Мне на завтрак мареладку, шоколадку я хочу!

Ведущий. Ах, вы глупые мои, неразумные мои! Кушайте кашу, кушайте! Да про неё послушайте!

Как появилась каша на нашем столе?

Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, сто варил как-то древний кулинар кашу, и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди сначала огорчились на кашевара, а потом попробовали новое блюдо. Так народ рассказывает – из каши хлеб появился.

Отсюда и поговорка: «Каша-мать наша».

У русичей сушествовал обычай: при заключении мирного договора вместе с бывшими врагами готовили кашу и съедали в знак примирения. Отсюда и поговорка: «С ним каши не сваришь!»

Без каши не обходились на Руси Рождественские праздники, крестины, похороны и другие события в жизни народа.

Дети:

1. Сорока - белобока

кашу варила,

ребят созывала

про кашу слушать

да кашу кушать.

Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Разве Маша виновата -

Каше места маловато.

2-й: Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Митенька ел,

Кашу хвалил,

На всех разделил.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

Учитель. (презентация) Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.

Итак, попробуем представить дом русича в древности.

Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.

Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь, с чего начинать? Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.

Ведущий. Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка. Так первым делом начинает растапливать печку, да ставить в неё чугунки. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всякой надобности.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, калачи – для детишек маленьких. Вот такая славная печка была в русском доме!

Появляется Домовой: Сама-то печка-добрая. И пироги печет, и щи варит! А люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставляют!

Учитель. Это что ещё за чудо?

Домовой: Это я, Домовой.

Ведущий. Рады тебя видеть в нашем доме! Мы много о тебе знаем, но встречаем впервые. Может, ты нам расскажешь о наших далеких предках?

Домовой: Я, конечно, могу много интересного вам рассказать. Но сначала хочу проверить, что вы знаете обо мне и о моих друзьях – домовых духах.

1-й ученик. Я знаю, что важнейшим духом, охранявшим дом славян, считался ты, уважаемый Домовой. Живешь ты под печкой. И чтобы ты был добрый, дают тебе краюшку хлеба, да миску молока.

2-й ученик. А я знаю, что ты добрый дух. Но как всякая нечисть, любишь иногда делать всякие пакости.

3-й ученик. Если ты, Домовой, живешь в ладу с хозяевами, то бережешь скотину, расчесываешь гриву лошадям, даже посуду иногда моешь! А, если ты сердишься, то путаешь гриву лошадям, крадешь молоко у коров.

Уважаемый Домовой, испокон веков тебя чтили на Руси, не представляли свой дом без тебя!

Ведущий. Деревянные фигурки бородатых людей – Чуров олицетворяли пращуров того или иного рода. До наших дней сохранилось выражение: «Чур меня!».

4-й ученик. Кроме Домового и Чуров охраняли семью Дворовой, Скотник, Кутный бог. Они были добрыми. Но был и злой дух – Банник. Для него резали черную курицу, чтобы задобрить.

Домовой. Молодцы, ребята! А я хочу вам рассказать, как выглядела русская изба.

По диагонали от печи находился Красный угол. Это самое святое место, в нем стояли иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься. Стол ставили в Красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. А лавки и скамьи – это одно и то же? В чем разница?

5-й ученик. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать. А еще в домах были рундуки, сундуки – вот и вся мебель!

Домовой. Ой, какие вы молодцы! Как много знаете! Только мы, Домовые не только умные, но и веселые, танцевать любим! А ну, честной народ, выходи в хоровод! Давайте потанцуем!

Хоровод «Калина-малина»

Учитель: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

1-й ребенок: Щи да каша – пища наша! 1-й ребенок: Густая каша семьи не разгонит.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.

2-й ребенок: Нет щей – так каши больше лей!

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

3-й ребенок: Кашу есть – зубов не надо!

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.

4-й ребенок: Горе наше, что без масла каша!

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

5-й ребенок: Кашу маслом не испортишь.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша!

6-й ребенок: Хороша кашка, да мала чашка

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.

7-й ребенок: Кашу ешь, а ножом не режь!

Домовой. А я как кашу люблю! Век её ем, и все время хочу! А вы знаете, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки:

· Что всегда поверх каши лежит? (Масло).

· Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (Соль).

· Жидкое а не вода, белое, а не снег (Молоко.)

· Я бел, как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).

Молодцы, ребята! Знаете, как кашу готовить! За это я с вами в игру сыграю!

Ведущий: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака.

Конкурс "Что за каша? "

Дети с завязанными глазами определяют название каши, после тоо как попробуют.

Учитель: Отгадайте загадки о злаках и о кашах, которые готовятся из этих злаков:

1. Не поле, а волнуется. (нива)

2.Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

3. Что две недели зеленеет,

две недели колосится,

две недели отцветает,

две недели наливает,

две недели подсыхает? (рожь)

4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)

5. Мала малышка, золота кубышка. (просо)

6. Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

7. Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)

8. Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна (Гречневая).

Точно известно, что родом она с юга. А про все южное в древние времена говорили – греческое. Вот откуда название каши.

9. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете. (Манная)

10. Называют её кашей красоты. Полюби её и ты. (Овсяная)

11. Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. (Рисовая).

12. Разваренные крупинки сверкают, словно жемчуга (Перловая).

12. Эту кашу любил Петр-I. Перловая - потому что перл – по французски – жемчуг, а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.

13. Мелки зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке. (Пшенная)

Домовой: Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите –«Да», а не подходят – говорите «Нет».

ИГРА:

Сорока – белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:

· Парное молоко … (да)

· Куриное яйцо… (нет)

· Крупа манная… (да)

· Капуста кочанная … (нет)

· Соленый огурец… (нет)

· Мясной холодец… (нет)

· Сахар да соль… (да)

· Белая фасоль… (нет)

· Масло топленое

· Рыбка соленая

· Лавровый лист

· Китайский рис

· Чернослив и изюм

· Шоколадный лукум

· Перец болгарский

· Соус татарский

· Клубничное варенье

· Бисквитное печенье

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой!

Учитель: Дорогие наши гости, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Кашу любят все!

Домовой: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Ведущий: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. повторяйте:

На столе каша, а на стуле Маша.

Маша ела кашу, мама мыла чашу.

Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

Наша каша хороша - из пшеницы и овса.

Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»

Дети отделяют фасоль от гороха.

ГИМН КАШЕ. Читают учащиеся.

1. Если в беспорядке мысли ваши,

Если в голове у вас сумбур,

Говорят: В голове у вас – каша,

Только это, друзья, чересчур!

Ведь, согласитесь-ка, ребята,

Что поговорка не права.

Но разве каша виновата,

Что бестолкова голова?

2. Если все слова смешались ваши,

Если вашу речь нельзя понять,

Говорят, что во рту у вас каша,

Обвиняют беднягу опять.

Но, согласитесь-ка, ребята,

Что приговор несправедлив.

Да разве каша виновата,

Когда язык у нас ленив?

3. Если порвались ботинки ваши,

И в дыре нога уже видна.

Говорят - башмаки просят каши,

Значит, вновь виновата она!

Но, разве правильно, ребята,

Нам вымещать на каше злость.

Ведь в том не каша виновата,

Что плохо вбит в подошву гвоздь.

4. Не верьте в разные обманки

Нет ничего прекрасней манки!

Развеять эти мифы каждый будет рад.

Каша – это то, что на столе дымится

И испускает вкусный аромат!

Ведущий. На каше даже гадали. Если летом каша подрумянилась – к дождю, а зимой – к снегу. На Рождество ложку каши подбрасывали к потолку. Если много зерен прилипнет – богатый будет урожай! А если мало – плохой.

Учитель. Главным угощением каша была в день, когда крестят ребенка. Устраивали праздничный обед - крестины. В старину основными угощениями на крестинах были «бабьи каши» и «бабьи пироги». Каша символизировала продолжение рода, она варилась из нескольких видов крупы и была очень густой и сытной. За горшок каши родня вела шуточный торг, а после опустошения горшок разбивался на счастье малышу.

стоит стол, за столом гости (ученики), (в центре стоит кроватка, в ней кукла)

Крестная (девочка):

Собрались мы на крестины.

Ангелочка именины!

Наш малыш на радость нам

Был введен в священный храм.

Гости званые, садитесь,

Хорошенько угоститесь,

Ешьте-пейте не спеша

За здоровье малыша!

Крестная выносит на этот раз кашу и начинает раздавать.

Кладет ложку маме малыша:

Первой нашу кашу

Откушает мамаша!

Мамаша: Буду есть, поправляться,

Сил набираться!

Кладет ложку каши отцу и обильно посыпает солью, перцем или поливает горчицей:

Папаша: И Папаше ложечку!

Буду жевать понемножечку,

Кашка ядреная,

Кашка соленая!

Все: Будет папаша знать,

Как трудно деточек рожать!

Угощает братьев и сестер (любым ученикам):

По ложке братикам-сестричкам,

И большим, и невеличкам!

Чтобы с младшеньким играли,

Чтоб его не обижали!

Угощает бабушек и дедушек:

Бабушка и дедушка: Внук у нас отменный,

А возраст наш почтенный,

Нам кашки по полной чашке!

Угощает крестного:

Крёстный: Крестный съест в один присест!

В кашке маслице коровье,

Будет ребеночку здоровье!

Угощает других родственников:

Вам, тетушки-дядья,

На всех одна бадья!

Ешьте-доедайте,

Малышу расти желайте! (ставит на стол)

Домовой: Ну и удивили меня, даже традиции старинные знаете

Домовой: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно полечиться!

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней!

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит!

Сокрушит любой недуг.

Чай - здоровью лучший друг!

Ученик 7. Чай появился на Руси намного позже. Его привезли из Монголии, потом – из Китая. Сначала он был очень дорог и недоступен для простого люда. А потом, когда чай подешевел, русский люд не представлял себе застолья без чаепития. Да с вареньицем! Да с пряниками! Да с конфетами и всякими сладостями!

песня "Сладкоежки".

Домовой: А теперь мне пора возвращаться к себе за печку, молодцы вы ребята, теперь я точно знаю, вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Ученик 8: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно

Учитель. В конце трапезы подавали «сыто» - вареное пшено с медом, и гости понимали, что им пора уходить. Отсюда и поговорка – «Наесться досыта!»

Многие блюда тех далеких времен мы любим по сей день. Это и каши, и борщи, кисели и квасы. И много других блюд. Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого. Так давайте помнить и чтить нашу историю и наши традиции!

Ученик 9:

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья станины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Песня «Самовар».

Чаепитие.

Мануковская И.В. 2013 год

Елена Елтуховская
Сценарий развлечения «Её величество - каша!»

Цель : Раскрыть значение каш для правильного питания дошкольника.

Задачи :

1. Расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.

2. Пробуждать интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и ЗОЖ.

3. Расширить знания ребят о пользе каш.

Ведущий : Сегодня героиней нашего праздника будет её величество – каша .

Кто из нас в хоть раз жизни не пробовал каши?

На Руси каша из покон веков занимала важнейшее место в рационе питания, являясь одним из основных блюд, как у бедных, так и богатых людей. Отсюда и пословица «Каша – мать наша » ! Очень много сложено легенд и сказок о каше это, потому что издавна наш народ занимался земледелием : выращивал рожь, пшеницу, ячмень, просо (показ разнообразной крупы) . Каша была обязательным угощением на свадьбах, а также при заключении мира между враждующими сторонами в знак дружбы и мира. И если не получалось заключить согласие, то говорили «С ним каши не сваришь!»

С маленькими детьми обязательно играют в игру : «Сорока - белобока, кашу варила…» Кто её из вас помнит?

Исполняют песню : «Варись, варись кашка…»

Ведущий : Давайте послушаем шуточные стихи про кашу.

1 ребенок : Если в беспорядке ваши мысли, Если в голове у вас сумбур.

Говорят в голове у вас каша , Только, это друзья чересчур!

Ведь согласитесь-ка ребята, Что поговорка не права,

Ну, разве каша виновата , Что бестолкова голова.

2 ребенок : Если все слова смешались ваши, если вашу речь нельзя понять.

Говорят во рту у вас каша , обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка ребята, что приговор не справедлив.

Да разве каша виновата , когда язык у вас ленив.

3. ребенок : Если порвались ботинки ваши, и в дыре нога видна.

Говорят : башмаки просят каши, значит вновь, виновата она.

Но разве правильно ребята , нам возмещать на каше злость?

Ведь разве каша виновата , что плохо вбит в подошву гвоздь.

Не верьте, в разные обманки, нет ничего прекрасней манки!

Ведущий : Каши бывают разные, но все они очень важные, полезные и вкусные.

4. ребенок : Кашу я люблю из проса, и не может быть вопроса.

Как? За что? И почему? поклоняюсь я ему.

5. ребенок : Я люблю кашу из печки, да когда она из печки.

Со сметаной белою, только не горелую.

6. ребенок : А я манную люблю, всем всегда её хвалю

А с малиной красной нет каши прекрасней.

7. ребенок : Мама кашу мне сварила, в кашу тыкву положила.

Думала : еда пропала, три добавки съел и мало!

Ведущий : Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. В ней много витаминов и полезных веществ, для здоровья и роста детей.

Исполняют песню : «Кошалотик, кошалот» .

8. ребенок : Кашу с рисом есть готов. Если это сладкий плов.

В нем и мясо есть и фрукты, витаминные продукты.

9. ребенок : Я люблю овсяную, кашу очень главную.

В знатной Англии, к примеру, кормят кашей королеву.

10. ребенок : Расскажу про новую, про кашу перловую.

Я её люблю с грибами, с перцем, солью, огурцами.

11. ребенок : Во всем мире едят каши, Тани, Пети и Наташи,

Каши всякие нужны, каши всякие важны!

Ведущий : Ребята, а какие каши вы любите и знаете? (ответы детей) .

А какие продукты нужны для того, что бы приготовить вкусную и полезную кашу? (ответы детей) .

Игра : «Свари кашу для гостей» .

Игра : «Сервировка стола» .

Ведущий : Ребята русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Назовите их :

1. Кашу маслом не испортишь.

2. Кто заварил кашу тот и расхлёбывай.

3. Мать наша – гречневая каша .

4. Без каши и обед не обед.

5. Где каша с маслом тут и место наше.

А теперь давайте поиграем. Игра : «Узнай крупу на ощупь» .

Игра : «Золушка» .

Ведущий : Ребята, ешьте каши и будете здоровы всегда!

С каждым днем вы подрастайте. Сил, здоровья набирайте!

Публикации по теме:

К Конспект НОД в подготовительной группе «Каша – матушка наша» Форма проведения – коллективное обобщающее занятие с участием родителей.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Наша каша» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Наша каша. Тема: "Наша каша" Цель: Расширять знание о каше. Задачи:.

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Сценарий «Праздник каши»
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ ООШ № 35 г Калуги,
педагог дополнительного образования МБОУДОДЦДОД «Радуга» г Калуги
Покровская Наталья Борисовна
Задачи:





расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высоко калорийных и полезных
продуктах питания;
формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню
школьника,
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок.
Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар.
За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки,
а так же русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу.
Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
Пословицы.
Хороша кашка, да мала чашка.
Гречневая каша ­ матушка наша, а хлебец ржаной ­отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
Густая каша семьи не разгонит"
С ним каши не сваришь.
Заварил кашу, так не жалей масла
Ход праздника.
ВЕДУЩИЙ: слайд 1
У каши есть свой народный праздник, так и называется ­ Мирская каша.
И мы приглашаем вас, дорогие гости, отведать каши, сваренные в русских традициях!
Все вместе сварим кашу из топора, развлечемся в играх и конкурсах.
Каша ­ исконно русское блюдо. Цельное зерно несет в себе силу природную, силу земли­матушки. Злаки ­ это спрессованный свет
Солнца. В них сосредоточено все, что нужно нам для полноценной жизни. Потому так полезна каша.
Каша подавалась и в будни, и в праздники, участвовала почти во всех обрядах и ритуалах и просто давала силы.
Свадебный пир на Руси назывался кашею. «Заварил кашу - расхлебывай!»

Согласно старорусским традициям, во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. От этой традиции и
зародилась поговорка: «С ним (С ней) каши не сваришь». Часто каша на свадебном пиру была единственной едой для молодоженов.
Крестьянская ли то была свадьба или купеческая, царская или генеральская.
Каша артельная ­ та, что варится в большом котле, и из него едят все.
«Мало каши ел», ­ так говорили о нерасторопном работнике.
Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.
А почему дети не хотят кушать кашу? Слайд 2­5

Песня «Варись кашка» ­ 2класс.
Есть легенда, что даже блины появились как густая каша, в которую переложили крупы.
В русской кухне каши издавна делились на 3 вида: кашицы (жидкие каши), размазни (или вязкие каши), крутые (рассыпчатые) .

И по сей день наши бабушки и мамы готовят сытный кулеш ­ непременное блюдо на столах работников, целый день проводящих в поле.
А Рождественская кутья во многих домах до сих пор является традиционным блюдом, подаваемым на стол в честь Рождества Христова.
А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…» (Ребята хором произносят продолжение стишка)
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
Угадайте загадки. Из чего варят кашу или что добавляют в кашу.
Черна, мала крошка
Соберут немножко
В воде поварят
Кто съест, похвалит. (гречневая)
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (овёс)
В поле метёлкой,
В мешке жемчугом.
(пшеница)
Что всегда поверх каши?
(масло)
Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала – пропала.
(соль)
Я бел, как снег.
В чести у всех

И нравлюсь вам
Во вред зубам.
(сахар)
Белое, а не вода.
Сладкое, а не мёд.
От бурёнушки беру
И деточкам даю
(молоко)
Ученики читают стихи
Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.
Что же делать? Как же быть?
Без неё ведь не прожить:
Ловкость, силу придаёт.
Так что, отправляйся в рот!
Эта ложка мне для силы,
Эта, чтобы быть красивой,
Эта, чтобы умной быть...
Что ещё мне не забыть?
Ложку, чтобы не болела,
Чтобы делать всё умела.
Вроде я про всё сказала.
Да и каши стало мало.
Если ложечкой примять,
Съела всё, можно сказать.

ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
Инсценировка р.н.с. «Каша из топора
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:









Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
Вон там на гвоздике повесь
А ль ты совсем глуха. что не чуешь?
Где хошь, там и заночуешь!
Глухая! Подавай на стол!
Да нечего,родимый!
Свари кашицу
Да не из чего!
Давай топор! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!
(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.


Готова ли?
Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
­ Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):
­Служивый, а когда ж топор будем есть?
­Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
(встает)
­Ну, будь здорова, хозяйка!
(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так­то солдат и кашки поел, и топор унес.
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
УЧИТЕЛЬ:
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Пшенная каша.
Мы вдвоем с сестрою Клашей
Воевали с пшенной кашей:
В две руки мешали-пригорать мешали.
Отошли к окошку отдохнуть немножко­
Каша пригорела, каша угорела…
К нам стучатся, нам кричат:
«Почему в квартире чад?! Почему на кухне дым?
Объясняем толком им: «Каша угорела. Каша пригорела!»

Пшено это семена проса, очищенные от наружной оболочки.В России еще пару сотен лет назад пшенная каша была основным блюдом на
крестьянским столе. Первыми возделывать просо, из которого и получают пшено, начали в Древнем Китае. У жителей Поднебесной
«золотая крупа» служила сырьем для производства муки, кваса, варки пива, приготовления супов и сладких блюд.
А уж потом просо распространилось по всему миру. Особенно сильно желтая
кашка понравилась славянским народам, которые в силу сурового климата просто
не могли позволить себе выращивать теплолюбивые рис и кукурузу. Зернышки пшена богаты витаминами В1 (борется с усталостью,
раздражительностью и депрессией), В2 (поможет справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделает волосы густыми и сильными)
и В5 (избавляет от проблем с осанкой и стабилизирует кровяное давление). Все витамины группы В благотворно влияют на память,
улучшают работу мозга и повышают работоспособность.
Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами.
Манная каша

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши.. Слово «манна»
старославянское и восходит к греческому слову таппа - пища. Она подавалась только детям и приготавливалась обычно на молоке.
Манная крупа легко усваивается и очень калорийна. Особенно она полезна на завтрак детям перед серьезными нагрузками (контрольной,
соревнованием). Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки
и
перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка. Наша манная крупа названа так по имени
легендарной манны. Слово «манна» происходит от древнееврейского корня, означающего «дарить».
В Библии рассказывается, что во время странствования евреев по пустыне, когда наступил голод, внезапно с неба начала сыпаться
«манна небесная», которая и спасла истощенных людей. В той самой Аравийской пустыне, по которой блуждали еврейские народы,
уйдя из Египта, как и в других пустынях и сухих степях Юго­Западной Азии и
Северной Африки, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в
шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния. Кочевники собирают
съедобный лишайник, толкут его и из полученной муки пекут хлеб. В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она
гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником. В манной каше 70
процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1 даже больше, чем в рисовой. Так как она
быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней.

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице,рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Гречневая каша
«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест-похвалит.
(гречневая каша)
Самой популярной К. у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречневая, грешна) и уже в XVII в. считалась национальным
русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно, в XV в. В ней содержится много растительных белков, жиров, углеводов. Там
есть фосфор, кальций, калий, железо, магний, витамины, которые так полезны для организма.
Слайд

Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она не только вкусна, но и очень питательна. Поел немного, а уже сыт.
Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи. Поэтому в России гречневая каша издавна считалась
основой солдатской пищей. Да и в крестьян­ских семьях к ней было особо уважительное отношение. Не случайно в народе сложили
поговорку: «Гречневая каша - матушка наша»…
Слайд
Когда цветет гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли ­сплошной бело­розовый ковер из цветков. И от этого дивного ковра исходит
медовый аромат. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды­орешки. Если снять с них бурую
кожицу, это и будет та самая гречневая крупа, из которой варят кашу. В такой крупе много целебного вещества - рутина, который
лечит от разных болезней.
Слайд
Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад. Там ее называли «черной пшеницей» - за темный цвет
зернышек­семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой. Из
всех круп гречневая выделяется своей питательностью, большим содержанием железа, калия, фосфора, меди, цинка.
Рисовая каша

Слайд
Среди круп рис занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала ­ 77,3% и биологичес­ кой ценности белка. К тому
же в нем есть богатый набор витаминов –B1, В2 ,В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является
важным средством профилактики малокровия.
Слайд
Во время жатвы рисовое поле ничем особенно не отличается от прочих хлебных полей.
Слайд
Но побываешь здесь, когда рис еще зреет, и удивишься: «А где же поле?» Вместо него - бесконечные пруды, отделенные друг от друга
узкими ленточками земли.
Слайд
Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того,
любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода - душа риса».
Слайд
В старину рис в нашей стране не выращивали. Долгое время о нем вообще ничего не знали. Лишь при Иване Грозном русские купцы
впервые завезли диковинное зерно в Московию. Но как оно называется, не знали. Почему­то решили, что это
«сарацинское пшено» (сарацинами тогда на Руси Называли арабов), хотя рис привозили из Персии и Закавказья - из стран вовсе не
арабских.
Слайд
Семьдесят лет назад у нас в Приморье - на Дальнем Востоке начали выращивать свой рис. А потом крупные рисовые плантации
появились на юге - в Краснодарском крае. И сегодня мы в основном обеспечиваем себя собственным «сарацинским пшеном».
Как на наше удивленье,
Но одна нам всех милее3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы­с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили
запасы – оставалось чуть­чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в
общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»
7) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
8) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время
перерыва кашу ели все вместе, т.е. однукашу ели.)
"А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?..­Коли нет ничего,можно и из топора кашу сварить.."(русская народная сказка "Каша из
топора")."Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке."(русская народная сказка" Лиса и
журавль")
Скороговорки.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
Вкусная кашка у кошки в чашке.
Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
Наша каша хороша ­из пшеницы и овса.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас самое время устроить пир на весь мир! Да и самовары уже поспели!
Все гости садятся за столы, угощаются кашей, делятся рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
ЛИТЕРАТУРА.
1.
2.
Балинская И. Поваренок. Забавная кулинария: Книга для детей.. М, 1995.-с. 46­53.
Ковалев В,М, Могильный Н,П, Русская кухня: Традиции и обычаи.­ М., 1990.­с. 106­ 109.
3. Моя первая книга по кулинарии.-М. 1995.­с. 146­150.
4. М,М,Безруких, Т,А,Филиппова, А,Г, Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя.
«НЕСТЛЕ» «ОЛМА ­ ПРЕСС» М, 2006 с. 20­24. «Читаем, учимся, играем» № 7 ; 2005 г. Журнал­сборник сценариев для
библиотек и школ.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!