Женский журнал Ladyblue

Техника передвижения в инвалидной коляске. Инвалидная коляска

Для того, чтобы передвижение в инвалидной коляске было не только комфортным, но и безопасным, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности и следовать правилам технической безопасности.

Общие правила

Коляска должна быть подобрана по размеру. Из слишком широкой или слишком узкой коляски человек при движении может выпасть.
Перед тем, как выехать в коляске на улицу, проверьте ее исправность.
Всегда держите при себе мобильный телефон
.

Если вы управляете инвалидной коляской самостоятельно:

- Прежде чем сесть в кресло или встать с него, убедитесь, что оно стоит на тормозе. Не забудьте поднять подножки.
- Перед движением убедитесь, что полы одежды и край одеяла не попадают в спицы колес.
- Если в кресле предусмотрены защитные ремни, не забывайте их пристегивать.
- Не переносите вес тела вперед – коляска может перевернуться.
- Дверь, которую нужно тянуть на себя, открывайте медленно. Резкие движения опрокинут коляску. Никогда не въезжайте в дверь задним ходом.
- Не пытайтесь заехать на эскалатор без сопровождающего.
- Не раскачивайте коляску.
- Не хватайтесь за колеса во время движения. Это может привести к ожогам и травмам.
- Старайтесь не выезжать на улицу в дождь.
- Избегайте льда, луж, гальки, песка и травы.
- Не пытайтесь заехать на крутой склон или другую возвышенность с углом наклона больше 9°.
- Заезжая на возвышенность, держите спину прямо, не прижимайте ее к спинке кресла, чтобы коляска не опрокинулась назад, и не наклоняйтесь вперед, чтобы не выпасть из кресла.
- Не пытайтесь самостоятельно преодолеть бордюр и другие препятствия.
- Не забывайте ставить колеса на тормоз, когда коляска неподвижна.
- Поддерживайте устойчивое положение тела, держите осанку.
- Прежде чем наклониться и потянуться за предметом, убедитесь, что коляска стоит на тормозе и маленькие колеса смотрят вперед.
- Не тянитесь дальше, чем на расстояние вытянутой руки.
- Если вам нужно поднять предмет с пола, постарайтесь подъехать к нему как можно ближе и расположить коляску таким образом, чтобы можно было дотянуться сбоку.
- Никогда не наклоняйтесь слишком низко вперед.
- Не тянитесь за предметом через спинку кресла – коляска может опрокинуться.
- Прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо новое действие в кресле, сначала попробуйте сделать его в присутствии другого человека.
- Не нагружайте спинку кресла (сумками, рюкзаками и т.д.) - коляска может перевернуться.
- Не позволяйте детям играть с инвалидной коляской.

Если вы используете кресло с электрическим приводом:

- Регулярно проводите осмотр кресла.
- Пересаживаясь в кресло и из него, убедитесь, что питание отключено.
- Если вы обнаружили свободный провод и не знаете, куда его нужно подсоединить, свяжитесь со специалистом. Неправильно подсоединенный провод может привезти к возгоранию.
- Прежде чем выехать на улицу, проверьте заряд батареи. Батарея должна быть полностью заряжена.
- Если вы планируете прогулки по улице в вечернее время, установите на коляску светоотражатели или фары.
- Не выезжайте на улицу в дождь.
- Не развивайте слишком большую скорость – вы рискуете не справиться с управлением.

Если вы сопровождаете человека в инвалидной коляске:

- Убедитесь, что подножки подняты, усадите человека в кресло и только после этого опустите его ноги на подножки.
- Убедитесь, что стопы удобно располагаются на подножках, а полы одежды и край одеяла не попадают в спицы.
- Всегда предупреждайте человека о том, что вы собираетесь делать, особенно при наклонах коляски назад.
- Не катите кресло слишком быстро. Не суетитесь. Не пытайтесь срезать углы.
- Следите за тем, чтобы колени и локти не ударялись о косяки дверных проемов.
- Никогда не отпускайте коляску, особенно при движении под гору.
- Если спуск слишком крутой, лучше развернуть коляску большими колесами вперед, повернуться к спуску спиной и везти кресло, чуть наклонив его.
- Чтобы преодолеть бордюр, наклоните коляску назад, поставьте на бордюр сначала передние колеса, потом подтяните задние.
- Чтобы спуститься с бордюра, наклоните коляску назад, спустите коляску на задних колесах, потом опустите передние колеса.
- Никогда не наклоняйте коляску вперед.
- Поднимать и спускать кресло по лестнице должны минимум двое. При этом коляска разворачивается задними колесами вперед и слегка наклоняется.
- Когда вы везете коляску, не забывайте о собственном положении тела: спина должна быть прямой, а колени чуть согнуты. Лучше не носить обувь на каблуках.
- Переходите улицу только на зеленый свет светофора и только по пешеходному переходу.

В Америке таких проблем нет, разумеется. Поскольку люди на инвалидной коляске ведут обычный, полноценный образ жизни и в этом не так уж они и отличаются от всех прочих.

Не раз слышал от разных хороших людей, что они не знают, как вести себя с инвалидами. Решил написать маленькую шпаргалочку по собственному опыту, может кому поможет.

1. Ваше лицо должно быть на одном уровне с собеседником. Разговаривать снизу вверх элементарно неудобно. Если человек на коляске – присядьте и вы. На стул, угол стола, диван… Только не на корточки! Взрослый на корточках – жалкое зрелище в подавляющем большинстве случаев.

2. «Спасибо, я пешком постою». Не настаивайте даже на том, что вам кажется очевидным. Люди на костылях часто стоят, даже если есть возможность сидеть. По разным, но всегда веским причинам. Это может быть, например, потому, что при конкретном недуге нужно давать нагрузку на ноги, а может быть и потому, что элементарно трудно/больно, скажем, вставать, так что и садиться на 5-10 минут совсем не хочется. Один раз предложили в рамках общей вежливости, и хватит.

3. Если есть сопровождающий, все равно обращайтесь к самому инвалиду. Особенно это важно для детей. Ребенку-инвалиду и так видно, что с ним общаются особенным образом, но хотя бы общаются. В этом поможет первый совет – взгляд не будет «перепрыгивать» через коляску на взрослого, вам же самим будет легче. Не волнуйтесь, мама/волонтер/тьютор/кто-там-еще-может-сопровождать в стороне не останутся. И, добавлю, они знают пределы компетенции конкретного инвалида просто в силу опыта.

4. Не стоит отводить глаза от костылей и коляски. Наоборот, если вам интересно – рассматривайте их открыто. Коляска и костыли в данном случае ничем не отличаются от обуви или аксессуара. Вы же хвалитесь босоножками, часами и прочими пуговичками. Или, еще ближе, роликами и сноубордами? Коляска с костылями зачастую покруче любых роликов будут. Глупо думать, что инвалид их стесняется. Стесняетесь как раз вы, и тут уже происходит обратная реакция: хочется спрятать костыли, чтобы не смущать народ. Но может лучше прямо спросить, зачем тут вот та хромированная фигня и как оно работает?

5. Не нужно спрашивать «что с тобой случилось?». Во-первых, не всегда хочется об этом говорить, а во-вторых, не всегда возможно коротко и ясно объяснить. По разным причинам. Иногда в диагнозе на тридцать слов пять общеупотребительных, и те – предлоги. Иногда диагноз звучит «смешно». Для дураков, конечно, но где ж от них спрячешься. Да и получи вы ответ – что вы будете с ним делать?

6. Не стоит сходу рассказывать о том, как вы в прошлом году ломали ногу, а у вашей кумы в Крыжополе воспаление среднего позвонка. Это нормальная реакция, это инстинктивная попытка «навести мосты», но следовать инстинктам в данном случае не нужно. Хотя бы потому, что – а что на такое отвечать? «Угу» – как-то невежливо, «сочувствую» – фальшиво. Ни вы его, инвалида, не знаете, ни он вас. Пока, во всяком случае. Нет, может быть вы подружитесь и будете всем делится, это прекрасно. А пока – пока начните как со всеми, просто с вопросов и попыток узнать друг друга.

7. Не нужно хвататься за коляску или костыли без явной и четкой просьбы. Коляска и костыли, напомню, относятся к личным предметам, как одежда, обувь и аксессуары. Вам бы понравилось, если бы в разговоре вас бы взяли за воротник, потрогали брошку, начали бы пуговицы застегивать? Вот и оставьте в покое, надо будет – человек скажет.

8. Самое главное – это руки. Как ни странно, у человека на коляске или на костылях руки заняты куда больше, чем ноги. Просто подержать что-то, передать или взять с собой часто бывает невозможно. Или очень ограничено – то, что удержится на коленях или в одной руке. Именно поэтому, кстати, мы не используем зонтики. Даже если костыль один. Зонтик в другой руке, а дальше что?

Сегодня рынок реабилитационного оборудования предлагает довольно широкий выбор реабилитационного оборудования, в том числе и средств передвижения для пациентов с ограниченными возможностями. Именно поэтому выбрать инвалидную коляску зачастую бывает не так уж просто. И в то же время это очень важно, так как покупка удобной и функциональной инвалидной коляски минимизирует проблемы при передвижении.

Инвалидные кресла-коляски в отличие от каталок предназначены для самостоятельного передвижения человека. Достичь этого помогают круглые колеса. Такие коляски могут иметь разное назначение:

Коляски активного типа. Они предназначены для тех, кому необходим активный образ жизни. Такие приспособления даю возможность легкого и быстрого передвижения и маневрирования и даже занятий некоторыми видами спорта. Для таких инвалидных колясок материалы применяются высокой прочности, которое в состоянии справиться с экстремальными нагрузками.

Кресла-коляски электрического типа. Дают возможность передвигаться самостоятельно и в помещении, и на улицах. По конструкции сильно отличаются от механических колясок. Есть пульт управления, располагающийся на подлокотнике и обеспечивающий максимальное удобство в применении. Единственный минус таких колясок – их достаточно высокая стоимость.

Коляски с рычажным приводом. Помогает преодолевать крупные расстояния вне помещений. Обычно имеют пневматические шины, которые помогают справляться с неровностями на дорогах. Обеспечивают безопасное движение, сцепление с дорогой высокого уровня и максимальную подвижность.

Детские инвалидные коляски. Тут выбор куда более серьезен, чем в случае взрослых конструкций. Коляска должна соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать максимальное удобство. Обычно такие коляски производятся на заказ с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Прежде чем делать окончательный выбор, лучше проконсультироваться со специалистом данной сферы и сделать необходимые измерения. Функциональность и тип колясок определяет много факторов: наличие подножек, возможность складываться, подлокотники и многое другое, что так или иначе может определять уровень комфорта пациентов.

Важный показатель – это размеры. Для правильного выбора стоит измерить пациента в шести ключевых позициях: глубина и ширина сиденья, высота спинки, подножки, подлокотников и самого сиденья. Важно понимать, что неправильный выбор может лишь усугубить состояние здоровья человека, а не поправить его.

Другая важная характеристика – это шины коляски. Более надежными и долговечными признаются литые шины, но они могут провоцировать проблемы при движении по неровному покрытию. Это хороший вариант для передвижения только в помещениях. Пневматические шины, напротив, обеспечат хорошее передвижение на улицах. Единственный момент: их нужно периодически подкачивать и заменять новыми.

Что касается подножек, то лучше, если они будут регулироваться по высоте и поворачиваться. Это обеспечит больному максимальный уровень комфорта при передвижении.

Мы со Светланой много лет уже живём на инвалидных колясках, и другого нам не дано, потому что не вылечиться уже, а жить хотим, несмотря ни на что. Постоянно нам приходится общаться со здоровыми людьми. Мы живём в 9-этажном доме, когда выезжаем на улицу, то, конечно, стараемся обойтись без посторонней помощи, есть моменты, когда мы и сами просим помочь.

Часто бывает так, что люди хотят помочь, но, увы, нам помощь неправильная может обернуться лишними травмами, к примеру, заезжаешь в дом, а сзади сосед неожиданно решил подтолкнуть, не предупредив, и рука, которой я крутил за обод колеса, срывается и попадает под боковинку или в спицы, естественно, рука ободрана и соседа хочется поругать, а с другой стороны он хотел помочь и как его ругать? Точно так же было, когда по лестнице помогали спускаться и перевернули, т.е. немного наискось коляска пошла и мы на земле, и хорошо, если без лишних травм, падать тоже надо уметь, за эти годы было много падений, как без этого.

И вот парадокс нашего общения, когда здоровому помощнику говоришь, как надо помогать, как правило, тебя почему-то не слышат, и в ответ отвечают примерно так: » Да знаю я, чего ты учишь.»

Когда мы увидели эту статью на сайте disability.ru — то решили вставить у себя, потому как мы считаем что то, что здесь написано должно нашему обществу объясняться чуть ли не со школьной скамьи, иначе отношение к тем, кто живёт на инвалидной коляске, не изменится. В настоящее время люди начинают понимать, что помогать, тоже надо умеючи. И сходу уже не бросаются хвататься за коляску, а спрашивают нужна ли помощь и как правильно сделать, чтобы не навредить. Это уже радует!!!

Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

Вот эти правила:

  • Помните что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
  • Начать катить коляску без разрешения — то же самое, что схватить и понести человека без разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросит что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их могут устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существует архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости, и т.п. коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.


27 февраля 2017 05:49:02

Инвалидная коляска, как и любое средство передвижения, имеет свои особенности по управлению. Невероятное количество моделей и комбинация функций в них, подразумевает наличие инструкции к каждой модели.

Социально активный инвалид – колясочник представляет собой единое целое с транспортным средством, что позволяет вполне свободно двигаться вперед, назад, поворачивать в разные стороны и стоять на месте. В зависимости от вида коляски, осуществляется определенный принцип управления.

Дополнительные же функции обеспечиваются своего рода «девайсами», которые тюнингуют тот или иной вид.

Управление с ручным приводом

Основное условие – наличие у «водителя» здоровых верхних конечностей. Конструкция коляски имеет дополнительный обод на больших приводных колесах, с помощью которого осуществляется движение и торможение. Вращение обода на обоих колесах одновременно «от себя»– осуществляет движение вперед, соответственно «на себя» - движение назад.

Фиксирование обода в руках в статичном положении позволяет остановить коляску, а придерживание – снизить скорость. Кроме такого торможения можно использовать специальный тормозной рычаг, который находится сбоку. Вращение левого или правого обода повернет коляску в ту или иную сторону соответственно.

Использовать инвалидную коляску с ручным приводом можно в любых условиях – дома, на улице, при занятиях спортом. Она считается самой маневренной и простой в управлении.

В некоторых моделях используются два обода на одном колесе, такая моно – конструкция предназначена для инвалидов с одной здоровой рукой. Конечно, пируэты на такой коляске вряд ли получатся, но самостоятельное передвижение выйдет наверняка.

Другие виды управления

Более сложные конструкции отличаются наличием дополнительных устройств, приводящих колеса в движение.

  • Рычажное управление. Конструкция колес снабжена одним (моно управление) или двумя рычагами. Поступательные движения рычагами приводят колеса в движение. Движения «от себя» относительно статичного положения рычагов – кресло едет вперед, соответственно «на себя» - назад. Использовать модели с рычажным управлением рекомендовано тем, кто стремится поддерживать хорошую физическую форму. Динамические движения рычагом, своего рода, тренажер для мышц рук и плеч, который требует достаточное количество усилий от инвалида.
  • Электропривод. Базовая конструкция коляски снабжена аккумуляторными батареями и электро - мотором, который вращает колеса. Движения вперед, назад, повороты и другие маневры осуществляются с помощью джойстика, который встраивается в подлокотник. От инвалида не требуется никаких физических усилий для управления коляской с электроприводом. Суперсовременные разработки позволяют управлять коляской с помощью речевых команд, а на смену джойстику приходят микрофон и наушник. Единственный недостаток транспортного средства с электроприводом – высокая цена.

Особенности ухода за колесами

Не зависимо от вида инвалидной коляски существует два варианта колес надувные (иначе их называют пневматические) и литые. Надувные колеса аналогичны велосипедным, отлично ведут себя на прогулке, амортизируют неровности на дороге, что делает использование инвалидной коляски комфортным и безопасным. Как и велосипедные, надувные колеса требуют периодической подкачки, а в случае прокола, достаточно просто заменить шину.

Цельнолитые колеса применяются на моделях для домашнего передвижения. Гладкая резиновая поверхность не повреждает напольное покрытие и ковры. Они более износоустойчивые, но в случае поломки, замене подлежит все колесо целиком.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!