Женский журнал Ladyblue

Право управления индивидуальным электротранспортом. Важные нюансы законодательства

Вопрос, на самом деле, отнюдь не праздный, поскольку в 2013-м году появилась новая категория транспорта, требующего прав: «М». В неё входят мопеды, скутеры и лёгкие квадрициклы.

Интересно, что категория эта была введена 5-го ноября 2013-го, но правила выдачи новых водительских удостоверений утвердили только спустя год: в начале ноября 2014-го. Соответственно, и жёстко спрашивать права на мопед сотрудники ГИБДД начали только осенью 14-го года.

Вроде бы, про электросамокат в описании категории «М» ничего не говорится, но… Давайте посмотрим на определение мопеда из законодательства:

«Мопед - это двух- либо трёхколёсное механическое средство передвижения с максимальной скоростью не более 50 км/ч, оснащённое двигателем внутреннего сгорания объёмом не более 50 см3 или электрическим двигателем с мощностью от 250W до 4000W. Квадрициклы с техническими характеристиками, попадающими в эти пределы, также относятся к категории мопедов».

Отсюда прямо следует первый факт, который нужно знать:

Не нужны права на электросамокат и с мотором мощностью до . Такие транспортные средства приравниваются к обычным велосипедам и самокатам.

Нужны ли права на самокат с мотором мощнее 250W?

Электросамокаты в среднем имеют менее мощный мотор, чем электровелосипеды, зато они больше напоминают мопед по внешнему виду. Что делать, если у Вас, например, 500-ваттный электросамокат?

Мнение сотрудника ГИБДД по этому поводу выглядит следующим образом:

«Да, согласно законодательству, и более относится уже к категории мопедов и скутеров (постановление №221 от 22 марта 2014), для управления им нужны права категории М. Тем не менее, в стране до сих пор нет достаточного количества автошкол, обучающих на эту категорию, площадок и педагогов. Соответственно, не во всех регионах в принципе можно получить такого рода права.

Также есть вероятность, что с внесением в ПДД новых поправок велосипеды, самокаты - и их моторизованные версии - могут быть вообще исключены из раздела транспортные средства. Есть определённые противоречия между их использованием и таким их статусом.

И, наконец, всё ещё нет чётких инструкций и правил: каким образом сотрудник ГИБДД должен классифицировать остановленный им электрический самокат? Как определить мощность мотора, если 250W от внешне не отличается? Всё это затрудняет исполнение закона».

Добавим, что даже до 2013-го года - пока права были нужны только на мопеды с объёмом мотора больше 50 см3 - никто водителей скутеров не останавливал и не проверял: сотрудники ГИБДД просто этим не занимались. А ведь на дорогах было множество мопедов с двигателями объёмом даже 150 см3.

И, наконец, определить мощность электрического самоката - и, соответственно, выяснить, нужны ли на него права - представляется очень затруднительным. У большинства таких транспортных средств максимальная скорость ограничена отметкой 25 км/ч, а для этого вполне достаточно маломощного мотора.

ВАЖНО: Мы ни в коем случае не призываем Вас нарушать закон и правила дорожного движения! Думайте о своей безопасности и обязательно соблюдайте ПДД!


Электросамокат: какие штрафы могут быть выставлены за езду без прав?

Если Вы будете задержаны сотрудником ГИБДД при управлении электросамокатом с мотором 250W и более, к Вам будет применена административная ответственность. Это:

    Штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей;

    Отстранение от управления транспортным средством с доставкой последнего на штрафную стоянку. Забрать его оттуда сможет только гражданин, обладающий водительским удостоверением.

Кстати, для управления электросамокатом не обязательно иметь права именно категории «М»: подойдут любые права более высоких категорий. К примеру, «В» - обычные права, позволяющие управлять автомобилем - вполне сгодятся.

Права на электросамокат: мифы и ЧаВо

У самоката электрический мотор, поэтому права не нужны!

Это было актуально до весны 2014-го, пока в законодательстве не закрепили чёткое определение мопеда или скутера, упомянув про электрические двигатели. Более того, даже тогда сотрудники ГИБДД могли настаивать на предъявлении прав, ссылаясь на простой прецедент: для управления электромобилем нужны те же права, что и для вождения машины с двигателем внутреннего сгорания.

Можно ли ездить на самокате без прав, не выезжая на проезжую часть?

Действительно: пока Вы не выехали на дорогу общего пользования, Вы не являетесь участником дорожного движения и можете осуществлять движение без водительского удостоверения. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем не садиться за руль мощного электросамоката без прав, во избежание неприятных неожиданностей и конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

В настоящий момент (16.05.2017) права на мобильный электротранспорт в России не нужны.

Об этом свидетельствует ответ ГИБДД на запрос члена комитета Госдумы по транспорту и строительству, лидера движения «Убитые дороги» Александра Васильева.


В настоящее время, согласно ПДД, транспортное средство (даее – ТС) – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. К ТС относятся, в частности, автомобили, мотоциклы, мопеды, тракторы и самоходные машины, а также велосипед и прицеп. Кроме того, в ПДД внесли изменения, касающиеся обычных (не электрических) самокатов: они должны передвигаться по тротуарам и выезжать на проезжую часть только в крайних случаях. При этом появляются новые транспортные средства, которые пока не получили никакого статуса в российском законодательстве. Поскольку правила пользования этими средствами нигде не закреплены, многие катаются на них по тротуарам, по дорогам, а также в общественных местах. К такому транспорту относятся: сегвей, гироскутер, моноколесо, электрические самокаты
Страны Европы и США уже давно обозначили в ПДД сегвеи, гирокутеры и электросамокаты, как транспортные средства. Использование персонального электротранспорта жестко регламентируются. Например, максимальная скорость для таких средств колеблется в разных странах от 18 до 25 километров в час. Они уже в магазинах продаются с ограниченной скоростью в соответствии с законом. В России же можно передвигаться с гигантской скоростью, и это очень опасно
При движении по проезжей части водителю таких средств возможно необходимо иметь страховой полис, шлем и водительское удостоверение. Эксперты считают, что и на велосипедных дорожках владельцам электротранспорта не будут рады, поскольку это массивное средство будет мешать велосипедистам.
На основании вышеизложенного, прошу Вас рассмотреть вопрос о целесообразности:
1. урегулирования статуса указанного электротранспорта в качестве вида транспортного средства;
2. внесения изменений в ПДД с учетом популяризации данного вида транспорта среди населения;
3. определения мер ответственности владельцев электротранспорта, в случае дорожных происшествий;
4. определения зон и скорости передвижения электротранспорта.


ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N~ 1090 (далее - Правила), с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколес, электрических самокатов. С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения
роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать
относящиеся к ним соответствующие требования. В случае нарушения данных требований лицом, использующим для передвижения указанные средства, его действия могут быть квалифицированы
по статьям 12.29 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного внесение предлагаемых Вами изменений в Правила полагаем нецелесообразным.

Врио главного государственного инспектора
безопасности дорожного движения
Российской Федерации

П.И. Бугаев

Стоит обратить внимание, что уже начали появляться случаю . Поэтому, скорее всего, скоро ситуация изменится.

Всех, кто имеет счастье пользоваться индивидуальным транспортом на электротяге, а также тех, кто планирует в ближайшем будущем приобрести электровелосипед, сегвей или электросамокат, интересует вопрос о необходимости получения на него водительских прав. Особенно остро этот вопрос стал подниматься после Постановления Правительства РФ 2014-го года, которое коснулось многих владельцев электротранспорта.

В упоминаемом документе не только впервые на федеральном уровне было дано определение электровелосипеда, но и определялись параметры электротранспорта, который теперь необходимо считать мопедами. Согласно документу, любое двух- или трехколесное транспортное средство, имеющее электродвигатель мощностью свыше 250 Вт и не более 4 кВт, считается мопедом. При этом уточняется, что регистрация ни для электровелосипедов, ни для мопедов не нужна.

Так нужны права на электросамокат или нет?

Так как ни одного слова об электросамокатах в упомянутом постановлении не было, то их владельцам не стоит беспокоиться о необходимости иметь права – ничего не изменилось. Если вы не нарушаете правил использования электросамокатов, не выезжаете на проезжую часть или шоссе, права не требуются. Тем не менее, это не освобождает владельцев этих транспортных средств от соблюдения осторожности при езде.

Надеемся, теперь у вас не возникнет сомнений при ответе на вопрос – нужны ли права на управление электросамокатом? Используйте свой электросамокат ежедневно, чтобы быстро добраться на работу, получайте удовольствие от прогулок и радость от эксплуатации этого изящного, легкого и экономичного средства передвижения.

Предлагаем еще один материал, посвященный .

Редактор

"Все записи"

El-Sport fast speed electric bike 3000W 72V/26Ah

Цена: 199,900 руб

На улицах можно встретить все больше колесных средств передвижения на электрической тяге. Эти транспортные средства используются для катания, но иногда и на проезжей части можно увидеть сегвей или гироскутер. Электрические же самокаты вообще частные гости на дорогах в летний период.
В данной статье мы рассмотрим вопрос, нужны ли права на сегвеи, гироскутеры и другие колесные транспортные средства на электрической тяге.
Каждое из рассматриваемых транспортных средств рассчитано на передвижение одного человека в режиме катания, а не для передвижения по проезжей части. Посмотрим, как к передвижению на сегвеях и гироскутерах относятся действующие правила дорожного движения , и главный вопрос – нужны ли права для езды на сегвее или гироскутере.

Виды индивидуальных средств передвижения с электромотором

Вы наверняка встречали на улицах сигвеи и гироскутеры. Обычно их можно взять напрокат в местах массового отдыха горожан. Эти аппараты могут развивать приличную скорость, они различаются по мощности и техническим характеристикам.

Сегвей - транспортное средство на двух крупных колесах, оборудованное рулем. Наиболее мощное из рассматриваемых в данной статье. Максимальная скорость до 50 км/ч. В некоторых странах используется для перемещения полицейский нарядов при патрулировании в пешеходной зоне.

Гироскутер – по сути площадка для ног наподобие скейтборда, оборудованная двумя небольшими колесами. Не оснащается рулем. Управляется наклоном тела или отдельной ноги. Скорость передвижения и мощность невысокие.

Моноколесо – устройство аналогично гироскутеру, однако колесо крупное, оно одно, и находится между площадками для ног. Управление также происходит наклоном тела вперед и в стороны.

Электрический самокат – классический самокат с электронной тягой. Обычно не имеет сиденья. Размер колес небольшой. Максимальная скорость до 50 км/ч.

Учитывая невысокую стоимость данных транспортных средств, количество их постоянно увеличивается.

Как ПДД рассматривают сегвеи, гироскутеры и т.п.

На конец 2016 года специальных определений и категорий для вышеуказанных транспортных средств в правила дорожного движения не внесено. А значит, классифицировать их можно только по существующим категориям ТС. Процитируем ПДД:

ПДД РФ:

"Велосипед " - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Мопед " - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

"Мотоцикл " - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, если транспортное средство не подпадает под определение вышеуказанных транспортных средств из ПДД, оно точно не требует водительских прав. То есть моноколесо, не имеющее двух колес, водительских прав для езды точно не требует.

Однако и разрешения на езду по тротуарам и пешеходным зонам у водителей таких транспортных средств нет. Для движения безрельсовых транспортных средств предназначается проезжая часть:

ПДД РФ: "Проезжая часть " - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Как же классифицировать сегвеи, электросамокаты, гироскутеры? Эти транспортные средства имеют два колеса и электрический двигатель, следовательно, могут рассматриваться как велосипеды, или мопеды, в зависимости от мощности электродвигателя и максимальной конструктивной скорости.

  • менее 0,25 кВт , а максимальная скорость ниже 25 км/ч велосипед .
  • Если мощность электродвигателя более 0,25 но менее 4 кВт , а максимальная скорость ниже 50 км/ч , такое транспортное средство рассматривается как мопед .
  • Если максимальная конструктивная скорость транспортного средства выше 50 км/ч , оно с точки зрения ПДД будет являться мотоциклом при любом установленном двигателе.

Таким образом, когда ГИБДД решит навести порядок в движении рассматриваемых нами транспортных средств, оно будет отталкиваться прежде всего от их паспортных характеристик. При это правилами дорожного движения не предусматривается обязанность для водителей таких транспортных средств (кроме мотоциклов) документы на них. Видимо это и является главной причиной того, что сотрудники ГИБДД не пытаются наладить передвижение сегвеев, гироскутеров и электрических самокатов в соответствии с ПДД. Кроме того, движение этих транспортных средств по проезжей части значительно увеличит количество пострадавших в ДТП, ведь водитель не защищен конструкцией транспортного средства.

На практике мощность выше 0,25 Квт имеют лишь некоторые сегвеи и электросамокаты. Максимальная их скорость также ограничена обычно 50 км/ч. Следовательно, мощные сегвеи и электросамокаты рассматриваются ПДД как мопеды, и не могут двигаться по пешеходным зонам и тротуарам. А вот гироскутеры имеют двигатель мощностью менее 0,25 кВт, поэтому подпадают под класс велосипедов, и они на тротуарах желанные гости, при этом допускается и их движение и по велодорожкам, и по краю проезжей части.

Если Ваше транспортное средство имеет электродвигатель мощностью выше 0,25 кВт , оно по действующим на 2016 год ПДД относится к мопедам . Это значит, что для управления им нужно действующее водительское удостоверение категории М (либо любой другой категории). Если сотрудник ГИБДД остановит при управлении таким сегвеем или гироскутером лицо без прав, он вправе привлечь его к ответственности и выписать штраф за езду без прав , который составляет до 15 000 рублей. Если транспортное средство принадлежит родителям, и они передают его ребенку «покататься», родителям грозит штраф за передачу управления лицу без прав , штраф по данному нарушению составляет 30 000 рублей.

Где можно ездить на сегвеях и электрических самокатах

Поскольку, как мы ранее выяснили, многие рассматриваемые средства передвижения принадлежат к классу мопедов, на них распространяются все те же требования ПДД, что и для мопедов. Для маломощных гироскутеров действуют правила велосипедов:

ПДД РФ: 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!