Женский журнал Ladyblue

Способы поощрить сотрудника, не повышая зарплату

Метод поощрения в науке является самой привлекательной темой. В интернете имеется миллион источников о нем. О нем пишут народ, классики педагогической науки, современные ученые, студенты. Несмотря на это достоверного объяснения данного метода до сих пор нет. «Поощрение как метод… на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки», - пишет С.А. Гутман . Даже роль поощрения понимается противоречиво. Некоторые говорят, что нельзя поощрять воспитанника, другие, наоборот, переоценивают его значение. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Российского педагогического университета им. А.И. Герцена С. Братченко выступает против применения поощрения. «Если мы хотим, чтобы ребенок руководствовался собственным разумом и нравственным чувством, - пишет он, - нельзя хвалить его. Умело пользуясь поощрениями и похвалой, можно подчинить своей власти ребенка не менее жестко, чем строгим наказанием, заставить его поступать именно так, как хочет педагог, или родители, или группа сверстников, мнение которых в определенной ситуации может оказаться самым главным. Власть, она ведь может достигаться разными способами. В конечном счете не так уж важно, почему человек привыкает подчиняться чужой воле… Из страха, что его накажут, или из опасения, что не похвалят. Важно, что он не свободен, не развит как самостоятельная личность, способная принимать решения и отвечать за них» .

Однако в реальной жизни поощрение широко применяется. Поощряют президенты, главы администраций, общественные организации, директора учебных заведений, классные руководители, учителя, родители, товарищи, члены жюри и т.д.

Что же такое поощрение? В «Российской педагогической энциклопедии» на этот вопрос дается следующий ответ: «Поощрение – вид моральной санкции: положительное воздействие авторитетного лица, к.-л. общественного органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т.п.) и засвидетельствования их одобрения» . Однако этот ответ не является полным и сам вызывает вопросы: а) почему воздействие только авторитетного лица? Неавторитетный человек разве не может поощрять? 2) почему только посторонние поощряют? Разве человек сам себя не может поощрять?

На наш взгляд, поощрение – это способ закрепления усвоенного содержания педагогического процесса путем положительной и стимулирующей оценки возможностей воспитанника.

Механизм воздействия поощрения в системе педагогического процесса объясняется следующими обстоятельствами:

Оно указывает правильность действий, поступков, поведения, деятельности человека;

Вызывает чувство удовлетворения;

Активизирует личность, поднимает его настроение, заряжает энергией, способствует формированию движущей силы;

Вызывает положительные эмоции: радость, гордость, уверенность, желание, укрепляет здоровье;

Улучшает взаимоотношения людей, создает благоприятную атмосферу в коллективе и т.д.

Народ понимал значение поощрения. «Доброе слово человеку – что дождь в засухе» говорится в русской пословице. «Я не сомневаюсь, - писал Д. Локк, - что этот метод …будет сам по себе оказывать большое действие» .

В применении поощрения необходимо соблюдать определенные требования.

1. Поощрение должно быть заслуженным. «Педагогической цели достигнет поощрение, заслуженное ребенком, его физическим и нравственным усилием» . Заслуженное поощрение воспринимается воспитанником как награда за труд и вызывает удовлетворение, стремление к совершенству.

Как определить заслуженность поощрения?

Во-первых, заслуженное поощрение воспринимается не только самим воспитанником, но и его окружением, вызывая у них восхищение, гордость, иногда даже ревность, желание быть таким, как он. «Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива» .

Признаком заслуженности поощрения, во-вторых, является то, что поощряется не только достижение, но и усилие, желание, стремление добиваться успеха. «Не успех, а усилие заслуживает награды», - писал английский писатель Джон Рескин . Поощрение усилия приведет к успеху.

В-третьих, поощрение с авансом (то есть незаслуженное поощрение) может быть заслуженным, если оно способствует улучшению воспитанника. Интересный пример можно привести из жизни народного поэта Башкортостана, Героя Социалистического труда Мустая Карима. Он писал: «Один досадный случай на всю жизнь врезался в мою память. Шел районный слет юных корреспондентов. На заключительном вечере я прочитал свое стихотворение. Потом один солидный дядя, подводя итоги слету, начал без меры хвалить меня. Он говорил, что мои стихи известны не только в Кляше и в райцентре Чишмы, но уже и в самой Уфе. Мне было отлично известно, что в Чишмах меня слушали впервые, да и то не внимательно, а в Уфе о моих стихах вообще не имеют понятия. Я сидел, опустив голову, как будто украл, присвоил чужое, мне неположенное» .

В данном случае поощрение сделано с авансом. Оно воспринято Мустаем, несмотря на то, что он «сидел, опустив голову». Если бы не было этого «незаслуженного» заслуженного поощрения, он, может быть, не стал бы всемирно известным поэтом. Данное поощрение ему указал путь в литературной карьере, заставил трудиться, чтобы заслужить поощрение с авансом.

В-четвертых, поощрение, сделанное с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, как правило, бывает заслуженным. «Коня хвали через месяц, жену – через год», - гласит башкирская пословица. Это означает, что прежде, чем поощрять человека, необходимо внимательно изучать его, установить соответствие данного поощрения его характеру. Человека пассивного, неуверенного, подавленного при первой же возможности надо стараться поощрять. Другого, у которого появились симптомы зазнайства, высокомерия, не надо торопиться поощрять. Все это будет заслуженным и правильным.

Незаслуженное поощрение приводит к отрицательным последствиям. Ребенок легкомысленно будет относиться к жизни, привыкнет к поощрениям. Трудности, наказания у него вызовут истерику, стресс, апатию. Незаслуженное поощрение иногда превращается в наказание. Такой ребенок ощущает неприязнь со стороны товарищей, изолируется, замыкается. Ему присваивается прозвище «любимчик учителя». Наглядным и ярким примером превращения поощрения в наказание является «Золотая малиновая ветка». «Среди множества престижных наград в области кинематографа есть одна, получение которой может стать мини-трагедией для каждого истинного творца, - пишет «Комсомольская правда». – Речь идет о «Золотой малине». Ею ежегодно отмечаются худшие работы в нескольких категориях. Присуждение происходит как раз накануне торжественного вручения «Оскаров» .

2. Не надо поощрять человека за то, что ему дается легко, без особых усилий. Одним из примеров, свидетельствующих о нарушении данного требования является конкурс красоты, где призовые места определяются по природным показателям человека. Титулы «Мисс красоты» люди получают без особого труда. Конкурс «Учитель года» также проводится с нарушением вышеназванного требования. Поощряются не те педагоги, которые действительно добиваются высоких результатов в воспитании детей, а те, кто хорошо танцует, проводит урок в незнакомом классе, одним словом, выделяется формальными показателями. Присуждение им премий, почетных званий ориентирует остальных учителей на формальную работу.

Поощрение, полученное без напряженного, честного труда, отрицательно сказывается на характере как воспитанника, так и его окружающих. «Жизнь убеждает, - писал В.А. Сухомлинский, - если ребенок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным» .

3. Поощрение должно не только закреплять усвоенное, но и стимулировать активность воспитанника в будущем. Правильное поощрение вызывает движущую силу: интерес, желание, стремление. Человек становится активным, деятельным. «Похвали человека – он годы свернет», - говорит пословица. Активность обеспечивается разными мотивами. Некоторым движет желание получить награду. Отрицать, в то же время переоценивать такой мотив нельзя. Его надо использовать на начальном этапе, чтобы потом заменить более важными социально значимыми мотивами. Других активизирует мотив подтверждения полученного поощрения. В этом отношении интересным является поведение М. Карима. «Всегда принимаю награду с тревогой, сомнениями, так как в будущем это накладывает на тебя еще большую ответственность, - пишет он. – Считаю, что любая награда – мерило и оценка твоего труда. Главное – не опозорить этих наград и почестей, двигаться дальше, не останавливаясь в пути. Впереди так много дел» .

Поощрение, как правило, вызывая уверенность, активизирует личность. Это особенно заметно на примере закомплексованных, подавленных, потерявших надежду людей. Поэтому в работе с ними педагогу необходимо найти повод для применения данного метода.

Следует отметить, что поощрение одного человека активизирует и его окружающих.

Активности можно достичь, и поощряя самого себя. Поэтому к самооценке надо научить воспитанника. Такой человек испытывает огромное удовольствие от собственных успехов. Он, не дожидаясь внешних стимулов, продолжает активно совершенствовать себя. У него развитие становится стабильным, интенсивным. Некоторые отмечают, когда спортсмен хвалит себя за удачные действия, он играет лучше.

4. Материальное вознаграждение, использованное при поощрении, не должно вызывать у воспитанника стремления к наживе. В противном случае такое поощрение может испортить личность. Он, как наркоман, будет думать только о богатстве. Ради материального вознаграждения может использовать не честные, даже преступные способы, действия. У него могут появляться наглость, ложь, хитрость, эгоизм, жестокость и другие отрицательные черты характера. Духовная сторона у такого человека будет отставать в развитии. Наглядным примером этого является помещик Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Он постоянно собирал хлам, никому ненужный мусор. Из-за жадности, несмотря на огромное богатство, жил в бедноте. А ведь причиной такого развития явилось то, что когда-то в воспитании его неумело использовалось материальное поощрение. Оно способствовало вытеснению из психики духовных начал. Несколько веков назад Джон Локк писал: «Нужно тщательно избегать поощрения детей путем награждения их вещами, которые им нравится. Кто дает своему сыну яблоко, или пряник, какой-либо другой из наиболее любимых им предметов этого рода с целью заставить его сидеть за книгой, тот только поощряет его любовь к удовольствиям и потворствует этой опасной склонности, которую надлежало бы всеми средствами обуздывать и подавлять в нем. … Чтобы сделать из него хорошего, разумного и доброжелательного человека, нужно научить его противостоять своим влечениям и отказывать в удовлетворении своему пристрастию к богатству, щегольству, лакомству и прочему, когда разум советует, а долг требует противоположного»

Однако некоторые родители до сих пор за успешную учебу своих детей награждают ценными вещами. В таких случаях стремление учиться заменяется стремлением получать материальное вознаграждение, что является опасным последствием педагогической ошибки родителей. Воспитанные таким образом дети безжалостны, ради богатства убивают родителей, бросают или продают собственных детей, грабят, воруют и т.д.

Поучительными примерами правильного восприятия метода поощрения являются следующие факты. Некоторые участники телешоу «Поле чудес» отказываются от приза, предпочитая игру. Они получают удовольствие не от приза, а от интеллектуальной работы. Есть учителя, которые, несмотря на маленькую зарплату, ни под каким предлогом не уходят из школы. Они говорят, что готовы работать даже бесплатно. Конечно, это фанатизм. Однако такие люди вызывают уважение.

5. Необходимо соблюдать научно обоснованную частоту поощрений. Каждое достижение не должно поощряться. В противном случае у человека возникнет привыкание к поощрениям, что чревато отрицательными последствиями. Он будет выполнять только действия, поручения, за которых будет материальное или моральное поощрение. Без них он проявлять активность не будет. Он напоминает животного, выступающего в цирке. Без приза – пищи животное не подчиняется дрессировщику. Из-за привыкания к поощрениям у воспитанника формируются такие отрицательные черты, как иждивенчество, пассивность, эгоизм, вещизм, равнодушие к людям и т.д. «Если мы будем каждый раз ждать благодарности за свои труды, то многократная головная боль нам обеспечена», - писал Карнеги .

Следовательно, должна быть обоснованная периодичность применения поощрения. А как определить это?

Во-первых, надо выявить внутреннее состояние человека на данный момент. Если он стал немножко: а) пассивным, чем вчера; б) неуверенным или подавленным; в) проявил сверхспособность; г) неожиданно добился успеха, то его надо обязательно поощрять. И поощрять до тех пор, пока у него не исчезнут перечисленные минусы или достигнутые успехи не стали привычными. И каждый раз, когда минусы возобновятся, повторить поощрение, найдя какой-то повод. Однако при этом надо стараться менять виды поощрения. Их разнообразие предупреждает искусственность действий педагога, обеспечивает новизну ситуации, впечатлений.

Поощрять надо кого-то и тогда, когда в классе появляются неорганизованность, равнодушие, расхлябанность. Для вывода коллектива из такой ситуации надо создавать героев. А на третьей стадии развития коллектива поощрение становится редким. В таком коллективе «каждый за всех, все за одного». Поэтому отношение коллектива, повседневное положительное влияние его на индивидуум, развитая самооценка каждого избавляет воспитанника от повседневного, внешнего стимулирования.

Таким образом, нет и не должно быть графика, расписания поощрений. Педагог, отлично владеющий педагогической теорией, сам определяет кого, когда, за что, как поощрять.

6. При поощрении необходимо использовать адекватные средства. У башкир пословица есть: «и пуговица, и верблюд – подарок». «Дареному коню в зубы не смотрят», - говорят русские. Ценность представляет не сам подарок, а отношение, оценка, признание, уважение. Моральные виды поощрения придуманы народом именно из-за этих педагогических соображений. Поэтому надо научить воспитанника наслаждаться такими поощрениями, как занесение на Доску почета, объявление благодарности, вручение почетной грамоты, открыток, присвоение почетных званий, поручение более ответственных общественных поручений и т.д. Их надо выбирать с учетом индивидуальных особенностей человека.

Наглядным примером выбора неадекватных средств при поощрении является телевизионная игра «Поле чудес». За случайное попадание на слово «приз» при вращении …, за угадывание слова по буквам после многократных попыток дают дорогие подарки, даже автомобиль. Ведь участники довольно часто не помнят даже условия задания, а случайно называют одну из 33 букв. Для этого особого ума, способностей не надо. Игроки незаслуженно обладают такими дорогими подарками. Таким образом, «Поле чудес» учит участников и зрителей страны неправильно применять метод поощрения.

Метод поощрения применяется не изолированно от других методов. Он, например, сочетается с рикошетом. Он положительно влияет не только на человека, кого непосредственно поощряют, но и окружающих его людей. И у них появляется желание быть поощренным, из-за чего начинают совершенствовать себя. Окружающие люди хотят быть похожими на героя. Значит, появляется метод подражания. Поощрение часто сочетается с одобрением. Одобрение, противовес утверждениям отдельных ученых, не является видом (или формой как они называют) поощрения. «Одобрение – простейший вид поощрения», - пишет И.П. Подласый . Одобрение – самостоятельный метод педагогического процесса. Если в нем поощрение не присутствует, то в поощрении одобрение содержится, что свидетельствуют о сочетаемости этих методов.

Поощрение может применяться и с методом бумеранга. Особенно это наблюдается тогда, когда поощряют своих товарищей активисты класса: староста или организаторы того или иного мероприятия. Как известно, поощряющий всегда выступает как субъект педагогического процесса и, поощряя других, сам тоже воспитывается.

Таковы основные положения правильного выбора и умелого применения метода поощрения.

Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются.

Попробуем разобраться

Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему?

Если вам непонятны предпочтения ребенка, советую поиграть в «жетоны радости». Вырежьте из бумаги небольшие кружочки, нарисуйте на одной стороне улыбающееся личико, а на другой в конце каждого дня кратко записывайте, что сегодня больше всего порадовало вашего ребенка. Вскоре перечень стимулов будет готов.

Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».

Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.

Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во‑первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во‑вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

Спасают суррогаты

«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» - волнуются взрослые.

Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками…

Возникает замкнутый круг: ребенок ведет себя так, что поощрять его не за что, но без поощрений его поведение не улучшится. Уменьшится невротизация ребенка - снизится и потребность в суррогатах.

Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля - все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнем прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.

Сравнения не уместны

«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» - возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, - и все без толку…»

Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

На заметку

Дети могут запомнить то, что с ними происходило в два года, на всю жизнь, установили канадские ученые. Долгое время существовало убеждение, что мы себя помним не раньше 4 лет. Но наблюдения ученых из Ньюфаундлендского университета за детьми 2–4 лет показали ошибочность этих предположений. Ребенок уже в 2 года вполне может запомнить многое из происходящего с ним. Главное – подробно обсуждать с ним эти события. И – увы! – неприятные случаи запечатлеваются в мозгу малышей намного прочнее, чем радостные события.

Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.

Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании - забываем? Поощрения и похвала для детей - аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!

Стимул для «трудных»

Советую учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.

И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны - им облегчают задачу, а с другой - стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.

«А как поощрять? - часто спрашивают родители. - Ему ничего не нужно. Лишишь мультика - в ответ: «Ну и ладно!»

Без конфет и мороженого вполне обходится. На днях его в цирк не взяли. Сначала расстроился, а теперь и не вспоминает».

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.

Для демонстративных детей главный стимул - общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.

Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.

А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет.

В воспитании детей я не сильна, у меня их пока нет. Но, думаю, надо ребенка поощрять и не обманывать его ожиданий. Помню, девочкой я мечтала о собаке. Мама говорила: вот окончишь на отлично первый-второй-третий класс, тогда куплю тебе щенка. Но я так его и не дождалась. Обидевшись, стала хорошисткой. Сейчас думаю, а что было бы, поощри меня мама, как обещала? Вдруг не кто-то, а я стала бы основателем «Майкрософта»…

В ряде компаний широко применяется система штрафов за несвоевременное или некачественное исполнение заданий. Эффективность подобных мер сомнительна. Согласно научным данным, только 11% людей адекватно реагируют на наказания. Связано это с тем, что нормальному здоровому человеку свойственно вытеснять из сознания все неприятные мысли и воспоминания. Кроме того, наказания часто воспринимаются как несправедливые. Что касается поощрений, то они достигают своей цели в 89% случаев. Так что, совсем нерадивого сотрудника лучше просто уволить (20% людей являются неисправимыми лентяями от природы) и активно награждать лучших. Тот, кто ничем выдающимся себя не проявил, просто останется без награды.

Виды поощрения сотрудников

Все виды стимулирования персонала можно разделить на два типа:

  • регулярные – периодическое премирование всего штата работающих, благодарность сотруднику за выполнение планов и т.д.;
  • разовые – вознаграждение, выданное всему коллективу в честь знаменательной для компании даты, подарок какому-либо сотруднику за достижения в профессиональном соревновании и т.д.

Информация о постоянных видах поощрений персонала и условиях их получения должна быть указана в договорах трудовых отношений и в правилах внутреннего распорядка компании. Разовое поощрение документально оформляется представлением к вознаграждению или докладной запиской, сведения о награде заносятся в трудовую книжку работника (статья 66 ТК РФ).

Меры поощрения, применяемые к сотрудникам, могут быть различны. Вознаграждения подразделяются на материальные, правовые и моральные. То, какой из способов обладает большей эффективностью, зависит от сопутствующих обстоятельств. Меры материального поощрения чаще представляют собой денежное премирование или ценный подарок. Если обратить внимание на актуальные потребности работника, то эффект от приза будет значительным. Подарок лучше соотнести с непосредственной деятельностью человека. Например, самый активный менеджер месяца может быть награжден комфортным креслом. Методы правовых поощрений – это в основном смягчения к требованиям трудового распорядка.

Так, отличившемуся работнику предоставляется право на дополнительный день к очередному отпуску или сокращение длительности рабочего дня в определенный день недели и др. К моральным мерам поощрения относят вручение грамот, благодарственных писем, установление информации об активисте на доске почета и проч. Возможные способы мотивации сотрудников вознаграждениями отличаются друг от друга в компаниях разных направлений.

Способы поощрения сотрудников


Начисляйте премии

Материальный способ поощрения за лучшую работу всегда был наиболее действенным. Однако он имеет свои недостатки. Если премии выплачивать ежемесячно, они воспринимаются как часть зарплаты. Если ежегодно – действует почти математический закон: «эффективность вознаграждения обратно пропорциональна квадрату времени его ожидания». То есть, длительное ожидание награды может свести на нет ее эффективность. Чтобы сгладить действие этого закона, ежегодная премия должна быть очень большой – в четыре-пять раз больше оклада.

В западных компаниях все чаще применяется другое решение – базовый оклад выплачивается еженедельно, а премии и бонусы – в конце месяца. По российскому законодательству, заработную плату можно выплачивать не чаще, чем два раза в месяц, значит, оптимально начислять премии раз в два месяца или в квартал.

Во время собраний публично хвалите сотрудника

Благодаря этому у сотрудника сложится ощущение, что его признает не только руководство компании, но и другие люди, чье мнение для него важно (ближайшие коллеги, работники смежных подразделений, подчиненные, если они у него есть). Но обратите внимание: коллектив присоединится к признанию, только если будет уверен, что сотрудник действительно его заслуживает. Поэтому, поощряя сотрудника, обязательно объявляйте, чем конкретно он отличился (перевыполнил план на 25 %, успешно поработал наставником для новичка). Тем самым Вы мотивируете и других членов коллектива следовать примеру коллеги.

Если у Вас нет возможности публично поблагодарить сотрудника в устной форме, опубликуйте поздравление в корпоративной газете (причем можно сделать это за подписью гендиректора, чтобы придать признанию больший вес) или вывесите на корпоративном сайте. Либо поместите на Доску почета фото лучших сотрудников вместе с краткими справками об их трудовых достижениях. Почему признание окрыляет. Стремление человека заслужить уважение, получить одобрение другими людьми входит в «пирамиду потребностей» американского психолога Абрахама МАСЛОУ, занимая в ней четвертую ступень (после физиологических потребностей, стремления к безопасности и желания быть принятым социумом, быть любимым). Другими словами, когда сотрудник получает признание, он удовлетворяет одну из своих важнейших потребностей.

Просите специалиста иногда участвовать в важных совещаниях


Пусть он представляет на них свое подразделение вместо шефа. Цель та же – дать ему возможность почувствовать, что он у руководства на особом счету, пользуется доверием. А чтобы сотрудник не комплексовал из-за того, что ему придется выступать наравне с топ-менеджерами, попросите его шефа на первое совещание сходить вместе со своим подчиненным и помочь ему освоиться.

Переведите передовиков на «гибкий график» работы

По мере возможности, давайте людям распоряжаться своим временем. Например, далеко не все сотрудники по роду своей деятельности должны присутствовать в офисе «от звонка до звонка». Если работник уже заслужил ваше доверие, определяйте для него только сроки выполнения задания, а время и место – пусть выбирает сам. Многие специалисты «при прочих равных» отдают предпочтение той работе, где есть возможность гибкого графика.

Введите бесплатные обеды

Это не только забота о сотрудниках и их здоровье, но и экономия времени. Так же совместные обеды дают возможность обменяться шуткой-другой или обсудить проблему.

Обеспечьте уютную обстановку в офисе

Дайте возможность каждому сотруднику обустроить свое рабочее место по своему желанию. Пусть они чествуют себя комфортно. Это относится как к рабочим местам, так и к другим помещениям.

Предоставляйте дополнительные выходные дни

Ничто так не радует рабочую лошадку, как дополнительное свободное время: оплаченный выходной в середине недели или на пару-тройку дней увеличенный отпуск. Вернувшись, сотрудник с удвоенной энергией возьмется за дело. К тому же, работа «на износ» невыгодна экономически – страдает качество, растет риск болезни…

Дарите подарки, предварительно выяснив предпочтения сотрудников.


Абонемент в фитнес-клуб, билеты в театр или даже туристическая поездка «за счет фирмы» наглядно покажет лучшим сотрудникам, как вы их цените. Правда, если речь идет о спортивном абонементе, следует заранее поинтересоваться, как именно человек предпочитает укреплять здоровье. Быть может, вместо фитнес-клуба ему больше подойдет бассейн или даже прыжки с парашютом?

Отмените дресскод

Если ваша компания не работает напрямую с клиентами – вопрос одежды не должен даже возникать.

Выделите бюджет на покупку полезных мелочей

Выдайте сотрудникам небольшие суммы денег, которые они могут потратить по своему усмотрению на что-то связанное с работой. Это могут быть книги или прикольный гаджет на рабочий стол или упаковка экзотического чая. 50 баксов потраченные таким образом принесут больше пользы, чем увеличение зарплаты на ту же сумму.

Обеспечьте сотрудников быстрыми компьютерами и лучшим софтом

Это стоит денег, скажете вы. Стоит, но гораздо меньших, чем зарплата программиста. Повышение производительности даже на на 10-15% отобьется в течение нескольких месяцев.

Организуйте корпоративные праздники

Усилия гениев-одиночек зачастую малоэффективны без слаженной команды. Поощряйте не только отдельных тружеников, но и целые отделы (или весь коллектив фирмы). Способов существует множество: корпоративные праздники, выезды «на природу» (в загородные дома отдыха), футбольные матчи между отделами, лыжные походы или просто застолья в офисе по разным поводам – все зависит от фантазии и финансовых возможностей. Если в вашей компании сложится дружная кАмпания людей, объединенных не только работой, это только поможет делу.

Расширьте соцпакет, введите дополнительные льготы

Например, в виде исключения Вы можете позволить специалисту работать по гибкому графику или добавить в его соцпакет услуги, которые недоступны остальному персоналу: договориться с банком-партнером о льготном ипотечном кредите, разрешить бесплатно пользоваться продукцией собственного производства.

5 интересных способа поощрения на примерах


1. Звание «Адвокат дьявола»

В компании «Генезис» такую награду присуждают по итогам квартала юристу, который выиграл наибольшее количество судебных дел или с успехом защитил интересы клиента в сложном процессе. Идею названия награды почерпнули из одноименного фильма. Поэтому статуэтка, которую получает лучший юрист, отлита из платины в виде фигуры героя Аль Пачино, кричащего на своего сына-адвоката (персонажа Киану Ривза) и указывающего ему, что делать. Сотрудники воспринимают награду как шутку, но отличиться приятно каждому.

2. Приз из «черного ящика»

Компания «Планета Недвижимость» устраивает недельные конкурсы, чтобы взбодрить или поддержать сотрудников в напряженные периоды, – например, конкурс на самое большое количество звонков или заключенных договоров, на нахождение самой маленькой квартиры или самого дорогого дома. В офисе стоит корзинка, куда сотрудники кидают записки с пожеланиями относительно призов (билеты в театр, набор для бритья, посещение спа-салона и т. д.). После определения двоих-троих лауреатов очередного конкурса записки вытягиваются из корзинки, и победители получают выпавшую награду.

3. Билеты в кино или дельфинарий

В компании «Пронто-Медиа» HR-отдел ежемесячно придумывает для персонала необычные номинации, такие как «Душка», «Интеллектуал», «Юморист» и даже «Зануда месяца». После обсуждения с топ-менеджерами кадровики по электронной почте объявляют о старте голосования. Все желающие опускают листок с именами номинантов в специальный ящик на ресепшене. Имена победителей объявляются в последнюю пятницу месяца также посредством электронной рассылки. Затем генеральный директор компании приходит на рабочее место лауреата и вручает ему приз – например, билеты в кино (или в театр, или в дельфинарий). При этом работник сам выбирает, в какой именно кинотеатр и на какой фильм пойти. Компания компенсирует стоимость билетов из HR- или маркетингового бюджета.

4. Звание «Лидер»

Сеть магазинов Nordstrom, Inc. награждает званием «Лидер» работника, перевыполнившего план. Он получает грамоту, новую визитку с надписью «Лидер» и оплаченный ужин в ресторане на двоих. К тому же на весь следующий год победителю предоставляют 33-процентную скидку на все товары компании (это на 13 % больше стандартной скидки для служащих). Соревнование по продажам, которое повысит мотивацию и привлечет новых заказчиков.

5. Образование и личный рост

Компания Time Warner покрывает 100 % стоимости курсов, связанных с работой, а также 75 % стоимости других курсов. А вот фирма Pitney Bowes предлагает сотрудникам на выбор курсы по архитектуре, гольфу, шитью, кулинарии, рисованию или фотографии.

Ошибки, из-за которых признание не даст результата


Приводим основные ошибки и предлагаем, как их устранить.

  • Неудачно выбрана форма поощрения. Решая, каким образом выразить сотруднику признание, руководство не учитывало склад его характера или жизненные интересы.

Пример: На нефтехимическом предприятии итоги конкурса «Сотрудник года» решили подвести во Дворце культуры на праздновании Дня химика. Победительница, будучи человеком, крайне застенчивым, на сцену выходить не хотела, а когда все-таки вышла, то раскраснелась, на вопросы ведущего отвечала сбивчиво, а уйдя за кулисы, расплакалась. Поощрительное мероприятие превратилось для нее в настоящую пытку.

Как исправить: перед тем как поощрить какого-либо сотрудника, узнайте у непосредственного руководителя, каков человек по характеру, что его увлекает.

  • Награды вручают слишком часто или большому числу людей. Это нивелирует их ценность в глазах сотрудников, которые начинают воспринимать их как нечто дежурное.

Как исправить: ужесточить критерии, присуждать награды только лучшим из лучших. Если же Вам необходимо поощрить одновременно многих членов коллектива, то лучше использовать не индивидуальные, а коллективные формы признания.

  • Мероприятия, на которых чествуют лучших, плохо организованы. Сотрудников не устраивает время их проведения или формат, поэтому они их пропускают.

Как исправить: провести опрос и выяснить, что именно не нравится людям в публичных формах поощрения.

  • О заслугах сотрудников, которых поощряют, никому не сообщают. Их поступки не пропагандируются в компании как пример правильного поведения.

Как исправить: попросить всех линейных руководителей информировать своих подчиненных о поступках, которые заслуживают подражания. Это можно делать через корпоративные СМИ, на профсоюзных мероприятиях, совещаниях у руководства.

Заключение

Все поощрения работников за труд должны быть оформлены надлежащим образом. Только в этом случае они позволят достигнуть запланированного эффекта – повышения мотивации сотрудника к дальнейшему совершенствованию своего труда. Не последнюю роль играет и доведение информации о награждении до общего сведения. Поощрение сотрудников – это элемент воспитания у них ответственности и стремления к здоровой конкуренции с коллегами. Комбинируя меры материального и морального вознаграждения, можно добиться повышения производительности труда, а следовательно, повышения приносимой сотрудниками прибыли.

Дети, как и взрослые, идут на компромисс, но нужно лишь найти точку соприкосновения. Вместо наказания, убеждения или жесткого контроля можно установить систему поощрения. Награда для ребенка является побуждающим действием к сотрудничеству. Но стоит ли хвалить его постоянно или давать материальное вознаграждение? Но как поощрять ребенка в семье и нужно ли платить за хорошую учебу?

Как правильно поощрять свое чадо

Даже взрослый человек не захочет выполнять сверхурочную работу, а дети тем более. Но обещание о вознаграждении всегда мотивирует человека к необходимому поведению. Это весьма естественно.

1. Хвалить необходимо поступки, а не ребенка. Ежедневные хвальбы могут привести к завышенной самооценке, в то время, как наказания – к заниженной. Вот примеры: дочка собрала игрушки, то стоит сделать акцент именно на чистой комнате и порядке, а не на ее выполненной работе. Такие методы ободрят детей в следующий раз сделать еще лучше.

2. Указывать на чувства ребенка при достижении цели. Сначала стоит сосредоточиться на удовольствии, получаемого от выполнения той или иной работы. Любое достижение наполняет жизнь маленького человека радостью и восхищением. Когда дитя научилось кататься на велосипеде, нужно сказать: «Я рада, что ты сделал это и теперь ты доволен собой».

3. Деньги на потом. Ребенок, который знает, что получит деньги за уборку или вымытую посуду, всегда будет стараться закончить работу быстро и некачественно. В таком случае, детям главное получить обещанную сумму. Поэтому важнее всего, чтобы малыш ощущал удовольствие от того, что есть возможность помочь взрослым или познать что-то новое. Дошкольнику лучше вообще не давать денег и не платить за любую деятельность. А вот когда он начнет ходить в школу, то разрешается его немного финансировать в качестве карманных денег на мелкие расходы и учебу.

4. Нельзя хвалить за обычные вещи. Детские психологи утверждают, что не стоит считать социальную жизнь ребенка чем-то уникальным. Если любимое чадо совершил естественный поступок: убрал за собой чашку или застелил постель, то не надо бежать к нему с восхищающими фразами как «ты даже застелил кровать» или «ты у меня такой молодец». Эта система посеет в малыше сомнения в своих силах и в то, что родители не верят в него. Ему стоит понять, что некоторые вещи требуется делать без дополнительной похвалы.

Иногда поощрения вредят детям

Награда должна стимулировать ребенка, но при этом не портить отношения с родителями.

1. Малыши начинают искать одобрения, когда они знают, что получат поощрение. Они будут пытаться всеми силами понравиться окружающим и произвести на них впечатление, что отодвинет учебу на второй план, вместо того, чтобы получить удовольствие от самого процесса. Существует шанс вырастить эгоиста, если постоянно ему твердить, что он самый лучший ребенок в мире и позже придется рассматривать меры наказания деньгами или изменить тактику в воспитании раньше.

2. Ни в коем случае не стоит прибегать к похвале через унижение другого ребенка. Эти способы выглядят как: «Ты вылепил с пластилина животное намного лучше, чем Саша». Детям за поощрение не обязательно соревноваться с кем-то, пусть лучше они постараются в следующий раз сделать что-то хорошее и лучшее, чем было до этого.

3. Каждый раз, оплачивая любое «хорошее» поведение своего чада, он привыкает и понимает, как манипулировать взрослыми, чтобы получить любое поощрение. В таком случае, ребенок будет отличным учеником, внуком или сыном, но это только игра и послушность здесь поверхностная. Это большая ошибка в воспитании детей, ведь подкупая малыша, не стоит ожидать от него честности.

Денежное вознаграждение: быть или не быть

Практически все психологи уверены в том, что родные люди не обязаны оказывать благодарность за выполненную работу в денежном эквиваленте. Особенно это негативно влияет на маленьких детей, которые начнут воспринимать это как должное и они изменят свое отношение к семье, в общем. Если с самого раннего возраста приучить малыша, что лишь за материальное состояние можно получить внимание, то не следует, потом ждать от них хорошего поведения в более зрелом возрасте.

Если в семье есть несколько малышей школьного возраста, то отличной мотивацией повлиять на учебу в школе является мелочь. Но благодаря этому способу малыш начинает неправильно представлять, как платят за труд взрослым. В основном, дети решают, что деньги всегда можно получить при хорошем результате. И позже начинаются проблемы, когда становится ясно, что даже за идеально проделанную работу можно и не получить большую сумму. Каждый родитель имеет право самому решать, как правильно поощрять ребенка и каким способом. Лишь на собственном примере они смогут донести своему сыну или дочке как трудно заработать деньги и как их следует тратить. Некоторые применяют в воспитании другие меры как наказания деньгами, но эта система иногда не срабатывает, тем самым негативно влияя на учебу.

Чем заменить деньги

Многие родители уверены в действенности системы поощрения, но вот платить ребенку за правильное поведение они не готовы, и не хотят. В таком случае, можно постараться найти другой более удобный способ, чтобы не применять наказание. Вместо монет берутся яркие фигурки или пуговицы, которые ребенок получает после выполнения работы. К примеру, за уборку в своей комнате система разрешает дать три пуговицы, которые необходимо складывать в специально отведенное для них место: баночку или коробочку.

Стоит помнить, что награда должна быть в пределах разумного. Ребенок должен стремиться за неделю заработать на что-нибудь большое или он просто откажется от всей этой затеи. Поощрением может выступить совместный поход в детский развлекательный центр или поход на мультфильм в кинотеатр. Но даже этот тип поощрения не всем приходится по душе. Некоторые его противники уверены, что такие награды сделают детей чрезмерно избалованными, которые будут послушными лишь тогда, когда будут уверены, что в результате получат все необходимое. Также необходимо учитывать характер и индивидуальность детей, на которых некоторые виды и вся система поощрения в целом не действует. Похвала должна применяться поэтапно и осторожно, ведь слишком частые поощрения могут повлечь за собой обязанность родителей, которые не смогут больше выйти из этой игры. Все благие намерения нужно подавать аккуратно, иначе избежать избалованности малыша и будущего наказания.

Индивидуальный подход к каждому ребенку


Иногда родители забывают, что каждый малыш – это личность, независимо от того входит ли он в число одаренных детей или забросил учебу на некоторое время, все его действия устремлены на познание чего-то нового и интересного. Именно за это качество можно и нужно применять определенный тип поощрения. Результат может быть совсем не такой, какой ожидают взрослые, но главное, чтобы дети стремились достичь желаемого и старались. Даже если рассмотреть учебу, то один ребенок может быстро выполнить поставленную задачу, в то время как второй столкнется с трудностями. Сам факт оценивания повысит настроение малышу от проделанной работы, поэтому он будет пытаться открыть что-то новое в дальнейшем.

Часто некоторые родители используют разный тип наказания как слова или шлепок для ребенка, если он разбивает, или ломает какую-то вещь, пока пытается сделать работу. Это действует как тип наказания, которым можно запугать детей, которые побоятся в следующий раз проявить свое желание помочь, или справиться с поставленной задачей. Маленький член семьи должен чувствовать себя комфортно, поэтому нужно сделать так, чтобы наибольше позитивных эмоций он получал именно от процесса, а не от окончательного результата его действий. Самым лучшим вариантом является поручение более сложной работы, к которой он уже готов и слова поддержки. Когда взрослые поймут, что их дети уже полностью самостоятельные и могут брать на себя ответственность за свои поступки, то и чадо начнет проявлять себя, доказав свою способность быть опорой без награды или наказания.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!