Женский журнал Ladyblue

За что отвечает кратковременная память. Некоторые приемы и упражнения

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод : были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов . Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем .

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
  • по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Собственная внутренняя память является важнейшим психическим процессом. На протяжении всей жизни мозг человека воспринимает, перерабатывает, хранит и воспроизводит различную информацию, некоторая часть которой сохраняется в воспоминаниях недолго, другая часть может быть воспроизведена даже через несколько лет. С чем связаны такие особенности процесса запоминания? Это, в первую очередь, обусловлено тем, что у человека есть 2 совершенно разных вида памяти:

  1. долговременная;
  2. кратковременная.

Именно от этих видов зависит, какая информация будет храниться в коре головного мозга всего лишь несколько минут, а какая будет «запечатлена» там на долгие годы.

В психологии бытует мнение, что на процесс запоминания и усвоения, а также на объёмы, которые способны удерживать кратковременная и долговременная память, во многом влияет генетическая предрасположенность.

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

  • кодирование . Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
  • хранение . Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9. Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память . Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память . Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Краткосрочная память

В основе термина лежит убеждение, что памятъ можно разделить на две отдельные системы: краткосрочную и долговременную. Предполагается, что краткосрочная память обладает ограниченной вместимостью (материал утрачивается через несколько секунд или минут). Этот материал закрепляется в краткосрочной памяти через повтореиие, а затем либо утрачивается (забывается), либо отбирается для переноса в долговременную память. Одной из моделей, в которой проводится различие между краткосрочной и долговременной памятью, является модель памяти Аткиисопа-Шиффрина.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Краткосрочная память" в других словарях:

    Краткосрочная память - (англ. short term – короткий срок, memory память) система памяти, получающая и оперативно обрабатывающая новую информацию с тем, чтобы использовать её для решения текущих проблем и направить её затем на длительное хранение в долговременную память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (short term memory) система памяти, собирающая новую информацию. Также называется рабочей памятьюОбщая психология: глоссарий

    КРАТКОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ (или ХРАНЕНИЕ) - См. память, краткосрочная … Толковый словарь по психологии

    Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией …

    Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в П. к. считается обращение на него внимания.… … Большая психологическая энциклопедия

    Память кратковременная - (краткосрочная) – форма памяти, обеспечивающая кратковременное сохранение и воспроизведение информации, поступающей от органов чувств и из долговременной памяти. П. к. обеспечивает существование информации во время ее переработки в мозговых… … Словарь дрессировщика

    краткосрочная - См. Память кратковременная … Словарь дрессировщика

    Конопляный понедельник

    Sen Similya - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

    Конопля (наркотик) - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

Любой человек на протяжении жизни накапливает определенные знания, умения, которые ему необходимы для жизнедеятельности. Что возможно лишь благодаря памяти, являющейся важнейшей функцией психологии. Нередко у людей происходит нарушение данной функции в результате сбоя работы головного мозга. Данная статья расскажет о том, что такое кратковременная и долговременная память, и почему происходит временная потеря запомненной информации.

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память также носит название оперативной, поскольку она на протяжении дня остается загруженной и имеет тесную связь с интеллектом человека, так как люди, тренирующие данную функцию головного мозга, являются наиболее развиты.

Наибольшая информация, поступающая в нее, сохраняется не более 7 секунд.

Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом. При регулярном повторении, активном поддержании она переходит в долговременную. Большинство информации, поступающей в наш головной мозг, забывается, уступая при этом место той информации, которая находится в долговременных ресурсах. К основным характеристикам кратковременного удержания информации относятся:

  1. Переход информации на долговременное хранение.
  2. Информация, находящаяся в «кратковременном хранилище» быстро угасает.
  3. Ее объем довольно ограничен.

Виды потери памяти

Временная потеря памяти может быть разных видов, к наиболее распространенным относятся:

Синдром потери кратковременной памяти

Нередко возникает синдром потери кратковременной памяти, при котором наблюдаются не только нарушения мнемонических функций головного мозга, но и личностные нарушения. Чаще всего данное состояние возникает из-за нарушения структуры головного мозга, его симптомами являются:

  • понижение памяти;
  • снижение интеллекта;
  • ослабление состояния аффекта.

Больные чаще всего страдают полной утратой памяти, ложными воспоминаниями, снижением кратковременной памяти. Они не могут отличить второстепенное от главного, у них присутствуют бестактные выражения, наблюдаются неэтические поступки.

Причины потери памяти

Кратковременная потеря памяти возможна не только у пожилых людей, но и у молодых, она имеет следующие причины:


Можно ли улучшить кратковременную память?

Каждый человек индивидуален и имеет свои мнемонические особенности. Некоторые лучше воспринимают информацию на слух, некоторым необходимо зрительно увидеть объект. Данные особенности не являются нарушением, поскольку на протяжении жизни способ получения и сохранения информации может усовершенствоваться. Существуют несложные рекомендации, позволяющие улучшить процесс сохранения информации, например:


Методы лечения

Для того, чтобы быстрей восстановить данную функцию, необходимо при первых же признаках обратиться к невропатологу, который, после проведенного обследования, назначит адекватное лечение. Если же причины кроются в травмах, отравлениях, то терапия проводится на основе устранения причин, вызвавших данное состояние.

Кратковременная память неплохо лечится при помощи медикаментозной терапии или психотерапии.

На сегодняшний день для восстановления данной функции широко используется гипноз, который позволяет восстановить утерянные факты.

Медикаментозное лечение

Среди медикаментозных препаратов, от которых улучшается кратковременная память, выделяют:


Принципы питания

Большое значения для улучшения памяти играет правильно сбалансированное питание, которое должно включать в себя богатое содержание витаминов группы Е, В, ненасыщенных жиров, глюкозы. Данные элементы помогают восстановить утратившиеся мнемонические функции, они содержатся в:

  • орехах;
  • яйцах;
  • цельном зерне;
  • жирных сортах рыбы;
  • меде.

Простые способы улучшения памяти

К наиболее простому и быстрому способу улучшения относится физическая активность, которая играет важную роль не только для запоминания информации, но и для ее извлечения путем стимулирования притока крови к головному мозгу.

Усиленное кровообращение и повышенный пульс, которые формируются из-за физической нагрузки, не только приводят к укреплению мышц, но и улучшают психические функции, интеллектуальные способности, обостряют внимание.

Не менее простым способом является жевание жевательной резинки, которое из-за активной работы челюстями улучшает запоминание информации. Ученые предполагают, что во время жевания происходит увеличение числа сердцебиений, повышается кровоток, усиливается выделение инсулина, стимулирующего функционирование зон головного мозга, отвечающих за запоминание и сохранение информации.

Профилактические мероприятия

Для того, чтобы не возникали проблемы с сохранением информации, необходимо правильно относится к своему здоровью. Важно контролировать вес, не допускать высокого давления, так как у людей с ожирением, повышенным давлением ухудшается состояние головного мозга. Кроме того, важно следить за рационально составленным питанием, необходимо ежедневно гулять на свежем воздухе. Также, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:


Временная потеря памяти нуждается в немедленном лечении у невропатолога, только при соблюдении правильного образа жизни, полноценного питания и всех его рекомендаций можно избавится от данной проблемы.

Человек живет в мире сплошной информации. Причем под информацией понимается не только словесные и письменные значения, но и окружающие предметы, вещи, люди, которые имеют свое значение, создают ситуации, заставляют человека включать свою память. Кратковременная память всегда является необходимой. Если вам нужно что-то запомнить на короткий промежуток времени, чтобы потом воспользоваться этой информацией, это называется кратковременной памятью. Однако не всегда удается все сразу запомнить. И здесь нужно воспользоваться упражнениями, которые позволяют улучшить кратковременную память.

Зачем человеку нужна кратковременная память? Чтобы ответить на данный вопрос, следует разъяснить определение рассматриваемого явления. Кратковременной памятью называется способность ума запоминать информацию на данный момент времени с целью ее дальнейшего использования. В отличие от долговременной памяти, вы запоминаете не для того, чтобы использовать данную информацию спустя месяцы и годы, а для того чтобы воспользоваться ею сейчас.

Приведем примеры, когда нужна кратковременная память:

  • Вы пишите под диктовку, поэтому слушаете и запоминаете то, что говорит учитель, чтобы потом отобразить сказанное на письме. При этом вы задействуете долговременную память, когда вспоминаете, как пишутся отдельные слова и какие правила грамматики нужно применять.
  • Вы запоминаете цены отдельной категории товаров, чтобы их сравнить и выбрать, где товар выгоднее купить.
  • Вы слушаете собеседника, чтобы понять его мысли, поэтому используете услышанную информацию для построения своих мыслей.
  • Вы интересуетесь прогнозом погоды, чтобы решить вопрос о том, как одеться на улицу.

Кратковременная память нужна для запоминания информации, важной на данный момент времени. Однако с ней тоже возникают трудности. Человек не может запомнить информацию, запоминает ее частично и даже неправильно. Вот почему возникает трудность в том, чтобы ею воспользоваться..

Что такое кратковременная память?

Уже из самого названия можно определить, что такое кратковременная память. Ее отличие от долговременной памяти заключается в продолжительности сохранения информации. При кратковременной памяти нужно запомнить информацию на несколько секунд или минут. Так, нередко ею пользуются учащиеся, когда списывают: они считывают информацию со шпаргалки, запоминают ее, а потом выражают на листе бумаги.

Кратковременная память – вид памяти, при которой человек запоминает информацию на короткий промежуток времени. После того как человек ее запомнил и использовал по назначению, информация может быть забыта. Однако в некоторых случаях информация, которая хранилась в кратковременной памяти, уходит в долговременную – когда вы можете ее воспроизвести спустя месяцы и годы.

При кратковременной памяти информация используется единоразово на сегодняшний момент. Запоминается лишь та информация, которая необходима сейчас. Кратковременную память человек использует постоянно и повсюду. Можно вспомнить об информации, которую вы уже давно усвоили, однако, используя кратковременную память, вы соизмеряете ее необходимость в данный промежуток времени. Насколько целесообразными становятся ваши знания в данный конкретный момент? Именно этим занимается кратковременная память, когда используется долговременная.

Кратковременная память влияет на сообразительность человека – когда он может быстро ориентироваться в пространстве и использовать знания из долговременной памяти, которые необходимы в конкретный промежуток.

Кратковременная память у детей способна включать до 5-6 элементов, в то время как у взрослых – до 7-8 элементов. Однако эти цифры относительные. Нередко у взрослых людей плохо работает кратковременная память. А вот у детей в дошкольном возрасте с кратковременной памятью все в порядке. Именно ее развитие способствует тому, какой будет она в будущем и насколько развитой будет долговременная память.

Почему возникают проблемы с кратковременной памятью?

У каждого взрослого человека отмечается ухудшение кратковременной памяти – когда человек не способен запомнить частично или полностью информацию, которая с ним контактировала буквально несколько секунд или минут назад. В чем же проблема такого возникновения? Существует множество причин, почему страдает кратковременная память:

  1. Поражения, травмы головного мозга. Если человек болеет какими-то болезнями головного мозга, это может влиять на способность запоминать.
  2. Психические нарушения. Патологические нарушения также сказываются на работе головного мозга. Так, при шизофрении развивается проблема с запоминанием информации.
  3. Старческая или просто пожилой возраст. Здесь ухудшается память из-за развития различных болезней, нарушений и атрофических процессов.
  4. Употребление наркотических веществ или спиртных напитков, воздействие химикатов или ядов. При интоксикации человек теряет способность нормально запоминать информацию.
  5. Хроническая усталость. Попробуйте что-либо запоминать, если вы не спали двое суток или очень сильно устали, хотите спать или настолько измотаны, что вас более ничего не интересует.

Современный человек очень уставший, поэтому данный фактор становится самым частым. У человека плохо работает не только кратковременная, но и долговременная память, поскольку он мало отдыхает, постоянно устает, изматывает себя работой и прочими обязанностями.

  1. Неправильное питание. Когда организм не получает нужных витаминов и элементов, то и организм не может работать эффективно.
  2. . Данный фактор в сочетании с постоянной усталостью и бессилием приводит к тому, что человек становится беспомощным. Во время стресса сужается зрение восприятия ситуации. Человек занимается лишь тем, чтобы защитить себя бегством или ступором, а не решением проблемы, когда и нужно использовать кратковременную память.

Работа кратковременной памяти достаточно ограничена тем объемом, который она в себя способна вместить. Однако именно она влияет на работу долговременной памяти. Кратковременная память не «резиновая», поэтому она запоминает лишь то, что считается важным на данный момент времени. В зависимости от того, что человек запоминал сейчас, эта информация поступает в долговременную память.

Следует отличать информацию из подсознания и долговременную память. В подсознание записывается все, что человек видел, слышал, с чем сталкивался. Однако в долговременную память записывается все, что человек сознательно запоминал и использовал в кратковременной памяти.

В долговременную память уходит значимая информация, а также та, которую человек несколько раз слышал, видел, чувствовал. Для функционирования кратковременной памяти нужно быть сознательным и активным. Для эффективного запоминания человек должен быть внимательным и не отвлекаться на другие процессы. А рассеянность внимания часто встречается во время усталости.

Как улучшить кратковременную память?

Каждый человек хотел бы улучшить свою память. Для улучшения кратковременной памяти можно воспользоваться многими упражнениями:

  1. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно ее представить. Мозг воспринимает не слова и цифры, а образы. Запоминая информацию, представляйте ее в образном виде.
  2. Делать ассоциации. Некая информация должна быть связана с тем, что вам уже хорошо знакомо и известно. К примеру, цифру два можно запомнить по тому, что она напоминает плавающего лебедя.
  3. Повторять. Чтобы информация ушла в долговременную память, ее нужно много раз повторить. Однако повторять нужно правильно. Для запоминания информацию нужно несколько раз повторить после ее усвоения, а потом несколько раз повторять в последующие дни ежедневно. Не нужно запоминать за один день, поскольку это не эффективно. Нужно несколько дней потратить на повторение нужной информации.
  4. Свяжите новую информацию с какой-то деятельностью. Легче всего запомнить то, что для вас значимо в процессе решения какой-то задачи или проблемы. Не пытайтесь запомнить сухой материал. Лучше всего запоминать ту информацию, которую вы тут же применяете в ходе своей деятельности.

Современный человек не понимает всю значимость тех слов, которые он говорит другим людям. Понимание того, что можно говорить все что угодно, а потом отрекаться от своих слов, позволило многим людям не следить за тем, что они произносят. Однако все имеет значение. Ведь, как известно, даже словом можно убить. Но убийство будет происходить не на физическом уровне, а на эмоциональном или духовном. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите и как ваши слова влияют на других людей.

Древние люди мало говорили, но много слушали. В чем полезность данного правила? Пока вы молчите, у вас есть шанс обдумать свои слова. Неизвестно, откуда у вас возникает желание сказать то или иное слово. Однако если вы промолчите, то другие люди не узнают того, от чего вы потом захотите отречься. Но в данном случае вам уже не придется перед кем-то оправдываться или кого-то обижать. Вы не сказали ничего такого, чего на самом деле не хотели говорить, а значит, вы просто забываете об этом, не обижая ни себя, ни других людей.

Пока вы думаете над правильностью и нужностью своих слов, другие люди вам о чем-то говорят. Лучше послушайте то, что они вам говорят, нежели прерывать их и подбирать слова, чтобы доказать свою правду, которая может оказаться неважной и неуместной. Что вам говорят окружающие? Они вам говорят о своих желаниях, о том, что думают, чувствуют. Порой говорится что-то неприятное и даже лживое. Однако люди сами потом будут отвечать за свои слова, хотя многие уверены в том, что за слова можно не нести ответственности. При этом подумайте сами, вы получаете полезную информацию о том, что думает и хочет другой человек. Разве это не лучшее, что мог бы вам дать другой человек?

Сказанные вами слова оставляют раны и врезаются в память. Не думайте, что люди не слышат вас и не запоминают то, что вы говорите. Вам может показаться, что вы всего лишь шутили или говорили ерунду, а для другого человека ваши слова оказались более чем серьезными, значимыми. Он запомнил все, что вы ему сказали, хотя вы уже сами обо всем забыли.

А что происходит с человеком, если вы ему говорите нечто неприятное? Вы можете даже извиниться за сказанное, однако память не подчиняется воле людей, поэтому она запоминает все обидные слова, которые вы говорили. А вам нужно, чтобы другой человек волей-неволей помнил обо всем обидном, что вы ему говорили? Если нет, тогда зачем вы говорите то, за что потом будете раскаиваться и извиняться? Партнер вас может простить, но память может этого не сделать, периодически напоминая своему хозяину о тех обидных речах, которые были обращены в его адрес. А для чего вам нужно, чтобы человек вас прощал, но все равно хранил в памяти обидные моменты?

Используя данную информацию, можно вывести формулу по улучшению кратковременной памяти: включайте эмоции. Неважно, отрицательные или положительные эмоции вы испытываете, запоминается информация в любом случае. И запоминается информация всегда хорошо, когда человек испытывает какие-то при этом.

Как в итоге улучшить кратковременную память?

Чтобы кратковременная память всегда работала хорошо, нужно ее тренировать ежедневно. Как вы держите в тонусе мышцы путем постоянных физических тренировок, так и память нужно развивать. Ежедневно запоминайте любую информацию, даже самую ненужную. Пытайтесь запомнить, а через пару минут воспроизвести. Такие тренировки вскоре скажутся на вашей способности запоминать более серьезную и важную информацию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!