Женский журнал Ladyblue

Застывшая поэзия. Ретна

Здравствуйте уважаемые читатели блога « »!

Очередная тема моего исследования – каллиграфия. С одной стороны это продолжение темы «», но если графология касается нашего естественного, сформированного привычкой почерка, то каллиграфия – это уже искусство письма.

Основной метод, который будем использовать в исследовании – синоптическое чтение , о котором можно прочесть в моей книге « ».

Суть метода: создание избыточной информации из различных источников. Источниками послужат книги и информация Интернет. Далее эту информацию структурируем, выделяем важнейшие блоки, находим базовые книги и более глубоко их изучаем.

Результат – получаем общее представление о предмете, рассмотренное с разных сторон, системно.

Ассоциации с каллиграфией

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «каллиграфия»?

Не ошибусь, что это будет какой-либо иероглиф написанный кистью китайским или японским мастером.

Что-то подобного типа:

«Давайте пить чай» мастера Sogi Hazama (1926—1994 г).

Или каллиграфическая надпись.

Возможно, также красиво писал главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Башмачкин Акакий Акакиевич, всю жизнь служивший переписчиком бумаг «в одном департаменте».

Кто-то вспомнит надпись на открытке:

Для кого-то каллиграфический шрифт – это заглавные буквы, например в сказках:

Что же такое на самом деле – Каллиграфия?

Этимология слова

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия - искусство изображения слова».

Более поэтично: «Каллиграфия - это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу » (В. В. Лазурский).

Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.

Типы каллиграфии

Существует три основных типа каллиграфии:

Римская или Западная,

Арабская,

Китайская или Восточная.

История каллиграфии

История каллиграфии — это история и самих орудий письма, это и история эволюции искусства .

К орудиям письма можно отнести: тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах.

Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке.

У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства.

Из Китая каллиграфия пришла и в Японию (это где-то V век нашей эры — период зарождения каллиграфии в Японии обозначен не так четко). Позже японцы адаптировали китайские иероглифы до родного языка.

В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

В древности получить высокую государственную должность можно было только после успешной сдачи императорского дворцового экзамена – и каллиграфия являлась одним из основных условий успеха, наряду со знанием канонических трактатов по философии.

История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.). Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.

Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.), Римское капитальное письмо (I-V вв.). Унциальное письмо (IV-VIII вв.), Полуунциальное письмо (VI-IX вв.), Готика, текстура (XI-XV вв.), Ротунда, швабское письмо (XV в.).

Описать историю каллиграфии в одной статье практически невозможно, поэтому я отсылаю читателей к книгам, о которых речь пойдет чуть ниже.

Скажу лишь, что до 1440 года, когда был изобретен печатный пресс, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Каждая копия книги переписывалась писцом вручную. Материалом служил пергамент или калька, а писали при помощи птичьего пера и чернил.

Для своей печатной машинки Иоганн Гутенберг выбрал готический стиль. Он стал первым шрифтом в книгопечатании.

С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии.

По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.

Первые европейские книги шрифтов

Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 — 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму ). Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития.

Известную книгу образцов шрифта «A Booke Containing Divers Sortes of Hands» («Книга, содержащая разные виды шрифта ») издали два автора - И.Бошезн и И.Бэльдон , в Лондоне, предположительно в 1571 году.

Первой французской книгой была работа Жака де ля Рю «Exemplaires de plusieurs…» («Несколько образцов... .»), изданная в Париже в 1569 году.

Леонард Вагнер (1454 — 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу LProba centum scriturarum (Образцы ста писем ).

Столетие спустя наиболее известным стало имя Яна ван-ден-Вельде , чья книга «Speieghel der Schrijfkonste» («Зеркало искусства шрифта ») вышла в Роттердаме в 1605 году.

Книга Джорджа Шелли «Natural Writing» («Естественный шрифт ») была издана в Лондоне в 1709–1714 годах.

Джордж Бикгем написал книгу «Universal Penman» («Универсальный мастер шрифта »), которая вышла в Лондоне в 1743 году.

Выдающиеся образцы каллиграфии были известны и на Руси, начиная с "Остромирова евангелия » (переписано в 1057 году дьяконом Григорием).

Каллиграфия в настоящее время

Каллиграфия в обычной жизни уже не имеет прежнего значения, люди практически перестали писать от руки. Но, тем не менее, красивое письмо имеет свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике .

Современные каллиграфические шрифты неограниченно разнообразны, изменяются плотности, наклоны, пропорции, жирности, декоративности шрифта. Для каждой цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи.

Возникает вопрос — а нужна ли каллиграфия в эпоху компьютерных технологий?

Разве, что подписать от руки открытку к юбилею. Печатным шрифтом –это не очень хорошо для такого случая. Нужен красивый почерк, имитирующий каллиграфический.

Конечно, красиво писать можно и с помощью компьютера. Но это уже не творчество, раскрывающее человека. Ведь когда человек пишет, он мыслит, думает не только о содержательной части, но также и о внешней, выразительной части написанного. Мы творим сердцем, душой и рука это инструмент этого творчества.

Каллиграфия, игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

О почерке как индикаторе характера и индивидуальности написал в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».

Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал ». Издательство: «Наука». 1978 г

У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:

— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не вызывает раздражение у читающего;

— дисциплинирует мысль во время письма;

— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;

— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;

— говорит в пользу вашего характера.

Усилить аргументы в пользу красивого почерка можно вспомнив записи в медицинских карточках, которые делают сотрудники медицины.

Анекдот в тему: Врачи вышли на забастовку к зданию мэрии и свои требования написали на транспарантах. Но власти города не смогли их прочитать.

Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования .

А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.

В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.

Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса , пробудить способность к восприятию искусства.

Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было Отрывным.

Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе.

В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).

Хотя правильнее было бы учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.

Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений - тем дают пёрышко!

Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.

Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером - усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.

Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько на своих занятиях учит:
Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, «иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».

Работаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как водители-чайники, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.

При каллиграфии всегда идет этот счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас тоже есть неполная замена перу – перьевая ручка. Когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

Когда же мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь.

В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга.

Обучение каллиграфии

Прежде чем перейти к обзору книг по каллиграфии, дам несколько ссылок на сайты, где можно обучиться этому искусству.

Школа Каллиграфии была создана Петром Петровичем Чобитько в 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

3. Курс «Каллиграфъ » , позволяющем за три недели сделать детский почерк одновременно красивым и быстрым.

4. Журнал о шрифте и типографике , языке и времени, людях и визуальных традициях

Занимаясь каллиграфией, однажды вы поймёте, что обрели в этом искусстве способность выражать самые глубокие чувства. На место неистовства, шума и стресса современной жизни к вам придёт спокойствие, гармония и равновесие, вы выиграете умственно и физически.

Книжный обзор «Каллиграфия»

Начну с базовых книг по каллиграфии, затем рассмотрим книги по восточной каллиграфии, книги, посвященные шрифтам и типографике.

Л. Проненко. «Каллиграфия для всех». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013 г

Каллиграфия для всех — книга об искусстве писать красиво. Как пишет сам автор, «Каллиграфия для всех» — это попытка увлечь широкий круг людей искусством красивого письма, помочь овладеть шрифтовой культурой, освоить первоначальные навыки и более сложные приемы работы, познакомить читателя с краткой истории каллиграфии».

Замечу, что данная книга коснется лишь западного типа каллиграфии.

И. Т. Богдеско. «Каллиграфия». Издательство: Агат. 2005 г

Илья Трофимович Богдеско (1923—2010 гг) – российский график, народный художник СССР. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в дальнейшем работал в Молдавской ССР.

В книге рассматриваются правила письма на основе начертаний, какие имели место в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.
Книга адресована обширному кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии.

Методический материал книги, позволяет рассматривать ее как «самоучитель».
Также отмечу, что данная книга касается западного типа каллиграфии.


Клеминсон Р. «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». 45 проектов с пошаговыми объяснениями. «Контэнт». 2008 г

Как написано в названии книги — это проекты с пошаговым объяснением. На примере ниже, видно, что это действительно пошаговое руководство.

«Все о технике. Каллиграфия». Издательство: Арт-Родник. 2012 г.

Здесь подробно изложены все аспекты, которые необходимо знать при изучении каждого стиля и техники. Таким образом, вы сможете свободно освоить навыки каллиграфического письма с помощью кистей, перьев, чернил и прочих инструментов

Мальком Кауч. «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма» . Белфакс (ИД Юнион). 1998 г

Доступный практический курс по творческой каллиграфии для начинающих от основ до более сложных примеров, как современных, так и исторических.

Две книги по искусству иллюминирования.

1. Жанет Мехиген. «Украшаем каллиграфические тексты. Искусство иллюминирования» . Издательство: Контэнт. 2009 г

Богато иллюстрированная книга об искусстве украшения рукописей – иллюминировании.

2. Патриция Картер. «Декоративная каллиграфия. Иллюминирование».

В этой книге рассказывается об иллюминировании самых разных предметов: поздравительных открыток, закладок для книг, экслибрисов, почтовой бумаги, шкатулок, пресс-папье и др. В книге описаны техники золочения, пуантилизма и зеркального переноса узоров.

Д.И. Петровский. «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером» . 2013 г

Книга-альбом по истории возникновения и развития кириллического и латинского письма в течение последних веков Старой и 1–2 тыс. нэ, проиллюстрированной памятниками кириллической и латинской письменности. Подробно изложена теория и практика написания основных каллиграфических исторических почерков (пошибов) в технике ширококонечного пера (даны прописи на миллиметровой бумаге), с анализом написания всех знаков оригинального алфавита и альтернативной адаптацией на противоположную систему письма (кириллизация латиницы и латинизация кириллицы).

Петровский Дмитрий Ильич. Доцент кафедры Графики Северо-Западного института печати, член Союза художников России, член Союза дизайнеров, член Национального союза каллиграфов. 25 лет преподает искусство шрифта и каллиграфии в различных художественных вузах.

Маргарет Морган. «Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия». Арт-родник. 2006 г

Декоративная каллиграфия — это искусство украшения книг, в частности заглавных букв, так называемых буквиц. Искусство было распространено в монастырях в Средние века в Европе.

Буквицы — одна из лучших книг по каллиграфии. Множество цветных картинок. Всё достаточно ясно и понятно описано. Даст примерное представление о строении буквы, а также ее эволюции.

В книге приведены подробные инструкции по созданию буквиц и декоративных шрифтов в шести исторических стилях, включая кельтский, готический и романский.


Чобитько П.П. «Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь». Издательство: Гимназия Св. Василия Великого. 2008 г

Азбуковником называлась давно забытая форма прописей по изучению различных видов древнерусского письма, которыми пользовались на Руси до конца семнадцатого века.

После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам.

Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером.

«Азбуковник» является пособием по основам древнерусского письма, предполагает практические занятия по изучению его основных форм - устава и полуустава. Автором был разработан систематизированный метод написания уставных и полууставных букв, который не нарушает их основы и не только облегчает сам процесс письма, но и способствует изучению и пониманию исторических образцов, их осмысленному копированию.


Ирина Птахова. «Простая красота буквы». Издательство: Русская Графика. 1997 г

Книга, посвящена истории шрифта, последовательно и полно раскрывает перед читателями тайны совершенного дизайна, гармонии и красоты привычной типографской буквы.

Читателю станут понятны исторические связи и пути возникновения новых шрифтовых стилей, их преемственность и самоценность.

Вера Белозерова. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2007 г

Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой рассматривается китайская каллиграфическая традиция как уникальный и целостный культурный феномен.

Освещаются основные этапы развития каллиграфии на протяжении четырехтысячелетней истории, включая XX столетие; представлены технические параметры, художественные особенности и эстетические принципы каллиграфического искусства; исследуется творчество выдающихся мастеров каллиграфии; выявляются закономерности эволюции каллиграфической традиции.

В приложении даны переводы трактатов и специализированный справочный аппарат.

Ребекка Ю. «Китайская каллиграфия — это просто!». Издательства: АСТ, Астрель, Харвест, Кладезь. 2010 г

От издателя: Книга состоит из ряда уроков, по мере изучения которых в вашем сознании сформируется стройная система. Вы будете последовательно изучать штрихи, переходя от самых простых к более сложным. Каждый раз, изучив новый штрих, вы сможете сразу писать все новые иероглифы. И в конце вы уже сможете сформировать фразы.

Цюй Лэй Лэй. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Ниола. 2007 г

Цель настоящего издания — помочь всем желающим, кто хочет овладеть изощренными техниками китайского письма и его различными стилями. Вы узнаете о «четырех сокровищах» китайской каллиграфии: бумаге, туши, тушнице и кистях, научитесь правильно их выбирать и хранить, а главное — постигните основы построения иероглифов.

Соколов В.В. «Тайны китайских иероглифов». Современный литератор. 2009 г

В иллюстративной части издания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов. В богато иллюстрированном издании кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка.

Сторожук А.Г. «Введение в китайскую иероглифику». Издательство: Каро. 2010 г

Четыре книги, имеющие одинаковое название, но разных авторов.

1. В. Соколов. «Китайская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2006 г

В книге кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка. В иллюстративной части книжного и здания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов.

2. Харевский С.В. «Китайская каллиграфия».

В этой небольшой книжке описано как можно приобщиться к искусству начертания китайских иероглифов.

3. Ят-Минг Кэти Хо. «Китайская каллиграфия. Энциклопедия». Издательство: Арт-родник. 2009 г

В книге представлено более трехсот иероглифов, объединенных различными темами – числа, дни недели, времена года, гороскоп, поздравления, праздники, любовь и др. Каждый из иероглифов сопровождается подробных объяснением его смысла и иллюстрациями его прорисовки.

4. Цюй Ли. «Китайская каллиграфия». Издательство: АРТ-РОДНИК, 2010 г.

Пять основных стилей — от самого раннего пиктографического письма до красивых почерков чжуань, хань, уставного и скорописного — представлены в мельчайших подробностях.

Восхитительные иллюстрации сопровождают каждый этап изучения каллиграфии, в конце которого вы сами сможете свободно писать иероглифы.

Приобретенные благодаря этой книге знания вы сможете применить на практике в процессе работы над 15 проектами, каждый из которых станет прекрасным подарком или предметом для украшения дома.

«Живопись и каллиграфия Китая». Издательство: Вэнь У / Вень У. 2004 г

Иллюстрированный альбом предлагает обзор произведений живописи и каллиграфии известных китайских мастеров. Статья содержит краткое описание истории развития жанров и теоретических принципов традиционной китайской живописи, а также некоторые предания из жизни знаменитых каллиграфов.

По китайской классической теории искусства началом для каллиграфии и национальной живописи послужили простейшие рисунки предметов, которые в последствии развились в иероглифы. Общность происхождения, техника и эстетические принципы живописи и каллиграфии обусловили их тесную связь.

Во многих трактатах по искусству говорится: «Каллиграфия и живопись — это различные названия одного и того же явления» . Хороший художник, как правило, был и хорошим каллиграфом. По мнению китайских художников, от прекрасного письма исходит животворная сила добродетели.

«Уставное письмо Кай Шу – каллиграфия». Издательство: Альтекс. 2002 г

Доступное практическое руководство по китайской каллиграфии, с полными техниками написания черт и приложениями образцов написания иероглифов «Чжаю Мэн Фу».
Позволит всем желающим прикоснуться кистью к бумаге, окунувшись в мир Китайской письменности, освоить методы написания основных черт и, в дальнейшем, перейти к более сложным техникам написания иероглифов, так как Кай-шу является только началом...

«Практический курс китайской каллиграфии: 214 ключевых иероглифов». Обучающая программа Издатель: MagnaMedia Developer. 2014 г

Ключевые иероглифы — это базовые иероглифы, из которых состоят все остальные. В учебном пособии даются практические занятия по каллиграфии 214 ключевых иероглифов.

В каждом занятии наглядно демонстрируется каждое движение при написании иероглифа — достаточно взять кисточку или маркер и повторять за преподавателем из КНР Kong Xiankui.

В курсе имеется режим замедленного воспроизведения видео для тех, кто делает первые шаги. Каждый иероглиф рисуется преподавателем вручную по несколько раз.

Три книги для общего развития.

Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потёках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003, с. 251-260.

Книга известного российского востоковеда профессора А. А. Маслова рассказывает об инициациях и мистериях традиционного Китая, связанных с культами бессмертных, путешествиями в загробный мир, погребальными ритуалами и формированием особого духовного климата, где самое обыденное и мирское оказывается возвышенно-священным и наиболее значимым.

Каллиграфии посвящена глава из книги «Каллиграфия: образы иного в потёках туши». с.251-260.

Соколов-Ремизов С. Н. «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений». Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г

Книга нацелена на раскрытие и обоснование нескольких определяющих, по мнению автора, тенденций и направлений в перспективном развитии китайского и японского искусства. Рассматриваются наиболее специфические (и одновременно универсальные) черты дальневосточного менталитета.

Завадская Е. В. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Издательство В. Шевчук. 2001 г.

Книга по истории и искусству Китая. «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - старинный китайский трактат по живописи в переводе Е.В. Завадской.

Книга, посвященная японской каллиграфии.

Еко Такэнами. «Японская каллиграфия. Подробное руководство и правила написания японских иероглифов». Издательство: Арт-Родник. 2010 г

Подробно изложена информация о стилях японской каллиграфии, о правилах написания иероглифов. Страницы книги включают в себя множество хокку, крылатых выражений, красивых фраз. Все это изображено на ярких и красочных иллюстрациях. Большое количество информации по истории японской каллиграфии.

С. Харевский. «Арабская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2007 г

Арабская письменность характеризуется предельно выразительным написанием букв, слов и предложений, Изобилующим декоративными элементами. Это высокое искусство, приобщиться к которому и предлагает читателю эта небольшая книжка.

Виллу Тоотс. «Современный шрифт». Книга. 1966 г

«Современный шрифт» - библия каллиграфа. В книге уделяется внимание как писанию шрифта, так и его рисованию. Большое значение придается типографским шрифтам.

История шрифтов, техника рисования или письма и методика овладения тем или иным, разнообразие шрифтов и их назначение - все эти аспекты подробно рассмотрены в издании.

Таранов Н.Н. «Рукописный шрифт». Издательство: Вища школа. 1986 г

В пособии рассматриваются исторические формы шрифтов. Даются практические рекомендации по созданию рукописных шрифтов и овладению различными инструментами для письма.
Приводятся история и практика писания рукописного шрифта.

Большое внимание в пособии уделяется изучению латинских рукописных шрифтов и переводу латинских шрифтов на русскую основу, а также изменениям, которые претерпевала графика кириллицы с X по XVIII века, и которые проявились в различных видах кириллического письма - уставе, полууставе, скорописи и др.

Геррит Ноордзей. «Штрих. Теория письма». Издатель: Д. Аронов. 2013 г

Геррит Ноордзей - выдающийся голландский шрифтовой дизайнер, типограф, теоретик и педагог. С 1960 по 1990 год руководил курсом шрифтового дизайна в Королевской академии искусств в Гааге.

Знаменитая теория письма охватывает ряд важных для шрифтового дизайна постулатов - от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха с математической точки зрения.

Автор подробно разбирает само устройство письма - штрих, разбивает его на составные: контрапункту, фронтальную линию икривую, вносит в каллиграфию понятия параллельный перенос, расширение и фронт, много исследует, а так же описывает собственные взгляды на развитие письма.

1. А.Кудрявцев. «Шрифт. История. Теория. Практика». Издание: Москва, Университет Натальи Нестеровой. 2003 г

Книга «Шрифт. История, теория, практика» рассказывает о терминологии, рисунке шрифтовой формы, основных начертаниях шрифта; о типографских шрифтах, созданных в разные культурные эпохи, от Ренессанса до XX века, и логически завершается главами об аббревиатурах, товарных знаках, логотипах, шрифтовых плакатах - их содержательных, изобразительных и психологических средствах.
Читая эту книгу, можно узнать не только о том, как развивалась письменность, но и о чем говорили люди той или иной эпохи, что писали этими знаками на бумаге, дереве или камне.

2. А. Г. Шицгал. «Русский типографский шрифт». Издательство: Книга. 1985 г

Книга посвящена истории русского типографского шрифта и практике его применения с середины XVI века и до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам развития современных систем шрифтов и практике их применения в книге, газете и журнале.

3. Воронецкий Б, Кузнецов Э. «Шрифт». Издательство: Художник РСФСР. 1975 г

Пособие «Шрифт» адресовано всем, кто стремится овладеть мастерством шрифта: и художникам, не имеющим специальной подготовки в этой области, и многочисленным участникам художественной самодеятельности.
Авторы дают читателю то общее, что связано с применением шрифта в любой области: понимание закономерностей его форм, методику работы над ним.

4. Я. Чернихов, Н. Соболев. «Построение шрифтов». Учебное пособие. Издательство: Архитектура-С. 2007 г (стереотипное издание 1958 г).

В предлагаемой читателю книге кратко освещены теоретические основы шрифтовой графики и изложены правила и приемы воспроизведения шрифтов и надписей.

Основное внимание уделено вопросам построения букв. Для студентов строительных, архитектурных, художественных вузов и факультетов.


1. Семченко П. А. «Основы шрифтовой графики». Высшая школа. 1978 г

2. Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат». Издательство: Плакат. 1977 г

3. Г. Кликушин. «Декоративные шрифты: Для художественно-оформительских работ». Издательство: Архитектура-С. 2005 г

В настоящей книге собраны декоративные (орнаментированные, каллиграфические, титульные, брусковые, рубленые) шрифты, которые могут быть использованы для художественно-оформительских работ в печати, в наглядной агитации и рекламе.

4. Альберт Капр. «Эстетика искусства шрифта». 1977 г
Книга выпущена к Международной выставке искусства книги в 1977 году.

5. Николай Таранов. «Художественно-образная выразительность шрифтов». Издательство: Перемена. 2000 г

В книге дана развернутая информация об основных видах, понятиях и терминах, применяемых в теории шрифта, рассмотрены вопросы взаимоотношений шрифта и изображения в издании, применения различных видов шрифтов в оформлении книг, журналов, плакатов и других изданий.

Две книги о работе с пером и тушью.

1. Гаптилл Артур Л. «Работа пером и тушью». Издательство: Попурри. 2004 г
Эта книга была написана более 70 лет назад, но сохранила свою актуальность и привлекательность для специалистов (художников и архитекторов), а также (благодаря подробной трактовке всех вопросов - от простейших до самых сложных - и насыщенности иллюстрациями) для широкого круга читателей, пока что менее искушенных в выполнении изображений ручкой и тушью.

2. Карл Глассфорд. «Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет». АСТ, Астрель. 2004 г

Книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит читателя с разнообразными художественными возможностями, которые предоставляет техника работы пером и тушью.

Следующие книги посвящены типографике.

Типографика (от греч. отпечаток и пишу) — искусство оформления печатного текста. Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки. (Из Википедии).

Ян Чихольд. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2012 г

Впервые книга была опубликована в 1928 году в Германии и стала своего рода манифестом современной типографики. Это доскональное и увлекательное исследование охватывает широкий круг вопросов – от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.

Помимо этого, в «Новой типографике» Ян Чихольд формулирует предельно ясные и четкие правила оформления печатных материалов. Последние главы содержат подробные практические указания по верстке повседневных деловых документов – вплоть до рекомендаций по выбору размера бумаги и правильному сочетанию шрифтов. Несмотря на то что описанные в книге стандарты устарели и не используются, а сам Чихольд со временем отказался от многих высказанных идей, издание будет полезно графическим дизайнерам, шрифтовикам, иллюстраторам и верстальщикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей графического и шрифтового дизайна.

Эрик Шпикерман. «О шрифте». Издательство: ПараТайп. 2005 г

Эта книга попытка разъяснить язык типографики читателям, желающим научиться осознанно и грамотно пользоваться шрифтами. Читатель поймёт, почему существуют так много разных гарнитур, как их нужно использовать и почему каждый день их требуется все больше и больше. По сути это не просто перевод, а локализация книги практически все шрифтовые примеры были пересмотрены с учетом существующих на сегодняшний день кириллических шрифтов.

Книга прививает любовь к шрифту (если ее нет), учит тому, что выбор шрифта это всегда сложный и ответственный процесс, акт творчества (если, опять же, вы об этом никогда не задумывались).

Чихольд Я. «Образцы шрифтов». Издательство: студия А. Лебедева. 2012 г

Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне.

Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах. Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях.

Безухова Л.Н., Юмагулова Л.А. «Шрифт в работе архитектора». Издательство: Архитектура-С. 2007 г

Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства, кто учится по специальности «архитектура», «скульптура», кто занят архитектурно-строительной практикой.

Рудер Э. «Типографика». Книга. 1982 г
Для всех, кто хочет заниматься настоящим графическим дизайном. Девятнадцать глав книги демонстрируют разнообразие идей и композиционных возможностей типографики.

В книге можно встретить обилие примеров (в том числе и ставшие известными эксперименты самого Рудера) по применению шрифта - автор использует его такими способами, которые не снились даже профи-дизайнеру, знающему композицию и многое понимающему в своей сфере.

Примеры Рудера - это уже скорее искусство дизайна, а не ремесло, предельный случай, к которому нужно стремиться.


Феличи Джеймс. «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». Издательство: БХВ-Петербург. 2014 г

Во втором издании описаны универсальные технические приемы по работе в новейших версиях основных программ верстки для Mac OS и Windows, шрифты Unicode и OpenType, расширенные наборы символов, методы поиска символов, даны последние сведения по веб-типографике (в том числе CSS3). Книга полезна и доступна не только дизайнерам, печатникам и менеджерам полиграфического производства, но и всем, интересующимся вопросами верстки.

Владимир Лаптев. «Типографика: порядок и хаос». Издательство: Аватар. 2008 г

Анализ типографики, вошедшей в культурное наследие второй половины XX — начала XXI века, базируется на критериях, вынесенных в название книги, — порядке и хаосе. Деление издания на четыре раздела соответствует основным типографским стилям нашего времени: швейцарскому (международному) стилю, «новой волне», «цифровому дизайну» и деконструктивизму, как апофеозу постмодернизма. «Типографика: порядок и хаос», с одной стороны — это временной срез стилевого многообразия, с другой — графический дизайн в лицах.

Книга предназначена для профессиональных дизайнеров-графиков, арт-директоров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.


Александра Королькова. «Живая типографика». Издательство: IndexMarket. 2008 г.

«Живая типографика» посвящена искусству создания книг и является своего рода справочником. Книга адресована, прежде всего, дизайнерам, которые, так или иначе, работают со шрифтами. Но при этом, обилие исторических и технологических справок делают ее интересной для любого человека, который сталкивается в своей жизни с книгами и текстами.


Роберт Брингхерст. «Основы стиля в типографике». Издательство: Д. Аронов. 2013 г

Эта книга является одной из фундаментальных основ не только типографики, но и дизайна в целом. Роберт Брингхерст предоставил всю необходимую информацию о выборе и сочетании шрифтов, о стиле, ритме, гармонии и форме, рассмотрел их историческое происхождение и современное использование.
"Что такое хорошая типографика? Каковы критерии ее качества? Как добиться лучших результатов в оформлении текста? Книга Брингхерста помогает во всём этом разобраться.

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века . Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.

Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79 -рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»

Русский дворец интересов

Центр «Поднебесная» проводит курсы китайской каллиграфии, которые ведут только носители языка, профессионалы своего дела.

Китайская каллиграфия – это жемчужина восточной культуры, неповторимое и, пожалуй, одно из самых удивительных явлений в истории мировых цивилизаций. Это искусство можно сравнить с живописью, поскольку оно богато разнообразием форм и стилей и оказывает тем самым эмоциональное воздействие на человека, и с музыкой, поскольку может передавать гармонию и ритм.

Основное же практическое предназначение – это запись знаков, которые составляют китайскую письменность.

Занятия проводит носитель языка.

Стоимость индивидуальных занятий - 2 200 руб. за 1,5 часа.

Стоимость групповых занятий - 4 800 руб. за 4 занятия в месяц.

* Расписания занятий нет, т. к. ориентируемся на удобное для ученика время.

На курсах китайской каллиграфии в нашем центре вы познакомитесь со следующими аспектами:

    Материалы, которые используют каллиграфы,

    Принципы построения основных черт,

    История иероглифов – длинный путь от старинных знаков до современных,

    Написание иероглифов от самых простых до сложных,

    Распознавание различных стилей письма.

Окончив обучение, Вы сможете создавать парные надписи в стиле кай-шу и каллиграфические свитки. Столь сложные курсы в центре «Поднебесная» ведет профессионал письма Ю Цзя, которая будет не только отличным преподавателем, но и хорошим другом для Вас!

Длительность курсов зависит от того, каким будет обучение – индивидуальным, в том числе на дому, или организованным в мини-группах от двух до семи человек. Позвоните нам, и мы ответим на все Ваши вопросы!

Записаться на занятия

Фото с занятий




Не только опытные, но и любимые учителя:

Вань Ланьсяосюань (Сюань) - ведущий методист, автор уникальной методики преподавания китайского языка в русскоязычной аудитории. Готовит преподавателей китайского языка. Преподает с 2000 года. Сюань родом из провинции Шаньдун - родины Конфуция. Кандидат филологических наук, магистр экономики.

Ю Цзя, родилась в городе Суйхуа провинции Хэйлунзяна КНР. В 2006г. закончила Тихоокеанский государственный университет по специальности русский язык. 3 года работала преподавателем в Сахалинском государственном университете (СахГУ) в Южно-Сахалинске.

Чжэн Синь родом из города Чандэ провинции Хунань. Окончила Хунаньский педагогический университет, факультет дошкольного образования.

В университете она постоянно совершенствовалась и изучала русский и английский языки, в результате достигла отличных результатов. Кроме того, она изучала психологию детского образования.

Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства Поднебесной, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека.

занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.

В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.

Четыре Драгоценности

Кисти для Каллиграфии

Самая ранняя кисть, которая была найдена – является реликтом периода Воюющих царств (476 до н.э. – 221 до н.э.). С тех пор кисть много раз изменяла свою форму.

Кисть должна была иметь острый кончик , аккуратные и не растрепанные волоски, округлую форму по бокам и большую упругость. Изготовление правильной кисти проходило в 70 этапов, и в зависимости от стиля письма или живописи имелось более 200 разновидностей кисти. Кисти изготовлялись из волосков козла или зайца; такие кисти хорошо впитывали жидкость и удерживали достаточное количество чернил.

Рукоятка кисти может быть выполнена из бамбука, слоновой кости, нефрита, хрусталя, золота, серебра, фарфора, сандала, рога быка и т.д. Многие художники для создания вдохновения украшают рукоятки кистей художественными узорами.

Тушь для Каллиграфии

Хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск. С изобретением бумаги, они были улучшены.

В рецептуру туши входили такие ингредиенты, как смолянистая сажа сосны, свиной жир, растительные масла и даже ароматические вещества, которые не только придавали легкий аромат картине, но и не позволяли туши тускнеть в течение многих веков.

Тушь тщательно перемешивали, сушили и формировали в виде небольших продолговатых брикетов, нередко на них наносился выпуклый узор или надпись (например, “золото не меняется”).

Перед использованием тушь растирали в тушечнице, которой не следовало быть ни слишком гладкой (тогда тушь трудно растереть), ни слишком шероховатой (тогда тушь крошится, и на бумаге остаются ее мелкие частички).

В древние времена императора Цяньлуна династии Цин (1644 – 1911) уделялось большое внимание производству чернил и были даже эксперты для оценки качества чернил.

Бумага для Каллиграфии

Также тщательно подбирали и бумагу, чтобы тушь по ней не растекалась. Изготовленная из смеси измельченной древесной коры и рисовой соломы, бумага была абсолютно белой, тонкой и прочной. Изготовления бумаги является одним из «четырех великих изобретений”, которые привнес древний китайский народ.

До создания бумаги, наши предки использовали узлы в шнурах для записи событий. Затем вырезали на костях, слоновой кости, раковинах черепах и бронзе. В течение очень многих лет они писали на кусочках бамбука . В начале династии Хань богатые люди писали на белом шелке, но это было вне досягаемости для большинства людей,так как ткань была очень драгоценна.

Цай Луня сделал ценный вклад в историю. Именно его исследования привели к созданию бумаги. Впоследствии, многие сорта бумаги были произведены различного качества и интенсивности использования. Сегодня Xuan бумага первоначально сделанная в провинции Аньхой также сияет своим обаянием.

Чернильный камень


Чернильный камень в Древнем Китае считался самым важным из “четырех сокровищ”, так как хороший чернильный камень был главным условием достижения желаемого вида чернил.

Хороший чернильный камень был весьма ценным и дорогостоящим приобретением. У чернильного камня шероховатая поверхность, дабы при соприкосновении с ней чернильной палочки образовывался порошок для изготовления чернил. Сразу производили небольшое количество чернил, так как они быстро испарялись.

При изготовлении чернильного камня использовались самые различные материалы: керамика, фарфор, кирпич и природный камень. Конечно же последний вид материала распространен был больше всего.

В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей . Одним из самых необычных из них был “травяной стиль”: выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта “обретения тушью формы”, живо до сих пор.

Китайская Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба.

Просмотры: 204

Искусство каллиграфии

И все-таки главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман – каллиграфия и орнамент (арабеска) – искусство изображения слова в искусстве изображения символа, соответственно. Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь.

В мире ислама каллиграфия является благороднейшим из изобразительных искусств. Каллиграфия – искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Согласно преданию, Мухаммед сказал: «Письмо – половина знания». В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Мусульмане верят, что выведенное каламом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.

Как письменное выражение Корана каллиграфия относится par excellence к сакральному искусству. Она играет роль, более или менее аналогичную роли иконы в христианском искусстве, поскольку представляет видимую плоть Божественного Слова.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище, медресе . Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы (хаттаты ), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. Известный афоризм гласит: «Красота человека – в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого».

В священных надписях арабские буквы плавно переплетаются с арабесками, особенно с растительными мотивами, и, таким образом, приводятся в тесную взаимосвязь с азиатским символизмом Древа Жизни; листья этого Древа соответствуют словам Священной Книги.

Арабская каллиграфия обладает исключительными декоративными возможностями; ее методы варьируются от монументального почерка куфи с прямолинейными формами и вертикальными паузами до почерка насхи с линией такой текучей и извилистой, насколько это возможно (рис. 41, 42, 43 ).

Самым почитаемым арабским почерком является куфический почерк. Этим почерком написаны все ранние рукописи Корана, отчеканены легенды на ранних монетах, «украшены» ремесленные изделия и убраны памятники архитектуры. Почерк куфи имеет свой твердый визуальный облик – это прямоугольные монументальные литеры, которые часто обрастают растительными мотивами или переходят в орнамент. Различают несколько разновидностей куфи : листвичный куфи (куфи раннего этапа, когда пальметками убирались только две высокие буквы – алиф и лам ) и цветущий куфи – буквы буквально обрастают букетом стилизованных растительных элементов.

Рис. 41. Почерк куфи.

Рис. 42. Почерк насхи.

Своим богатством арабское письмо обязано тому, что оно в совершенстве обладало развитыми «измерениями»: вертикальным, дающим буквам их иератическое благородство, и горизонтальным, объединяющим все буквы в непрерывном течении. Как и в символике плетения, вертикальные линии, аналогичные основе, соответствуют неизменной сущности вещей – благодаря вертикали утверждается постоянный, незыблемый характер каждой буквы, – тогда как горизонталь, аналогичная утку, выражает становление, или материю, которая связывает вещи между собой воедино. Мы видим, как в арабском письме вертикальные штрихи, притом только некоторых букв, как бы выходят за свои пределы и упорядочивают волнообразное течение горизонтальных линий.

Рис. 43. Мозаичная панель с надписью лабиринтообразным куфи.

Арабское письмо располагается справа налево, то есть оно, как считается, возвращается из сферы деятельности к сердцу. Среди всех фонетических шрифтов арабское письмо имеет наименее визуальное сходство с еврейским: еврейское письмо статично, подобно, как говорят, камню скрижалей Закона, хотя в то же время оно полно скрытого огня Божественного Присутствия, в то время как арабское письмо проявляет единство благодаря дыханию ритма: чем явственнее ритм, тем более очевидным становится единство.

В арабской графике не обозначаются краткие гласные, а потому текст не всегда поддается правильному прочтению. Во II веке эры хиджры Халил ибн Ахмад ал-Фирахиди предложил систему огласовок, то есть надстрочных и подстрочных знаков. Введение огласовок явилось первым ощутимым шагом на пути эстетизации письма во имя эстетизации речи; письмо, таким образом, делает речь более правильной и прозрачной.

Выдающимся каллиграфом раннего времени и всей истории каллиграфии был Абу Али Мухаммад ибн Али ибн Мукла, родившийся в 866 году в иранском городе Шираз. Его письмо поражало своим мастерством современников и потомков, поэтому его называли киблой каллиграфов. Другими словами, в области каллиграфии он был непревзойденным авторитетом для всех и всегда.

Ибн Мукла изобрел шесть новых почерков (ситте ) – насх, сульс, мухаккак, рика’, тауки, райхани . Он же ввел иконографический модуль для отдельной буквы – это круг и точка. Два этих элемента составляли метрическую основу письма. Точка в данном случае служит целям упорядочения письменности. Она появляется для того, чтобы организовать письменность. Она, по словам Ш. М. Шукурова, служит у Ибн Муклы мостиком между языком и письменностью. Точка является составным компонентом любой буквы. Пластическое своеобразие письменности зависит от точки.

Как отмечает Ш. М. Шукуров, Ибн Мукла ввел и пять принципов иконографической организации арабского письма:

1) следует следить за окончанием формы букв;

2) обращать внимание на пропорции букв;

3) различать геометрические формы относительно их горизонтального, вертикального и кругового движения;

4) обращать внимание на тонкие и толстые линии;

5) сохранять твердость и непринужденность в движении калама, не должно быть никакого дрожания калама.

Важным обстоятельством было то, что Ибн Мукла был иранцем. Эстетизация арабского письма явилась плодом иного этнического мышления. Ибн Мукла ввел новые эстетические принципы написания не просто для эстетической забавы, но он трудился во имя устрожения письменности, ради придания ей мерности и соразмерности, ибо геометрия – душа письма.

Стили арабского письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система «уставного письма» (хатт мансуб ), разработанная Ибн Муклой. Существуют следующие канонические виды (почерки) арабской каллиграфии:

Куфи – самый ранний почерк, так называемое куфическое письмо. Термин происходит от названия города Куфа в Ираке. Этот стиль господствовал до XII века.

Насх (букв. «переписка») – горизонтальный строгий почерк. Наиболее простой и употребимый в культуре ислама. Даже современная печатная продукция основывается именно на этом почерке.

Сульс – само слово означает «одна треть», то есть одна треть вертикальной, прямолинейной, а две трети – криволинейной части букв. Очень гибкий почерк. Часто используется в архитектурных надписях, при переписке Корана, для каллиграфических упражнений.

Мухаккак – «правильный». Генетически связан с сульсом , но обладает большей строгостью. Считается, что мухаккак должен быть более прямолинейным и наиболее близок к куфи . Используется при переписке Корана, при украшении архитектурных сооружений.

Райхани («базиликовый») – очень изысканный почерк, который сравнивали с ароматом цветущего базилика. Он похож на мухаккак , но еще более витиеват, что и отражено в его названии.

Тауки – самый убористый почерк. Скоропись, исходящая от сульса . Применялся в канцелярской работе.

Рика – « скорописный».

Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Та’лик (таалик ) – быстрый в исполнении (скорописный). Скоропись, но обладает несомненной торжественностью. Его характеризует сглаженность углов.

Наста’лик – самый персидский из почерков. Он появился в XV веке в Герате при Тимуридах при дворе просвещенного Байсанкура Мирзы. Образован от насха и та’лика. Вся поэзия, все самое красивое пишется этим почерком. Почерк, выражающий большую степень достоинства и элегантности.

Шикаста – « изломанный». Этот почерк характеризуется достаточной долей неудобочитаемости. Использовался преимущественно суфийскими авторами, предпочитавшими скрывать подлинный смысл своих сочинений.

Дивани – «сумасшедший», «сумасшедший почерк». Этот почерк, так же как и шикаста , могут читать только знатоки, специально подготовленные люди.

Магриби (андалуси ) – употребляется исключительно в районах Северной Африки и Испании. По форме некоторые буквы (например буква нун ) походят на подковообразную арку. Манера письма отличается экономностью, некоторой сжатостью и декоративностью.

По словам Ш. М. Шукурова, в культуре ислама был создан и самым серьезным образом претворен особый стиль мышления, основанный на арабской графике, а генетически – на значении сакрального слова. Такой стиль мышления, стиль художественного мировосприятия был обозначен как графический.

От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама ). В одном трактате XIV века говорится: «Калам очиняется косо, и знай – кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…»

В XV–XVII веках в мусульманском мире распространился особый вид искусства – кита – миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков.

Характерно, что у монарха (халифа, султана) существовал свой каллиграфически написанный личный знак – тугра, содержащий его имя и титулы. Этот знак ставился в начале каждого указа правителя.

Искусство каллиграфии нашло интересное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домов. Шамаиль в переводе с арабского языка означает «оберег», а с персидского – «портрет», «изображение». Написанные на стекле масляными красками своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально-живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока. Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения. Основной элемент композиций шамаилей – это укрупненная вязь арабского письма сульс , воссоздающая абстрактно-символическое содержание стиха Корана. Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки или непосредственно «живописали» их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемая под изображение, создавала в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

12. Искусство Гран-при. Новое искусство. – Как резать салями. – Очарование риска. – Noli Me Tangere. – Холодная рыба А: Берешь шоколад… и два куска хлеба… и кладешь шоколадку в середину, чтобы получился сандвич. Это и будет пирожное.Мы остановились в отеле «Мирабо» в

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Искусство Параллелизм, который мы обнаружили в византийской литературе, подтверждается и в искусстве. К сожалению, в книге «Другая история искусства» этому не было уделено достаточного внимания, вследствие чего возникли некоторые недоразумения.Дело в том, что

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Из книги Китайское искусство чаепития автора Лин Ван

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

Чай как искусство Понятие «чай как искусство» означает, что процесс возделывания, сбора, приготовления и отбора чая следует считать эстетическим наслаждением, таким же, какое мы испытываем, читая прекрасные стихи или слушая великолепную музыку. Для китайцев чай является

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

ИСКУССТВО Вот вам, пожалуйста, еще одно слово, в котором как бы зашифрована его суть.Искусство – это искушение искусственностью.(Замечу в скобках, что к искусству я, безусловно, отношу и литературу тоже.)Вдумаемся: любое произведение искусства рассказывает о том, чего на

Из книги Озабоченность статусом автора Боттон Ален де

Искусство Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Фридрих НИЦШЕ, немецкий философ Искусство… Искушение… Искусственный… Искусство – это искушение искусственным, так что ли получается?В общем, так. И в первом «Многослове» именно такое определение и есть. Ведь

Из книги Массовая культура автора Райнов Богомил

Искусство Вступление 1Какой прок от искусства? В Британии 60-х годов XIX века вопрос этот витал в воздухе, и, согласно многим комментаторам, ответ был таков: да почти никакого. Не оно возводит большие промышленные города, прокладывает рельсы, роет каналы, раздвигает границы

Из книги Структурная антропология автора Мельниченко Миша

Глава 7. Искусство каллиграфии в дальневосточной

Из книги автора

Сущность каллиграфии как искусства Дальневосточная каллиграфия – не просто система письма, это один из ведущих видов искусства, обладающий своим, глубинным смыслом. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!