Женский журнал Ladyblue

Конспект занятия для старших дошкольников. Волшебные свойства воды

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная область «Здоровье»

1. Проводить во время НОД физкультминутки.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение поддерживать беседу.

2. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

3. Закреплять навыки детей отвечать на вопросы полным ответом.

Образовательная область «Познания»

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с дейст­виями партнеров.

Образовательная область «Безопасность»

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Учить внимательно, слушать и запоминать загадки.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: глобус; картинки с изображением дождя, лужи, снежинки, пруда, ручья, река, волна; емкости для воды; стаканчики, ложечки – по количеству детей; воронка; спонжики; песок; масло растительное; сахар; мука.


Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать что мы там будем исследовать. И первая подсказку для вас я держу в руках. (Воспитатель крутит глобус в руках.)

Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус.)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, желтый, зеленый, коричневый.)

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? А какого цвета больше? Кто живет в воде? (Выслушать ответы детей, подкорректировать их по необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот для вас новая подсказка – загадки.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

(Снежинка.)

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут она и пропадёт.
(Волна)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа.)

Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной.

Воспитатель: Как одним словом можно сказать о чес загадки? (о воде). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего лабораторного исследования, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

2. Основная часть.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

Быть аккуратными;

Не спешить;

Внимательно слушать;

Не толкаться;

Все записывать.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Чтобы узнать насколько вы готовы стать учеными предлагаю поиграть вам в игру «Плавает – тонет».

«Если плавает предмет – мы в ладоши хлопнем,

Но, а если тонет он, то ногами топнем».

Воспитатель: Приступим к опытам.

Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик) и через бутылку с молоком.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №3 Вода не имеет запаха.

Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.

Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)

А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)

Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.

Опыт №4 Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (мука, сахар, песок, подсолнечное масло).Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните,что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, анюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде ипосмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять вгорячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: - Попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан ипоставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов.

Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

Сегодня мы с вами узнали о новом свойстве воды. Вода может быть растворителем, и узнали самый простой способ очистки воды.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Понравилось вам наше превращение в ученых?

Что мы сегодня с вами делали?

Какая бывает вода?

А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей).

А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы.)

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

    Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

    Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

    Место проведения: групповое помещение

    Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

    Ход занятия

    Введение в игровую ситуацию:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

    Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

    Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

    (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

    Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут.
    (Дождь.)

    Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит.
    (Река.)

    Стоит корыто
    Полно воды налито.
    (Озеро.)

    К речке-сестрице
    Бежит-журчит водица.
    (Ручей.)

    Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

    Ответы детей: Воду.

    Практическое экспериментирование.

    Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

    Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

    Ответы детей: Сыпется.

    Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

    Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

    Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

    Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

    Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

    Ответы детей: Да

    Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

    Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

    Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

    Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

    Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

    Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

    Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

    Ответы детей: Молоко.

    Воспитатель: Оно льется?

    Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

    Воспитатель: А вы любите молоко?

    Дети: Да – нет.

    Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

    Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

    Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

    Вывод: Чистая вода прозрачна.

    Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

    Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

    Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

    Ответы детей: конуса, цилиндра.

    Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

    (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

    Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

    При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

    Ответы детей:

    1. Вода – это жидкость.
    2. Вода не имеет вкуса.
    3. Чистая вода не имеет запаха.
    4. Чистая вода прозрачна.
    5. Вода не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

    (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

    Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

    Список литературы

    1. Гризик Т.И . Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
    2. Коломина Н.В. .Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
    3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
    4. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
    5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
    Во что вы играете с детьми старшего дошкольного возраста? Наверняка ребенок уже отвергает простые игрушки и требует более сложных развлечений. А понравятся ли чаду опыты?

    Вода – настолько интересный материал, что с ней с удовольствием будет играть как ребенок, так и взрослый. Вы же знаете, что у привычной для всех прозрачной жидкости есть три состояния: жидкое, газообразное и твердое. Так давайте расскажем об этом ребенку.

    1. Пресная и соленая

    Возьмите ложку морской соли и размешайте ее в обыкновенной воде, получив искусственным образом соленый раствор. Предложите теперь ребенку попробовать такую воду на вкус. После этого начинается самое интересное: нам нужно добиться полного испарения воды. Нальем в стаканчик немного раствора и прокипятим его. Когда жидкости останется на донышке, отставим стакан и забудем о нем на насколько дней. После того, как воды не останется, посмотрите на дно. Там соль! Куда делся раствор? Он снова стал пресной водой!

    2. Жидкая и твердая

    Вы же замораживаете лед? Отлично, давайте сделаем несколько особенных кубиков. Возьмите тоненькие трубочки для коктейля, обрежьте их примерно по 5 см в длину и воткните в формочку для льда. Поставьте все в холодильник и ждите заморозки. Что получилось? Правильно, твердые кубики с палочкой. Напоминает кораблик? Прикрепим к мачте парус и отправим судно в плавание. Кораблики можно запускать по лужам, а можно устроить регату в тазу с водой.

    Уверены, сначала ребенку будет интересно наблюдать, как вода превращается в лед, а затем удивляться обратному процессу.

    3. Прозрачная и цветная

    Для этого опыта нам понадобится обычная краска. Капаем по одной капельке в воду и наблюдаем, как происходит постепенное перемешивание. Отметьте, что цвет становится менее ярким, скорее превращаясь в оттенок. Чем больше краски, тем ярче цвет.

    4. На поиски сокровищ

    Нам понадобятся какие-нибудь мелкие предметы: камешки, ракушки, пуговицы, блестки. Наливаем в стаканчик воду и высыпаем «сокровища». Ставим все в морозилку. Ждем, когда жидкость замерзнет. А теперь отправляемся на раскопки! Как добыть сокровища? Вооружитесь пинцетом, ложкой – и вперед. Опускаем кусок льда в теплую воду, ждем, когда он немного подтает и начинаем добывать клад!

    5. Она впитывается

    Наливаем в какую-нибудь емкость воду, подносим к ней губку и наблюдаем. Она тут же впитается в поры. Настоящий фокус! Интересно подносить к воде разные предметы и наблюдать за тем, какие могут ее впитать, а какие не обладают таким свойством.

    6. Игры на смекалку

    Не забудем и об интеллектуальных играх. Предложите ребенку подумать, что будет, если:

    • вся вода исчезнет с Земли;
    • пресная станет соленой;
    • все замерзнет;
    • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

    Есть множество простых опытов для дошкольников с водой. Каждый из них интересен по-своему. Не важно, какой выберите вы, главное, ребенок во время игр получит максимум удовольствия и пополнит багаж знаний интересными фактами.

    Марина Деревнина
    Исследовательская работа для старших дошкольников «Вода и её свойства»

    работу выполнила Оспанова Л, 6 лет.

    Мы часто слышим, что без воды невозможна жизнь на нашей прекрасной планете Земля. О её чудесных свойствах прочитано много умных книг. А если верить телевизионным сюжетам, то вода – одна из самых мощных стихий в природе.

    И все же меня, воспитанницу подготовительной группы, одолевали сомнения – действительно ли вода обладает столь чудесными свойствами . Я решила это проверить путем наблюдений и опытов.

    Цель моей работы : доказать, что вода обладает свойствами , важными для всего живого на Земле.

    Задачи, которые я решала в своей работе , следующие :

    1. Изучить литературу о воде и её свойствах .

    2. Провести опыты, демонстрирующие различные свойства воды .

    3. Сделать выводы.

    Объект исследования : свойства воды , а также ее значение для всего живого на Земле.

    Предмет исследования : вода .

    Гипотеза : Вода и её свойства влияют на все живое .

    Методы исследования : изучение литературы, опыты, наблюдение, обобщение.

    Глава 1. Общие сведения о воде

    Вода является самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода- это место жизни . Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Воду ничем не заменить!

    Она занимает большую часть поверхности нашей планеты. Организм человека более чем наполовину состоит из воды.

    Вода бывает пресная , та, которая находится в реках, озёрах, ручьях, и солёная – это вода морей и океанов . Солёной воды намного больше, чем пресной. Но для жизни человека, растений и животных пригодна лишь чистая пресная вода . Такой воды на планете становится всё меньше из-за сточных вод с заводов и фабрик, которые загрязняют воду. От этого страдают растения и животные. Загрязнённая вода опасна и для здоровья человека. Поэтому нам, людям, нужно беречь воду и стеречь от неразумных трат.

    Глава 2. Проведение экспериментов

    Опыт №1. Чтобы доказать, что для роста растений нужна вода , я взяла луковицу опустила корешками вниз в воду. Через 7 дней у неё появились длинные корешки и зелёные перья. А без воды луковицы у нас лежат с осени и не прорастают. Также я провела опыт с отростками цветка герани : в воде отросток пустил корни, а без воды - засох.

    Я сделала вывод, что для роста растений нужна вода .

    Из жизненного опыта известно, что, когда мы пьём чистую воду, то не чувствуем вкуса и запаха.

    Я решила провести некоторые опыты и узнать, какими ещё свойствами обладает вода .

    Опыт №2. Чтобы проверить это, мне понадобилось два разных стакана, один с водой, а другой пустой. Когда стала переливать воду из одного стакана в другой, то увидела, что вода принимает форму пустого сосуда.

    Вывод : Вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда, в который налита.

    Опыт №3. Для следующего опыта я взяла два стакана с питьевой водой. В один стакан насыпала сахар, в другой- песок. Хорошо перемешала. Сахар растворился, а песок хорошо виден.

    Вывод : Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, значит вода – растворитель .

    Опыт №4. Чтобы убедиться в том, что вода прозрачная , я приготовила два стакана : один- с водой, второй – с молоком. В каждый стакан опустила пуговицу. Оказалось, что в молоке её не видно, а в воде – видно.

    Вывод : Вода - прозрачная .

    Опыт №5. Смотрев передачу по телевизору, я услышала, такое выражение «вода имеет такое свойство , как текучесть» , мне стало любопытно и я решила это проверить. Взяла CD-диск, капнула воду на него, наклонила- капля потекла.

    Вывод : Вода –текучая .

    Мне всегда было интересно, сколько воды выпивает человек. И в один из выходных дней, мы в своей семье решили провести еще одно исследование и узнать , сколько воды человек выпивает за день. Каждый выпитый стакан воды, чая, сока мы отмечали в таблице.

    Вывод : За день наша семья выпила 40 стаканов жидкости.

    Заключение

    На опытах я убедилась, что вода – это уникальное вещество на Земле, которое может иметь различные свойства . Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода . Без воды невозможно растениеводство, животноводство и многое другое. Без воды невозможна жизнь на Земле. Знание о свойствах воды позволяет нам более умело использовать их в повседневной жизни.

    Таким образом, цель моей работы достигнута . Гипотеза подтвердилась.

    Публикации по теме:

    «Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской НОД " Свойства воды" Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деятельность. Подготовила Поздеева Э. С. Программное содержание: - расширять.

    Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

    Исследовательская работа в старших группах «Вкусный снежок» Исследовательская работа в старших группах. Тема "Вкусный снежок". “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я.

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Вода и ее свойства». (вторая младшая группа) Цель: Знакомство детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная, со значением ее для жизнедеятельности человека и.

    Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

    Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

    Конспект занятия для старших дошкольников «Свойства воды».

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    Задачи
    Развивать умение делать выводы, умозаключения
    Развивать речь, мышление, любознательность
    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
    Воспитывать экологическую культуру;
    Воспитывать аккуратность при работе.

    Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, воронка, носовой платок, вата.

    Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

    Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,
    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.
    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
    Н. Рыжова

    Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для её исследования. Давайте с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.

    Проводится 1 опыт: Вода прозрачная.

    Воспитатель: Перед детьми стоят два стаканчика: в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей). (В воде видны).

    Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.

    Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди»: речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? ((Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.)А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.)

    Проводим 2 опыт: У воды нет вкуса.

    Воспитатель предложил попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

    Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: « Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Д ля сравнения попробуйте молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить нельзя. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)

    Опыт 3: У воды нет запаха.

    Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. Опыт 4: Вода – жидкая, может течь.

    Воспитатель дает детям два стаканчика, один с водой, а другой- пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой. Она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

    Опыт 5: Вода бывает теплой и холодной.

    Перед детьми поставить стаканчики с водой разной температуры. Предложить попробовать пальчиком и определить, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерить температуру воды в разных стаканчиках.

    Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторое растения, улитки, рыбы, звери могут жить только теплой воде, другие- только в холодной.

    Игра «Мы водные животные»

    Физкультминутка: «К речке быстрой»

    К речке быстрой мы спустились,
    (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись.
    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,
    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.
    (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.
    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.
    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.
    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой
    (шагаем на месте)

    И отправились домой.

    Опыт 6: Фильтрование воды.

    Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать.

    Ребята, а как вы думаете, какую роль играет вода в жизни животных, растений и людей?

    Приведем пример: «Для растений вода – это…»(варианты ответов)

    А сейчас я вам покажу фокусы с водой.

    Фокусы с водой:

    1.)В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

    2.)В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

    Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие? Что было самым интересным? Какой опыт вам больше понравился? Что было сложно? А что самым простым?

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!