Женский журнал Ladyblue

Консультация для педагогов и родителей: "Формы работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию». Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей

Цель:

Материалы: плоскостные изображения (дерево, трава, листочки) пословицы, поговорки, лист А3 с изображением ребенка

Ход мероприятия психолога для родителей

Добрый день уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.

Сообщить тему и цель встречи и предложить присутствующим записать на стикерах в форме веточек (до дерева) свои надежды и ожидания от встречи и прикрепить к дереву,

Упражнение «Ожидание»

Упражнение «Трава»

Записать мысли и ассоциации, возникающие, когда слышим слова «Родительская любовь».

Информационное сообщение

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы оно наполняло счастьем всю нашу жизнь.

Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок», раскрыть способности личности. Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. К сожалению, взрослые забывают уроки собственного детства.

Ребенок рождается потенциально хорошим, требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви.

Родители вводят сына или дочь в мир своей любовью. Именно из-за отношения с ними, проникнутыми лаской и нежностью, ребенок осознает свою защищенность, убеждается, что его любят, заботятся о нем.

К сожалению, мы уделяем недостаточное внимание этому этапу созревания личности, недооцениваем его значение для создания почвы, в которую нужно засевать зерна духовного роста.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственные качества важны для формирования пространства внешней жизни дошкольника, для полноценной реализации себя как индивидуальности и социального существа. Это самостоятельность, трудолюбие, ответственность, честность, правдивость, искренность, отзывчивость, общительность, самообладание, смелость, справедливость, толерантность, гражданственность, патриотизм...

Так что совет первый. Дорогие родители! Любите детей не слепой, а мудрой любовью. Никогда не говорите, что вам некогда воспитывать ребенка. Это значит сказать: «Мне некогда любить».

Теперь найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

Черты, которые Вас устраивают

Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

Отстань, не мешай!

Не будь похож на папу!

Не надоедай мне!

Не мешай, я занята!

Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

Закончить нашу встречу мне хочется таким стихотворением.

Скачать приложение.

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по нравственному воспитанию

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Еще раз подчеркну, что очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.

Детским садам и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия воспитателей и родителей дают возможности улучшить как воспитательную работу в детском саде, так и воспитание дошкольников в семье. Поэтому важна работа педагога с родителями.

В основу всей работы с родителями, несомненно, должен быть положен системный подход. Можно выделить восемь направлений системы работы с родителями.

Основные направления работы

1. Изучение семей

2. Информирование

3. Просвещение

4. Консультирование

5. Обучение

6. Совместная деятельность

7. Партнерские сотруднические отношения

8. Обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию

9. Принятие обоюдного решения о выборе «индивидуального воспитательного маршрута ребёнка» по духовно-нравственному развитию

Начиная с азов в детском саде мы, педагоги, пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей воспитанников. На этом этапе мы рассматриваем нашего воспитанника с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем проблемам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности. Я предлагаю вам следующие формы работы с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания.

Формы работы с родителями

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

Родительские собрания на духовно-нравственные темы

Дни открытых дверей

Проведение совместных игровых мероприятий

  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
  • Визиты домой;
  • Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах

Индивидуальные беседы на тему нравственности

Обмен родительским опытом «А как у вас? Учимся вместе»

Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания

Интернет-переписка в режиме онлайн

Проведение совместных с детьми праздников

Совместные походы, экскурсии

Работа с Родительским комитетом

Для формирования сотруднических отношений важно представлять дошкольный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если все они положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 3-7 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и воспитательской любви.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


работы с родителями

«Самопознание»

ГККП Дошкольная гимназия №7 «Арман»

Зубкова Оксана Львовна, педагог

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств:

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

Установление единства в воспитании детей;

Педагогическое просвещение родителей;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

    беседы;

    консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

    совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

    совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

    досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

    поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Юрта», «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

Работа с родителями младших школьников

по духовно-нравственному воспитанию

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы и класса. Второй опорой для меня всегда были родители учеников.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться именно в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. И родители моих учеников тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций становится и их делом. А начиналось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:

«Праздник рождения класса»;

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Праздник осени.

Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,

Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);

Творческий отчет в конце учебного года.

Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года.Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.

Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот
моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется
и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы .

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС.

Эффективность современного воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение педагогического уровня культуры родителей. И одной из основных форм работы по педагогическому просвещению является родительское собрание. (Приложение 1)

Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы в рамках духовно- нравственного воспитания.

Задачи:

  • Изучить литературу по проблеме.
  • Раскрыть сущность основных понятий.
  • Разработать и провести собрание.

1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно-нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свою семью, свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальных классов:

Направления

Базовые нравственные ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Система работы педагога с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни открытых дверей;
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
- шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета;
- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

3. Виды и формы проведения родительских собраний в начальной школе.

Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
  • психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
  • совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:
- организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
- собрания по плану психолого-педагогического просвещения,
- тематические,
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
- итоговые (четвертные) и т.д.

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

  1. Собрание – беседа. (Приложение 7)
  2. Собрание- лекторий (Приложение 4)
  3. Собрание -дискуссия. (Приложение 5)
  4. Круглый стол.
  5. Собрание – конференция.
  6. Пресс-конференция.
  7. Собрание-семинар (семинар-практикум)
  8. Собрание-тренинг.
  9. Собрание организационно - деятельностная игра. (Приложение 6)
  10. Педагогическая мастерская.
  11. Собрание-конкурс. (Приложение 3)
  12. Собрание-презентация.
  13. Устный журнал.
  14. Вечер вопросов и ответов.
  15. Родительский ринг
  16. Интеллектуальный марафон.
  17. Ток-шоу.
  18. Гостиная (Приложение 2)
  19. Кафе.
  20. Собрание в письменной форме.
  21. Родительское собрание на дому.
  22. Комбинированная форма.

2.2 Этапы проведения родительского собрания в начальной школе.

1 этап . Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!