Женский журнал Ladyblue

Проект по рисованию (старшая группа) на тему: система формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству выпускная квалификационная работа. Формирование эстетических чувств старших дошкольников

Гармоническое развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в частности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и нехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

Эстетическое воспитание дошкольников - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает .

Знаменитый вклад в понятие и условие формировании эстетических чувств ребёнка дошкольника внёс А.В.Запорожец он определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Многие педагогические проблемы разрабатывались им не изолированно, а в постоянном творческом диалоге с многолетними коллегами А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным и другими, поэтому некоторые их теоретические положения часто перекликались, а иногда концепция одного из авторов подхватывалась и развивалась другим, а затем уточнялась и дополнялась первым.

Эстетическое чувство - это художественно-образное восприятие и отражение человеком действительности, основанное на уникальном свойстве его психики, не присущему никакому животному.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание .

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

  • 1. Первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; впервые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
  • 2. Способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
  • 3. Первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
  • 4. Возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, в семье.

Воспитание у детей нравственно-эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на основе проявления интереса к искусству. А затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности.

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познании нового. Общими художественными способностями являются: дар художественного видения, умение воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности .

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем разных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности - потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определённой доли затрачиваемого самим ребёнком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребёнка высокие нравственно-эстетические начала.

Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребёнка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение.

В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребёнка способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребёнка в различных видах деятельности. Цель педагога состоит не только в том, чтобы передать детям определённую сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность ребёнку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребёнок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

В работе по формированию у детей нравственно-эстетического отношения к действительности и искусству большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п. Когда дети находятся к группе сверстников, то испытываемые ими эмоции получают как бы внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделёнными эмоциями. Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с другими. В дошкольниках пробуждается сочувствие - прекрасное душевное качество, вслед за которым возникает и сопереживание.

Третий компонент модели - формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально-оценочное отношение ребёнка к окружающей действительности.

Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству .

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Анастасия Левенских
Воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений

Аннотация. В статье рассмотрена проблема воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами циклических наблюдений . Уточнены понятия «эстетические чувства » и «циклические наблюдения к природе » , описаны критерии и методы диагностики эстетических чувств к природе у старших дошкольников , выделены педагогические условия, способствующие успеху решения выделенной проблемы.

Ключевые слова : эстетическое воспитание дошкольников , эстетические чувства к природе , дети старшего дошкольного возраста , циклические наблюдения .

Актуальность темы исследования связана с тем, что старший дошкольный возраст – сенситивный период для развития эстетических чувств . Сегодня существует социально-образовательный заказ общества на воспитание эстетически культурного человека. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие » , одна из задач которой – становление эстетического отношения к окружающему миру, в том числе и к природе . Эта задача решается в процессе экологического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста (С. Д. Дерябо, Л. И. Егоренко, В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, В. А. Ясвин и др.).

Сегодня существуют противоречия между :

– социальным заказом общества на выполнение системой дошкольного образования функций , связанных с воспитанием эстетических чувств у детей , развитию у них способности к взаимодействию с природой и недостаточной разработанностью эффективных методов, форм и средств, удовлетворяющих решение этих задач;

– значимостью проблемы воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно полным использованием потенциала циклических наблюдений как метода решения этой проблемы.

Эти противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в том, что для успешного воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений необходимо разработать специальную программу.

Цель исследования : теоретически обосновать и экспериментально проверить программу воспитания эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе циклических наблюдений .

Гипотеза исследования состояла в предположении, что использование циклических наблюдений будет положительно влиять на воспитание эстетических чувств к природе у детей старшего дошкольного возраста .

Анализ литературы по теме исследовании я позволил уточнить основные понятия нашего исследования.

Эстетические чувства – это чувства , которые возникают от красоты окружающего мира – природы , произведений искусства.

Роль метода наблюдения в процессе воспитания эстетических чувств и эстетического отношения к природе очень велика . Умение видеть, наблюдать , чувствовать красоту природу – важное условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой . Циклические наблюдения – это несколько (3 и больше) планомерных наблюдений в природе за одним и тем же объектом с целью глубокого его познания, которые объединены единой целью и темой и длительны по времени (месяц и больше) .

Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад № 27 «Росинка» с. Новопышминское Сухоложского района Свердловской области.

Для выявления уровня эстетических чувств у старших дошкольников использовались два критерия : 1) видение и чувствование прекрасного в природе ; 2) эмоционально-чувственная отзывчивость на красоту природы .

В соответствии с этими критериями на основе рекомендаций Л. В. Школяр были подобраны диагностические методики :

1) методика «Выбери музыку» . Цель : определить уровень видения и чувствования прекрасного в природе с помощью музыкальных произведений;

2) беседа с детьми. Цель : определить уровень эмоционально-чувственной отзывчивости при интерпретации произведений живописи о природе .

Было проведено анкетирование, родителей, анализ результатов которого помогло установить уровень эстетических чувств к природе у детей .

Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий и средний уровни сформированности эстетических чувств имеют одинаковое количество старших дошкольников (по 50%) . Дети любят природу , умеют видеть и чувствовать ее красоту . Уровень эстетических чувств к природе у дошкольников отвечает программным требованиям. Однако он может быть значительно повышен с помощью специально организованной деятельности, в которой основным методом являются циклические наблюдения .

Для дальнейшего воспитания эстетических чувств старших дошкольников к природе нами была разработана Программа, в которую включены три цикла наблюдений в период с сентября по февраль. Дети наблюдали за рыбками в аквариуме (8 наблюдений , за цветами крокуса (4 наблюдения ) и птицами у кормушки (8 наблюдений ) . В ходе каждого наблюдения воспитатель прежде всего обращал внимание детей на красоту этих объектов живой природы . Методы и формы работы с детьми были разнообразными.

Так, например, в цикле наблюдений «Птицы у кормушки» проводились :

1. Ежедневное заполнение дневника наблюдений (наблюдение за внешним видом , поведением птиц, их видами).

2. Ежедневное кормление птиц.

3. Утренняя беседа «Наши пернатые друзья» .

4. Дневные литературные чтения (чтение художественной литературы, отгадывание загадок и т. д.) .

6. Выставка детских рисунков «Птицы на кормушке» .

В ходе реализации специально разработанной программы по воспитанию эстетических чувств к природе у старших дошкольников в процессе циклических наблюдений нами были созданы следующие педагогические условия :

1. Воспитание эстетических чувств к природе велось на основе принципа интеграции содержания трех образовательных областей : «Познавательное развитие» – расширялись представления детей о природе , развивалась способность видеть красоту природы ; «Художественно-эстетическое развитие » и «Речевое развитие» воспитывалась эмоциональная отзывчивость на красоту природы – дети передавали словами и в рисунках свои чувства от красоты природы .

2. Циклические наблюдения в природе велись в совместной деятельности детей и воспитателя . Циклические наблюдения из-за того , что они ведутся за одним объектом длительное время и позволяют рассмотреть этот объект с разных сторон более эффективны, чем простые наблюдения . В нашем случае именно циклы наблюдений в природе помогли постепенно и планомерно воспитывать эстетические чувства детей , делать их устойчивыми, осознанными (а не случайными, как это может быть при простом наблюдении ).

3. Специально для циклических наблюдений была организована предметно-пространственная среда – объекты наблюдений (рыбки в аквариуме, цветы крокусы, птицы) были доступны для наблюдений детей , мы делали фотографии, дети рисовали эти объекты, была организована выставка детских работ.

4. Использовался комплекс методов – рассказ, беседа, объяснение, показ, демонстрация, убеждение, поощрение и т. д.

5. Работа осуществлялась во взаимодействии с родителями. Совместно с родителями воспитатели старших групп оформили дидактические игры «Зимующие птицы» , «Покормим птиц» , «Четвертый лишний» , и т. д., альбом «Перелетные и зимующие птицы» . Проведено родительское собрание на тему «Как научить ребенка видеть красоту природы » , а также подготовили ряд консультативных материалов по данной теме.

Для оценки эффективности примененной нами программы был проведен контрольный этап. Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики детей показали положительную динамику : произошло увеличение количества дошкольников с высоким уровнем эстетических чувств к природе . Это значит, что увеличилось количество детей , способных видеть и чувствовать прекрасное в природе и проявлять эмоционально-чувственную отзывчивость на красоту окружающего мира. Это доказало эффективность циклических наблюдений в воспитании эстетических чувств детей . Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования : при правильной организации циклических наблюдений за объектами природы происходит воспитание эстетических чувств старших дошкольников .

Литература

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2009. – 480 с.

2. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 2009. – 126 с.

3. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста : новые подходы и требования // Педагогика : традиции и инновации : матер. междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.) . – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 50-52.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 143 с.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду : Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 127 с.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. завед. – М.: Академия, 2005. – 263 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования , утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8. Школяр Л. В., Красильникова М. С, Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей . – М.: Флинта : Наука, 1999. – 336 с.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания - научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание - определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.


Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.


Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.


Занятия любым творчеством - это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.


Сюжетно-ролевые игры - очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.


Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.


Занятие творчеством - одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.


Песочная анимация - увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.


Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.


Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.


Занятия музыкой - приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.


Театральные постановки с участием детей - это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.


Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.


Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.


Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.


Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.


Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.


Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.


Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.


Введение

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.
Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и, таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных возрастов.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней» 8 .
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.;
-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

Формирование эстетических чувств у детей средствами природы

Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои эстетические свойства.
Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике быта, красоте традиций.
В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и последовательность содержания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего» 7 . Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.
В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей « видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей. С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела .
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
Детям дошкольного возраста важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитывать в них эстетическую зоркость и заинтересованность, научить понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.
Важно научить детей открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:
1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Использование экскурсии в природе как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях Ю. Коринца, С. Маршака и др.
В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.
Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?
Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.


Список использованной литературы

    Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду».
    Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников». - М.: Лайда, 1995.
    Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников». «Дошкольное воспитание», № 7,1997 г.
    Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М.: Просвещение, 1993.
    Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 1995.
    Николаева С.Н. «Игра и экологическое воспитание». «Дошкольное воспитание». № 12, 1994 г.
    Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996.
    Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа,1993.
    и т.д.................

О. В. ГЛУХОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ

Известный психолог в 1996 году констатировал, что современная педагогика оказалась беспомощной перед задачей формирования эстетических чувств – основы воспитания ребёнка. И хотя школа ставит задачу эмоционального развития детей , решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения. Но литературный образовательный стандарт строится на сугубо рациональной основе, в нём игнорируется субъективная сторона чтения. Стандарт не оставляет школьнику право на уникальность его восприятия.

Современный этап развития образования и требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) обусловливают необходимость развития полноценной творческой личности, способной преумножать накопленные поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века. В этой ситуации особое значение приобретает формирование эстетических чувств личности.

Основой для формирования эстетических чувств школьников и средством обучения литературному чтению в школе являются художественные произведения. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы . Литературное чтение – один из важных предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал «... неизвестно еще, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, – если хоть в малой степени есть, то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы».

Выдающиеся методисты прошлого, подчеркивалиособое влияния художественных произведений на чувства обучающихся. Огромная роль принадлежит художественной литературе в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К. Ушинский называет эти переживания « нравственными упражнениями», они обогащают читателя. В методических руководствах к своим учебникам «Родное слово», «Детский мир» он указывает на необходимость создания поэтического образа в умах и сердцах учеников .

Сегодня литературному чтению, как средству эстетического воспитания младших школьников, уделяется особое внимание. В связи с этим значительно усиливается роль общеобразовательной школы, формирующей будущих читателей. В основе успешного обучения школьников лежит читательская деятельность. Первый шаг в становлении читающей личности – это овладение правильной техникой чтения (плавное произнесение всего слова, различение фонем, букв, слогов, чтение по слогам, чтение целыми словами). На уроках литературного чтения и в процессе самостоятельного чтения ученик развивает читательские универсальные учебные действия. Однако подкрепленный практикой автоматизм чтения и понимание общепризнанных значений, употребленных в тексте слов, еще не конечная цель обучения чтению. Интонация, выразительность - один из наиболее сложных компонентов речи и чтения. Но несмотря на это, практическую работу над умением читать с определенной интонацией следует начинать как можно раньше. Ни одно слово и предложение не читается без интонации, и в то же время любой текст может быть прочитан учеником с вялой, маловыразительной интонацией.

Методическая традиция накопила немало эффективных подходов, приёмов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и готовности прочувствовать эстетическую силу художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе . Целевые установки предметной области Литературное чтение ФГОС НО – сформировать личность, готовую к перцептивной читательской и литературно-творческой деятельности. Приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в обучении литературному чтению, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. В школьном возрасте закладываются основы эстетических и нравственных ценностей, формируются эмоциональная и духовная сферы ребенка, его «чувство гармонии» (). В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления в изучении вопросов воспитания эстетических чувств у школьников в обучении литературе, найти оптимальные пути их развития в начальной школе.

Проблема формирование эстетических чувств раскрывается в различных аспектах в философии, психологии и педагогике, методике обучения литературному чтению.

Учёные-философы, и другие рассматривали формирование эстетических чувств как компонент эстетического сознания.

Эстетическим чувствам, как психическим процессам, имеющим различную степень осознанности (от бессознательного уровня до развернутого суждения вкуса) посвящены труды, К. Изарда и других.

Определяли эстетическое чувство как специфическое средство художественного познания действительности.

Изучены некоторые вопросы формирования эстетических чувств у школьников средних и старших классов при восприятии произведений музыкального, изобразительного и литературного искусств (, и др.).

Вопросы воздействия образа произведений искусства на эстетические чувства младших школьников рассматривали, .

Влияние эстетической среды на формирование эстетических чувств подчеркивали М. Монтессори, и другие.

В дошкольной теории и практике проблема воздействия произведений искусства на эмоциональную сферу детей нашла отражение в исследованиях, и других.

Несмотря на широкое обсуждение процесса формирования эстетических чувств, остается ряд нерешенных проблем. Традиционно в педагогической теории и практике дисциплины эстетического цикла не поднимаются до уровня осмысления ребенком эмоционально-образного содержания художественных произведений и собственных переживаний. Слабо освещены вопросы использования «семантического поля» значений средств художественной выразительности, что особенно важно для формирования эстетических чувств школьника. Не разработана технология их формирования на уроках эстетического цикла.

Процесс формирования эстетических чувств у школьников связан с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Формирование эстетических чувств у школьников, как отмечает в своей работе «Теория эстетического воспитания школьников», это не только часть мировоззрения, но и сложный длительный процесс. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических чувств (у детей с учетом их возрастных особенностей) состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» .

В понятие эстетические чувства (по) входят несколько компонентов: эмоционально-чувственный компонент, познавательный компонент, деятельностно-практический компонент.

Для определения сформированности компонентов эстетических чувств компелетивным методом выделяют следующие критерии и показатели.

Ø Эмоционально-чувственный компонент:

1. Эмоциональное отношение (радость, удивление, восхищение);

2. Интерес (задавать вопросы, подходить к объектам);

3. Соотношение знаний правил поведения и их выполнение (поступки, поведение).

Данный компонент можно диагностировать с помощью наблюдений за детьми в естественных и специально созданных условиях.

Ø Познавательный компонент:

1. Полнота знаний (объем, количество знаний);

2. Доказательность знаний (обосновывать ответы);

3. Гибкость знаний (применять знания из других наук);

4. Систематичность (применять следственные связи).

Данный компонент можно диагностировать с помощью бесед, игр, практических заданий.

Ø Деятельностно-практический компонент:

1. Трудовые умения и навыки (конкретные умения и навыки);

2. Умение ставить задачи и находить способ решения (проявлять самостоятельность, творческий подход в процессе эстетической деятельности);

3. Осознанность (понимание деятельности, «зачем?»).

С опорой на компоненты эстетических чувств можно формировать их дальнейшее развитие. Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям деятельности, являются частью процесса эстетического воспитания.

Особенный этапв формировании эстетических чувств у школьников – это период позитивных изменений и преобразований. На этом этапе важен уровень достижений, где школьник приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус: у него меняются интересы, появляются другие ценности. Если на этом этапе школьник не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе и в своих способностях и возможностях, то сделать это в дальнейшем ему будет значительно труднее.

Развитие в детях способности восприятия духовной нравственной красоты и понимания ими собственной эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, зависящий от конкретных условий процесс.

Уроки литературного чтения создают определенный запас элементарных эстетических знаний и формируют чувственно-эмоциональный опыт. Педагог должен умело подобрать такие произведения, которые будут отвечать определенным представлениям о красоте и иметь конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими».

Школьный возраст – это особенный возраст для формирования эстетических чувств, эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Эстетические чувства способствуют развитию творческих способностей . «Воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Необходимо сформировать такие эстетические чувства школьника, которые позволили бы ему дать самостоятельную (с учетом возрастных возможностей) критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Поэтому педагогу необходимо так организовать урок, чтобы он отвечал современным требованиям ФГОС НОО и способствовал решению задач формирования эстетических чувств.

Учитель при подготовке к уроку должен учитывать следующие особенности читателей школьного возраста:

1. Эмоциональность.

Читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность. Для ребёнка важно чувствовать, переживать. Вспомним известные слова, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали». Литературный критик писал: «Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время».

2. Отождествление художественного мира и реального .

Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?»

3. Чуткости к слову и к художественной детали.

Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4. Способность ребёнка жить в образе , так называемый эффект присутствия, присущий школьникам.

5. Отсутствие реакции на художественную форму .

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.

Эта качества восприятия литературного произведения школьниками и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к чтению и формирования эстетических чувств.

К сожалению, современная школа мало внимания уделяет формированию и развитию эстетических чувств на уроках литературного чтения. Между тем уроки чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи и послужить эффективным средством развития эстетических чувств.

Главный принцип построения урока литературного чтения в современной школе – это принцип вариативности . Учитель вправе выбирать в обучении тот путь, который ему представляется наиболее продуктивным, так как произведение, изучаемое на уроке, – это особая ступень развития человеческой культуры.

Развитие эстетических чувств способствуют формированию эстетического воспитания, что важно для последующего полноценного развития личности, которая делает первые шаги по громадной лестнице образования.

____________________

1. Бореев / . – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 268-273.

2. Воюшина литературного образования и развитие младших школьников: Монография / – Спб., 2007.

3. Лихачёв. – М.: Владос, 2010. – 648 с.

4. Печко культура и воспитание человека. – М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991 – 103 с.

5. Урунтаева психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!