Женский журнал Ladyblue

Художественный мир сибири. Внеклассное мероприятие "хакасский национальный костюм"

Как мужская, так и женская повседневная одежда хакасов состоит из рубахи и штанов, сшитых из фабричной ткани.

Мужская рубаха - свободная, длинная и широкая в подоле. Шьют ее из хлопчатобумажной ткани - ситца, сатина, из шелка и шерсти преимущественно ярких цветов: красного, синего, желтого, реже черного. Шелковые и шерстяные рубахи надевают в торжественные, праздничные дни.

Покрой женского платья совпадает с покроем мужской рубахи, только шьют женское платье длиннее (ниже колен) и немного шире в подоле. Как и мужские рубахи, платья делают чаще всего из цветного ситца или сатина. Праздничные платья шьют из шелка и шерсти.

Углы отложного воротника, наплечники, обшлага и ластовицы женского платья делают обычно из другого материала: сукна, шелка, плиса, в прошлом - из парчи. Наплечники и обшлага женского платья несут на себе основную декоративную нагрузку, их покрывают вышитым узором. Цвет фона наплечников и обшлагов подбирают к платью, как правило, по принципу контраста. Кумачовый, оранжевый тон платья - и черный или густой синевы цвет наплечников, обшлагов. Желтый тон платья - темно-зеленый, черный цвет наплечников. Голубое платье - наплечники и обшлага темно-синие, зеленое - снова контрастный цвет черного в наплечниках и т. д (цв. ил. 108).

В узорах вышивки преобладают цвета ярких, насыщенных тонов: малиновый, красный, оранжевый, желтый, синий, лиловый, особенно нарядно звучащие на темных фонах наплечников и обшлагов платьев. Для вышивки характерен геометрический орнамент. Рисунок орнаментальных форм четок, всегда хорошо скомпанован, узоры его разнообразны. Практически нет двух одинаковых орнаментальных рисунков вышивки для наплечников и обшлагов. Соотношение узоров с фоном, выявление самого узора и силуэтных просветов фона, образующих свой орнаментальный ритм, - все это впечатляет выверенностью, завершенностью композиционных решений. Богатой фантазией и вкусом отличаются хакасские вышивальщицы (цв. ил. 111). Техника вышивки самая разная. Тамбурный шов, которым выполняется контур рисунка, сочетается с гладью, заполняющей рисунок внутри контурных линий. Старинные хакасские узоры вышиты шелком. В настоящее время вышивка чаще всего выполняется нитками мулине.

Следует отметить, что если для степных районов Хакасии особенно характерен геометрический узор орнамента, то в северных, подтаежных районах в узорах орнамента преобладают цветочные и растительные мотивы. Здесь орнаментальные формы крупнее. Силуэт цветка, листьев, стебля ясно и четко читается на контрастном фоне черного, темно-вишневого, зеленого сукна или шелка (цв. ил. 109).

Особенностью женских национальных платьев подтаежных районов Хакасии является то, что низ их нередко украшают цветные полосы. Кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов столь характерных для степных, южных районов, где все горит, искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, как киноварный, алый терракотовый, розовый, красно-коричневый, рядом с желтым, оранжевым, теплыми фиолетовыми и зеленым цветами мастера здесь используют синий, голубой, зеленый открытых, резких тонов. Нельзя представить их исключенными из степных пейзажей Хакасии с выжженной солнцем травой, с дымкой горячего марева на фоне словно выцветшей голубизны неба. Они органичны здесь, и некоторая резкость, кажущаяся дисгармония цветовых соотношений оказывается смягченной, оправданной и точно угаданной.

Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая простота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, невысоких холмов, далеких возвышенностей, а в подтаежных районах с зелеными массивами тайги, с седыми каменными скалами.

Узорчатость геометрических форм вышивки, причудливое переплетение основных, ведущих линий тамбурного шва, вокруг которых группируются сочные цвета розеток, трех- и пятилепестковых форм орнамента, острые ответвления, напоминающие одновременно рога животных и веточки кораллов, обусловлены именно природными ландшафтами.

И мужская рубаха и хакасское женское платье застегиваются на одну пуговицу. Праздничные платья в прошлом украшали крупными перламутровыми пуговицами. Сборки рукавов у манжет прошивают или вышивают цветными нитками в несколько полосок или узорами.

В прошлом столетии в местах, расположенных близко к русским поселениям, хакасские женщины стали носить платья русского покроя, а также кофты, юбки. Вместе с тем следует отметить, что в хакасских улусах и селах и сегодня еще женщины носят свою национальную одежду.

Верхней весенней и осенней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка - сикпен . По покрою он почти не отличался от русского армяка или распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имел широкий прямой покрой, застегивался на одну пуговицу, запахивался слева направо и подпоясывался поясом, его шили на подкладке. Это была одежда преимущественно зажиточный хакасов.

Женский сикпен по покрою не отличался от мужского, только воротник его более широк и в форме шали. Главным отличием женского сикпена является его декор. Нередко воротник и обшлага рукавов сикпена обшивали черным бархатом или плисом. Воротник и обшлага украшали также вышивкой цветным шелком или шерстью. Кроме того, на них нашивали большие перламутровые, стеклянные разных цветов пуговицы. Самые крупные перламутровые пуговицы нашивали в несколько рядов впереди под воротом. Самая же нарядная деталь женского сикпена - спинка. Вышивка заполняет ее сплошным ковровым узором (цв. ил. 110; рис. 194).

Женские сикпены шьют и украшают вышивкой и в наше время. Вышивку выполняют шелковыми, шерстяными нитками, но чаще всего мулине. Так же как и в вышивке на платьях, вышивка сикпенов южных, степных районов Хакасии отличается по колориту от северных, подтаежных районов. На юге она более насыщена по цвету, узоры здесь геометрического характера, размеры орнаментальных форм невелики, орнамент густо покрывает спинку, обшлага сикпена. Подтаежный сикпен мягче по колориту. В цветах вышивки преобладают спокойные зеленые, розовые, золотистые и лиловые тона. Узоры орнамента более крупных форм, в них отчетливо можно увидеть очертания отдельных цветов, побегов растений, листьев. Вышивка этих сикпенов более декоративна, масштабна (рис. 195, 196).

Зимней одеждой хакасов была шуба из овчины - тон. Мужская шуба кроилась в талию, с узкими клиньями, расширяющимися к подолу. Длина шубы сзади доходила до пят, а спереди была чуть короче. Рукава делались с глубокой проймой и заканчивались полукруглым выступом, прикрывающим руку. Ворот из овчины был отложным, круглым. Женская шуба, как и платье, по покрою похожа на мужскую. Запахивалась она также слева направо. Застегивали шубу на пуговицы, но не подпоясывали в отличие от мужской. Женские шубы чаще шили с воротником из мерлушки, полы, подолы, рукава их оторачивали мехом шириной в 10-12 см. Для оторочки использовали мех с овечьих, беличьих ног, с ног соболя. Праздничные шубы сверх меховой оторочки украшали широкой полоской цветной материи: сатина, шелка, парчи.

Глубокие и поэтому толстые складки подола шубы скрепляли тартханами : цветными шелковыми нитками по верху каждого центрального клина у самого шва, соединяющего спинку с подолом, прошивали насквозь заложенные овчинные складки, одновременно собирая их в мелкие сборки (от 4 до 6) одна над другой. Стежки ниток располагали в шахматном порядке, что создавало декоративный эффект. Шелковые нитки (обычно они разных цветов) пропускали через овчину, а концы каждой нитки спускались по обе стороны строчки так, что из них образовывались разноцветные кисточки, что очень красиво.

Выше уложенных и прошитых складок, непосредственно над каждой из них, по нижнему краю верха спинки шубы, у самого ее шва, нашивали особые матерчатые аппликации - праты . Внутри они были зашиты кусочками шелка, а с краев, как узенькие каемки, нашивали полоски цветного шелка: у крайних пратов, к примеру, синего, у третьего и четвертого - красного и у центрального зеленого цвета. Цвета чередовались и по-другому, но схема их чередования на всех шубах примерно одинаковая. Размер пратов на шубах приблизительно 5×5 см. Количество их колеблется от 1 до 7. Праты и тартханы составляют совершенно оригинальное украшение хакасских женских шуб (цв. ил. 112).

Кроме отделки пратами и тартханами, шубы украшали еще и вышивкой. Вышивку косой перекрещивающейся гладью располагали по линии проймы. Цветочные мотивы вышивки в той же технике глади украшали спинку шубы (рис. 197).

Украшенные вышивкой шубы, отделанные пратами и тартханами, и сегодня широко бытуют в степных улусах южных районов. Их можно встретить также и в других районах Хакасии.

Традиционным видом верхней одежды хакасской женщины была в прошлом безрукавка сигидек . Шили их особые мастерицы, которым давали на руки весь закупленный материал: шелк для подола ярких цветов, иногда атлас или цветную парчу, бархат, большей частью черного цвета, который и составлял верх собственно сигидека, шелк или сатин на подкладку, разноцветные шелковые нитки, иногда еще золотую или серебряную канитель, позументы и простой бумажный материал на каркас. Своеобразным, оригинальным был декор сигидека - чеек , который представляет собой нашитые вплотную, ряд за рядом, швом "через край" (собственно этот шов и называется по-хакасски "чеек"), узенькие шнурочки, плетенные на руках из цветного шелка. Делали это следующим образом: две-три нитки одного цвета сначала ссучивали, потом из них сплетали узенькие шнурочки, как плетут косы, в три ряда, которые и нашивали на ткань, обычно на черный бархат, обязательно по два одноцветных шнурка рядом. Ряды сплетенных шнурочков располагаются в порядке цветов радуги, в разных чееках могут быть варианты.

Помимо чеека сигидек украшали еще бахромой из шелковых кистей, шелковыми нитяными завязками у ворота, дорогими пуговицами и вышивкой шелками по линии шва, соединяющего верх с низом. Иногда чеек заменяли обшивкой из позумента или тесьмы или в дополнение к чееку на спинке вышивали узор.

Увидеть сигидек в наши дни можно лишь в краеведческих музеях Красноярска, Абакана и Минусинска. В хакасских семьях он встречается крайне редко (рис. 198).


198. Безрукавка женская. Шелк, плис, шелковые нитки. Шов "чеек". Конец XIX в. КККМ

Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX века были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей. В морозы к таким шапкам пришивали кусок овчины в виде ушанки. Своеобразной была старинная женская шапка с меховым околышем и длинной висящей тульей из материи, вышитой узорами. Такие шапки носили чаще всего замужние женщины.

Но охотнее хакасские женщины, как в прошлом, так и в настоящем, носят на голове платок из шерстяной ткани (типа павловских, набивных платков), который они очень искусно повязывают.

Хакасские рукавицы, как мужские, так и женские, имеют одинаковую форму и отличаются лишь размерами. Зимние рукавицы шили из белой или черной овчины с отделкой из материи. Отделку обычно делали из двух узких полосок - темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, сатина, ситца (рис. 199). Часто рукавицы оторачивали мехом. Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой. Изготовление рукавиц и украшение их вышивкой - наиболее распространенный в настоящее время вид народного творчества в хакасских улусах и селах, в поселках городского типа. Рисунки вышивок разнообразны, и нет среди них одинаковых, повторяющихся (цв. ил. 113, 114).

Своеобразной была у хакасов обувь. Мужчины и женщины носили одинаковую по крою обувь, делали ее сами из кожи. Такая обувь не имела каблуков. Голенище под коленями подвязывалось ремешками. Жители подтаежных районов голенища обуви часто делали из холста.

Мужскую зимнюю обувь шили из оленьего, конского и козьего (дикой козы) камуса. Камусовая обувь была мягкой и теплой, к тому же очень удобной для ходьбы. Женскую зимнюю обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Задники, подошву, переда такой обуви обшивали кожей. Нередко женскую обувь украшали вышивкой (рис. 200).

Обувь подобного типа еще нередко можно встретить в подтаежных районах Хакасии.

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Б. Энгросс пишет: "Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок." (Исенко С.А. О колористике и орнаменте русского народного костюма. // Народное творчество, 1995 №5, с.18).

Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

«ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ богат в типологическом отношении. Многообразие типов и вариантов хакасских узоров свидетельствуют о богатстве традиций и своеобразии предметного мира народного искусства. Обилие типов орнамента хакасского на металлических украшениях, деревянных предметах, в хакасском костюме указывает на то, что хакасы издревле знакомы с узоротворчеством и в этом достигли большого мастерства. Хакасские узоры отличаются архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. Характерной особенностью орнамента хакасского является его включенность в ансамбль костюма. Художественная орнаментация достигла у хакасов значительного развития. Мастера и мастерицы обладали высокими по тому времени и условиям техническими и технологическими знаниями. При сравнительном изучении традиций узоротворчества в орнаменте хакасском обнаруживаются следы всех прошедших эпох на территории Саяно-Алтайского нагорья. Исторические пласты орнамента хакасского свидетельствуют о том, как геометрические, зооморфные, растительные, космогонические мотивы, накапливаясь, оставались в репертуаре орнаментального искусства, все более изменяясь во времени. Это объясняется тем, что орнаментация изделий была тесно связана с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Можно сказать, что хакасский орнамент, вобрав в себя, особенно в вышивке, древние художественные традиции, является феноменом народного творчества, наравне с героическим эпосом, горловым пением. Орнамент хакасский - одна из высот художественной культуры хакасов». (Источник: Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

Орнаментация народной одежды занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.


Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.


На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Мотивы хакасских народных орнаментов, используемых на одежде и предметах быта


Вышивка для манжеты



Чашка



Жилет



Кружка



Туесок



Рукавица



Пояс



Наплечная вышивка



Описание презентации Хакасские узоры ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ: УСТИНОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ по слайдам

тамга ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв. , взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушакова метка как знак собственности (первоначально — в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамгаа - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт, Народ его издревле бережёт. Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки хакасского календаря. . .

кружева Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это — вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади — показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Хакасский узор В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Откуда вообще возник узор? Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Особенности хакасского узора Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Особенности южного хакасского узора для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Особенности северного хакасского узора На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца — главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Особенности северного хакасского узора Второй тип трафаретов — алынча ульгу — отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы «алынча ульгу » можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Особенности северного хакасского узора. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

Элементы хакасского женского костюма Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

ПОГО Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого» окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

хос ызырга Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга» , изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

узумчук Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос» , изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос» , свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук» .

Внеклассное мероприятие

Тема: « Хакасский национальный орнамент»

Выполнила: Шаболина Юлия Викторовна

Студентка гр.201Б ЗФО

Абакан 2014

Школа: МБОУ СОШ №11

Класс: 2 Г

Тема: « Хакасский национальный орнамент»

Задачи:

    Расширить представление о хакасском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

    Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, бережное отношение к объектам народного творчества, чувство толерантности к другому народу. Прививать интерес к хакасскому народному творчеству.

Оборудование: презентация,лист с изображениями орнамента, цветные карандаши, аудизаписи с мелодиями на хакасском языке А. Киштеева, хакасское национальное платье, рукавицы с орнаментом, хакасское нагрудное украшение «пого».

Оформление доски:

Тöрiткен чирiм, Хакасиям минiң! –

Хакасия, край мой!

План работы:

  1. Орг.момент – 1 мин

    Беседа – 15 мин

    Творческая работа 10 мин

    Итог – 5 мин

« Хакасский национальный орнамент»

Орг.момент

«…мы научились плавать в воде, как рыбы,

летать в небе, как птицы, осталось только

научиться жить на Земле, как люди! »

Бернар Шоу.

Изеннер! Здравствуйте!

Беседа

Прекрасная земля – Россия. Какой простор, какая красота!

Родина! Это небольшое слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной.

Ребята, что является для вас родиной? (Республика Хакасия)

На классной доске слова на двух языках

Стихотворение под музыку чатхана.

Хакасия – край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей!

Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к родному краю. Какие? (Высказывания детей)

Каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт. Сегодня на занятии мы познакомимся с хакасским национальным орнаментом. Узнаем, в чём его особенности. Поучимся этому искусству сами.

Ребята посмотрите, перед вами представлено женское национальное платье. (демонстрация платья).

Оно несёт в себе древние традиции, отражает художественные представления мастеров, его создающих.

– Какое оно? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)

Учитель рассказывает детям для чего так шили платья.

– Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.

– Чем еще необычно хакасское платье? (Тем, что оно украшено).

Как оно украшено? (Орнаментом).

Понятие : орнамент – что это такое? (Украшение). Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.

-Где вы видите на женском платье орнамент? (На рукавах, воротнике, на плечах).

Давайте рассмотрим эти узоры.

Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)

Этот орнамент можно увидеть и на других изделиях (показ изделий).



Далее учитель показывает детям нагрудное украшение – пого. Рассказывает, что его носили только замужние женщины.



Какие особенности подметили (основные элементы – цветы, бутоны, листья на стеблях).

Как вы думаете, как называется такой орнамент? (Растительный)

Растительный орнамент (лиственный)- украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т.д.

Существует множество видов различных орнаментов:

    свободные растительные мотивы.

    Изображение птиц, зверей, человека.

    Чередование геометрических фигур.

    Всевозможные переплетения.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

    геометрические,

    растительные,

    образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Работа по элементам орнамента.

Цветы могут состоять из 3-х, 4-х и 5-ти лепестков и разных по форме: капелькой или листочком, красиво изогнуты). – показ на доске.

Что ещё подметили – стебли какие? (Тонкие и сплетаются в овал, круг или сердечком.

Полюбуйтесь красками орнамента.

Что вы можете о них сказать? (Яркие, многоцветные)

Где эти краски могла увидеть мастерица? (В тайге, в лесу на поляне или в степи, когда она цветёт в первой половине лета)

Какую особенность вы заметили в подборе красок в орнаменте?

    в одном цветке 2-3 краски – это “цветик – семицветик”

    стебли могут быть как зелёные, так и красные, оранжевые или малиновые

    краски яркие, насыщенные, звучные, чистые

    стилизация в цвете – упрощение (мы не видим оттенков, света и тени)

Творческая работа : подберите цвета для своего орнамента так, чтобы он ожил, расцвёл той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм.

(Раздаточный материал для детей на листах А4)

Порядок работы, правила:

    Выберите себе лист с изображением вещей украшенных хакасским орнаментом.

    Возьмите карандаши и подберите цвета для своего орнамента.

    Работайте аккуратно, пишите тонкой плавной линией по контуру лепестков и листьев.

    Обратите внимание на сочетание, на ритм в цвете, на соразмерность по количеству того или иного цвета– всё это гармония цвета, их звучания.

Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живёт на одной земле в содружестве с другими народами. В процессе работы прислушайтесь к мелодии хакасской песни в исполнении А.Киштеева (звучит песня – 1-2 куплета).

Подведение итогов

Дети, заканчиваем работу.

Какой была мелодия? (Cветлая, добрая, красивая).

Помогала вам эта мелодия? Чем? (Настраивала на размеренность в работе, состояние покоя).

Так и мастерицы часто во время рукоделия поют.

2. Выставка детских работ.

Полюбуйтесь ими.

Как вы думаете, какое цветовое решение наиболее удачное и почему?

Чем интересен хакасский орнамент?

В чём его особенности?

«Лучшая из дев, Ичен-Арыг, Шесть раз пройдясь, дева Сукно дорогое схватила, Свой золотой нагрудник надела И из белого дома вышла…»

(Алтын-Арыг, 1988, с 256)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!