Женский журнал Ladyblue

Что происходило в дни святок. Святки

Рождественские святки в 2018 году, 7-17 января, народные традиции, обычаи и приметы этих дней на Руси.

Святые дни, Святки установились на Руси очень давно. Сейчас они начинаются от и продолжаются до Крещенского сочельника. Ранее они связывались со временем начала увеличения светового дня – .

Еще в дохристианские времена на Руси в конце декабря-начале января колядовали - широко отмечали время «возвращения» солнца, периода, когда день начинал прибывать. После длинного периода темных ночей, увеличение дня ожидалось как чудо, широко и долго праздновалось. Жгли костры – своеобразные символы солнца, одевали маски животных, чаще медведя. Празднующие верили, что этим они обманут недобрых духов. Те сначала прятали солнце, а теперь могут отомстить радующимся за его возвращение.

С установлением христианства на Руси, время между Рождеством и Крещением Спасителя пришлось примерно на это время. Православная Церковь не стала бороться с языческими обычаями, а постепенно наполняла их новым смыслом. Как праздновалось рождение солнца, сейчас стало отмечаться Рождество Христа – Солнца Правды (из тропаря).

Это время года – между темнотой ночи и светом дня - по всей Европе считалось самым подходящим для попыток узнать будущее. Гаданиями в это время занимались не только на Руси. Вот с этой стороной праздника Церковь всегда боролась, даже на государственном уровне. Так Петром I был принят закон, по которому за гадания и непристойные пляски с пением били плетьми.

Предполагают, что русский обычай окунания в крещенскую купель идет от традиции очищения от прегрешений, совершенных на святочных гуляниях.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время слабели сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года можно сравнить только Масленицу.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Песни-колядки часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом виде творчества традиционные, идущие из древности правила. Хозяина часто величали «светел месяц», хозяюшку - «красным солнцем», детей их - «частыми звездами». Бывало и более выразительно - «хозяин в дому - как Адам в раю; хозяйка в дому - что оладьи в меду; малы детушки - что виноградье красно-зелено… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто хорошо угостит. Иногда в песнях звучали шутливые угрозы: «Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…». Хозяева принимали гостей кто как мог.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Еще одной святочной традицией было собираться всей семьей по вечерам, звать гостей и рассказывать сказки. Сохранились целые сборники «Святочных рассказов», как придуманные простым народом, так и авторские. Такие рассказы отличались таинственностью и были полны чудесных событий. Этот обычай был особенно крепок среди городских жителей. Молодежь днем каталась на санях и на санках с гор, а по вечерам собиралась на слушания историй. Не редко после Святок наступала пора сватовства, этому помогал тесный круг молодежного общения.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Крещения Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали прорубь в замерзших водоемах в форме креста.

Сейчас традиция колядовать – славить рожденного Христа – восстанавливается. Верующие не только собираются группами для того, что бы поздравить соседей, родственников, а также представителей социально незащищенных слоев общества, но и устраивают флешмобы в общественных местах.

Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

С периодом Святок связано много примет погоды:

  • На Святки только волки женятся;
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится;
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Масляна - кататься;
  • Мокрые святки - мало урожая;
  • Ясные святки - полные амбары.

Здравствуйте, друзья!

28-е декабря — предновогодняя суетливая пора и... самое загадочное время года, не только у славян, а вообще. Люди прошлого были тесно связаны с природой, даже сейчас наша жизнь целиком и полностью от нее зависит (и очень жаль, что мы редко об этом задумываемся). Но в прошлом такая связь ощущалась довольно таки сильно.

И больший трепет у людей вызывало Солнце — его движение по кругу и явления с ним связанные (солнцестояния и равноденствия). Все крупные и важные праздники были приурочены к этим датам, но большей важностью отмечено именно зимнее солнцестояние — период, когда заканчивается старое (старый год, если хотите), и начинается новое (год новый). Период, когда граница между Навью и Явью (миром живых и миром теней) предельно тонка. Период, когда можно попросить помощи у добрых духов и необходимо защититься от злых. И, наконец, период, когда нужно помочь Свету побороть Тьму.



И у славян есть праздник приуроченный к этому времени, даже два праздника (они тесно связаны между собой, поэтому рекомендую к прочтению следующие статьи):

Но! Все эти праздники объединяет одна волшебная пора — Святки.

Что такое Святки?

Святки (Святые вечера) — это целый комплекс празднеств, состоящий из:

Зимние Cвятки на Руси были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: "слава хлебу", гадания о замужестве и т. д. (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян)

Само слово «святки» (святьё, светки, святые вечера) уже дает нам понять, с каким трепетом люди относились к этому промежутку времени. Есть версия, что такого рода праздники пришли к славянам от греков, а некоторые исторические источники утверждают, что похожие празднования с переодеваниями и песнями были у индийцев и египтян. Ничего удивительного в этом нет, вы можете присмотреться к празднику Йоль (у него тоже есть свои «святые дни»).

Когда начинаются Зимние Святки

Интересный вопрос. Пока я готовила статью, нашла три даты начала Зимних Святок. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: календари двигаются, а одни праздники накладываются на другие.

  1. По одной из версий, Большие Велесовы Святки начинаются с праздника Коляды, который, если так разобраться, приходится на 25-е декабря и заканчиваются 6-го января.
  2. По другой версии - в день солнцеворота. В 2017 году — это было 21-е декабря. Такая разница в датах объясняется движением солнца, которое, естественно отражается на длине года и, как итог, на календаре (кому интересно, это явление называется предварение равноденствий). Так вот, из-за этого астрономического явления дата в календаре сдвинулась, то есть, раньше она приходилась на 24-25 декабря, а сейчас на 21-22 декабря.
  3. Но самая актуальная дата, та, по которой мы сегодня ждем Святок — в январе. Промежуток между Рождеством и Крещением (с 1-го по 19-е января, по старому стилю с 25 декабря по 14-е января).

Святки, пожалуй, самые неоднозначные праздничные дни, в которых тесно переплетаются языческие и христианские традиции, а корни уходят аж в VI век (и, возможно, еще в более раннее время). Но давайте по порядку.

Кстати, у славян есть еще и так называемые Зеленые святки .

Святки (или Святые вечера) можно разделить на две части, до Нового года, и после. Период времени до Нового года так и называется - Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения - Страшные вечера.

В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты.

Святые вечера - самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо - сочиво (канун, коливо или же просто - кутья). Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее.

Страшные вечера - время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни.

Святки - являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами - приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты.

Святочный календарь

Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак:

    6-е января - Сочельник (он же Кутейник). Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться.

    7-е января. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник.

    8-е января. Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида.

    11-е января - в этот день(и до самого Крещений) женщинам нельзя было играть в карты, так же 11-го января почитали младенцев, которых погубил Ирод.

    12-е января. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам. В народе 12-е января прозвали Анисьей желудочницей.

    13-е января - Васильева коляда или же день святой Меланьи. Канун Нового года по старому стилю.

    15-е января. В этот день нельзя было есть яйца и кур. Им, вообще, уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды. В народе 15-е января называли Сильверстов день.

    16-е января. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой. В народе этот день именуется днем пророка Малахии.

    17-е января. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка.

    18 -е января. Канун Крещения. В этот вечер нужно было гадать, колядовать, рисовать мелом кресты на дверях и стенах дома, дабы оградить себя от проделок нечистого. Ночью следовало ходить за водой на реку. Вода в этот вечер считалась святой, и могла помочь при разных хворях и несчастьях.

Ну вот, наверное, и все. А прежде, чем попрощаться, хочу вспомнить замечательную повесть Николая Васильевича Гоголя - Ночь перед Рождеством. Она отлично погружает в атмосферу святочных вечеров.

Святки охватывают период от Рождества Христова до Крещения. В Церкви в это время нет постных дней, не совершаются коленопреклонения, продолжается празднование Рождества Христова и поются хвалебные песнопения - колядки.

Языческие корни святок

Еще в древности славянские племена выделяли дни перехода солнца от зимы к весне, победу света над тьмой. Считалось, что в дни этого перехода по земле разгуливает нечисть и духи умерших, поэтому у языческих племен были распространены разные гадания. У славян существовал обычай изгнания святок - сжигание снопа соломы, в Украине сжигали «деда», на севере России - Митрофанушку. По дворам гуляли ряженые, они колядовали. Многие считают, что это просто интересная и веселая традиция, которая не мешает празднованию Рождества. Тем не менее, это не так.

Коляда - день зимнего солнцестояния - у славян являлся Новым Годом. В языческих культах почитались древние тотемные животные, которые являлись предками племен. Наряжаясь в шкуру козы, кобылы, быка, славяне изображали, что к ним пришли их предки пожелать счастливого Нового Года. Было и такое, что девушки наряжались в платья парней, а парни - в платья девушек. Сопровождалось колядование нескромными танцами и песнями с ненормативной бранной лексикой, - явление исключительное, поскольку в любое другое время это было категорически запрещено.

Позже с появлением христианства традиция празднования святок очень сильно изменилась: изменилась форма, и главное, - содержание праздника.

Христианские святки

В христианской Церкви празднование святок - 12 дней после Рождества Христова - упоминается в 13 беседах преподобного Ефрема Сирина. В Уставе преподобного Саввы Освященного, который относится к VI веку, указано, что в дни святок нет поста и коленопреклонений, а также не совершается таинство брака. На VI Вселенском Соборе есть упоминание того, что запрещается делать на святки: устраивать гадания, игрища, рядиться, петь соблазнительные песни. Наказание за такие деяния было строгим: епитимия на полгода.

В дни христианских святок принято посещать больных, сирот, одаривая их. Крестные родители посещают крестников и тоже поздравляют их с праздником Рождества Христова. После Рождества следует второй праздник - Обрезание Господне. В этот же день совершается и память святителя Василия Великого. Также этот день - 14 января по новому стилю - совпадает с новым годом по старому стилю - 1 января. По-прежнему, именно в канун этого праздника существует традиция колядования, но она наполнена христианским содержанием.

Завершает святки крещенский сочельник или навечерие Богоявления. Это день строгого поста, вкушают в этот день только кутью. Для древней Церкви Богоявление было большим праздником, поскольку многие источники указывают, что в этот день совершалось крещение оглашенных, проходивших обучение истинам христианской веры до 3 лет. Оглашенные одевались после крещения в белые облачения в знак отречения от греховной жизни и возвращения к целостности, которая была у человека в раю. Сегодня при крещении младенцев их принято облачать в крестильный набор для девочки или для мальчика: рубашку, чепчик, штанишки и пинетки.

Христианские традиции празднования святок

Сохранилась традиция совершения праздничной семейной трапезы на Рождество после посещения богослужения. Принято посещать и поздравлять родных и близких, а также крестников, больных и сирот. Детям обязательно дарят подарки: есть даже традиция обмениваться подарками у детей, собирая полезные мелочи в отдельную коробку для своего «друга по обмену». Колядующие, или христославы, сегодня одеваются обычно, но обязательно берут с собой Рождественскую восьмиконечную звезду на шесте. Поют рождественские песнопения, называемые колядками или щедровками. В этих песнопениях прославляют Рождение Христа и желают хозяевам домов счастливого нового года. Мехоноша собирает жертвы для христославов, позже колядовщики устраивают праздничную трапезу и угощают бедных. Христославов встречают радушно, одаривают едой, деньгами, колбасой и сладостями. Считается, что христославы приносят в дом счастье и достаток.

Русская национальная культура самобытна. В праздновании Святок слились православное и языческое начала. Этот магический период был особенно любим нашими предками.

История появления праздника

Святочные дни – период между двумя православными праздниками (Рождеством и Крещением). Начинаются Святки «от звезды», появляющейся первой в рождественский сочельник, а заканчиваются освящением воды 19 января - Крещение Господне.

Таким образом, святые дни имеют непосредственную связь с христианскими праздниками. Но отмечались Святки населением Древней Руси еще до принятия православного вероисповедания. В то время почитали бога Коляду, олицетворявшего в язычестве солнце и смену времен года, а Святки назывались колядными. Богатый урожай на грядущий год просили славяне у верховного божества Святовита.

В церкви традиция святых дней установлена в V веке. Изначально , поклонение волхвам и Крещение отмечали в один день, 6 января. Но в IV столетии некоторые восточные церкви стали праздновать Рождество раньше, чем Крещение. После чего Четвертый Вселенский собор официально узаконил раздельное отмечание праздников с установлением между ними промежутка в 12 дней.

Традиции праздника

Чтобы получить расположение божеств, славяне проводили многочисленные ритуалы, к которым относились:

Разжигание костров;
общесемейные трапезы;
колядование;
гадания и др.

С принятием православия языческие традиции не ушли в прошлое, а переплелись с христианскими. В первый святочный день было заведено разжигать костер и поддерживать его вплоть до Крещения. Люди поднимались на холм и спускали вниз горящее колесо, символ уходящего года. Славяне верили, что благодаря этому их покинут все беды и трудности.

Молодежь, наряженная сказочными персонажами и животными, шествовала по домам со склеенной рождественской звездой и исполняла народные песнопения. Иногда девушки переодевались парнями, и наоборот. Все это делалось для того, чтобы злые духи не узнали человека и не смогли ему навредить. В колядках содержались пожелания благополучия, достатка, а скупым на подарки хозяевам предрекалось разорение.

Обязательными считались три общих семейных застолья (в рождественский, крещенский сочельники и на Васильев день. Обычно в эти праздники на стол подавались:

Кутья;
блины;
овсяный кисель;
сбитни;
маковники.

Количество блюд в обязательном порядке должно было быть нечетным. Славяне полагали, что в святые дни души умерших родственников находятся рядом с нами. Поэтому, если в ушедшем году кто-то из близких покинул наш свет, готовился дополнительный прибор.

Непременным атрибутом Святок являлись гадания. Чаще всего свою судьбу хотели знать незамужние девушки. На суженого гадали разными способами: с помощью колоды карт, зеркал, книги, петуха, волоса, сапожка, лука и т. п. Девицы чаще всего собирались вместе, но можно было обратиться к темным силам и в одиночку.

Обязательные условия - распущенные волосы и снятые обереги, в том числе крестики. Юноши тоже желали знать свою судьбу: какой по характеру будет их невеста, насколько она красива. Также славянам было интересно, станет ли грядущий год плодородным. Святочные гадания традиционно проводились в бане или возле нее.

Время от Васильева дня (14 января) до Крещения называлось «страшной» неделей (в противоположность первой «святой»), ибо считалось, что в этот период нечистая сила имеет над людьми особую власть. Чтобы оградить себя и близких от этого, славяне окропляли жилье святой водой, рисовали мелом крестики на дверях и окуривали комнаты ладаном.

В Святки особое внимание уделялось нищим, больным и нуждающимся. Посещались детские дома, лечебницы, места заключения, подавалась милостыня на улицах.

Крещение представляло собой день очищения от грехов и болезней. Чтобы освободиться от них, славяне проделывали во льду отверстие в форме креста и смывали с себя все дурное посредством купания в ледяной воде, которая считалась святой. На год вперед запасались крещенской водичкой, имеющей особую силу.

В продолжение двух рождественских недель обязательно нужно было посетить хотя бы одну из церковных служб. Также запрещалось работать, отдавая дань памяти значимым христианским событиям.

Празднование Святок в наши дни

В нынешнее время в святые дни принято ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, готовить праздничные блюда. Основным яством до сих пор считается кутья. Первоначально ее готовили из пшеницы с добавлением меда, изюма, мака, орехов. Сейчас для этого кушанья используются рис или перловка, а также фрукты и мармелад.

Сохранилась и традиция колядования, особенно в сельской местности. Дети наряжаются в различные костюмы и ходят по домам поздравлять хозяев с Рождеством и старым Новым годом. В ответ колядующие получают деньги и угощения.

Поверья и приметы на Святки:

1. Во время общесемейных праздничных трапез обращали внимание на то, насколько вкусным вышло главное угощение – кутья. От этого зависело счастье предстоящего года. Кутьей потчевали не только домочадцев и гостей, но и домашних птиц. Делалось это ради богатого урожая. С той же целью существовал обычай повязывать плодоносящие деревья в саду лентами.

2. Благополучие дома и семьи находилось также в прямой зависимости от количества колядующих, посетивших жилище.

3. Полагали, что в старый Новый год женщине не следует первой входить в жилище, иначе постигнут неприятности.

4. Чтобы нечисть не навредила, древние славяне в святые дни облачались только в новые и чистые одеяния, раскладывали на полу солому и устанавливали в красном углу с иконами сноп сена.

5. Примета гласила: запрещается выносить сор из помещений в первую неделю Святок, иначе духи грозят семейными неурядицами.

6. Древние славяне верили в то, что сны, увиденные в святые дни, пророческие. Особым «почетом» окружалось сновидение, пришедшее в рождественский сочельник.

7. Еще считалось правильным не скупиться на покупки в продолжение святых двенадцати дней. Обязательное обновление в прихожей – новый ковер.

8. Существовало и такое поверье: загаданное в канун Рождества желание непременно сбудется.

9. Многие чаяния славян связывались с природными силами и явлениями. Так, метель перед Рождеством сулила быстрое обновление природы весной и хороший медовый сбор летом.

10. Богатый урожай хлеба следовало ожидать в случае инея на деревьях в первые рождественские дни.

11. В случае если праздник Рождества Христова выдастся достаточно теплым, весну следует ждать холодной.

Изгнание Святок

Перед Крещением происходил особый обряд, получивший название «изгнание Святок». Было принято сжигать солому и сор, накопленные за этот период. Также, провожая Святки, пылающий сноп сена возили по селению с радостными восклицаниями. Посредством этого беды и трудности прошедшего года уходили в прошлое. Накануне Крещения организовывались посиделки, веселые гульбища с песнями и плясками.

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!