Женский журнал Ladyblue

Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".

В любом случае наказание ребенка - не лучший способ его воспитывать. Благодаря наказанию, несмотря на то, что поведение потушено своевременно, корень проблемы не решен, и есть много детей, которые, несмотря на наказание за поведение, продолжают делать это, когда могут, или когда они считают, что их не будет видно.

Побочные эффекты наказания

Другими словами, последствия наказания являются кратковременными. Наказание не приводит к отказу от поведения, которое требуется изменить, и не предлагает более адекватной альтернативы, и это приводит к тому, что поведение, как правило, повторяется. Использование наказаний в качестве стандартного показателя коррекции приводит к потере доверия ребенка к родителям или преподавателям, повреждению чувства собственного достоинства ребенка, девальвации, стрессу, напряженности и агрессии и даже к использованию лжи или обмана, чтобы избежать наказание.

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Многие дети в конечном итоге дистанцируются от своих родителей и «наказывают» их, лишая их общения и порождая ярость и потребность в мести. Многие другие теряют непосредственность и креативность и становятся небезопасными, страшными и зависимыми детьми того, кто их наказывает, потому что они избегают принятия решений, которые могут быть ошибочными и могут привести к новому наказанию.

Начать дисциплину в раннем возрасте. Уточнить правила очень хорошо и укрепить их немедленно и последовательно. Подкрепляйте послушание ласками и фразами вроде: Очень хорошо! Как хорошо вы это сделали! И после того, как он дисциплинирует его, скажите ему, что вы его любите и что вы делаете это ради своей же пользы.

Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Различные стили образования

Разница в том, что характер собак должен быть полезным и послушным, но дети должны быть свободными. В авторитарном образовании, в котором говорится, что мы должны восстанавливать родителей, у детей нет прав. В разрешительном образовании, в котором родители позволяли своим детям буквально «делать то, что они хотят», у ребенка есть все права.

В более демократическом образовании, где царят связь и взаимное уважение, родители и дети разделяют права. Наказание станет частью так называемого авторитарного образования, и цель должна состоять в том, чтобы воспитывать ребенка, чтобы жить в свободе, но не останавливая свободу окружающих.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. "Компенсация" . Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь) . Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Воспитание требует терпения, и работа родителей или педагогов должна быть направлена, когда это возможно, на то, чтобы показать альтернативы и элементы, которые приглашают размышлять не только о поведении, которое считается неадекватным, но и о последствиях, которые оно вызывает в других.

На мой взгляд, цель состоит в том, чтобы дети были ответственными, самокритичными и автономными людьми, но с их собственными ценностями, то есть с их подлинным образом жизни, возникли сами по себе, а не в соответствии с высшим существом. Как сказал Пиаже, автономия появляется только с взаимностью, когда взаимное уважение достаточно сильное, чтобы заставить индивида почувствовать себя в стремлении относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы с ним обращались. Вот почему борьба должна быть направлена ​​на создание этой автономии у детей.

Наказание.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Для этого необходимы диалог и общение, непрерывный пример родителей в повседневной жизни и соответствующее требование, всегда с любовью. Наказание - это «быстрый способ» решить проблему, и ее влияние на поведение является временным. Вряд ли искореняют негативное поведение в течение длительного времени и стремятся дистанцировать родителей и детей и унижать их.

И тогда вы не можете наказать?

Многие люди защищают наказание, потому что считают, что действительно существуют отношения, которые нельзя терпеть, и, если они повторяются наглым образом, наказание - это единственный способ заставить людей понять, что важно. В некотором смысле они правы, но только своевременно. Плохие действия, особенно если они совершаются детьми, часто мотивируются более хронической или долговременной проблемой.

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Оскорбление - это только верхушка айсберга, и наказание, как мы уже говорили, действует только на самую поверхностную часть. Бывают ситуации, когда понимается, что необходимо прекратить действие, и есть места, например, школа, где для учителя есть много детей. В этом случае мгновенное наказание было бы приемлемым как «спасательная мера» и никогда не было бы учебным элементом для апостериорного поиска корня проблемы.

Многие будут думать, что говорить, что в школе они не должны наказывать, это позволить детям делать то, что они хотят. Ничего дальше от реальности. Вещи падают по собственному весу и самим детям, когда есть диалог и общение, они в конечном итоге видят, что их действия имеют последствия, они понимают, что жизнь на самом деле не путь роз и видно, что бывают времена, когда они могли бы сделать в случае папы мама.

Нельзя наказывать лишением любви!

Составила: психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.

Методы поощрения и наказания

в воспитании ребенка

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель (родитель) и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Факт уборки уже проявляет воспитательную функцию, потому что ребенок видит, что его поступок имеет последствия, которые необходимо отремонтировать. Мы можем остановить действие с «если, когда вы разозлитесь, вы относитесь к таким игрушкам, что мне придется держать их, чтобы они не сломались», если мы сочтем это уместным. Эта фраза, которая выглядит как наказание или угроза, действительно является приглашением к размышлению, так что ребенок создает свое собственное правило. Если вы выбросите игрушки, они будут удалены, поэтому они не сломаются, если вы хорошо относитесь к ним, вы можете играть с ними столько, сколько хотите.

Чаще всего объектами воспитания становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой – либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка, некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё - таки, использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

Он всегда решает, когда он может начать хорошо относиться к ним и понимает, что его собственные вещи также должны уважаться и что могут быть другие способы направлять раздражение. В конце концов, цель состоит в том, чтобы попытаться сделать детей счастливыми, родители счастливы, а отношения между родителями и детьми - это самое лучшее.

Поскольку он был опубликован, было продано почти миллион копий, и с момента его публикации противоречие выросло, потому что насилие, которое оно обнародует, таково, что смертельные случаи уже оплакиваются. По-видимому, в этой главе объясняются волосы и признаки того, как воспитывать детей, использующих насилие, до того, чтобы советовать, как выполнять наказания.

Многие педагоги прошлого и наши современники писали о проблемах поощрения и наказания. Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно « разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Макаренко А. С. отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей, он вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»,- подчёркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. А.С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

Если ребенок старше, трубы могут использоваться для применения исправления, которое ребенок заслуживает. Если вместо этого нужно искать, чтобы проверить безрассудство ребенка, преподобный рекомендует оставить загруженное оружие у дома и ждать, чтобы увидеть реакцию маленьких.

Перед такими советами больше, чем пособие для воспитания детей, кажется «Руководством идеального мучителя», несколько случаев насилия имели место в Соединенных Штатах и ​​три смерти. Не идя дальше, 30 сентября началось судебное разбирательство против пары, Уильямса, обвиняемой в убийстве их 11-летней дочери. По сообщениям, она была избита трубой. Это сумасшедший преподобный, который доходит до того, чтобы объяснить, что, когда его сын, кусающий свою мать, ухаживал за ней, вытягивал его из волос, он пишет книгу, извиняясь за жесточайшее жестокое обращение, потому что он время от времени наблюдает за книгами которые говорят истинные варварства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!