Женский журнал Ladyblue

Поощрение ребенка. Как поощрять хорошее поведение ребенка? Советы родителям

Метод поощрения в науке является самой привлекательной темой. В интернете имеется миллион источников о нем. О нем пишут народ, классики педагогической науки, современные ученые, студенты. Несмотря на это достоверного объяснения данного метода до сих пор нет. «Поощрение как метод… на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки», - пишет С.А. Гутман . Даже роль поощрения понимается противоречиво. Некоторые говорят, что нельзя поощрять воспитанника, другие, наоборот, переоценивают его значение. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Российского педагогического университета им. А.И. Герцена С. Братченко выступает против применения поощрения. «Если мы хотим, чтобы ребенок руководствовался собственным разумом и нравственным чувством, - пишет он, - нельзя хвалить его. Умело пользуясь поощрениями и похвалой, можно подчинить своей власти ребенка не менее жестко, чем строгим наказанием, заставить его поступать именно так, как хочет педагог, или родители, или группа сверстников, мнение которых в определенной ситуации может оказаться самым главным. Власть, она ведь может достигаться разными способами. В конечном счете не так уж важно, почему человек привыкает подчиняться чужой воле… Из страха, что его накажут, или из опасения, что не похвалят. Важно, что он не свободен, не развит как самостоятельная личность, способная принимать решения и отвечать за них» .

Еще один важный момент заключается в том, что мнения родителей не могут быть разными, а требования к ребенку должны быть одинаковыми. Стимулы и штрафы за заполнение таблицы необходимы для поддержки мотивации. Оценка должна быть такой, чтобы дети следовали правилам таблицы. Не переусердствуйте с детьми. Подумайте о том, что принесет радость ребенку, и выберите призы в зависимости от страстей ребенка. Это может быть забавная деятельность, развлечения, походы, живое разрешение на отдых вместе, милый подарок или что-то еще.

Штрафы могут быть связаны с запретами, дополнительной работой и т.д. родители знают о своих детях, поэтому лучше всего решить, кто их мотивирует и дисциплинировать их. Ребенок может предложить те же стимулы, и родители решают, подходит ли это или нет.

Однако в реальной жизни поощрение широко применяется. Поощряют президенты, главы администраций, общественные организации, директора учебных заведений, классные руководители, учителя, родители, товарищи, члены жюри и т.д.

Что же такое поощрение? В «Российской педагогической энциклопедии» на этот вопрос дается следующий ответ: «Поощрение – вид моральной санкции: положительное воздействие авторитетного лица, к.-л. общественного органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т.п.) и засвидетельствования их одобрения» . Однако этот ответ не является полным и сам вызывает вопросы: а) почему воздействие только авторитетного лица? Неавторитетный человек разве не может поощрять? 2) почему только посторонние поощряют? Разве человек сам себя не может поощрять?

Вы часто об этом думаете? Поощрение маленьких бесполезно, но здесь нет необходимости перекатываться. Реальная реклама - это доверие между взрослым и ребенком. Он в основном выражается в физическом действии: обнимает, сжимает, вручает или помогает. Нельзя идентифицировать помощь только с помощью службы. Вам просто нужно сидеть бок о бок и помогать, поощряя ребенка делать все для себя, вместо того, чтобы не потерять работу. Иногда достаточно сидеть рядом с ребенком и просто слушать его, часто поощряя свой собственный пример.

Конечно, дети, как и мы, взрослые, с наибольшей вероятностью отдают подарок или обещание провести время, весело проводив время. В первую очередь следует прислушиваться к пожеланиям ребенка, наблюдать, как он себя чувствует. Нет единого правильного ответа, подходящего для всех жизненных ситуаций. В каждом случае решение должно быть принято снова. Самое главное, продвижение в соответствии с возрастом и мотивацией ребенка, в противном случае оно может быть неэффективным.

На наш взгляд, поощрение – это способ закрепления усвоенного содержания педагогического процесса путем положительной и стимулирующей оценки возможностей воспитанника.

Механизм воздействия поощрения в системе педагогического процесса объясняется следующими обстоятельствами:

Оно указывает правильность действий, поступков, поведения, деятельности человека;

Акция по-прежнему находится в кроватке. Первые приступы стимуляции происходят с первых дней жизни ребенка. Улыбка родителей, мягкий голос, взятый за руку, почесывает выражение лица, показывает неудовлетворенность или согласие родителей и как бы толкает ребенка так или иначе вести себя так. Будучи близкими и заботящимися о ребенке, родители поощряют доверие к миру, словно говорят: «Я рядом, и мир хорош и красив». Каждый ребенок растет, чтобы учиться и совершенствоваться. Родительское одобрение или неодобрение может поддерживать или даже увеличивать это желание или, наоборот, подавлять его.

Вызывает чувство удовлетворения;

Активизирует личность, поднимает его настроение, заряжает энергией, способствует формированию движущей силы;

Вызывает положительные эмоции: радость, гордость, уверенность, желание, укрепляет здоровье;

Улучшает взаимоотношения людей, создает благоприятную атмосферу в коллективе и т.д.

Просто не думайте, что это согласие означает какой-то удар и безусловное удовлетворение прихотей ребенка. Кроме того, согласие - это ответ родителей на фактические потребности ребенка. Родители должны поощрять и хвалить своего потомства, когда он этого заслуживает. В противном случае ребенок может зависеть от внешних почестей и поддержки, без которых он больше не сможет работать. Он будет знать, что в случае неудачи он не будет так отчаянно нуждаться в почестях или наград. Поэтому поощрение пунктов, которые можно обменять на подарки каждый раз, хорошо, а не всегда.

Народ понимал значение поощрения. «Доброе слово человеку – что дождь в засухе» говорится в русской пословице. «Я не сомневаюсь, - писал Д. Локк, - что этот метод …будет сам по себе оказывать большое действие» .

В применении поощрения необходимо соблюдать определенные требования.

1. Поощрение должно быть заслуженным. «Педагогической цели достигнет поощрение, заслуженное ребенком, его физическим и нравственным усилием» . Заслуженное поощрение воспринимается воспитанником как награда за труд и вызывает удовлетворение, стремление к совершенству.

Обычно это первая помощь для детей, страдающих гиперактивностью, с поведенческими и эмоциональными нарушениями, поскольку она помогает определить пределы поведения. Кстати, этот способ продвижения подходит тем, кто уже может понять правила такой «игры» и поддерживает их. Опасность возникает, когда ребенок не понимает цели сбора очков, что делает ее механически. Или, когда родители выделяют баллы за каждый шаг, который они выполняют, например, они получают конфеты для отрыва, для готовых уроков - в кинофильме и т.д. ребенок может потерять внутреннюю мотивацию для выполнения того или иного шага.

Как определить заслуженность поощрения?

Во-первых, заслуженное поощрение воспринимается не только самим воспитанником, но и его окружением, вызывая у них восхищение, гордость, иногда даже ревность, желание быть таким, как он. «Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива» .

Кроме того, привыкнув получать очки для ребенка, взрослый может быть очень разочарован, когда он не получает вознаграждение за хорошую работу. Опыт мамы Девять аронов и четырех родителей-норов Нора «Лучше всего объединить несколько систем образования и продвижения».

В ожидании сына было много чтения о воспитании ребенка. Но когда он родился, он был разочарован, потому что он отличался от того, что писал в книгах. Сначала мы старались не говорить «нет» Арону, но сосредоточить его внимание. Однако этот метод воспитания не удался, потому что сын не совсем понял, что означало слово «нет». Но есть много ситуаций, когда это слово неизбежно. Затем мы начали применять естественный подход к последствиям, но это было не всегда эффективно. В конце концов, ребенок не может позволить ребенку бежать через полный трамвай, чтобы испытать последствия такого поведения.

Признаком заслуженности поощрения, во-вторых, является то, что поощряется не только достижение, но и усилие, желание, стремление добиваться успеха. «Не успех, а усилие заслуживает награды», - писал английский писатель Джон Рескин . Поощрение усилия приведет к успеху.

В-третьих, поощрение с авансом (то есть незаслуженное поощрение) может быть заслуженным, если оно способствует улучшению воспитанника. Интересный пример можно привести из жизни народного поэта Башкортостана, Героя Социалистического труда Мустая Карима. Он писал: «Один досадный случай на всю жизнь врезался в мою память. Шел районный слет юных корреспондентов. На заключительном вечере я прочитал свое стихотворение. Потом один солидный дядя, подводя итоги слету, начал без меры хвалить меня. Он говорил, что мои стихи известны не только в Кляше и в райцентре Чишмы, но уже и в самой Уфе. Мне было отлично известно, что в Чишмах меня слушали впервые, да и то не внимательно, а в Уфе о моих стихах вообще не имеют понятия. Я сидел, опустив голову, как будто украл, присвоил чужое, мне неположенное» .

Один из них - сбор очков, но это только мотивировало их на неделю. Она предложила детям применять карточную систему. Невероятно - это поощряет детей по сей день. Вместе с нашим мужем мы, разумеется, производили хорошие карты поведения, чтобы не возникало соблазна заимствовать друг у друга. Мы ввели правила, соответствующие возрасту ребенка, и мы написали их на бумаге, чтобы это было похоже на закон, и никто не мог их интерпретировать по-своему. Мы ввели в правила то, что нас волнует, и то, что мы хотели бы развивать.

Мы также отметили в правилах, сколько карт они получают для соблюдения каждого правила, например, чистка зубов, употребление в пищу миски со стола, употребление в пищу фруктов и потеря некоторых из них за несоблюдение, скажем, избиения, лжи, взятие жутких слов, употребление сладостей.

В данном случае поощрение сделано с авансом. Оно воспринято Мустаем, несмотря на то, что он «сидел, опустив голову». Если бы не было этого «незаслуженного» заслуженного поощрения, он, может быть, не стал бы всемирно известным поэтом. Данное поощрение ему указал путь в литературной карьере, заставил трудиться, чтобы заслужить поощрение с авансом.

Мы также составили список дополнительных работ, которые мы хотели бы добавить к нашим заработкам. Важно, чтобы карты не были слишком сложными или слишком легкими для сборки. Чем больше ребенок больше не хочет делать ту или иную работу, тем больше карт они получают.

Сначала детям было трудно понять, что нужно что-то предпринять. Для детей очень важно понять преимущества карт - иначе они будут бесполезны. Мы предоставили список развлечений и развлечений, указав, сколько стоит каждая карта. Арон и Нора всегда могут выбрать для себя: выпустят ли они, скажем, три карты и купят шоколад, или сберегут карты и соберут их больше. Конечно, они получают развлечения даже без карточек. Но с карточками они могут попросить пойти в кино, даже если другие члены семьи не хотят туда ехать.

В-четвертых, поощрение, сделанное с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, как правило, бывает заслуженным. «Коня хвали через месяц, жену – через год», - гласит башкирская пословица. Это означает, что прежде, чем поощрять человека, необходимо внимательно изучать его, установить соответствие данного поощрения его характеру. Человека пассивного, неуверенного, подавленного при первой же возможности надо стараться поощрять. Другого, у которого появились симптомы зазнайства, высокомерия, не надо торопиться поощрять. Все это будет заслуженным и правильным.

И не обязательно получайте удовольствие, они идут вместе - тот, кто не хватает карт, остается с одним из родителей дома. Однако мы поощряем коллективную работу. Например, если один ребенок платит шесть карт за часы за телевизор, они оба платят по четыре за раз. Мы не применяем карточные системы только во время праздников - потому что их время жизни и образ жизни нашего мужа отличаются друг от друга. Рената Маслаускене, консультант-психолог.

Одним из осложнений абортов является травматический психоз. Травма женских мыслей, чувств, снов, травматических фантазий, намерений, отношений. Замена отношения к жизни, людей близких и близких, ценностей. Для себя. Появляются новые рекомендации о том, сколько килограммов может ожидать женщина. Это зависит от индекса массы тела женщины до беременности.

Незаслуженное поощрение приводит к отрицательным последствиям. Ребенок легкомысленно будет относиться к жизни, привыкнет к поощрениям. Трудности, наказания у него вызовут истерику, стресс, апатию. Незаслуженное поощрение иногда превращается в наказание. Такой ребенок ощущает неприязнь со стороны товарищей, изолируется, замыкается. Ему присваивается прозвище «любимчик учителя». Наглядным и ярким примером превращения поощрения в наказание является «Золотая малиновая ветка». «Среди множества престижных наград в области кинематографа есть одна, получение которой может стать мини-трагедией для каждого истинного творца, - пишет «Комсомольская правда». – Речь идет о «Золотой малине». Ею ежегодно отмечаются худшие работы в нескольких категориях. Присуждение происходит как раз накануне торжественного вручения «Оскаров» .

Все, что нам нравится украшать, выглядят круче всего. Когда мы встаем каждое утро, мы думаем о том, как мы будем одеваться сегодня, какие ботинки мы носим, ​​и какой аксессуар мы сравним с нашей одеждой. Ученые говорят, что семьи, ожидающие родителей, часто мучаются утренней болезнью или нежелательным желанием регулярно питаться.

Для многих европейцев ожирение, похоже, является проблемой для американцев, а для европейцев это не актуально в настоящий момент. Для женщин, у которых есть первая группа крови, вероятность появления присоски удваивается в позднем возрасте. Когда твоя маленькая сумасшедшая о другом, ты чувствуешь себя неловко: «Почему никто не научил меня этому?» Иногда червь бушует в магазине - он падает, кричит и подсказывает маме.

2. Не надо поощрять человека за то, что ему дается легко, без особых усилий. Одним из примеров, свидетельствующих о нарушении данного требования является конкурс красоты, где призовые места определяются по природным показателям человека. Титулы «Мисс красоты» люди получают без особого труда. Конкурс «Учитель года» также проводится с нарушением вышеназванного требования. Поощряются не те педагоги, которые действительно добиваются высоких результатов в воспитании детей, а те, кто хорошо танцует, проводит урок в незнакомом классе, одним словом, выделяется формальными показателями. Присуждение им премий, почетных званий ориентирует остальных учителей на формальную работу.

Поощрение, полученное без напряженного, честного труда, отрицательно сказывается на характере как воспитанника, так и его окружающих. «Жизнь убеждает, - писал В.А. Сухомлинский, - если ребенок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным» .

3. Поощрение должно не только закреплять усвоенное, но и стимулировать активность воспитанника в будущем. Правильное поощрение вызывает движущую силу: интерес, желание, стремление. Человек становится активным, деятельным. «Похвали человека – он годы свернет», - говорит пословица. Активность обеспечивается разными мотивами. Некоторым движет желание получить награду. Отрицать, в то же время переоценивать такой мотив нельзя. Его надо использовать на начальном этапе, чтобы потом заменить более важными социально значимыми мотивами. Других активизирует мотив подтверждения полученного поощрения. В этом отношении интересным является поведение М. Карима. «Всегда принимаю награду с тревогой, сомнениями, так как в будущем это накладывает на тебя еще большую ответственность, - пишет он. – Считаю, что любая награда – мерило и оценка твоего труда. Главное – не опозорить этих наград и почестей, двигаться дальше, не останавливаясь в пути. Впереди так много дел» .

Поощрение, как правило, вызывая уверенность, активизирует личность. Это особенно заметно на примере закомплексованных, подавленных, потерявших надежду людей. Поэтому в работе с ними педагогу необходимо найти повод для применения данного метода.

Следует отметить, что поощрение одного человека активизирует и его окружающих.

Активности можно достичь, и поощряя самого себя. Поэтому к самооценке надо научить воспитанника. Такой человек испытывает огромное удовольствие от собственных успехов. Он, не дожидаясь внешних стимулов, продолжает активно совершенствовать себя. У него развитие становится стабильным, интенсивным. Некоторые отмечают, когда спортсмен хвалит себя за удачные действия, он играет лучше.

4. Материальное вознаграждение, использованное при поощрении, не должно вызывать у воспитанника стремления к наживе. В противном случае такое поощрение может испортить личность. Он, как наркоман, будет думать только о богатстве. Ради материального вознаграждения может использовать не честные, даже преступные способы, действия. У него могут появляться наглость, ложь, хитрость, эгоизм, жестокость и другие отрицательные черты характера. Духовная сторона у такого человека будет отставать в развитии. Наглядным примером этого является помещик Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Он постоянно собирал хлам, никому ненужный мусор. Из-за жадности, несмотря на огромное богатство, жил в бедноте. А ведь причиной такого развития явилось то, что когда-то в воспитании его неумело использовалось материальное поощрение. Оно способствовало вытеснению из психики духовных начал. Несколько веков назад Джон Локк писал: «Нужно тщательно избегать поощрения детей путем награждения их вещами, которые им нравится. Кто дает своему сыну яблоко, или пряник, какой-либо другой из наиболее любимых им предметов этого рода с целью заставить его сидеть за книгой, тот только поощряет его любовь к удовольствиям и потворствует этой опасной склонности, которую надлежало бы всеми средствами обуздывать и подавлять в нем. … Чтобы сделать из него хорошего, разумного и доброжелательного человека, нужно научить его противостоять своим влечениям и отказывать в удовлетворении своему пристрастию к богатству, щегольству, лакомству и прочему, когда разум советует, а долг требует противоположного»

Однако некоторые родители до сих пор за успешную учебу своих детей награждают ценными вещами. В таких случаях стремление учиться заменяется стремлением получать материальное вознаграждение, что является опасным последствием педагогической ошибки родителей. Воспитанные таким образом дети безжалостны, ради богатства убивают родителей, бросают или продают собственных детей, грабят, воруют и т.д.

Поучительными примерами правильного восприятия метода поощрения являются следующие факты. Некоторые участники телешоу «Поле чудес» отказываются от приза, предпочитая игру. Они получают удовольствие не от приза, а от интеллектуальной работы. Есть учителя, которые, несмотря на маленькую зарплату, ни под каким предлогом не уходят из школы. Они говорят, что готовы работать даже бесплатно. Конечно, это фанатизм. Однако такие люди вызывают уважение.

5. Необходимо соблюдать научно обоснованную частоту поощрений. Каждое достижение не должно поощряться. В противном случае у человека возникнет привыкание к поощрениям, что чревато отрицательными последствиями. Он будет выполнять только действия, поручения, за которых будет материальное или моральное поощрение. Без них он проявлять активность не будет. Он напоминает животного, выступающего в цирке. Без приза – пищи животное не подчиняется дрессировщику. Из-за привыкания к поощрениям у воспитанника формируются такие отрицательные черты, как иждивенчество, пассивность, эгоизм, вещизм, равнодушие к людям и т.д. «Если мы будем каждый раз ждать благодарности за свои труды, то многократная головная боль нам обеспечена», - писал Карнеги .

Следовательно, должна быть обоснованная периодичность применения поощрения. А как определить это?

Во-первых, надо выявить внутреннее состояние человека на данный момент. Если он стал немножко: а) пассивным, чем вчера; б) неуверенным или подавленным; в) проявил сверхспособность; г) неожиданно добился успеха, то его надо обязательно поощрять. И поощрять до тех пор, пока у него не исчезнут перечисленные минусы или достигнутые успехи не стали привычными. И каждый раз, когда минусы возобновятся, повторить поощрение, найдя какой-то повод. Однако при этом надо стараться менять виды поощрения. Их разнообразие предупреждает искусственность действий педагога, обеспечивает новизну ситуации, впечатлений.

Поощрять надо кого-то и тогда, когда в классе появляются неорганизованность, равнодушие, расхлябанность. Для вывода коллектива из такой ситуации надо создавать героев. А на третьей стадии развития коллектива поощрение становится редким. В таком коллективе «каждый за всех, все за одного». Поэтому отношение коллектива, повседневное положительное влияние его на индивидуум, развитая самооценка каждого избавляет воспитанника от повседневного, внешнего стимулирования.

Таким образом, нет и не должно быть графика, расписания поощрений. Педагог, отлично владеющий педагогической теорией, сам определяет кого, когда, за что, как поощрять.

6. При поощрении необходимо использовать адекватные средства. У башкир пословица есть: «и пуговица, и верблюд – подарок». «Дареному коню в зубы не смотрят», - говорят русские. Ценность представляет не сам подарок, а отношение, оценка, признание, уважение. Моральные виды поощрения придуманы народом именно из-за этих педагогических соображений. Поэтому надо научить воспитанника наслаждаться такими поощрениями, как занесение на Доску почета, объявление благодарности, вручение почетной грамоты, открыток, присвоение почетных званий, поручение более ответственных общественных поручений и т.д. Их надо выбирать с учетом индивидуальных особенностей человека.

Наглядным примером выбора неадекватных средств при поощрении является телевизионная игра «Поле чудес». За случайное попадание на слово «приз» при вращении …, за угадывание слова по буквам после многократных попыток дают дорогие подарки, даже автомобиль. Ведь участники довольно часто не помнят даже условия задания, а случайно называют одну из 33 букв. Для этого особого ума, способностей не надо. Игроки незаслуженно обладают такими дорогими подарками. Таким образом, «Поле чудес» учит участников и зрителей страны неправильно применять метод поощрения.

Метод поощрения применяется не изолированно от других методов. Он, например, сочетается с рикошетом. Он положительно влияет не только на человека, кого непосредственно поощряют, но и окружающих его людей. И у них появляется желание быть поощренным, из-за чего начинают совершенствовать себя. Окружающие люди хотят быть похожими на героя. Значит, появляется метод подражания. Поощрение часто сочетается с одобрением. Одобрение, противовес утверждениям отдельных ученых, не является видом (или формой как они называют) поощрения. «Одобрение – простейший вид поощрения», - пишет И.П. Подласый . Одобрение – самостоятельный метод педагогического процесса. Если в нем поощрение не присутствует, то в поощрении одобрение содержится, что свидетельствуют о сочетаемости этих методов.

Поощрение может применяться и с методом бумеранга. Особенно это наблюдается тогда, когда поощряют своих товарищей активисты класса: староста или организаторы того или иного мероприятия. Как известно, поощряющий всегда выступает как субъект педагогического процесса и, поощряя других, сам тоже воспитывается.

Таковы основные положения правильного выбора и умелого применения метода поощрения.

Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются.

Попробуем разобраться

Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему?

Если вам непонятны предпочтения ребенка, советую поиграть в «жетоны радости». Вырежьте из бумаги небольшие кружочки, нарисуйте на одной стороне улыбающееся личико, а на другой в конце каждого дня кратко записывайте, что сегодня больше всего порадовало вашего ребенка. Вскоре перечень стимулов будет готов.

Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».

Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.

Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во‑первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во‑вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

Спасают суррогаты

«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» - волнуются взрослые.

Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками…

Возникает замкнутый круг: ребенок ведет себя так, что поощрять его не за что, но без поощрений его поведение не улучшится. Уменьшится невротизация ребенка - снизится и потребность в суррогатах.

Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля - все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнем прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.

Сравнения не уместны

«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» - возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, - и все без толку…»

Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

На заметку

Дети могут запомнить то, что с ними происходило в два года, на всю жизнь, установили канадские ученые. Долгое время существовало убеждение, что мы себя помним не раньше 4 лет. Но наблюдения ученых из Ньюфаундлендского университета за детьми 2–4 лет показали ошибочность этих предположений. Ребенок уже в 2 года вполне может запомнить многое из происходящего с ним. Главное – подробно обсуждать с ним эти события. И – увы! – неприятные случаи запечатлеваются в мозгу малышей намного прочнее, чем радостные события.

Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.

Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании - забываем? Поощрения и похвала для детей - аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!

Стимул для «трудных»

Советую учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.

И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны - им облегчают задачу, а с другой - стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.

«А как поощрять? - часто спрашивают родители. - Ему ничего не нужно. Лишишь мультика - в ответ: «Ну и ладно!»

Без конфет и мороженого вполне обходится. На днях его в цирк не взяли. Сначала расстроился, а теперь и не вспоминает».

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.

Для демонстративных детей главный стимул - общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.

Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.

А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет.

В воспитании детей я не сильна, у меня их пока нет. Но, думаю, надо ребенка поощрять и не обманывать его ожиданий. Помню, девочкой я мечтала о собаке. Мама говорила: вот окончишь на отлично первый-второй-третий класс, тогда куплю тебе щенка. Но я так его и не дождалась. Обидевшись, стала хорошисткой. Сейчас думаю, а что было бы, поощри меня мама, как обещала? Вдруг не кто-то, а я стала бы основателем «Майкрософта»…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!