Женский журнал Ladyblue

Фэмп для старшей группы конспект занятий. Открытое занятие по фэмп в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Воспитатель: Пушкарева О.А.

Тема: «Спасем нашу дружбу»

Цель: закрепить элементарные математические представления; воспитывать сплоченность, взаимовыручку.

Задачи:

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, знание соседей числа;

Формировать навыки ориентации на листе бумаги;

Закрепить знание дней недели;

Закрепить знание геометрических фигур и их отличительных признаков;

Развивать внимание, мелкую моторику пальцев;

Развивать умение отвечать полным ответом, подбирать описательные прилагательные;

Формировать умение проводить самооценку.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, физическое развитие.

Материал: Клубок с запиской, пакет с заданием, карточки с цифрами, листы белой бумаги Ф – А 4, образец задания на ориентацию на листе бумаги, звездочки розового и зеленого цветов.

Ход.

Дети входят, здороваются с гостями. (Катится клубочек).

Воспитатель : Дети, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить? Ой, а в клубочке – записка. Давайте прочитаем.

«Я волшебница Гингема – злая и коварная. Я забрала в вашем детском саду Дружбу. Хочу, чтобы вы стали злыми, непослушными детьми и все перессорились! Если вы хотите свою дружбу спасти, то должны выполнить трудные задания, а я буду за вами в волшебное зеркало наблюдать. Путь к заданиям вам покажет волшебный клубок».

Воспитатель : Дети, что же делать?

Дети: Надо дружбу выручать!

Воспитатель: Хорошо, что у меня есть карта, которая укажет нам путь. Но на карте две дороги – синяя и зеленая. На синей нас ждут 5 заданий-приключений, а на зеленой дорожке 6 заданий – приключений. Где приключений больше?

Дети: на зеленой дорожке.

Воспитатель: А на сколько приключений на зеленой дорожке больше, чем на синей?

Дети: на одно приключение больше. Число 6 больше чем число 5 на одну единицу.

Воспитатель : Какую дорожку мы с вами выберем?

Дети: Зеленую дорожку, там приключений больше.

Воспитатель: Итак, первое задание «Встань по порядку». На ковре хаотично раскладываются цифры. По сигналу дети поднимают по одной цифре и встают в ряд по порядку (1-10). Затем по сигналу разбегаются врассыпную и по сигналу встают в ряд в обратном порядке (10-1).

Воспитатель : Задание второе: «Назови соседей». Перед детьми плакат, на котором цифры: 5…7; 8…10; 4…6; 3…5; 2…4; Соседи, каких цифр здесь написаны?

Дети: 6;9;5;4;3.

Воспитатель: Третье задание. Загадки о геометрических фигурах.

    Нет углов у меня, а похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (круг)

    Три мои стороны могут разной быть длины.

Где стороны встречаются – угол получается.

Что же вышло, посмотри, ведь углов-то тоже три. (треугольник)

    Он похож на яйцо или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность – очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал, получился вдруг…(овал).

    Я фигура хоть куда очень ровная всегда.

Все углы во мне равны и четыре стороны.

Кубик мой любимый брат, потому что я …(квадрат).

Воспитатель: Молодцы. А теперь отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем на право,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем!

Воспитатель: А сейчас следующие, четвертое задание «Ориентация на листе бумаги». (Рисование геометрических фигур). Дети, вспомните, пожалуйста, где у листа центр, углы, стороны – верхняя, нижняя, правая, левая. Я буду 2 раза повторять задание, а вы выполняйте на листах бумаги.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь проверьте правильность выполнения, сравните свои работы с образцом. Молодцы!

Воспитатель: Следующие задание. Давайте вспомним дни недели.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех друзей я в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Затем воспитатель задает вопросы: что делала в среду, (пекла калач), что делала в первый день недели (В понедельник я стирала) и т.д.

Воспитатель: Дети, вы все молодцы, хорошо выполняли все задания. А теперь задание, наверное, самое трудное. Злая волшебница, хитрая и коварная хочет проверить какие вы честные и правдивые. Вам сейчас нужно будет подумать, как вы считаете, как вы справились со всеми заданиями. Кто считает, что не сделал ни одной ошибки возьмёт себе розовую звездочку, кто считает, что ошибался – возьмет зеленую.

Дети подходят к столу и берут звездочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все поступили честно, были умными, сообразительными и дружными. И теперь волшебница Гингема расколдует и отпустит нашу Дружбу обратно к нам в детский сад.


Программные задачи: повторить предыдущие и последующие числа в пределах 8; научить детей определять время; закрепить данное умение в игре; развивать логическое мышление в игре «время»; формировать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Материал: часы механические, электронные, песочные, модель демонстрационных часов, карточки для работы в парах.

Тихо сядьте за столы.

Отгадайте загадки:
1.Когда петушок всех раньше встает голосисто поет,
Солнышко встать зовет. (утро)

2.Стало за окном темнеть
Птицы стали тише петь
Убирать игрушки нужно
Мама всех зовет на ужин
Когда это бывает?

3.Звезды на небе зажглись
Спать ребята улеглись
Вечер, день умчались прочь
Им пришла на смену ночь.

4. Солнце в небе ярко светит на прогулку вышли дети.
— Молодцы, правильно отгадали и мы теперь знаем, когда у нас будет утро, день, ночь, вечер.
— Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Времени. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно выполнит задание.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань по порядку».
(раздаю детям карточки, на которых написаны цифры, предлагаю встать в том порядке, который написан на карточке. Уточняем предыдущее и последующее число.

— Молодцы, ребята. Все правильно справились и получили пропуск в страну Времени. Закрывайте глазки и – раз, два, три…
(выставляю часы)

Загадываю загадку: Мы день не спим,
Мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим.
— Правильно, часы.
— Мы очутились в стране Времени. Ребята, вам знакомы эти предметы?
Для чего они нужны?

— Это песочные часы. Как вы думаете, они работают? (в них сыплется песок и люди по этому узнают время).
— Ребята, песок в них сыплется 5 минут, и время приходиться считать по минутам, поэтому с этими часами людям неудобно и люди придумали механические часы.

— А это электронные часы, которые работают на батарейках.

— Сегодня мы с вами научимся узнавать и показывать время по механическим часам. Подумайте и ответьте, пожалуйста, что в механических часах помогает определить время.
— Конечно цифры и стрелки.
— Длинная стрелка – это минутная, показывает, сколько минут, а коротенькая – часовая, и движется она гораздо медленнее минутной. Пока часовая стрелка проходит от одной цифры к другой, минутная обходит весь круг.

— Как же нам узнать, который час. Оказывается, это совсем не трудно.
— Когда минутная стрелка показывает 12, часовая в это время поможет нам сказать, который час.
— Давайте попробуем определить. (показываю на модели часов разные варианты, а дети отвечают).
— Но бывает и так, что прошел не целый час, а всего половина. В таком случае говорят: половина первого или 30 минут первого.
(показываю)

— Теперь вы поучите меня определять время: вы будете показывать, а я называть. (можно использовать прием ошибки).

Физминутка: «Дни недели».
Понедельник – Зайка рукодельник.
Вторник – Соловей – разбойник.
А за вторником среда – лисоньке еда.
За средой четверг – волк глазами сверг.
За четвергом пятница – колобком прокатится.
А за пятницей суббота – баня у Енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.

— Ребята, в стране Времени все события происходят точно по часам. Вот и для вас следующая загадка: по картинкам определить, когда происходят события и подобрать правильное изображение на часах.
(работа в парах)

— Вы вместе определяете какое время изображено на карточке договоритесь: если один из вас будет рисовать стрелки на часах, а второй будет отвечать.

— Ребята, что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось в стране Времени?

Название: Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Как люди измеряют время»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

В старшей группе детского сада занимаются дети 5-6 лет, у которых в это время активно развивается логическое мышление, фантазия, любознательность. Для успешного обучения в школе в ДОУ предусмотрены так называется предматематические занятия - освоение простейшей математики. Занятия по направлены на развитие познавательной активности детей и систематическую подготовку дошколят к школе, которые реализуются через .

Математика в детском саду призвана совершенствовать интеллектуальные способности и формировать:

  • развивать творческое мышление, сообразительность и смекалку;
  • обучать логике действий, рассуждений и мыслей;
  • стимулировать гибкость мышления.

ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС

Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.

Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП

Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.

Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.

Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий - сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.

Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.

Методы освоения элементарной математики в ДОО

Метод

Характеристика

Практический Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.
Игровой

Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников - ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику. Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:

  • игры-путешествия - раскрывают обыденное через необычное;
  • игры-загадки - требуют расшифровки понятий;
  • игры-предложения - развивают фантазию и логическое мышление;
  • игры-беседы - строятся на диалоге детей с воспитателем.

Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор.

Словесный Опирается на диалог с детьми и не является ключевым. Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?).

Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:

  • оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
  • учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
  • комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
  • сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
  • методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.

Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:

  • преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
  • реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
  • расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
  • помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.

Структура занятия по ФЭМП в старшей группе

Форма традиционного школьного урока утратила свою эффективность в освоении простейших математических знаний и навыков, уступив место наблюдению, дидактическим играм, практической деятельности во всех ее видах. Структура занятия продиктована его программным содержанием и зависит от возраста детей и поставленных задач. Занятия ФЭМП по методике Помораевой в старшей группе предполагает использование нескольких видов деятельности и трех-пяти этапов в ходе реализации главной программной задачи. Части урока равнозначны и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Следование строгой структуре занятий позволяет:

  • объединять и реализовывать различные программные задачи;
  • активизировать не только отдельных детей, но и фронтально всю группу;
  • использовать комплект дидактических средств и методов;
  • осваивать и закреплять новые знаний, повторять пройденное ранее.

Примерная структура ФЭМП в старшей группе

Первый и второй этапы Новый материал изучается вначале занятия, когда дети максимально сконцентрированы и готовы к получению новых знаний, а по мере его освоения для закрепления на дальнейших уроках перемещается в другие этапы. На этом этапе воспитатель мотивирует детей к постановке задачи урока, стремится заинтересовать их темой занятия, а после демонстрирует пример применения математического навыка.
Двигательная пауза Физкультминутки проводятся после изучения нового материала и помогают восстановить работоспособность дошкольников, нивелировать утомление. Сигналом для проведения активной паузы становится отвлечение, ослабление внимания детей, двигательное беспокойство. Кратковременные физические на занятиях по элементарной математике - это не только упражнения для пальцев рук или глазная гимнастика, но также упражнения для конечностей и туловища (прыжки, наклоны, приседания). Повысить эффективность двигательных пауз можно, если сопровождать их музыкой, песнями или стихотворением. Для закрепления можно во время разминки сочетать простейшие физические и математические упражнения: поднимать правую или левую руку по команде воспитателя; приседать столько раз, сколько покажет педагог; подпрыгнуть на один раз меньше или больше, чем указано на картинке. В качестве физкультминутки можно использовать дидактические игры.
Третий этап Самостоятельное выполнение заданий на закрепление полученных знаний и установление связи нового материала с уже изученным.
Четвертый этап Завершение урока - время дидактических игр, которые помогают применить полученные знания на практике и закрепить пройденное.

В старшей группе активно используются практические занятия ФЭМП в форме дидактических упражнений, которые через использование раздаточного и демонстрационного материала позволяет детям получать математические представления. Педагог на таких уроках объясняет, показывает, указывает, демонстрирует образец, оценивает работу. Поскольку в старшем дошкольном возрасте образовательная деятельность мотивируется учебными или практическими задачами, в структуру занятий включают увлекательные упражнения на определение длины или ширины, сравнение форм и цветов, выяснения пространственно-временных отношений. Чтобы стимулировать практическую, предметно-чувственную, познавательную и воспитательную деятельность в упражнения могут включаться различные игровые элементы.

Чаще других в ДОУ используются занятия в форме дидактических упражнений и игр, объединяющие игровые и практические методы. Игры и упражнения на таких занятиях представляют собой отдельные его части, которые последовательно сочетаются.

Наглядность в ФЭМП в старшей группе по ФГОС

Ключевым условием эффективности занятия по ФЭМП в старшей группе является использование методов наглядности, которые при правильном подборе способствуют усвоению знаний, повышая результативность обучения. Дошкольники мыслят конкретно, потому им легче иметь дело с вещами, а уже после со словами, потому в старшей группе принцип наглядности играет большую роль в обучении математики.

Принципы использования наглядного материала:

  1. Наглядность эффективна только в сочетании со словесным пояснением, выделением сути. Воспитатель направляет наблюдение детей, помогая им освоить форму предметов или счет. Используя наглядный материал дошкольники не углубляют свои знания о шарах, яблоках или ежиках, а учатся абстрагироваться, выделяя форму, цвет или количество предметов.
  2. Важны рамки использования наглядности: после усвоения способа действия карточки, картинки или фигурки будут отвлекать ребенка, мешать его самостоятельности. После показа образца дети должны выполнять задание, следуя словесным инструкциям.

Воспитателям следует тщательно продумывать место и способ использования наглядности, характер материала, чтобы дошкольники научились самостоятельно применять его для поиска ответа или контроля правильности выполнения. Демонстрационные и дидактические средства разделяются весьма условно, поскольку одни и те же материалы могут применяться и в практических заданиях, и для объяснения нового.

Наглядный материал на занятиях по ФЭМП бывает двух видов:

  • Мелкий раздаточный. В качестве наглядного материала используется мелкий раздаточный материал, который получает каждый ребенок, и демонстрационные средства, которые печатаются на магнитной доске или фланелеграфе. Все они должны быть понятен и привлекательны внешне, чтобы вызвать интерес у детей, спровоцировать взаимодействие логического и чувственного мышления. Воспитателям важно помнить о наличии запасного материала, чтобы демонстрационные и раздаточные средства были на занятиях в достаточном для каждого воспитанника количестве.
  • Демонстрационный и дидактический. Дидактическим материалом в детском саду на занятиях по ФЭМП выступают счетные палочки, карточки, мелкие игрушки, объемные цифры, лабиринты, карты, геометрические лото, домино, занимательные кубики, геометрические фигуры для счета, таблицы, карточки с изображениями предметов или времен года, настольные игры и многое другое. Для изучения величин (толщины, ширины, высоты и длины) применяются предметы разных размеров; пространственные отношения помогают освоить наборы дидактических пособий; со временем как нельзя лучше знакомит календарь или макет часов, градуированные пробирки или банки демонстрируют разницу глубины и объема.

При этом важно, чтобы размер раздаточного материала позволял каждому воспитаннику свободно размещать его на столе, не мешая другим. Демонстрационный материал показывается фронтально, потому должен быть значительно крупнее и больше. Чтобы обеспечить одну старшую группу для занятий по ФЭМП, потребуется 25 комплектов раздаточного и один-два комплекта демонстрационного материала.

В работе со старшими дошкольниками преподаватели используют наглядные пособия, которые моделируют математические понятия и развивают дедуктивное мышление. Используется фланелеграф или иное полотно размером 60х30 см со специальными полосками для раскладывания карточек и изображений. Могут использоваться музыкальные инструменты и любые предметы, издающие звуки, которые помогут в установлении мощности на слух (ложки, бубны, барабаны, часы и даже капли воды). Информационные технологии - презентации и таблицы - служат одной из форм наглядности, которая способствует развитию умственных способностей у дошколят.

Альтернативой наглядному становится занимательный математический материал, который отличается разнообразием и системностью использования. Задания предполагают нарастающую сложность упражнений и игр, чтобы в процессе их выполнения создавались условия для самостоятельных поисков и использовались методы прямого обучения. Занимательный материал комплексно воздействует на развитие математических способностей воспитанников, положительно влияя на целеустремленность, логическое мышление, пространственное воображение, умение находить способы действий для решения познавательных и практических задач. Для этих целей в детском саду могут задействованы следующие виды занимательного материала:

  1. Игрушки-головоломки - «Пирамидка», «Змейка» Рубика, «Уникуб» и прочие, которые состоят их складывающихся или вращающихся объемных геометрических фигур.
  2. Геометрические конструкторы - «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», где из плоских геометрических фигур по замыслу или образцу нужно сложить сюжетное изображение.
  3. Логические упражнения, задачи на поиск недостающей фигуры или нахождение признаков схожести/отличий, распознавание частей в целом или восстановление целого из частей.
  4. Лабиринты - упражнения, которые требуют мыслительного и зрительного анализа для поиска кратчайшего пути от точки к точке.

Игровые комплексы в усвоении элементарных математических познаний

Методика Помораевой и Позиной по проведению доказала, что основополагающее значение в получении простейших математических познаний имеют игровые комплексы, повышающие эффективность и способствующие освоению детьми знаний в полном объеме, развивая мышление, логику и память. Занятия в традиционной форме провоцируют быструю утомляемость детей и развитие гиподинамии, потому активные формы обучения и игровая деятельность являются эффективной альтернативой привычных уроков. Игровые комплексы способствуют развитию внимания и сообразительности (через головоломки и задачи-шутки), логического мышления (через рассуждения над ходом решения задания), самостоятельности и памяти.

Примеры практического применения игровой деятельности:

  1. Освоение понятий равенства и неравенства - дидактические игры «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей», с помощью которых дети учатся выполнять операции с цифрами в пределах 10 и пояснять свои действия.
  2. Развитие памяти и мышления - игры «Какая игрушка пропала?» и «Составь цифру».
  3. Изучение дней недели и их названий - наблюдение, в ходе которого дети обозначают разноцветными кружочками каждый день, чтобы им проще было уяснить последовательность, для закрепления знаний проводятся игры «Живая неделя» и «Дни недели».
  4. Знакомство с календарем и месяцами - игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и прочие.
  5. Навыки ориентирования в пространстве - дидактические упражнения для определения своего положения в пространстве, положения предметов.
  6. Знакомство с геометрическими фигурами - игра на поиск в окружающих предметах квадратов, треугольников или кругов.

Игровые ситуации в учебном процессе должны соответствовать времени и месту и не быть случайными. Освоив простейшие математические представления, воспитанники смогут перенести знания в нестандартные ситуации. Разновидностью занятий по ФЭМП являются занятия-праздники или уроки-развлечения, которые строятся на развлекательной составляющей, однако выполняют и образовательные задачи. На них стимулируется интеллектуальная активность детей, а соревновательный характер мотивирует их на эффективную работу.

Дидактические пособия по ФЭМП в старшей группе

Для формирования у дошкольников навыков по элементарной математике педагоги дошкольных учреждений используют апробированные дидактические пособия, среди которых свою эффективность доказали логические палочки и блоки X.Кюзенера и 3.Дьенеша, а также планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе авторства И.А.Помораевой и В.А.Позиной.

Логические блоки и палочки - набор из плоских и объемных геометрических тел, где у каждого блока можно выделить свойства (толщина, величина, цвет и форма). Для работы с блоками 3.Дьенеша дети получают карточки с заданием, где символически указана последовательность, в которой нужно составить цепочку из геометрических тел, и закономерность, которую нужно учитывать. С помощью палочек X. Кюзенера, которые называют «цветные числа», можно моделировать числа, составляя из кубиков и параллелепипедов заветные числа, таким образом знакомясь с их составом.

Методические разработки В.А.Позиной и И.А.Помораевой призваны помочь воспитателям не только в разработке тем и задач занятий, но и в реализации поставленных целей. Планы-конспекты занятий, учитывая принципы системности и последовательности, комбинируют и решают все задачи, поставленные перед педагогами программой. На игровых занятиях по методике Помораевой и Позиной используется дидактический материал, проводятся физкультминутки, изучение элементарной математики проходит в увлекательной форме без скучного заучивания, поскольку задания малышам дают сказочные персонажи, волшебники и добрые зверята.

В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе

Занятия по методике Позиной и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.

Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:

Занятия по ФЭМП в старшей группе по методике Помораевой и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях , поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику.

Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:
1. Занятия по ФЭМП в средней группе
2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Спасение Снеговика"

Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.

Расшифровка понятия

ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.

Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".

Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа

Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:

  1. Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
  2. Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
  3. Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
  4. и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
  5. Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").

Требования к занятиям

Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.

Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.

Дидактический материал

Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.

Это могут быть:

  • объемные цифры и карточки с их изображением;
  • таблицы с различным количеством предметов;
  • мелкие игрушки, бочонки, палочки, геометрические фигуры для счета;
  • полоски различной длины и ширины;
  • картинки с изображением разных времен года, частей суток;
  • игры на ориентацию в пространстве: карты, лабиринты, схемы помещений;
  • занимательные кубы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, змейки Рубика;
  • числовые и геометрические лото, домино;
  • настольные игры "Числовые домики", "Собери картинку" и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.

Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.

ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий

Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.

Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.

При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.

Интегрированное занятие

Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.

Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.

Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.

Нестандартные формы занятий

Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:

  • занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
  • занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
  • занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
  • занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
  • занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.

Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.

Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе

Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:

  1. Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
  2. Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
  3. Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
  4. Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
  5. Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
  6. Организация самостоятельной деятельности детей.
  7. Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
  8. Подведение итогов.

Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему:

«Путешествие в страну Математику»

Задачи:

1) Образовательные: уточнить знания детей о прямом счете в пределах 5, соотносить цифры от 1 до 5, совершенствовать знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, закрепить знания о частях суток и днях недели.

2) Развивающие: Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, сообразительность, воображение.

3) Воспитательные: воспитывать организованность, исполнительность, интерес к предмету, умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа : квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, утро, вечер, день, ночь, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Связь с образовательными областями: Здоровье - поддержать положительный настрой на выполнение упражнений во время физ. минутки.
Коммуникация - применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Чтение художественной литературы - побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Познание - Развивать математическую способность. Обогащать представления детей о математике, о пространстве, о счете, о геометрических фигурах.

Оборудование:

Демонстрационный материал: плакат «Геометрические фигуры», числовые карточки от 1 до 5, плакат «Части суток», цветок «Дни недели».

Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, цифры от 1 до 5, счетные палочки.

Ход занятия

1.Организация детей.

«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся".

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу,

Ну, вот и у всех хорошее настроение.

2.Основная часть.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, мы с вами целый год ходили в садик, многому научились, подросли, возмужали. Скоро наступит лето, мы перейдем в старшую группу. Хотите? Сейчас мы узнаем, готовы ли вы к переходу в старшую группу.

Дети, вы любите путешествовать?

А трудностей не боитесь?

Сегодня я вас приглашаю в математическое путешествие на паровозе.

Воспитатель предлагает представить детям, что они отправляются в путешествие на паровозе. Она - кондуктор, они - пассажиры. Дети самостоятельно определяют свои места в соответствии с цветом и цифрами.

12345 12345 12345 12345

Поднимите руки у кого билеты красного цвета. Вы пассажиры первого вагона. Зеленого цвета - второго вагона, синего цвета - третьего вагона, желтого цвета - четвертого вагона.

Затем воспитатель спрашивает детей в каком вагоне они едут (в первом, во втором, в третьем, в четвертом).

Все готовы? Отправляемся все вместе.

Дети с воспитателем стоят в кругу и произносят слова:

Едет, едет паровоз мимо елок и берез. Чух-чух-чух….Поехали…

Первая наша станция «Части суток».

Вы знаете части суток? Сейчас мы это проверим. Я загадаю вам загадки, а вы догадайтесь, о каком времени суток идет речь.

1) Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик Все вокруг уснуть должны, наши дети тоже. - Когда все спят? (Ночью)

2)Солнце яркое встает, петушок в саду поет. Наши детки просыпаются, В детский садик собираются. (Утро)

3) Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети. - Когда это бывает? (День)

4) - А что следует за днем? (Вечер)

Молодцы, справились с заданием. А теперь поиграем в игру «Закончи предложение».

Спим ночью, делаем зарядку …(утром).

Завтракаем утром, обедаем …(днем).

Обедаем днем, ужинаем … (вечером).

Ужинаем вечером, спим… (ночью).

Завтракаем когда? (Утром).

Когда мама приходит за вами в детский сад? (Вечером).

Молодцы!

Ребята, а вы здороваетесь со взрослыми? Как вы здороваетесь утром? (Доброе утро). Как мама научила вас здороваться днем? (Добрый день). А когда наступает вечер, как надо здороваться? (Добрый вечер). Что надо пожелать перед сном? (Спокойной ночи).

Молодцы, садимся в наш паровоз и отправляемся в путешествие дальше: Едет, едет паровоз мимо елок и берез

Чух-чух-чух….Поехали.

Следующая станция «Дни недели».

Мы прибыли с вами на другую станцию. А как она называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Братьев этих ровно 7. Вам известны они всем.

Каждую неделю кругом братья ходят друг за другом.

Попрощается последний, появляется передний. (Дни недели).

Назовите рабочие дни. Выходные дни. Какой день недели сегодня?

А теперь, ребята, вам задание - слушайте внимательно. Знать об этом надо всем обязательно.

Вот цветок у нас растет, и неделя в нем живет.

Я буду отрывать лепестки, а вы вспоминайте и называйте дни недели.

Воспитатель отрывает лепестки по порядку. Дети называют дни недели в соответствии с нумерацией и читают стихи.

  1. Среди дней любой недели первым будет понедельник.

    День второй за ним пошел. Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда. Третий день - всегда среда.

    Он четвертый там и тут. Этот день - четверг зовут.

    В череде рабочих дней пятый пятница теперь.

    Вся закончена работа. День шестой всегда суббота.

    День седьмой - его мы знаем. В воскресенье - отдыхаем.

Молодцы, ребята!

Игра «Расположи цифры по порядку».

Дети делятся на две команды и садятся на коврик. По сигналу воспитателя они должны разложить карточки с цифрами по порядку.

Молодцы, справились с задачей. А теперь, не зевайте, садитесь в поезд и поехали дальше: Едет, едет паровоз…..

Третья станция « Геометрический фигуры».

На столах у детей геометрические фигуры и цифры. Воспитатель загадывает загадки, дети показывают отгадку геометрической фигурой.

Три вершины тут видны, три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник).

Эта форма у клубка, у планеты, колобка,

Но сожми ее дружок и получится (кружок).

Если взял бы я окружность с двух сторон немного сжал,

Отвечайте дружно дети - что получится? (овал).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.

Все 4 стороны одинаковой длины. Всем представиться я рад,

а зовут меня (квадрат).

Эта фигура-брат нашему квадрату,

Сколько получилось фигур, покажите цифрой.

Физминутка.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим».

Работа с палочками - помогалочками.

На столах у детей - палочки-помогалочки.

Отсчитайте 4 палочки и сложите квадрат.

А теперь превратите квадрат в прямоугольник.

Возьмите палочки лишь 3, и треугольник получите.

Сложите рисунок из геометрических фигур. Молодцы!

3. Окончание занятия.

Ну, что ж, ребята, заигрались мы с вами. Вот отлично потрудились. А наше математическое путешествие подошло к концу. Мы с вами считали, повторили дни недели, узнавали геометрические фигуры, отгадывали загадки. Вам понравилось? А теперь пора отдыхать. Занимайте места в паровозе, поехали…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!