Женский журнал Ladyblue

Как объяснить ребенку настоящие ценности? Как объяснить ребенку, что такое объекты природы и предметы рукотворного мира.

Рано или поздно каждый ребенок задается вопросами «про это». А учитывая осведомленность современных детей, родителям нужно заранее основательно подготовиться к тому, чтобы доступно объяснить ребенку, что такое секс. Хотите вы или нет - но провести подобную беседу со своим чадом придется, если только вы не желаете, чтобы всю информацию на эту тему он получал исключительно от друзей.

Что такое секс?

Чтобы без стеснения ответить ребенку на этот вопрос, вы должны задать его сами себе. Странно, но многие взрослые воспринимают это слово исключительно как синоним полового акта, в то время как последний является лишь частью сексуальных отношений.

Итак, секс (sex - «пол») - это взаимоотношения полов, проще говоря, отношения мужчины и женщины. В основе таких отношений лежит инстинкт продолжения рода, однако секс в современном обществе призван удовлетворять не только его. Поэтому неразумно сводить значение этого слова только к совокуплению, поскольку оно охватывает достаточно широкий спектр понятий.

Знакомство с собственным телом

Поиски ответа на вопрос, как объяснить, что такое секс, стоит начать со знакомства с анатомией. Ведь именно этим прежде всего начинают интересоваться маленькие дети. Уже в 2-3 года она внимательно изучают свои гениталии, и в их глазах можно прочитать безмолвный вопрос: «Что это и зачем это мне нужно?» А если ребенок имеет возможность сравнить свою анатомию с анатомией ребенка другого пола, то вполне логичным будет возникновение следующего вопроса: «Почему у нас ТАМ все по-разному?»

Вскоре вопрос из безмолвного превратится в реальный, и тут заботливый родитель должен быть во всеоружии.

Не запрещайте ребенку изучать свои гениталии, не кричите на него, не внушайте ему, что это грязно, стыдно, некрасиво. Наоборот, постарайтесь сами познакомить ребенка с его телом, например, во время или после купания. Не сосредотачивайтесь именно на интимных местах: рассматривайте ручки, ножки, животик и «эти самые места». Это позволит ребенку воспринять свое тело как единое целое, где все органы одинаково важны, и нет запрещенных мест, которых нужно стыдиться.

С другой стороны, переусердствовать здесь также не стоит. Все должно быть естественно и в меру. Также постепенно приучайте ребенка к понятию интимности этих органов, их недоступности для окружающих, демонстрации только самым близким людям.

Мама, откуда я взялся?

Наряду с изучением гениталий, это самый распространенный «сексуальный» вопрос дошкольного периода.

Действительно, чтобы объяснить ребенку, что такое секс, вам непременно придется ответить и на ряд вопросов, связанных с его появлением на свет. Пожалуй, в возрасте до 6-7 лет детей интересует больше именно эта сторона секса, чем непосредственно акт физической близости между мужчиной и женщиной.

Сразу отбросьте сказки про капусту и аиста - ведь вы не хотите быть лжецом перед собственным ребенком, которому в скором времени все равно поведают как не в детском саду, так на улице о том, что ребенок живет у мамы в животе и потом оттуда же вылезает. Поэтому постарайтесь максимально приблизить свое объяснение к реальности. Это должен быть краткий, но емкий ответ. Например: «Папа полюбил маму. Он обнимал ее и целовал, и от этого у мамы в животике появился ты. Сначала ты был маленький, как зернышко, а потом вырос большой и тебе стало тесно. Тогда ты попросился наружу, и появился на белый свет».

Также стоит предусмотреть и сопутствующие вопросы почемучки, например, один из самых заковыристых - «А откуда именно я вылез?» Постарайтесь и здесь не придумывать сказки и сказать правду. Дети чувствуют, когда им не врут, и их удовлетворяет спокойный родительский ответ.

Чтение книжек “про это”

Когда придет время объяснить, что такое секс как половая близость двух людей, на помощь родителям придут специальные пособия и энциклопедии. Благо, их сейчас очень много. С другой стороны, стоит очень внимательно отнестись к выбору такого пособия. Далеко не все они годятся для просвещения детей.

Будет лучше, если вы прочитаете такую книжку вместе. Предварительно вам самим стоит детально ознакомиться с ее содержанием, постараться предугадать сопутствующие вопросы вашего чада и придумать на них ответы. Конечно, неожиданных вопросов вам не избежать - но максимально «вооружиться» заранее вы можете.


Доброжелательный настрой

Рассказывая ребенку о том, что такое секс, помните о том, что ваши беседы должны проходить в максимально дружеской атмосфере. Ваша цель - добиться того, чтобы искать ответы на вопросы о сексе ваш ребенок шел именно к вам. Ведь только в этом случае вы можете быть уверены в его сексуальной просвещенности. А это, кроме всего прочего, является также и гарантией того, что ваш ребенок будет в курсе вопросов контрацепции и не преподнесет вам сюрприза в виде ранней нежелательной беременности.

Переступите неоправданный стыд, поймите, что с ребенком просто необходимо поговорить «об этом», когда придет время (возможно, это случится даже намного раньше, чем вы планировали). Будьте готовы ответить на самые каверзные вопросы так, чтобы не соврать ребенку и в то же время скрыть не нужные малышу подробности. А главное - отнеситесь к своему ребенку с любовью и пониманием, с радостью удовлетворите его любопытство. Тогда он будет знать, что родителям можно доверять даже в любых вопросах - а это дорогого стоит.

Индивидуальная жизнь конечна. Так или иначе, но каждый человек с этим сталкивается. И сделать это столкновение наименее болезненным для ребенка –важная задача родителей. В том, как объяснить ребенку, что такое смерть кроются многие последствия для него во всей последующей жизни.

Познавать мир ребенок начинает с рождения. И обычно родитель пытается показать ему мир с доброй стороны, со стороны прекрасного: не пугать, не расстраивать его. «Пусть ребенок насладится всем тем, что ему дается, и пусть детство для него будет радужным и прекрасным. А с реалиями окружающей действительности он уж сам познакомится потом», - думает родитель. И ошибается.

Хотят они вместе с ребенком или нет, но мир врывается в детское мироощущение, не оставляя место радужным картинкам. К чудесному или ужасному в этом мире должен подготовить родитель, заботясь о последующем выживании ребенка. Слишком часто родитель откладывает это объяснение или игнорирует детские вопросы о смерти.

Когда же ребенок сталкивается с реальностью – все объясняется скомканно и невпопад. Чаще его оставляют наедине с его переживаниями и болью, ожидая, что тот «воспримет» и сам все поймет. Конечно, на подобный стресс психическое ребенка реагирует незамедлительно – в этот момент ребенок чувствует потерю ощущения безопасности и защищенности , которые должны давать ему родители, он чувствует боль. И эти последствия будут проявляться напрямую в его поведении.

Как объяснить ребенку, что люди смертны? Что хомячки, котики, собачки и прочие живые существа могут не жить? И ребенок никогда их не увидит. Впрочем, как и то, что подобное может случиться и с его близкими.

Объяснять важные вещи с ребенком следует с точки зрения его врожденных свойств. Особым вниманием в этом плане должен быть обеспечен маленький обладатель зрительного вектора – к нему подход должен быть особый (см. ниже). Как это сделать грамотно? Как объяснить ребенку, что такое смерть? Ведь малыш интересуется не просто так. У него есть для этого причины.

Главное – не пугаться самому родителю. Смерть – такое же естественное происшествие в природе, как и рождение. От собственного отношения к смерти стоит абстрагироваться (наверняка оно вызвано тем, что самому родителю это не было грамотно истолковано в детстве). Во время разговора родителю следует быть объективным и не нервничать. Для того, чтобы пояснить – прецеденты в реальности не нужны. Как объяснить ребенку, что такое смерть? Изначально нужно сделать это на словах и простых примерах. Примеры следует приводить от простого к сложному: от неживого уровня природы и выше – к человеку.

Как объяснить ребенку … ? Начнем с простого

Ребенок видит мир вокруг. После 3-х лет он воспринимает уже все то, что может обозревать взглядом. Это дает возможность привести примеры того, что мир изменчив и непостоянен. Прежде всего следует показать противоположности в самых объективных вещах. Видит ли он, как солнце садится за окном и наступает ночь? Да, он видит. Солнце временно исчезает, а утром вновь возвращается - рождается, освещая уже новый, совсем непохожий на предыдущий день. Видит ли, как осенью листья опадают и остаются на земле? Ведь они больше не зеленые, а увявшие, желтые, и падая, не возвращаются на ветки, а остаются лежать до следующего года. А следующей весной на этом дереве будут уже маленькие, новые листья. Они рождаются весной и уходят осенью.

«Может, они умирают?» - нет, они просто меняют форму. Ведь опавшие листья прессуются под снегом, превращаются в гумус, удобрение для земли, и становятся ее частью, чтобы вновь вырасти деревом и листьями на нем. Это уже будут новые зеленые листья, когда-то бывшие другими. Так происходит везде: все имеет начало и конец, чтобы продолжиться в чем-то новом.

Подобные примеры должны быть близки ребенку: это может быть не листва, а цветочек в парке, который ему понравился и увял. Не солнце, а морской прилив (все, что циклично в сутках и сезонах на неживом и растительном уровнях).

Важно – чтобы ребенок воспринимал и соглашался с тем, что ему говорят, ему это также должно быть очевидно. От растительного уровня следует перейти к животному и начать с того,что не взаимодействует напрямую с человеком. К примеру, рыбы – без воды они «засыпают».

«Они умирают? Они же больше не могут плавать и дышать под водой». И здесь с рыбой также как с листвой, которая прекращает быть зеленой и прикрепленной к ветке. Да, она не дышит и не плавает больше, но рыба продолжается в природе тем, что является пищей для многих других рыб или животных. А с теми в свою очередь случается точно также. Куры, коровы, птицы – все они рождаются и умирают.

Как объяснить ребенку, что такое смерть? Смерть – это смена внешней формы. Как с листиком: он упал, на ветке его уже не видно, и это выглядит как смерть, но на самом деле все продолжается. Если смотреть только на отдельный листик, на отдельного кролика или любое другое животное – то он начался, родившись, был маленьким, вырос, стал большим и умер – закончилось его время. Но не бывает отдельного кролика или отдельного хомячка – все мы живем друг рядом с другом. То же случается и с людьми.

Как объяснить ребенку, что с ними будет после смерти? После смерти ничего нет, эти люди не чувствует тело, они продолжаются в других людях, даже если это не очевидно для ребенка.

Объяснять факт смерти для зрительного ребенка – процедура щепетильная, требующая предварительной подготовки для ребенка. Эмоциональное восприятие ребенка должно быть достаточно развито, чтобы он не получил сверхстресс.

Это достигается близкими отношениями с мамой. Эмоциональная связь с ней должна ежедневно подкрепляться доверительным общением, постоянным взаимодействием мамы и ребенка, чтобы ежечасно он знал, понимал, чувствовал, что его любят, что мама рядом и готова разделять все его чувства и переживания.

Во-вторых, необходимо постоянно развивать в ребенке чувство сопереживания : обращая его внимание на то, что цветочку больно, если его сорвали, собачке, если ее ударили, и, самое главное, когда человеку плохо, его надо пожалеть.

Примеры для развития чувства сопереживания нам в избытке предоставляют сказки и мульфильмы нравственного содержания, направленные на пробуждение именно этого чувства. Прежде чем говорить с ребенком о реальной человеческой смерти, о которой часто навязчиво спрашивают такие дети, следует показать ее в качестве причины для сострадания на примере как «Девочка со спичками» Андерсена, когда смерть станет причиной для сопереживания ребенком врожденного страха смерти не за себя, а за другого человека и ужаса, от страха потерять собственную жизнь он не почувствует.

Зрительный малыш будет переживать, сострадать и выносить собственные эмоции. Рассказ о листьях станет для него реальной проекцией того, что события сказки также могут случатся и в жизни. Главное, подвести его к этому плавно и последовательно.

Если же так вышло, и родитель не успел или не знает, как объяснить ребенку, что такое смерть, когда в жизни уже случился такой прецедент с кем-то из близких – не стоит паниковать. И тем более не стоит оставлять ребенка в неведении. Нужно обнять его, и напоив теплым молоком, рассказать вышеприведенное объяснение с конца: от уровня человек до неживого уровня. Это будет не так плавно и спокойно для него как в первом случае, но так степень стресса у ребенка значительно снизится. В ближайшее время его следует внимательно ограждать и беречь от стрессов, пока он не справится с таким состоянием посредством заботы и состояния защищенности, предоставляемой родителями.

Детки – разные, для каждого из них есть свои уязвимые стороны, и важно понимать потребности каждого, чтобы помочь избежать психологических травм, вырасти с ощущением уверенности. Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru/training/ дадут вам несравнимое преимущество - полное понимание психического своего ребенка, того подхода в воспитании, который будет для него наилучшим.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Часто молодые мамы сталкиваются с вопросом, как объяснить ребенку первого года жизни, что такое «нельзя». Дети растут и становятся более подвижными, а уж когда малыш начнет активно познавать окружающий его мир, вот тут и начинаются различные проблемы, ведь желание ребенка все потрогать, потянуть в рот - это вполне естественное любопытство и любознательность, генетически заложенная в нем природой.

Запреты в различных культурах

В системе воспитания ребенка слово «нельзя» играет важную роль. В разных культурах совершенно различный подход к запретам.

В Японии слово «нельзя» дети не слышат до пяти лет, однако это не означает, что там царит полная вседозволенность и разрешение делать все, что хочется. Просто там запрещают различными другими словами и объяснениями. То есть нельзя говорить именно слово «нельзя», но его можно заменить словом «опасно». Но и такая вседозволенность у японских детей резко ограничена временными рамками. В пять лет дети идут в младшую школу и попадают в довольно жесткие условия со словом «нельзя» и личность ребенка подвергается довольно жесткой ломке, поскольку японское общество регулируется достаточно жесткими рамками запретов и правил.

В Европе к воспитанию детей подход совершенно иной. Детям с раннего возраста прививается ограничения к некоторым действиям и ключевым как раз и является слово «нельзя».

Главное с запретами не переборщить, ведь если родителям дать волю, они каждую свою речь будут начинать со слова нельзя. Следует учитывать, что даже произнесенное один раз слово «нельзя» рождает в душе ребенка протест или негативную реакцию. Обусловлено это в первую очередь генетической памятью поколений, отрицательному отношению к тому слову, которое означает ограничение свободы, а также тем, что часто родители произносят слово «нельзя» не задумываясь над объяснениями причин своего запрета.

Родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.

Конечно, ни один родитель не желает своего ребенка видеть непослушным, необузданным и диким. Запреты должны быть, они социально обусловлены и необходимы. Но родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.

По книге

У Гиппенрейтер Ю.Б есть замечательная книга «Общаться с ребенком. Как?», в которой она превосходно описала четыре цветовые поведенческих зоны ребенка.

К зеленой зоне относятся все решения, которые ребенок может принять по собственному усмотрению. То есть с кем дружить и в какую игрушку играть.

К желтой зоне относятся действия ребенка, в которых ему разрешена относительная свобода, то есть ребенок, соблюдая некоторые правила, может сам контролировать свои действия. Например, по лужам можно ходить, но только в резиновых сапогах.

К оранжевой зоне относятся запреты, которые при определенных обстоятельствах могут быть нарушены. Например, если ребенка приучают спать в кроватке самого, но он напуган страшным сном, и тогда мама берет его к себе в кровать, но только до тех пор, пока он не успокоится.

И наконец, красная зона — именно к ней относятся все категорические «нельзя», которыми не пренебрегают ни при каких обстоятельствах. Это именно те ограничения и запреты, что связаны с причинением морального или физического вреда, как себе, так и другим. Именно в эту зону входят запреты играть с огнем, мучить животных, совать пальцы в розетку. Список запретов в данной зоне растет вместе с ребенком и приводит его к социальным запретам и серьезным моральным нормам.

Советы

Что касается запретов для детей самого маленького возраста, то конечно они должны быть, но ограничений и запретов должно быть не слишком много и они должны быть гибкими.

Важно помнить, что даже маленький ребенок способен понять, что вы от него хотите и почему. Ребенок также понимает себя, и понимает, чего хочет он и почему. А еще ребенок превосходно может проследить и понять причинно-следственные связи, то есть превосходно понять реакцию родителя на свое поведение. Даже маленький ребенок способен себя контролировать и принимать вполне осознанные решения своих действий. Что касается родителей, то они прекрасно могут отследить какие реакции ребенка, следуют на запрет сказанный будничным тоном по привычке, или строгим безапелляционным тоном.

Ребенку первого года жизни очень тяжело себя контролировать. Поэтому в данный период родителям крайне важно обеспечить безопасность ребенка, то есть поставить на розетки и шкафы и замки ограничители и заглушки, в этом случае часть запретов со словом «нельзя» отпадет сама собой. Главное в воспитании ребенка не привить ему дополнительные страхи, а воспитать думающую личность.

Маленькому ребенку необходимо объяснять почему «нельзя» на понятном ему языке, то есть используя понятные слова «кака», «вава», «чужое», «опасно», «горячо». Типичной является ситуация, когда ребенок перестает что-либо делать, если видит, как мама или папа грозят пальчиком и говорят «ай-яй-яй », но как только они отворачиваются, малыш спокойно принимается обрывать листики у цветочков или выполнять другое запрещаемое действие. Если мама часто говорит «вава», «больно» или «опасно» когда малыш падает, то это слово он хорошо запомнит, и запрещать опасные действия маленькому ребенку лучше всего фразой «нельзя, потому что больно будет».

Запреты должны быть последовательны и выполняться всегда и всеми членами семьи . Дети очень быстро понимают, что если «родители говорят нельзя, а добрая бабушка говорит можно, а если поплакать погромче, то и родители скажут можно, значит можно всегда». Поэтому запрет должен быть строгим и четким, и даже в ответ на слезы и крики малыша следует найти способ показать ему, что «нельзя» это нельзя, а не «можно, если поплакать и настоять на своем».

Если ребенок пытается делать какие-либо запрещенные действия, родителям лучше всего твердым голосом сказать ему запрещающую фразу и переключить внимание ребенка на что-либо другое. Чтобы не возникло желание потянуть и разбить вазу или оборвать листья у комнатного растения, лучше такие вещи поставить в недосягаемой для ребенка зоне, что сбережет и нервы родителей и уменьшит количество запрещенных действий.

Татьяна Скрягина
Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Родители - главные помощники на этом сложном пути. Так как объяснить своему малышу , что такое время , с чего следует начинать. Процесс это длительный, постепенный, нельзя ребенка торопить . Надо четко понимать – малыш живет в настоящем времени , для него прошлое и будущее отсутствуют. Все события в его памяти привязаны к другим, более запомнившимся, а не ко времени . Представим, что летом он несколько дней гостил в деревне у бабушки и получил массу новых впечатлений. Как он будет вспоминать, когда это было? Вы не услышите от него : «Летом я видел живую лошадку» . Скорее всего, это будет фраза о том, что когда он был у бабушки, то видел живую лошадку. Для маленького ребенка еще не существуют такие понятия - время года , месяц, неделя, сутки, или прошлое и будущее. В его памяти сохраняются взаимосвязанные события – когда был где-то и тогда видел или делал что-то.

Объяснить свойство времени проще всего , если начать со времени года и времени суток .

Вначале расскажите о том, что год - это следующие друг за другом зима, весна, лето и осень. Обязательно заострите внимание ребенка на том , что времена года сменяют друг друга, и каждый год повторяются. Малышу значительно проще все понять, если каждое время года будет связано в его мыслях с каким-то запомнившимся событием. Например, зимой бывает Новый год с подарками и много снега. Весной все вокруг становится зеленым от молодых листочков и травки, поют птицы. Обратите внимание ребенка на такие факты . Лето может запомниться обилием солнца, фруктов и ягод. А также походами в лес или на речку, купанием и сбором грибов. А осенью приходится одеваться теплее. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает, улетают птицы. Подберите мультфильмы о временах года , их просмотр значительно упростит процесс осмысления новой информации.

О времени суток объясните , что день всегда сменяет ночь. Понятие утра в сознании ребенка будет связано с такими событиями, как пробуждение, умывание, завтрак, сбор в ясли или детский садик. Днем можно играть, ходить на прогулку, потом обедать, и еще много интересных событий. Вечером всегда ужин и подготовка ко сну. Ночь для ребенка - время суток , когда он засыпает. Вначале может возникнуть путаница с ночью и наступлением нового дня у детей, которые спят после обеда. Родители, будьте терпеливы, постепенно ребенок поймет разницу .

Когда ребенок осознает , что такое год и сутки , и начнет легко ориентироваться в этих понятиях, можно объяснить разницу между часом , минутой и секундой. Хлопните в ладоши и расскажите про секунду - одно мгновение. Объясните , что в минуте 60 секунд и предложите похлопать в течение минуты. Ребенок должен понять , что в минуте много хлопков - секунд. Затем расскажите о часе, в котором 60 минут, а это долго. Подведите малыша к осознанию того, что за час можно успеть сделать очень многое, в отличие от секунды. Например, посмотреть любимый мультфильм и поиграть с конструктором .

Публикации по теме:

Что такое время? И где оно живет? Педагогический опыт. Занимательные истории и эксперименты для изучения понятия времени Предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги,материал, составленный как своеобразный отчет для родителей о наших открытиях, о новых знаниях,об.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель:дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Когда рождается ребенок, вся жизнь в семье подчинена только ему. Мама его кормит, с ним гуляет, трепетно охраняет его сон, лишая себя очень многого: занятий любимым делом, просмотров фильмов, походов в гости, общения с друзьями. Даже время, проведенное с мужем, урезается до минимума.

Ребенок очень быстро привыкает к тому, что он – самый главный в семье, и, подрастая, продолжает отнимать у родных львиную долю времени, хотя вполне может занять себя самостоятельно. Если мама работает за компьютером, шьет или пытается задремать, начинает забираться на колени, отбирать шитье, громко кричать, чтобы привлечь к себе внимание, и так далее. Обычно мама, вздыхая, откладывает работу до ночного времени, когда ненаглядное чадо уснет. И это совершенно неправильно.

Взрослые, как, впрочем, и сами дети, имеют право на личное пространство, с которым окружающим нужно считаться. Как это объяснить 3-4 летнему ребенку? Об этом рассказал кандидат психологических наук, доцент Елена Косыгина.

Чтобы объяснить ребенку, что такое личное пространство, нужно демонстрировать собственным поведением уважение родителей друг к другу и к самому ребенку. Слова никогда не принесут результата, если не будут подкреплены конкретными поступками. Например, папа отправляется на прогулку с ребенком, чтобы мама смогла днем немного отдохнуть, а мама прекращает слушать музыку, чтобы не мешать папе работать за компьютером. В понятие личного пространства входят и материальные вещи, и психологическая составляющая.

Личные вещи

Уже после годика ребенку нужно объяснять, что игрушечные ведерко и лопатка в песочнице принадлежат соседской девочке, потому брать их без проса нельзя. Точно так же нельзя заглядывать в мамину косметичку и папин портфель, рисовать на бумаге, которая лежит в папином ящике, и вытаскивать вещи из маминой тумбочки. Нельзя хватать мамин мобильный телефон – это не игрушка. Со своей стороны, родители не трогают коробку с игрушками ребенка, где он волен самостоятельно наводить порядок. Он знает, что может играть со своими игрушками так, как захочет. Но если ребенок часто откручивает головы куклам и колеса машинам, не следует немедленно покупать ему новые. Ребенок должен знать, что новую игрушку ему подарят только на день рождения. Так постепенно он научится беречь свои вещи и осознает понятия "мое" и "чужое".

Личное время

Родители уложили спать ребенка в девять вечера, закрыли дверь в его комнату и тихо смотрят интересный фильм. И тут раздается крик: "Мама, мне скучно! Иди сюда!" Мама немедленно бросает все, бежит к ребенку и начинает его развлекать: петь колыбельную или рассказывать сказку. Ситуация, знакомая многим. Или такой сюжет из жизни: мама, уставшая от домашних хлопот, садится за свое любимое вышивание. И тут ребенок начинает капризничать, требовать, чтобы мама читала ему книжку, лепила с ним из пластилина и так далее. В таких ситуациях отец ребенка должен объяснить, что мама сейчас занята своим любимым делом, и, если он тихонько поиграет со своим конструктором, мама вышьет очень красивый узор, а потом обязательно с ним почитает. Понятно, что ребенок будет от этого не в восторге, но, если каждый раз терпеливо объяснять ему, что маме нужно отдохнуть или заняться любимым делом, он привыкнет к мысли о том, что наступило "мамино время", а когда оно пройдет, мама снова будет с ним. Точно так же следует уважать время самого ребенка. Если он досматривает мультфильм, не стоит, к примеру, требовать немедленно идти купаться в ванную, а лучше подождать пару минут, пока мультфильм закончится. И объяснить ему, что мама дала ему возможность закончить свои дела, а затем просит переключиться на купание и так далее. Так он научится уважать свое и чужое время.

Личные границы

Мама говорит по телефону, а ребенок дергает ее за платье, кричит и отбирает телефон. А когда приходят гости и взрослые начинают беседовать, ребенок нахально вмешивается в разговор и начинает сам что-то громко рассказывать. Либо тычет прямо в лицо взрослым свои игрушки. Когда гости уйдут, следует объяснить, что его действия очень неприятны. Можно даже продемонстрировать, насколько это неприятно: в шутку сунуть игрушку в лицо ребенку или перебить его в тот момент, когда он что-то рассказывает. Так он на себе ощутит, что подобные поступки действительно неприятны, и в следующий раз не будет так делать.

Читайте также: ГДЕ ПОСТАВИТЬ ДЕТСКУЮ КРОВАТЬ?

Личная жизнь

Появление ребенка не должно отрицательно сказаться на личной жизни родителей. Ребенка лучше всего сразу приучать спать отдельно. Но если уж он с рождения спал вместе с мамой, то постепенно его следует "переселить" в собственную кроватку в отдельную комнату. Если не пугать детей всякими бабайками, им не будет страшно спать без света. Детей нужно обязательно хвалить за то, что они такие взрослые и самостоятельные, спят без мамы, а в кроватку можно положить мягкую игрушку, чтобы не было одиноко. По вечерам ребенку неплохо напоминать о том, зайчик уже заждался своего друга и скучает. Кроватка не может сама заснуть, если в ней нет его. Так ребенок привыкнет спать один и не будет мешать личной жизни папы и мамы.

Личное достоинство

Одна маленькая девочка соглашалась есть только при одном условии: вся семья должна была лечь на пол и "плавать", активно работая ногами и руками. Особенно это напрягало 70-летнюю бабушку, которой тяжело было ложиться и вставать с пола. В другой семье ребенок обожал кататься верхом на 80-летнем дедушке, который должен был на четвереньках ползать по всей квартире. Подобные игры любят многие дети, не понимая, что для взрослых они не приемлемы. А если бабушки-дедушки сопротивляются, дети могут их толкнуть или заявить: "Ты плохой". В таких ситуациях следует объяснить детям, что они обижают дедушку-бабушку, у которых болят ноги и руки. Нельзя позволять детям командовать взрослыми и унижать их достоинство. Родители должны научить детей корректности и терпимости, иначе в один прекрасный день они начнут бить "провинившихся" стариков и родителей. Но и бабушки-дедушки из огромной любви к внукам не должны идти у них на поводу и уметь мягко, но твердо сказать нет. Со своей стороны взрослым не следует унижать достоинство самих детей, особенно на глазах у соседских ребят: прилюдно на них кричать, обзывать или давать подзатыльники. Уважение личного достоинства может быть только взаимным.

Это общие рекомендации родителям, однако нужно учитывать особенности развития и психологическое состояние конкретного ребенка. У детей тревожного типа могут быть различные страхи, в частности, спать без света или самому находиться в комнате, поэтому от родителей потребуется больше терпения и времени на адаптацию ребенка в новых для него условиях. И еще следует помнить о том, что дети воспринимают родительские наставления и советы по-разному: кому-то достаточно просто объяснить, кому-то показать на примере, а есть дети, которым нужно все самим ощутить для полного понимания. Родительское любящее сердце всегда подскажет, как именно привить ребенку понимание личного пространства. В любом случае это делается постепенно, спокойно и с большим уважением к самому ребенку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!